Культура стран востока xix века

Страны Востока в XIX в

В 19 в. Практически все страны Востока попали в ту или иную зависимость от наиболее сильных капиталистических стран, превратившись в колонии и полуколонии. Индия, будучи колонией Англии, все больше втягивалась в новую систему мировых связей и попала под влияние западной цивилизации. После ликвидации Ост-Индской торговой компании в 1858 г. Индия стала частью Британской империи. В 1861 г. был принят закон о создании совещательных органов индийских советов, а в 1880 г. закон о местных самоуправлениях.

В 40-ых годах 19 в. Начались реформы Басманской империи, преобразовывалась административная система и суд, создавались светские школы.

В 1876 г. был создан двухпалатный парламент, к-ый ограничивал власть Султана, в конституции провозглашались права и свободы граждан.

Однако демократизация восточной деспотии оказалась весьма непрочной и в 1878 г. после поражение Турции в войне с Россией происходит откат на исходные позиции: парламент распущен, урезаны демократические права граждан.

В 1890-е годы в Турции оживилось движении интеллигенции, военных, буржуазии. Младотурки выступали за развитие промышленности, восстановление парламента и конституции. Власти жестоко расправились с участниками движения.

Свои особенности развития имел Китай, после 2-ух войн страна превратилась в полуколонию.

Дальше всех из стран Востока продвинулась Япония, после гос. Переворота 1868 г. был проведен ряд радикальных реформ реставрации Мейдзи, в результате в Японии было покончено с феодализмом. В 1889 г вЯпонии была принята конституция, согласно к-ой устанавливалась конституционная монархия с большими правами императора. На рубеже 19-20 веков японский капитализм оказался конкуретноспособным по отношению к западным странам.

Читайте также:  Страны европы с государственным английским языком

Источник

Культура стран востока xix века

Одним из самых уникальных, богатых природными ресурсами, разнообразными этнокультурными традициями, крупным центром древнейшей цивилизации является Восток, постоянно привлекавшая внимание великих правителей, выдающихся умов всего мира. Особый интерес вызывает ее этнический состав, который представляет собой весьма сложную картину. История его формирования охватывает длительный исторический период. Создавшие в античную эпоху высокую культуру талантливые и трудолюбивые предки народов Средней Азии переживали в период Восточного Ренессанса и в позднее средневековье новые подъем культуры. Следует особо отметить, что начавшийся в этот период процесс формирования народов Средней Азии во времена правления великих хорезмшахов и темуридов завершается, и эти народы приобретают нынешний этнический облик. В результате этого сложного процесса создается своеобразная материальная и духовная культура каждого среднеазиатского этноса. Несомненно, к этому времени вполне сформировался не только физический тип среднеазиатов, но и окончательно сложился литературный язык, составляющий главный компонент духовной культуры народов.

Все этносы, в том числе и узбеки, формируются из отдельных племен и родов, родственных и общинных социальных групп. По мнению большинства ученых, важнейшим фактором объединения и укрепления исторической общности этнических групп является язык. Язык служит главным средством свободного общения, выражения человеческих чувств и установления контактов между различными общностями, способствует укреплению социально-экономических и культурно-духовных взаимоотношений между этническими группами, обогащению этнокультурных традиций. Обычно большинство этносов само название получает по языку. Однако в течение многовекового исторического развития отдельные этносы могут овладеть несколькими языками, но, в конце концов, они вырабатывают собственные единые национальные языки и этнонимы.

Известно, что народы формируются и развиваются на определенной территории. Они могут переселяться из одного региона в другой, территория их размещения может расширяться или уменьшаться, отдельные этнические группы или личности могут отделяться или ассимилироваться. Однако этносы, имеющие историческую языковую общность, в основном располагаются на одной или ближайших территориях. С другой стороны, длительное время формировавшиеся отдельные этносы по различным причинам могут оставлять родную землю, переселяясь в другие страны, некоторые группы даже могут рассеиваться по всему миру, неоднократно менять свое место жительства, проживая в совершенно иноэтнической среде. Так, например, венгры за последнее тысячелетие трижды меняли место своего проживания. Население Тюркского каганата после создания своего государства (VI в. н.э.) в течение нескольких веков, разделившись на крупные группы, расселялось по разным странам. Арабы, жившие на маленьком клочке земли Аравийского полуострова, за короткое время расселившись на огромной территории Передней Азии и Северной Африки, совместно с аборигенами создали своеобразный мир исламской культуры. Поэтому в мире существует множество народов, говорящих на одном языке, но отличающихся как по этнониму, так и по этническим особенностям. Таковыми являются народы, говорящие на английском, испанском, португальском, арабском, тюркском, иранском языках, расселившиеся по всему миру.

Отдельные исследователи различают народы и народности по образу жизни, быту и культуре. Несомненно, некоторые этносы могут иметь одинаковый или весьма близкий образ жизни. Такие этносы встречаются в Средней Азии и Поволжье, в Сибири и Северной Америке. И наоборот, на одной территории могут расселяться разноязычные этносы, но принадлежащие к одному хозяйственно-культурному типу.

Необходимо особо отметить, что народы Средней Азии не только являются продуктом длительного и сложного исторического процесса, но и представляют своеобразный синтез многовековой духовной культуры и психического образа, сложившегося на единой природно-географической территории. Для того чтобы определить этнические особенности и общие черты среднеазиатов, необходимо сделать небольшой экскурс в историческое прошлое.

По историческим данным, три-четыре тысячелетия тому назад по плодородным землям Средней Азии с запада на восток в направлении Алтая и Монголии прошли разноплеменные орды, говорившие на индоевропейских языках. С конца 1-го тысячелетия до н.э. с востока на запад через великие пустыни Центральной Азии происходит переселение разнородных племен. Перекочевавшие до середины 1-го тысячелетия древние племенные объединения, говорившие на тюркских языках, оставили ощутимые следы в местах своего пребывания. Во время этого кочевания тюркских племен, длившегося на протяжении пяти-шести веков, происходила миграция монгольских племен. Как сообщают источники, в то время в самой Средней Азии находились некоторые ранее осевшие тюркские и монгольские группы племен. Арабы, завоевавшие в VII веке Среднюю Азию, хотя и не оказали какого-либо влияния на этнические процессы, но смогли насадить свою религию – ислам.

Также следует отметить, что пришедшие сюда в далеком прошлом скифы-сарматы и саки, турки и монголы смешались с еще ранее освоившими эти земли и культуру местными народностями и этническими группами. Интересно и то, что римляне называли этих древних аборигенов скифами, сартанами, саами, а некоторых – массагетами. В доказательство их схожести с индоевропейцами ученые указывают на общие черты и сходство с ныне проживающими в Болгарии и Румынии кетами. По мнению отдельных историков, родственные группы саков по родословию, несомненно, связаны с проживавшими в безграничных степях Балкан и Северного Причерноморья праскифами. Известно, что в античную эпоху крупные воинские соединения иранских шахов подвергались нападению и несли большие потери от кочевников, проживавших в этих степях.

В течение длительного времени перекочевывавшие в Среднюю Азию племена и народности создали на сако-массагетской почве своеобразную культуру.

Здесь в середине 1-го тысячелетия в результате переселения таких крупных племен, как скифы, хиониты, белые гунны, эфталиты, печенеги и другие, происходила активная тюркизация местных этносов. Однако и в среде аборигенов были такие древние тюркские народности, как апасиаки, аугасийцы и др. Существует мнение, что эти народности в русских летописях выступают под названием «печенеги». По предположению отдельных исследователей, аугасийцы якобы впоследствии стали известной тюркской народностью под названием «огузы».

В Х в. в Среднюю Азию хлыули орды кипчаков, близких по языку к печенегам и огузам, которые завоевали и разграбили значительную территорию. Часть печенегов вынуждена была отступить на северо-запад, а большая группа огузов – переселиться на юго-запад. Последняя группа, впоследствии заняв территорию нынешнего Туркменистана, составила основу туркменского народа, а другая часть, вторгшись в Азербайджан, смешалась с азарами. Еще одна группа огузов, перекочевавших на запад и юг – в Турцию и Иран, смешалась с местными аборигенами и образовала новые этнические пласты.

Узбекский народ, создав развитую цивилизацию на древнейшей земле Согда и Хорезма и смешавшись с различными аборигенными и пришлыми этносами, становится фактически кровнородственным с формировавшимися впоследствии другими среднеазиатскими народами. Особенно близки к узбекам тюркские предки казахов: в них есть кровь общих этнических племен и родов, что находит выражение в их фольклоре. Так, по данным антропологов, в расовых типах казахов за семь столетий до нашествия монголов наблюдаются монголоидные черты, и поэтому у них значительно больше этих черт, чем у родственно близких узбеков. Примечательно, что первое казахское государство, появившееся в долине реки Чу, называлось узбекско-казахским.

Исследователи также отмечают, что тюркский язык был родным для киргизов еще до их переселения в Тянь-Шанские горы и предгорья, где жили древние сакские племена, с которыми они смешались. По определению антропологов, в 1-м тыс. до н.э. древние предки современных киргизов были европеоидными, лишь впоследствии, под влиянием монголов, они стали монголоидными.

Имеющий общие этнические корни таджикский народ благодаря высоким горам, в отличие от западных, северных и восточных соседей, ни в лингвистическом, ни в антропологическом отношении не был тюркизирован, сохранив европеоидный облик и свой древний язык.

Следовательно, почти вся Средняя Азия образует определенный историко-этнографический регион, имеющий общие этнические истоки и земли, общих древних предков. Основу его единства составляют не только одинаковые природно-географические условия, но и идентичные хозяйственно-культурные типы, определенные черты традиционной материальной и духовной культуры, религиозные верования и некоторые элементы быта.

Как один из очагов древнейшей цивилизации, Средняя Азия представляет собой уникальный уголок земного шара, где живут трудолюбивые народы, сложившиеся из различных этнических компонентов, но сохранившие по сей день своеобразные этнические особенности. Находясь на пересечении дорог Великого Шелкового пути, Средняя Азия являлась своеобразным мостом, связывавшим восточные страны с западными, через нее проходили торговые караваны, дипломатические миссии и устанавливались тесные экономические и культурные связи.

Этнический облик народов Средней Азии в основном начинает формироваться еще в первобытную эпоху, особенно с эпохи неолита. Население региона в эпоху бронзы переходит к земледелию и отдельным видам ремесла, охоте и скотоводству. Так, в V-IV веках до н.э. здесь появились ранние земледельческие культуры, известные в науке под названиями Джейтунская, Чопонота, Зарафшанская, Ферганская и т.д. в низовьях Амударьи и Сырдарьи, на берегах Мургаба и Теджена во II-I веках до н.э. начинает складываться городская культура.

Источник

Страны Востока в XIX веке

ФОРМИРОВАНИЕ КОЛОНИАЛЬНОЙ СИСТЕМЫ И МОДЕРНИЗАЦИЯ ЦИВИЛИЗАЦИЙ ВОСТОКА В XIX ВЕКЕ Страны Европы, осуществив модернизацию, получили огромные преимущества по сравнению с остальным миром, который основывался на принципах традиционализма. Это преимущество сказалось и на военном потенциале. Поэтому вслед за эпохой Великих географических открытий, связанных в основном с разведывательными экспедициями, уже в ХII-ХIII веках началась колониалистская экспансия на Восток наиболее развитых стран Европы. Традиционные цивилизации в силу отсталости своего развития были не способны противостоять этой экспансии и превращались в легкую добычу своих более сильных противников. На первом этапе колонизации традиционных обществ лидировали Испания и Португалия. Им удалось покорить большую часть Южной Америки. В середине XVIII Испания и Португалия начали отставать в экономическом развитии и как морские державы были отодвинуты на второй план. Лидерство в колониальных захватах перешло к Англии. Начиная с 1757 года торговая Ост- Индская английская компания в течение почти ста лет захватила почти весь Индостан. С 1706 года началась активная колонизация англичанами Северной Америки. Параллельно шло освоение Австралии, на территорию которой англичане посылали осужденных на каторжные работы преступников. Голландская Ост-Индская компания захватила Индонезию. Франция установила колониальное правление на островах Вест-Индии, а также в Новом Свете Канада. Африканский континент в ХVII-ХVIII вв. европейцами осваивался только на побережье и использовался в основном как источник рабов. В XIX веке европейцы продвинулись далеко вглубь континента и к середине XIX века Африка была почти полностью колонизирована. Исключение составляли две страны христианская Эфиопия, оказавшая стойкое сопротивление Италии, и Либерия, созданная бывшими рабами, переселенцами из США. В Юго-Восточной Азии французы захватили большую часть территории Индокитая. Относительную независимость сохранил только Сиам Таиланд, но и у него была отнята большая территория. К середине XIX века сильному давлению развитых стран Европы подверглась Османская империя. Страны Леванта Ирак, Сирия, Ливан, Палестина, которые официально считались частью Османской империи в этот период, стали зоной активного проникновения западных держав Франции, Англии, Германии. В этот же период Иран утратил не только экономическую, но и политическую самостоятельность. В конце XIX века его территория была поделена на сферы влияния между Англией и Россией. Таким образом в XIX веке практически все страны Востока попали в ту или иную форму зависимости от наиболее сильных капиталистических стран, превратившись в колонии или полуколонии. Для западных стран колонии являлись источником сырья, финансовых средств, рабочей силы, а также рынками сбыта. Эксплуатация колоний западными метрополиями носила жесточайший, хищнический характер. Ценой беспощадной эксплуатации и грабежа создавалось богатство западных метрополий, поддерживался относительно высокий уровень жизни их населения. Первоначально европейские страны не привносили в колонии свойственной им политической культуры и социально-экономических отношений. Сталкиваясь с древними цивилизациями Востока, которые давно выработали собственные традиции культуры и государственности, завоеватели добивались прежде всего их экономического подчинения. На территориях, где государственность отсутствовала вообще, либо находилась на достаточно низком уровне например, в Северной Америке или Австралии они были вынуждены создавать определенные государственные структуры, в какой-то мере заимствованные из опыта метрополий, но с большей национальной спецификой.

В Северной Америке, например, власть концентрировалась в руках губернаторов, которые назначались английским правительством. При губернаторах были советники, как правило, из числа колонистов, которые отстаивали интересы местного населения. Большую роль играли органы самоуправления собрание представителей колоний и законодательные органы легислатуры. В Индии англичане особо не вмешивались в политическую жизнь и стремились оказывать влияние на местных правителей через экономические средства воздействия кабальные займы, а также оказывая военную помощь в междоусобной борьбе. Экономическая политика в различных европейских колониях была в значительной мере схожа. Испания, Португалия, Голландия, Франция, Англия первоначально переносили в свои колониальные владения феодальные структуры. При этом широко использовалось плантационное хозяйство. Конечно, это не были рабовладельческие плантации классического типа, как, скажем, в Древнем Риме. Они представляли собой крупное капиталистическое хозяйство, работающее на рынок, но с использованием грубых форм внеэкономического принуждения и зависимости. Многие последствия колонизации были негативными. Осуществлялся грабеж национальных богатств, нещадная эксплуатация местного населения и бедных колонистов. Торговые компании завозили на захваченные территории залежалые товары массового спроса и продавали его по высоким ценам. Из колониальных стран, напротив, вывозилось ценное сырье, золото и серебро. Под натиском товаров из метрополий хирело традиционное восточное ремесло, разрушались традиционные формы быта, системы ценностей. Вместе с тем, восточные цивилизации все больше втягивались в новую систему мировых связей и подпадали под влияние западной цивилизации. Постепенно происходило усвоение западных идей и политических институтов, создание капиталистичес кой экономической инфраструктуры. Под влиянием этих процессов происходит реформирование традиционных восточных цивилизаций. Яркий пример изменения традиционных структур под влиянием колонизаторской политики дает история Индии. После ликвидации Ост-Индской торговой компании в 1858 году Индия стала частью Британской империи. В 1861 году был принят закон о создании законосовещательных органов -Индийских советов, а в 1880 году закон о местном самоуправлении.

Таким образом было положено начало новому для индийской цивилизации явлению выборным органам представительства. Хотя следует отметить, что в этих выборах имело право принимать участие лишь около 1 населения Индии. Англичане осуществляли заметные финансовые вложения в индийскую экономику. Колониальная администрация, прибегая к займам у английских банкиров, строила железные дороги, ирригационные сооружения, предприятия. Кроме того в Индии рос и частный капитал, который сыграл большую роль в развитии хлопчатобумажной, джутовой промышленности, в производстве чая, кофе и сахара. Владельцами предприятий были не только англичане, но и индийцы. 13 акционерного капитала находилась в руках национальной буржуазии. С 40-х годов XIX века английские власти начали активно работать по формированию национальной индийской по крови и цвету кожи, по вкусам, морали и складу ума, интеллигенции.

Такая интеллигенция формировалась в колледжах и университетах Калькутты, Мадраса, Бомбея и других городах. В XIX веке процесс модернизации происходил и в странах Востока, которые непосредственно не попали к колониальную зависимость. В 40-х годах XIX века начались реформы в Османской империи. Преобразовалась административная система и суд, создавались светские школы.

Немусульманские общины еврейская, греческая, армянская были признаны официально, а их члены получили допуск к государственной службе. В 1876 году был создан двухпалатный парламент, который несколько ограничивал власть султана, в конституции провозглашались основные права и свободы граждан. Однако демократизация восточной деспотии оказалась весьма непрочной и в 1878 г. после поражения Турции в войне с Россией происходит откат на исходные позиции.

После государственного переворота в империи вновь воцарилась деспотия, парламент распущен, существенно урезаны демократические права граждан. Помимо Турции в исламской цивилизации европейские стандарты жизни начали осваивать только два государства Египет и Иран. Остальной огромный исламский мир до середины XX века оставался подвержен традиционному образу жизни. Определенные усилия по модернизации страны предпринял и Китай. В 60х годах XIX века здесь получила широкую популярность политика самоусиления. В Китае активно начали создаваться промышленные предприятия, верфи, арсеналы для перевооружения армии. Но этот процесс не получил достаточного импульса. Дальнейшие попытки развития в этом направлении с большими пе- ребоями возобновились в XX веке. Дальше всех из стран Востока во второй половине XIX века продвинулась Япония. Особенность японской модернизации состоит в том, что в этой стране реформы были проведены достаточно быстро и наиболее последовательно. Используя опыт передовых европейских стран, японцы модернизировали промышленность, внедрили новую систему правовых отношений, изменили политическую структуру, систему образования, расширили гражданские права и свободы. После государственного переворота 1868 года в Японии был проведен ряд радикальных реформ, получивших название реставрации Мэйдзи. В результате этих реформ в Японии было покончено с феодализмом. Правительство ликвидировало феодальные уделы и наследственные привилегии, князей-дайме, превратив их в чиновников, которые возглавляли губернии и префектуры. Титулы сохранились, но сословные различия были отменены.

Это значит, что за исключением самых высоких сановников, в сословном отношении князья и самураи были приравнены к другим сословиям. Земля за выкуп перешла в собственность крестьян и это открывало путь для развития капитализма. Зажиточное крестьянство, освобожденное от налога ренты в пользу князей, получило возможность работать на рынок. Мелкие землевладельцы нищали, продавали свои участки и либо превращались в батраков, либо уходили на заработки в город. Государство взяло на себя строительство промышленных объектов верфей, металлургических заводов и т.д. Оно активно поощряло купеческий капитал, давая ему социальные и юридические гарантии. В 1889 году в Японии была принята конституция, согласно которой устанавливалась конституционная монархия с большими правами императора. В результате всех этих реформ Япония за короткий срок резко преобразилась. На рубеже Х1Х-ХХ веков японский капитализм оказался вполне конкурентоспособным по отношению к капитализму крупнейших западных стран, а японское государство превратилось в мощную державу.

Источник

Оцените статью