Культура – это судьба (2005)
Регистрация >>
В голосовании могут принимать участие только зарегистрированные посетители сайта.
Если вы уже зарегистрированы — Войдите.
Вы хотите зарегистрироваться?
информация о фильме
Рано или поздно человек задает себе вопросы, которые относятся к понятию смысла жизни. Иногда ответы приходят сами собой, а иногда над ними приходится биться всю жизнь.
DVD «Культура – это судьба» дает возможность еще и еще раз вернуться к осмыслению самых главных тем для каждого человека: роль мужчины и женщины в семье, дети и детство, как важнейший этап в жизни человека, взаимоотношения между детьми и родителями, осмысление сути смерти и религии, значение труда, понятие дома и чистоты, особенности национального характера, отношение к деньгам. Эти и многие мысли излагаются в доступной форме телевизионного формата. Этот фильм — попытка осмысления историко-культурной идентификации России в мире, это размышления о судьбе человека и о судьбах человечества. В каждой серии автор высказывает свою точку зрения на эти важные вопросы и приглашает к беседе деятелей культуры и религии, художников и ученых.
Культура – это судьба». Предисловие.
Фильм 2-й. Мужчина и женщина. Семья.
Фильм 3-й. Дети.
Фильм 4-й. Смерть и бессмертие.
Фильм 5-й. Государство.
Фильм 6-й. Закон Бога.
Фильм 7-й. Толерантность.
Фильм 8-й. Труд.
Фильм 9-й. Деньги.
Фильм 10-й. Цивилизация.
Фильм 11-й. Экология.
Фильм 12-й. Россия.
Источник
«Культура — это судьба»
28 марта 2006 г.
Один из вечных вопросов, волнующий человечество и остающийся до сих пор открытым – это вопрос о том, что же представляет собой культура в обществе. В наши дни ни у кого не возникает сомнений, что культура влияет на политическую систему и изменяет ее согласно своим представлениям. Россия имеет особую судьбу в истории человечества. 12-серийный цикл Андрея Кончаловского «Культура – это судьба» — попытка осмысления историко-культурной идентификации России в мире.
Понятие «культура» очень многогранно, оно включает в себя и исторически сложившиеся условия и нормы, и сознание нации и многое другое. У России великая судьба. Например, крутые политические изломы, происходившие в нашей стране, совершались людьми в надежде, что культура изменится. Так было и в эпохи Петра I и Павла, и при борьбе со старообрядчеством, и во время большевистского переворота. История показывает, что все попытки изменить культуру посредством политической воли заканчивались неудачей. Андрей Кончаловский впервые на нашем телевидении предпринимает попытку осмысления России и русской нации через призму культуры в широком смысле слова. Но для того чтобы понять, кто мы, считает автор, необходимо сначала разглядеть и попытаться понять других. Через такие общечеловеческие понятия, как «Семья», «Бог», «Труд», «Деньги», Кончаловский прослеживает особенности характера наций и пути формирования этого характера. В поисках ответа автору фильма пришлось проделать долгий путь, побывав в отдаленных уголках России, в Индии, Мексике, Америке, Германии, Эстонии, Китае и даже Кении. Героями фильма и собеседниками Андрея Кончаловского стали люди из разных стран – ученые и философы, экологи и художники, школьники и простые крестьяне.
В первой программе (28 марта, 23:30) речь пойдет о самом феномене культуры. Автор попытается ответить на вопрос, что такое культура и предопределяет ли она судьбу нации, какую роль играют климат, пространство и география страны в ее культурной истории? По мнению Кончаловского, культура пронизывает всю жизнь от рождения до смерти. Во втором фильме (29 марта, 23:30) автор рассуждает о социальных ролях мужчин и женщин в разных странах, об интерпретации любви в разных культурах. Например, как относятся к семье в Китае и что такое взросление мальчика в Африке? Всем известно, что главное в человеке закладывается в детстве и идет от родителей. Культура родителей во многом определяет, каким станет маленький человек. О детях, детстве, воспитании входящих в жизнь поколений в разных странах – в третьей программе (30 марта, 23:30). Здесь же речь пойдет о сохранении непрерывности культурной традиции, связи поколений, что и делает историю любой страны такой, какова она есть. В разных культурах и религиях смерть интерпретируется по-разному, но есть единство рода человеческого, состоящее в том, что все люди из праха, смертны. Поэтому, несмотря на различное понимание сути смерти и разном отношении к умершим, во всех культурах смерть воспринимается как нечто естественное. Какие выводы следуют из этого, и что в связи с этим отпечатывается в культурных традициях различных народов – об этом телезрители узнают из четвертого фильма авторского цикла Андрея Кончаловского «Культура – это судьба» (31 марта, 23:30).
Андрей Кончаловский: «Говорят, характер — это судьба. Если взглянуть шире, то и характер народа – судьба этого народа, характер народа, в свою очередь, определяется его культурой. Какова культура нации, такова и ее судьба. Обычно под словом «культура» подразумевают лишь слой художественной культуры, то есть, по сути, искусство. Но понятие «культура» включает в себя и весь комплекс законов, установок, неписаных правил — систему ценностей, которой люди руководствуются в повседневной жизни. Именно ею определяется поведение и отдельного человека, и общества в целом.
Культуры народов неравноценны. Одни – открыты к развитию, другие – ему противятся. Одни – способствуют прогрессу наций, другие – тормозят его».
В чем различие и в чем родство мировых культур? Где искать зерно характера наций? Есть ли будущее у современной цивилизации? Действительно ли у России свой путь? Какие глобальные события ожидают нас в ближайшее время? На эти вопросы отвечает авторский фильм-размышление Андрея Кончаловского «Культура это судьба», премьера которого состоится на телеканале «Культура» 28 марта в 23:30.
Источник
Культура — это судьба?
Почему, когда Запад двигался вперед, незападные страны стояли на месте? Этот вопрос веками являлся предметом дискуссий, однако точного ответа на него так пока и нет. Право на частную собственность, надежные институты власти и сильное гражданское общество (то есть такое, которое государство не подавляет) — все это, совершенно очевидно, было основой для экономического роста Европы и позднее Соединенных Штатов.
Великие Моголы и правители Османской империи были воинами и аристократами, они считали торговлю делом бесславным и незначительным (и это при богатейших купеческих традициях Ближнего Востока). В Индии такая предубежденность усугублялась еще и тем, что в индуистской кастовой иерархии торговцы занимали низкое положение. Историки обращают особое внимание на то, каким образом индуистские верования и практики препятствовали развитию. Пол Кеннеди отмечает: «Сама жесткость индуистских религиозных табу препятствовала модернизации: грызунов и насекомых нельзя убивать, а значит, пропадало огромное количество пищевых припасов; результатом традиционного отношения к уборке мусора и экскрементов была постоянная антисанитария, и все это приводило к эпидемиям бубонной чумы; кастовая система душила инициативу, насаждала ритуалы и ограничивала рынок, а влияние, которое имели священники-брамины на местных правителей, означало, что обскурантизм всегда одерживал победу». Дж.М. Роберте, рассматривая индуистские взгляды в более широком плане, отмечает, что «представление о бесконечных циклах творения и включенности в божественный промысел вело к пассивности и скептицизму в отношении ценности практических действий».
Но если культура — это все, что тогда можно сказать о нынешних Китае и Индии? Сегодня объяснения их феноменального экономического роста часто заменяются хвалебными песнопениями в адрес их выдающихся культур. Когда-то конфуцианство тормозило экономический рост, сейчас оно считается благом. Индуистское мышление, когда-то бывшее препятствием, ныне видится воплощением некоей практической мудрости, облагораживающей предпринимательский капитализм. Успехи китайской и индуистской диаспор, казалось бы, дают этим теориям наглядное подтверждение.
Покойный Дэниел Патрик Мойнихан, знаменитый американский ученый-сенатор, однажды сказал: «Главная консервативная истина гласит, что культура, а не политика определяет успех общества. Главная либеральная истина гласит, что политика может изменить культуру и спасти ее от самой себя». Со справедливостью этого высказывания трудно спорить. Культура важна, невероятно важна. Но она способна меняться. Культуры сложны. В каждый данный момент некоторые атрибуты являются основополагающими и кажутся нерушимыми. Но затем политика и экономика меняются, и эти атрибуты тускнеют, уступая место другим. Когда-то арабский мир был центром науки и торговли. В последние десятилетия его основными предметами экспорта стали нефть и исламский фундаментализм. Для объяснения обоих периодов — и успеха и упадка — годятся любые культурные аргументы.
Почему азиатская коммерциализация — столь ныне заметная -была похоронена на века? В значительной мере это объясняется структурой их государств. В большинстве стран Азии существовали мощные централизованные государства-хищники, которые взимали со своих субъектов налоги, но практически ничего не давали взамен. С XV и до конца XIX века азиатские правители в большинстве своем соответствовали стереотипу восточного тирана. После того как в XV веке Великие Моголы вторглись в Индию с севера, их алчный образ правления заключался в выжимании налогов и податей и строительстве дворцов и крепостей — создание инфраструктуры, коммуникаций, торговля и географические открытия были отброшены в сторону.
На Ближнем Востоке централизация наступила гораздо позже. Когда регионом в относительно мягкой и децентрализованной манере правила Османская империя, торговля, коммерция и инновации здесь процветали. Товары, идеи и люди перемещались свободно. Но в XX столетии попытка создать современные и мощные национальные государства привела к диктатурам, а это, в свою очередь, — к экономической и политической стагнации. Гражданские структуры были изолированы. Создав сильные государства и слабые общества, арабский мир отстал от всего остального почти по всем направлениям.
Почему создание такого типа централизованного государства ограничивалось и сдерживалось в Европе, а в незападном мире процветало? Отчасти благодаря христианской церкви, которая была самым главным институтом и могла бороться с королями за власть. Отчасти из-за европейской земельной элиты, которая могла выступать ограничителем королевского абсолютизма. («Великая хартия вольностей», первый великий «билль о правах» западного мира, была по существу хартией баронских привилегий, которую навязала королю его знать.) Отчасти — хотя кто-то скажет прежде всего — в силу географических особенностей.
Европа поделена широкими реками, высокими горами и обширными долинами. Такая топография создавала естественные границы, внутри которых возникали политические объединения разных размеров — города-государства, княжества, республики, нации и империи. В 1500 году в Европе насчитывалось более пятисот государств, городов-государств и княжеств. Такое разнообразие означало постоянное состязание идей, людей, искусств, денег и оружия.
Азия же, напротив, состоит из огромных плоскостей — степей в России, равнин в Китае. Армии способны продвигаться здесь быстро и практически без сопротивления. (Китайцам пришлось построить Великую стену именно потому, что никакого естественного защитного барьера на их территории не существовало.) Такая география помогала поддерживать огромные централизованные земельные империи, которые были способны веками сохранять свою власть. Вспомните, например, эпизод, с которого мы начали эту главу — решение династии Мин положить конец морским плаваниям Чжэн Хэ. Самым примечательным в этом запрете, наверное, было то, что он сработал. В Европе навязать такую политику было бы невозможно. Ни одному королю не хватило бы власти ввести подобный декрет, а даже если бы и хватило, люди, обладающие соответствующими знаниями и умениями, просто-напросто перебрались бы в соседнее государство, город-государство или княжество. В Китае император действительно мог повернуть время вспять.
Европейские водные пути также были подарком небес. Медленные реки впадали в защищенные глубокие бухты. Рейн — широкая спокойная река, которую можно использовать как транспортную артерию для перевозки товаров и людей. Средиземное море спокойно, словно озеро, в нем много больших портов. А теперь сравните с Африкой: несмотря на то, что это второй по размерам континент, береговая линия здесь самая короткая и по большей части настолько изрезанная, что не годится для строительства больших портов. Большинство крупных рек — быстрые, бурные, непригодные для навигации. Добавьте к этому невыносимую кару, при которой невозможно сохранить пищевые припасы, но великолепно расцветают болезни, и вы получите убедительное географическое объяснение африканской экономической отсталости конечно, это не единственный фактор, но немаловажный.
Столь обстоятельные объяснения могут утвердить нас во мнении, что все должно обстоять именно так и другие варианты невозможны, однако на самом деле подобные структурные факторы свидетельствуют о том, к чему предрасположено общество и какими преимуществами оно обладает. Однако порой преимущества могут не иметь значения. Так, несмотря на свое географическое многообразие, Европа однажды была покорена одной империей, Римом, который пытался — со временем все менее успешно — сохранить централизованное управление. Ближний Восток когда-то процветал, находясь в составе огромной империи. И Китай, и Индия, несмотря на свою географию, также знали длительные периоды процветания.
Европейские преимущества, столь очевидные в ретроспективе, на заре были незначительными и касались преимущественно вооружений и военной техники. Со временем, однако, эти преимущества множились и усиливали друг друга, и Запад все больше и больше вырывался вперед.
Источник
Цикл «Культура — это судьба» на канале «Культура»
Один из вечных вопросов, волнующий человечество и остающийся до сих пор открытым – это вопрос о том, что же представляет собой культура в обществе. В наши дни ни у кого не возникает сомнений, что культура влияет на политическую систему и изменяет ее согласно своим представлениям. Россия имеет особую судьбу в истории человечества. 12-серийный цикл Андрея Кончаловского «Культура – это судьба» (с 28 марта, 23:30) — попытка осмысления историко-культурной идентификации России в мире.
Понятие «культура» очень многогранно, оно включает в себя и исторически сложившиеся условия и нормы, и сознание нации и многое другое. У России великая судьба. Например, крутые политические изломы, происходившие в нашей стране, совершались людьми в надежде, что культура изменится. Так было и в эпохи Петра I и Павла, и при борьбе со старообрядчеством, и во время большевистского переворота. История показывает, что все попытки изменить культуру посредством политической воли заканчивались неудачей. Андрей Кончаловский впервые на нашем телевидении предпринимает попытку осмысления России и русской нации через призму культуры в широком смысле слова. Но для того чтобы понять, кто мы, считает автор, необходимо сначала разглядеть и попытаться понять других. Через такие общечеловеческие понятия, как «Семья», «Бог», «Труд», «Деньги», Кончаловский прослеживает особенности характера наций и пути формирования этого характера. В поисках ответа автору фильма пришлось проделать долгий путь, побывав в отдаленных уголках России, в Индии, Мексике, Америке, Германии, Эстонии, Китае и даже Кении. Героями фильма и собеседниками Андрея Кончаловского стали люди из разных стран – ученые и философы, экологи и художники, школьники и простые крестьяне.
В первой программе (28 марта, 23:30) речь пойдет о самом феномене культуры. Автор попытается ответить на вопрос, что такое культура и предопределяет ли она судьбу нации, какую роль играют климат, пространство и география страны в ее культурной истории? По мнению Кончаловского, культура пронизывает всю жизнь от рождения до смерти. Во втором фильме (29 марта, 23:30) автор рассуждает о социальных ролях мужчин и женщин в разных странах, об интерпретации любви в разных культурах. Например, как относятся к семье в Китае и что такое взросление мальчика в Африке? Всем известно, что главное в человеке закладывается в детстве и идет от родителей. Культура родителей во многом определяет, каким станет маленький человек. О детях, детстве, воспитании входящих в жизнь поколений в разных странах – в третьей программе (30 марта, 23:30). Здесь же речь пойдет о сохранении непрерывности культурной традиции, связи поколений, что и делает историю любой страны такой, какова она есть. В разных культурах и религиях смерть интерпретируется по-разному, но есть единство рода человеческого, состоящее в том, что все люди из праха, смертны. Поэтому, несмотря на различное понимание сути смерти и разном отношении к умершим, во всех культурах смерть воспринимается как нечто естественное. Какие выводы следуют из этого, и что в связи с этим отпечатывается в культурных традициях различных народов – об этом телезрители узнают из четвертого фильма авторского цикла Андрея Кончаловского «Культура – это судьба» (31 марта, 23:30).
Андрей Кончаловский:
«Говорят, характер — это судьба. Если взглянуть шире, то и характер народа – судьба этого народа, характер народа, в свою очередь, определяется его культурой. Какова культура нации, такова и ее судьба. Обычно под словом «культура» подразумевают лишь слой художественной культуры, то есть, по сути, искусство. Но понятие «культура» включает в себя и весь комплекс законов, установок, неписаных правил — систему ценностей, которой люди руководствуются в повседневной жизни. Именно ею определяется поведение и отдельного человека, и общества в целом.
Культуры народов неравноценны. Одни – открыты к развитию, другие – ему противятся. Одни – способствуют прогрессу наций, другие – тормозят его».
В чем различие и в чем родство мировых культур? Где искать зерно характера наций? Есть ли будущее у современной цивилизации? Действительно ли у России свой путь? Какие глобальные события ожидают нас в ближайшее время? На эти вопросы отвечает авторский фильм-размышление Андрея Кончаловского «Культура это судьба», премьера которого состоится на телеканале «Культура» 28 марта в 23:30.
Источник