Культура стран халифата наука кратко

Искусство, наука и культура Арабского Халифата

Наука Арабского Халифата

Арабские завоевания неизбежно сопровождались гибелью произведений искус­ства. Однако арабы сумели усвоить многие знания и традиции покорённых народов, свя­зать их воедино и развить на основе ислама и арабского языка. Постепенно арабский язык вытеснил языки захваченных стран.

На арабском языке составляли документы, вели переговоры, молились. Он стал также язы­ком науки и культуры всего мусульманского Востока. На арабский были переведены сочине­ния античных мыслителей: Аристотеля, Гип­пократа, Евклида. Многие труды древних гре­ков дошли до нас только в арабских переводах.

Арабы внесли огромный вклад в математику, астрономию и другие науки. Арабские матема­тики создали алгебру и стали широко исполь­зовать цифры, изобретённые в Индии, но изве­стные нам как арабские. Арабские астрономы, пользуясь сложными вычислениями и точными инструментами, определяли окружность Земли, описывали положение звёзд на небе.

В области медицины особенно прославился живший в Средней Азии Ибн Сина (980—1037), известный в Европе как Авиценна. Он свёл воедино опыт античных, индийских и сред­неазиатских врачей. Много веков его труд был обязательным руководством для медиков и в арабском мире, и в Европе.

В библиотеке. Миниатюра XIII в.

Огромен вклад арабов в географию. Неуто­мимые путешественники, они изъездили мир от Атлантики до Тихого океана и от Африки до Руси (многие сведения о Руси нам извест­ны именно из арабских описаний). Их кораб­ли были надёжны, а карты и навигационные приборы отличались точностью.

Читайте также:  Платина запасы стран мира

Ислам запрещал изображать Бога и поклоняться каким-либо изобра­жениям. Интерьеры мечетей были богато украшены мозаиками, ин­крустациями и тончайшей резьбой. Наряду с орнаментами на стенах мечетей было множество надпи­сей (чаще всего изречений из Корана), которые сами выглядят как редкой красоты орнаменты. В каллиграфии — искусстве писать красиво — мусульманский мир не знал себе равных.

Литература и искусство Арабского Халифата

Блестящего расцвета достигла арабская литература, создававшаяся на арабском, а с X в. — и на персидском язы­ках. Всему миру известен сборник «Тысяча и одна ночь», в который вошли сказки и легенды многих народов. Фундамент куль­турного расцвета Халифата закладывался в школах, где обучали чтению, письму, счёту, изучали Коран. В X в. в Средней Азии и Иране возникли высшие учебные заведения — медресе, затем распростра­нившиеся по всему арабскому миру.

В странах Халифата велось масштаб­ное строительство. Возводились дворцы, мавзолеи-гробницы, крепости. Но лучшее представление об арабской архитектуре и искусстве дают мусульманские храмы — мече­ти. Внешне мечеть часто напоминает крепость, её стены нередко почти лишены украшений. Войдя внутрь, верующий попадал во двор с фонтаном для омовений; ко двору примыкал молитвенный зал, в котором обычно было несколько рядов колонн с арками. Святая свя­тых мечети — михраб — ниша в стене, обра­щённая в сторону Мекки и богато украшенная резьбой или мозаикой.

Быт и развлечения Арабского Халифата

Богатство Халифата, рас­цвет его экономики создавали новые возмож­ности для повседневной жизни людей, особен­но богатых. Развив многие традиции византийского и персидского быта, арабы сумели красиво организовать свой быт и досуг. Процветало производство предметов роскоши: тончайших тканей, стеклянных ваз и кубков.

В искусстве украшать дворцы и разводить сады арабы не знали себе равных. Они люби­ли и умели развлекаться: охотились, пирова­ли, играли в шахматы, слушали музыку. Материал с сайта http://doklad-referat.ru

Игра в шахматы. Миниатюра XIII в.
Дворец Альгамбра. Гранада. XIV в. (а), мечеть Куббат-ас-Сахра. Иерусалим. VII в. (б)

Арабы любили книги. Уже в VIII в. они научились у китайцев делать бумагу. Книги стали дешевле и доступнее. При дворах эми­ров и халифов создавались огромные библио­теки: у кордовского халифа в X в. насчиты­валось более 400 тыс. книг!

Мусульмане восприняли римскую привыч­ку мыться в банях. Там можно было и вымыться, и отдохнуть, и побеседовать с друзьями. Позже привычку ходить в баню переняли у арабов жители Западной Европы.

Арабское застолье отличалось изыскан­ностью. Появились утончённые манеры пове­дения за столом, правила перемены блюд, мытья рук, пользования зубочистками.

Источник

Культура стран халифата: особенности и история. Вклад Арабского халифата в мировую культуру

Период, когда мусульманский мир находился под властью Халифата, назван Золотым веком ислама. Эта эпоха длилась с VIII по XIII столетие нашей эры. Она началась с торжественного открытия Дома Мудрости в Багдаде. Там ученые из разных уголков мира стремились собрать все доступные на тот момент знания и перевести их на арабский. Культура стран Халифата в этот период переживала небывалый расцвет. Закончился Золотой век во время монгольского нашествия и падения Багдада в 1258 году.

Причины культурного подъема

В VIII веке из Китая на территории, заселенные арабами, проникло новое изобретение — бумага. Она была намного дешевле и проще в производстве, чем пергамент, удобнее и долговечнее, чем папирус. Она также лучше впитывала чернила, что позволяло быстрее изготавливать копии рукописей. Благодаря появлению бумаги книги стали гораздо дешевле и доступнее.

Правящая династия Халифата, Аббасиды, поддерживала накопление и передачу знаний. Она ссылалась на изречение Пророка Мухаммеда, которое гласило: «Чернила ученого — большая святыня, чем кровь мученика».

Культура стран арабского Халифата возникла не на пустом месте. В ее основу легли достижения более ранних цивилизаций. Многие классические произведения античности были переведены на арабский и персидский, а позже на турецкий, иврит и латынь. Арабы ассимилировали, переосмысляли и расширяли знания, полученные из древнегреческих, римских, персидских, индийских, китайских и других источников.

Наука и философия

Культура Халифата сочетала исламские традиции с идеями античных мыслителей, в первую очередь Аристотеля и Платона. Арабская философская литература переводилась также на латынь, способствуя развитию европейской науки.

Опираясь на греческих предшественников, таких как Евклид и Архимед, математики Халифата первыми систематизировали изучение алгебры. Арабы познакомили европейцев с индийскими числами, системой десятичных дробей.

В марокканском городе Фес в 859 году был основан университет. Позже подобные заведения открылись в Каире и Багдаде. В университетах изучались богословие, право и исламская история. Культура стран Халифата была открыта для внешнего влияния. Среди преподавателей и студентов были не только арабы, но также и иностранцы, в том числе не мусульмане.

Медицина

В IX веке на территории Халифата начала развиваться система медицины, основанная на научном анализе. Мыслители этого времени Ар-Рази и Ибн Сина (Авиценна) систематизировали современные им знания о лечении болезней и изложили их в книгах, которые впоследствии получили широкую известность в средневековой Европе. Благодаря арабам христианский мир заново открыл древнегреческих медиков Гиппократа и Галена.

Культура стран Халифата включала в себя основанные на предписаниях ислама традиции помощи бедным. Поэтому в крупных городах существовали бесплатные больницы, оказывавшие помощь всем обратившимся пациентам. Они финансировались религиозными фондами — вакуфами. На территории Халифата появились и первые в мире учреждения для ухода за душевнобольными.

Изобразительное искусство

Особенности культуры арабского Халифата особенно ярко проявились в декоративном творчестве. Исламские орнаменты невозможно спутать с образцами изобразительного искусства других цивилизаций. Характерными узорами украшали ковры, одежду, мебель, посуду, фасады и внутренние помещения зданий.

Использование орнамента связано с религиозным запретом на изображение одушевленных существ. Но он не всегда строго выполнялся. В книжных иллюстрациях изображения людей были широко распространены. А в Персии, которая также была частью Халифата, подобные фрески рисовали и на стенах зданий.

Изделия из стекла

Египет и Сирия еще в античные времена были центрами стекольного производства. На территории Халифата сохранился и совершенствовался этот вид ремесла. В эпоху раннего средневековья лучшие в мире изделия из стекла производились на Ближнем Востоке и в Персии. Высочайшая техническая культура Халифата была по достоинству оценена итальянцами. Позже венецианцы, пользуясь наработками исламских мастеров, создали свою стекольную промышленность.

Каллиграфия

Стремлением к совершенству и красоте надписей пронизана вся культура арабского Халифата. Кратко выраженное религиозное наставление или отрывок из Корана наносили на самые разные предметы: монеты, керамические плитки, металлические решетки, стены домов и т. д. Мастера, владевшие искусством каллиграфии, имели в арабском мире более высокий статус, чем прочие художники.

Литература и поэзия

На начальном этапе культура стран Халифата характеризовалась концентрацией на религиозных сюжетах и стремлением вытеснить региональные языки арабским. Но позднее произошла либерализация многих сфер общественной жизни. Это в частности привело к возрождению персидской литературы.

Наибольший интерес представляет поэзия того периода. Стихи встречаются почти в каждой персидской книге. Даже если это труд по философии, астрономии или математике. Например, почти половина текста книги Авиценны по медицине написана стихами. Широкое распространение получили панегирики. Развивалась также эпическая поэзия. Вершиной этого направления является поэма «Шахнамэ».

Знаменитые сказки «Тысяча и одна ночь» также имеют персидское происхождение. Но впервые они были собраны в одну книгу и записаны на арабском языке в XIII веке в Багдаде.

Архитектура

Культура стран Халифата сформировалась под влиянием как древних доисламских цивилизаций, так и соседних с арабами народов. Наиболее ярко этот синтез проявился в архитектуре. Здания в византийском и сирийском стиле характерны для раннего мусульманского зодчества. Архитекторами и оформителями многих сооружений, построенных на территории Халифата, были выходцы из христианских стран.

Великая мечеть в Дамаске была построена на месте базилики Иоанна Крестителя и почти в точности повторяла ее форму. Но вскоре появился и собственно исламский архитектурный стиль. Великая мечеть Кейруана в Тунисе стала образцом для всех последующих мусульманских религиозных сооружений. Она имеет квадратную форму и состоит из минарета, большого двора, окруженного портиками, и огромного молитвенного зала с двумя куполами.

Культура стран арабского Халифата имела ярко выраженные региональные особенности. Так, для персидской архитектуры были характерны стрельчатые и подковообразные арки, для османской — здания с множеством куполов, для магрибской — использование колонн.

Халифат имел обширные торговые и политические связи с другими странами. Поэтому его культура оказала большое влияние на многие народы и цивилизации.

Источник

Культура стран халифата

Урок 12. Всемирная история 6 класс ФГОС

Конспект урока «Культура стран халифата»

Арабы по уровню развития культуры стояли ниже, чем большинство завоёванных ими народов. Но постепенно они смогли усвоить достижения античности и стран Востока.

Совместив их с собственными знаниями и обычаями, жители Халифата создали колоритную и неповторимую арабскую культуру.

Эпоху существования Арабского халифата часто называют «Золотым веком» мусульманской науки и культуры.

В захваченных арабами землях вместе с исламом широко распространялся арабский язык.

Он стал языком образования, делопроизводства, науки и литературы. Его часто называли «латынью Востока».

Если мусульманин хотел занять руководящую должность, то был обязан получить хорошее образование. Досконально знать Коран, в котором были прописаны основные правила поведения и законы.

Стремление к знанию рассматривалось как долг каждого мусульманина.

Обладание знанием в глазах общества ценилось выше, чем обладание собственностью. Поэтому значительная часть населения Халифата была грамотна.

Образование состояло из нескольких этапов.

Домашнее обучение и воспитание должны были обеспечить передачу знаний из поколения в поколение. Они были проникнуто духом ислама, установления которого исполнялись в повседневной жизни.

Начальная школа была частной. Основную часть её учеников составляли дети торговцев, ремесленников, богатых крестьян. Аристократия нанимала домашних учителей. В ней изучались: Коран, чтение, письмо, счёт, грамматика, литература, физическое воспитание.

В среднюю и высшую ступень входили традиционные и рациональные предметы. В первой группе главную роль играли религиозные дисциплины: толкование Корана, изучение устных преданий о жизни Мухаммеда (хадѝсов), богословие. Также изучались грамматика, литература, риторика.

Вторую группу составляли логика, математика, астрономия, медицина, философия.

Обучение велось чаще всего при мечетях и было бесплатным.

Средние учебные заведения назывались медресѐ«место, где изучают». Учебные заведения последней ступени – носили названия «вы̀сших медресѐ».

В странах Халифата успешно развивались науки, связанные с ремеслом и торговлей: математика, астрономия, география. Получили развитие медицина и история.

Центрами научных знаний были Ку̀фа, Ба̀сра, Багда̀д, Дама̀ск.

В IX веке в Багдаде был создан «Дом Мудрости». Он представлял собой соединение библиотеки, академии, обсерватории и коллегии переводчиков.

Центры научных знаний

При «Доме Мудрости» на арабский язык были переведены научные труды многих античных, индийских, иранских учёных.

По примеру Багдада свои «Дома Мудрости» были созданы и в других крупных городах В них учёные получали жильё, денежные средства, доступ к научным трудам.

Огромными были достижения арабских учёных в области точных наук.

Известный учёный и математик Аль-Хорезмѝ (783–850 годы) считается основателем классической алгебры.

До XVI века переводы его математических трудов использовались в европейских университетах как основные учебники. Ему же принадлежит заслуга в популяризации индийских цифр.

Сначала ими стали пользоваться арабские математики. Позже они стали общепринятыми во всём Западном мире.

В Багдаде и Дамаске действовали обсерватории. Арабские астрономы смогли вычислить примерную окружность Земли, описали положение звёзд.

Учёный и астроном Аль-Бирунѝ (973–1048 годы) в своих работах рассмотрел гипотезу о движении Земли вокруг Солнца.

Уважением у арабов пользовалась география.

Арабские путешественники и купцы описали страны Халифата, Индию, Китай, проникли вглубь Африки и Восточной Европы. Составили карты известных им стран.

Известным арабским географом был Ибн Хордадбѐх (820 г. – ок. 912 года).

Его «Книга путей и стран» содержит многочисленные сведения по географии Халифата и окрестных стран, в том числе самые ранние в арабской науке упоминания о славянах.

Высокого уровня у арабов достигла медицина.

Известный арабский учёный и врач Ибн Сѝна (980–1037 годы) в своих «Книге исцелений» и «Каноне врачебной науки» обобщил достижения медицины того времени.

Аз-Захравѝ (Альбука̀сис) создал иллюстрированный трактат по хирургии – «Ташриф». Изобрёл около 200 хирургических инструментов, которые использовались как в мусульманском, так и в христианском мире долгое время.

Время зарождения письменной истории у арабов совпадает с распространением ислама.

Появились предания о Мухаммеде и его сподвижниках. Сведения о том, как возник ислам.

В своих трудах историки прославляли арабские завоевания. В кратком виде излагали историю Рима, Византии, Ирана.

Историк Аль-Масу̀ди получил прозвище «арабского Геродота». Он объединил разрозненные исторические и географические знания арабских учёных в одну большую энциклопедию.

Развитая поэзия сложилась у арабов ещё в доисламский период.

Она отражала быт и обычаи населения Аравии. В VIII–IX веках многие произведения устной поэзии были записаны.

В IX–XI веках сложился знаменитый сборник сказок «Тысяча и одна ночь». В него вошли переработанные и перенесённые в арабскую среду сюжеты персидских, индийских, греческих и других сказок соседних с арабами народов и стран.

Больших успехов достигла литература в Иране и Средней Азии. Здесь произведения обычно писались на персидском языке – фарсѝ.

Известным поэтом был Фирдоусѝ (934–1020 годы).

Его знаменитая поэма «Шахнамѐ» («Книга царей») рассказывает о борьбе иранского народа против завоевателей, прославляет подвиги легендарных героев.

На основе образцов греческих, римских и иранских построек арабы создали свою оригинальную архитектуру. Строители возводили великолепные дворцы, храмы и крепости.

Наиболее известны культовые здания. Основным культовым зданием ислама, где собирались для молитвы последователи Пророка, стала мечеть.

Во время молитвы верующие становились лицом к специальной нишемихра̀бу, направленному в сторону Мекки, и повторяли действия священнослужителямуллы̀ или има̀ма.

По сравнению с христианским храмом убранство мечети было очень простым. Возле мечети возводили минарѐтывысокие башни, с которых пять раз в день верующих созывали на молитву.

Мечеть была не только местом молитвы, но и залом суда, хранилищем ценностей, центром образования.

Наиболее известные мечети времён Халифата – А̀мра в Фуста̀те, Мечеть Омейя̀дов в Дамаске, Заповѐдная мечеть в Мекке.

Коран не одобрял изображение людей и животных, поэтому

стены зданий арабские мастера покрывали арабѐсками – геометрическими узорами из пересекающихся и переплетающихся линий.

В IX–XI веках арабская культура достигла наивысшего расцвета.

Её достижения обогатили культуру многих народов, в частности народов средневековой Европы.

Составили выдающийся вклад в мировую культуру.

Это относится прежде всего к развитию математики, астрономии, географии, философии, медицины, истории.

Источник

Оцените статью