Проблема Север — Юг
Проблема Север — Юг — это термин, обозначающий проблемы экономических отношений и социальных различий между развитыми и развивающимися странами.
Суть глобальной проблемы севера и юга состоит в разнице доходов / уровня жизни между странами, которые подразделяются на страны северного и южного полушария (страны северного полушария считаются развитыми, а южного — развивающимися).
Название не очень точное с географической точки зрения, т. к. не очень ясна ситуация со странами Азии, с Австралией и Новой Зеландией (последние две страны принадлежат южному полушарию и считаются одними из самых развитых в мире).
Причины проблемы Север — Юг
У этой проблемы много возможных причин:
- уровень здоровья и образования в стране;
- природные ресурсы (наличие и управление);
- свойства промышленности страны и её экономики;
- доступ к рынкам и международная торговая политика;
- способ управления правительством и международными отношениями (с другими странами);
- наличие конфликта внутри страны и между странами;
- трудность в преодолении стихийных бедствий и климатических изменений.
Пути решения проблемы Север — Юг
Существует несколько вариантов решения проблемы этого дисбаланса между развитыми и развивающимися странами.
Либеральный метод
Аграрные страны не могут преодолеть отсталость и занять достойное место на международном рынке т. к. их государства не способны создать современный рыночный механизм в локальных экономиках. Поэтому предлагаемое решение состоит во внедрении рыночной экономики и отказе от государственной собственности.
Антиглобалистский метод
Сторонники этого метода уверены, что мировую экономику контролируют международные монополии, что даёт возможность Северу угнетать Юг.
Антиглобалисты требуют пересмотра всей системы экономических отношений в мире в пользу Юга. Они считают, что развитые страны осознанно снижают цены на сырьё, а цены обработанных товаров сами же и завышают.
Структуралистский метод
По этой логике, для повышения конкурентоспособности и обеспечения отраслевой диверсификации Юга необходимо внести изменения в структуру самих аграрных государств. Необходимы реформы в существующей системе экономических отношений, но вносимые в неё изменения должны облегчать проведение реформ в развивающихся странах.
Какие страны считаются развитыми, а какие развивающимися?
Развивающиеся страны — страны с низким и средним уровнем дохода.
Развитые страны — страны с уровнем дохода выше среднего и высоким.
Для этого зачастую рассматривается валовой национальный доход (ВНД):
- низкий доход: до 1025 долларов США;
- доход ниже среднего: 1026 – 4035 долларов;
- доход выше среднего: 4036 – 12 475 долларов;
- высокий доход: 12 476 долларов или больше.
Наиболее развитыми регионами в основном являются:
- Северная Америка;
- Европа;
- Австралия;
- Новая Зеландия;
- Япония.
Наименее развитыми регионами являются:
- Африка;
- Азия (кроме Японии);
- Латинская Америка;
- страны Карибского бассейна;
- Меланезия;
- Микронезия;
- Полинезия.
Источник
Кооперация Юг-Юг: вместе сильнее
Сотрудничество по линии — это международная помощь, которую одна развивающаяся страна оказывает другой. Однако сами развивающиеся страны выступают категорически против того, чтобы ставить знак равенства между традиционной международной помощью (развитые Комитета содействия развитию ОЭСР оказывают ее беднейшим странам мира) и данной формой сотрудничества. О сотрудничестве редакции РСМД рассказал Денис Дегтерев, к.экон.н., заведующий кафедрой теории и истории международных отношений РУДН, доцент кафедры мировой экономики МГИМО (У) МИД России.
— Традиционная помощь в формате зачастую оказывается бывшими метрополиями своим бывшим колониям. По мнению развивающихся стран, такая помощь носит патерналистский характер и обусловлена целым рядом обязательств — так называемыми принципами благого управления (good governance) [1]. При этом доноры выступают по отношению к реципиентам в качестве менторов. Страны «глобального Юга» считают, что в таких условиях говорить о соблюдении в полной мере принципа суверенного равенства государств (пункт 1 статьи 2 Устава ООН ) не приходится.
— По каким направлениям осуществляется наиболее интенсивное взаимодействие? Какие области нуждаются в развитии?
— Особенность сотрудничества заключается в преобладании технической помощи, в передаче экспертизы по тем или иным направлениям экономического и развития. С этой целью в целом ряде развивающихся государств созданы центры передовых технологий. Страны «глобального Юга» считают, что только они сами в полной мере понимают истинные потребности друг друга и могут предложить оптимальные способы их удовлетворения. Сотрудничество отличается от традиционной международной помощи тем, что помощь не увязывается с требованиями проведения экономических и политических реформ, а отношения носят партнерский характер. Безусловно, специализация бывших колоний в системе международного разделения труда поначалу тормозила развитие полноценного сотрудничества.
В рамках принятого в Плана действий в первые десять лет создавались национальные координационные пункты и разрабатывались процедуры взаимодействия. Во втором десятилетии приходилось, главным образом, адаптировать концепцию сотрудничества к сложившимся на тот момент условиям. В третьем десятилетии началось расширение потоков между странами «глобального Юга», активизировались поставки высокотехнологичных товаров и услуг. Например, Бразилия стала мировым лидером по технологии производства этилового топлива (биоэтанола).
Одновременно развивается несколько различных форматов сотрудничества . На межрегиональном уровне активизировалось взаимодействие стран Африки и Латинской Америки. Было проведено два саммита по сотрудничеству этих стран. Первый прошел в 2006 году в Абудже (Нигерия) с участием представителей 53 африканских и 12 южноамериканских государств. В работе второго саммита, проведенного по инициативе У.Чавеса в Венесуэле в 2009 году, приняли участие руководители 49 государств Африки и 12 государств Латинской Америки. Площадки для данных саммитов были выбраны не случайно: и Нигерия, и Венесуэла — одни из лидеров сотрудничества в формате . Так, в Нигерии в 2001 году под эгидой Африканского банка развития был создан Нигерийский фонд технического сотрудничества для распространения технологий в странах Африки. В Венесуэле с 1993 года под эгидой Экономической комиссии ООН для Латинской Америки реализуется Программа им. Симона Боливара, также направленная на развитие технологий в странах Латинской Америки. Кроме того, У.Чавес был активным сторонником антиамериканских интеграционных проектов стран «глобального Юга», формирования «оси добра», Боливарианского альянса и других инициатив.
Помимо межрегионального взаимодействия, с африканским континентом активно сотрудничают Бразилия, КНР, Индия, ЮАР. Примечательно, что Бразилия развивает отношения, в первую очередь, с лусофонскими (португалоязычными) странами Африки, опираясь на «инфраструктуру взаимодействия», созданную Португалией для сотрудничества со своими бывшими колониями. КНР также эффективно использует в сотрудничестве с африканскими странами «инфраструктуру взаимодействия», созданную Францией для взаимодействия со своими колониями. Регулярно проводятся саммиты , .
Отдельно стоит отметить участие развитых стран (например, Японии) в сотрудничестве на трехсторонней основе. Развитые страны передают часть своих технологий и финансов для стимулирования развития отношений между развивающимися странами.
Важную роль в качестве рупора «глобального Юга» и главного инициатора сотрудничества в формате играет «Группа 77». В 2003 году в Марракешской декларации, принятой на совещании Группы, развивающиеся страны в очередной раз подчеркнули необходимость и даже безальтернативность сотрудничества между собой для выхода на траекторию самодостаточного развития.
Примечательно, что американские эксперты тщательно отслеживают позицию стран «глобального Юга» по вопросам сотрудничества , в том числе в рамках так называемых подходов третьего мира к международному праву (Third World Approaches to International Law — TWAIL). Первая конференция по данной проблеме (TWA) была проведена в Гарвардской школе права в 1997 году, вторая (TWA) — в Школе права Йоркского Университета в Онтарио (Канада) в 2001 году, третья (TWA) — в Школе права Олбани в 2007 году. В октябре 2011 году в Школе права Университета штата Орегон прошла очередная международная конференция по подходам третьего мира к международному праву (TWA). В том же году вышел специальный номер индийского журнала «Торговля, право и развитие», посвященный этой проблеме.
— Какую роль в содействии развитию данного вида сотрудничества играет Россия?
— Россия рассматривает сотрудничество по линии как важный элемент глобальной архитектуры содействия развитию, дополняющий традиционные формы помощи на данном направлении. В -е годы альтернативным источником международной помощи выступали страны Совета экономической взаимопомощи (СЭВ) во главе с СССР и КНР. Сразу после развала социалистической системы хозяйствования «монолитность» в рядах доноров значительно окрепла, что в ряде случаев было чревато принятием субъективных решений о судьбе отдельных реципиентов. В годы, по мере развития потенциала «новых доноров» (страны БРИКС) архитектура международной помощи снова становится многообразной.
Безусловно, потенциал участия России в формате сотрудничества (на трехсторонней основе) в полной мере еще не раскрыт. Речь идет о новых амбициозных проектах в сферах подготовки кадров, добычи природных ресурсов, спутниковой связи, медицины, ядерной энергетики и др.
[1] Определение понятия «благое управление» содержится, в частности, в Соглашении Котону, заключенном между ЕС и странами АКТ в 2000 году (статья 9, абзац 3): «В рамках политической и административной системы, основанной на соблюдении прав человека, демократических принципов и принципов правового государства, ответственное государственное управление означает прозрачное и ответственное управление человеческими, природными, экономическими и финансовыми ресурсами и их использование для сбалансированного и устойчивого развития. В него входят однозначные правила для административных процедур, прозрачные и ответственные государственные органы, приоритет закона при управлении и распределении ресурсов и осуществление мер, особенно для предотвращения коррупции и борьбы с ней».
Источник
О грядущей войне, в которую многие отказываются верить
Здесь хотелось бы отметить несколько вещей. Во-первых, техника идет в Ростовскую область и на полуостров Крым не только из южных регионов (Краснодарский край, Волгоградская область), но и из Центрального округа. Все это излишне для батальонных тактических учений, которые проводятся силами местных воинских частей.
Во-вторых, никаких учений масштаба военного округа на юге анонсировано не было. Ни на апрель, ни на май.
Вывод один: переброска техники и живой силы к Черному и Азовскому морям имеет другие цели. И они вполне очевидны.
Президент Путин неоднократно делал заявления о том, что Россия Донбасс не бросит. Примерно месяц назад он повторил эти слова еще раз. Поэтому на фоне действительно серьезного наращивания сил ВСУ на линии разграничения, а также недалеко от границы с Крымом переброска наших военных поближе к месту вероятного возобновления конфликта является не просто оправданной, но и закономерной. Почему у некоторых возникают сомнения по данному поводу – мне непонятно.
Военные эксперты в России, а также люди на местах признают очевидное – силы сторон на Донбассе несопоставимы. Киев, кто бы что ни говорил, сконцентрировал в регионе весьма крупную группировку, которая превосходит силы ДНР и ЛНР вместе взятые в 3-4 раза. Плюс полное господство в воздухе. Считаю крайне лишним смеяться над «Байрактарами» и «Джавелинами», которыми сегодня вооружились украинские войска. И если с первыми мы бороться поможем (на пути в Ростовскую область уже замечен эшелон с ЗРК «Тор-М2»), то противоядия от противотанковой системы производства США ни у нас, ни тем более у Донбасса попросту нет. А ПТРК этот весьма серьезен и представляет действительно большую угрозу для танков ополченцев. «Джавелин» в умелых руках может если не решить исход войны, то существенно его скорректировать точно.
Украинская армия последние 4-5 лет активно вооружалась. В части поступала модернизированная бронетехника, РСЗО, удалось поставить на крыло около 15 боевых самолетов, проводились регулярные учения. Конечно, нельзя сказать, что это совершенно другой качественный уровень войск, но определенная работа проделана была, в том числе с помощью западных инструкторов.
Нужно понимать, что территории ДНР и ЛНР – это относительно небольшие кусочки земли, слабо защищенные естественным рельефом, и в случае тактики блицкрига они будут взяты достаточно быстро. С началом наступательных действий ВСУ счет пойдет на дни. Знающие люди сходятся во мнении, что решение в Кремле о задействовании регулярных частей ВС РФ на Донбассе должно быть принято не позднее чем через 14 часов после пересечения ВСУ линии разграничения. В противном случае конфликт закончится окружением Донецка и Луганска с последующим взятием Киевом украинско-российской границы под свой контроль.
Как вы понимаете, этого допустить Москва не может.
В вероятном конфликте Россия будет вынуждена активно задействовать авиацию, факт применения которой скрыть не получится. Да это и не нужно. Очевидно, что в ходе последнего разговора с Меркель и Макроном Путин ясно дал понять, что Россия в стороне не останется и сделает все, чтобы остановить наступление ВСУ. Американцы, которые, собственно, и являются главными заказчиками и бенефициарами грядущей войны, это тоже прекрасно понимают, и как раз этого ждут от Москвы.
Операция по принуждению Украины к миру, которую Россия проведет под предлогом защиты своих граждан, станет поводом для новых санкций против нашей страны. Но не только. За новыми ограничениями, которые, к слову, могут действительно больно ударить по экономике РФ, последует цунами военной истерии. Ее итогом станет существенное наращивание численности американских войск в Европе с последующим размещением ударных ракетных систем наземного базирования в Румынии и Польше. Вашингтону нужно показать европейцам, что Россия – агрессор, которого необходимо сдержать. И Киев готов ему в этом подыграть.
Что касается Крыма, куда также стягиваются дополнительные силы ВС, то здесь конфликт маловероятен. Отбивать полуостров, отправляя своих солдат на верную погибель, Киев не станет, да это и не нужно. Там российские войска, что очевидно, в то время как их присутствие на Донбассе как раз нужно доказать и показать всему миру.
И пусть доказывают. Нам следует прекратить чего-то стесняться, скрывать свои намерения и цели, оправдываться за содеянное. Мы не начинаем войн, но мы в силах их закончить. Закончить показательно, так, чтобы другие тысячу раз подумали, прежде чем перейти нам дорогу.
Источник