Мировая экономика: конспект лекций
Мария Писарева
Конспект лекций соответствует требованиям Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования. Доступность и краткость изложения позволяют быстро и легко получить основные знания по предмету, подготовиться и успешно сдать зачет и экзамен. Дается представление о сущности мировой экономики и механизме ее функционирования, освещаются проблемы международного разделения труда, анализируются тенденции развития мировой экономики на современном этапе, раскрываются сущность и фактор глобализации мирового хозяйства, рассматривается природно-ресурсный и человеческий потенциал, характеризуется отраслевая структура мирового хозяйства. В издании представлена классификация стран по уровню социально-экономического развития, изложена проблема неравномерности, а также описаны глобальные проблемы современности. Для студентов экономических вузов и колледжей, а также тех, кто самостоятельно изучает данный предмет.
Оглавление
- ЛЕКЦИЯ № 1. Понятие и сущность мирового хозяйства и международных экономических отношений
- ЛЕКЦИЯ № 2. Этапы развития современного мирового хозяйства. Тенденция развития мировой экономики
- ЛЕКЦИЯ № 3. Субъекты мирового хозяйства. Критерии выделения: уровень экономического развития, социальная структура экономики.
- ЛЕКЦИЯ № 4. Новые индустриальные страны, нефтедобывающие страны, наименее развитые страны. Особое место группы\ лидеров.
Приведённый ознакомительный фрагмент книги Мировая экономика: конспект лекций предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.
ЛЕКЦИЯ № 3. Субъекты мирового хозяйства. Критерии выделения: уровень экономического развития, социальная структура экономики, тип экономического развития, уровень и характер внешнеэкономических связей
1. Три группы стран: развитые, развивающиеся и с переходной экономикой
На основании разнообразных критериев в мировом хозяйстве выделяется определенное количество подсистем. Наиболее крупными подсистемами, или мегасистемами, являются три группы национальных экономик:
1) промышленно развитые страны;
2) страны переходного периода;
3) развивающиеся страны.
2. Группа развитых стран
В группу развитых (промышленно развитых стран, индустриальных) входят государства, имеющие высокий уровень социально-экономического развития, преимущественное преобладание рыночной экономики. ВВП на душу населения по ППС составляет не менее 12 тыс. долларов по ППС.
В число развитых стран и территорий, по мнению Международного валютного фонда, входят США, все страны Западной Европы, Канада, Япония, Австралия и Новая Зеландия, Южная Корея, Сингапур, Гонконг и Тайвань, Израиль. ООН присоединяет к ним Южно-Африканскую Республику. Организация экономического сотрудничества и развития добавляет к их числу Турцию и Мексику, хотя это скорее всего развивающиеся страны, но они вошли в это число по территориальному признаку.
Таким образом, около 30 стран и территорий включают в число развитых стран. Возможно, после официального присоединения к Европейскому союзу Венгрии, Польши, Чехии, Словении, Кипра и Эстонии эти страны также будут включены в число развитых стран.
Существует мнение, что в ближайшем будущем в группу развитых стран войдет и Россия. Но ей для этого необходимо пройти долгий путь преобразования своей экономики в рыночную, увеличить ВВП хотя бы до дореформенного уровня.
Развитые страны — это главная группа стран в мировом хозяйстве. В этой группе стран выделяют «семерку» с наибольшим объемом ВВП (США, Япония, Германия, Франция, Великобритания, Канада). Более 44 % мирового ВВП приходится на эти страны, в том числе на США — 21, Японию — 7, Германию — 5 %. Большинство развитых стран являются членами интеграционных объединений, из которых наиболее мощными являются Европейский союз (ЕС) и Североамериканское соглашение о свободной торговле (НАФТА).
3. Группа развивающихся стран
Группа развивающихся стран (менее развитых, слаборазвитых) — это самая многочисленная группа (около 140 государств, расположенных в Азии, Африке, Латинской Америке и Океании). Это государства с низким уровнем экономического развития, но с рыночной экономикой. Несмотря на довольно значительное число этих стран, а для многих из них характерны большая численность населения и немалая территория, на них приходится всего лишь 28 % мирового ВВП.
Нередко группу развивающихся стран называют третьим миром, и она неоднородна. Основу развивающихся стран составляют государства со сравнительно современной структурой экономики (например, некоторые страны Азии, особенно Юго-Восточной, и страны Латинской Америки), большим ВВП на душу населения, высоким индексом человеческого развития. Из них выделяют подгруппу новых индустриальных стран, которые в последнее время демонстрируют очень высокие темпы экономического роста.
Они смогли сильно сократить свое отставание от развитых стран. К сегодняшним новым индустриальным странам можно отнести: в Азии — Индонезию, Малайзию, Таиланд и другие, в Латинской Америке — Чили и другие Южно — и Центральноамериканские страны.
В особую подгруппу выделяют страны, являющиеся экспортерами нефти. Костяк этой группы составляют 12 участников Организации стран — экспортеров нефти (ОПЕК).
Отсталость, отсутствие богатых запасов полезных ископаемых, а в некоторых странах и выхода к морю, неблагоприятная внутриполитическая и социальная обстановка, военные действия и просто засушливый климат определяют в последние десятилетия рост числа стран, относимых к подгруппе наименее развитых. В настоящее время их 47, в том числе 32 расположены в Тропической Африке, 10 — в Азии, 4 — в Океании, 1 — в Латинской Америке (Гаити). Главная проблема этих стран — не столько в отсталости и бедности, сколько в отсутствии ощутимых экономических ресурсов для их преодоления.
4. Группа стран с переходной экономикой
К этой группе относят государства, осуществляющие переход от административно-командной (социалистической) экономики к рыночной (поэтому их часто называют постсоциалистическими). Такой переход происходит с 1980—1990-х гг.
Такими являются 12 стран Центральной и Восточной Европы, 15 стран бывших советских республик, а также Монголия, Китай и Вьетнам (две последние страны формально продолжают строить социализм)
На страны с переходной экономикой приходится около 17–18 % мирового ВВП, в том числе на страны Центральной и Восточной Европы (без Балтии) — менее 2 %, бывшие советские республики — более 4 % (в том числе на Россию — около 3 %), Китай — около 12 %. В этой самой молодой группе стран можно выделить подгруппы.
В одну подгруппу можно объединить бывшие советские республики, которые сейчас объединены в Содружество Независимых Государств (СНГ). Таким образом, такое объединение приводит к реформированию экономики этих стран.
В другую подгруппу можно объединить страны Центральной и Восточной Европы, страны Балтии. Для этих стран свойствен радикальный подход к реформам, стремление войти в ЕС, относительно высокий уровень развития большинства из них.
Но из-за сильного отставания от лидеров этой подгруппы Албании, Болгарии, Румынии и республик бывшей Югославии их целесообразно включать в первую подгруппу.
Китай и Вьетнам можно выделить в отдельную подгруппу. Низкий уровень социально-экономического развития в настоящее время быстро повышается.
Из многочисленной группы стран с административно-командной экономикой к концу 1990-х гг. остались только две страны: Северная Корея и Куба.
Источник
Показатели уровня экономического развития страны
Разнообразное сочетание факторов производства и условий развития различных стран не позволяет оценивать уровень экономического развития с какой-то одной точки зрения. Для этого используют целый ряд основных показателей.
Показатели уровня экономического развития страны:
1. ВВП/ВНП на душу населения.
Это ведущий показатель при анализе уровня экономического развития. Он положен в основу международных классификаций, подразделяющих страны на развитые и развивающиеся. В некоторых развивающихся странах (например, в Саудовской Аравии) показатель ВВП на душу населения находится на высоком уровне, соответствующем развитым индустриальным странам, однако по совокупности других показателей (отраслевая структура экономики, производство основных видов продукции надушу селения и др.) такие страны не могут быть отнесены к категории развитых.
В группе развитых стран этот показатель составляет в среднем 25000 долл., для развивающихся стран и стран с переходной экономикой равнялась 1250 долл. (в т.ч. Россия – 4 тыс. долл.).
2. Отраслевая структура национальной экономики.
Ее анализ проводится на основе показателя ВВП, подсчитанного по отраслям. Прежде всего, учитывается соотношение между крупными народнохозяйственными отраслями материального и нематериального производства. В развитых странах преобладает сфера услуг, на которую приходится более 60% ВВП. В развивающихся государствах наибольший удельный вес занимают сельское хозяйство и добывающая промышленность. В переходных экономиках растет доля сферы услуг и снижается доля промышленности и сельского хозяйства.
Важное значение имеет и исследование структуры отдельных отраслей. Так, отраслевой анализ обрабатывающей промышленности показывает, какой удельный вес в ней занимают машиностроение и химия, т.е. отрасли, обеспечивающие научно-технический прогресс. Велика диверсификация ведущих отраслей. Например, количество машиностроительных отраслей и производств индустриально развитых странах мира достигает 150-200 и более, и лишь 10-15 — в странах с относительно низким уровнем экономического развития.
3. Производство основных видов продукции на душу населения (уровень развития отдельных отраслей).
Рассматриваются показатели производства некоторых основных видов продукции, являющихся базисными для развития национальной экономики; они позволяют судить о возможностях удовлетворения потребностей страны в этих основных видах продукции.
— Производство электроэнергии на душу населения.
Электроэнергетика лежит в основе развития всех видов производств, и, следовательно, за этим показателем скрываются и возможности технического прогресса, и достигнутый уровень производства, и качества товаров, и уровень услуг и т.п. Соотношение по этому показателю в настоящее время между развитыми странами и наименее развитыми составляет 500:1, а иногда и более.
— Выплавку стали и производство проката, металлорежущих станков, автомобилей, минеральных удобрений, химических волокон, бумаги и ряда иных товаров.
Выплавка стали в России составляет 408 кг на душу населения (в США – 366 кг; в Японии – 839 кг; в Германии – 566 кг; в Польше – 272 кг), производство химических волокон – 1,1 кг (в США – 17,1 кг; в Японии – 14,3 кг; в Германии – 13 кг; Польше – 2,5 кг), производство автомобилей на 1000 человек составляет – 7,1 шт. (в США – 20,7 шт.; в Японии – 65,9 шт.; в Германии – 66,7 шт.; в Польше – 13,8 шт.). По выплавке стали и чугуна Россия занимает 4 место в мире, по производству автомобилей – 11, бумаги и картона – 14.
— Производство в стране на душу населения основных видов продуктов питания: зерна, молока, мяса, сахара, картофеля и др.
Сопоставление этого показателя, например, с рациональными нормами потребления этих продуктов питания, разработанными продовольственной и сельскохозяйственной организацией ООН — ФАО или национальными институтами, позволяет судить о степени удовлетворения потребностей населения в продуктах питания собственного производства, о качестве пищевого рациона и т.п.
Производство зерна на душу населения составляет в России – 590 кг (в США – 1254 кг; в Японии – 102 кг; в Германии – 559 кг; Польше – 586 кг), картофеля – 242 кг (в США – 163 кг; в Японии – 23 кг; в Германии – 161 кг; Польше – 627 кг), мяса – 31 кг (в США – 113 кг; в Японии – 24 кг; в Германии – 74 кг; Польше – 77 кг). По производству зерна Россия занимает 5 место в мире, мяса – 8, картофеля – 2.[2]
— Производство на душу населения непродовольственных товаров: тканей, одежды, обуви, трикотажа и др.
Производство обуви на душу населения в нашей стране составляет 0,3 пары (в США – 0,4 пары; в Японии – 0,3 пары; в Германии – 0,4 пары; в Польше – 1,3 пары), производство шерстяных тканей – 0,4 м 2 , хлопчатобумажных – 14,5 м 2 (в США – 0,2 и 13,5 м 2 ; в Японии – 1,6 и 6,1 м 2 ; в Германии – 1,0 и 5,8 м 2 ; в Польше – 0,8 и 5,1 м 2 ).[3]
— Производство в стране на 1000 человек населения или на среднестатистическую семью ряда товаров длительного пользования: (холодильников, стиральных машин, телевизоров, легковых автомобилей, видеоаппаратуры, персональных компьютеров и др.).
Россия значительно уступает по этим показателям развитым государствам. Например, по числу телевизоров на 100 семей (отставание от США в 1,7 раза, от ФРГ – в 1,2 раза). В России на 100 семей приходится 126 телевизоров (в США – 240, Японии – 222, Германии – 140, Польше – 133), 113 холодильников (в США – 124, Японии – 127, Германии – 130, Польше – 124), 27 легковых автомобилей (в США – 85, Японии – 130, Германии – 97, Польше – 33).[4]
4. Уровень и качество жизни населения.
Уровень жизни населения страны в значительной степени характеризуется следующими показателями:
— Структура ВВП по использованию.
Особенно важен анализ структуры частного конечного потребления (личных потребительских расходов). Большая доля в потреблении товаров длительного пользования и услуг свидетельствует о более высоком уровне жизни населения и, следовательно, более высоком общем уровне экономического развития страны. По оценкам 60% россиян тратят на питание более 50% денежных доходов. Для сравнения население Японии расходует на питание в среднем 15,5%, Германии – 12,4%, Швеции – 11,8%, США – 8,7%.
— Состояние трудовых ресурсов: средняя продолжительность жизни, уровень образования населения, потребление на душу населения основных продуктов питания, уровень квалификации трудовых ресурсов, доля расходов на образование в ВВП и пр.
Ожидаемая продолжительность жизни россиян достигла своего наименьшего значения в 1994 г. – 64 года, в 1997 г. она увеличилась до 66,9 года, в 2001 – снизилась до 65 лет. В странах третьего мира этот показатель–62 года, в развитых–75 лет. Ожидаемая продолжительность жизни мужчин в России на 12 лет ниже, чем продолжительность жизни женщин. По данным ООН, такой большой разницы нет ни в одной из развитых стран (в Японии она составляет 6 лет, в США и Испании – 7, в Великобритании, Швеции, Греции – всего 5 лет).
Уровень грамотности среди взрослого населения в России составляет 99,6% и является самым высоким в мире, среднее образование имеет 95% населения. Для сравнения: данный показатель в Германии – стране с самым высоким уровнем образования в ЕС – 78%, в Великобритании – 76%, в Испании – 30%, в Португалии – меньше 20%.[6] Обобщающим индикатором уровня культуры в мировом сообществе принято считать среднее число лет обучения населения. В Северной Америке и Западной Европе этот показатель превышает 11-12 лет, т.е. примерно на 1/3 выше чем в РФ.
Потребление основных продуктов питания на душу населения также является одним из важнейших показателей, характеризующих уровень жизни населения. Например, потребления мяса и мясопродуктов в России составляет 43 кг в год на душу населения (США – 120 кг, Япония – 44 кг, Германия – 88 кг, Польша – 61 кг); рыбы и рыбопродуктов – 11 кг (США – 11 кг, Япония – 58 кг, Германия – 14 кг, Польша – 10 кг); фруктов и ягод – 37 кг (США – 106 кг, Япония – 60 кг, Германия – 79 кг, Польша – 119 кг); картофеля – 122 кг (США – 59 кг, Япония – 102 кг, Германия – 73 кг, Польша – 132 кг).[7]
— Развитие сферы услуг: численность населения на 1 врача; численность населения на 1 больничную койку; обеспеченность населения жильем, бытовыми приборами и пр.
В России на 1 врача приходится 212 чел. (в США – 382 чел., Японии – 530 чел., Германии – 286 чел., Польше – 442 чел.); на 1 больничную койку – 87 чел. (в США – 278 чел., Японии – 68 чел., Германии – 120 чел., Польше – 195 чел.).
Комбинированные индексы позволяют представить уровень качества жизни в виде обобщающего показателя. В целях международных сопоставлений используют так называемый индекс развития человеческого потенциала (ИРЧП), или сокращенно — индекс человеческого развития (ИЧР) индекс развития человеческого потенциала содержит четыре проблемы и измеряется тремя показателями.
Среди основных показателей, определяющих индекс развития человеческого потенциала выделяют ожидаемую продолжительность жизни, уровень образования, реальный валовой национальный продукт на душу населения. Значение индекса колеблется в пределах от 0 до 1. Считается, что страны с ИЧР ниже 0,5 имеют низкий уровень человеческого развития, если показатель колеблется между 0,5 и 0,8 – средний уровень, если превышает 0,8 – высокий уровень.
В Докладе о развитии человека, изданном ПРООН в 2002 г. приводятся индексы развития человеческого потенциала в 173 странах мира, рассчитанные за 2000 г. Лидирующую позицию занимает Норвегия (ИРЧП составляет 0,942), второе место в рейтинге принадлежит Швеции (0,941), третье – Канаде (0,940); на шестом месте находится США (0,939). Самый низкий показатель ИРЧП имеет Сьерра-Лионе (0,275). Россия, согласно данным ПРООН, находилась в 2000 г. в группе стран со средним ИРЧП и занимала 60-е место в списке (0,781). По данному показателю нашу страну опережают Панама (0,787), Белоруссия (0,788), Мексика (0,796), Уругвай (0,831)
5. Показатели экономической эффективности.
Эта группа показателей в наибольшей степени характеризует уровень экономического развития, так как показывает – прямо или косвенно – качество, состояние и уровень использования капитала страны, трудовых ресурсов.
Основными показателями экономической эффективности являются:
— Производительность труда (в целом, по промышленности и сельскому хозяйству, по отдельным отраслям и видам производства).
Производительность труда показывает выработку продукции (ВВП) одного работника и рассчитывается как отношение совокупного продукта (ВВП) и количества занятых. Часовая производительность труда в России ниже, чем в Италии в 4 раза, Франции – в 3,8 раза, США – в 3,6 раза, Японии и Германии – в 2,8 раза.[8]
— Капиталоемкость единицы ВВП или конкретного вида продукции.
Капиталоемкость показывает, сколько капитальных ресурсов затрачивается на 1 ден. ед. конечной продукции и рассчитывается как отношение величины, затраченного капитала, к совокупному продукту (ВВП).
— Фондоотдача единицы основных фондов.
Фондоотдача показывает, сколько рублей продукции получено с 1 ден. ед. основных фондов и рассчитывается как отношение стоимости произведенной за год продукции (ВВП) к стоимости основных производственных фондов.
— Материалоемкость единицы ВВП или конкретных видов продукции.
Материалоемкость показывает, сколько сырья и материалов затрачивается на 1 ден. ед. конечной продукции и рассчитывается как отношение затрат сырья и материалов к совокупному продукту (ВВП).
Следует подчеркнуть, что уровень экономического развития страны — это понятие историческое. Каждый этап развития национальной экономики и всего мирового сообщества в целом вносит те или иные изменения в состав его основных показателей. Несмотря на все попытки сформулировать агрегатный показатель эффективности функционирования национальной экономики, который отражал бы и уровень экономического развития страны, такой показатель не создан в связи с многочисленными трудностями сведения воедино стоимостных и натуральных величин, затрат квалифицированного и неквалифицированного труда и пр.
Источник