Главные капиталистические страны
США, Япония, ФРГ, Франция, Великобритания, Италия и Канада (их еще называют большой семеркой). Эти страны лидируют в мире по своему экономическому и научно-техническому потенциалу, совокупному ВВП, отличаются наиболее диверсифицированной экономикой, а также самым крупным людским потенциалом. На эти страны приходится около 70% производства всей промышленной продукции мира, все прямые иностранные инвестиции.
Первое место среди «большой семерки» занимают США, контролирующие самую значительную часть капиталистического мирового хозяйства и играющие в нем определяющую роль.
Обострившаяся к середине 80-х годов конкуренция между ведущими странами выявила три противоборствующих центра: США, западноевропейские страны, занимавшие «оборонительные» позиции, и Япония («наступающие» позиции на рынках массовых товаров народного потребления).
Именно Япония оказалась главным соперником США и ЕС в эти годы. Уже к середине 80-х годов она обеспечивала 82% мирового выпуска мотоциклов, 80,7% производства домашних видеосистем и около 66% фотокопировального оборудования. Японские компании заняли господствующие позиции на американском рынке станков с числовым программным управлением. Между 1973 и 1986 гг. доля США в мировом производстве товаров и услуг снизилась с 23,1 до 21,4%, доля ЕС – с 25,7 до 22,9%, а доля Японии выросла с 7,2 до 7,7%. Следствием этого процесса стало ухудшение позиций американских компаний. Если в 1971 г. 280 из 500 крупнейших ТНК были американскими, то к 1991 г. таковых осталось лишь 157. К этому времени Япония фактически догнала США, обладая 345 крупнейшими компаниями, притом, что в странах ЕС таковых было 17, а в Северной Америке – всего 5; 9 из 10 крупнейших сервисных компаний также представляли Японию. В конце 80-х годов японское экономическое чудо продемонстрировало, насколько далеко может зайти страна, использующая индустриальную парадигму, в окружении соседей, принадлежащих постиндустриальному миру.
Однако японские производители, увлеченные количественными показателями своего успеха в области индустриализации, не учли ряд других факторов.
Во-первых, хотя условия торговли США с остальным миром в 80-е гг.
серьезно ухудшились (уровень цен на американский экспорт снизился между 1970 и 1990 гг. более чем на 20% по отношению к уровню цен на импортируемые товары), Соединенные Штаты по-прежнему получали большую часть импорта из стран с близким к их собственному уровнем развития, в силу чего образовывавшийся торговый дефицит не был необратимым. Кроме этого, сами американские компании, сокращавшие индустриальную занятость в США и перемещавшие рабочие места за границу, вносили существенный вклад в нарастание дефицита, в данном случае достаточно формального (известно, например, что IВМ, использующая в Японии 18 тыс. работников и имеющая годовой объем продаж в 6 млрд долл., стала с начала 90-х годов одним из ведущих японских экспортеров компьютерной техники, в том числе и в США). Данный фактор имел и имеет гораздо большее значение, нежели то, которое ему обычно придается. Если в 1985 г. Япония экспортировала в США товаров на 95 млрд долл., а покупала только на 45 млрд, это еще не означало того гигантского разрыва, о котором часто говорят политики и экономисты. В том же году американские компании произвели и продали в Японии товаров на 55 млрд долл., тогда как соответствующий показатель для японских фирм в США не превышал 20 млрд. Если учесть это обстоятельство, то окажется, что японские производители поставили в США продукции на 115 млрд долл., тогда как американские в Японию — на 100 млрд, и дефицит составлял не более 15%, а если учесть выплаты японских компаний за американские авторские права и патенты, то фактически отсутствовал вовсе.
Во-вторых, японские производители тешили себя положительным сальдо своего торгового баланса с США во многом подобно тому, как это делали поставщики нефти в период высокой инфляции в 1977–1980 гг. Анализируя процесс образования торгового дисбаланса между странами, нельзя не видеть, что такового фактически не существовало в 1980 г., но уже в 1981-м он достиг 36 млрд долл., в 1982-м – 67 млрд, а в 1983-м превысил 113 млрд долл. Что же произошло в этот период и какова была основная причина подобной ситуации? Ответ на этот вопрос очень прост: важнейшим фактором роста американского импорта и стагнации экспорта служило беспрецедентное повышение курсовой стоимости доллара по отношению к «корзине» основных мировых валют – только между серединой 1979-го и первым кварталом 1985 г. оно составило 73%. В этих условиях совершенно естественным был как рост потребления импортных товаров в США, так и снижение по всем без исключения товарным позициям отношения объема экспорта американских товаров к общему объему их производства.
Японские стратеги не учли двух обстоятельств: того, что усиление доллара объясняется временными трудностями американской экономики и поэтому не может быть продолжительным; и того, что, пока расчеты ведутся в долларах, США не имеют внешней торговли в собственном смысле слова, а проблема «восстановления» баланса решается посредством организации спекулятивной атаки против доллара, обесценивающей средства, полученные экспортерами от продажи их товаров в США.
Как только ситуация в американской экономике стала нормализовываться, началось снижение процентных ставок, а вместе с ним – падение доллара на мировых рынках; за полтора года его курс снизился более чем на 25%, а к февралю 1987 г. «отыграл назад» почти четыре пятых своего прежнего беспрецедентного повышения. В результате с середины 1986 по середину 1988 г. американский экспорт вырос более чем на треть, а дефицит торгового баланса сократился на 40 %. Проявившиеся в эти годы тенденции фактически устранили дефицит в торговле США с европейскими странами, а снижение курса доллара еще на 15–20 % обеспечило бы и полное преодоление дефицита в торговле с Японией. Трудности 80-х гг. серьезно дезориентировали конкурентов США, которые, убедившись в привлекательности американского рынка, усилили присутствие на нем, в первую очередь, в сфере распределения и торговли и предпочли отказаться от создания производственных мощностей. Это видно при сравнении американских и японских показателей в сфере экспорта готовой продукции и перенесения производства за границу. Если в 1988 г. общий объем японского экспорта был всего на 20% ниже американского, то масштабы продаж произведенных за рубежом японских товаров отставали от аналогичного показателя американских компаний почти в четыре раза, а реализация товаров через созданные за границей японские торговые конгломераты была вдвое большей, нежели через американские. В результате совокупный объем американских товаров, вывезенных из страны или произведенных за рубежом, почти вдвое превосходил аналогичный японский показатель; таким образом, на фоне беспрецедентных формальных успехов японцев американские производители сумели самым серьезным образом пересмотреть прежние ориентиры, что стало залогом их успехов в 90-е гг.
В конце ХХ в. стало очевидным, что Япония значительно отстает от США в эффективном использовании достижений информационной революции. Так, к середине 90-х гг. кабельными сетями были связаны 80% американских домов и только 12% японских; в США на 1000 человек использовалось 233 персональных компьютера; в Германии и Англии – около150, тогда как в Японии – 80; электронной почтой пользовались 64% американцев, от 31 до 38% населения Западной Европы и только 21% японцев.
В начале 90-х годов мировой рынок программных продуктов контролировался американскими компаниями на 57%, а их доля превышала японскую более чем в три раза. В середине 90-х гг. США восстановили с Японией равенство на рынке производства микрочипов.
Таким образом, в новых условиях важнейшим направлением эволюции западного мира в целом и семерки развитых стран в том числе стало формирование постиндустриальной цивилизации как целостной системы. Возможности включения в нее Японии в конце ХХ в. значительно сузились в силу того, что исповедуемая этой страной парадигма хозяйственного роста по своей природе неадекватна ценностям постиндустриального строя. Япония, не сумев одержать победу в информационном и технологическом соревновании с США, перешла к оборонительной позиции.
Японские предприниматели и политические лидеры уверены в возможности восстановления своей экономической мощи за счет экспансии в Азии. Однако такая позиция привела к тому, что сама Япония к концу ХХ в. откатилась далеко назад по сравнению с серединой 80-х гг.
С учетом того, что развитие «четвертичного сектора» неминуемо должно было привести к глубокому кризису традиционной индустриальной модели, возможной задачей, стоящей перед «большой семеркой» и другими высокоразвитыми странами в конце ХХ – начале XXI в., является сокращение индустриального сектора экономики и перераспределение экономической мощи таким образом, который соответствует уже осуществившемуся перераспределению как технологического, так и интеллектуального потенциала между основными центрами современного мира – США, Западной Европой и Японией.
Источник
Экономика Великобритании
Великобритания — крупная капиталистическая страна. Она имеет высокоразвитую промышленность. Большая часть её населения занята в промышленности, и только небольшая часть — около 8 % населения — занимается сельским хозяйством.
В Великобритании не много полезных ископаемых. Она богата лишь углем и железной рудой, поэтому ей приходится ввозить сырьё из других стран. Недостаток сырья делает невыгодным для промышленности Англии производство полуфабрикатов и дешевых товаров. Характерной чертой Британской промышленности является производство товаров высокого качества, требующих квалифицированного труда.
Традиционными отраслями английской промышленности являются машиностроение, текстильная, судостроительная и угольная промышленность. Однако после первой мировой войны спрос на продукцию традиционных отраслей промышленности сократился, и Великобритания начала развивать новые отрасли промышленности, такие как химическая, авиационная и др.
Великобритания больше не является ведущей империалистической державой, какой она когда-то была. Она потеряла свои колонии, которые снабжали её дешевым сырьем.
XIII. Make up the plan of the text ‘British Economy’. Retell the text according to your plan.
Text B
Most people work in order to earn their living. They produce goods and services. Goods are either produced on farms, like maize and milk, or in factories, like cars and paper. Services are provided by such things as schools, hospitals and shops. Some people provide goods; some provide services. Other people provide both goods and services. For example, in the same garage, a man may buy a car, or he may buy some service which helps him to maintain his car. The work which people do is called their economic activity. Economic activities make up the economic system. The economic system is the sum-total of what people do and what they want. An educated man has to study the economic system and economics which affect our lives. Economics is a science. It is based upon the facts of our everyday lives. Economists study our everyday lives and try to describe the facts of the economy in which we live. They try to explain how the system works and their methods should be objective and scientific. We need food, clothes and shelter. If we could get food, clothes and shelter without working, we probably would not work. But even when we have these essential things, we may want other things. If we had them, these other things (like radios, books and toys for children) might make life more enjoyable. The science of economics is concerned with all our material needs and wants. It is not just concerned with basic needs and wants like food, clothes and shelter.
I. Translate the words of the same root. Define speech parts.
economic — economics — economist — economy — economical — economically.
II. Fill in the blanks with one of the words given in exercise I. Translate the sentences.
1. Adam Smith and Keynes are two famous . . 2. These people are studying the science of . . 3. We sometimes call a person’s work his . activity. 4. People should be very . with the money they earn. 5. The economic system of a country is usually called the national . .6. The people in that town live very .
III. Study the different meanings of the word order.
Order: — way in which things are placed in relation to one another — порядок;
— condition in which everything is carefully arranged — режим;
— command — приказ;
— request to supply goods — заказ;
— purpose, intention:
in order to — для того, чтобы;
in order that — с целью;
— rank or class of society — орден.
Translate the sentences. Pay attention to the meaning of the word order:
1. The order of baronets sounds archaic nowadays. 2. The device has been operating in the working order since its construction. 3. The words in the dictionary are always placed in the alphabetic order. 4. The boss said we should obey his orders. 5. Economists study our lives in order to understand the general economic system. 6. All the goods on this order have been packed.
IV. In each of these sentences a word is missing. Provide a word from the list below and translate the sentences.
1. Transport systems like railways, buses and planes provide the public with important . . 2. They told him to look at the . and then do the exercises. 3. He decided to . the work in order to make some . . 4. It was . for him to go to the city as soon as possible. 5. They had enough . to buy most of the . they needed.
Prompts: commodities, money, essential, services, example, undertake.
V. Read Text B without a dictionary. Find the sentences with modal verbs. Translate them.
VI. Translate Text B.
VII. Say, whether these statements are true or false, and if they are false say why.
1. Most people produce only goods. 2. Services are provided by such things as schools , hospitals and shops. 3. Economic activities make up the economic system. 4. The economic system is the part of what people do and what they want. 5. Economists study only our individual lives. 6. They try to describe the facts and explain how the system works. 7. We need only food, shelter and clothes. 8. The science of economics is concerned only with our basic needs.
VIII. Suggest a few headlines to Text B. Choose the best one among the headlines suggested by your fellow students.
IX. Most people work in order to earn their living, and they produce goods and services. This fact can be shown as a diagram:
Most people produce
goods or services
The things which people produce are called their products. So the diagram can be drawn as:
Products
goods services
Below there are 20 kinds of people. Ten of them produce goods; ten produce services. Make a diagram like this one and list the people under goods and services.
Дата добавления: 2015-09-27 | Просмотры: 528 | Нарушение авторских прав
Источник