Культура стран юго западной азии

Народы Азии: культура и традиции

Азия является самой большой частью света по площади и численности населения. На ее территории проживает более 4 миллиардов человек, эта сумма оставляет около 60% от всего населения нашей планеты. Границы Азии вмещают в себя множество государств, поэтому население здесь самое разнообразное. Каждый народ имеет свою историю и культурную наследие, которое в совокупности с другими создает богатый колорит для этой части света.

Чтобы лучше изучить Азию, узнать традиции и обычаи других народов, мы разберем поэтапно население, разделяя его на пять географических областей.

Народы Центральной Азии


(Народы Дальнего Востока в национальных костюмах)

Территория Центральной Азии (или Средней Азии) не располагала к благоприятному ведению сельского хозяйства, поэтому здесь преобладающим представителем этноса стали степные кочевники.

Первые, кто задумался о создании государства кочевников, стали скифы. Скифы являлись древним ираноязычным народом, не имевшим письменности и обладающим неизвестным языком (предполагается, что их язык трансформировался в современный осетинский). Однако из-за раздробленности скифам не удалось создать мощную единую империю, поэтому первое государство для кочующих народов организовали хунны (древний народ, обитающий на территории Китая).

Наравне с ними на территории Центральной Азии обосновались и другие народы – монголы, уйгуры, басмалы и онгунты, народы тюркской языковой группы, карлуки. Примечательной особенностью для народов Средней Азии стало неприятие китайских ценностей, большинство из них имели собственную идеологическую систему или примыкали к чужим, а Китайская идеология так и не смогла перебраться за границы Великой Китайской стены.

Уже во время существования Советского Союза произошли депортации в Среднюю Азию. Большая часть депортируемых – чеченцы, ингуши, татары, карачаевцы, калмыки. Во время войны в Азию отправляли немцев и финнов.

Читайте также:  Страны азии с низкой смертностью населения

Если говорить о культурном наследии, то в Средние века народы Центральной Азии создали очаг Просвещения. Здесь развивалась научно-исследовательская область, изучалась медицина, постигалась астрология, появилось большое количество скульпторов, художников и архитекторов.

В ранние периоды народы склонялись к язычеству – совершали жертвоприношения, молились о защите, просили хорошего урожая и плодородной почвы. Чуть позже население приняло другие вероисповедания, например, карлуки стали исповедовать ислам, а тибетцы ушли в буддизм.

Народы Западной Азии


(Праздник Навруз у Иракских Курдов)

Первыми в Западной Азии (или Передней Азии) государство создали шумеры – древнее население Южной Месопотамии, обладавшие собственным языком и стоявшие у истоков возникновения цивилизации Тигра и Евфрата. Вместе с ним на территории Передней Азии обитали семитские народы, являющиеся предками арабов, мальтийцев и евреев. Большое влияние на формирование современных народов оказало переселение тюркских народов из Средней Азии, благодаря им появились турки, азербайджанцы. Присутствовали и кочевые народы, например, амореи, являющиеся потомками праотца Сифа.

В Западной Азии преобладает сельское хозяйство, а промышленная составляющая полуичло развитие лишь при существовании СССР. В странах Азии возделываю различные сельскохозяйственные культуры – сажают пшеницу, выращивают яблоки и виноград, разводят цитрусовые и финики, засаживают плантации табака и мака. Присутствует и скотоводство – разводят домашних животных для получения молока. Шерсти и мяса, преимущественно – коз, коров, овец, птиц. Из-за религиозных соображений свиней на территории Передней Азии практически не разводят.

Если говорить о культурных ценностях в рамках семейных взаимоотношений, то большая часть народов придерживается религиозных норм. Привычным делом является полигамия, однако на практике в современном мире она присутствует лишь у староверов. Распространена традиция брака с выплатой калыма, у кочевников бытует запрет на создание брака за пределами племени.

У кочевых народов развито устное творчество, включающее большое количество фольклорных направлений (сказки, былины, повести, рассказы о создании племен). Народная медицина представлена комплексом из многолетнего врачевания и использования природных ресурсов, малая часть народов привносит в медицину и магические поверья с устоявшимися суевериями.

Народы Южной Азии


(Сингальский танец, Шри-Ланка)

К древнейшему населению Южной Азии относятся ведды (коренное население острова Шри-Ланка) и андаманцы (коренные жители одноименных островов). Первую цивилизацию создают дравиды, являющиеся населением Южной Индии. Дравидов разделяли на северных, центральных и южных, каждая ветвь классификации подразделялась на несколько народов. Северные дравиды – ораоны, брагуи, малто; южные – телугу, тамилы, каннара; центральные – пенго, годны, койя. В 17 веке в Южную Азию стаи приезжать колонизаторы, таким образом список народов пополнился англичанами, голландцами, французами и португальцами.

В настоящее время население Южной Азии насчитывает более 200 народов, большая часть из них относятся к малочисленным (до 10 тысяч человек). Большинство народов занято земледелием, меньшая часть проживает в городах, вкладывая силы в промышленность и сферу обслуживания. Некоторые племенные группы и вовсе занимаются примитивным производящим хозяйством, в горных местностях сохранились группы с отсталой формой культуры и экономики.

Народы Южной Азии чтут многовековые традиции, распространены этнические произведения – их читают, ставят спектакли, декларируют перед публикой. Популярностью пользуются кукольные театры. Большинство племен верят в магию и переселения душ, изготавливают тотемы и амулеты для защиты. Народная медицина в основном состоит из магических уверований и использования лечебных трав, широко распространена практика йоги.

Народы Юго-Восточной Азии


(Посещение Тайского монастыря)

Изначально на территории Юго-Восточной Азии обитали батаки, ниасцы и ментавейцы, но переселенцы смешались с древним населением, привнеся новые народы. Позже образовалась и вторая волна поселенцев, принесшая в список этносов малайцев и яванцев. В Таиланд еще до начала нашей эры переселились народы тайской языковой группы – сиамцы (тайцы) и лао. На территории Вьетнама проживали вьеты, тямы.

Основные группы народов, проживающих в Юго-Восточной Азии: филиппинцы, малайцы, тайцы, вьеты, индонезийцы, пунаны, кубу.

Раньше главным занятием населения Юго-Восточной Азии являлось плужное земледелие с выращиванием риса, сейчас все больше народов отдает предпочтение развитию современных отраслей хозяйства и промышленности.

На семейные отношения сильно повлияла религиозная составляющая, с исламом на эту территорию пришла полигамия. Многие племена долгое время сохраняли традиции родовых общин, но сейчас большая часть отдала предпочтение привычным моногамным бракам.

Культурное наследие здесь широко развито в театральных постановках: театр кукол, теней, жестов, марионеток, загримированных актеров. Успехом пользуются: балет, пьесы на этническую тему, постановки по мотивам индийских произведений.

Религия различная – от ислама до буддизма, некоторые племена до сих пор сохраняют остатки индуистских верований с верой в стихию, переселения душ и богов. Ранее даже совершались жертвоприношения с использованием магических заклинаний.

Народы Восточной Азии


(Праздник Дракона на улицах Китая)

Самым крупным народом Восточной Азии является хань (или китайцы), также присутствуют корейцы, тибетцы, японские народы, тайские народы. Самыми многочисленными народами являются китайцы, японцы и корейцы.

В большинстве стран распространены земледелие, животноводство и горнодобывающая промышленность. Некоторые народы занимаются производством тканей и машиностроением.

Культурное наследие сформировалось под влиянием религиозных учений, на территории Восточной Азии самыми распространенными являются буддизм, конфуцианство и синтоизм, а менее распространенная религия – христианство.

Отличительной особенностью культурного наследия в Восточной Азии является мифология, многие мифы отражают становление древних цивилизаций, прежние обычаи, образование племен, происхождение народных групп. Еще оной особенностью является длительное существование письменности, зародившейся в начале 2 тысячелетия до н.э. Древнейшей системой была иероглифика, которая до сих пор существует в Китае и Японии, пережив некоторые видоизменения.

Источник

ЛЕКЦИЯ 9 ЮГО-ЗАПАДНАЯ АЗИЯ

3.

2.

1.

Теории личности

Структура личности;

Индивид, Личность, Индивидуальность;

План

ЛИЧНОСТЬ

Модуль 4

Человек — это коренное, исходное понятие – это биологическое существо, принадлежащее к классу млекопитающих к виду homo sapiens.

Особенности: прямохождение, приспособленность рук к трудовой деятельности, высокоразвитый мозг.

Как общественное существо человек наделен сознанием, благодаря которому способен не только сознательно отражать мир, но и преобразовывать его в соответствии со своими потребностями и интересами. Самосознание является вершиной развития сознания как в антропогенезе так и в онтогенезе.

Индивид – отдельное существо, представитель биологического вида (отдельный человек – новорожденный).

Человек, с другой стороны, общественное существо. Это са­мый важный его признак, так как общественная жизнь и обще­ственные отношения, коллективный труд изменили и подчинили себе его биологическую, телесную организацию. Личность — это тот же человек, но рассматриваемый только как общественное, социальное существо это индивид наделенный сознанием, занимающий определенное место в обществе и осознающий свою роль в нем.. При этом имеется в виду достаточный уровень социальной зрелости — маленький ребенок или психически больной человек не могут считаться личностью.

Личность – это субъект и объект общественных отношений (А.Г. Ковалев).

Личность – субъект деятельности (А.Н. Леонтьев).

Личность – дееспособный член общества, сознающий свою роль в нем (Платонов).

Личность – совокупность внутренних условий через которые преломляются внешние воздействия (С.Л. Рубинштейн).

Итак, Личность – Системное интегральное, социальное качество, приобретаемое индивидом в предметной деятельности и общении, характеризующее уровень и качество представленности общественных отношений в индивиде.

В психологии наряду с понятиями «человек» и «личность употребляют еще и понятие «индивидуальность». Своеобразен и неповторим жизненный путь каждого человека, условия его жиз­ни и деятельности, обучения и воспитания, поэтому нет и не мо­жет быть двух абсолютно одинаковых личностей. Индивидуально­стью и называют личность данного человека, личность в ее кон­кретном варианте как неповторимое сочетание своеобразных пси­хологических особенностей.

Индивидуальность – это личность в ее неповторимом своеобразии. Индивидуальностью можно стать только через деятельность.

Отметим три важнейшие психологические характеристики лич­ности.

Во-первых, устойчивость свойств личности. При всей пластич­ности, изменчивости психических проявлений личности все-таки отчетливо выступает относительное постоянство ее психического склада, что, в частности, позволяет предвидеть поведение данной личности в той или иной ситуации.

Во-вторых, единство личности. Личность представляет собой единое целое, где каждая черта неразрывно связана с другими, и поэтому каждая черта личности приобретает свое значение, час­то совершенно различное, в зависимости от ее соотношения с другими чертами личности. Например, настойчивость как умение добиваться цели, преодолевая трудности и препятствия, имеет по­ложительное значение только в сочетании с высокими моральны­ми чувствами, развитым чувством коллективизма. Совсем иное содержание будет иметь эта черта, если она связана с сильно развитыми эгоистическими потребностями, со стремлением до­биться личного благополучия при пренебрежении интересами кол­лектива, других людей. Поэтому личность формируется, воспитывается не «по час­тям».

В-третьих, активность личности. Активность выражается в многообразной и многосторонней деятельности, направленной на познание, изменение, преобразование окружающего мира, на из­менение собственной природы, своего психического склада (са­мовоспитание).

Основу личности составляет ее структура – относительно устойчивая связь и взаимодействия всех сторон личности как целостного образования.

Динамичес­кая, функциональная структура личности К.К. Платонова состоит из четырех рядоположенных подструктур:

1) подструк­тура направленности и отношений личности: мировоззрения, убеждения, идеалы, интересы, желания, цели, ценности. Под направленностью понимается совокупность устойчивых мотивов, ориентирующих деятельность личности.

2) подструктура социального опыта: знания, навыки, умения, привычки, культурный уровень, — опыт;

3) подструктура индивидуальных форм отражения: индивидуальные особенности отдельных психических процессов;

4) подструктура биологического обусловливания: типологические, возрастные, половые свойства личности, патологические изменения ВНД. Платонов выде­ляет также подструктуры характера и способностей, как нало­женные на четыре основные подструктуры.

Важное значение для разработки проблемы структуры лич­ности в отечественной психологии имели идеи С.Л. Рубинштейна и В.Н. Мясищева, хотя конкретные структуры были созданы их последователями.

А.Г. Ковалев выделяет следующие компоненты структуры личности:

— направленность (система потребностей, интересов, идеалов),

— способности (ансамбль интеллектуальных, волевых и эмоциональных свойств),

— характер (синтез отношений и способов поведения),

— темперамент (система природных свойств).

В.С. Мер­лин создал теорию интегральной индивидуальности, он описыва­ет две группы индивидуальных особенностей. Первая группа — «свойства индивида» — включает две подструктуры: темпера­мент и индивидуальные качественные особенности психических процессов. Вторая группа — «свойства индивидуальности» — имеет три подструктуры: 1) мотивы и отношения; 2) характер; 3) способности. Все подструктуры личности взаимосвязаны бла­годаря опосредующему звену — деятельности.

1. Интроиндивидный уровень – внутреиндивидный – это совокупность свойств, которыми обладает человек;

2. Интериндивидный уровень – это свойства, которые проявляются вне человека, в пространстве;

3. Метоиндивидный уровень – персонализация – над, вышеиндивидные свойства, которые выходят за пределы существующих здесь и сейчас связей с другими индивидами — это «вклады» в других людей.

Описывая общие подходы к изучению личности в зарубежной психологии, можно выделить два основных подхода — номотетический и идеографический. Номотетический подход подразуме­вает описание общих, универсальных законов функционирования личности. Главными методами здесь должны быть методы естест­венных наук — наблюдение, эксперимент, с использованием математико-статистической обработки данных. В идеографическом подходе подчеркивается уникальность, неповторимая целост­ность личности, а основными методами должны быть рефлексия и описание «частных случаев», данные которых теоретически обобщаются и интерпретируются.

Традиционно принято выделять:

— биогенетическое направление в психологии – т.е. все теории в которых доминирует биологическое начало, человек развивается как биологическое существо. Холл: закон рекапитуляции: процесс развития надо рассматривать как созревание, стадии которого универсальны. Кречмер: тип телосложения. Фрейд: поведение обусловлено бессознательными биологическими влечениями (инстинктами).

— социогенетическое направление – доминирует социальность. Теория научения – бихевиоризм – жизнь личности есть результат подкрепляемого научения, усвоения суммы знаний и навыков. Ролевая теория Морено: личность это набор устойчивых способов поведения определяемых статусом.

В зарубежной психологии существует огромное количество разнообразных теорий личности. Условно все они могут быть разделены на три большие группы: психоаналитические, бихевиоральные и гуманистические теории.

Психоаналитическое направление в психологии личности воз­никло на рубеже XIX — XX вв. Его основателем был 3. Фрейд. Более 40 лет он исследовал бессознательное и создал первую всеобъемлющую теорию личности. Главными разделами теории личности Фрейда были проблемы бессознательного, структура психического аппарата, динамика личности, развитие, неврозы, методы изучения личности. Впоследствии многие известные пси­хологи (К. Хорни, Г. Салливен, Э. Фромм, А. Фрейд, М. Кляйн, Э. Эриксон, Ф. Александер и др.) разрабатывали, углубляли и расширяли именно эти аспекты его теории.

Психическая жизнь, по Фрейду, протекает на сознательном, предсознательном и бессознательном уровнях. Область бессозна­тельного, как подводная часть айсберга, гораздо обширнее и мощнее других и содержит в себе инстинкты и движущие силы всего поведения человека.

В психоаналитической теории выделяются две основные груп­пы человеческих инстинктов: эротические инстинкты, или ин­стинкты жизни, и инстинкты смерти, или разрушительные инстинкты. Энергия инстинктов жизни называется «либидо». Инстинкты жизни включают в себя голод, жажду, секс и направ­лены на сохранение особи и выживание вида. Инстинкты смер­ти — деструктивные силы, могут быть направлены как вовнутрь индивида (мазохизм или самоубийство), так и вовне (ненависть и агрессия). Инстинкты содержат всю энергию, посредством кото­рой действуют три структуры личности, описанные Фрейдом. Это Ид, которая постоянно борется за инстинктивное удовлетво­рение и руководствуется принципом удовольствия (в ней распо­лагаются врожденные бессознательные влечения). Эго, которое стремится выполнять инстинктивные требования Ид на основе принципа реальности (располагается как в сознательном слое, так и в бессознательном). Супер-Эго, которое представляет влия­ние родителей и общественной морали. Эта структура формиру­ется в процессе жизни ребенка при идентификации с близким взрослым своего пола. В процессе идентификации у детей фор­мируется также Эдипов комплекс (у мальчиков) и комплекс Электры (у девочек). Это комплекс амбивалентных чувств, кото­рые испытывает ребенок к объекту идентификации. Эго личности определяют внешний мир, Ид и Супер-Эго, часто предъявляющие несовместимые требования. В тех случаях, когда Эго подвергает­ся слишком сильному давлению, возникает состояние, которое Фрейд назвал тревогой. Эго воздвигает своеобразные преграды против тревоги — защитные механизмы.

Фрейд одним из первых психологов-теоретиков проанализи­ровал развитие личности и указал на решающую роль раннего детства в формировании базовых структур личности. Он считал, что личность во многом формируется к концу пятого года жизни, а в последующем происходит развитие этой базовой структуры. Под развитием личности в психоаналитической кон­цепции понимается овладение новыми способами редукции на­пряжения. Источниками напряжения могут быть процессы физиологического роста, фрустрации, конфликты и угрозы. Существуют два основных метода, посредством которых индивид обучается разрешать напряжение — идентификация и смещение. Ребенок в своем развитии проходит ряд психосексуальных ста­дий. Конечная организация личности связана с тем, что привне­сено всеми стадиями.

Другим значительным направлением в зарубежной психологии личности является бихевиоризм. Интроспективной психологии, гос­подствовавшей в начале XX в., американским ученым Дж. Уотсоном была противопоставлена новая, объективная психология. Предметом изучения бихевиоризма стало поведение человека, а психология рассматривалась как экспериментальное направление естествознания, цель которого — предсказание и контроль пове­дения.

Все поведение человека может быть описано в схематизиро­ванном виде с использованием терминов «стимул» (S) и «реак­ция» (R). Уотсон считал, что человек изначально наделен неко­торыми простыми реакциями и рефлексами, но количество этих наследственных реакций невелико. Практически все поведение человека является результатом обучения через обусловливание. Формирование навыков, по Уотсону, начинается на самых ран­них этапах жизни. Системы основных навыков или привычек следующие: 1) висцеральная, или эмоциональная; 2) мануальная; 3) ларингальная, или вербальная.

Личность Уотсон определил как производное систем привы­чек. Описать личность можно в виде суммы действий, которые могут быть обнаружены при практическом изучении поведения за достаточно длительный период времени.

Проблемы личности и нарушения психического здоровья для бихевиористов — это не проблемы сознания, а нарушения пове­дения и конфликты привычек, что следует «лечить» с помощью обусловливания и разобусловливания.

Все последующие за работой Уотсона исследования были на­правлены на изучение отношений «стимул — реакция». Другой известный американский ученый Б.Ф. Скиннер попытался выйти за рамки этой формулы, чтобы учитывать воздействия окруже­ния на организм после проявления реакции. Он создал теорию оперантного научения.

Скиннер считал, что существуют два основных типа поведе­ния, характерных для личности: респондентное поведение, в ос­нове которого лежит классическое обусловливание, и оперантное поведение, как определяемое и контролируемое результатом, следующим за ним. Оперантная реакция, за которой следует позитивный результат, стремится повториться; оперантная реак­ция, за которой следует негативный результат, стремится не повторяться. Скиннер детально исследовал проблему подкрепле­ния: его виды, режимы, динамику. Результаты этих исследований нашли широкое применение в практике организации обучения и психотерапии.

Третье направление в зарубежной психологии личности — гу­манистическое — сформировалось как противостоящее психо­анализу и бихевиоризму. Оно не оформилось в единую теорети­ческую школу, а состоит из ряда школ, подходов, теорий: персо-нологического, гуманистического, экзистенциального, феномено­логического и других направлений. Характерной чертой, объединяющей все перечисленные направления гуманистической психологии, является рассмотрение человека как уникальной це­лостности, открытой миру и способной к совершенствованию. Основными представителями этого направления принято считать Г. Олпорта, А. Маслоу, К. Роджерса. Главными признаками гуманистического подхода: 1) целостный (холистический) подход к человеку; 2) психотерапевтический аспект заботы о человеке; 3) первич­ность субъективного аспекта; 4) доминирующее значение поня­тий и ценностей личности; 5) подчеркивание положительного в личности, исследование самоактуализации и формирование выс­ших человеческих качеств; 6) осторожное отношение к детерми­нирующим факторам личности, содержащим прошлое; 7) гиб­кость исследовательских методов и приемов, направленных на изучение личности нормальных или выдающихся людей, а не на частные процессы у больных людей или животных.

Разумеется, кратко описанные зарубежные направления в изучении личности не отражают всего многообразия существую­щих концепций. Кроме того, значительный ряд теорий строится на пограничных взглядах.

К Юго-Западной Азии относят Иран, Израиль, Кипр Турцию; страны Арабского Востока (Машрика): Бахрейн, Ливан, Иордания, Ирак, Йемен, Катар, Кувейт, Объединённые Арабские Эмираты, Оман, Саудовскую Аравию, Сирию; а также расположенные у южных границ Европы три кавказские страны – Грузию, Армению и Азербайджан.

Это регион взаимовлияния и взаимодействия трёх культур – арабской, тюркской и иранской. Юго-Западная Азия родина трёх крупнейших мировых религий – христианства, иудаизма и ислама. Иудаизм и христианство возникли среди евреев Палестины; иудаизм – в первой половине 1-го тысячелетия до н.э., христианство – на рубеже новой эры, однако судьба этих религий была разной. Заимствовав многие представления иудаизма: веру в единого Бога, загробную жизнь и другие, христианство стало мировой религией, а иудаизм так и остался преимущественно религией еврейского народа. На территории современного Израиля находится священный для всех трёх религий город – Иерусалим, основанный в середине второго тысячелетия до н.э.. Здесь расположены древнеиудейская (Стена Плача), раннехристианская (Гроб Господень) и мусульманская (мечеть Куббат ас-Сахра) Святыни.

Ислам появился в начале VII века на Аравийском полуострове. Здесь же находятся его главные религиозные центры – Мекка и Медина. Эта религия распространилась во время арабских завоевательных походов VII- IX вв. в другие области Юго-Западной Азии. В конце XX в. ислам является господствующей религией стран Юго-Западной Азии.

Область распространения и влияния арабской культуры наиболее широка. В середине VII – начале IXв. арабы в ходе завоеваний и переселений распространили свой язык и культуру на страны Ближнего и Среднего Востока, Северной Африки, Юго-Западной Европы (Испания). Арабский язык получил признание и в неарабских странах – Иране и Турции – как богослужебный благодаря его тесной связи с господствующим здесь исламом.

Все мусульманские народы Юго-Западной Азии, кроме турок и курдов, восприняли и арабский алфавит.

Иранская культура является древнейшей в регионе, её воздействие на культуру Юго-Западной Азии и мира в целом велико. В Иране возникли такие религии как зороастризм и манихейство. Главная идея зороастризма это – противопоставление добра и зла. Их вечная борьба составляет суть мирового процесса. Манихейство появилось в первой половине ІІІ в. в Иране. Главное в манихействе – это борьба сил добра и зла, света и тьмы за освобождение души. Эта религия в І тысячелетии распространилась на огромной территории от Испании до Китая. Манихейство преследовали все религии – христианство, зороастризм и ислам.

Тюркская культура, в отличие от арабской и иранской, не является

«коренной» для Юго-Западной Азии. Её древние основы сложились гораздо восточнее, в пределах Центральной и Восточной Азии. Сильнейший из тюркских народов – тюрки-османы – создал Османскую империю, которая господствовала в Юго- Западной Азии, и частично в Северной Африке и Южной Европе более 400 лет, с XV в. до 20-х годов XX в.

Эту преимущественно трёхцветную культурную картину региона дополняют ещё два небольших мазка – преимущественно христианский Кипр и иудейский Израиль. Впрочем, и здесь часть жителей (на Кипре – турецкая община, в Израиле – палестинские арабы) исповедуют ислам.

Большую часть Юго-Западной Азии занимают пустыни, окружённые горами и нагорьями. Там, где в пустыне находится источник воды, существуют оазисы – участки земли с богатой растительностью. Люди осваивали и расширяли их. Так в IV- III тысячелетии до н.э на территории современного Ирака появилась одна из древнейших цивилизаций – Месопотамия (Двуречье, воды Тигра и Ефрата).

С древности Юго-Западная Азия является ареной постоянных военных, религиозных и политических конфликтов.

Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет

Источник

Оцените статью