Кукла петрушка разных странах

Кукольный театр. История Петрушки

Редакция ProDetki любит посещать культурные места и открывать для себя новых героев и персонажей. Например, нам стал интересен герой Петрушка в кукольном мире.

Театр Петрушки — это уникальное представление, история которого уходит глубоко в 17 столетие. Сначала это было популярное развлечение для простого люда, а затем завоевало свою популярность и у высшего общества.

Кукла Петрушка

Петрушкаэто печатная кукла, облаченная в штаны и красную рубаху, отличительной особенностью этого персонажа были: остроконечный колпак и огромный красный нос.

Кукла Петрушка / Фото с сайта livemaster.ru

История театра Петрушки

Театр Петрушки — это одно из старейших развлечений Руси, дожившее до наших дней и не потерявшее свою актуальность. Многие воспринимают его как народное творение, но в действительности свои прообразы Русский народный театр Петрушка имеет во множестве стран, таких как Франция, Германия, Италия и Турция.

Первое появление театра Петрушки на Руси было зафиксировано еще в 17 веке, но основную популярность он получил лишь к 19 столетию. Несмотря на то, что на Руси существовало несколько видов кукольного театра, представления Петрушки были самыми популярными.

Русский народный театр Петрушка / Фото с сайта msk.citifox.ru

Персонаж Петрушка

Неудивительно, что Петрушка является главным персонажем кукольного театра, который назван в его честь. Давайте рассмотрим поподробнее, что же он из себя представляет. Как можно заметить из истории создания театра, пришел на русские земли он из других стран, поэтому русский Петрушка собрал в своей внешности многие отличительные черты разных национальностей. Например, голова и руки у него были неправдоподобно большими, а глаза имели миндалевидную форму, цвет кожи был смуглым, а нос имел большую горбинку. Благодаря всему этому он очень походил на своего итальянского прототипа — Пульчинелла.

Театр кукол Петрушка хоть и ставил в главу представления своего основного персонажа, но этим не ограничивался. Например, постоянным партнером по сюжету для Петрушки был медведь, с которым он разыгрывал основные сценки.

Русский народный театр / Фото с сайта m24.ru

Русский театр Петрушка и его сюжеты

В основу сюжетов театрального представления всегда ложились банальные и обывательские темы того времени: солдатская служба, лечение, приобретение лошади и ее испытание, а также свидания и свадьба Петрушки.

Все сценки имели свой порядок и демонстрировались строго одна за другой:

— В основе первой сценки всегда лежала покупка Петрушкой лошади. Он торговался с продавцом-цыганом, который не желал уступать, затем Петрушке это надоедало, за что он ударял торговца. На этом первое представление оканчивалось.

— Второй сценкой была демонстрация того, как Петрушка взбирается на лошадь, но та не желает ему подчиняться и сбрасывает главного героя, а затем удаляется в след за цыганом.

— В третьей сцене, как и в начале представления Петрушка не отличается спокойным нравом, и, посетив доктора, избивает его, за то, что лекарь находит у главного героя множество хворей.

— Последняя сцена также не обходится без драк. Когда появляется квартальный, чтобы узнать, почему Петрушка убил доктора, главный герой недолго думая, поступает также и с квартальным. Но справедливость олицетворяет собака, которая лает и рычит на основного персонажа, а затем не поддаваясь ни на какие задабривания и упрашивания Петрушки, хватавшего его за нос, утаскивает с импровизированной сцены.

На этом представление оканчивается. Интересно то, что длительность представления зависит от того, насколько интересные сценки разыгрываются, ведь оно длится до тех пор, пока на улице есть зрители, удостоившие его своим вниманием.

Русский народный театр Петрушка не ограничивается лишь четырьмя основными сценками в своем представлении. Когда на улицах много зевак и публика готова смотреть сколько угодно — смотреть кукольный театр, рассказ продолжается и другими интересными сюжетами. Одним из них становится “Свадьба Петрушки”. Сценарий этого представления был настолько грубым и фривольным, что родители не разрешали детям смотреть такую сценку.

Во всех представлениях Петрушка выступал плутом, мошенником и грубияном. На его лице изображалась даже не милая улыбка, как многим может показаться, а грубый оскал.

Русский театр Петрушка / Сцены из жизни Петрушки / Фото с сайта m.rgtk.ru

Уличный театр Петрушка

Традиционный Петрушка — кукольный театр одного актера, местом действия которого всегда становились уличные ярмарки и торговые площади. Самые первые представления демонстрировались без ширмы, так как единственный актер-кукловод просто надевал на пояс специальную юбку на обруче. Поднимая это кольцо кукольник исчезал из поля зрения зрителей, предоставляя им возможность насладиться представлением. При этом сам мог спокойно двигаться и работать обеими руками, чтобы управлять сразу двумя персонажами.

Уже в начале 19 столетия на смену такого костюма для актера пришла ширма, прототип той, что используется в наши дни. Она устанавливалась прямо на землю, скрывая кукольника и весь его реквизит.

Кукловодами были лишь мужчины, но для того, чтобы придать их голосу дополнительную писклявость, использовался специализированный пищик. Он вставлялся прямо в гортань. Это давало возможность кукловоду говорить громче.

Уличный Петрушка / Фото с сайта moyaokruga.ru

Современный театр Петрушки

Благодаря многим деятелям искусства, которые прилагают все усилия, чтобы сохранить традиции кукольного театра, мы имеем возможность наслаждаться интересными представлениями и в наши дни. Сейчас это, конечно, не только кочующие ярмарочные спектакли, но и уличные кукловоды тоже встречаются.

Наиболее часто представления Петрушки можно увидеть в детских кукольных театрах, например, таких как «Жар-птица», «Альбатрос», «Сказочный» и многие другие.

Народный театр Петрушка на данный момент — это возможность познакомить детей и взрослых с историей, а также привить младшему поколению любовь и интерес к литературе.

Современный театр Петрушка / Фото с сайта radost.mskobr.ru

Источник

Кукла петрушка разных странах

Глава 1. Немного истории

Глава 2. Сравнительные таблицы

была создана фигура…известная всем.

Это непобедимый герой народной кукольной

комедии, он побеждает всех и все: полицию,

попов, даже черта и смерть…

В нашей школе есть кукольный кружок «Затейники». На протяжении двух месяцев мы, участники кружка, репетировали фольклорную пьесу «Озорник Петрушка». Петрушка — один из любимых персонажей нашего народа. Он весельчак, забияка, хулиган. Но каково же было наше удивление, когда мы узнали, что у русского Петрушки есть «родственники». В связи с этим возникло желание найти и собрать о них больше информации и провести небольшое исследование. Таким образом, возникла гипотеза: у русской куклы Петрушки и его «собратьев» в других странах больше общих черт, нежели отличительных.

Объект исследования — русская перчаточная кукла Петрушка и его «сородичи» в других странах мира.

Предмет исследования – различные материалы (статьи из энциклопедий, сети Интернет), рассказывающие о персонажах народных театров Европы и мира.

Цель исследования — сравнить (найти сходства и отличия) главного персонажа русского кукольного театра Петрушки с аналогичными куклами в европейских странах. Для достижения цели нужно было решить следующие задачи:

1) собрать и систематизировать материал, посвященный развитию кукольного театра в России и в странах Европы;

2) сравнить Петрушку с персонажами европейских кукольных театров: Пульчинеллой, Панчем, Полишинелем, Касперлем, Карагёзом, Кашпареком.

3) оформить результаты исследования в виде таблиц.

Отметим, что в работе мы использовали сопоставительный метод исследования.

Глава1. Немного истории

В начале нашего исследования представим небольшую историческую справку о Петрушке.

Петрушка-главный герой популярного народного кукольного театра. «Сподвижниками» Петрушки были также Капрал (Полицейский), Арап (Султан) и Черт, который в конце представления увлекал героя в ад. Многочисленные петрушечники-кукловоды расхаживали по городам, иногда появлялась мимоходом и в деревне, с ширмами, над которыми надетые на руку матерчатые куклы разыгрывали немудреное представление, сопровождавшееся стихами-райком. Петрушечник говорил на разные голоса, особым образом помещая в рот специальный пищик, искажавший нормальный человеческий голос. Театр Петрушки привлекал многочисленных зрителей, главным образом наслаждавшихся импровизациями петрушечника и оплачивавших его труд мелкими деньгами. Театр издавна вызывал интерес ученых как проявление народного искусства и юмора.

В процессе исследования мы выяснили, что Петрушка-это не совсем русский персонаж: у него миндалевидные глаза, огромный нос с горбинкой. По мнению ученых, наш озорник и потешник является младшим «родственником» кукол из стран Европы. Чтобы это доказать, проведем сравнительный анализ основных черт персонажей.

Глава 2. Сравнительные таблицы

Таблица №1.Петрушка и Пульчинелла

Сходства

Отличия

Петрушка и Пульчинелла очень веселые и озорные. Они оба хулиганы и остряки.

Пульчинелла родом из Италии, точнее — из Неаполя. Театр Пульчинеллы появляется в XVI веке. Петрушка известен в России с XVII века, но широкое распространение в XIX веке.

Головные уборы- остроконечные колпаки.

Пульчинелла выступал в разных ролях. Он мог быть и огородником, и сторожем, и вором, и солдатом.

Оба отражают отрицательные черты: лень, обжорство, иногда – глупость.

Пульчинелла почти во всех пьесах женат.

Носы напоминают небольшой горб.

Петрушка — перчаточная кукла. Актер-кукловод прятался за ширмой. Пульчинелла выходит на сцену театра. Он не кукла, а маска.

У Пульчинеллы жесткая пеньковая одежда, он обычно носит белую рубашку и белые брюки. У Петрушки кафтан изготовлен из шелка или из мягких тканей. Его одежда яркая, пестрая, скоморошья—традиционная русская косоворотка.

Пульчинелла ходил с большой черной маской на лице.

Петрушка худенький, а Пульчинелла полноватый, у него довольно большой живот.

Существует версия, что Пульчинелла получил свое прозвище от итальянского слова pulcino – цыпленок. Голос героя итальянской комедии был писклявым и пронзительным, как у цыпленка.

Таблица №2 Петрушка и Полишинель

Сходства

Отличия

Полишинель — веселый задира и горбатый насмешник, как и Петрушка.

Полишинель-представитель французского народного театра. Впервые упоминается в конце XVI века. Его имя произошло от итальянского Pulcinella-Пульчинелла.

Полишинель – неисправимый болтун, который не умеет хранить секреты.

Одежда Полишинеля более царская (с золотистыми вкраплениями), а у Петрушки – более простая, но броская, заметная.

У Полишинеля в руках – палка.

Полишинель очень ярко красил лицо.

У Полишинеля, как у Петрушки, огромный нос.

Во Франции существует выражение «секрет Полишинеля»- то, что считается

тайной, но в действительности известно всем. Это крылатое выражение используют повсеместно, и во всем мире знают этого болтливого персонажа французского народного театра.

Таблица№3 Петрушка и Панч

Сходства

Отличия

Петрушка и Панч- обладатели колпаков.

Панч – представитель Англии. Впервые упоминается с 1662 года.

Панч-горбун с острым крючковатым носом.

У Панча есть постоянная подружка по имени Джуди.

Панч-гуляка, плут, весельчак и драчун, как и Петрушка.

В более поздних постановках Петрушка бьет всех персонажей пьесы скалочкой, а Панч убивает своих соперников в драке.

Таблица №4 Петрушка и Кастрель

Сходства

Отличия

Колпаки обоих персонажей схожи.

Кастрель — представитель Германии.

Лица персонажей растянуты в улыбке, носы огромные и кривые.

Кастрель может носить и другие имена: Кашперль, Каспер, а Петрушку иногда называют Петром Уксусовым или Петей.

Кастрель носит более плотную одежду, а Петрушка более легкую.

Оружие Петрушки — скалочка, а Касперля — мухобойка.

Таблица№5 Петрушка и Карагёз

Сходства

Отличия

Карагёз-плут и проказник с огромным носом.

Карагёз, как и Петрушка, все время попадает в смешные ситуации.

Карагез впервые упоминается в Древней Греции. Он заменил должность «комедийного раба». Впоследствии персонаж

вернулся из Турции в Грецию

под именем Карагиозис.

Карагёз и Петрушка –любимые народом персонажи. Пьесы с участием этих персонажей ставили и в России, и Турции, несмотря на запреты властей.

Карагез-персонаж театра теней или театра марионеток.

Фигуру Карагёза изготавливали из кожи буйвола и верблюда.

Таблица№6 Петрушка и Кашпарек

Сходства

Различия

Нос у Кашпарека тоже крючком; он, как почти все его «собратья», тоже горбатый.

Появился в Чехии. До 1820 года назывался Пимперле(Петрушка).

Он остряк, балагур.

Кашпарек- крестьянин, Петрушка тоже больше похож на выходца из народа.

Петрушка- изначально отрицательный персонаж, а Кашпарек задумывался как добродушный и жизнерадостный герой.

У Кашпарека в руках тоже есть орудие-дубина.

Петрушка ходит в колпаке с кисточкой, а головной убор и облаченье Кашпарека напоминает шутовской наряд.

Кашпарек был придуман чешским народным кукольником Матеем Копецким. Следовательно, его нельзя назвать полностью народнымперсонажем. Кроме того, Кашпарек имеет много общих черт с немецким Кастрелем.

Заключение

Проанализировав данные таблицы, приходим к выводу, что все исследуемые персонажи имеют не только сходства, но отличия. Все куклы имеют следующие общие черты: 1)большой нос, растянутый в постоянной улыбке рот; 2) герои — озорники, болтуны, хулиганы, они являются воплощением народного юмора, природной смекалки; 3)персонажи носят головные уборы с кисточками или колокольчиками, у них яркая, бросающаяся в глаза одежда; 4)главная функция кукол — рассмешить, повеселить, потешить публику.

В начале работы мы предполагали, что в куклах мы найдем больше общего, чем отличительного, но наша гипотеза не подтвердилась. Оказалось, что сходных и отличительных черт примерно одинаковое количество. Со временем персонажи народных театров стали отражать национальные особенности той страны, представителем которой они являются. Например, представители турецкого театра теней передавали недовольство народа существующими порядками. Когда Россия вступила в Первую мировую войну, актеры- кукольники живо откликнулись на это событие. Спектакли с чешским Кашпареком всегда отличались острой сатирой.

Мы выяснили, что наш любимый Петрушка – герой, несущий в себе черты разных культур. Его, действительно, можно назвать младшим «родственником» Пульчинеллы, Полишинеля, Панча- кукол, которые возникли раньше, чем Петрушка. Но только Петрушка является куклой-перчаткой, его не дергают за ниточки, поэтому у зрителей возникает ощущение, что кукла абсолютно живая. О результатах своего исследования я же рассказала участникам школьного кукольного кружка и выступила с докладом перед своими одноклассниками.

Использованные источники

1.Беловинский Л.В.Энциклопедический словарь российской жизни и истории. М.,2003.

ПРИЛОЖЕНИЕ№1

Петрушка своими руками

Каракулова Анжелика и Григорьева Валерия разыгрывают сценку «Петрушка и Доктор»

Участники кукольного кружка «Затейники» перед выступлением

ПРИЛОЖЕНИЕ №»2

Петрушка

Пульчинелла

Полишинель КасперльПанч и Джуди

Источник

Читайте также:  Торговый дефицит стран мира
Оцените статью