Культура другой страны для дошкольников

Знакомство старших дошкольников с культурой других народов

Марина Сушкова
Знакомство старших дошкольников с культурой других народов

Тема: «Знакомство старших дошкольников с культурой других народов».

Патриотическое, поликультурное воспитание не передается по наследству, в каждом поколении детей его надо воспитывать вновь и вновь, и чем раньше начнется формирование этих качеств, тем большую устойчивость они приобретают.

Отсутствие должного внимания к поликультурной образованности ребенка приведет к проявлению с его стороны социально-культурной нетерпимости и враждебности к окружающим его людям иной этнической принадлежности. А из-за этого, как считает отечественный исследователь Л. Боровиков, «могут возникнуть достаточно быстро кризисные ситуации типа «этнического эгоцентризма»— тенденции судить о других культурах только по своим национально-ориентированным стандартам».

Практика показывает, что поликультурное воспитание неразрывно связано с образованием,которое включает в себя знания:

а) материальной культуры:

*основной тип поселений, жилища, основные предметы быта;

*труд с учетом его специфики;

б) духовной культуры:

*народные обычаи, обряды, праздники;

*язык, народное творчество (сказки, пословицы и поговорки, детские игры, музыка);

*искусство (песни, танцы, произведения художественного и декоративно-прикладного творчества, литература);

в) нормативной, поведенческой культуры:

*общечеловеческие нравственные качества;

*правила общения между людьми внутри этноса и вне его.

Эти знания способствуют формированию у детей начальных представлений о том,что объединяет людей разных национальностей: общий труд, стремление к миру, любовь к Родине, нравственные качества, культурные традиции.

Даю эти знания в следующей последовательности:

а) ознакомление детей с национальными особенностями своего народа, его обычаями, культурой;

б) ознакомление детей с людьми ближнего национального окружения;

в) сообщение знаний об этнической самобытности отдаленных народов.

Таким образом, процесс поликультурной социализации детей начинается с вхождения в культуру своего народа, с процесса формирования этнической идентичности, а затем продолжается через знакомство с культурой, бытом, традициями других суверенных народов.

Начиная со старшей группы, ввожу в практику работы занятия из блока «Край Родной», на котором знакомлю детей с прошлым и настоящим нашего города, с природой своего края, особенностями быта и трудом людей своего города, своей страны, соседними государствами. Стараюсь построить работу с детьми так, чтобы каждый воспитанник проникся гордостью за свой родной край, почувствовал себя маленьким «патриотом» своей «малой Родины». Не забываю подчеркивать, каким бы особым ни был родной край, он является лишь частью нашей огромной страны. И в нем непременно находит отражение то, что типично, характерно для нашего государства. Формирую представления и обогащаю знания детей о названии нашей страны, ее столице и флаге, обращаю внимание на его цвета и их значение.

Уделяю особое внимание творчеству русского народа: читаем русские народные сказки, поем народные песни, учим мудрые народные пословицы и поговорки, рассматриваем изделия народных промыслов, подчеркивая национальные особенности и художественное оформление. Считаю народное творчество источником положительного влияния на формирование личности ребенка, именно в нем он приобретает, развивает, черпает свою мудрость и рассудительность. Оно учит его быть отзывчивым, справедливым, терпимым и по-доброму относится к окружающим.

Литературные произведения такие, как О. Донченко «Петрусь и золотое яичко», Э. Шима «Цветы», Н. Емельяновой и В. Челинцовой «Окся-труженица» и т. д., помогают лучше познакомит детей с жизнью детей сверстников из суверенных государств. После чтения обязательно провожу беседы, цель которых закрепить представления и знания дошкольников о том, что наша Родина многонациональна, показать, что дети разных национальностей живут,так же как и они. В дальнейшем, по прочитанным произведениям, провожу сюжетно- ролевые игры, драматизации, что способствует лучшему усвоению детьми содержания произведения, углублению возникшего при его прочтении чувства симпатии к тем ребятам, о которых шла речь. Продолжаю и в общении, и в труде, и в играх, и в быту, и на занятии знакомить детей с культурой людей разных национальностей.

В подготовительной группе расширяю представления дошкольников о нашей родине. Дети уже знают, что наша страна называется Россия, она огромна и многонациональна, каждая национальность имеет свой язык, обычаи, свои сказки, танцы, игры, народные промыслы. Столица России – город Москва. Зная российский флаг, дети знакомятся с гербом, мелодией гимна. Продолжается знакомство и с другими суверенными государствами, нашими соседями. Учитывая, что в нашей группе есть дети армянской и грузинской национальностей, считаю целесообразным знакомитьребят с государствами Закавказья: «Россия – Армения», «Путешествие по горной Грузии», «Солнечный Азербайджан». Подбор доступного познавательного материала, с учетом возрастных особенностей детей, дает возможность больше узнать об этих государствах и труде живущих в них людей. Особую роль отвожу играм, так как они являются действенным способом сближения детей разных национальностей на основе общих познавательных интересов.

Как и в старшей группе провожу занятия по ознакомлению с художественной литературой, например, знакомим с рассказом А. Ивича «Про чай», Д. Лучича «Четыре девочки», И. Мирмухсина «Слива и урюк», где рассказывается о людях разных национальностей, с последующими играми, драматизациями и самостоятельной художественной деятельностью.

Средствами знакомства с культурой других народов являются различные праздники, литературные утренники. С детьми 6 – 7 лет часто провожу беседы, которые помогают подвести их к самостоятельному обобщению усвоенных знаний и представлений. Беседуя с ребятами, обязательно подчеркиваем характерные особенности каждой страны и чувство симпатии одного народа к другому. Одновременно объясняю, что многое нас объединяет.

Так, в годы Отечественной войны все народы нашей многонациональной страны защищали Родину от фашизма. Рассказы о героях войны помогают детям понять, как проявляется истинное братство народов. Наверно, волнующий и незабываемый эпизод прошедшей войны – бессмертный подвиг А. Матросова, который повторили 170 советских воинов. Среди них украинцы А. Шевченко, А. Герасименко, узбек Т. Эрдигитов, удмурт Е. Куликов и др.

При раскрытии этой темы опираюсь на краеведческий материал.

Некоторые города, многие улицы, площади носят имена людей разных национальностей, отдавших жизнь за Родину. Использую в своей работе те факты, которые наиболее доступны вниманию детей и вызывают у них эмоциональный отклик. Например, рассказы взрослых об орденах и медалях, полученные членами семьи (прадедушкой, прабабушкой, дядей и т. д.) за проявленную отвагу в годы войны, а так же боевые истории из уст самих ветеранов войны и тыла.

Полезно детям чтение таких литературных произведений, как С. Михалков «Быль», Л. Кассиля «Богатыри», А. Митяева «Землянка», А. Твардовский «Василий Теркин», они позволяют глубже раскрывать образ героя – защитника,его человечески качества: обаяние, простоту, непобедимую народную силу. Всеми вместе была завоевана эта великая победа.

Знакомство с культурой людей разных национальностей происходит в процессе ознакомления детей со сказками разных народов. Я не только читаю их вместе с детьми, но и разыгрываем сказки и эпизоды из них с помощью «заместителей». Пересказываем содержание произведения по мнемосхемам, иногда придумываем новые повороты сюжета знакомой сказки. Сравниваем сказки разных национальностей, находим сходства и различия в них, играем с детьми по их сюжетам. Это позволяет лучше усвоить их содержание, понять основную мысль, развивать у детей психические процессы.

Активно использую дидактические игры: «Путешествие по России и странам ближнего зарубежья», «Народы – как одна семья, хотя язык их разный…». Это способствует лучшему усвоению знаний о культуре и устном народном творчестве людей разных национальностей.

Таким образом, мы знакомим детей старшего дошкольного возраста с культурой других народов, воспитываем у них чувство толерантности и уважения к ним.

«Сохранение и развитие традиций народов ханты и манси в воспитании дошкольников» (из опыта работы). Сейчас, как никогда актуальна задача воспитания у детей чувства любви к Родине. Для этого необходимо воспитывать у них эмоционально-положительное.

«Технология развития ролевых связей и отношений у детей шестого года жизни» Одним из действенных средств развития умения строить положительные взаимоотношения с окружающими является сюжетно – ролевая игра. Но недостаточное.

Источник

Конспект занятия в подготовительной к школе группе «Культура разных народов»

Мария Кириенко
Конспект занятия в подготовительной к школе группе «Культура разных народов»

Цель: формирование уважительного, толерантного отношения к культуре других народов.

• Обогащать представления об отдельных элементах культуры других народов (язык, одежда, народное искусство, обычай, игры).

• Воспитывать познавательный интерес к культуре других народов.

• Формировать навыки практического применения информации в игровой, речевой, двигательной деятельности.

Оборудование: аудиозапись песен (русской народной и алтайской, иллюстрации с изображением людей разных национальности в национальных костюмах, настольно — печатная игра «Особенности быта разных народов»

Ход занятия:

Воспитатель: Ребята сегодня к нам обратились дети из старшей группы, они попросили нас рассказать им о культуре и традициях разных народов. Ребята я вам предлагаю сделать книгу своими руками, в которой мы расскажем внешние различие людей разных национальностей.

Воспитатель: Ребята вы согласны сделать книгу для детей старшей группы?

Воспитатель: Что мы можем в ней разместить?

Дети: Рассказы о культуре разных народов, картинки, рисунки, фотографии, пословицы, поговорки, игры.

Воспитатель: Молодцы, как вы хорошо все придумали! Начнем мы эту книгу с культуры русского народа.

Воспитатель: Русская культура очень богата и красива, она славилась во все времена и известна всему миру. Русские люди имеют свой язык, при помощи которого общаются друг с другом. Они бережно относятся к нему, стараться говорить правильно. Особенности русского языка отражаются в песнях, сказках и пословицах.

Воспитатель: Ребята, а вы какие знаете пословицы о языке и хороших словах?

Дети: «Язык до Киева доведет», «Хорошие речи приятно и слушать», «Ласковое слово и камень растопит», «Доброму слову – добрый ответ».

Воспитатель: Молодцы ребята, русские народные сказки передавались из одной деревни в другую, из одного дома в другой, из одних уст в другие, и так дошли до наших времен. А какие русские народные сказки вы знаете?

Воспитатель: Мы с вами рисовали на прошлом занятие по мотивам русских народных сказок, давайте мы с вами возьмём и подберем рисунки, которые вложим в нашу книгу.

Дети выполняют задание.

Воспитатель: Молодцы, как хорошо получается! Вы знаете, что у русского народа очень красивые песни. В давние времена молодые девушки и парни собирались вечерами за околицей, пели песни и водили хороводы. Давайте и мы с вами поводим хоровод.

Звучит аудиозапись русской народной песни «Во поле береза стояла», дети вмести с воспитателем, водят хоровод.

Воспитатель: Ребята давайте вспомним, какую одежду носил русский народ в давние времена и какую одежду носят сейчас, а также какие предметы использовались раньше и какие существуют сейчас. А в этом нам с вами поможет игра «Старинное – не старинное»

На проекторе появляются изображения сарафана, косоворотки, лаптей, сундука для хранение одежды.

Воспитатель: Дети вы должны назвать предмет одежды и сказать, старинная это вещь или современная, что вместо сарафана, косоворотки и лаптей носят в наше время.

Информация для воспитателя:

Сарафан – женская русская одежда, безрукавая, с проймами для рук и поясом. Сарафан заменен на платья и юбки.

Косоворотка – рубаха с косым воротом. Современные люди носят рубахи но уже не с косым воротом, а также футболки.

Лапти – короткая плетенная обувь, которую плели из лыка, реже из коры дерева. Сейчас вместо лаптей носят туфли, ботинки, сапоги и т. д.

Сундук – ящик с крышкой для хранения одежды и утвари. Современные люди хранят одежду в шкафах, гардеробах, комодах.

Воспитатель: Русский народ очень гостеприимный, гостей встречают с хлебом – солью да угощают традиционными блюдами. Кто знает какими?

Дети: Пельмени, блины, щи, шанежки и т. д.

Воспитатель: Здесь на столе лежат иллюстрации, на которых изображены представители разных национальностей в национальных костюмах. Выберите, пожалуйста, людей в русских костюмах; эти иллюстрации мы поместим в книгу для детей старшей группы. Продолжим изготовление нашей книги. Следующий народ, о котором мы расскажем в ней, — алтайцы. Где они проживают?

Дети выполняют задание.

Дети: В Республике Алтай.

Воспитатель: Да, действительно, алтайцы проживают в этой республике. Скажите мне, на каком языке говорят алтайцы?

Дети: На алтайском,

Воспитатель: Давайте с вами послушаем, как звучит алтайский язык.

Звучит аудиозапись алтайской народной песни.

Воспитатель: Одежда алтайского народа отличается от русской одежды. Посмотрите на картинки.

На проекторе появляются слайды с изображением одежды алтайцев: блузки, юбки, жилеты – женская одежда; длинные рубахи, широкие брюки, жилеты, халаты – мужская одежда.

Воспитатель: И женщины и мужчины носили длинные сапоги без каблуков. Были характерны длинная рубаха с широкими рукавами и открытым воротом и широкие штаны, которые обычно шили из покупной ткани, иногда из кожи. Сверху надевалась свободная овчинная шуба до пят (мехом внутрь) с большим запахом на правую отсрочу — тон. Шуба подпоясывалась широким куском ткани и носилась не только зимой, но и летом. Иногда летом вместо шубы надевали подобный ей по покрою суконный или матерчатый халат с большим отложным воротником из цветной ткани. Женщины поверх шубы или халата носили длиннополую распашную безрукавку-чегедек, обычно отороченную яркой тканью или позументом. На голове носили мягкую цилиндрическую или округлую шапку из цветной ткани, подбитую мехом чёрного барашка.

Воспитатель: Ребята скажите, как называется самый большой праздник алтайских народов?

Воспитатель: Алтайцы очень тщательно готовятся к этому празднику, он готовят разные национальные блюда. Как они называются?

Дети: Теертнек — алтайский национальный хлеб, Кан — кровяная колбаса, Чегень — кислое молоко, Кочо (мясной суп с крупой).

Воспитатель: На празднике юноши и мужчины состязаются в беге, прыжках, национальной борьбе и конных скачках. А еще во время праздника алтайцы очень любят играть в разные национальные игры. В одну из них мы сейчас с вами поиграем, называется она «Белый шаман»

Играющие ходят по кругу и выполняют различные движения. В центре круга водящий. Это белый шаман – добрый человек. Он становиться на колени и бьет в бубен, затем идёт к одному из играющих и отдает ему бубен. Получивший бубен должен повторить в точности ритм, проигранный водящим.Правила: если водящий неправильно воспроизвел ритм, то он выходит из игры.

Воспитатель: Ребята, среди картинок на столе выберете те, на которых изображены люди в алтайском национальном костюме.

Дети выполняют задание.

Воспитатель: Ребята мы с вами вспомнили о людях русской и алтайской культуры.

Воспитатель: Что бы дети старшей группы узнали о культуре этих народов, мы с вами в нашу книгу вложим вот такие карты, с которыми сейчас поиграете и вы, а потом и дети старшей группы.

Игра «Особенности быта разных народов»

На перфокартах (лист бумаги формата А4, по разным сторонам, которого нанесены изображения, а в центре – вырезанный прямоугольник) изображены люди в национальных костюмах, жилище, и традиционные изделия народных мастеров –представителей русских и алтайских народов. Дети выполняют задание, подкладывают под перфокарту лист бумаги и проводят на нем линии. Нужно красным карандашом соединить изображения, которые относятся к культуре алтайских народов, а синим русских.

Воспитатель: Ребята как вы думаете, эту игру можно поместить в нашу книгу?

Воспитатель: Я тоже думаю, что она понравиться детям старшей группы.

Воспитатель обращает внимание детей на оформленные листы книги.

Воспитатель: Посмотрите, какая красивая книга получается у нас. В следующий раз мы продолжим рассказывать в ней о культуре других национальностей. Думаю, что наша книга понравиться всем детям.

Занятие окончено.

«Чайная церемония разных народов». Итоговый праздник подготовительной группы Наш детский сад многонациональный, кроме русских детей, среди воспитанников нашего детского сада есть представители других народов. В нашей.

Картотека подвижных игр «Разных народов» АФРИКАНСКИЕ САЛКИ ПО КРУГУ (Танзания) Играют 10 и более человек. Ход игры: Нужен лист от дерева. Игроки встают в круг лицом к центру. За.

Конспект НОД по реализации ОО «Физическая культура» для детей подготовительной к школе группе для детей с ОНР «Зимующие птицы» Задачи: Образовательная область «Физическое развитие» 1. Совершенствовать физические качества в разнообразных формах двигательной деятельности.

Конспект ООД в старшей группе по познавательному развитию: «Дети разных народов» Конспект ООД в старшей группе по познавательному развитию. Подготовила и провела: воспитатель Мищенко О. Н. Тема: «Дети разных народов».

Мини-музей «Жилища разных времен и народов» в подготовительной группе Использование макетов способствует развитию сюжетно-ролевой игры дошкольника,обогащает предметно-пространственную развивающую среду в группе.

Открытое занятие в подготовительной группе «Быт народов Ямала» Открытое занятие в подготовительной группе Составила воспитатель Смурыгина Елена Ивановна МАДОУ Сказка г. Лабытнанги. Тема: «Быт народов.

План работы на март в старшей группе «Национальная культура народов Поволжья» 1. Социально-коммуникативное развитие: — Сюжетно-ролевые игры по мотивам мордовских сказок; — Театрализованная игра по мотивам мордовской.

Проект «Культура питания сибирских народов» в старшей группе Отчет по проекту. Группа имеет направление краеведение, мы с ребятами изучаем родной край, прививаем, что надо любить родину. Следуя из.

Проект «Жилище разных народов» Представляю Вашему вниманию долгосрочный проект, реализованный мною и детьми, при активном участии родителей. Заняться этим проектом.

Занятие «Культура поведения в школе» Целевая аудитория: несовершеннолетние 14-18 лет. Формы и методы работы: занятие. Цели: Развитие умений учащихся вести себя в соответствии.

Источник

Читайте также:  Основная стратегия развития развитых стран
Оцените статью