Критерии выделения новых индустриальных стран
ЛЕКЦИЯ № 4. Новые индустриальные страны, нефтедобывающие страны, наименее развитые страны. Особое место группы\ лидеров развивающегося мира: новых индустриальных стран и стран – членов ОПЕК
В структуре развивающихся стран 1960—80-е гг. XX в. являются периодом глобальных изменений. Из их среды выделяются так называемые «новые индустриальные страны (НИС)». НИС на основании определенных признаков отличают из основной массы развивающихся стран. Особенности, отличающие «новые индустриальные страны» от развивающихся стран, разрешают говорить о появлении особой «новоиндустрильной модели» развития. Эти страны являются своеобразными примерами развития для многих государств как в отношении внутренней динамики народного хозяйства, так и в отношении внешнеэкономической экспансии. К НИС относят четыре азиатские страны, так называемые «малые драконы Азии» – Южную Корею, Тайвань, Сингапур, Гонконг, а также НИС Латинской Америки – Аргентину, Бразилию, Мексику. Все эти страны – это НИС первой волны или первого поколения.
Затем за ними идут НИС последующих поколений:
1) Малайзия, Таиланд, индия, Чили – второе поколение;
2) Кипр, Тунис, Турция, Индонезия – третье поколение;
3) Филиппины, южные провинции Китая – четвертое поколение.
В результате возникают целые зоны новоиндустриальности, полюса экономического роста, распространяющие свое влияние прежде всего на близлежащие регионы.
Организация Объединенных Наций выделяет критерии, по которым те или иные государства относятся к НИС:
1) размер ВВП на душу населения;
2) среднегодовые темпы его прироста;
3) удельный вес обрабатывающей промышленности в ВВП (он должен быть более 20 %);
4) объем экспорта промышленных изделий и их доля в общем вывозе;
5) объем прямых инвестиций за рубежом.
По всем этим показателям НИС не только выделяются на фоне других развивающихся стран, но и зачастую превосходят подобные показатели ряда промышленно развитых стран.
Значительное повышение благосостояния населения определяет высокие темпы роста НИС. Низкий уровень безработицы является одним из достижении НИС Юго-Восточной Азии. В середине 1990-х г. четыре «малых дракона», а также Таиланд и Малайзия являлись странам с самой низкой безработицей в мире. Они показали отстающий уровень производительности труда по сравнению с промышленно развитыми странами. В 1960-е г. по такому пути пошли некоторые страны Восточной Азии и Латинской Америки – НИС.
Эти страны активно использовали внешние источники экономического роста. К ним прежде всего можно отнести свободное привлечение иностранных капиталов, техники и технологии из промышленно развитых стран.
Основные причины выделения НИС из остальных стран:
1) в силу ряда причин некоторые НИС оказались в сфере особых политических и экономических интересов промышленно развитых стран;
2) на развитие современной структуры экономики НИС большое влияние оказали прямые инвестиции. Прямые инвестиции в экономику НИС занимают 42 % прямых капиталистических вложений в развивающиеся страны. Основным инвестором является США, а потом Япония. Японские инвестиции содействовали индустриализации НИС и увеличению конкурентоспособности их экспорта. Особенно заметную роль они сыграли в метаморфозе НИС в крупных экспортеров продукции обрабатывающей промышленности. Для НИС Азии характерно то, что капитал устремлялся главным образом в обрабатывающую промышленность и сырьевые отрасли. В свою очередь капитал латиноамериканских НИС направлялся в торговлю, сферу услуг, обрабатывающую промышленность. Свободная экспансия зарубежного частного капитала привела к тому, что в НИС фактически нет ни одной отрасли экономики, где не было бы иностранного капитала. Доходность инвестиций в азиатские НИС заметно превосходит подобные возможности в латиноамериканских странах;
3) «азиатские» драконы были намерены принимать эти изменения международной экономической конъюнктуры и употреблять их в своих целях.
Значительную роль в привлечении транснациональных корпораций сыграли следующие факторы:
1) удобное географическое положение НИС;
2) формирование почти во всех НИС автократических или близких к таковым политических режимов, лояльных к промышленно развитым странам. Иностранным инвесторам обеспечивалась высокая степень гарантий безопасности их инвестиций;
3) такие неэкономические факторы, как трудолюбие, старательность, дисциплинированность населения НИС Азии сыграли значительную роль.
Все страны по уровню экрнрмического развития можно распределить на три категории. Особо выделяют страны импортеры и экспортеры нефти.
В группу стран с высокими доходами на душу населения, которые характерны для промышленно развитых стран, входят Бруней, Катар, Кувейт, Эмираты.
В группу стран со средними показателями ВВП на душу населения объединяют в основном страны-нефтеэкспортеры и новые индустриальные страны (к ним относятся страны, доля обрабатывающей промышленности в ВВП которых составляет не менее 20 %)
Группа нефтеэкспортеров имеет подгруппу, состоящую из 19 государств, экспорт нефтепродуктов которых превышает 50 %.
В этих странах первоначально была создана материальная основа, а только потом дан простор для развития капиталистических производственных отношений. В них сформировался так называемый рентный капитализм.
Организация стран-экспортеров нефти (ОПЕК) была основана в сентябре 1960 г. на конференции в Багдаде (Ирак). ОПЕК учредили пять богатых нефтью развивающихся государств: Иран, Ирак, Кувейт, Саудовская Аравия, Венесуэла.
К этим странам впоследствии присоединились восемь других: Катар (1961 г.), Индонезия и Ливия (1962 г.), ОАЭ (1967 г.), Алжир (1969 г.), Нигерия (1971 г.), Эквадор (1973 г.), и Габон (1975 г.). Однако два незначительных производителя – Эквадор и Габон – отказались от членства в этой организации в 1992 и 1994 гг. соответственно. Таким образом, настоящий ОПЕК объединяет 11 стран-участниц. Штаб-квартира ОПЕК находится в Вене. Устав Организации был принят в 1961 г. на январской конференции в Каракасе (Венесуэла). В соответствии с 1-й и 2-й статьями Устава Опек представляет собой «постоянную межправительственную организацию», основными задачами которой являются:
1) координация и унификация нефтяной политики стран-участниц и определение оптимальных способов (индивидуальных и коллективных) по защите их интересов;
2) изыскание путей и способов, обеспечивающих стабильность цен на мировых нефтяных рынках с целью исключения пагубных и нежелательных ценовых колебаний;
3) соблюдение интересов стран-производителей и обеспечение им устойчивых доходов;
4) эффективное, экономически целесообразное и регулярное снабжение нефтью стран-потребителей;
5) обеспечение инвесторам, направляющим свои средства в нефтяную промышленность, справедливого дохода на вложенный капитал.
ОПЕК контролирует около половины мирового объема торговли нефтью, устанавливает официальную цену на сырую нефть, что во многом определяет мировой уровень цен.
Конференция является высшим органом ОПЕК и состоит из делегаций, обычно возглавляемых министрами. Обычно она собирается на очередные сессии дважды в год (в марте и сентябре) и на внеочередные – по мере необходимости.
На Конференции формируется общая политическая линия Организации, определяются соответствующие меры по ее претворению в жизнь; принимаются решения о приеме новых членов; проверяется и координируется деятельность Совета Управляющих, назначаются члены Совета, в т. ч. Председатель Совета Управляющих и его заместитель, а также Генеральный Секретарь ОПЕК; утверждается бюджет и изменения в Уставе и пр.
Генеральный секретарь Организации является и секретарем Конференции. Все решения, за исключением процедурных вопросов, принимаются единогласно.
Конференция в своей деятельности опирается на несколько комитетов и комиссий, важнейшей из которых является экономическая комиссия. Она призвана оказывать содействие Организации в поддержании стабильности на мировом нефтяном рынке.
Совет Управляющих является руководящим органом ОПЕК и по характеру выполняемых им функций сопоставим с советом директоров коммерческой организации. Он состоит из управляющих, назначаемых государствами-членами и утверждаемых Конференцией на двухлетний срок.
Совет исполняет руководство Организацией, осуществляет решения высшего органа ОПЕК, формирует годовой бюджет и представляет его на утверждение Конференции. Он также анализирует доклады, представляемые Генсеком, составляет отчеты и рекомендации Конференции по текущим делам и подготавливает повестки дня Конференций.
Секретариат ОПЕК действует как штаб-квартира Организации и (по сути) является исполнительным органом, отвечающим за ее функционирование в соответствии с положениями Устава и директивами Совета Управляющих. Секретариат возглавляется Генеральным Секретарем и состоит из Отдела исследований, руководимого директором, департамента по информации и связям с общественностью, департамента администрации и персонала, а также офиса Генерального Секретаря.
Устав определяет три категории членства в Организации:
2) полный участник;
3) ассоциативный участник.
Участниками-учредителями являются пять стран, которые основали ОПЕК в сентябре 1960 г. в Багдаде. Полные участники – это страны-учредители плюс те страны, членство которых было утверждено Конференцией. Ассоциативные участники – это те страны, которые по тем или иным причинам не соответствуют критериям для полного участия, но тем не менее были приняты Конференцией на особых отдельно оговоренных условиях.
Максимизация прибылей от нефтеэкспорта для участников – это основная цель ОПЕК. В основном достижение этой цели объединено с необходимостью выбора между повышением производства в надежде продать большее количество нефти или же с его сокращением с целью выиграть на более высоких ценах. ОПЕК периодически изменяла эти стратегии, но ее доля на мировом рынке с 1970-х гг. довольно снизилась. В то время в среднем реальные цены не претерпели существенных изменений.
Вместе с тем в последние годы появились другие задачи, порой противоречащие вышеуказанной. Так, например, Саудовская Аравия усиленно лоббировала идею поддержания долговременного и стабильного уровня нефтяных цен, который был бы не слишком высоким, чтобы побудить развитые страны разрабатывать и внедрять альтернативные виды топлива.
Цели тактического характера, решаемые на встречах ОПЕК, заключаются в регулировании добычи нефти. И все же на данный момент странам ОПЕК так и не удалось развить эффективный механизм регулирования производства главным образом потому, что участники этой организации являются суверенными государствами, которые имеют право проводить независимую политику в области добычи нефти и ее экспорта.
Другой тактической целью Организации в последние годы стало стремление «не спугнуть» нефтяные рынки, т. е. забота об их стабильности и устойчивости. Например, прежде чем объявить о результатах своих совещаний министры ОПЕК ждут окончания торговой сессии по нефтяным фьючерсам в Нью-Йорке. А так же уделяют особое внимание тому, чтобы в очередной раз заверить страны Запада и азиатские НИС в намерении ОПЕК вести конструктивный диалог.
По своей сути ОПЕК представляет не что иное, как международный картель богатых нефтью развивающихся стран. Это следует как из задач, сформулированных в ее Уставе (например, соблюдение интересов стран-производителей и обеспечение им устойчивых доходов; координация и унификация нефтяной политики стран-участниц и определение оптимальных способов (индивидуальных и коллективных) по защите их интересов), так и из специфики членства в Организации. Согласно Уставу ОПЕК «любая другая страна со значительным нетто-экспортом сырой нефти, имеющая принципиально схожие интересы со странами-участницами, может стать полным участником организации, если получит согласие на вступление от ? ее полных участников, включая единодушное согласие участников-учредителей.
Источник
Новые индустриальные страны
Новые индустриальные страны (НИС) — группа развивающихся стран, в которых за последние десятилетия произошёл качественный скачок социально-экономических показателей. Экономика этих стран за короткий срок совершила переход от отсталой, типичной для развивающихся стран, к высокоразвитой.
Исходные новые индустриальные страны:
- НИС «первой волны» [1][2] : Республика Корея, Сингапур, Тайвань, Гонконг (их ещё называют «4 азиатских тигра» или «4 азиатских дракона»); из латиноамериканских стран сюда относят Аргентину, Бразилию и Мексику
Новейшие индустриальные страны:
Перспективные индустриальные страны из Группы одиннадцати [3] :
Существует две основные модели НИС:
- Азиатская модель: развитие национальной экономики с преимущественной ориентацией на внешний рынок.
- Латиноамериканская модель: развитие национальной экономики с ориентацией на импортозамещение.
Общие черты новых и новейших индустриальных стран:
- демонстрируют самые высокие темпы экономического развития (8 % в год у НИС 1 волны);
- ведущей отраслью является обрабатывающая промышленность;
- экспортоориентированная экономика (Азиатская модель) ;
- активная интеграция (ЛАИ, АТЭС, МЕРКОСУР);
- образование собственных ТНК, не уступающих ТНК ведущих стран мира;
- большое внимание уделяется образованию;
- использование высоких технологий;
- привлекательны для ТНК вследствие дешевизны рабочей силы, обладания значительными сырьевыми ресурсами, развития банковского и страхового сектора;
- главная визитная карточка — производство бытовой техники и компьютеров, одежды и обуви.
Примечания
- ↑ 12Новые индустриальные страны (НИС) :: Институт географии РАН
- ↑ 1234МОДЕЛЬ РАЗВИТИЯ НОВЫХ ИНДУСТРИАЛЬНЫХ СТРАН Е. А. Брагина. ВЕСТНИК РОССИЙСКОЙ АКАДЕМИИ НАУК, 1998, том 68, № 1, с. 85-89
- ↑Global Economics Paper 134 and Jim O’Neill, BRIMCs
- Найти и оформить в виде сносок ссылки на авторитетные источники, подтверждающие написанное.
- Дополнить статью (статья слишком короткая либо содержит лишь словарное определение).
Wikimedia Foundation . 2010 .
Смотреть что такое «Новые индустриальные страны» в других словарях:
НОВЫЕ ИНДУСТРИАЛЬНЫЕ СТРАНЫ — (new industrializing countries) ряд стран в Южной Европе, Азии и Латинской Америке, которые, начиная с 1960 х гг., развивали индустриальные производственные мощности. В Европе наиболее часто относят к данной категории Испанию, Португалию и… … Большой толковый социологический словарь
НОВЫЕ ИНДУСТРИАЛЬНЫЕ СТРАНЫ — НИС (англ. new industrial countries) страны Юго Восточной Азии и Латинской Америки, которые добились крупных успехов в своем промышленном развитии и приблизились к нижнему эшелону развитых капиталистических стран; Аргентина, Бразилия, Гонконг,… … Энциклопедический словарь экономики и права
Новые индустриальные страны — NEWLY INDUSTRIALIZING COUNTRIES (NIC) Развивающиеся страны, которые быстрыми темпами наращивают промышленное производство и все меньше опираются на сырьевой сектор. В число этих стран традиционно включают Бразилию, Мексику, Китай, Индию, Малайзию … Словарь-справочник по экономике
НОВЫЕ ИНДУСТРИАЛЬНЫЕ СТРАНЫ — группа развивающихся стран, в которых за последние десятилетия возник ряд отраслей промышленного производства, в том числе в обрабатывающей промышленности, в результате чего повысился уровень их экономического развития и они существенно расширили … Внешнеэкономический толковый словарь
новые индустриальные страны — (НИС) Страны с быстроразвивающейся промышленной экономикой. Некоторые примеры НИС: Гонконг, Сингапур, Малайзия, Южная Корея, Мексика, Аргентина и Чили. Для НИС типично установление политики свободного рынка, которая поощряет экспорт в… … Финансово-инвестиционный толковый словарь
новые индустриальные страны — (НИС), типологическая группировка развивающихся стран современного мира, характеризующихся поступательным и динамичным экономическим развитием, макроэкономические показатели которых приближаются к присущим развитым странам. НИС располагаются… … Географическая энциклопедия
Новые индустриальные страны — (НИС) этот термин впервые введен в научный оборот западными экономистами экспертами Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР), которые объединили под этим понятием Испанию, Португалию, Грецию, Бразилию, Мексику, Тайвань,… … Терминологический словарь библиотекаря по социально-экономической тематике
Новые индустриальные страны (НИС) — азиатские страны, бывшие колонии или полуколонии, экономика которых за сравнительно короткий период совершила скачок от отсталой, типичной для развивающихся стран, к высокоразвитой. К НИС первой волны относят Республику Корея, Сингапур, Тайвань.… … Словарь бизнес-терминов
НОВЫЕ ИНДУСТРИАЛЬНЫЕ СТРАНЫ НИС — НОВЫЕ ИНДУСТРИАЛЬНЫЕ СТРАНЫ, НИС (англ. new industrial countries) страны Юго Восточной Азии и Латинской Америки, которые добились крупных успехов в своем промышленном развитии и приблизились к нижнему эшелону развитых капиталистических стран:… … Юридическая энциклопедия
НОВЫЕ ИНДУСТРИАЛЬНЫЕ СТРАНЫ, НИС — (англ. new industrial countries) страны Юго Восточной Азии и Латинской Америки, которые добились крупных успехов в своем промышленном развитии и приблизились к нижнему эшелону развитых капиталистических стран; Аргентина, Бразилия, Гонконг,… … Энциклопедический словарь экономики и права
Источник