Культура нового времени стран востока

Культурология стран Востока. Структура курса

1. Раздел: ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ИЗУЧЕНИЕ ВОСТОЧНЫХ КУЛЬТУР.

1.1. Культурология стран Востока как теоретическая попытка раскрыть глубинные механизмы развития восточных культур.
1.2. Религиозно-идеологические системы Востока как объект культурологической рефлексии.
1.3. Социальное бытие восточных культур.
1.4. Восточные культуры как мир традиционалистских и коллективистских ценностей.
1.5. Культуры Востока как специфическая символическая вселенная.
1.6. Межкультурные коммуникации Востока с Востоком, Востока с Западом и Востока с Россией, проблемы нахождения взаимопонимания.
1.7. Культурная динамика восточных обществ и проблемы управления социокультурными процессами в контексте их развития.

2. Раздел: ИСТОРИЧЕСКАЯ ДИНАМИКА ВОСТОЧНЫХ КУЛЬТУР.

2.1. Историческая традиция изучения стран Востока как важнейшее направление культурологических исследований.
2.2. Культурологическое моделирование социокультурных систем и проблемы типологизации восточных культур.
2.3. Сравнительный анализ западных и восточных типов культур. Их роль и влияние в контексте развития культуры России.
2.4. Исторические типы ценностно-экзистенциальных ориентаций в культурах Востока.
2.4.1. Очаги зарождения восточных культур. Проблема определения истоков.
2.4.2. Культуры древних цивилизаций Египта, Месопотамии.
2.4.3. Индо-буддийская линия развития древней культуры. Современные последствия ранних стратегий.
2.4.4. Культура древнего и средневекового Китая. Влияние традиционных ценностей и ментальных установок на современную культуру страны.
2.4.5. Культура Японии, исторические причины ее современного лидерства.
2.4.6. Древняя, средневековая и «нововременная» арабо-исламская культура.
2.4.7. Сложности взаимодействия Востока и Запада в Новое время.
2.4.8. Современные культуры Востока и особенности их культурной коммуникации с Россией.
2.5. Актуальные проблемы изучения культур Востока в отечественной науке. Уникальная роль культурологии.

Источник

Культура нового времени стран востока

Одним из самых уникальных, богатых природными ресурсами, разнообразными этнокультурными традициями, крупным центром древнейшей цивилизации является Восток, постоянно привлекавшая внимание великих правителей, выдающихся умов всего мира. Особый интерес вызывает ее этнический состав, который представляет собой весьма сложную картину. История его формирования охватывает длительный исторический период. Создавшие в античную эпоху высокую культуру талантливые и трудолюбивые предки народов Средней Азии переживали в период Восточного Ренессанса и в позднее средневековье новые подъем культуры. Следует особо отметить, что начавшийся в этот период процесс формирования народов Средней Азии во времена правления великих хорезмшахов и темуридов завершается, и эти народы приобретают нынешний этнический облик. В результате этого сложного процесса создается своеобразная материальная и духовная культура каждого среднеазиатского этноса. Несомненно, к этому времени вполне сформировался не только физический тип среднеазиатов, но и окончательно сложился литературный язык, составляющий главный компонент духовной культуры народов.

Читайте также:  Активы сбербанка составляют более четверти банковской системы страны

Все этносы, в том числе и узбеки, формируются из отдельных племен и родов, родственных и общинных социальных групп. По мнению большинства ученых, важнейшим фактором объединения и укрепления исторической общности этнических групп является язык. Язык служит главным средством свободного общения, выражения человеческих чувств и установления контактов между различными общностями, способствует укреплению социально-экономических и культурно-духовных взаимоотношений между этническими группами, обогащению этнокультурных традиций. Обычно большинство этносов само название получает по языку. Однако в течение многовекового исторического развития отдельные этносы могут овладеть несколькими языками, но, в конце концов, они вырабатывают собственные единые национальные языки и этнонимы.

Известно, что народы формируются и развиваются на определенной территории. Они могут переселяться из одного региона в другой, территория их размещения может расширяться или уменьшаться, отдельные этнические группы или личности могут отделяться или ассимилироваться. Однако этносы, имеющие историческую языковую общность, в основном располагаются на одной или ближайших территориях. С другой стороны, длительное время формировавшиеся отдельные этносы по различным причинам могут оставлять родную землю, переселяясь в другие страны, некоторые группы даже могут рассеиваться по всему миру, неоднократно менять свое место жительства, проживая в совершенно иноэтнической среде. Так, например, венгры за последнее тысячелетие трижды меняли место своего проживания. Население Тюркского каганата после создания своего государства (VI в. н.э.) в течение нескольких веков, разделившись на крупные группы, расселялось по разным странам. Арабы, жившие на маленьком клочке земли Аравийского полуострова, за короткое время расселившись на огромной территории Передней Азии и Северной Африки, совместно с аборигенами создали своеобразный мир исламской культуры. Поэтому в мире существует множество народов, говорящих на одном языке, но отличающихся как по этнониму, так и по этническим особенностям. Таковыми являются народы, говорящие на английском, испанском, португальском, арабском, тюркском, иранском языках, расселившиеся по всему миру.

Читайте также:  Дайте оценку сельскохозяйственной освоенности разных частей страны

Отдельные исследователи различают народы и народности по образу жизни, быту и культуре. Несомненно, некоторые этносы могут иметь одинаковый или весьма близкий образ жизни. Такие этносы встречаются в Средней Азии и Поволжье, в Сибири и Северной Америке. И наоборот, на одной территории могут расселяться разноязычные этносы, но принадлежащие к одному хозяйственно-культурному типу.

Необходимо особо отметить, что народы Средней Азии не только являются продуктом длительного и сложного исторического процесса, но и представляют своеобразный синтез многовековой духовной культуры и психического образа, сложившегося на единой природно-географической территории. Для того чтобы определить этнические особенности и общие черты среднеазиатов, необходимо сделать небольшой экскурс в историческое прошлое.

По историческим данным, три-четыре тысячелетия тому назад по плодородным землям Средней Азии с запада на восток в направлении Алтая и Монголии прошли разноплеменные орды, говорившие на индоевропейских языках. С конца 1-го тысячелетия до н.э. с востока на запад через великие пустыни Центральной Азии происходит переселение разнородных племен. Перекочевавшие до середины 1-го тысячелетия древние племенные объединения, говорившие на тюркских языках, оставили ощутимые следы в местах своего пребывания. Во время этого кочевания тюркских племен, длившегося на протяжении пяти-шести веков, происходила миграция монгольских племен. Как сообщают источники, в то время в самой Средней Азии находились некоторые ранее осевшие тюркские и монгольские группы племен. Арабы, завоевавшие в VII веке Среднюю Азию, хотя и не оказали какого-либо влияния на этнические процессы, но смогли насадить свою религию – ислам.

Также следует отметить, что пришедшие сюда в далеком прошлом скифы-сарматы и саки, турки и монголы смешались с еще ранее освоившими эти земли и культуру местными народностями и этническими группами. Интересно и то, что римляне называли этих древних аборигенов скифами, сартанами, саами, а некоторых – массагетами. В доказательство их схожести с индоевропейцами ученые указывают на общие черты и сходство с ныне проживающими в Болгарии и Румынии кетами. По мнению отдельных историков, родственные группы саков по родословию, несомненно, связаны с проживавшими в безграничных степях Балкан и Северного Причерноморья праскифами. Известно, что в античную эпоху крупные воинские соединения иранских шахов подвергались нападению и несли большие потери от кочевников, проживавших в этих степях.

В течение длительного времени перекочевывавшие в Среднюю Азию племена и народности создали на сако-массагетской почве своеобразную культуру.

Здесь в середине 1-го тысячелетия в результате переселения таких крупных племен, как скифы, хиониты, белые гунны, эфталиты, печенеги и другие, происходила активная тюркизация местных этносов. Однако и в среде аборигенов были такие древние тюркские народности, как апасиаки, аугасийцы и др. Существует мнение, что эти народности в русских летописях выступают под названием «печенеги». По предположению отдельных исследователей, аугасийцы якобы впоследствии стали известной тюркской народностью под названием «огузы».

В Х в. в Среднюю Азию хлыули орды кипчаков, близких по языку к печенегам и огузам, которые завоевали и разграбили значительную территорию. Часть печенегов вынуждена была отступить на северо-запад, а большая группа огузов – переселиться на юго-запад. Последняя группа, впоследствии заняв территорию нынешнего Туркменистана, составила основу туркменского народа, а другая часть, вторгшись в Азербайджан, смешалась с азарами. Еще одна группа огузов, перекочевавших на запад и юг – в Турцию и Иран, смешалась с местными аборигенами и образовала новые этнические пласты.

Узбекский народ, создав развитую цивилизацию на древнейшей земле Согда и Хорезма и смешавшись с различными аборигенными и пришлыми этносами, становится фактически кровнородственным с формировавшимися впоследствии другими среднеазиатскими народами. Особенно близки к узбекам тюркские предки казахов: в них есть кровь общих этнических племен и родов, что находит выражение в их фольклоре. Так, по данным антропологов, в расовых типах казахов за семь столетий до нашествия монголов наблюдаются монголоидные черты, и поэтому у них значительно больше этих черт, чем у родственно близких узбеков. Примечательно, что первое казахское государство, появившееся в долине реки Чу, называлось узбекско-казахским.

Исследователи также отмечают, что тюркский язык был родным для киргизов еще до их переселения в Тянь-Шанские горы и предгорья, где жили древние сакские племена, с которыми они смешались. По определению антропологов, в 1-м тыс. до н.э. древние предки современных киргизов были европеоидными, лишь впоследствии, под влиянием монголов, они стали монголоидными.

Имеющий общие этнические корни таджикский народ благодаря высоким горам, в отличие от западных, северных и восточных соседей, ни в лингвистическом, ни в антропологическом отношении не был тюркизирован, сохранив европеоидный облик и свой древний язык.

Следовательно, почти вся Средняя Азия образует определенный историко-этнографический регион, имеющий общие этнические истоки и земли, общих древних предков. Основу его единства составляют не только одинаковые природно-географические условия, но и идентичные хозяйственно-культурные типы, определенные черты традиционной материальной и духовной культуры, религиозные верования и некоторые элементы быта.

Как один из очагов древнейшей цивилизации, Средняя Азия представляет собой уникальный уголок земного шара, где живут трудолюбивые народы, сложившиеся из различных этнических компонентов, но сохранившие по сей день своеобразные этнические особенности. Находясь на пересечении дорог Великого Шелкового пути, Средняя Азия являлась своеобразным мостом, связывавшим восточные страны с западными, через нее проходили торговые караваны, дипломатические миссии и устанавливались тесные экономические и культурные связи.

Этнический облик народов Средней Азии в основном начинает формироваться еще в первобытную эпоху, особенно с эпохи неолита. Население региона в эпоху бронзы переходит к земледелию и отдельным видам ремесла, охоте и скотоводству. Так, в V-IV веках до н.э. здесь появились ранние земледельческие культуры, известные в науке под названиями Джейтунская, Чопонота, Зарафшанская, Ферганская и т.д. в низовьях Амударьи и Сырдарьи, на берегах Мургаба и Теджена во II-I веках до н.э. начинает складываться городская культура.

Источник

Восток в новое время: общая характеристика

К 25 вопросу: Цивилизации Востока и европейский колониализм в новое время

Развитие стран Азии и Африки в новое время: теоретические подходы

Восток в новое время: общая характеристика

Новая история для Востока – это период колониальной экспансии Запада и, как следствие, разрушение традиционной системы хозяйствования или, если угодно, переход от феодализма к капитализму под воздействием, прежде всего импульса извне. В рассматриваемый период все восточные страны превратились в колонии, полуколонии западных держав или, как Япония, вынуждены были (в немалой степени под угрозой западного вторжения) усвоить капиталистические отношения или стимулировать их развития там, где зачатки таковых уже имелись.

Восток – конгломерат разнообразных, весьма специфических стран и народов, однако у всех них есть нечто общее, что отличает, — а, порой, и противопоставляет их Западу.

Что же собственно является главными отличительными чертами восточных обществ и государств:

§ Государство – верховный собственник земли

Неразвитость принципа частной собственности (прежде всего на землю как главное средство производство). История Востока. В 6-ти тт. Т. 3. Восток на рубеже средневековья и нового времени. XVI-XVIII вв. М., 1999., С. 10: «Нельзя сказать, что на Востоке отсутствовали права личности или право собственности. Но существовали они только в пределах частного права. Частное лицо могло успешно отстаивать свои интересы против другого частного лица, но не против государства. Частный собственник (низовой, налогообязанный) имел полные права на свое имущество, в том числе на землю, включая право отчуждения, но государственное вмешательство в имущественные отношения, в том числе в землевладе­ние, было законодательно не ограничено».

§ Главенство государства во всех сферах жизнедеятельности общества и отдельной личности

§ Господство общины как «приводного ремня государства» и, вместе с тем, автономного посредника между личностью и государством

§ Социум как иерархия корпораций (общин). Для феодализма (или традиционного общества) характерна тесная связь человека с конкретным видом труда, и именно в одной из стран Востока, в Индии, эта связь находит свое абсолютное воплощение в виде кастовой системы.

§ Замкнутое самодостаточное (натуральное или полунатуральное) хозяйство; именно на Востоке хозяйст­венная замкнутость общины наиболее выражена, нежели на западе

§ Устойчивость хозяйственных и политических институтов и, как обратная сторона устойчивости – их (институтов) инертность

§ Доминирование коллективных форм мышления, непроявленность или слабая проявленность частной инициативы и индивидуализма

Довольно часто в качестве одной из наиболее фундаментальных специфических черт Востока называют восточную деспотию как форму политической организации. Но об этом чуть позже

В рамках разных «больших» исторических концепций Восток, его специфика, социально-экономическая система, динамика и историческая судьба трактуются по-разному:

К. Маркс выделял особый «азиатский способ производства», характеризующийся отсутствием частной собственности на землю, застойностью хозяйства, деспотическим политическим режимам

Современные неомарксисты предпочитают говорить о «восточном феодализме», подчёркивая его родство с европейским средневековьем. История Востока. В 6-ти тт. Т. 3. Восток на рубеже средневековья и нового времени. XVI-XVIII вв. М., 1999, С. 9: «общест­венный строй средневековой Азии и Северной Африки можно назвать «восточным феодализмом», т.е. строем, стадиально более или менее со­ответствующим феодальной эпохе в Западной Европе, но имеющим рад особенностей. По основным параметрам того явления, которое принято называть феодализмом (или строем средневековья — терминология не существенна), Восток не только демонстрировал совпадение, но даже большую близость к модели. Если можно так выразиться, «феодальность» восточных обществ была даже выше, чем обществ западных».

В рамках марксисткой теории феодализм (или азиатский способ производство) исторически закономерно должен уступить место капиталистической формации. Поэтому страны Азии и Африки, отстававшие от Запада в смысле развития буржуазных отношений, должны были стать жертвой колониальной экспансии обществ, обладавших более эффективной (более производительной хозяйственной организацией). Колониализм таким образом – не продукт превосходства европейских армий, а способ перестройки восточных обществ на капиталистический лад. Хотя марксисты не отрицают огромный издержки такого способа, он представляется исторически неизбежным и прогрессивным.

В русле цивилизационного подхода Восток понимается как самобытная цивилизация (или комплекс цивилизаций), обладающая столь же самобытными законами развития.

Источник

Оцените статью