- Театр кукол Образцова
- ГЛАВНОЕ
- Место, где герои сказок оживают: история создания кукольного театра к Международному дню кукольника
- Праздник как повод поговорить о его истории
- Много веков от южных гор до северных морей
- Из свистулек – в артисты
- От Девы Марии до Петрушки
- Члены кукольной семьи
- Улыбка в подарок
- Кукольный театр
- Содержание
- История
- История театра кукол в России
- Виды театров кукол
- Вертеп
- Театры кукол Юго-Восточной Азии
- Техника кукольного театра
- Виды кукол
- Крупнейшие театры кукол
- Россия
- Украина
- Западная Европа
- Театр кукол в психологии
Театр кукол Образцова
ГЛАВНОЕ
- Театр кукол С.В. Образцова — обязательный пункт маршрута по Москве, если вы путешествуете с детьми.
- Это крупнейший театр кукол в мире.
- На знаменитых часах на фасаде театра каждый час из домиков выглядывают фигурки.
- Представление «Необыкновенный концерт» — самый знаменитый кукольный спектакль ХХ века, им открывается в театре каждый театральный сезон.
- При театре действует музей кукол, который можно посетить перед спектаклем или во время антракта.
- Все спектакли ведутся на русском языке.
Среди «детских» мест Москвы театр кукол С.В. Образцова — обязательный пункт маршрута. Это крупнейший театр кукол в мире, многие спектакли которого стали эталонными для зрителей и кукольников-профессионалов. А его знаменитые часы на фасаде, с выглядывающими каждый час из домиков фигурками, сами по себе являются поводом для посещения. А полдень и в полночь все дверцы открываются и появляются все жители домиков сразу! Находится театр в центре Москвы в здании, построенном специально для него в 1971-м году. С тех пор оно не раз ремонтировалось и обновлялось. На первом этаже здания — Музей кукол, также один из крупнейших в мире. Посетить музей можно только при наличии билета на спектакль. Раз в два года, осенью, в театре проводится Международный фестиваль кукол, куда съезжаются кукольники со всего мира.
Создал этот уникальный театр в 1931-м году Сергей Владимирович Образцов, выдающийся театральный деятель, актер, режиссер, сценарист и писатель. Он руководил своим детищем вплоть до 1992 года, конца своей жизни. Спектакли, поставленные им, — признанные шедевры мирового театрального искусства, и они до сих пор не сходят с афиш театра: «По щучьему велению»(1936), «Волшебная лампа Аладдина» (1940), «Необыкновенный концерт» (1946), «Божественная комедия» (1961) . В центре Москвы, в Глинищевском переулке д.5/7, есть музей-квартира Сергея Образцова.
В театре идут спектакли как для детей, так и для тех, кто уже считает себя взрослым. Репертуар разделен на 4 возрастных группы: 1) для детей от 3 лет, 2) от 5 лет, 3) от 7 лет, 4) для детей от 12 лет и взрослых. В афише есть обязательная пометка о возрасте. Театр работает и в будние, и в выходные дни.
Известнейшее представление — «Необыкновенный концерт», визитная карточка театра. Каждый театральный сезон открывается этим представлением. Оно считается самым знаменитым кукольным спектаклем ХХ века и внесено в книгу рекордов Гиннесса как представление, которое было сыграно более 10 тысяч, в разных уголках нашей планеты. Это спектакль-пародия на артистов разных жанров. В репертуаре театра он отнесен к «взрослым» (для детей старше 12 лет) и идет 2 часа с антрактом.
Другой хит Театра кукол – спектакль для самых маленьких «По щучьему веленью». Вот уже более 70 лет радует зрителей Емеля, у которого по заветному слову Щуки сами собой едут сани, рубятся дрова и смеется царевна. В спектакле применяется уникальная конструкция круглой ширмы, придуманная Образцовым.
Самым красочным спектаклем считается «Волшебная лампа Алладина», созданная по мотивам арабских сказок «1001 ночи» в 1940-м году. Восточные замки и грациозность кукол буквально завораживают зрителя с первых же минут.
Для первого посещения Театра кукол с маленьким ребенком (до 3 лет), можно посоветовать спектакль «Хитрый Ежик». Это представление, на котором юных зрителей приглашают двигаться, отвечать на вопросы, считать и кричать, что есть силы. Ведь Лиса крадет у девочки Аленки гуся и нужно ее разбудить!
Каждый год в репертуаре театра появляются новые спектакли. Из последних стоит особенно выделить «Снеговик» (лауреат премии «Золотая маска» за лучшую работу художника и актера) и «Старый сеньор и…» («Золотая маска» за лучшую работу актера). Детский репертуар в последние годы пополнили: «Синяя птица», «Все другие и собака», «Аленький цветочек», «Три поросенка», «Ежикино лето», «Али-Баба и сорок разбойников». Среди спектаклей для взрослых появились очень красивые постановки «Безумный день или Женитьба Фигаро», «Старый сеньор и…», «Некто Нос», «Дон Кихот».
У театра три зала: Большой зал, Малый зал и Третья сцена. По сравнению с драматическими театрами помещения камерные: в Большом зале – 21 ряд, в Малом – 10, а на Третьей сцене вообще 4 ряда. Обратите внимание, что Третья сцена находится в отдельном здании, так что посмотреть Музей кукол при ее посещении вам не удастся. Для удобства детей в залах предусмотрены маленькие подушки, чтобы ребенок сидел повыше. Есть и кресла, сиденье которых можно поднять до нужного уровня для ребенка.
Музей кукол, конечно, очень интересен. Посмотреть его экспозицию можно перед представлением (зрителей пропускают в театр за 45 минут до начала) и в антракте, если вы идете на спектакль в основное здание. Это один из крупнейших музеев такого плана в мире; в его витринах представлены куклы разных систем управления, временных эпох и стран. Есть здесь и первые куклы Сергея Образцова – Он и Она. Это шарики-головы, которые Образцов надевал на свои пальцы. Именно они являются символом театра и изображены на всех билетах, афишах и программках. Есть в экспозиции куклы Спейбл и Гурвинек, самые популярные кукольные герои Чехии.
Театр находится на Садовом кольце, гостевой парковки рядом с ним нет. Если вы подъезжаете на автомобиле, заложите на поиск места минут 15. С августа по середину сентября театр закрыт.
Фотографии предоставлены пресс-службой театра.
Источник
Место, где герои сказок оживают: история создания кукольного театра к Международному дню кукольника
Растут на планете леса. А их вырубают. Делают потом из дерева бумагу, и поэты пишут на ней стихи. В день весеннего равноденствия отмечается и Международный день леса, и Всемирный день поэзии. — Театр да и только! Кстати, и Международный день кукольника, который прочно соединен с театром, — тоже 21 марта!
Праздник как повод поговорить о его истории
Иранец Джихад Золфагарихо однажды попал на XVIII Конгресс Международного союза деятелей кукольных театров. Было это почти два десятка лет тому назад. Там он взял да и предложил коллегам отмечать профессиональный праздник. Для чего? А чтобы доказать всем на свете значимость творческой профессии в современном мире.
Присутствующим на этом мероприятии в Магдебурге ну очень идея понравилась! Однако, как это часто бывает (и не обязательно только лишь с людьми искусства), единогласно «за» не проголосовали.
В 2002 году президент данного союза Маргарета Никулеску педалировала предложение о празднике и соответствующее решение было, наконец, принято. Глава UNIMA даже набросала идеи сценария праздника. Главное, что подчеркивалось, — постановки этого дня должны навсегда запоминаться тем, кто их увидит, впечататься в память ярким кадром.
И вот с 2003 года кукольники мира стараются следовать этому наказу и поражать до глубины души всех, кто участвует в их празднике в качестве зрителя.
Много веков от южных гор до северных морей
В письменных документах еще древнегреческого периода (V век до н. э.) есть сведения о кукольном театре.
Археологи обнаружили кукол в раскопках долины Инда и отнесли их ко II в. до н.э.
С древнейших времен и по сей день у северных народов куклы – неотъемлемая часть культуры. Ненецкие женщины в российской Арктике держат в руках при родах куклу-покровительницу женщин мяд пухуця (старуху чума), которой приносятся подношения многими поколениями этой семьи. Так что человек и приходит в этот мир в сопровождении куклы. Не потому ли так близки эти миниатюрные подобия живых существ именно детям?
Еще более известны куклы из Африки, помощники колдунов Вуду в их тайных делах.
Да и в модных нынче музеях восковых фигур слышны отголоски тех времен, когда египетские мастерицы лепили глиняных кукол-богов, например, Осириса.
В России известны исстари и куклы обереги, и шедевры народных промыслов: абашевская и дымковская — из глины; мазыкская, птица счастья, матрешка – из дерева.
Из свистулек – в артисты
И были эти рукотворные создания частью ритуала или инструментом, как скажем, куклы-свистульки.
Но настал тот момент, когда они стали нести людям некие послания в виде коротких сценок, выступать перед изумленно внимающей публикой.
Церемонии с деревянными идолами, которые проводили индейские племена Северной Америки, очень похожи на театр. На груди фигуры находилась дверца, за которой обитала душа предка. Зритель мог заглянуть прямо в душу.
В Древнем Риме спектакли разыгрывались либо в ящике без передней стенки, либо в коробах, из которых куклы выскакивали через отверстия. Нередко для демонстрации годилась и просто натянутый меж двух опор кусок ткани.
От Девы Марии до Петрушки
Дошли до нас сведения о пьесах христианского толка. Собственно, слово «марионетка» и отсылает нас к оживленному изображению Девы Марии.
Постепенно спектакли отошли от религиозной тематики. Став более комичными, они даже навлекли на себя гнев церкви и попали под запрет. Так родился известный итальянский театр дель арте.
С XVIII в. он известен и в России.
Любимцем соотечественников стал Петрушка. В броском колпаке и кафтане, с огромным носом и улыбкой до ушей. Кукольный скоморох и шут неизменно вызывал ликовании зрителей своими далеко не безобидными, порой очень даже колкими шутками в истинном духе шутов всех времен и народов.
Члены кукольной семьи
Все куклы-актеры различаются по:
- материалам, из которых изготовлены,
- размерам,
- форме,
- способу анимации (то есть, оживления).
Вот как выглядит сегодня список членов их многочисленного рода, который доныне продолжает радовать детей и взрослых со сцен всего мира.
- Перчаточная марионетка. Ее кукловод натягивает на руку, контролируя движения головы и рта «подопечной». У некоторых экземпляров отдельно движутся даже части лица.
- Марионетка. Их шарниры делают подвижными конечности, а струны и стержни позволяют ими управлять.
- Кукольный носок. Распространенная версия ручной куклы, поскольку она доступна в изготовлении и манипуляции даже детям.
- Плоская кукла. Ее используют в Театре Теней. Они бывают из разного материала и управляются тонкими палочками, скрытые экраном, на который с обратной от зрителя стороны падает яркий свет. Родина этого искусства – Ява и Китай.
- Манекен. Это незаменимый партнер чревовещателя. Он контролирует собственной рукой голову и рот напарника по выступлению.
- Пальчиковая кукла. Не отличается обилием деталей. По сути это элементарный цилиндр. Зато одной рукой можно управлять сразу пятью персонажами!
- Куклы-палочки. Один стержень удерживает голову вместе с телом, а два других обеспечивают движения рук.
- Кукла для тела (карнавальная). Больших размеров, зачастую превосходящих пропорции самого кукловода. Часто ими управляют сразу несколько артистов.
Улыбка в подарок
В старину некоторые сицилийские кукольные спектакли длились аж целый год. Эдакие сериалы! В рабочее время люди трудились, а когда наступал потехи час, возвращались к любимым героям и их историям.
Кукольный театр живет в своем волшебном времени. Часы его отбивает чудесный хронометр. 20 животных, один за другим, появляются перед прохожими на фасаде Театра Кукол в Москве, когда пробивает тот или иной час, а в 00:00 и в 12:00 они выходят всей разношерстной компанией.
В Международный день кукольника эти замечательные существа, талантливые люди и их искусные друзья приглашают всех, и детей, и солидных взрослых в свое сказочное время.
Известный отечественный кукольник Сергей Образцов первым из иностранцев получил польский Орден Улыбки. Чтобы доказать право на обладание наградой, он выпил на сцене стакан сока лимона. Причем в точности выполнил условие – ни разу не поморщиться и широко улыбаться в течении всего действа.
Сохранять улыбку на лице в любой ситуации и дарить ее миру может научить любого кукольный театр.
Источник
Кукольный театр
Теа́тр кукол — одна из разновидностей кукольного вида пространственно-временнóго искусства, в который входят мультипликационное и не мультипликационное анимационное киноискусство, кукольное искусство эстрады и художественные кукольные программы телевидения. В спектаклях театра кукол внешность и физические действия персонажей изображаются и/или обозначаются, как правило, объёмными, полу объёмными (барельефными или горельефными) и плоскими куклами (куклами-актёрами) Куклы-актёры обычно управляются и приводятся в движение людьми, актёрами-кукловодами, а иногда автоматическими механическими или механически-электрически-электронными устройствами. В последнем случае куклы-актёры называются куклами-роботами. Следует отметить, что словосочетание «кукольный театр» является некорректным и обижает профессиональное достоинство кукольников, поскольку прилагательное «кукольный» ассоциируется с понятием «ненастоящий». Правильно говорить: «театр кукол», так, кстати, называются все профессиональные театры анимации.
Среди театров кукол различают три основных типа:
1. Театр верховых кукол (перчаточных, гапитно-тростевых и кукол иных конструкций), управляемых снизу. Актёры-кукловоды в театрах этого типа обычно скрыты от зрителей ширмой, но бывает и так, что они не скрываются и видны зрителям целиком или на половину своего роста.
2. Театр низовых кукол (кукол-марионеток), управляемых сверху с помощью ниток, прутов или проволоками. Актёры-кукловоды в театрах этого типа чаще всего тоже скрыты от зрителей, но не ширмой, а верхней занавеской или падугой. В некоторых случаях актёры-кукловоды, как и в театрах верховых кукол, видны зрителям целиком или на половину своего роста.
3. Театр кукол срединных (не верховых и не низовых) кукол, управляемых на уровне актёров-кукловодов. Срединные куклы бывают объёмными, управляемыми актёрами-кукловодами либо со стороны, либо изнутри кукол больших размеров, внутри которых находится актёр-кукловод. К числу срединных кукол относятся, в частности, куклы Театра теней. В таких театрах актёры-кукловоды не видны зрителям, так как находится за экраном, на который проецируются тени от плоских или не плоских кукол-актёров. В качестве срединных кукол-актёров используются куклы-марионетки, управляемые сзади кукол видимыми или не видимыми зрителям актёрами-кукловодами. Либо перчаточные куклы или куклы-актёры других конструкций. Как это происходит, например, в известной эстрадной миниатюре С. В. Образцова с кукольным малышом по имени Тяпа (перчаточная кукла надетой одну руку Образцова) и его отцом, роль которого играет сам Образцов.
В последнее время всё чаще театр кукол представляет собой сценическое взаимодействие актёров-кукловодов с куклами (актёры «играют в открытую», то есть не скрыты от зрителей ширмой или каким-либо иным объектом). В XX веке начало этому взаимодействию положил С. В. Образцов в той самой эстрадной миниатюре, в которой действовали два персонажа: малыш по имени Тяпа и его отец. Но фактически подобные взаимодействия актёров-кукловодов и кукол-актёров привели к размыванию границ между кукольным и не кукольными видами пространственно — временно́го искусства. Профессиональные кукольники всё же призывают не злоупотреблять «третьим жанром», а использовать в основном выразительные средства, присущие театру кукол.
Следует отметить, что специфическая самобытность искусства театра кукол и в целом кукольного пространственно-временно́го искусства образуется не только и не столько благодаря куклам-актёрам, сколько в силу единой совокупности многих особенностей. Причём одни особенности свойственны кукольному искусству, а другие являются общими для кукольного искусства и всех или некоторых других видов пространственно-временно́го искусства. Например, такие общие особенности, как композиционное построение драматургической основы спектаклей: экспозиция, завязка, кульминация, развязка (или финал без развязки). Кроме того, широко используются общие жанры, реалистические и художественно-условные формы, пантомимический и не пантомимический варианты сценических действий и т. д. и т. п.
Содержание
История
Искусство кукольников очень старое — в разных странах возникали свои, ставшие затем традиционными, виды кукол и типы представлений. Есть сведения о существовании ритуальных мистерий в Египте, во время которых женщины носили куклу Озириса. В Древней Греции кукольный театр существовал в эпоху эллинизма. Истоки кукольного театра — в языческих обрядах, играх с овеществлёнными символами богов. Упоминание об игровых куклах встречаются у Геродота, Ксенофонта, Аристотеля, Горация, Марка Аврелия, Апулея. [1] Однако в Древнюю Грецию и Древний Рим кукольные представления, условно говоря, эстрадного типа и искусство театра кукол пришли с бродячими группами кукольников из Древней Индии (сухопутными и морскими путями через Древний Иран) и Древнего Китая . (О.Цехновицер, И.Еремин. Театр Петрушки. — Москва-Ленинград.: «Госиздат», 1927 г.)
Народные кукольные театры Древнего Рима родственен древнеримской комедии ателлане с комическим героем-шутом Макком, прообразом будущего Пульчинеллы.
История театра кукол в России
Первое известие о существовании в России кукольного театра датировано 1636 годом, зафиксировано немецким путешественником Адамом Олеарием [2] .
В 1700 году состоялись первые в России гастроли кукольников: одна труппа проехала по городам Украины, а вторая по волжским городам до Астрахани [2] . В 1733 году, по приглашению Анны Ивановны в Москве и Санкт-Петербурге работали четыре кукольных театра из числа итальянских комедиантов, приехавших в составе труппы комедии дель арте [2] .
Виды театров кукол
Многообразие форм представления в кукольном театре определяется разнообразием видов кукол и их систем управления. Различают куклы-марионетки, тростевые, перчаточные, планшетные. Куклы могут иметь размер от нескольких сантиметров до 2-3 метров.
Различие в формах представлений обуславливается чаще всего национальными традициями страны, задачами которые поставлены перед актёрами режиссёром-постановщиком спектакля, а также взаимосвязью кукол и актёров с художественным оформлением спектакля.
Способность отражать яркие черты характера человека, убедительность иносказания, образная нарицательность характерные для искусства кукольного театра определяют в репертуаре театров кукол сатирических, а в ряде стран Юго-Восточной Азии героико-патетических представлений. [1]
Вертеп
Традиционное украинское рождественское кукольное представление, разыгрываемое в двухэтажном вертепном ящике, где на верхнем уровне изображалась история рождения Христа, а на нижнем — сцены из народной жизни. Первыми вертепниками были бурсаки-семинаристы. Аналоги вертепа в Польше — одноэтажная шопка, в Беларуси — трёхэтажная батлейка. Слово «вертеп» означает пещеру, в которой родился Иисус Христос.
Театры кукол Юго-Восточной Азии
Техника кукольного театра
- Ва́га — приспособление для управления куклой-марионеткой.
Виды кукол
- Марионетка (в том числе штоковая)
- Петрушечная (перчаточная) кукла
- Кукла на вертикальном гапите
- Кукла на горизонтальном гапите
- Гапитно-тростевая кукла
- Кукла на тростях
- Пятачковая кукла
- Вертепная
- Планшетная (выводная) кукла
- Мимирующая
- Кукла театра теней (в том числе яванская)
- Ростовая кукла
- Тантамареска
В настоящее время особой популярностью в США пользуются мимирующие куклы, на Украине — пятачковые петрушки и вертепные, в Европе — марионетки. Использование выводной куклы в среде профессионалов не приветствуется.(?)
Крупнейшие театры кукол
Россия
- Одним из самых известных кукольных театров является Государственный Академический Центральный театр кукол им. С. В. Образцова
- Московский сказочный театр
- Московский театр кукол
- Нижегородский государственный академический театр кукол (один из двух академических театров кукол в России)
- Рязанский государственный областной театр кукол
- Ярославский театр кукол
- театр-студия «Карлссон Хаус (Санкт-Петербург)
Украина
- Харьковский академический театр кукол [3]
- Одесский областной театр кукол
- Киевский интерактивный театр кукол «PUP.t.i.» [4]
- Киевский муниципальный академический театр кукол
- Львовский областной театр кукол
- Черновицкий областной театр кукол
На Украине развивается академическая театральная школа:
- кафедра театра анимации Харьковского государственного университета искусств им. Котляревского,
- кафедра театра кукол Киевского национального университета театра и кино им. Карпенко-Карого.
- Днепропетровский театральный колледж
Также набраны курсы в других университетах, например, во Львове.
Западная Европа
Театр кукол в психологии
В 1990-х годах И. Я. Медведева и Т. Л. Шишова создали методику психологической коррекции, названной «драматической психоэлевацией», рассчитанную на детей с трудностями поведения и общения. Главный инструмент этой методики — кукольный театр.
Источник