Культура это судьба страны

Культура – это судьба (2005)

Регистрация >>

В голосовании могут принимать участие только зарегистрированные посетители сайта.

Если вы уже зарегистрированы — Войдите.

Вы хотите зарегистрироваться?

информация о фильме

Рано или поздно человек задает себе вопросы, которые относятся к понятию смысла жизни. Иногда ответы приходят сами собой, а иногда над ними приходится биться всю жизнь.

DVD «Культура – это судьба» дает возможность еще и еще раз вернуться к осмыслению самых главных тем для каждого человека: роль мужчины и женщины в семье, дети и детство, как важнейший этап в жизни человека, взаимоотношения между детьми и родителями, осмысление сути смерти и религии, значение труда, понятие дома и чистоты, особенности национального характера, отношение к деньгам. Эти и многие мысли излагаются в доступной форме телевизионного формата. Этот фильм — попытка осмысления историко-культурной идентификации России в мире, это размышления о судьбе человека и о судьбах человечества. В каждой серии автор высказывает свою точку зрения на эти важные вопросы и приглашает к беседе деятелей культуры и религии, художников и ученых.

Культура – это судьба». Предисловие.
Фильм 2-й. Мужчина и женщина. Семья.
Фильм 3-й. Дети.
Фильм 4-й. Смерть и бессмертие.
Фильм 5-й. Государство.
Фильм 6-й. Закон Бога.
Фильм 7-й. Толерантность.
Фильм 8-й. Труд.
Фильм 9-й. Деньги.
Фильм 10-й. Цивилизация.
Фильм 11-й. Экология.
Фильм 12-й. Россия.

Источник

«Культура — это судьба»

28 марта 2006 г.

Один из вечных вопросов, волнующий человечество и остающийся до сих пор открытым – это вопрос о том, что же представляет собой культура в обществе. В наши дни ни у кого не возникает сомнений, что культура влияет на политическую систему и изменяет ее согласно своим представлениям. Россия имеет особую судьбу в истории человечества. 12-серийный цикл Андрея Кончаловского «Культура – это судьба» — попытка осмысления историко-культурной идентификации России в мире.

Понятие «культура» очень многогранно, оно включает в себя и исторически сложившиеся условия и нормы, и сознание нации и многое другое. У России великая судьба. Например, крутые политические изломы, происходившие в нашей стране, совершались людьми в надежде, что культура изменится. Так было и в эпохи Петра I и Павла, и при борьбе со старообрядчеством, и во время большевистского переворота. История показывает, что все попытки изменить культуру посредством политической воли заканчивались неудачей. Андрей Кончаловский впервые на нашем телевидении предпринимает попытку осмысления России и русской нации через призму культуры в широком смысле слова. Но для того чтобы понять, кто мы, считает автор, необходимо сначала разглядеть и попытаться понять других. Через такие общечеловеческие понятия, как «Семья», «Бог», «Труд», «Деньги», Кончаловский прослеживает особенности характера наций и пути формирования этого характера. В поисках ответа автору фильма пришлось проделать долгий путь, побывав в отдаленных уголках России, в Индии, Мексике, Америке, Германии, Эстонии, Китае и даже Кении. Героями фильма и собеседниками Андрея Кончаловского стали люди из разных стран – ученые и философы, экологи и художники, школьники и простые крестьяне.

В первой программе (28 марта, 23:30) речь пойдет о самом феномене культуры. Автор попытается ответить на вопрос, что такое культура и предопределяет ли она судьбу нации, какую роль играют климат, пространство и география страны в ее культурной истории? По мнению Кончаловского, культура пронизывает всю жизнь от рождения до смерти. Во втором фильме (29 марта, 23:30) автор рассуждает о социальных ролях мужчин и женщин в разных странах, об интерпретации любви в разных культурах. Например, как относятся к семье в Китае и что такое взросление мальчика в Африке? Всем известно, что главное в человеке закладывается в детстве и идет от родителей. Культура родителей во многом определяет, каким станет маленький человек. О детях, детстве, воспитании входящих в жизнь поколений в разных странах – в третьей программе (30 марта, 23:30). Здесь же речь пойдет о сохранении непрерывности культурной традиции, связи поколений, что и делает историю любой страны такой, какова она есть. В разных культурах и религиях смерть интерпретируется по-разному, но есть единство рода человеческого, состоящее в том, что все люди из праха, смертны. Поэтому, несмотря на различное понимание сути смерти и разном отношении к умершим, во всех культурах смерть воспринимается как нечто естественное. Какие выводы следуют из этого, и что в связи с этим отпечатывается в культурных традициях различных народов – об этом телезрители узнают из четвертого фильма авторского цикла Андрея Кончаловского «Культура – это судьба» (31 марта, 23:30).

Андрей Кончаловский: «Говорят, характер — это судьба. Если взглянуть шире, то и характер народа – судьба этого народа, характер народа, в свою очередь, определяется его культурой. Какова культура нации, такова и ее судьба. Обычно под словом «культура» подразумевают лишь слой художественной культуры, то есть, по сути, искусство. Но понятие «культура» включает в себя и весь комплекс законов, установок, неписаных правил — систему ценностей, которой люди руководствуются в повседневной жизни. Именно ею определяется поведение и отдельного человека, и общества в целом.
Культуры народов неравноценны. Одни – открыты к развитию, другие – ему противятся. Одни – способствуют прогрессу наций, другие – тормозят его».

В чем различие и в чем родство мировых культур? Где искать зерно характера наций? Есть ли будущее у современной цивилизации? Действительно ли у России свой путь? Какие глобальные события ожидают нас в ближайшее время? На эти вопросы отвечает авторский фильм-размышление Андрея Кончаловского «Культура это судьба», премьера которого состоится на телеканале «Культура» 28 марта в 23:30.

Источник

Культура — это судьба?

Почему, когда Запад двигался вперед, незападные страны стояли на месте? Этот вопрос веками являлся предметом дискуссий, однако точного ответа на него так пока и нет. Право на частную собствен­ность, надежные институты власти и сильное гражданское общест­во (то есть такое, которое государство не подавляет) — все это, со­вершенно очевидно, было основой для экономического роста Евро­пы и позднее Соединенных Штатов.

Великие Моголы и правители Османской империи были воина­ми и аристократами, они считали торговлю делом бесславным и не­значительным (и это при богатейших купеческих традициях Ближ­него Востока). В Индии такая предубежденность усугублялась еще и тем, что в индуистской кастовой иерархии торговцы занимали низ­кое положение. Историки обращают особое внимание на то, каким образом индуистские верования и практики препятствовали разви­тию. Пол Кеннеди отмечает: «Сама жесткость индуистских религи­озных табу препятствовала модернизации: грызунов и насекомых нельзя убивать, а значит, пропадало огромное количество пищевых припасов; результатом традиционного отношения к уборке мусора и экскрементов была постоянная антисанитария, и все это приводило к эпидемиям бубонной чумы; кастовая система душила инициативу, насаждала ритуалы и ограничивала рынок, а влияние, которое име­ли священники-брамины на местных правителей, означало, что обскурантизм всегда одерживал победу». Дж.М. Роберте, рассматри­вая индуистские взгляды в более широком плане, отмечает, что «представление о бесконечных циклах творения и включенности в божественный промысел вело к пассивности и скептицизму в отно­шении ценности практических действий».

Но если культура — это все, что тогда можно сказать о нынешних Китае и Индии? Сегодня объяснения их феноменального экономи­ческого роста часто заменяются хвалебными песнопениями в адрес их выдающихся культур. Когда-то конфуцианство тормозило эконо­мический рост, сейчас оно считается благом. Индуистское мышле­ние, когда-то бывшее препятствием, ныне видится воплощением не­коей практической мудрости, облагораживающей предпринима­тельский капитализм. Успехи китайской и индуистской диаспор, ка­залось бы, дают этим теориям наглядное подтверждение.

Покойный Дэниел Патрик Мойнихан, знаменитый американ­ский ученый-сенатор, однажды сказал: «Главная консервативная ис­тина гласит, что культура, а не политика определяет успех общества. Главная либеральная истина гласит, что политика может изменить культуру и спасти ее от самой себя». Со справедливостью этого вы­сказывания трудно спорить. Культура важна, невероятно важна. Но она способна меняться. Культуры сложны. В каждый данный момент некоторые атрибуты являются основополагающими и кажутся неру­шимыми. Но затем политика и экономика меняются, и эти атрибуты тускнеют, уступая место другим. Когда-то арабский мир был центром науки и торговли. В последние десятилетия его основными предме­тами экспорта стали нефть и исламский фундаментализм. Для объ­яснения обоих периодов — и успеха и упадка — годятся любые куль­турные аргументы.

Почему азиатская коммерциализация — столь ныне заметная -была похоронена на века? В значительной мере это объясняется структурой их государств. В большинстве стран Азии существовали мощные централизованные государства-хищники, которые взимали со своих субъектов налоги, но практически ничего не давали взамен. С XV и до конца XIX века азиатские правители в большинстве своем соответствовали стереотипу восточного тирана. После того как в XV веке Великие Моголы вторглись в Индию с севера, их алчный об­раз правления заключался в выжимании налогов и податей и строительстве дворцов и крепостей — создание инфраструктуры, комму­никаций, торговля и географические открытия были отброшены в сторону.

На Ближнем Востоке централизация наступила гораздо позже. Когда регионом в относительно мягкой и децентрализованной ма­нере правила Османская империя, торговля, коммерция и инновации здесь процветали. Товары, идеи и люди перемещались свобод­но. Но в XX столетии попытка создать современные и мощные на­циональные государства привела к диктатурам, а это, в свою оче­редь, — к экономической и политической стагнации. Гражданские структуры были изолированы. Создав сильные государства и слабые общества, арабский мир отстал от всего остального почти по всем направлениям.

Почему создание такого типа централизованного государства ограничивалось и сдерживалось в Европе, а в незападном мире про­цветало? Отчасти благодаря христианской церкви, которая была са­мым главным институтом и могла бороться с королями за власть. От­части из-за европейской земельной элиты, которая могла выступать ограничителем королевского абсолютизма. («Великая хартия вольностей», первый великий «билль о правах» западного мира, была по существу хартией баронских привилегий, которую навязала королю его знать.) Отчасти — хотя кто-то скажет прежде всего — в силу гео­графических особенностей.

Европа поделена широкими реками, высокими горами и обшир­ными долинами. Такая топография создавала естественные грани­цы, внутри которых возникали политические объединения разных размеров — города-государства, княжества, республики, нации и им­перии. В 1500 году в Европе насчитывалось более пятисот госу­дарств, городов-государств и княжеств. Такое разнообразие означа­ло постоянное состязание идей, людей, искусств, денег и оружия.

Азия же, напротив, состоит из огромных плоскостей — степей в России, равнин в Китае. Армии способны продвигаться здесь быст­ро и практически без сопротивления. (Китайцам пришлось постро­ить Великую стену именно потому, что никакого естественного за­щитного барьера на их территории не существовало.) Такая геогра­фия помогала поддерживать огромные централизованные земельные империи, которые были способны веками сохранять свою власть. Вспомните, например, эпизод, с которого мы начали эту гла­ву — решение династии Мин положить конец морским плаваниям Чжэн Хэ. Самым примечательным в этом запрете, наверное, было то, что он сработал. В Европе навязать такую политику было бы не­возможно. Ни одному королю не хватило бы власти ввести подоб­ный декрет, а даже если бы и хватило, люди, обладающие соответст­вующими знаниями и умениями, просто-напросто перебрались бы в соседнее государство, город-государство или княжество. В Китае им­ператор действительно мог повернуть время вспять.

Европейские водные пути также были подарком небес. Медлен­ные реки впадали в защищенные глубокие бухты. Рейн — широкая спокойная река, которую можно использовать как транспортную артерию для перевозки товаров и людей. Средиземное море спокой­но, словно озеро, в нем много больших портов. А теперь сравните с Африкой: несмотря на то, что это второй по размерам континент, береговая линия здесь самая короткая и по большей части настоль­ко изрезанная, что не годится для строительства больших портов. Большинство крупных рек — быстрые, бурные, непригодные для навигации. Добавьте к этому невыносимую кару, при которой невоз­можно сохранить пищевые припасы, но великолепно расцветают болезни, и вы получите убедительное географическое объяснение африканской экономической отсталости конечно, это не единст­венный фактор, но немаловажный.

Столь обстоятельные объяснения могут утвердить нас во мне­нии, что все должно обстоять именно так и другие варианты невоз­можны, однако на самом деле подобные структурные факторы сви­детельствуют о том, к чему предрасположено общество и какими преимуществами оно обладает. Однако порой преимущества могут не иметь значения. Так, несмотря на свое географическое многооб­разие, Европа однажды была покорена одной империей, Римом, ко­торый пытался — со временем все менее успешно — сохранить цент­рализованное управление. Ближний Восток когда-то процветал, на­ходясь в составе огромной империи. И Китай, и Индия, несмотря на свою географию, также знали длительные периоды процветания.

Европейские преимущества, столь очевидные в ретроспективе, на заре были незначительными и касались преимущественно вооруже­ний и военной техники. Со временем, однако, эти преимущества множились и усиливали друг друга, и Запад все больше и больше вы­рывался вперед.

Источник

Цикл «Культура — это судьба» на канале «Культура»

Один из вечных вопросов, волнующий человечество и остающийся до сих пор открытым – это вопрос о том, что же представляет собой культура в обществе. В наши дни ни у кого не возникает сомнений, что культура влияет на политическую систему и изменяет ее согласно своим представлениям. Россия имеет особую судьбу в истории человечества. 12-серийный цикл Андрея Кончаловского «Культура – это судьба» (с 28 марта, 23:30) — попытка осмысления историко-культурной идентификации России в мире.

Понятие «культура» очень многогранно, оно включает в себя и исторически сложившиеся условия и нормы, и сознание нации и многое другое. У России великая судьба. Например, крутые политические изломы, происходившие в нашей стране, совершались людьми в надежде, что культура изменится. Так было и в эпохи Петра I и Павла, и при борьбе со старообрядчеством, и во время большевистского переворота. История показывает, что все попытки изменить культуру посредством политической воли заканчивались неудачей. Андрей Кончаловский впервые на нашем телевидении предпринимает попытку осмысления России и русской нации через призму культуры в широком смысле слова. Но для того чтобы понять, кто мы, считает автор, необходимо сначала разглядеть и попытаться понять других. Через такие общечеловеческие понятия, как «Семья», «Бог», «Труд», «Деньги», Кончаловский прослеживает особенности характера наций и пути формирования этого характера. В поисках ответа автору фильма пришлось проделать долгий путь, побывав в отдаленных уголках России, в Индии, Мексике, Америке, Германии, Эстонии, Китае и даже Кении. Героями фильма и собеседниками Андрея Кончаловского стали люди из разных стран – ученые и философы, экологи и художники, школьники и простые крестьяне.
В первой программе (28 марта, 23:30) речь пойдет о самом феномене культуры. Автор попытается ответить на вопрос, что такое культура и предопределяет ли она судьбу нации, какую роль играют климат, пространство и география страны в ее культурной истории? По мнению Кончаловского, культура пронизывает всю жизнь от рождения до смерти. Во втором фильме (29 марта, 23:30) автор рассуждает о социальных ролях мужчин и женщин в разных странах, об интерпретации любви в разных культурах. Например, как относятся к семье в Китае и что такое взросление мальчика в Африке? Всем известно, что главное в человеке закладывается в детстве и идет от родителей. Культура родителей во многом определяет, каким станет маленький человек. О детях, детстве, воспитании входящих в жизнь поколений в разных странах – в третьей программе (30 марта, 23:30). Здесь же речь пойдет о сохранении непрерывности культурной традиции, связи поколений, что и делает историю любой страны такой, какова она есть. В разных культурах и религиях смерть интерпретируется по-разному, но есть единство рода человеческого, состоящее в том, что все люди из праха, смертны. Поэтому, несмотря на различное понимание сути смерти и разном отношении к умершим, во всех культурах смерть воспринимается как нечто естественное. Какие выводы следуют из этого, и что в связи с этим отпечатывается в культурных традициях различных народов – об этом телезрители узнают из четвертого фильма авторского цикла Андрея Кончаловского «Культура – это судьба» (31 марта, 23:30).
Андрей Кончаловский:
«Говорят, характер — это судьба. Если взглянуть шире, то и характер народа – судьба этого народа, характер народа, в свою очередь, определяется его культурой. Какова культура нации, такова и ее судьба. Обычно под словом «культура» подразумевают лишь слой художественной культуры, то есть, по сути, искусство. Но понятие «культура» включает в себя и весь комплекс законов, установок, неписаных правил — систему ценностей, которой люди руководствуются в повседневной жизни. Именно ею определяется поведение и отдельного человека, и общества в целом.
Культуры народов неравноценны. Одни – открыты к развитию, другие – ему противятся. Одни – способствуют прогрессу наций, другие – тормозят его».

В чем различие и в чем родство мировых культур? Где искать зерно характера наций? Есть ли будущее у современной цивилизации? Действительно ли у России свой путь? Какие глобальные события ожидают нас в ближайшее время? На эти вопросы отвечает авторский фильм-размышление Андрея Кончаловского «Культура это судьба», премьера которого состоится на телеканале «Культура» 28 марта в 23:30.

Источник

Читайте также:  Правительница страны оз имя
Оцените статью