Культура средних веков зарубежных стран
Лекция 11
Культура Средневековой Европы
Средневековая культура Западной Европы – эпоха великих духовных и социокультурных завоеваний в истории всего человечества.
Средневековье по времени охватывает с V по XVII век. Термин «средние века» закрепился за данным периодом в связи с тем, что он занимает промежуточное место между Античностью и Новым временем. В то же время, в культурологическом измерении позднее Средневековье – XIV-XVII вв. – это уже другой тип культуры – эпоха Возрождения и Реформации.
Средневековая культура отличается от многих предыдущих и последующих эпох особым напряжением духовной жизни как в сфере идеального, должного, так и в области реального, практического. Несмотря на сильное расхождение между идеальным и реальным, все же сама социальная и повседневная жизнь людей в средние века была попыткой, стремлением воплощать христианские идеалы в практической деятельности. Поэтому мы сначала рассмотрим сами идеалы, к которым были устремлены многие усилия людей того времени, а затем отметим особенности отражения этих идеалов в реальной жизни.
Духовная жизнь Средневековья обычно описывается через господствующую в то время религию – христианство. Картина мира Средневековой культуры определяется как богоцентрическая. Это обусловлено тем, что абсолютной ценностью является Бог. Средневековая картина мира, религиозность данной культуры принципиально глубинно отличается от всех предыдущих, т. е. языческих культур. Бог в христианстве – Единый, Личностный и Духовный, то есть абсолютно внематериальный. Также Бог наделяется множеством добродетельных качеств: Бог Всеблагий, Бог есть Любовь, Бог – Абсолютное Добро.
Благодаря такому духовному и абсолютно позитивному пониманию Бога особое значение в религиозной картине мира обретает человек. Человек – образ Божий, величайшая ценность после Бога, занимает главенствующее место на Земле. Главное в человеке – душа. Одно из выдающихся достижений христианской религии – дар свободы воли человеку, т. е. право выбора между добром и злом, Богом и дьяволом. Благодаря наличию темных сил, зла, Средневековую культуру часто называют дуалистичной (двойственной): на одном ее полюсе – Бог, ангелы, святые, на другом – Дьявол и его темное воинство (бесы, колдуны, еретики).
Трагедия человека состоит в том, что он может злоупотребить свободой воли. Так и случилось с первым человеком – Адамом. Он уклонился от запретов Бога в сторону соблазнов дьявола. Этот процесс называется грехопадением. Грех – результат уклонения человека от Бога. Именно из-за греха в мир вошли страдания, войны, болезни и смерть.
По христианскому учению сам, своими силами человек вернуться к Богу не может. Для этого человеку нужен посредник – Спаситель. Спасителями в Средневековой христианской картине мира выступают Христос и Его Церковь (в Западной Европе – католическая). Поэтому наряду с категорией греха большую роль в картине мира Средневековья занимает проблема спасения души каждого человека.
Таким образом, вся жизнь человека в Средние века выстаивается между двумя точками отсчета – грехом и спасением. Для ухода от первого и достижения последнего человеку даются следующие условия: следование христианским заповедям, совершение добрых дел, уклонение от соблазнов, исповедание своих грехов, активная молитвенная и церковная жизнь не только для монахов, но и для мирян.
Общественный строй, который утвердился в Западной Европе в Средние века, историки называют феодальным. Феод, от которого образовались слова «феодализм», «феодал», «феодальный», – это наименование земельного владения, пожалованного господином – сеньором (лат. «старшим») своему вассалу – подчиненному, человеку, обязующемуся за владение феодом выполнять службу, преимущественно рыцарскую, т. е. в полном вооружении и верхом на боевом коне.
Вассалы нуждались как в феодах, так и в сильных и знатных покровителях, а могущество сеньоров зависело, прежде всего, от числа преданных и боеспособных вассалов.
В целом опираясь на христианские идеалы выстраивалась вся общественная и культурная жизнь. Более того, по образу и подобию небесной, духовной иерархии строилась и земная иерархия. Если первый вид иерархии (духовный) имеет вид мира подлинного бытия, как раз полной реализации идеалов христианства, то второй вид иерархии предстает в Средневековой картине мира в качестве зеркального отражения в земной реальности небесного бытия.
Это придавало земной иерархии высший смысл: общественные отношения оказывались тем самым отражением, пусть бледным и несовершенным, иерархии, подчиненной Божьему престолу, и тем самым приобретали религиозное оправдание. Люди разного правового положения, которые принадлежали к различным сословиям, образовывали определенные слои в христианской картине мира. Так, по аналогии с девятью чинами ангельского мира некоторые богословы делили общество на девять разрядов людей, начиная с королей и церковных и светских князей на вершине иерархии и кончая простонародьем в ее основании. Наиболее распространенным было тройственное деление общества: первое сословие – духовенство («те, кто молятся за всех»), второе сословие – аристократия и военные, рыцарство («те, кто воюют») и третье сословие – простолюдины, народ («те, кто трудится») – крестьяне, горожане.
Каждое сословие имело собственное представление о христианских идеалах. И все же всех их объединяла фундаментальная ценность – служение Богу и спасение своей души каждым на своем месте! На практике проявление этой ценности было столь своеобразным в каждом сословии, что достаточно далеко уводило от изначального строго церковного понимания христианских заповедей. Так, католическая церковь зачастую, помимо господства в духовной жизни, претендовала на первенство в государственно-политической сфере. Церковь стремилась к строительству Града Божьего на Земле. Ярким примером этих притязаний явились крестовые походы – попытка мечом, силовым путем объединить и расширить христианский мир под властью папства. Когда же в позднее Средневековье все больше людей и народов стали отпадать от католической церкви, тогда последняя прибегла к репрессивным мерам защиты своих идеологических и политических – к инквизиции.
Другой пример чуть ли не антихристианского поведения в Средневековой культуре связан с феноменом карнавала. Этот праздник возник в городах к концу Средневековья и знаменовал собою проводы зимы и встречу весны. На дни карнавала отменялись все запреты на веселье и высмеивались даже религиозные обряды. Корни карнавальных шествий – в архаических оргиях, в празднествах типа древнеримских сатурналий, во время которых отменялись общепринятые правила, социальный порядок «переворачивался»: господа прислуживали за трапезой рабам, рабы осваивали роль господ. И все это проходило в атмосфере безудержного веселья, неумолкающих шуток и шутовства. Богословы пытались примирить языческий характер карнавалов с существующим господством христианской религии: эти праздничные увеселения необходимы для того, считали католические богословы, чтобы глупость, которая является «второй природой человека», могла бы хоть раз в году свободно изжить себя.
Наиболее ярко и глубоко христианское мироощущение было передано в искусстве Средневековья. Главное внимание художники Средних веков уделяли миру потустороннему, Божественному, их искусство рассматривалось как Библия для неграмотных, как средство приобщения человека к Богу, постижения Его сущности. Католический собор служил художественно-религиозным воплощением образа всего мироздания.
Раннее Средневековье – это период господства романского стиля. Романская архитектура воспринимается как тяжелое, давящее, великое молчание, олицетворяющее устойчивость мировоззрения человека, его «горизонтальность», «заземленность».
С конца XIII в. ведущим становится готический стиль. За легкость и ажурность его называли застывшей, безмолвной музыкой, «симфонией в камне». В отличие от суровых монолитных, внушительных романских храмов и замков, готические соборы изукрашены резьбой и декором, множеством скульптур, они полны света, устремлены в небо, их башни возвышались до 150 метров. Шедевры этого стиля – соборы Парижской Богоматери, Реймский, Кельнский.
Таким образом, культура Средних веков в Западной Европе положила начало новому направлению в истории цивилизации – утверждению христианства не только как религиозного учения, но и как нового мировосприятия и мироощущения, значительно повлиявшего на все последующие культурные эпохи.
Источник
Культура средневековья
Культура средневековья основывалась и начинала свое развитие с упадка, разрушения Римской империи — глубокого культурного и политического кризиса, который сопровождался разрухой и утратой материальных и культурных ценностей. Можно сказать, что в начале данного периода время остановилось, не было никакого движения и развития.
Важнейшую роль и особое место в средневековой культуре занимала религия, в частности, христианство, которое и явилось, своего рода, рычагом к развитию культуры и цивилизации в целом.
Неудивительно, что религия стала своеобразной площадкой для создания новой культурной эпохи и цивилизации, так как церковь и религия всегда были не на последнем месте у общества, и многие народы античности были приближены к Богу. Даже многие великие мыслители, философы и ученые, создавая свои картины мира, какие-либо научные теории, основывались на религии и вере — на духовном. Необходимо упомянуть, что философия шла в параллели с религией. И не мудрено, что население Европы обратилось к религии, ведь начальный период был сложным и единственным помощником на пути оказалась религия, а единственным каноном, сводом норм жизни общества и механизмом решения проблем — Библия, как единственный источник всего истинного.
Христианство в то время было надеждой, которая могла вдохнуть новые силы в культуру уже эпохи Средневековья. И поэтому духовенство считалось высшим сословием, а церковь — своеобразным институтом культуры и цивилизации.
Еще одна сословная группа, как дворянство, видела свое представление о идеале человека. Появилась так называемая рыцарская культура, которая выделяла основные черты и особенности идеала человека. Рыцари — это «привилегированное» общество, которые должны: иметь знатное происхождение, быть сильными, храбрыми, знать понятие о чести, быть благородными, стремиться к подвигам и т. п. Следовательно, рыцари — это светские люди. Но идеал такого человека лишь набор характеристик и видимых манер, и рыцарская честь в то время понималась весьма своеобразно.
Таким образом, за званием, титулом «рыцарь» ничего и нет, кроме высокого знатного титула, красивых блестящих доспехов и рыцарских баллад. Видимо, рыцарство представляло собой образец, эталон человека, который был так необходим обществу и культуре того времени. Но в тоже время рыцарство внесло вклад в культуру в виде военно-рыцарских показательных развлечений (рыцарские турниры). Как и в любой военной среде здесь создавались песни, прославлявшие их великие подвиги. В литературе появился такой жанр, как любовная лирика, романы, то есть рыцарство не исчезло бесследно, а оставило отпечаток, память о части культуры того времени.
Низшие слои общества такие, как крестьяне и ремесленники имели в своей культуре черты язычества и мистики, а также фольклора. Возможно, это связано со сливанием населения с варварами, которые появились после падения Рима, которые внесли в умы других различные мнения и верования, или это отголосок еще древнейших времен, когда люди поклонялись идолам и верили в различные существа.
И именно благодаря своей простоте низшие сословия, не имевшие каких-либо рамок в своей жизни, были искренними и сами собой, что привело, к формированию смеховой культуры — народные праздники, карнавалы, игры, шутки, веселье и многое другое. Может быть, благодаря простоте, незаурядности и сплоченности и появляются новые направления в культуре без каких-либо научных, религиозных и философских мыслей, которые в последствии становятся обыденными для последующих поколений и сохраняется на многие столетия.
Что касается живописи, в начале стала развиваться иконопись, так как основу культуры Средневековья составляла религия.
Литература Средневековья включала в себя: традиции народов, воздействие христианства. В первую очередь, это религиозная литература, которая раскрывала жизнь святых, особенности правильного и нужного поведения, призывала к проявлению любви ко всем. Религиозная литература — это отражение всех канонов и заповедей христианства. Также развивается поэзия, рыцарская литература.
В архитектуре наибольшую популярность получили романский и готический стили. Романский стиль отражал восприятие рыцарства. В данном стиле прослеживаются черты архитектуры римлян, а также простота и строгость. Возможно, это связано с тяжелым начальным периодом Средневековья после падения Рима, и данный стиль отражает, что народ готов бороться, защищаться и сохранить культур в обществе и в себе.
Для готического стиля характерно стремление ввысь, стремление построить как можно выше, обилие украшений, большие окна и цветные витражи. Здесь имеет место быть стремлению возвысить и развивать дальше культуру.
Таким образом, средневековая культура, имеющая религиозный характер, раскрывает все ценности различных сторон жизни человека. Но в то же время она имеет и ряд противоречий: трудный начальный период, который приводил к исканиям новой жизни, новой культуры. Главной особенностью данной культуры является то, что в ходе ее исторического развития были приложены все духовные и творческие силы человека.
Средневековая культура при всей своей неоднозначности и множестве противоречий является показателем силы духа, силы религии и целеустремленности общества в стремлении развития культуры.
Источник
Культура Средневековой Европы — основные достижения, особенности и итоги развития
Основные черты
В Средние века изменилось мировоззрение человека. На него повлияли христианские догмы, а также работы античных мастеров. Основные особенности средневековой культуры:
- символизм;
- обращенность к Богу;
- умозрительность;
- образ страдающего человека.
Религия занимала большое место в художественной культуре европейского Средневековья. Мастера считали, что искусство должно приближать человека к Богу. Архитектура, картины, скульптура считались знаковыми, они отражали сверхъестественные, демонические и духовные образы.
Все произведения искусства в Средневековье создавались таким образом, чтобы нести поучительный смысл. Они содержали мораль, отвлекали людей от повседневности. При этом был распространен образ скорбящего человека. Религиозные мастера часто изображали сюжеты мученичества. Это было присуще литературе, музыкальным произведениям, театральным спектаклям, живописи.
Образование и литература
В Западной Европе с XII века началось развитие художественной литературы. Произведения писали на латинском и национальных языках. Стали популярными несколько жанров:
- рыцарские романы и поэзия;
- героический эпос;
- басни;
- стихотворения трубадуров;
- поэзия вагантов.
Важной частью был героический эпос, который делился на исторический и фантастический. Первый основывался на реальных событиях, второй — на сказках и фольклоре. Рыцарская литература была представлена в романах и поэзии. На самом деле оба вида — это стихотворные произведения, написанные в романском стиле.
При дворах богатых феодалов часто выступали трубадуры с любовной лирикой. Во Франции прославились труверы, а в Германии миннезингеры. Городская литература была антирелигиозной и антифеодальной. Это басни, сатиры, грубоватые шутки.
Самые известные произведения Средневекового периода:
- «Песнь о Роланде»;
- «Повесть о Тристане и Изольде»;
- «Эрек и Энеида»;
- «Ланселот, или Рыцарь Телеги»;
- «Роман о Розе».
Старые монастырские школы в городах постепенно заменялись кафедральными заведениями. В них могли обучаться будущие священники и кадры светской администрации. Постепенно у школ появилось направление. В городах открывали музыкальные, математические, медицинские учреждения. А также внимание учителя уделяли таким наукам, как схоластика и теология.
На западе Европы открылись университеты, что привело к дальнейшему развитию образовательной системы. Первый появился в итальянском городе Болонье, а следующие в Англии, Франции, Испании. Каждый университет имел единые факультеты и академический язык — латинский. На младшем курсе изучали семь свободных искусств:
- грамматика;
- риторика;
- арифметика;
- диалектика;
- геометрия;
- астрономия;
- музыка.
Бакалавры знали правила сложения и вычитания, таблицу умножения, умели читать и писать, красиво говорить, распознавать созвездия и играть на нескольких музыкальных инструментах. Затем они могли искать работу или продолжить научную деятельность — поступить на старший факультет, где изучали юриспруденцию, медицину или богословие. Иногда студенты переходили из одного университета в другой, если им нужно было поменять место жительства.
Архитектурные памятники
Архитектурными центрами были итальянские города. Мастера, проживавшие в них, продолжали следовать античным традициям. Наиболее застроенным оказался город Равенна. Здесь во времена Средневековья возвели дворцы и соборы, гробницы и амфитеатры. Все сооружения украшали мозаикой.
Среди практичных построек известны мосты, акведуки, храмы и баптистерии. Самые известные памятники архитектуры:
- мавзолей Теодориха;
- церковь мученика Виталия;
- базилика Святого Петра;
- мавзолей галлы Плацидии;
- церковь Сан-Лоренцо Маджоне.
На западе Европы было гораздо больше храмов и соборов, чем на востоке. Практически все они возведены в античном стиле. Одно из основных внутренних украшений — мозаика. Но греки украшали ею полы храмов, а итальянцы, затем и другие мастера, простенки и апсид. Изготавливали ее не из цветных камней, а непрозрачного стекла — смальты.
Рим был в эпоху Средневековья религиозным центром. Здесь находилась резиденция Святого Папы, церкви общин, базилики и храмы. Впервые в средневековой истории построили крипту с обходом вокруг надгробия. Позже она стала неотъемлемым атрибутом христианских храмов.
Изобразительное искусство
Еще одно искусство, расцвет которого пришелся на Средние века, — изобразительное. В этот период развились книжная миниатюра, живопись, скульптура. Хотя книги стали уже не предметом роскоши, а средством для получения знаний, их продолжали украшать, повышая стоимость. Миниатюры можно было встретить на страницах Евангелия и Псалтыря.
Сначала художникам трудно было как-то разбавить поэтические аллегории и символы рисунками. Но позже они сумели объединить характерные черты византийцев и варваров. Известные примеры мастеров:
- «Аахенское Евангелие»;
- «Утрехтская псалтырь»;
- «Евангелие Эбо».
Венец художественной культуры Средних веков — монументальная живопись. Фресками и мозаиками были покрыты стены и потолки практически всех храмов, базиликов и соборов. А также ими украшали дворцы императорских семей. Чаще всего изображали римских полководцев и властителей, сюжеты из Библии, лики святых. Не было художников, которые выкладывали пейзажи или натюрморты. Мастера больше внимания уделяли изображению противостояния добра и зла.
Рисовали также и портреты на полотнах. Смешение стилей характерно для средневековой культуры Западной Европы в начале Ренессанса. Постепенно художники отходили от классических канонов романской живописи к изображениям реалистичного мира. Доминировали христианские сюжеты.
Картины еще не были трехмерными, мастера пока не научились делать неплоские изображения. Но на полотнах уже тщательно прорисовывали детали, что делало композиции завершенными. Позже итальянские мастера смягчили линии тела и лица при написании портретов. Их работы больше напоминали живых людей, чем кукол, как это было на раннем этапе развития средневековой живописи.
Появлялись новые скульптурные композиции. Они украшали храмы и дворцы императоров. В эту эпоху статуи стали более реалистичными благодаря тому, что мастера научились создавать сложную драпировку. Позы человеческих фигур стали более естественными, а сами они больше не напоминали кукол.
Музыка и театр
Музыка Средневековья носила преимущественно религиозный характер. Но вскоре стали появляться музыканты, которые выступали в частных домах и на светских мероприятиях. Сначала выступали только трубадуры, которые распространились по Европе с северных провинций Франции.
Знаменитые деятели этой сферы:
- Бернанд де Вентадорн;
- Фольке де Марсель;
- Жеро де Борнель.
Они пели о неразделенной любви, рыцарских подвигах, прекрасных дамах, простых пастушках. Некоторые песни были похожи на баллады, которые появились только в XIV веке. Трубадуры исполняли и танцевальную музыку — вирелай и рондо. Играли они только на духовых или струнных инструментах.
Театр до начала Средневековья пришел в упадок. Вдохнуть в него жизнь смогла католическая церковь. Духовенство пыталось расширить свое влияние. Для этого оно приспосабливало к христианству общекультурные языческие праздники, крестьянские торжества. А отмечали их не только танцами и гуляньями, но и театральными действиями.
В подобные представления превратились и некоторые церковные мероприятия. Во время воскресного шествия на службу пели канонические хоралы и вопросно-ответные композиции. Месса включала и антифонные перезвоны.
А истоком литургической драмы считаются трехголосые тропы. Диалог между ангелами и тремя Мариями у могилы Христа написал неизвестный автор в 925 году. А в 970 обнаружили записанную инструкцию к ним. Она включала описание жестов и костюмов.
Обычно театральные постановки связывали с празднованием дня Тела Христова. Спектакль растягивался на 1−2 дня, так как пытались проиграть подряд 40 пьес. Финансированием занимались торговые гильдии и цехи. Актерами были любители, образованных театралов сложно найти. Из-за этого все диалоги писались простыми стихотворениями, часто пренебрегали реальными историческими данными и причинно-следственными связями.
Романский стиль
С десятого по двенадцатый век в Западной Европе господствовал романский стиль, который преобладал в архитектуре, живописи, скульптуре, литературе. На самом деле стиль образовался благодаря смешению римской и варварской культуре.
В это время строились религиозные здания. Они были простыми, так как совмещали сразу несколько функций — жилища для монахов, библиотеки, мастерские и помещения для проведения службы. Архитекторы разработали арочные конструкции, которые заменили прежние деревянные сооружения. Каменные здания стали более безопасными.
Важным этапом развития культуры стала скульптура. Она имела декоративный и практический характер. Идеалом для мастеров были работы византийских скульпторов. Статуи не были высокими, их изготавливали из золота, бронзы или слоновой кости. А детали позаимствовали у Ближнего Востока: скульптуры украшали тканями, драгоценными украшениями, геометрическими узорами.
Живопись использовалась для росписи стен и колонн храмов. Но она была еще настолько примитивной, что изображения рассматривались как символы. Соборы украшали мозаиками и фресками, популярными были библейские мотивы.
Ремесленники занимались художественной обработкой металлов. Чаще всего изготавливали утварь для проведения церковных мероприятий — чаши, подсвечники, блюда. Позже появились искусные ювелиры, работающие с золотом и серебром. Активно развивалась текстильная промышленность. Кроме производства одежды и обуви, были популярными настенные гобелены, панно, ковры, шторы, вышивки.
Готическая культура
На смену романскому стилю пришел готический. Если говорить кратко, то он принес множество изменений в архитектуру и живопись. Появилась готика во Франции и почти весь XV век господствовала в Европе. Сначала подобное название использовали в пренебрежительном смысле для архитектуры варваров — готов. Но в итоге готика стала характерной для периодизации высокого или классического Средневековья.
В таком стиле стали строить церковные здания. У них были каменные своды, но тонкие и легкие конструкции, а купола устремлялись вверх. Сооружения подобного типа имели арочные окна, благодаря чему внутри помещений было очень светло. Это привело к настоящей революции в строительстве.
Готическая скульптура была монументальной. Крупные статуи ставили на входах в церкви, их прикрепляли к колоннам. Тогда это было значительное достижение, не виданное до того в Западной Европе.
Скульптуры отличались натурализмом — мастера детально прорабатывали локоны, глаза и губы, складки тела и одежды.
В Средневековье человек стал на новую ступень развития. Одно из главных достижений эпохи — изменения в образовании, появление новых стилей в искусстве. Без появления подобной культуры не смогла бы дальше развиваться Западная Европа. Из-за этого историки называют Средние века строительными лесами, с помощью которых основались современные традиции.
Источник