Буддизм в Японии.
Буддизм возник в Индии в 6 веке до нашей эры. Он состоит из учений Будды, Гаутамы Сиддхартхи. Из основных ветвей буддизма именно Махаяна, или «Большая Колесница» «Greater Vehicle» буддизма, нашла свой путь в Японию. Слово «Будда» — это титул, который обозначает «тот, кто пробудился» в значении «пробудился к реальности».
Буддизм был завезен в Японию через Китай и Корею в форме подарка из дружественного корейского королевства Кудара (Пайкче) в 6 веке. Хотя правящие дворяне приветствовали буддизм как новую государственную религию Японии, он изначально не распространялся среди простых людей из-за своих сложных теорий. Было несколько первоначальных конфликтов с синтоизмом, родной религией Японии, но вскоре обе религии смогли сосуществовать и даже дополнять друг друга.
Наиболее важной исторической личностью, которая внесла свой вклад в развитие буддизма во всей Японии, был принц Шотоку (574-622), который был регентом императора Суйко и занимался внутренними делами и дипломатией, такими как принятие Конституции из Семнадцати статей и Двенадцатиуровневой системой чинов и рангов, японской миссией в Суй-Чайне и так далее. Он также стал приверженцем буддизма и построил такие храмы, как храм Ситэннодзи, храм Хорюдзи и так далее.
Благодаря таким усилиям принца Шотоку буддизм утвердился в Японии и процветал как национальная религия.
Буддийский монах
В период Нара великие монастыри в столице Нара, такие как Тодайджи, приобрели сильное политическое влияние и стали одной из причин, по которой правительство перенесло столицу в Нагаоку в 784 году, а затем в Киото в 794 году. Тем не менее, проблема осталась. Политически амбициозные и воинствующие монастыри оставались вызовом для правительств на протяжении многих веков истории Японии.
В начале периода Хэйан из Китая были перенесены две буддийские секты: секта Тэндай в 805 году, школу основал монах Сайчо и секта Сингон в 806 году, основатель Кукай. Доктрины сект были труднодоступны для простых людей, которые не умели читать. Учение стало для них суеверием. Некоторые из простых людей, которые не могли удовлетвориться разрешенной религией, начали создавать новые культуры и религии. Больше всего течений возникло от секты Tendai.
Среди них наиболее важными были: секта Jodo (Чистая земля), основанная Honen в 1175, секта Jodo-shin основанная Shinran в 1224, Hokke (Nichiren) основанная Nichiren в 1253 и сектой Jishu основанной Ippen в 1275. Основное занятие этих сект — повторить имя Будды от всего сердца.
В 1175 году Хонен основал секту Джодо (секта Чистой Земли). Он нашел последователей среди всех различных социальных классов, поскольку его теории были просты и основывались на принципе, что каждый может достичь спасения, твердо веря в Будду Амиду. В 1224 году преемником Хонена Синраном была основана секта Джодо-Син (Истинная Чистая Земля). Секты Джодо по-прежнему имеют миллионы последователей сегодня.
Несколько видов дзен-буддизма были импортированы из Китая, в основном монахами Эйсайем и Доганом.
Секта Риндзай Дзэн, основанна Эйсаем в 1191 году, и секта Сото Дзен Догэном в 1227 году.
В 1191 году была завезена из Китая секта Дзен. Её сложные теории были популярны, особенно среди представителей военного класса, из-за его жесткой дисциплины.
Школа Риндзай является одной из трех сект Дзен в японском буддизме (с Сōтō и Ōбаку). Риндзайсу-дзен был импортирован из Китая (династии Сун) и основан Эйсаем в эпоху Камакуры. Этому направлению Дзен-буддизма следовали в основном высокопоставленные самурайские воины, особенно из клана Ходзё.
Такаудзи Асикага (1305–1358), основавший сёгунат Муромати в 1336 году, основал храм Тенрюдзи (храм Дзен), чтобы оплакивать дух Императора Годайго.
Согласно учению Дзен, можно достичь просветления с помощью медитации и дисциплины.
Ёсимицу Асикага (1358–1408), который был третьим сёгунатом, основал храм Сококудзи. Он решительно поддержал Rinzaishu-Дзен и создали систему Годзан, который входит в пятерку наиболее важных Риндзай храмов Киото и Камакура.
Краткая характеристика японских течений буддизма, заключается в следующем:
- Секта Тендай для дома императора.
- Сингон для дворян.
С красивыми и сложными церемониями, с великолепными и роскошными орнаментами, подходящими для высокопоставленных искушенных людей. - Джодо для простых людей.
Доктрина этой секты проста, и эта секта была приспособлена к требованию простых людей. - Дзен для самураев.
Эта секта выбрала лучший, самый прямой путь для достижения окончательного просветления и требует необычайной воли.
Воинам нужна была крепкая воля, чтобы быть верными своему пути.
Nichiren секта, была основана в 1253 монахом Нитирэном. Секта была исключительной благодаря своей нетерпимой позиции по отношению к другим буддийским сектам. Буддизм Нитирэн-сю до сих пор имеет много миллионов последователей. Несколько «новых религий» основаны на учении Нитирэна.
Ода Нобунага и Тойотоми Хидэёси сражались с воинствующими буддийскими монастырями в конце 16-го века и практически уничтожили влияние буддистов на политический сектор. Буддийские учреждения снова подвергались нападкам в первые годы периода Мэйдзи, когда новое правительство одобрило синтоизм как государственную религию и попыталось отделить и освободить его от буддизма.
В настоящее время около 90 миллионов человек считают себя буддистами в Японии. Тем не менее, религия не оказывает непосредственного и сильного влияния на повседневную жизнь среднего японца. Похороны обычно проводятся буддийским способом, и многие домашние хозяйства держат небольшой домашний алтарь, чтобы отдать дань уважения своим предкам.
Дзен-буддизм и самурайский дух.
Самурайский дух появился в эпоху Камакуры (1185-1333 гг.), Основанный верхушкой самурайских последователей Йоритомо Минамото в 1192 году. Первый свод законов самурайского духа, описанный в ту эпоху, называется «Goseibai-shikimoku» написанный Ясутоки Ходжокоторы 3 -м регентом эпохи Камакура. Закон обобщен на основе прецедентов и подробного опыта с начала эпохи Камакура.
Закон описывает этику, регулирующую повседневную жизнь самураев, в основном следующим образом.
1- й : поклоняться синтоистским святыням.
2- й : стремиться к процветанию буддийских храмов.
3- й : не разрешается плохое обращение и избиение человека.
4- й : запретить ложь, ложные обвинения и супружескую измену.
Они считали секту Дзен своими духовными наставниками. Секта Дзен преобладала от города Камакура до Киото при поддержке священников Дзен и многочисленных сторонников самураев.
Это духовное объединение между священниками и самураями привело к созданию духа самурая (бусидо).
Таким образом, дзен-буддизм продолжал оказывать влияние на японцев в их повседневной культурной жизни с 13-го века до эпохи Токугава (1603–1867).
Даже в настоящее время многие японцы затронуты духом самурая.
Конечно, количество и качество содержания зависит от самого человека.
Иназо Нитобе, который был педагогом, дипломатом, политиком и философом, написал книгу под названием «Бусидо. Душа Японии» (1900), которая была одной из первых крупных работ по этике самураев и японской культуре, написанной первоначально на английском языке для западных читателей (книга была впоследствии переведено на японский и многие другие языки). Хотя японцы иногда критикуют книгу, как изображающую самураев в терминах, слишком западных, что лишает их истинного значения в жизни страны, эта книга, тем не менее, была новаторской работой в своем роде. На Западе «Бусидо. Душа Японии» стала бестселлером с начала русско-японской войны 1904-05 годов и была переведена на десятки языков.
Источник
Кратко о буддизме в Японии — как развивались школы и течения
Друзья, приветствуем вас на страницах нашего блога!
Сегодня мы постараемся рассказать вам кратко о буддизме в Японии — дать вам простое и цельное представление о том, как развивалась эта традиция в стране восходящего солнца и какова она сейчас.
Общие сведения
Наверное, начнем с того, что в этой стране буддизм — наиболее часто исповедуемая религия наряду с синтоизмом. Данное философское учение распространено среди совершенно разных слоев населения: от монархов до простых людей.
Подробнее о том, в чем сходство и различие буддизма и синтоизма, можно почитать в этой статье.
Здесь существуют множество школ и движений: какие-то специализируются на медитациях, другие — на мантрах, третьи уделяют основное внимание философской составляющей концепции. Какие-то школы практически не изменились с древних времен, в то время как другие подверглись определенной модификации.
В целом, эти организации активно взаимодействуют между собой, однако за долгое время между ними случались и серьезные конфликты.
Изначально японские буддийские учреждения проистекали из аналогичных китайских, но со временем они начали развиваться по своему индивидуальному пути, и их отличия становились разительными.
Также в Японии сохранились в первозданной форме некоторые древние буддийские школы, которых, например, в Китае или Индии уже к настоящему времени не осталось.
История возникновения
Чтобы лучше разобраться в теме нашей сегодняшней беседы, давайте рассмотрим, как же появился буддизм в Японии. Согласно историческим летописям, учение Будды было привнесено в страну восходящего солнца в 552 году.
Однако некоторые ученые полагают, что это произошло в 538 году. Новая религия нашла как почитателей в лице рода Сога, так и ненавистников, которыми являлись представители рода Мононобэ. Семейство Сога победило в упорных баталиях, и религиозное учение Гаутамы Будды получило официальное принятие в стране.
Также на популярность этого учения повлиял и известный деятель принц Сетоку, который много занимался распространением данной философской концепцией в своей стране. С его помощью и были выстроены первые буддийские храмы.
Принц Сетоку
Во время правления императора Сему буддизм становится национальной религией, и в каждом городе или провинции в обязательном порядке начинают строиться монастыри и статуи Будды.
Изначально в японском буддизме существовало шесть школ, но с развитием этого философского движения количество их постоянно увеличивалось.
Средние века
В 9-м веке были привезены две новые школы из Китая — Тэндай-сю и Сингон-сю. Эти религиозные объединения получили официальную поддержку императорской власти.
Основателем школы Тэндай был монах Сайте. Цитаделью этого движения являлся храм Энряку-дзи, находящийся недалеко от Киото — один из могущественных монастырей, который и в наши дни является центром этой школы.
Сторонники данного течения не принимали какого-либо инакомыслия, касающегося религиозных воззрений, и даже вступали в открытые конфликты с теми, кто придерживался иных точек зрения.
Секта Сингон была сформирована монахом Кукаем. Данное объединение делало акцент на сплочение буддизма и традиционной японской религиии синтоизма — многочисленные синтоистские божества воспринимались как воплощения различных будд.
Эта школа отличалась от предыдущей миролюбивым настроем и отсутствием жесткости. Также в ней царил культ будды Вайрочаны.
Далее в 11 веке возникает Школа Чистой Земли. В то время довольно часто встречались идеи о скором конце света, и люди отчаянно хотели найти какое-либо спасение.
Суть этой доктрины гласила, что есть рай, где живет будда Амитабха, или Амида (яп.), который спасет каждого, кто его об этом попросит. Безусловно, такие идеи стали невероятно популярны среди народа и вскоре появилось множество амидаистских общин и движений.
Дзен и его влияние
В 12 веке в стране появилось учение дзен, которое не только повлияло на создание школы Риндзай-сю, но и оказало огромное воздействие на всю японскую культуру: литературу, живопись, архитектуру. Даже в чайной церемонии очевидно влияние дзен культуры.
Риндзай-сю была основана монахом Эйсаем и получила большое принятие со стороны императорской власти и самурайства. Можно сказать, эта философия официально признавалась государством. Монастыри данного течения объединялись в систему годзан.
Естественно, все это объединение строго контролировалось властью. Догмы школы делали упор на практику медитаций и освоение боевых искусств.
Еще одной школой дзен-буддизма, получившей широкое распространение, была Сото-сю. Ее идеологом был японский философ Догэн. Концепции сото напоминали тибетский буддизм. Это движение, в отличие от предыдущего, производило свою деятельность на периферии и имело влияние на простых людей.
Догэн
Школа Нитирэн
Это движение появилось самостоятельно в 13 веке и его идейным вдохновителем был Нитирэн. Основные каноны этого направления заключались в Лотосой Сутре и частом произнесении этой мантры. Данное сообщество получило популяризацию среди обычных людей в связи с простотой концепции своего учения.
Преобразования
Как мы с вами видим, буддизм занимал лидирующее положение в обществе и среди высокопоставленных чинов и среди простого народа.
Несмотря на многочисленные столкновения внутри разных буддистских объединений и организаций, позиции самого учения вплоть до конца 16 века не подвергались сомнению. Хотя уже в то время преференции получали синтоизм и конфуцианство.
Синтоистский храм
В 1868 году, когда свергли сегунат, официальной религией Японии стал синтоизм. Буддистские монастыри и храмы стали закрываться. В 19 веке произошло разделение синтоизма и буддизма.
Однако, не смотря на произошедшие изменения, в целом учение Будды не утратило своего положения окончательно и большинство японцев придерживались этой религии. Такая ситуация не изменилась и в настоящее время.
Буддизм в наши дни
На данный момент все японские школы буддизма подразделяются на классические, которые получили свое зарождение в Средневековье, и необуддийские. Традиционные учреждения объединяются во Всеяпонскую буддийскую организацию, в составе которой находится около 60 групп.
Самые известные и влиятельные из них:
— Сото-сю — самая большая школа дзен-буддизма в Японии
— Сингон-сю — ассоциация учения ваджраяны
— Тэндай-сю — объединение, которое также называется Лотосовой Сутры
— Нитирэн-сю — группа, исповедующая направление махаяны
— Риндзай-сю — еще одна община течения дзен
— Дзедо-сю — одна из крупнейших организаций течения амидаизма
Необуддизм
Мы с вами уже упоминали, что это направление широко представлено в современной Японии. Особенностью этого течения являются буддистские истины и практики, но частично видоизмененные и соединенные с элементами эзотерики и психологии.
Здесь отсутствует строгость, свойственная классической концепции Будды, монахи не всегда объединяются в общины, и, вообще, более спокойно относятся к инакомыслящим представителям человечества.
Подводя итог, можно сказать, что японцы посещают и буддийские, и синтоистские монастыри, т.к. люди привыкли, что эти религии довольно долго соседствовали и взаимодополняли друг друга, и, судя по всему, не делают строгого разделения между ними.
Заключение
Мы с вами поговорили о том, как зародился и развивался буддизм в Японии, а также о положении этого учения в наши дни. Надеемся, что наша статья помогла составить вам общее представление о буддийских течениях и школах в Японии.
Источник