- Большая Энциклопедия Нефти и Газа
- Экономическая независимость
- 1. Экономическая независимость
- 2.Стабильность и устойчивость
- 3.Способность к саморазвитию и прогрессу
- Национальные экономические интересы
- Экономическая независимость, зависимость и национальная и международная безопасность. Трактовка этих понятий и значение для практики международной торговли
Большая Энциклопедия Нефти и Газа
Экономическая независимость
Экономическая независимость отнюдь не означает свертываний номических связей развивающихся стран, их изоляцию от мир ( хозяйства. Среди советских авторов выявились определенные разя. В таком случае, поет Ml нию, можно говорить об относительной экономической самостоя. [1]
Экономическая независимость подразумевает самостоятельность Центрального банка при определении денежно-кредитной политики страны, участие государства в капитале Центрального банка и в распределении прибыли банка, возможность прямого или косвенного финансирования государственных расходов Центральным банком. Однако независимо от принадлежности капитала государству Центральный банк остается юридически самостоятельным, так как имущество Центрального банка, по общему правилу. [2]
Проблема накопления экономической независимости от империализма возможно лишь в меру преодоления экономической отсталости, для чего необходимо значительно повысить темпы роста национального производства и изменить его структуру. Но рост национального производства сдерживается возрастающей задолженностью освободившихся стран империалистическим державам. [3]
СУВЕРЕНИТЕТ ЭКОНОМИЧЕСКИЙ — экономическая независимость государства или региона, проявляющаяся в возможности самостоятельного, не навязанного управления собственной экономикой. [4]
В чем заключается политическая и экономическая независимость Центральных банков . [5]
Укрепление обороноспособности и экономической независимости нашей страны — одна из важнейших задач, которую следует учесть при планировании размещения промышленности и ее отдельных отраслей. [6]
Укрепление обороноспособности и экономической независимости нашей страны — одна из важнейших задач, которую следует учитывать при планировании размещения промышленности и ее отдельных отраслей. [7]
Наша борьба за полную политическую и экономическую независимость тесно связана с борьбой за установление подлинно демократического режима. Вместе со всеми прогрессивными силами мы боремся за уважение и расширение демократических свобод, за проведение выборов в национальный парламент, который бы разработал конституцию, руководствуясь тем, что всякая власть исходит от народа и что правительство ответственно перед народом и является исполнителем его воли. [8]
Для рыночных отношений характерны экономическая независимость товаропроизводителей , свободное ценообразование, конкуренция производителей и их ориентация на потребителя. [9]
Стремление освободившихся стран к экономической независимости от империализма, к социальному переустройству объективно способствует интересам развития мирового социализма. Это означает, что экономическое сотрудничество между двумя группами стран имеет прочную основу и широкие перспективы. Развитию экономических связей между ними способствует и то. С другой стороны, растущий мировой социалистический рынок предъявляет возрастающий спрос на традиционные товары экспорта освободившихся стран. Наконец, углублению и расширению связей между этими странами способствует планомерный характер развития экономики социалистических государств, в силу чего экономические отношения и соответствующие обязательства приобретают устойчивый характер. [10]
Стремление развивающихся стран к экономической независимости от империализма, к социальному переустройству объективно соответствует интересам социализма. Это означает, что быстро развивающееся экономическое сотрудничество между двумя группами стран имеет прочную основу и широкие перспективы. Развитию экономических связей между развивающимися и социалистическими странами способствует и то объективное обстоятельство, что созданная в социалистических странах индустриальная база позволяет им экспортировать в развивающиеся страны широкий круг промышленных изделий, в особенности средства производства, в которых эти страны остро нуждаются, а также оказывать им всестороннюю экономическую помощь. С другой стороны, мировой социалистический рынок предъявляет возрастающий спрос на традиционные товары экспорта развивающихся стран. Наконец, углублению и расширению связей между этими странами способствует планомерный характер развития экономики социалистических государств, в силу чего экономические отношения и соответствующие обязательства приобретают устойчивый характер. Это имеет для развивающихся стран большое значение, ибо позволяет изменять народнохозяйственные пропорции, производить реконструкцию всего народного хозяйства с расчетом на перспективу, при гарантированных рынках сбыта. Характерно, что значительная частывнешнеторго-вых поставок и взносов в счет погашения займов осуществляется развивающимися странами в виде продукции вновь созданных предприятий обрабатывающей промышленности. [11]
Стремление развивающихся стран к экономической независимости от империализма, к социальному переустройству объективно соответствует интересам социализма. Это означает, что быстро развивающееся экономическое сотрудничество между двумя группами стран имеет прочную основу и широкие перспективы. Развитию экономических связей между развивающимися и социалистическими странами способствует и то объективное обстоятельство, что созданная в социалистических странах индустриальная база позволяет им экспортировать IB развивающиеся страны широкий круг промышленных изделий, в особенности средства производства, в которых эти страны остро нуждаются, а также оказывать им всестороннюю экономическую помощь. С другой стороны, мировой социалистический рынок предъявляет возрастающий спрос на традиционные товары экспорта развивающихся стран. Наконец, углублению и расширению связей между этими странами способствует планомерный характер развития экономики социалистических государств, в силу чего экономические отношения и соответствующие обязательства приобретают устойчивый характер. Это имеет для развивающихся стран большое значение, ибо позволяет изменять народнохозяйственные пропорции, производить реконструкцию всего народного хозяйства с расчетом на перспективу, при гарантированных рынках сбыта. Характерно, что значительная часть внешнеторговых поставок и взносов в счет погашения займов осуществляется развивающимися странами в виде продукции вновь созданных предприятий обрабатывающей промышленности. [12]
Стремление освободившихся стран к экономической независимости от империализма, к социальному переустройству объективно соответствует интересам социализма. Это означает, что быстро развивающееся экономическое сотрудничество между двумя группами стран имеет прочную основу и широкие перспективы. Развитию экономических связей между этими странами способствует и то объективное обстоятельство, что созданная в социалистических странах индустриальная база позволяет им экспортировать в освободившиеся страны широкий круг промышленных изделий, в особенности средства производства, в которых эти страны остро нуждаются, а также оказывать им всестороннюю экономическую помощь. С другой стороны, мировой социалистический рынок предъявляет возрастающий спрос на традиционные товары экспорта этих стран. Наконец, углублению и расширению связей между этими странами способствует планомерный характер развития экономики социалистических государств, в силу чего экономические отношения и соответствующие обязательства приобретают устойчивый характер. Это имеет для освободившихся стран большое значение, ибо позволяет изменять народнохозяйственные пропорции, производить реконструкцию всего народного хозяйства с расчетом на перспективу, при гарантированных рынках сбыта. Характерно, что значительная часть внешнеторговых поставок и взносов в счет погашения займов осуществляется освободившимися странами в виде продукции вновь созданных предприятий обрабатывающей промышленности. [13]
Индустриализация необходима для обеспечения экономической независимости и укрепления обороноспособности страны. [14]
Среди всей системы национальной безопасности экономическая независимость играет решающую роль. [15]
Источник
1. Экономическая независимость
Экономическая независимость не носит абсолютного характера потому, что международное разделение труда делает национальные экономики взаимозависимыми друг от друга. В этих условиях экономическая независимость означает возможность контроля над национальными ресурсами, достижение такого уровня производства, эффективности и качества продукции, который обеспечивает её конкурентоспособность и позволяет на равных участвовать в мировой торговле, кооперационных связях и обмене научно-техническими достижениями.
2.Стабильность и устойчивость
Стабильность и устойчивость национальной экономики, предполагающие защиту собственности во всех её формах, создание надежных условий и гарантий для предпринимательской активности, сдерживание факторов, способных дестабилизировать ситуацию (борьба с криминальными структурами в экономике, недопущение серьезных разрывов в распределении доходов, грозящих вызвать социальные потрясения и т. д.).
3.Способность к саморазвитию и прогрессу
Способность к саморазвитию и прогрессу, что особенно важно в современном, динамично развивающемся мире. Создание благоприятного климата для инвестиций и инноваций, постоянная модернизация производства, повышение профессионального, образовательного и общекультурного уровня работников становятся необходимыми и обязательными условиями устойчивости и самосохранения национальной экономики.
Таким образом, экономическая безопасность государства — это совокупность условий и факторов, обеспечивающих независимость национальной экономики, её стабильность и устойчивость, способность к постоянному обновлению и самосовершенствованию.
Экономическая безопасность страны должна обеспечиваться, прежде всего, эффективностью самой экономики, то есть, наряду с защитными мерами, осуществляемыми государством, она должна защищать сама себя на основе высокой производительности труда, качества продукции и т. д.
Обеспечение экономической безопасности страны не является прерогативой какого-либо одного государственного ведомства, службы. Она должна поддерживаться всей системой государственных органов, всеми звеньями и структурами экономики.
Национальные экономические интересы
Определение национальных экономических интересов имеет первоочередное значение при создании системы экономической безопасности, которая является составляющей целостной системы национальной безопасности Украины, поскольку от этого зависит выработка эффективных средств их реализации и защиты.
Национальные экономические интересы (НЕИ) неотделимые от истории и традиций украинского народа, системы ведения хозяйства, менталитета, культурных и духовных ценностей.
Национальные экономические интересы — совокупность объективных экономических потребностей независимой страны, удовлетворение которых обеспечивает эффективное функционирование и устойчивое развитие ее экономической системы, а через нее и экономики.
Экономические интересы являются объективным выражением функционирования экономической сферы страны. Они выступают как ведущая составляющая системной совокупности национальных интересов, потому что экономическая сфера является базовой.
В целом национальные интересы в экономической сфере определяются необходимостью обеспечения благосостояния украинского народа и определению такого места в мировом разделении труда, международной торговли и финансах, которое бы отвечало ее природным, трудовым и интеллектуальным ресурсам, способствовало реализации потенциала большого европейского государства. Осуществление национальных экономических интересов возможно за счет консолидации усилий государства, общества, политических партий и движений, субъектов экономической деятельности, отсутствие которой следует рассматривать как самую главную из угроз национальной безопасности Украины. На современном этапе реализация экономических интересов нуждается в целом, в первую очередь, в остановке последующего разрушения экономики, достижения экономической стабильности и перехода к фазе экономического роста.
В роли выразителя и гаранта защиты НЕИ должно выступать государство. Однако в Украине до сих пор отсутствуют четко определены НЕИ, не сформированы в целостную систему.
Это дает возможность правительственным чиновникам разных уровней оправдывать любые свои действия, заверяя, что они полностью отвечают НЕИ. Такая ситуация (сколько чиновников — столько же и трактовок НЕИ), таит значительную угрозу экономической безопасности Украины.
Для проведения аналитической и прогнозной деятельности соответствующие государственные органы должны определять НЕИ, исследовать их взаимодействие, соотношение приоритетности, и тому подобное.
Можно применить следующую классификацию национальных экономических интересов:
Источник
Экономическая независимость, зависимость и национальная и международная безопасность. Трактовка этих понятий и значение для практики международной торговли
На современном этапе степень открытости национальных экономик несравненно выше, чем она была, например, в начале прошлого века. Это означает более тесное переплетение национальных экономик, углубление международной специализации и кооперации, более интенсивное перемещение товаров, услуг, технологий, капитала, рабочей силы. В результате формируются отношения взаимозависимости, а в отдельных случаях – зависимости, что актуализирует проблему экономической безопасности, как национальной, так и международной.
Для анализа этой проблемы необходимо раскрытие фундаментальных принципов, так называемых «опорных столбов» экономической безопасности, на которые значительное влияние оказывает внешняя торговля. Более того, ее рациональная структура является одним из этих принципов.
Для оценки рациональности структуры внешней торговли, также места и роли внешней торговли в развитии национальной экономики используется ряд показателей.
В современном мире наметилась устойчивая тенденция к неограниченному росту потребностей населения, удовлетворить которые становится все сложнее и сложнее. Справиться с этой задачей отдельно взятой национальной экономике, какой бы развитой она ни была, не под силу по причине ограниченности располагаемых факторов производства и специализации на производстве в рамках определенной номенклатуры товаров и услуг.
Однако даже если предположить, что внутри страны могут быть произведены все те товары и услуги, в которых нуждается население, это вовсе не означает, что они будут конкурентоспособными по цене, поскольку использование недостаточных (а значит, дорогостоящих) факторов производства будет увеличивать себестоимость продукции и, соответственно, цены.
Все это порождает необходимость торговли между странами, поскольку именно международная торговля дает возможность удовлетворить имеющиеся потребности в тех товарах и услугах, которые необходимы, но не производятся в силу сложившегося международного разделения труда внутри страны и по тем ценам, которые соответствуют ожиданиям потребителей.
Кроме того, международная торговля выступает необходимым инструментом удовлетворения «будущих» потребностей, когда в рамках экспортно-импортных операций на мировом рынке появляются принципиально новые товары и услуги. Их внедрение на мировой рынок всегда рискованно, поскольку они могут встретить как одобрение потребителей, если товар в состоянии отвечать перспективным, не осознаваемым ранее потребностям, так и их негативную реакцию, если он не соответствует представлениям покупателя о соотношении цены и качества или о принципиально новых потребительских свойствах товара.
Преимущества участия в международной торговле проявляются не только на уровне потребителей, но и на уровне производителей. Рамки международной торговли позволяют им выйти за пределы внутреннего рынка и найти новые рынки сбыта своей продукции. Однако участие в международной торговле означает для них не одни лишь дивиденды в форме прибыли, но и ожесточенную конкурентную борьбу, в которой выживает сильнейший. Только тот, кто перманентно усиливает свои конкурентные преимущества, основанные на лидерстве по издержкам, качеству, сервису и т.д., кто гибко реагирует на любые внешние воздействия, кто разрабатывает долгосрочную стратегию своего пребывания на рынке, просчитав все риски, только тот в состоянии удержать лидирующие позиции на мировом рынке и добиться успеха. Это означает, что международная торговля является инструментом расширения сферы влияния и получения дополнительной прибыли за счет преодоления национально-таможенных границ, но только для тех, кто в состоянии наиболее эффективно удовлетворить потребности населения.
Выступая естественным фильтром для некачественных или неконкурентоспособных товаров, международная торговля позволяет, с одной стороны, предложить потребителям наиболее перспективные с их точки зрения товары в более широком ассортименте, а с другой – завоевать производителям новые рынки сбыта за пределами внутреннего рынка при условии постоянного самосовершенствования, повышения устойчивости бизнеса на основе, в том числе международной кооперации и сотрудничества.
Развитие и углубление международного разделения труда, масштабов и роли международных экономических отношений ставят на практические рельсы проблему усиления взаимозависимости стран.
Учитывая тот факт, что на сегодняшний день в той или иной мерe любая страна оказывается втянутой в систему мирохозяйственных связей, государств с полной экономической независимостью не существует. Ориентация только на внутренние источники роста чревата снижением темпов экономического роста и уровня общественного и личного благосостояния.
Только участие в международном разделении труда, оптимизирующее использование собственных и привлеченных факторов производства, позволяет создавать продукцию, которая в состоянии не только удовлетворить спрос на внутреннем рынке, но и стать объектом международной торговли.
Однако в условиях развития внешнеторговых связей между странами возможно возникновение проблемы экономической зависимости, когда доминирующее положение того или иного поставщика товаров и услуг становится источником злоупотреблений и создает угрозу национальной и международной безопасности страны-партнера.
Национальная экономическая безопасность рассматривается в контексте обеспечения совокупности внутренних факторов устойчивого экономического и социального развития национального хозяйства.
В свою очередь, международная экономическая безопасность связана с обеспечением внешних и внутренних факторов устойчивого экономического и социального развития национального хозяйства.
Чтобы снять угрозу экономической безопасности, целесообразно перейти от отношений зависимости от внешнеторгового партнера к отношениям взаимозависимости на основе формирования прочной взаимосвязи стран в рамках МЭО и взаимодействия национальных экономик. Для этого целесообразно расширить свое внешнеторговое сотрудничество, увеличив число стран-поставщиков импортируемой продукции, что определенным образом обострит конкурентную борьбу между ними и позволит устранить злоупотребления во внешнеторговой сфере.
Однако участие во внешней торговле порождает и другие угрозы, разрушающие основы экономической безопасности.
К числу этих основ, своеобразных «опорных столбов» экономической безопасности можно отнести:
1. Способность экономики функционировать в режиме расширенного воспроизводства, наличие в стране достаточно развитых отраслей и производств, имеющих жизненно важное значение для государства как в обычных, так и в экстремальных условиях. Независимо от внешнего воздействия они должны быть способны обеспечивать процесс воспроизводства.
Экспорт продукции связан с поиском новых рынков сбыта и способствует расширению производства, что означает дополнительные рабочие места. Кроме того, выход на внешние рынки означает необходимость совершенствования выпускаемой продукции в сфере потребительских свойств, что стимулирует развитие отраслей обрабатывающей промышленности, а также в сфере снижения издержек производства, что оптимизирует как сам производственный процесс, что связано с более эффективным использованием факторов производства, так и управление им и стимулирует разработку и внедрение новейших техники и технологий.
В то же время массовый приток продукции иностранного происхождения в состоянии создать предпосылки для закрытия ряда предприятий, которые не могут противостоять ужесточению конкурентной борьбы в силу своей низкой конкурентоспособности и высокой чувствительности к любому негативному для них изменению конкурентной среды, что, соответственно, угрожает экономической безопасности страны.
2. Достойный уровень жизни населения и возможность его сохранения. Нельзя допустить выхода показателей уровня бедности (по оценкам специалистов, порог абсолютной бедности не должен превышать 10%), имущественной дифференциации населения и безработицы за границы, максимально допустимые с позиции социально-политической стабильности общества.
Так, например, в РФ коэффициент Джини, характеризующий степень отклонения фактического объема распределения доходов населения от линии их равномерного распределения, в середине 1980-х гг. составлял порядка 25 %, а в годы реформирования он приблизился к 5 %, что соответствует уровню дифференциации доходов населения в латиноамериканских странах.
Одно из необходимых условий экономической безопасности – достаточность питания в соответствии с рациональными нормами потребления, доступность для населения образования, медицинского обслуживания, культуры, тепло- и водоснабжения, транспорта, связи, коммунальных услуг, а также нормальное состояние окружающей среды.
Данное условие экономической безопасности также необходимо рассматривать с позиции выгод, которые несет в себе экспорт и импорт.
Как уже отмечалось выше, возможность расширения рынка сбыта своей продукции за счет участия в международной торговле (при условии высокой конкурентоспособности предлагаемых к реализации товаров и услуг) стимулирует расширение производства, что снижает уровень безработицы, а значит, увеличивает уровень общественного благосостояния населения.
В то же время импорт продукции позволяет обеспечить доступ к более широкой номенклатуре товаров и услуг по более низким ценам, что, во-первых, означает более полное удовлетворение потребностей населения, а во-вторых, экономию расходов.
Однако, с другой стороны, появление на внутреннем рынке конкурентоспособных товаров (неконкурентоспособные просто не нашли бы своего покупателя) способствует сворачиванию неконкурентоспособных производств и росту безработицы и социальной напряженности, что негативно влияет на уровень жизни населения в целом и также создает угрозу экономической безопасности страны.
3. Стабильность финансовой системы, определяемая уровнем дефицита бюджета, стабильностью цен, нормализацией финансовых потоков и расчетных отношений, устойчивостью банковской системы и национальной валюты, степенью защищенности вкладчиков, размерами золотовалютного запаса, развитием финансового рынка и рынка ценных бумаг.
Участие в международной торговле оказывает влияние и на стабильность валютно-финансовой системы. Учитывая тот факт, что доходная часть государственного бюджета формируется, в том числе за счет таможенных пошлин и сборов, взимаемых с товаров при экспорте, импорте и транзите, то сокращение взаимного товарооборота (по разным причинам) между странами в состоянии сократить эту статью доходов бюджета и создать угрозу экономической безопасности страны.
Наиболее нагляден в данном случае пример с РФ, в рамках национальной экономики которой прослеживается четкая взаимосвязь между поступлениями от экспорта энергоносителей и сырья и размерами Стабилизационного фонда, золотовалютных резервов и, несомненно, сбалансированностью государственного бюджета. Сокращение экспорта этих позиций или снижение цен Ир них будет выступать дестабилизирующим фактором для отечественной валютно-финансовой системы и угрозой экономической безопасности страны.
Кроме того, импорт может осуществляться по демпинговым ценам вне зависимости от того, идет ли речь о товарном или валютном демпинге, что выступает дестабилизирующим фактором в области ценообразования и служит источником дополнительной угрозы для национальной экономики.
4. Рациональная структура внешней торговли, обеспечивающая доступ отечественных товаров перерабатывающей промышленности на внешний рынок, поддержание максимально допустимого уровня удовлетворения внутренних потребностей за счет импорта.
Для определения этой структуры, выявления ее проблем, создающих угрозу экономической безопасности страны, и выработки мер по ее оптимизации, а также для оценки роли собственно внешней торговли в развитии национальной экономики используется система показателей, о которых речь пойдет ниже.
Источник