- Семь кукольных театров мира
- Кукольные театры в Испании
- Кукольный театр в Японии.
- Вертеп
- Кукольные театры Польши и Чехии
- Кукольный театр Индии
- Авадзи
- Театр кукол в Англии
- Самые известные театры кукол в мире
- Самые известные кукольные театры
- Испания
- Япония
- Рождественские вертепы
- Польша и Чехия
- Индия
- Театр кукол Авадзи
- Англия
- Заключение
Семь кукольных театров мира
Кукольные театры в Испании
Театр «Либелула» — это один из известнейших коллективов Испании. Некоторое время назад, испанское правительство поняло, что детям из сел не хватает культуры. Речь шла о культуре театра. В итоге была создана программа для коллективов из различных стран, которые смогли бы ездить по городкам и селам Испании с гастролями. Так кукольный театр под названием «Тень» несколько лет подряд многократно выезжал на подобные гастроли по Испании. В Испанию ежегодно приезжают различные кукольные театры на фестиваль в Сеговию. Этот фестиваль проводится кукольным театром «Либелула» существующим уже более 30 лет, традиционным «петрушечным театром» и теневым театром кукол.
Сравнительно недавно испанские кукольники приехали в Москву. Они показали театр теней со спектаклем под названием «Паладин во Франции», написанный по пьесе Луццати Эмманэде. В конце показали зрителям традиционную сценку кукольной корриды.
Затем кукольники показали еще одну сценку корриды – «петрушечью сценку». Этой сценке несколько сотен лет. При любом техническом развитии «кукольная коррида» выживет и будет нас радовать еще очень много лет своими беспечными, безжалостными и уморительно смешными сюжетами.
Кукольный театр в Японии.
«Бунраку» — это самый крупный в Японии кукольный театр, который показывает сценки в жанре дзёрури – японский традиционный театральный жанр, который возник в 16 веке. В то время песенный сказ, который называется дзёрури, соединился с кукольным представлением и приобрел специфическое звучание. Элементы жанра до своего слияния развивались самостоятельно и не зависели друг от друга.
С X по XI века песенный народный сказ был особенно распространен в Японии. Бродячие сказатели распевали повествования. Аккомпанировал народный музыкальный инструмент бива, который немного напоминает лютню. Такие повествования назывались «бива хоси-но моногатари», что переводится, как рассказы странников, которые играют на бива. Они делались на основе «Майкэ-моногатари». Это феодальный эпос, который повествует борьбу феодальных домов Минамото и Тайра. Большей популярностью пользовались повести о приключениях полководца Ёсицунэ Миномото, который был младшим братом основателя феодального государства Минамото Ёритомо, а также милая история его любимой Дзёрури. Именем этой молодой девушки сначала начали называться только сказы, в которых она была героиней, а затем сказы на другие темы.
Японский театр славится своими интересными сюжетами и красивой музыкой.
Руководство театра «Бунраку» не один раз менялось. В 1909 г. театр попадает в руки театральной компании Сётику. В то время в труппу входило 113 человек (24 кукловода, 51 музыкант, 38 гидаго). Позже, в 1926 году театральное помещение сгорело. Компания Сётику в 1930 году построила новое здание в центре Осака на 850 мест.
Сохранилось огромное количество пьес, которые ставились в этом театре. Среди них имеются танцевальные, бытовые и исторические пьесы. Каждая из них длилась бы 8-10 часов. В наше время эти пьесы не ставят целиком. Из них выбираются самые популярные и драматичные сцены, которые комбинируются в представлении, чтобы оно было разнообразным и гармоничным. Почти всегда в представление включены сцены из бытовой пьесы, исторической трагедии и танцевальный отрывок.
В большинстве пьес сюжет так же сложен и запутан, как и в европейских пьесах того же времени. В них возвышаются честь, добродетель, любовь, а также присутствуют предательство, убийства и т. д. В «Бунраку» большое место занимается отрубленными головами, опознание которых осложняется множеством обстоятельств, и харакири – ритуальное убийство.
Также в пьесах использовался трудный для понимания язык. В этом театре гармонично сочетается музыка, художественное чтение поэтического текста и великолепное выразительное движение кукол. Это искусство обладает особым очарованием.
Вертеп
Вертеп – это традиционное представление с участием кукол, которое показывается во время Рождественских дней. Он появился на Украине и там же получил наибольшее распространение. Он известен с XVI века. Вертепом также называется сама сцена, на которой происходит кукольный спектакль.
Сцена напоминает уменьшенную копию драматического театра. Ее можно сравнить с домиком, который открыт со стороны зрителей. Сверху на ящике располагается крыша, похожая на купол церкви с крестом. Под крышей находится отверстие, которое напоминает Вифлеемскую звезду. В начале спектакля кукольник зажигает свечу, спрятанную там. Она горит в течение всего спектакля. Открытая сторона, которая обращена к зрителям, представляет собой двухэтажную сцену. На каждом этаже имеется трюм, в котором кукольник может спрятать руки, которыми он управляет куклами. Куклы движутся по прорезям, находящимся в полу сцены. Это создает впечатление, что куклы движутся сами, без помощи актера.
На втором этаже сцены изображено место рождения Иисуса. Туда приходят три волхва, которые кланяются и вручают подарки – золото, ладан и смирну. Тут же появляются пастухи и ангелы.
На нижнем этаже расположен дворец Ирода. Он испугался, что Христос когда-нибудь станет царем и отдал приказ солдатам убить всех новорожденных. После этого приходит смерть, которая косой отрубает голову Ироду.
Кукольные театры Польши и Чехии
В Чехии кукольный театр сложился под влиянием Германии. Благодаря чешскому кукольному театру, в котором представления проводились на чешском языке, формировалось чешское национальное возрождение и пропагандировалась народная речь.
Ранее кукольные спектакли были наполнены легендами о Дон Жуане, докторе Фаусте, а также народными драматизированными анекдотами.
В наше время чешский театр достиг совершенства. Он мощное орудие пропаганды просвещения. Люди, посещающие кукольный театр, живут одной жизнью с кукольниками.
Гашпарек, являвшийся народным героем Чехии, исполнял роль Петрушки, который поучал врагов палкой. Он часто играл с публикой в форме диалога.
Чешские ярмарочные пьесы схожи с общеевропейскими кукольными представлениями. Гашпарек дерется с евреями и чертом, убивает жену и проделывает различные каверзные фокусы.
Чешский кукольный театр малосодержателен и довольно груб. Только отрицательные стороны были сохранены, при этом в них не было внесено содержание, которое присутствовало в театрах остальных стран.
В театрах Польши было задействовано очень много персонажей. Петрушка звался Забиякой. Он избивал дубинкой всех, кто ему не нравился. Это очень веселый театр, насыщенный шутками.
Кукольный театр Индии
Индийский кукольный театр распространен и в наше время в странах Востока. Он интересен как детям, так и взрослым. Также как и до нашей эры, публика созывается на кукольные представления национальными древними инструментами, а затем бамбуковыми колотушками. С тех же времен сохранились куклы, изображающие народные типажи и мифических персонажей. В театре используются гротескные изображения буйвола, слона, тигра и других животных.
Как в древние времена, так и в наши дни, в большинстве восточных стран очень популярен театр теней Этот театр достиг особого совершенства в Китае и Турции, откуда он и возник.
Культура театров Индии проникает и на Цейлон. Это происходит благодаря переселенцам (сингалезам) из долины Ганга и торговым кораблям. Национальный индусский эпос, который привнесли сюда сингалезы, получил развитие.
Таким же образом на острове Ява более всего был распространен театр теней, а не кукольный театр. Театр теней представлял собой древне-индусскую сагу (сказания о героях и богах). Хоть в настоящее время яванцы являются магометанами, а не буддистами, у них все же сохранилось это содержание.
На эти страны заметно влияет древнерусская культура.
Авадзи
Авадзи – это традиционный театр кукол в Японии. Он уже существует более 400 лет. Назван в честь острова, на котором он и находится. Из старинной книги «Авадзида хисё» известно, что в 18 веке на острове Авадзи имелось свыше 40 театральных групп. Часть их работали до конца 19 века. Чаще всего в этом театре актерами являлись простые сельчане: ремесленники, лавочники и крестьяне. Представления устраивались на площадях перед храмами в сельские праздники.
В истории сохранились легенды, связанные с этими представлениями. Главным героем этих легенд является Монах Докумбо и его ученик Хакуда. В одной из версий указано, что Докумбо являлся монахом в Нисиномии в храме Эбису. Он пользовался расположением божества храма и был в почтении у покровителя кукол. Когда Докумбо умер, гнев этого божества вызвал на море длительный и сильный шторм. Никто не смог умилостивить божество. Император приказал Хакуде изготовить куклу, которая будет походить на Докумбо. Также Хакуда устроил еще и спектакль с участием этой куклы. Божество успокоилось, а Хакуда с позволения императора, стал бродячим кукольником. Он продавал свои куклы на острове Авадзи в деревне Сандзё. Это одна из легенд. Есть еще масса других, противоречащих этой.
Искусству Авадзи начинают обучать в 10-20 лет.
Театр кукол в Англии
Кукольный театр в Англию пришел из Голландии, Италии и Франции. Комедианты из Италии появились в Англии в XVII веке, а вместе с ними – Пульчинелло, который получил в Англии имя Панча.
До того времени, как Пульчинелло появился в Америке, кукольный театр там уже существовал. Так же, как и в остальных странах, театр был тесно связан с религией. Пьесы обеспечивались Старым и Новым заветом. Действующими лицами в пьесах являлись святые. Позже религиозные сюжеты плавно перешли в светские.
В Англии театр кукол стал очень популярным, особенно среди людей низших сословий. Театр кукол начал соперничать с театром, где актерами являлись живые люди. Высшее общество весьма пренебрежительно относились к театру, поэтому не раз обращались к королю с просьбой об изгнании театра кукол Панчи. Панча же мстил привилегированным людям смехом и издевкой и ничуть не жалел их в своих представлениях.
Кукольный театр Панчи не пришелся по вкусу не только знати, но также и верующим людям. Если театр обосновывался неподалеку от церкви, сразу же уменьшалось количество прихожан.
С внешней стороны театр был оформлен убого, куклы были грубыми, а в оркестре редко было более одного человека. Театр представлял собой ящик, который находился за спиной у кукольника во время его странствий.
Источник
Самые известные театры кукол в мире
взято с miracentre.ru
История кукольных театров насчитывает сотни лет. С глубокой древности люди верили в существование духов, живущих в самых разных стихиях. Для того чтобы задобрить эти сущности, люди изготавливали их изображения из глины, дерева, камня и других подручных материалов. Постепенно этим куклам научились придавать подвижность. Со временем они стали частью театрализованных представлений по сюжетам различных легенд, сказок, притчей. Современные театры кукол мира берут свое начало именно с таких представлений, и в каждой стране имеют собственные особенности. Ниже мы расскажем о наиболее известных театрах кукол со всего мира.
Самые известные кукольные театры
Испания
взято с afisha.net
Наибольшей популярности и мирового признания добился испанский коллектив «Либелула». Причиной его появления стало понимание испанскими властями необходимости повысить культурный уровень детей в сельской местности. Решение этой проблемы виделось в создании творческой труппы, которая могла бы гастролировать по небольшим городкам и селам с представлениями. Первоначально эту миссию на себя взял кукольный театр «Тень». Артисты посещали деревни и села, давали интересные представления и радовали детей, лишенных возможности посещать крупные театральные заведения.
Знаковым событием в сфере кукольного театра является испанский фестиваль, проходящий каждый год в Сеговии. Ключевым организатором этого мероприятия является театр «Либелула». Его история насчитывает уже более 30 лет. Творчество этого коллектива основано на традициях «петрушечного театра» и теневых представлениях.
Относительно недавно кукольники из Испании посетили Москву, где поставили теневой спектакль «Палладин во Франции», в основе сюжета которого лежит пьеса Луццати Эмманэде. Финалом представления стала традиционная кукольная коррида, а после нее аналогичный аттракцион был показан в стиле «петрушечьей сценки». Эта сценка является достоянием испанского кукольного искусства уже несколько столетий. Не стоит сомневаться в том, что при любом векторе развития этого вида театра «петрушечья коррида» останется одним их любимейших зрителями развлечений, и на сцене всегда найдется место для ее беспечных, смешных и порой беспощадных сюжетов.
Япония
взято с 4dancing.ru
Известные кукольные театры успешно существуют не только в Европе. Например, в Японии этот вид искусства пользуется не меньшей популярностью. Наиболее крупным представителем этого направления можно считать кукольный театр «Бунраку». Основная тема его представлений – это сценки дзёрури, принадлежащие к японскому традиционному жанру театра, который берет свое начало в XVI веке. Дзёрури – это своего рода сказание в песенном формате. В XVI веке эти песни были объединены с представлениями с участием кукол. В результате такого объединения возникло новое течение. Надо заметить, что до этого слияния и песенные сказания, и кукольные представления сосуществовали в Японии по отдельности.
Популярность песенных сказаний в Японии была особенно высока на рубеже X-XI веков. Распространителями и основными деятелями этого направления были странствующие музыканты, которые сопровождали свое пение игрой на бива – народном инструменте, схожим с лютней. Подобные выступления имели название «бива хоси-но моногатари», которое переводится как «рассказ странника, играющего на бива». Сюжетной основой для сказаний служил феодальный эпос «Майке-моногатари». В нем рассказывается о битве двух феодальных родов – Тайра и Минамото. Самыми востребованными были песни о полководце Есицуне Миномото, младшем брате главы феодального государства Минамото, и о его возлюбленной Дзёрури. Именем девушки со временем стали называть все сказания, которые были ей посвящены, а затем и все прочие песни.
Японский театр кукол отличают самобытные сюжеты и прекрасная музыка. Если говорить о современном театре «Бунраку», то можно отметить его непростую судьбу. Руководство коллективом многократно передавалось из рук в руки. Так, в 1909 году оно принадлежало компании Сетику. На тот момент труппа состояла из 113 человек, среди которых было 24 кукловода, 38 гидаго и 51 музыкант. Спустя 17 лет в здании театра случился сильный пожар. Новый дом театр обрел в 1930 году, когда компания Сетику отстроила новое здание в Осаке. Новый зал мог вместить до 850 зрителей.
За годы существования «Бунраку» поставил множество пьес, многие из которых популярны и сегодня. В репертуаре преобладали исторические, танцевальные и бытовые пьесы. Продолжительность одного представления составляла от 8-10 часов. Сегодня такие пьесы не играют полностью. Зрителям предлагаются лишь отдельные, наиболее яркие фрагменты или комплекс таких фрагментов в гармоничном сочетании. Танцевальная, историческая и бытовая темы всегда присутствуют даже в современных вариантах пьес.
Надо также отметить и особенности сюжетов, которые использовались в этом театре. Как и в европейских пьесах, сюжет всегда был очень запутанным и сложным. Он воспевал доблесть и честь, рассказывал о любви, предательстве, лжи. Представления «Бурнаку» отличались обилием отрубленных голов, опознание которых представлялось для героев пьес большой сложностью, а также сценами ритуального самоубийства – харакири. Язык, которым рассказывались все эти истории, был довольно сложен для понимания. Однако танцы, музыка, сюжет и его реализация неизменно гармонировали друг с другом. В этом и заключается особенная прелесть и ценность японского кукольного театра.
Рождественские вертепы
взято с visit-petersburg.ru
Кукольные представления, которые ставились в дни празднования Рождества, получили традиционное название «вертеп». Местом зарождения таких представлений является Украина. На ее территории они и были шире всего распространены. Временем появления вертепов считают XVI век. Этим термином называется и само представление, и сцена, на которой оно показывается. Сцена представляет собой маленькую копию драматических подмостков. Внешне она напоминает домик, который не имеет стены со стороны зрителя. Ящик-сценку сверху украшали крышей, напоминающей церковный купол. В крыше делали отверстие, которое символизировало звезду Вифлеема. Перед представлением в этом отверстии зажигали свечу, и из него лился свет, добавляя действиям на сцене торжественности и волшебства. Сцена со стороны зрителя была в два этажа. Каждый этаж оснащался трюмом, в котором кукольник прятал руки. Для движения кукол по сцене в ней делались специальные прорези. Это позволяло создать эффект «живых» кукол, которые двигаются самостоятельно.
Второй этаж традиционно изображал место, в котором родился Иисус. Там же воплощалась сцена с приходом волхвов и подношением даров.
Первый этаж изображал дворец Ирода. Здесь разыгрывались сценки, в которых Ирод пугается прихода Иисуса и повелевает убить всех младенцев, а затем за ним приходит смерть и косой отрубает злому царю голову.
Польша и Чехия
взято с ntdtv.ru
Кукольные театры Европы связаны между собой общей историей, сюжетами и прочими особенностями. Так, на развитие этого направления искусства в Чехии оказали большое влияние немецкие традиции. Но чешский язык, который был основным для кукольного театра Чехии, позволил выбрать собственный национальный стиль. Прежде подобные представления в Чехии отражали расхожие сюжеты о Фаусте и Дон Жуане.
На современной стадии чешский театр переживает пик совершенства. Его активно используют для продвижения идей просвещения. Зрители в этой стране очень любят кукольные представления и оказывают кукольникам всестороннюю поддержку.
Роль Петрушки исполнял Гашпарек, чешский народный герой. Он поучал врагов, доходчиво объясняя их неправоту с помощью палки. Также проводился интерактив со зрителями в форме диалога.
Чешские пьесы напоминают представления, которые даются по всей Европе. Гашпарек сражается с чертом и другими отрицательными персонажами, нападает на свою жену, а также вытворяет множество других комичных и сатиричных фокусов. Чешские сюжеты кому-то могут показаться грубыми и несодержательными.
Польские кукольные представления отличаются большим числом действующих лиц. Вместо Петрушки здесь выступает Забияка. Ему свойственно наказывать палкой всех несимпатичных ему персонажей. Польские сюжеты отличаются юмором и весельем.
Индия
взято с 900igr.net
Индийские представления с куклами не оставят равнодушными зрителей всех возрастов. С древности публику созывали игрой на национальных инструментах и колотушками из бамбука. Эта традиция осталась неизменной и по сей день. Даже некоторые куклы, которые используются в постановках, имеют многовековую историю. Куклы обычно отображают характерные типажи, существ из мифов и животных.
На Востоке с древности развивалось искусство театра теней. Особых успехов это направление достигло в Турции и Китае.
На Цейлоне кукольный театр появился, благодаря переселенцам из долины Ганга, а также торговцам. Сюжетом местных представлений служит индийский эпос.
На Яве больше любили театр теней, чем кукол. Основой для представлений служила древняя индусская сага о богах и героях. Это содержание популярно и сегодня, несмотря на то, что современные жители Явы в большинстве своем мусульмане, а не буддисты.
Театр кукол Авадзи
взято с wordpress.com
Еще один яркий представитель искусства театры кукол в Японии – это театр Авадзи. Ему уже больше 400 лет. Своим названием он обязан острову, на котором и расположен. Исторические источники говорят, что на Авадзи существовали более 40 трупп, часть из которых продолжала свою деятельность вплоть до XIX века. В качестве актеров выступали обычные жители: крестьяне и ремесленники. Сценой служили площади перед храмами, а поводом – сельские праздники.
Обычно главным героем по сюжету является Монах Докумбо со своим подручным Хакудой. По одной из теории Докумбо был монахом храма Эбису и имел особое покровительство божеств, в частности у покровителя кукол. После смерти Докумбо божества разгневались и наслали на море жестокий шторм. Умилостивить богов никому оказалось не под силу. Тогда император повелел ученику Докумбо, Хакуде, сделать куклу, которая бы выглядела как почивший монах. Но Хакуда не только изготовил куклу, но и сделал с ней представление. Это решение пришлось богам по нраву, и они сняли свое наказание. Хакуда же получил от императора разрешение отправиться со своим представлением по миру. Но это только одно из мнений. Некоторые другие сюжеты полностью его опровергают.
Англия
взято с fotogl.com
В Англию кукольные представления пришли из Франции, Голландии и Италии уже в XVII веке. Вместе с представлениями пришел и их главный герой – Пульчинелло, имя которого в Англии превратилось в короткое прозвище Панч.
На самом деле, до прихода Панча, театр кукол в Англии существовал, но сюжеты всех представлений были, в основном, религиозного содержания. Лишь со временем стали появляться пьесы и на светские темы.
Особой популярностью куклы пользовались у низшего сословия, ведь такие представления были более доступны, чем театр, в котором роли исполняют живые люди. Высшие сословия недолюбливали Панча и его шутки, поэтому не раз выступали с инициативой изгнать подобные представления с улиц Англии.
Заключение
Кукольный театр был и остается местом, где происходит настоящее волшебство. И самые известные театры кукол в мире лишний раз доказывают, что этот вид искусства интересен не только детям, но и взрослым, ведь порой в спектаклях и представлениях затрагиваются очень серьезные темы и нюансы нашей с вами жизни. Во многих случаях куклы – это отражение нас самих и нашего окружения, через призму которого мы узнаем о событиях и имеет возможность со стороны взглянуть на происходящее, что-то понять, вынести урок и сделать свои выводы, которые помогут нам в будущем. Обязательно сходите на театральное представление – так вы проведете незабываемое время с детьми и близкими!
Источник