НАЦИОНАЛЬНАЯ КУЛЬТУРА
Новый словарь методических терминов и понятий (теория и практика обучения языкам). — М.: Издательство ИКАР . Э. Г. Азимов, А. Н. Щукин . 2009 .
Смотреть что такое «НАЦИОНАЛЬНАЯ КУЛЬТУРА» в других словарях:
Национальная культура — выступает синтезом культур различных социальных слоев и групп соответствующего общества, нации. Характеризуется единством территории, государственностью, общностью экономической жизни. совокупность обыденных и специализированных областей культуры … Энциклопедия культурологии
национальная культура — ▲ культура ↑ этнос аккультурация. восточный. ориентальный. обрусеть. обруселый. обрусительный. русифицировать. полонизировать. латинизировать. романизовать. украинизировать, ся. онемечить. славянофильство. англофильство. англофобство. галломания … Идеографический словарь русского языка
национальная культура — совокупность материальных и духовных ценностей нации, а также практикуемых данной этнической общностью основных способов взаимодействия с природой и социальным окружением. Н.к. проявляется в деятельности общества, государства, его социальных… … Этнопсихологический словарь
Национальная культура — 1. Специфическая организация и развитие конкретного народа, представленная в продуктах материального и духовного труда, в системе социальных норм и учреждений, в духовных ценностях, в отношениях людей к природе, между собой и к самим себе. 2 … Словарь социолингвистических терминов
НАЦИОНАЛЬНАЯ КУЛЬТУРА — совокупность материальных и духовных ценностей нации, а также практикуемых данной этнической общностью основных способов взаимодействия с природой и социальным окружением. Н.к. проявляется в деятельности общества, государства, его социальных… … Энциклопедический словарь по психологии и педагогике
национальная культура — 1. Специфическая организация и развитие конкретного народа, представленные: 1) в продуктах материального и духовного труда; 2) в языке; 3) в системе социальных норм и учреждений; 4) в духовных ценностях; 5) в отношениях людей к природе, между… … Словарь лингвистических терминов Т.В. Жеребило
Национальная культура — 1. Специфическая организация и развитие конкретного народа, представленные: 1) в продуктах материального и духовного труда; 2) в языке; 3) в системе социальных норм и учреждений; 4) в духовных ценностях; 5) в отношениях людей к природе, между… … Общее языкознание. Социолингвистика: Словарь-справочник
Национальная культура — совокупность обыденных и специализированных областей культуры национальной общности … Человек и общество: Культурология. Словарь-справочник
Национальная литература — НАЦИОНАЛЬНАЯ ЛИТЕРАТУРА. В буржуазном литературоведении и критике этим термином обычно пользовались для обозначения литературы национальных меньшинств, литературы угнетенных народов в отличие от литературы господствующей нации. Так, в довоенной… … Литературная энциклопедия
Культура Эстонии — В этой статье не хватает ссылок на источники информации. Информация должна быть проверяема, иначе она может быть поставлена под сомнение и удалена. Вы можете … Википедия
Источник
Культура национальная
КУЛЬТУРА НАЦИОНАЛЬНАЯ — совокупность культурных элементов и ценностей, которые распознаются людьми как «наше» и «не наше», способствуют осознанию ими своего единства и отличия от представителей других наций (народов).
Национальные культуры — это устойчивые образования, под воздействием которых осуществляется первичная социализация большинства людей, т. е. приобщение к культуре мировой. К. н., безусловно, включает а себя духовный, социально-политический и материальный компоненты, а не сводится только к духовной культуре (где традиционно рассматривают четыре ее элемента — религию, язык, нравственную и художественную культуру), как это иногда принято. Культурную специфику надо рассматривать как один из основных признаков нации, позволяющий отграничивать одну нацию от другой.
Удельный вес национальной составляющей, ее место в культуре нации и ее повседневной жизни неодинаковы у различных наций (народов), что исключает унифицированный подход к проблеме сохранения и развития культуры национальной. Такое понимание культуры национальной позволяет рассматривать специфические особенности культуры, которые складывались у каждой нации в процессе ее исторического развития, а также те черты, которые характеризуют ее неповторимое отличие от другой, но вместе с тем, конечно, и то, что роднит, сближает ее с другими культурами.
В чем же конкретно заключаются источники формирования национальной специфики культуры?
Следует отметить, что культурную специфику народа не следует понимать только в узком этнографическом смысле слова, как совокупность традиционно-бытовых особенностей материальной и духовной культуры, сложившихся в прошлом. Речь идет о культурных достижениях того или иного народа в целом, о его вкладе в современную мировую культуру.
Столетия, а иногда и тысячелетия существования народов со всеми особенностями их истории, уклада жизни и быта являются источником развития К. н. и ее специфики. Известно, что каждый народ развивает производство, устраивает свой быт, создает культуру в определенных природных условиях. Они оказывают значительное воздействие на психологию людей, на их повседневный образ жизни. Природные условия как фактор жизнедеятельности людей оказывают определенное опосредованное влияние на формирование особенностей культуры народов.
Неповторимый шум бурных рек с детства звучит в ушах горцев как прекрасная музыка. А народы, населяющие степи, их широчайшие просторы, создавали свои особые условия жизни, быта и культуры. Суровые условия севера и роскошная природа тропиков накладывают свою печать на культуру народов, населяющих эти области.
Важную роль в формировании особенностей культуры играют национальные традиции в широком смысле слова. Национальная специфика сохраняется не только в памятниках культуры, но и в живых традициях, присущих тому или иному народу. Особенности материального производства, исторического процесса в целом, природных условий, воздействуя в течение столетий на людей, ведут к образованию национальных особенностей, которые передаются по традиции из поколения в поколение и отражаются в культуре.
Для понимания национальных черт культуры того или иного народа важно знать особенности его мировоззрения, религии. Это находит свое отражение в литературе и искусстве. Очевидно, что понять сущность и специфику произведений культуры любого народа трудно без учета особенностей мировоззрения, сложившегося в ходе истории, и, разумеется, без субъективных его оттенков, присущих каждому деятелю культуры. Национальная специфика отражается и в форме, и в содержании произведений литературы и искусства.
В культуре национальной отражается не только психология народа, но прежде всего его история во всей ее противоречивости и конкретности, придающих культуре самобытность. Чем полнее культура воплощает историю народа, тем больше ее влияние на него, ее воздействие не только на сознание, на чувства народа, но и на его национальное бытие.
В своем развитии культура национальная проходит как бы две стадии (формы): а) традиционная культура, в данном случае культура национальная выступает как «культура в себе» и не выходит за пределы интересов этноса, существуя как локальная культура; б) современная культура; культура, типичная для стадии индустриальной цивилизации, вышедшая на мировую арену, способная аккумулировать другие культуры.
Процесс развития К. н. многопланов: с одной стороны, он сохраняет сильные элементы прошедших этапов, представляющие традицию (выступающую как важный признак этносоциальной общности), а с другой — отбрасывает устаревшие элементы, затеняя их новыми, соответствующими новым условиям.
Каждая культура национальная неповторима, ей присущи самобытные, уникальные черты; в этом смысле все культуры национальные как бы равноценны. Вместе с тем культуры существуют не изолированно друг от друга, они взаимодействуют. Как показывает исторический опыт, национальная замкнутость и ограниченность ведет к оскудению культуры национальной, к ее застою и однообразию. Культура каждой нации, впитывая культурные ценности других наций, творчески усваивает их, что служит гарантией дальнейшего развития культуры национальной.
Итак, культура национальная — это социальный феномен, который может быть осмыслен в контексте всех сторон общественной жизни нации — экономической, политической, духовной — характеризуя каждую из них с точки зрения присущего им человеческого содержания. Культура национальная транслирует традиции, ценности и духовный опыт нации.
Культура национальная представляет собой совокупность материальных, общественно-политических, научных, духовных и прочих ценностей, созданных непосредственно данной нацией, а также и ценностей, полученных ею в процессе взаимодействия с другими нациями. Высшие достижения культуры национальной в то же время становятся достоянием культуры других наций. Важная особенность мировой культуры заключается в том, что ее рост связан и с прогрессом каждой из составляющих ее культур национальных, и с усилением их сближения и взаимообогащения.
Культура национальная отличается от культуры этнической своей связью с развитым национальным самосознанием и патриотическими идеями. Отображая более высокий исторический этап социально-экономического прогресса народа, культура национальная оказывает на его развитие гораздо большее воздействие, чем прежние типы культуры.
См.: Культура нации, Культура этническая.
Тавадов Г.Т. Этнология. Современный словарь-справочник. М., 2011, с. 180-183.
Источник
Национальная культура
Большой толковый словарь по культурологии. . Кононенко Б.И. . 2003 .
Смотреть что такое «Национальная культура» в других словарях:
НАЦИОНАЛЬНАЯ КУЛЬТУРА — НАЦИОНАЛЬНАЯ КУЛЬТУРА. Исторически складывающееся мировоззрение народа, реализуемое в традициях, национальных реликвиях и получающее свое отражение в языке. Изучение языка без учета национально культурных традиций носителей языка обедняет процесс … Новый словарь методических терминов и понятий (теория и практика обучения языкам)
национальная культура — ▲ культура ↑ этнос аккультурация. восточный. ориентальный. обрусеть. обруселый. обрусительный. русифицировать. полонизировать. латинизировать. романизовать. украинизировать, ся. онемечить. славянофильство. англофильство. англофобство. галломания … Идеографический словарь русского языка
национальная культура — совокупность материальных и духовных ценностей нации, а также практикуемых данной этнической общностью основных способов взаимодействия с природой и социальным окружением. Н.к. проявляется в деятельности общества, государства, его социальных… … Этнопсихологический словарь
Национальная культура — 1. Специфическая организация и развитие конкретного народа, представленная в продуктах материального и духовного труда, в системе социальных норм и учреждений, в духовных ценностях, в отношениях людей к природе, между собой и к самим себе. 2 … Словарь социолингвистических терминов
НАЦИОНАЛЬНАЯ КУЛЬТУРА — совокупность материальных и духовных ценностей нации, а также практикуемых данной этнической общностью основных способов взаимодействия с природой и социальным окружением. Н.к. проявляется в деятельности общества, государства, его социальных… … Энциклопедический словарь по психологии и педагогике
национальная культура — 1. Специфическая организация и развитие конкретного народа, представленные: 1) в продуктах материального и духовного труда; 2) в языке; 3) в системе социальных норм и учреждений; 4) в духовных ценностях; 5) в отношениях людей к природе, между… … Словарь лингвистических терминов Т.В. Жеребило
Национальная культура — 1. Специфическая организация и развитие конкретного народа, представленные: 1) в продуктах материального и духовного труда; 2) в языке; 3) в системе социальных норм и учреждений; 4) в духовных ценностях; 5) в отношениях людей к природе, между… … Общее языкознание. Социолингвистика: Словарь-справочник
Национальная культура — совокупность обыденных и специализированных областей культуры национальной общности … Человек и общество: Культурология. Словарь-справочник
Национальная литература — НАЦИОНАЛЬНАЯ ЛИТЕРАТУРА. В буржуазном литературоведении и критике этим термином обычно пользовались для обозначения литературы национальных меньшинств, литературы угнетенных народов в отличие от литературы господствующей нации. Так, в довоенной… … Литературная энциклопедия
Культура Эстонии — В этой статье не хватает ссылок на источники информации. Информация должна быть проверяема, иначе она может быть поставлена под сомнение и удалена. Вы можете … Википедия
Источник
Культура страны определение национальная культура
Тульский государственный педагогический университет им Л.Н. Толстого
Кафедра философии
Губбыева З.О., Есина Т.А.
tgpu@tula.net
| | |
Социокультурные миры.
Но под словом культура можно так же понимать локальные культуры — культуру некого конкретного, исторически определенного общества. В процессе развития человечества возникают разнообразные локальные культуры. Каждая, из которых обладает своими специфическими чертами и особенностям. Это является следствием различий в географических и социально-исторических условиях существования стран и народов и их относительной обособленности друг от друга. Особое место среди локальных культур занимают культуры этнические и национальные, создаваемые от дельными племенами народами нациями.
Национальная культура – это совокупность символов, верований убеждений ценностей, норм образцов поведения, которые характеризуют духовную жизнь человеческого сообщества в той или иной стране, государстве. В государстве однородном в лингвистическом и этническом отношении может быть одна национальная культура. Однако в большинстве стран земного шара имеется несколько национальных культур, как правило, в этих странах можно выделить культуру большинства населения и национальных меньшинств. Между которыми устанавливаются либо отношения диалога, либо культурных конфликтов.
Внутри национальных культур выделяют субкультуры. Это культуры отдельных демографических или социальных слоев и групп воплощающие в себе их отличия их образа жизни, мышления и поведения от культурных общенациональных норм (молодежная субкультура, субкультура преступного мира, субкультуры религиозных конфессий). Особую роль в развитии культуры того или иного социума имеют конфессиональные субкультуры, которые складывается на основе принадлежности к тому ил иному вероисповеданию. Каждая из мировых религий создает свою разновидность субкультуры. Так же специфические субкультуры могут формироваться в рамках ветвей мировых религий, например в рамках христианства существуют католическая. Протестантская и православная культуры. Профессиональная субкультура – формируется на основе ценностей норм поведения и пр. разделяемых одной профессиональной группой. На формирование этой формы субкультуры большое влияние оказывает профессиональное образование и подготовка. Она тесно связана с содержанием работы и той ролью, которую играют в обществе ее представители.
Иногда отход субкультуры от общенациональной заходит так далеко, что ее приверженцы ее становятся в оппозицию к обществу и вступают в конфликт с существующими в нем традициями и правилами жизни. В таких случаях культура превращается в контркультуру. В узком смысле термин контркультура означает идейное течение и общественное движение групп студенчества, хиппи, альтернативных коммун. Идеология контркультуры носила полемическую направленность против
Культурами называют и культурные образования, охватывающие целые исторические эпохи и включающие в себя культуры различных стран и народов: например типы культур, которые складываются на различных этапах человеческой истории (первобытная культура, современная культура) Для обозначения образований такого рода используют термины «культурный мир», мета культура, цивилизация.
Социокультурные миры можно разделить по трем основаниям Первое основание: исторические типы культуры – сменяющие друг друга эпохи в развитии общества. Они делятся:
- Первобытная культура – самая длительная в истории человечества. Время возникновения определить точно не возможно, может быть она современно человечеству как биологическому виду. Сохраняется в некоторых районах земного шара до сих пор. Важнейшие черты первобытной культуры синкретизм – недиффиренцированность, неразделенность ее форм, возникающая в следствии их слабого развития (например и обычай и мораль и право и этикет, существуют в это время как единое целое). Первобытная культура бесписьменна, следствием этого являются очень медленные темпы накопления информации и соответственно культурного и социального развития. Первобытная культура была магической, жизнь первобытного человека проходила в выполнении множества ритуалов, которые представлялись ему столь же необходимыми как трудовые действия. На закате первобытной культуры у людей развивается мифологическое мировосприятие, человек переносит на окружающий мир свойства, которые замечает в самом себе, предметы представляются ему одушевленными наделенными волей, сознанием и эмоциями. Мифы складываются в целостную картину мира, единообразно объясняющую и природные и социальные явления.
- Восточная культура название условное в европейской культурологической науке издавна принято противопоставлять восточную культуру западной в качестве единого целого, но это не верно сама восточная культура тоже не представляет собой чего-то целостного. Существует значительная разница в образе жизни и мировоззрении народов Индии Китая Японии и т.д. Но все же у восточных культур есть ряд общих черт Восточное мировоззрение строится на самоизоляции человека от внешнего мира, уходе во внутреннюю духовную жизнь. Для Востока характерно пассивное подчинение человека всеобщей жизненной силе природы. Истинное знание в восточной культуре мыслится как невыразимое словами, восточная культура ценит глубокомысленное погружение в себя. Молчание. Восточное искусство и наука более возвышены и менее связаны с конкретной реальностью менее утилитарны. Для восточного общества свойственна повышенная ценность традиции, поэтому прогресс не является там самоцелью, его ценность не рассматривается как само собой разумеющееся. Строгость и нерушимость традиционных социальных регуляторов. Это так же сдерживает социальное развитие, делает восточное общество более устойчивым. На востоке всегда юли сильны ценности индивидуализма.
- Античная культура – возникает с образованием греческих полисов – городов-государств на землях Греции и Малой Азии в нач. 1 тыс. до н.э. завершается падение Римской империи в 5. в. до н.э. Античная культура так же находилась под сильным влиянием мифологии, но античная культура обладала письменностью, поэтому миф престает быть единственным средством сохранения информации. К мифу начинают относиться более свободно, он становится почвой для развития искусства литературы, философии. Они становятся основными сферами развития греческой культуры. Продолжение и развитием греческой культуры была культура Древнего Рима, новым в ней было особое внимание к вопросам политики и права. Философия государства и права зародилась так же в Греции, но в маленьких городах-государствах не было необходимости в развитой юриспруденции, а Рим быстро превратился в огромную державу. Римская культура заложила основу всего европейского правосознания.
- Средневековая культура условно его рамками считается период с 5 по 15 вв. В формировании средневековой культуры приняли участие три силы 1. традиции дряхлеющей греко-римской культуры, сохранялась главным образом в городах основанных римлянами. 2. дух варварства его носителями были жители бывших провинций римской империи и приграничных районов, большинство из них принадлежали к германской группе народов. 3. Христианство оказало особенно сильное влияние на развитие культуры Европы. Кроме того христианство несло в себе следы влияния восточных культов и восточной культуры. Эти три начала существовали в истории средневековой европейской культуры взаимодействуя и борясь между собой. Отличительной чертой средневековой культуры были иррационализм и мистика, которые сочетались с очень низким уровнем образрванностии населения. В следствии этого средневековый человек руководствовался в жизни не столько логическими рассуждениями сколько догматическими установлениями. Средневековой культуре очень свойственен символизм, тайный символический смысл придавался многим вещам и словам. Аскетизм. Провиденциализм, предопределение. Влияние церкви на все стороны жизни общества.
- Культура Возрождения. – первые признаки появились уже в конце 13 в., расцвета достигло в 15-16. Термин Возрождение возникает в середине XIX века в него вкладывался не только смысл восстановления античной культуры, но и рождения Новой культуры. Наиболее развернутая концепция Возрождения подразумевала обновление духовной жизни, восстановление того что составляет своеобразие человека, причем старая цивилизация становится инструментом такого обновления. Корни Ренессанса видели в восстановлении Римского государства (Кола ди Риенци), но язычество в ренессансной культуре было только данью моде. Подражание античности было стимулом к самообновлению. Значительное влияние на развитие философских учений Ренессанса оказал Корпус Герметических сочинений, вавилонская традиция, возникшая в конце эпохи принципата, и позднее не правильно связанная с Зороастром, и орфические гимны так же восходящие к эллинизму. Некоторые из этих произведений даже признавались церковью в следствии сходства с христианской традицией.
Характерной чертой философской мысли эпох Возрождения был гуманизм. Но его нельзя считать исключительно философским явлением. На этот счет существуют две основных точки зрения, некоторые историки философии предлагают использовать его как чисто технический термин, связанный с развитием дисциплин риторико-литературного цикла дополняемых некоторыми исследованиями в области философией морали. Другие указывают что это не отражает всего богатства изменений происходящих в духовной культуре того времени, хотя у гуманистов не было систематических философских доктрин, они компенсировали это конкретными исследованиями в области этики политики, экономики эстетики и пр. Важнейшей отличительной чертой гуманизма является не то, что они обратились к античному наследию, а то, что они стремились поместить идеи прошлого в определенный исторический контекст, в отличие от средневековых мыслителей, которые внимательно изучали Аристотеля, но подходили к нему внеисторически. Второй важнейшей особенностью гуманизма было то что его начало совпало со значительным оживлением политической жизни и проблематики, почти все великие гуманисты были людьми государственными. Основными идейными течениями в рамках гуманистического течения стала линия гражданского гуманизма (Л-Б. Альберти, Л. да Винчи, Поджио, Манетти) и гуманистическая этика эпикуреизма (Раймонди, Валла, участники Платоновской Академии). Антиклерикализм. Представления о равенстве всех людей. Реформация. Утилитаризм и практицизм. - Новое время– 17 до нач. 20 вв. Эпоха Возрождения и Реформации заложили основы новой культуры. Дух капитализма. Новая этика мирского призвания. Интерес к миру. Развитие торговли промышленности. Высокий авторитет знания.
Новое естество знание. Ньютоновская научная революция (XVI-XVIII века), Ее исходным пунктом считается переход от геоцентрической модели мира к гелиоцентрической, этот переход был обусловлен серией открытий, связанных с именами Н. Коперника, Г. Галилея, И. Кеплера, Р. Декарта, И. Ньютон, подвел итог их исследованиям и сформулировал базовые принципы новой научной картины мира в общем виде. Основные изменения:
Классическое естествознание заговорило языком математики, сумело выделить строго объективные количественные характеристики земных тел (форма величина, масса, движение) и выразить их в строгих математических закономерностях.
Наука Нового времени нашла мощную опору в методах экспериментального исследования, явлений в строго контролируемых условиях.
Естествознания этого времени отказалось от концепции гармоничного, завершенного, целесообразно организованного космоса, по их представления Вселенная бесконечна и объединена только действием идентичных законов.
Доминантой классического естествознания, становится механика, все соображения, основанные на понятиях ценности, совершенства, целеполагания, были исключены из сферы научного поиска.
В познавательной деятельности подразумевалась четкая оппозиция субъекта и объекта исследования. Итогом всех этих изменений явилась механистическая научная картина мира на базе экспериментально математического естествознания.
Источник