- Бюджет России: формирование, структура, расходы и доходы
- Экономический смысл
- Юридический смысл
- Доходы
- Расходы
- Резервные фонды
- Проект бюджета РФ
- Первый шаг составления
- Второй шаг составления
- Рассмотрение и утверждение
- Первое чтение
- Второе чтение
- Третье чтение
- Четвертое чтение
- Как принимается главный финансовый документ страны?
- Короли бюджета: кто распоряжается деньгами государства
Бюджет России: формирование, структура, расходы и доходы
Бюджет — это понятие, которое существует и в экономических, и в юридических реалиях. От этого его значение может существенно различаться. В статье мы более подробно познакомимся с федеральным бюджетом России. Посмотрим, что это, каковы его доходы и расходы, как составляется проект бюджета и многое другое.
Экономический смысл
Если рассматривать бюджет России, как экономическую категорию, то перед нами предстанет общественная устойчивая связь. Проведем аналогию с финансами. Тогда федеральный бюджет будет общественными отношениями, установленными по поводу формирования и дальнейшего использования госвластью фонда с денежными средствами.
Структура доходов бюджета России будет определяться сразу несколькими факторами:
- Потребность РФ в финансовых ресурсах.
- Возможности Российского государства по последующей мобилизации этих ресурсов.
- Особенности проводимой правительством экономической политики.
Со структурой расходов несколько проще. Она определяется функциями государства.
Экономическая практика представляет бюджет России важнейшим компонентом макроэкономической политики. Именно он обеспечивает как аккумулирование финансов, так и их последующее распределение.
Параметры государственного бюджета будут непосредственно влиять на ряд макроэкономических показателей — объемы производства и инвестиций, уровень занятости, доходы населения страны, валютный курс, процентную ставку и проч.
Тут можно отметить, что государственный бюджет России — это не только экономическая категория, но и достаточно сильный, действенный политический инструмент.
Федеральный бюджет — это фактически финансовый план РФ. А именно — план сбора и дальнейшего использования финансовых ресурсов, которые способны обеспечить собой исполнение государственных функций.
Юридический смысл
Если обратиться к юридическому смыслу, то определение понятия уже не будет таким широким. Тут бюджет России — закон. Нормативный акт, который разрабатывается структурой исполнительной власти, чтобы затем быть принятым органами представительной (законодательной) власти.
Надо помнить и о том, что бюджет РФ — это и центральный компонент российской бюджетной системы.
Доходы
Доходы бюджета России разделяются на две большие группы — неналоговые и налоговые. Также в доходы зачисляется остаток неизрасходованных средств предыдущего года.
Рассмотрим группы подробно. Налоговые доходы годового бюджета России:
- Федеральные сборы и налоги, что устанавливаются налоговым законодательством РФ.
- Таможенные сборы, пошлины и подобные им платежи.
- Госпошлины.
Неналоговые доходы годового бюджета России:
- Прибыль от использования госимущества.
- Доходы от продажи государственного имущества.
- Часть доходов унитарных предприятий.
Вместе с тем к доходам федерального бюджета в нашей стране относится и следующее:
- Прибыль Центробанка РФ.
- Доходы от проведения ВЭД (внешнеэкономической деятельности).
- Доходы от реализации различных государственных резервов и запасов.
Стоит отметить, что доходы бюджета РФ могут передаваться и в бюджеты ее субъектов, а также муниципальным бюджетам. Но только по нормативам, утвержденным законом о бюджете РФ на текущий год.
Расходы
Теперь рассмотрим расходы бюджета России:
- Обеспечение работы президента, деятельности Федерального собрания, Центрального избиркома, Счетной палаты, а также ряда федеральных органов госвласти, их территориальных подразделений.
- Функционирование судебной федеральной структуры.
- Осуществление государственной международной деятельности.
- Национальная оборона, обеспечение безопасности страны, осуществление конверсии отраслей промышленности, относящихся к оборонным.
- Содействие фундаментальным исследованиям и научно-технологическому прогрессу в целом.
- Государственная поддержка транспорта — железнодорожного, морского и воздушного.
- Поддержка государством атомной энергетики.
- Ликвидация последствий ЧС, стихийных бедствий, имеющих федеральный масштаб.
- Исследование космического пространства, использование его.
- Формирование собственности государства.
- Компенсация внебюджетным государственным фондам расходов, затраченных на выплаты государственных пенсий и пособий, иных социальных платежей, что подлежат финансированию в соответствии с российским законодательством.
- Статистический официальный учет.
- Инвестиционные федеральные программы.
На сегодня выделяются три главные расходные статьи бюджета РФ:
- 20 % — обслуживание государственного долга страны.
- 19 % — затраты на национальную оборону.
- 15,6 % — финансовое содействие бюджетам государства иных уровней.
Резервные фонды
Повествуя о формировании бюджета России, стоит упомянуть о Резервных фондах. Они утверждаются не только при планировании федерального, но и при создании бюджетов всех уровней. Есть важное правило. Объем Резервного фонда федерального бюджета не может быть более 3 % от всех его расходов на текущий год.
Представим другие важные утверждения:
- Размер Резервного фонда бюджетов субъектов страны определяется их органами законодательной власти при утверждении бюджетного проекта на очередной финансовый год.
- Резервные фонды используются только для покрытия непредвиденных расходов. Например, тратятся на аварийные и спасательные работы по ликвидации последствий ЧС.
- Порядок расходования средств из данных фондов определяется Правительством РФ.
- Планирование федерального бюджета на следующий финансовый год всегда включает в себя включение в его состав Резервного фонда президента РФ. Его размер — не более 1 % от всего бюджета страны.
- Денежные средства из данного фонда резервных запасов используются для финансирования государственных непредвиденных расходов, а также расходов, связанных с воплощением в жизнь Указов президента.
- Накопления из президентского Резервного фонда недопустимо растрачивать на следующее: референдумы, выборы, а также освещение деятельности главы Российского государства.
Проект бюджета РФ
Структура бюджета России представлена в его проекте, который составляется на каждый финансовый год. Это считается исключительной прерогативой российского Правительства. Работы начинаются уже за 10 месяцев до начала грядущего финансового года.
Основание проекта российского бюджета — это комплекс документов:
- Бюджетное послание от имени Президента.
- Прогноз экономического и социального развития страны на грядущий год.
- Основные векторы как налоговой, так и бюджетной политики на следующий год.
- Прогноз финансового сводного баланса по всей территории РФ, составленный на очередной год.
- Планы по развитию государственного сектора экономики.
Следующий этап — непосредственно составление проекта бюджета. Оно происходит в два этапа.
Первый шаг составления
На первом этапе уже досконально продумывается исполнение бюджета России. На основе прогнозного плана формируются его ключевые характеристики.
Данный этап можно условно разделить на ряд подэтапов:
- Разработка Министерством экономики прогнозного плана развития государства, имеющего в себя основные макроэкономические показатели.
- Рассмотрение и последующее утверждение правительством России этого плана-прогноза.
- Разработка Минфином (на основании вышеупомянутого плана) основных характеристик будущего проекта. На этом подэтапе уже все расходные статьи распределяются по разделам функциональной классификации.
- Правительство страны утверждает разработанные характеристики бюджета. Министерство финансов, в свою очередь, должно разослать проектировки федеральным ведомствам и министерствам. Последние на основе представленной информации предварительно распределяют средства по определенным получателям. Минфин также должен уведомить субъекты государства о методиках формирования межбюджетных отношений на следующий финансовый год.
Второй шаг составления
Бюджет России в рублях должен быть определен на этом этапе составления проекта. Тут уже происходит распределение объемов финансовых средств по функциональной детализированной классификации. Проект также должен соответствовать экономической и ведомственной классификациям. Подэтапы тут выделяются следующие:
- Формирование Минфином бюджетных расходов в соответствии с тремя переставленными выше классификациями (функциональной, ведомственной, экономической).
- Согласование планируемых бюджетных расходов с иными министерствами и ведомствами государства. Если появились несогласованные вопросы, то их решает уже правительственная межведомственная комиссия.
Как разработка, так и согласование бюджета в РФ на следующий год завершается не позднее 15 июля настоящего года. Одновременно с этим должна завершиться и разработка проектов законов, принятие которых учитывается при планировании бюджета. Это ФЗ о минимальных размерах пенсионных выплат и заработных плат.
Рассмотрение и утверждение
Проект бюджета РФ, составленный правительством РФ, рассматривается и впоследствии утверждается Государственной думой. В эту структуру он должен поступить не позднее 23.59 15 августа настоящего года. Одновременно он предоставляется российскому президенту для ознакомления.
Рассмотрение проекта бюджета в РФ происходит в четыре чтения.
Первое чтение
При рассмотрении происходит следующее:
- Обсуждается концепция бюджета.
- Рассматривается прогноз социально-экономического развития России.
- Обсуждаются основные направления налоговой и бюджетной политики.
- Рассматриваются проекты программ внешних заимствований.
Второе чтение
Утверждаются расходы федерального бюджета страны по разделам их функциональной классификации. Это происходит только в пределах общего объема расходов, который утверждается в первом чтении.
Третье чтение
Утверждается объем расходов уже по подразделам функциональной классификации. Также это происходит только в границах общей массы расходов, что была принята ранее.
Четвертое чтение
Происходит голосование за проект бюджета. Внесение поправок не допускается.
Потом проект переходит на рассмотрение Совету Федерации. Он может только принять или отклонить его. Поправки и изменения не допускаются.
Принятие бюджета РФ — многоступенчатая процедура. Сам бюджет — довольно сложная структура, сочетание доходов и расходов государства на очередной финансовый год.
Источник
Как принимается главный финансовый документ страны?
Федеральный бюджет России – главное звено бюджетной системы страны. Он утверждается в форме федерального закона.
Порядок формирования и исполнения бюджета регламентируется Бюджетным кодексом РФ.
Проект бюджета вносится в Государственную Думу каждый год до 1 октября. Одновременно с этим он направляется Президенту РФ.
После внесения в Государственную Думу проект бюджета в течение трех дней направляется в комитеты ГД для внесения замечаний и предложений, Совет Федерации и в Счетную палату РФ для подготовки заключения.
Государственная Дума рассматривает проект бюджета в течение 60 дней в трех чтениях. Таким образом, бюджет на 2019 год и на плановый период 2020–2021 годов должен быть принят до 29 ноября 2018 года.
Рассмотрение документа в первом чтении.
На этом этапе обсуждается:
- концепция закона;
- прогноз социально-экономического развития страны, объем ВВП и уровень инфляции;
- направления бюджетной, налоговой и таможенно-тарифной политики;
- объем доходов и расходов;
- предельный размер внутреннего и внешнего долга.
Прохождение второго чтения.
Во втором чтении рассматриваются текстовая часть проекта бюджета и приложения:
- бюджетные ассигнования по направлениям;
- основные показатели государственного оборонного заказа;
- перечень субсидий бюджетам субъектов РФ;
- программа государственных внутренних и внешних заимствований страны и др.
Принятие в третьем чтении.
В третьем чтении законопроект выносится на голосование в целом с учетом бюджетных ассигнований, принятых во втором чтении.
Федеральный закон о бюджете в течение пяти дней со дня принятия Государственной Думой передается на рассмотрение Совета Федерации.
Рассмотрение в Совете Федерации.
Совет Федерации в течение 14 дней со дня представления Государственной Думой рассматривает закон о бюджете.
Последний этап в утверждении главного финансового документа страны — подписание бюджета Президентом РФ.
Источник
Короли бюджета: кто распоряжается деньгами государства
Крупнейшими суммами бюджетных расходов кроме Минфина распоряжаются Минобороны и МВД, а также Росавтодор. Самыми небольшими — Уполномоченный по правам человека и Росаккредитация.
Forbes посчитал, какие именно министерства и ведомства являются главными распорядителями бюджетных расходов, и посмотрел, сохранятся ли бюджеты и авторитет в ближайшие два года. Данные рассчитаны на основании федерального закона «О федеральном бюджете на 2019 год и на плановый период 2020 и 2021 годов».
С 2010 года расходная часть федерального бюджета верстается таким образом, что каждый желающий может изучить не только нацпроекты и госпрограммы, на которые государство направляет деньги, но и главных распорядителей этих средств. Информация о них находится в приложении 10 к федеральному бюджету, которое включает общую сумму средств в распоряжении конкретного органа исполнительной власти, а также разбивку по программам, в которых этот орган участвует. Если дополнительные траты ведомств приняты дополнительными подзаконными актами, то в наших расчетах они не учитываются.
Самый большой бюджет администрирует министр финансов и первый вице-премьер Антон Силуанов. В 2019 году через Минфин должно пройти 5,86 трлн рублей. Бюджета такого масштаба нет в распоряжении ни у одного другого министерства, ведомства или вице-премьера — это больше трети всех расходов бюджета на 2019 год (15,025 трлн рублей). К 2021 году сумма в распоряжении Минфина вырастет до 6,9 трлн рублей при общих расходах бюджета в 15,6 трлн рублей. Антон Силуанов — самый влиятельный министр и вице-премьер, но лишь по формальному статусу, уверен президент коммуникационного холдинга «Минченко Консалтинг» Евгений Минченко. Минфин выступает в качестве главного распорядителя, взяв на себя даже те функции, которые можно было бы передать другим ведомствам. Отсюда и гигантские расходы. Самые крупные статьи расходов Минфина идут на выплаты пенсий, перечисление межбюджетных трансфертов, докапитализацию госкомпаний и управление внешним долгом, объясняет главный экономист Райффайзенбанка Станислав Мурашов.
На втором месте по размеру бюджета в распоряжении — министр обороны Сергей Шойгу, чье министерство должно распределить в этом году 1,78 трлн бюджетных рублей. На третьем месте — министр внутренних дел Владимир Колокольцев с бюджетом чуть менее 1 трлн рублей. Бюджеты обоих ведомств на горизонте трех лет будут падать: у Минобороны казна опустеет на 256 млрд рублей, а у МВД — на 204 млрд рублей. Большая часть выделенных Минобороны и МВД федеральных средств (незасекреченных) идет на заработные платы и выплаты пенсий военным, следует из подсчетов. «По этим данным нельзя сказать, что Россия — это полицейское государство: значительные средства идут на ведомственные пенсии и зарплаты, а не на автозаки и танки. Можно только сказать, что мы наследники советского государства, в котором низкие зарплаты компенсируются большим количеством социальных льгот ведомственного масштаба», — считает Мурашов.
В десятку министров с самыми большими бюджетами также входят министр науки и образования Михаил Котюков, (519 млрд рублей), министр промышленности и торговли Денис Мантуров (411 млрд рублей), министр труда и социальной защиты Максим Топилин (351 млрд рублей). Замыкают десятку министр здравоохранения Вероника Скворцова (327 млрд рублей) и министр сельского хозяйства Дмитрий Патрушев (291 млрд рублей).
Самые небольшие расходы доступны министру юстиции Александру Коновалову — всего 5,8 млрд рублей на 2019 год, что меньше, чем, например, бюджет РАНХиГС, Государственной думы или Росстата (18,4 млрд рублей). Кстати, в 2020 и 2021 годах бюджет Росстата увеличится до 33,9 млрд рублей и 20,4 млрд рублей соответственно. Ранее министр Максим Орешкин, в чьем ведении находится Росстат, жаловался, что ведомство очень плохо финансируется — «последние 10-15 лет Росстат почти не развивался и очень плохо финансировался. Сейчас зарплата сотрудника в отделе статистики в ЦБ в четыре раза выше, чем у сотрудника Росстата, а технологии застряли на уровне 15-летней давности, как и бюджет на них», рассказывал министр Forbes.
Само Министерство экономического развития в этом году распоряжается 243 млрд рублей. Это чуть больше бюджета Росгвардии (239,6 млрд рублей). Но к 2021 году финансирование ведомства Орешкина сократится до 179 млрд рублей, а вот расходы Росгвардии вырастут до 256 млрд рублей.
Что касается служб, подведомственных министерствам, то самый большой бюджет администрирует Федеральное дорожное агентство (Росавтодор), которое подчиняется Минтрансу. В 2019 году агентство должно распределить 680 млрд рублей, что больше бюджета большинства федеральных министерств. Также крупными средствами распоряжается Федеральная служба исполнения наказаний (ФСИН), подведомственная Минюсту: бюджет службы на 2019 году составляет 281,5 млрд рублей.
«Люди часто думают, что тот, у кого больше всего денег, у того и большая власть. Но часто это не так», — рассуждает Мурашов. Чтобы иметь аппаратный вес, необязательно распоряжаться бюджетом, полагает и профессор финансов РЭШ Олег Шибанов. «Например, у Алексея Кудрина есть вес в правительстве, несмотря на то что бюджет у Счетной палаты не слишком большой», — приводит он пример. Бюджет Счетной палаты на этот год — 4,3 млрд рублей. Тем не менее Шибанов уверен, что самый большой аппаратный вес сейчас находится именно у Министерства финансов и лично Антона Силуанова.
Антон Силуанов занимает 16-е место в рейтинге самых влиятельных россиян, составленном Forbes в 2018 году. Сергей Шойгу находится на 30-м месте, а Владимир Колокольцев — на 39-м месте.
Источник