- Топ 10 христианских стран
- 10. Грузия
- 9. Египет
- 8. Белоруссия
- 7. Болгария
- 6. Сербия
- 5. Греция
- 4. Румыния
- 3. Украина
- 2. Эфиопия
- 1. Россия
- Христианство
- Содержание
- Возникновение христианства
- Численность
- Христианские конфессии и учения
- Католицизм
- Православие
- Древневосточное православие
- Протестантизм
- Основные конфессии (более 10 млн членов)
- Другие конфессии
- Течения в протестантизме
- Вероучение
- Теология
- Основные черты христианской религии
- Христология
- Христианская антропология
- Учение о таинствах
- История христианской церкви
- Доникейский период (I — начало IV века)
- Апостольский век
- «Апостольские мужи»
- «Апологеты»
- Христианизация Армении
- Христианизация Грузии
- IV—VIII вв.
- Расцвет монашества в Египте, Сирии и Палестине
- IX—XI вв.
- Разделение церквей (формально 1054 г.)
- Святые
- Критика христианства
- См. также
- Примечания
Топ 10 христианских стран
Вопрос веры играет особенно важную роль на территории современных стран СНГ. Здесь люди придают религии особенное значение, причем основной по факту является христианство. Кто-то задумывался ранее, сколько христиан существует на земле? Сложно даже себе представить. Сегодня мы рассмотрим топ 10 христианских стран, где число верующих наибольшее.
Рейтинг будет создан из стран, которые преподносят Православную церковь. Напоминаем, что христианство и православие — разные вещи. Христианство делят на православие, католицизм и протестантизм. Население бывших постсоветских стран давно выбрали православие, поэтому составим рейтинг государств, где данная вера играет наиболее важную роль.
10. Грузия
Число православных — 3.8 млн человек.
Православная церковь включает около 3.8 млн прихожан (тех, кто ежегодно хотя бы 1 раз в год посещает храм). Управление церковью происходит при помощи Священного Синода Архиереев. Грузия — верующая страна. Конституция гласит, что правительство — главный государственный орган, который принимает наиболее важные решения. Церковь не несет никакого влияния на государство, а существует автономно. До 1921 года страна полностью была под управлением православных, однако после было принято решение разделять церковь и управлением государством.
9. Египет
Число православных — 3.9 млн человек.
Наибольшей церковной конфессией в Египте является Коптская церковь Александрии. Она берет истоки из Сирийской Древневосточной Православной церкви, но огромное влияние также имела и Армянская церковь. В истории становления религии данного государства много интересных фактов, но вспомнить все не получится. Основатель церкви в Египте — Святой Марк.
8. Белоруссия
Число православных — 5.9 млн человек.
Наши братья православные активно используют веру в повседневной жизни. В Белоруссии практически 6 млн прихожан в обязательном порядке посещают ежегодно церковь хотя бы 1 раз в год. Церковь очень плотно общается с Русской Православной церковью и делится своим опытом. Между Белоруссией и Россией частенько проводят разные священные мероприятия. Государство выделяет часть средств на финансирование строительства церквей и старается поддерживать духовность среди своего населения.
7. Болгария
Число православных — 6.2 млн человек.
В этом регионе церковь старейшая. Дата основания — 5 век (создали еще в Болгарской империи). Люди в Болгарии очень серьёзно относятся к религии и стараются никогда не забывать посещать церковь.
6. Сербия
Число православных — 6.7 млн человек.
85% населения Сербии являются православными. Этнических групп в стране немного. Сербия всегда заботилась о развитии духовенства и активно отстаивала интересы верующих.
5. Греция
Число православных — 10 млн человек.
Население Греции по-особенному воспринимает религию. Здесь люди стараются приучить своих детей с раннего детства изучать Библию, жить по тем канонам, которые когда-то были написаны духовенством. В этом нет ничего плохого, ибо каноны представляют из себя сугобо положительные черты.
В Греции вера частично переняла опыт Византийской церкви.
4. Румыния
Число православных — 19 млн человек.
Небольшое европейское государство всегда славилось своим духовенством. Число верующих от общего населения — практически 87%. Румыния — одна из наиболее верующих стран. Православные всегда находят утешение здесь именно внутри церкви. Много людей посещают церковь не 1 раз в год, а гораздо чаще.
3. Украина
Число православных — 35 млн человек.
Нельзя сказать, что страна исключительно православная, но более 90% — да. Западные районы постепенно пытаются перевести себя на католический лад, причем война за церковь началась после политического переворота 2014-го года. Общее число прихожан — более 75% от общения населения. Украинцы — верующая нация. Они не посещают церковь много раз в год, а предпочитают ходить сюда на Пасху.
2. Эфиопия
Число православных — 36 млн человек.
Эфиопская Православная Церковь — самая древняя среди всех существующих. Здесь древняя вера, люди по-особенному воспринимают религию, обращая на нее огромное внимание.
1. Россия
Число православных — 101 млн человек.
Лидер по количество православных — Российская Федерация. Русская Православная Церковь или Московский Патриархат — самый популярный среди существующих. Многие люди относят себя к так называемым православным христианам, так как не прошли обряд крещения. Правительство обращает огромное внимание на развитие духовности, инвестирует большие деньги в развитие церкви. Среди простых граждан часто звучат агрессивные выражения в сторону финансирования церкви. Многие уверены, что правительство «отмывает» деньги через Московский Патриархат. За последние 10 лет число атеистов в РФ увеличилось практически на 25%.
Ставьте лайк, подписывайтесь на наш канал и будьте в нашем Топе!
Так же будем рады Вашим любым комментариям, советам и рекомендациям, а так же дополнениям к нашим Топам, если что то мы упустили! )
Источник
Христианство
Христиа́нство (от греч. Χριστός — «пома́занник», «месси́я») — авраамическая мировая религия, основанная на жизни и учении Иисуса Христа, описанных в Новом Завете [1] . Христиане верят, что Иисус из Назарета есть Мессия, Сын Божий и Спаситель человечества [2] . Христиане не сомневаются в историчности Иисуса Христа.
Христианство — самая крупная мировая религия как по численности приверженцев, которых около 2,3 млрд, так и по географической распространённости — в каждой стране мира есть хотя бы одна христианская община.
Наиболее крупные течения в христианстве — католицизм, православие и протестантизм. В 1054 году произошёл раскол христианской церкви на западную (католическую) и восточную (православную). Появление протестантизма стало результатом реформационного движения в Католической церкви в XVI веке.
Христианство возникло в I веке в Палестине, находившейся на тот момент под властью Римской империи, первоначально в среде арамеоязычного населения Междуречья и уже в первые десятилетия своего существования получило распространение и в других провинциях и среди других этнических групп [3] .
В качестве государственной религии христианство впервые было принято в Великой Армении в 301 году [4] [5] [6] . При императоре Константине I, начиная с эдикта 313 года о свободе вероисповедания (см. Миланский эдикт), христианство стало обретать статус государственной религии и в Римской империи [7] .
Содержание
Возникновение христианства
Христианство зародилось в I веке в Палестине, в иудейской среде в контексте мессианских движений ветхозаветного иудаизма. Уже во времена Нерона христианство было известно во многих провинциях Римской империи.
По свидетельству новозаветного текста Деяния апостолов (Деян. 11:26), существительное «Χριστιανοί» — христиане, приверженцы (или последователи) Христа, впервые вошло в употребление для обозначения сторонников новой веры в сирийско-эллинистическом городе Антиохии в I веке.
Первоначально христианство распространялось в среде еврейства Палестины и средиземноморской диаспоры, но уже начиная с первых десятилетий, особенно благодаря деятельности апостола Павла, оно приобрело множество последователей среди других народов («язычников»). До V века распространение христианства происходило главным образом в географических пределах Римской империи, а также в сфере её культурного влияния (Армения, вост. Сирия, Эфиопия), в дальнейшем (в основном во 2-й половине 1-го тысячелетия) — среди германских и славянских народов, позднее (к XIII—XIV вв.) — также среди балтийских и финских народов. В новое и новейшее время распространение христианства вне Европы происходило за счёт колониальной экспансии и деятельности миссионеров.
Численность
В настоящее время число приверженцев христианства во всём мире около 2,35 млрд [8] , в том числе:
- в Европе — по различным оценкам от 400 до 550 млн [9] ,
- в Латинской Америке — около 543 млн,
- в Северной Америке — 231 млн:
- США — 160—225 млн [10] ,
- Канада — 25 млн [11] ,
- в Азии — около 350 млн,
- в Африке — 475 млн,
- в Австралии и Океании — 24 млн.
Приблизительное число приверженцев различных христианских конфессий:
- католиков — около 1,2 млрд, в том числе:
- около 17 млн католиков восточных обрядов[12] ;
- протестантов — по данным Британники около 412 млн [13] (эксперты Британники не включают в протестантизм англикан (86 млн) и независимые церкви (371 млн)), по данным Pew Research Center, включающего в протестантизм англикан и так называемые «независимые церкви», — около 800 млн [14] , в том числе:
- 279 млн пятидесятников[15] ;
- около 88 млн англикан[16] ;
- около 75 млн пресвитериан и близких к ним течений;
- 70 млн методистов;
- 70 млн баптистов;
- 64 млн лютеран;
- 16 млн адвентистов седьмого дня[17] ;
- православных около 225 млн [13][18] ;
- приверженцев древневосточных церквей («нехалкидонские» церкви и Ассирийская церковь Востока) — около 70—80 млн, в том числе:
- последователей Армянской апостольской церкви — около 9 млн [19] .
Христианские конфессии и учения
В наши дни в христианстве существуют следующие основные направления:
Католицизм
Православие
Древневосточное православие
Церкви, не принявшие исповедание веры, утверждённое на Халкидонском соборе 451 г. (IV Вселенском), называются сегодня древневосточными (ориентальными) православными или нехалкидонскими (см. неполный список ниже); Они не имеют евхаристического общения с православными церквями византийской традиции [20] .
Протестантизм
Основные конфессии (более 10 млн членов)
Другие конфессии
Течения в протестантизме
Вероучение
Христианство есть вера во Христа, Сына Божия, Господа нашего, Спасителя и Искупителя, это есть «победа, победившая мир, сия есть вера наша» (I Ио. 5, 4-5) [23] [24] .
Теология
Христианство принимает ветхозаветную, восходящую к Аврааму, традицию почитания единого Бога (монотеизм), творца Вселенной и человека. Вместе с тем основные направления христианства привносят в монотеизм идею Троицы: трёх ипостасей (Бог Отец, Бог Сын, Бог Святой Дух), единых по своей божественной природе [24] .
Основные черты христианской религии
- Единобожие, углублённое учением о троичностиИпостасей (Лиц) в существе одного Бога. Это учение дало и даёт повод к философским и религиозным спекуляциям, обнаруживая глубину своего содержания в течение веков всё с новых и новых сторон.
- Принятие Бога как абсолютно совершенную Личность — не только абсолютный Разум и Всемогущество, но и неограниченная Благость и Любовь, с Которым человек может всецело соединиться в ТаинствеПричащения — «Бог есть любовь» (1Ин.4:16).
- Учение о Богочеловеке — воплотившемся и вочеловечившемся для спасения людей от греха, проклятия и смерти Предвечном Сыне Божием, отождествляемом христианской церковью с её основателем — Иисусом Христом. «Бог вочеловечился, чтобы человек обожился» (св. Афанасий Великий).
- Учение об абсолютной ценности человеческой личности как бессмертного, свободного духовного существа, созданного Богом по своему образу и подобию, и учение о равенстве всех людей в их отношениях к Богу: все равно возлюблены Отцом Небесным, как Его дети, все предназначены к вечному блаженному бытию в соединении с Богом, всем подаются средства к достижению этого предназначения — свободная воля и божественная благодать.
- Учение об идеальном назначении человека, заключающемся в бесконечном, всестороннем, духовном усовершенствовании — «..будьте совершенны, как совершенен Отец ваш Небесный» (Мф.5:48).
- Смирение — основа христианского миросозерцания — «мы проповедуем Христа распятого, для Иудеев соблазн, а для Еллинов безумие» (1Кор.1:23).
- Учение о полном господстве духовного начала над материей: Бог — безусловный владыка материи, как её творец: человеку Им вручено господство над материальным миром, чтобы через материальное тело и в материальном мире осуществить своё идеальное назначение. Таким образом, христианство, дуалистическое в метафизике(так как оно принимает две инородные субстанции — дух и материю), монистично как религия, ибо ставит материю в безусловную зависимость от духа, как творение и среду деятельности духа.
- Учение о всеобщем воскресении людей и о блаженстве воскресшей плоти праведников вместе с их душами в просветлённом, вечном, материальном мире.
- Одинаковая отдалённость как от метафизического и морального материализма, так и от ненависти к материи и материальному миру. Зло считается коренящимся не в материи, а в извращённой свободной воле духовных существ (ангелов и людей), от которых оно переходит на материю — «Проклята земля в делах твоих» (Быт.3:17), — говорит Бог Адаму. При творении же всё было «добро зело» (Быт.1:31).
Отсюда можно видеть, что христианство стремится к гармонии материи и духа. Оно не отрицает ни одну из сфер жизни, но стремится облагородить их все, считая, однако, лишь средствами к достижению человеком духовного богоподобного совершенства.
Кроме перечисленных черт, христианской религии свойственны:
- Существенная метафизичность её содержания
- Учение о непогрешимости Церкви в вопросах догмата, в силу действующего в Ней во все времена Духа Святого.
Христология
Христология — это учение об Иисусе Христе. В христианстве Иисус рассматривается как предсказанный библейскими пророчествами Ветхого Завета Мессия. Ортодоксальная (католики, православные и протестанты) точка зрения утверждает, что Иисус Христос — это Богочеловек — не полубог и не получеловек, но существо, соединяющее в себе во всей полноте как божественную, так и человеческую природу, воплощённый Сын Божий, существовавший вечно на Небе до своего рождения на Земле, единосущный своему Отцу (одной природы с Ним). Арианство считало Иисуса Христа совершенным творением Бога, созданным прежде мира. Несторианство разделяло божественную природу Логоса и человеческую природу Иисуса. Монофизитство, напротив, говорит о поглощении человеческой природы Иисуса божественной природой Логоса [25] .
Христианская антропология
Согласно христианскому вероучению, человек создан по образу и подобию Божьему. Он был совершенен изначально, но пал вследствие грехопадения. Падший человек обладает грубым, видимым телом, исполненной страстей душой и духом, устремлённым к Богу. Между тем, человек един, посему спасению (воскресению и обожению) подлежит не только душа, но весь человек, включая тело. Совершенным человеком, неслиянно соединённым с божественной природой, является Иисус Христос. Однако христианство подразумевает и иные формы посмертного существования: в аду, раю и в чистилище (только у католиков).
Учение о таинствах
С концепцией непостижимо высокого замысла Бога относительно человека связано чуждое другим религиям понятие таинства как совершенно особого действия, выходящего за пределы ритуала, обряда; если обряды символически соотносят человеческий быт с божественным бытием и этим гарантируют стабильность равновесия в мире и человеке, то таинства, по традиционному христианскому пониманию, реально вводят божественное присутствие в жизнь человека и служат залогом грядущего «обожения», прорыва эсхатологического времени.
Важнейшие из таинств, признаваемые всеми вероисповеданиями, крещение (инициация, вводящая в христианскую жизнь и символизирующая соединение с Богом, покаяние) и Евхаристия, или причащение (вкушение хлеба и вина, по церковной вере незримо пресуществлённых в тело и кровь Христа ради сущностного соединения верующего со Христом, чтобы Христос «жил в нём»). Православие и католицизм признают ещё 5 таинств, сакраментальный статус которых отрицается протестантизмом: миропомазание, имеющее целью сообщить верующему мистические дары Святого Духа и как бы увенчивающее Крещение; покаяние (исповедь перед Богом в присутствии священника и отпущение грехов); рукоположение или ординацию (возведение в духовный сан, дающий не только полномочия учить и «пасторски» вести верующих, но также в отличие от чисто юридического статуса раввина в иудаизме или муллы в исламе, прежде всего власть совершать таинства); брак, понимаемый как соучастие в мистическом браке Христа и церкви (Еф. 5:22,5:32); соборование (сопровождающееся молитвами помазание елеем тела больного). Понятие таинства, всегда телесно-конкретного, и этика аскетизма соподчинены в христианстве представлению о высоком назначении всего человеческого естества, включая телесное начало, которое должно быть подготовлено к эсхатологическому просветлению и аскетизмом, и действием таинств.
История христианской церкви
Доникейский период (I — начало IV века)
Ранний период церковной истории охватывает три века — до Никейского (I Вселенского) Собора.
Апостольский век
I век обычно называют апостольским. По преданию, в течение 12 лет после Пятидесятницы апостолы оставались в окрестностях Иерусалима, а затем отправились на всемирную проповедь.
С правления Нерона начинается период гонений. Последний апостол Иоанн Богослов умирает ок. 100 года, и с ним заканчивается апостольский век.
«Апостольские мужи»
Время первохристианства I—II вв. отмечено деятельностью т. н. «апостольских мужей», то есть первохристианских писателей, бывших учениками самих апостолов.
«Апологеты»
Апостольские мужи явились переходной группой от самих апостолов к т. н. апологетам. Апология (от др.-греч. ἀπολογία — оправдание) — это слово о заступничестве, направляемое к императорам-гонителям. Оправдывая христианство как справедливую и разумную религию, апологеты вольно или невольно переводили истины веры на язык разума, и так рождалось христианское богословие. Первым из подобных апологетов-богословов был мч. Иустин Философ из Самарии, философ-платоник, после своего обращения (ок. 133 г.) прибывший в Рим, где основал богословскую школу для борьбы с еретиками-гностиками. Иустин Философ погиб в гонении имп. Марка Аврелия в 166 г.
Доникейский период завершился крупнейшим за всю историю христианства «Диоклетиановым гонением» (302—311 гг.), целью которого было полное уничтожение Церкви. Однако гонение только способствовало утверждению и распространению христианства.
Христианизация Армении
Основателями Армянской церкви считаются апостолы Иисуса Христа Фаддей и Варфоломей, проповедавшие христианство в Армении в I веке [26] .
В начале IV в. (традиционная дата — 301 г.) Великая Армения стала первой страной, принявшей христианство в качестве государственной религии [27] [28] , что связано с именами святого Григория Просветителя и армянского царя Тиридата III Великого.
Политика гонений на христиан императора Диоклетиана заставляет общину девичьего аскетерия бежать из Рима в Армению [29] . Однако святые девы были замучены армянским царём Тиридатом III (тогда ещё язычником). Но впоследствии эти события способствовали обращению его царства в христианство через проповедь святого Григория Просветителя, крестившего Армению в 301 году и ставшего первым епископом царства. Таким образом, Армения стала первым в истории христианским государством [30] .
Христианизация Грузии
Грузинская христианская церковь основана, по преданию, в I веке апостолом Андреем Первозванным [31] [32] . В 324 году трудами святой равноапостольной Нины христианство стало государственной религией Грузии. Церковная организация находилась в пределах Антиохийской Церкви [33] . Грузинская церковь считается одной из древнейших христианских церквей в мире [34] [35] [36] [37] .
IV—VIII вв.
При Константине Великом и его преемниках христианство быстро становится государственной религией в Риме. Этот процесс имеет ряд особенностей. Обращение огромных масс вчерашних язычников резко понижает духовно-нравственный уровень Церкви, способствует возникновению массовых еретических движений. Вмешиваясь в дела Церкви, императоры часто становятся покровителями и даже инициаторами ересей (напр., монофелитство — типичная императорская ересь). Аскетически настроенные христиане скрываются от этих смут в пустынях. Именно в IV в. быстро расцветает монашество и появляются первые монастыри. Процесс преодоления ересей происходит через формирование и раскрытие догматов общепризнанного вероучения на семи Вселенских Соборах.
Расцвет монашества в Египте, Сирии и Палестине
Во всех трёх названных областях монашество возникло независимо друг от друга. Но египетское монашество считается древнейшим. Его основатель преподобный Антоний Великий ещё в 285 г. удалился в глубину пустыни на гору Колизму. Его ученик преподобный Макарий Египетский положил начало подвижничеству в Скитской пустыне, а преподобный Пахомий Великий основал ок. 330 г. первый египетский монастырь в Тавенисси.
В Палестине основателями монашества были преподобный Харитон Исповедник — строитель Фаранской Лавры (330-е гг.) и преподобный Иларион Великий — строитель Лавры у Маюма (ок. 338 г.).
В Сирии — преподобный Иаков Низибийский († 340-е гг.) и его ученик преподобный Ефрем Сирин (373 г.), который также известен как родоначальник Эдесско-Низибийской богословской школы.
IX—XI вв.
В начале VIII века во всём христианском мире произошли крупные изменения, связанные с экспансией ислама. В 711 г. арабы переправились через Гибралтарский пролив, быстро захватили Испанию и двинулись вглубь современной Франции.
Разделение церквей (формально 1054 г.)
Поводом Великой схизмы 1054 года послужил спор из-за земель в Южной Италии, формально принадлежавших Византии. Узнав, что греческий обряд там вытесняется и забывается, Константинопольский патриарх Михаил Керуларий закрыл все храмы латинского обряда в Константинополе. Одновременно он требовал от Рима признать себя равным по чести Вселенским патриархом. Лев IX отказал ему в этом и вскоре умер. Между тем в Константинополь прибыли папские послы во главе с кардиналом Гумбертом. Обиженный патриарх не принимал их, а лишь предъявлял письменные обличения латинских обрядов. Гумберт, в свою очередь, обвинил патриарха в нескольких ересях, а 16 июля 1054 года самовольно объявил анафему патриарху и его последователям. Михаил Керуларий ответил Соборным постановлением (воспроизводящим все обвинения Фотия в 867 году) и анафемой на всё посольство. Таким образом, по жанру это была очередная схизма, далеко не сразу осознанная как окончательный разрыв между Востоком и Западом.
В действительности разделение церквей было длительным процессом, проходившим на протяжении четырёх столетий (с IX по XII в.), а его причина коренилась в возраставшем различии экклезиологических традиций.
Святые
Более 150 тысяч человек причислены христианами к лику святых (см. Канонизация). Святые, канонизированные до разделения церквей, почитаются как католиками, так и православными.
Критика христианства
См. также
Портал «Христианство» | |
Христианство в Викисловаре | |
Христианство в Викицитатнике | |
Христианство в Викитеке | |
Христианство на Викискладе | |
Христианство в Викиновостях |
- Категории
- Общехристианские святые
- Католические святые
- Православные святые
- Статьи
- Богослужение
- Евхаристия
- Ересь
- Икона
- История христианства
- Криптохристианство
- Инквизиция
- Христианизация
- Иудаизм и христианство
- Теософия и христианство
- Народное христианство
Примечания
- ↑BBC—Religion & Ethics—566, Christianity // BBC
- ↑ Briggs, Charles A. The fundamental Christian faith: the origin, history and interpretation of the Apostles’ and Nicene creeds. C. Scribner’s sons, 1913.
- ↑Мчедлов М. П.Христианство — статья из Большой советской энциклопедии (3-е издание)
- ↑Энциклопедия Британника. Статья: Armenian Apostolic Church;
Armenia became the first country to adopt Christianity about 300 ce, when St. Gregory the Illuminator converted the Arsacid king Tiridates III.
He returned to Armenia in the midst of a Christian persecution pressed by King Tiridates III (who was a zealot for the regional idols) and was imprisoned in a burial pit. After being rescued, Gregory reputedly converted the king about 300, and Tiridates then became the first monarch in history to impose Christianity on his people. He did so about 20 years before Constantine I.
При Тиридате III Великом [287—332] христианство стало около 301 государственной религией в Армении.
Founded in the first century by two of the Apostles of Jesus Christ, Saints Thaddeus and Bartholomew, we are one of the five ancient Eastern Oriental Orthodox churches. At the beginning of the fourth century, Armenia became the first nation in the world to declare Christianity as our state religion…
Источник