Жизненные навыки для дошкольников. Занятия-путешествия
Под редакцией С.В. Кривцовой
Программа-технология позитивной социализации дошкольников в системе ДОО.
Программа «Жизненные навыки для дошкольников. Занятия-путешествия» разработана в Центре практической психологии образования Академии социального управления (ЦППО АСОУ).
Научный руководитель программы, руководитель авторского коллектива: кандидат психологических наук С.В. Кривцова.
Авторы: С.В. Кривцова — Программа «Жизненные навыки» в дошкольной образовательной организации: цели и задачи, Эмоциональное и социальное развитие дошкольника Основания для решения задачи по выделению и развитию социальных компетенций;
А.А. Белевич, В.Ю. Чал-Борю — Игра у дошкольников: необходимость и закономерность существования и изменения;
Н.А. Бондаренко — О программе-технологии развития эмоционального интеллекта дошкольников «Жизненные навыки. Занятия-путешествия»;
А.А. Белевич, Н.А. Бондаренко, В.Ю. Чоп-Борю — Сценарии первого года занятий;
А.А. Белевич и В.Ю. Чол-Борю — Сценарии второго года занятий.
Рецензент: О.А. Скоролупова.
12 Причин начать работу по программе «жизненные навыки»:
1. Развитие коммуникативных навыков и эмоционального интеллекта, позитивная социализация являются сегодня главными ориентирами дошкольного образования . Именно эти задачи решает программа «Жизненные навыки».
2. Программа учитывает последние достижения отечественного и мирового опыта в области детской педагогики и психологии. И эти достижения представлены не в виде лозунгов, а в виде практических рекомендаций и технологий по ключевым требованиям ФГОС: игре, совместная деятельность, создание предметно-игровой развивающей среды, пропедевтика проектной деятельности.
3. Формирование и развитие социальных и эмоциональных компетенций представлено через игру, свободное детское творчество, совместную деятельность и совместное проживание ребенком и взрослым эмоционально значимых реальных и игровых ситуаций.
4. В программе заложены здоровье сберегающие технологии и отказ от тотального когнитивного образования, когда познавательные компетенции развиваются за счет развития социальных чувств, что ведет к ранней невротизации и нарушению развития личности.
5. В программе описываются эмоциональные типы и характеры детей дошкольного возраста; прилагаются матрицы 45 социальных и эмоциональных компетенций — прекрасное руководство для выстраивания индивидуальной программы психолого-педагогической работы с ребенком.
6. Четкая классификация типов и видов сюжетно-ролевых игр раскрывает их роль в формировании той или иной социальной компетенции.
7. Программа содержит 72 подробных сценария еженедельных занятий — для старшей и подготовительной группы детского сада. Каждое занятие — это одновременно и готовая сюжетно-ролевая игра, и алгоритм пошагового и последовательного выстраивания работы — с примерами из практики работы ДОО, с комментариями педагогов и психологов, разбором типичных ошибок.
8. Среди несомненных достоинств программы можно назвать ее преемственность со следующим этапом жизни ребенка, школьным, что обеспечивается программой «Жизненные навыки» для начальной ступени образования.
9. В Приложении описывается авторская методика экспертной оценки уровня компетенций.
10. Даются конкретные рекомендации по внедрению программы.
11. Она совместима с любой из существующих в настоящее время комплексных программ и поможет педагогам ДОО реализовать ФГОС дошкольного образования в направлении позитивной социализации.
12. «Жизненные навыки — это настоящая программа-технология. Она выстроена как практикум, в котором через конкретные методики и рекомендации реализованы ключевые требования ФГОС. Педагогу предлагается эффективный инструмент, с которым можно работать здесь и сейчас.
Источник
Знакомимся.Программа-технология Светланы Васильевны Кривцовой «Жизненные навыки»
Знакомимся.Программа-технология Светланы Васильевны Кривцовой «Жизненные навыки»
Программа-технология Светланы Васильевны Кривцовой «Жизненные навыки».
Исходные утверждения программы:
- Невозможно формировать социальное поведение детей посредством отдельных занятий-уроков
- Только когда все в детском саду: и воспитатели, и педагоги на своих занятиях, и нянечки, и охранник дядя Петя, начнут систематически уделять внимание тому, что обращаться с другими и самим собой можно правильно или неправильно, и наконец, станут примером для подражания, только тогда поведение детей начнет меняться
- При этом детям дошкольного возраста не нужно осознавать и рефлексировать собственный стиль неконструктивного поведения, тем более специально учиться рассуждать об этом, а вот взрослым это делать необходимо.
Эта программа во многом процесс осознания воспитателями собственных социальных и эмоциональных компетенций. А также процесс формирования среды и создание общей атмосферы, безопасного и теплого психологического климата в группе. Программа ставит перед собой задачи развития эмоциональных и социальных компетенций ребенка как условия психологической подготовки к школе, а также развития самости и повышения самоценности ребенка. Программа рассчитана на воспитанников старшего дошкольного возраста.
Это — занятия-путешествия, занятия-игры. Путешествие — это не столько идея приключения, сколько наиболее полная форма, отражающая содержание переживаний ребенка во время занятий. Мы путешествуем к себе и к другим, узнаем про себя и открываем мир. И так каждый раз. Это ритмическое проживание «туда и обратно», «вдох и выдох» заключено в самом действии. Т. В. Бабушкина называла это «воспитывающим путешествием, которое через внешнее движение развивает внутренний мир» Данная программа состоит из диагностической и развивающей частей.
В диагностической методике выделены 45 социальных умений, которые разбиты на пять блоков.
- Навыки адаптации (умения слушать, обращаться за помощью, выражать благодарность, следовать полученной инструкции, доводить работу до конца, вступать в обсуждение, предлагать помощь взрослому, задавать вопросы, заявлять о своих потребностях, сосредотачиваться на своем занятии, исправить недостатки в работе)
- Навыки общения со сверстниками — «Навыки дружелюбия» (умения знакомиться, присоединиться к играющим детям, играть по правилам игры, просить об одолжении, предлагать помощь сверстнику, выражать симпатию, принимать комплименты, проявлять инициативу, делиться, извиняться)
- Навыки обхождения с чувствами (умения воспроизводить основные чувства, выражать чувства, распознавать чувства другого, сочувствовать, обращаться с собственным гневом, реагировать на гнев другого человека, справляться со страхами, переживать печаль)
- Навыки альтернативы агрессии (умения мирно отстаивать свои интересы, выражать недовольство, спрашивать разрешения, спокойно реагировать в ситуации, когда не принимают в общую деятельность группы, адекватно реагировать в ситуации, когда дразнят, проявлять толерантность, принять последствия собственного выбора (отношение к своей ошибке), реагировать на незаслуженные обвинения, реагировать в ситуации, когда виноват)
- Навыки преодоления стресса (умения проигрывать, обходиться с чужой собственностью, говорить «нет», адекватно реагировать на отказ, справляться с ситуацией игнорирования, справляться со смущением, справиться с накопившимся стрессом с помощью двигательной активности)
Первые два блока: навыки адаптации к образовательному учреждению и навыки общения со сверстниками — являются базовыми для рассмотрения. Их отсутствие может говорить о неблагополучии ребенка, о том, что он испытывает очень большое напряжение при посещении ДОО. Обращение к этим навыкам, возможность им обучаться происходит практически на каждом занятии. Педагог обязательно отслеживает их проявление у детей, причем необходимо помнить, что это навыки, обучение которым проходит легко для детей и взрослых (только если это не серьезное личностное нарушение). Следующие три блока: навыки обхождения с чувствами, навыки альтернативы агрессии, навыки преодоления стресса, — требуют и от детей, и от взрослых более серьезного подхода. Они часто недостаточно развиты даже у взрослых, так как долгое время в нашем обществе существовали иные представления об обхождении с чувствами. Здесь необходима большая подготовленность взрослых к работе с детьми, к их уровню личностной зрелости, осознанности. Только в этом случае взрослый (психолог, воспитатель, родитель) может стать для ребенка «правильным» объектом подражания, носителем способности к ответственности, стабильности, восприимчивости к собственным личностным границам и границам других людей.
Данные навыки ведущий может отслеживать на примере незапланированных ситуаций, которые время от времени возникают в детских группах: кто-то кого-то ударил (что можно было сказать, чтобы тебя услышали и не пришлось драться); кто-то обижен тем, что его не приняли в игру (как можно было попроситься в игру, не доводя до обиды); как сказать «нет», когда тебя втягивают в неприятную историю; как вести себя, когда тебя незаслуженно обвиняют, и так далее. Здесь от педагога требуются чуткость и тактичность, ведь он должен увидеть истинную причину такого поведения ребенка, исходя из презумпции невиновности. Ребенок так ведет себя не потому, что он «плохой», а потому, что он не умеет, не обучен по-другому.
Развивающая часть представляет собой систематический курс занятий. Каждая тема является логическим продолжением предыдущей и строится на основе полученного детьми опыта и освоенных социальных навыков.
Взаимодействие ребенка с миром на этапе дошкольного детства начинается с ощущения его безопасности. «Мир добр», — чувствует ребенок и готов дальше исследовать не только реальные пространства, но и пространства отношений и собственных интересов. Безопасность, защита, чувство опоры и устойчивости — важное измерение данной программы. Педагог много внимания и времени уделяет тому, чтобы ребенок именно так чувствовал себя в группе. Это и оформление пространства занятий, и их содержание, и отношения педагог — ребенок.
Например, оформление: в помещении всегда во время занятий появляется дерево. Дети его украшают каждый сезон вырезанными листьями или фруктами, снежинками или мандаринами, цветами или зелеными листочками (в зависимости от времени года). На листьях — фотографии с их именами. Дети любят каждый раз перед началом занятий находить свою картинку на веточке. «Я нашел, я здесь есть», «это мое место» — вот такое утверждение непрерывности, повторяемости и предсказуемости, дающее ощущение безопасности. В программе очень важен ритуал приветствия, в котором также утверждается: «И Ваня — здесь, и Катя — здесь». Дети поют, взявшись за руки, про каждого присутствующего ребенка и ведущего. Хочется отметить, что это немудреное действие производит большое впечатление и на взрослых. Переживание «Я здесь» подкрепляется взглядом на тебя пятнадцати пар глаз и утверждением «Ты — здесь». И тогда это уже не только — быть, но и — быть видимым другими.
Кроме ритуала приветствия для защиты и безопасности важно принятие правил: «говорить по одному, никого не обижать, никого не унижать, ничего не портить и не ломать». Дети часто и после занятий следят за их выполнением в группе. Правила, ритуал приветствия, оформление пространства группы дают хорошую опору и чувство защищенности.
Очевидно, что атмосфера безопасности и защиты создается педагогом, его манерой взаимодействия с детьми. Здесь очень важно, как воспитатель осознает свои собственные страхи и как обходится с ними, сможет ли он стать опорой. Если дети будут чувствовать, что бессознательно педагог сам нуждается в поддержке, что ему «слишком громко, шумно, опасно», то они уже не будут чувствовать себя в безопасности.
В безопасном пространстве программы есть право на любые чувства — можно быть злым, растерянным, веселым или грустным, проявлять страх или желание уединиться — все принимается (в рамках правила «никого не обижать»).
Роль спонтанного проявления чувств чрезвычайно важна. Будучи «целым и единым органом чувств» ребенок, испытывающий какое-либо чувство, сразу отвечает на него действием. Поэтому важно, чтобы взрослые понимали чувства ребенка, уважали и принимали их всерьез.
Исходя из важности спонтанного проявления чувств, в программе есть упражнения, где много действий, которые освобождают ребенка от предписаний: валяния на полу, можно бояться и пугать и т.п. В игре каждый ребенок проявляет себя по-разному. Кто-то особенно любит отказываться от еды, кому-то важно, чтобы его не поймали (ведущий спрашивает: «Тебя ловить?»), и всем без исключения важно, что взрослый все позволяет, все выдерживает, ничего не разрушает, а значит, «я — чувствую, это — я, меня принимают». Если вдруг потом эти чувства снова приходится прятать, они, даже будучи спрятанными, ощущаются более конкретными, прожитыми; опыт запечатлевается, и ребенок присваивает себе свои чувства. Это делает возможным формирование Я.
Программа фокусирует роль воспитателей на уважительном и внимательном отношении к тому, как это «Я» ребенка себя проявляет, что формирует у ребенка самоценность: «Ко мне внимательны, и я буду к себе внимателен»; «Я гневаюсь, меня в этом гневе увидели и принимают, тогда и я сам себя в нем принимаю». Это значит, что когда ребенок станет взрослым, он будет отстаивать себя и чувствовать свою ценность не на основании того, что «. это же понятно» или что «все так делают. », а потому, что чувствует эту ценность, а не просто знает о ней.
Тема ценностей находит отражение в таком измерении программы, как потребности, желания и мечты. В пространстве Игры и Путешествия возможно всё. Дети получают пример уважительного отношения к мечтам и желаниям, когда, стоя на вершине горы перед входом в замок, на маленьком пятачке, загадывают желания. Мечтать, желать и хотеть можно и нужно. Иногда дети теряются, не знают, о чем мечтать и что пожелать. И что нужно делать, чтобы твои желания, мечты сбывались. Однако атмосфера занятий, пробуждающая воображение, фантазию и творчество, дает возможность почувствовать и пожелать что-то свое, заветное, прошептав его в скомканный цветной листочек.
Это совместное действие детей в игре, сотрудничество и помощь развивают в них способность к отношениям и эмпатии. На занятиях они ходят друг к другу в гости, угощаются и пируют, а также дарят подарки. Оказывается, что дарить подарки — увлекательнейшее занятие. Можно нарисовать любой подарок и рассказать о нем. И получить в ответ благодарность. И тогда это становится уже традицией группы, а не только занятий по программе.
Вначале может показаться, что занятия предназначены для работы с детьми более младшего возраста. На первый взгляд, набор упражнений и методик представляется слишком простым. Но авторы намеренно подходят к теме развития эмоциональной сферы очень осторожно, чтобы вовремя заметить возможные нарушения у детей в этой области, не форсируя события, а бережно подводя каждого ребенка к взаимоотношению с самими собой. Постепенно дети учатся распознавать в себе различные чувства и взаимодействовать с ними.
В ходе программы педагог (или психолог) работает не только с детьми, но и с воспитателями. Это позволяет поддерживать атмосферу занятий в группе и перенести фокус внимания воспитателя на те аспекты взаимодействия с ребенком, которые позволят ему быть понятым и видимым. В этом случае речь идет уже о создании такой образовательной среды в группе, которая дает ребенку возможность полноценного развития. Перед педагогом стоят предельно простые и вместе с тем довольно сложные задачи, главная из которых — научиться видеть ребенка. Отбросить желание встроить ребенка в какую-то типологическую схему, но наблюдать день за днем, грамотно фиксировать свои наблюдения, анализировать их открыто и непредвзято, безоценочно. Это и приведет к тому, что из внешних протокольных наблюдений постепенно начнет проступать целостный ребенок в его существе.
Только так сквозь дефекты, «плохое» поведение и несовершенства открывается педагогу детская индивидуальность. Феноменологическое открытое наблюдение постепенно формирует установку заинтересованного любящего взгляда близкого взрослого. Его последствия для ребенка благотворны и чрезвычайно важны. Также важны они и для профессионального взрослого.
Ожидаемые результаты
Реализация технологии предполагает достижение следующих результатов:
Для детей: — повышение показателей социального развития и комфортности детей в образовательном пространстве ДОУ; — высокий показатель сформированности социально-личностных качеств выпускника ДОУ (самостоятельность, ответственность, произвольность) и внутренней позиции школьника; — повышение готовности проявлять инициативу, планировать свои действия и оценивать результаты; — сформированность навыков ориентации в пространстве; — сформированность дружеских отношений, проявление уважительного отношения к окружающим; Реализация программы будет иметь позитивный воспитательный результат, способствовать включению детей в общественную жизнь, повысит уровень готовности ребенка к школе.
Для родителей: — повышение психолого-педагогической компетентности родителей в вопросах воспитания и развития детей; — формирование социальных навыков по эффективному взаимодействию с ребенком на разных этапах его развития; — увеличение числа родителей, принимающих активное участие в мероприятиях ДОУ, занимающих активную позицию в воспитании и развитии ребенка, в общественно-государственном управлении дошкольным учреждением; — оптимизация детско-родительских отношений; — сохранение семейных ценностей и традиций; — возрастание интереса родителей к работе ДОУ, воспитанию детей, улучшению детско-родительских отношений; — рост удовлетворенности родителей педагогами, специалистами и ДОУ в целом.
Источник