- Культура страны средней азии
- Культура древних народов Средней Азии и Ирана
- Традиции и обычаи Средней Азии, культура, народные праздники
- Историческое наследие региона
- Семья
- Брак в Средней Азии
- Праздники
- Восточное гостеприимство в среднеазиатских странах
- Родственные отношения
- Уважение к старшим
- Многодетность
- Женщины Востока
- Регионы Средней Азии
- Сохранение традиций
Культура страны средней азии
Культура древних народов Средней Азии и Ирана
Раскопки, произведённые советскими археологами на территории Средней Азии, главным образом Хорезма, обнаружили множество памятников материальной культуры, которые дают некоторое представление о культуре древнейших народов Средней Азии. Наибольший интерес представляют оросительные сооружения, в частности большие каналы, а также крупные поселения, обнесённые стенами, которые говорят о довольно значительном развитии строительной техники. Изображения согдийца, бактрийца, хорезмийца и саков, сохранившиеся на рельефах, найденных в Персеполе, рисуют одежду, головные уборы и своеобразное оружие этих племён Средней Азии. По свидетельству Геродота, саки пользовались луками, короткими мечами (акинаками) и секирами, которые обычно делались из меди. Описывая быт массагетов, Геродот говорит, что у них были медные грудные панцыри для лошадей, золотые уздечки и удила. На основании этих описаний и археологических находок можно предполагать, что металлургия достигла значительного развития у древних народов Средней Азии, в частности у хорезмийцев.
Большой интерес представляет проблема изучения эпоса древних народов Средней Азии. Некоторые эпические сказания этих древних народов, несомненно, были использованы греческими. писателями. Таков, например, рассказ о борьбе Кира с царицей массагетов Томирис, который восходит к народным сказаниям времени матриархата, пережиточно сохранившимся в кара-калпакском эпосе. Отдельные мотивы народного эпоса саков сохранились у позднеантичного писателя Полиэна (II в.), который рассказывает о том, как мужественный сак Ширак завёл персидские войска в пустыню и пожертвовал жизнью, чтобы этим подвигом спасти свой народ от персидского нашествия. В этих эпических сказаниях воспевались и возвеличивались геройские подвиги доблестных сынов и дочерей народов Средней Азии, ведших упорную борьбу с персами за независимость и свободу своей родины. Наконец, в более поздней литературе, например, в знаменитой поэме Фирдоуси «Шах-Наме» сохранился целый ряд обломков древних народных сказаний и эпических поэм, созданных древними народами Средней Азии. Таков, например, древний легендарный рассказ о том, как кузнец Каве победил страшного дракона Дахаку, образ которого сохранился преемственно в таджикском фольклоре под именем «Аждахо». Таков и древний легендарный рассказ о знаменитом герое Рустаме, который боролся с врагами, чудовищами и даже со своим родным сыном Сохрабом, которого он не узнал. Наконец, к древнему эпосу народов Согдианы и Хорезма восходит образ юного героя Сиявуша, который слился с образом бога умирающей и воскресающей природы. Многочисленные мотивы, эпизоды и сюжеты народной литературы древних народов Средней Азии сохранились в «Авесте», в более поздней художественной литературе восточных народов, например в «Шах-Наме», наконец, бытуют до сих пор в фольклоре народов Средней Азии.
Персидские воины. Орнаментация стены из эмалированных кирпичей в Сузах. Париж. Лувр
Таким образом, древние персы во многом использовали культурные достижения народов Средней Азии, а также целого ряда других древневосточных народов. Ещё Геродот отметил, что «обычаи чужеземцев персы перенимают охотнее всякого другого народа. Они носят даже мидийское платье, находя его красивее туземного, а для войны облачаются в египетские панцыри», Персидское изобразительное искусство впитало многие мотивы более древней культуры народов Месопотамии. Так, например, персидского царя часто изображали в виде героя, поражающего фантастического зверя, подобно тому как изображали древнешумерийского царя и героя Гильгамеша, рассказ о подвигах которого получил широкое распространение во всей Передней Азии и образ которого был увековечен на множестве памятников искусства. Верховного бога Ахурамазда персы изображали в виде небесного царя, находящегося в крылатом солнечном диске, что живо напоминает аналогичное изображение верховного бога ассирийцев — Ашшура.
Процессия данников. Рельеф из дворца Ксеркса в ПЕрсеполе. V в. до н. э.
На одном бронзовом сосуде из Нехавенда сохранилось изображение, выдержанное в древнешумерийском стиле. Рельефы, покрывающие стены персидских дворцов, по своим сюжетам, отчасти по художественному стилю и по технике исполнения очень близки к рельефам ассирийской и нововавилонской эпох. Применение террас и лестниц, а также огромных статуй гениев-охранителей царского дворца в виде фантастических животных (шеду-ламассу), роднит архитектуру Персии с зодчеством народов древней Месопотамии. Наконец, очень широкое использование колонн было заимствовано персами в Египте.
Оттиск печати персидского царя Артаксеркса. Москва. Государственный музей изобразительных искусств
Заслугой древних персов является уменье творчески перерабатывать все эти иноземные художественные элементы в едином монументальном художественном стиле. Этот стиль особенно чётко выражен в архитектуре царских дворцов, развалины которых сохранились в Персеполе. Здесь были раскопаны остатки грандиозных дворцовых зданий, воздвигнутых царями из династии Ахеменидов. Хорошо сохранились каменные части, в частности монументальные наличники дверей дворца Дария с его двумя величественными залами, затем торжественный приёмный зал (трипилон), далее зал царских аудиенций (ападана), наконец, грандиозный стоколонный зал с замечательными, высокохудожественными своеобразными каменными колоннами. Прекрасное представление о высших достижениях древне-персидской скульптуры дают рельефы, украшавшие лестницы и стены персепольских дворцов. Эти рельефы изображают персидского царя, его сына и наследника, высших сановников государства, наконец, данников, которые несут царю самые разнообразные дары. Эти ритмично расположенные длинной вереницей данники изображены с большим художественным мастерством, свидетельствующим о высоком развитии древне-персидского искусства.
В древнеперсидской религии и в искусстве древних персов можно обнаружить некоторые следы греческого культурного влияния. С другой стороны, персы, как и народы Средней Азии, несомненно, оказали некоторое влияние на развитие античной культуры. На фасаде древнеперсидской гробницы, называемой «Кормилица и княжна», сохранились две протодорические колонны. Очень характерен в этом отношении и религиозный дуализм народов Средней Азии и Ирана, который объяснял влияние природы на жизнь людей извечной и постоянной борьбой бога света с силами мрака. Это религиозное учение оказало значительное влияние на развитие греческой религиозной философии, в частности на развитие позднегреческого гностицизма, и в некотором отношении легло в основу христианской религии.
На восточных границах Персия соприкасалась с индийскими племенами, в частности с племенем, населявшим индийскую область Гандхара. Мы знаем, что персидские цари совершали военные походы в области Северо-Западной Индии и поэтому нередко сталкивались с племенами, населявшими эти индийские области. При раскопках в Северной Индии были обнаружены скульптуры, ясно свидетельствующие о проникновении греческого искусства в эти отдалённые восточные области. Таким образом, Персия и Средняя Азия становились мостом, соединявшим далёкий восточный мир и страны Передней Азии с миром античной культуры.
Рельеф с изображением головы персидского воина. Москва. Государственный музей изобразительных искусств
Источник
Традиции и обычаи Средней Азии, культура, народные праздники
Традиции и обычаи Средней Азии имеют очень обширные корни, уходящие в глубь веков. И перед тем как коснуться их содержания, нужно уделить некоторое внимание тому историческому наследию, которое передали современным потомкам древнейшие государства Средней Азии.
Историческое наследие региона
Средняя Азия внесла огромный вклад в искусство, науку, архитектуру и литературу всей мировой цивилизации, оставила неизгладимый след в нашей общей истории. В далекие времена искусными ремесленниками и рабами здесь строились невероятные по своей красоте и инженерной мысли дворцы и храмы, цветущие города и поселения, многие из которых и по сей день являются украшением мировой исторической архитектуры. Жизненный уклад, историческая судьба, традиции и обычаи Средней Азии описаны в статье.
XIII-XIV вв. в Средней Азии знаменуются как период строительства величайших дворцов и мавзолеев, поражающих соразмерностью своих пропорций, украшенных ярким, красивым орнаментом. Многие памятники архитектуры того периода дошли и до нас. Среди них можно отметить неповторимую площадь Регистан, являвшуюся в то время центром Самарканда; прекрасную мечеть Биби-Ханум; погребальный склеп Гур-и-Эмир, отличающийся от остальных своим необычным бирюзовым куполом.
Народные умельцы уже в XV-XVII вв. возвели на площади Самарканда такие сооружения, как медресе Улугбека, Тилля-Кари и Щир-Дор («Здание со львом»). История среднеазиатской архитектуры – яркое свидетельство того, что именно народ всегда являлся создателем памятников духовной и материальной культуры этих стран.
1220 год стал для народов Средней Азии трагическим — началось монгольское нашествие. Полчищами Чингисхана были разорены процветающие города и селения, уничтожены древнейшие памятники архитектуры и культура этих народов. Долгие десятилетия захватчиками удерживалась данная территория, и это, разумеется, также очень повлияло на традиции и обычаи Средней Азии, оставило свой неизгладимый отпечаток, который виден и в наши дни. Более того, различными следами монгольского нашествия полна почти вся зарубежная Азия.
Семья
Семья и семейные ценности имеют самое важное значение у жителей Средней Азии. Особенно это касается детей. Языки народов этих стран содержат множество афоризмов, посвященных именно детям: «Ребенок дорог, словно сердце», «Не будет в семье счастья без ребенка», «Родное дитя – украшение дома» и т. д.
Каждая семья с особой радостью и трепетом воспринимает рождение ребенка. Такое счастливое событие имеет свой традиционный ритуал. Согласно обычаю, сразу несколько добрых глашатаев садятся на коней (если все происходит в селении) и проносятся по улицам, сообщая счастливую новость о рождении младенца родным, соседям, друзьям и знакомым, которые преподносят им за это различные подарки и подношения, высказывают добрые напутственные речи: «Пусть ваше потомство множится из поколения в поколение», «Желаем вам лицезреть свадьбу детей» и т. д.
Семейные отношения на Востоке всегда отличались своим консерватизмом. Традиционная среднеазиатская семья представляет собой довольно большую группу людей, состоящую из отца, его жены, их сыновей со своими женами, детьми, а порой и внуками, вместе проживающими в одном доме. Известно, что в горном Таджикистане в XIX веке встречались семьи численностью более ста человек. Подобные большие семьи, по сути, являлись общинами с собственными земельными наделами и принципом «все доходы в общую кассу». Даже пища родными потреблялась совместно: все, от мала до велика, собирались за одним столом. Подобные общины, как правило, были очень крепкими и сплоченными. Со временем большесемейные отношения превратились в пережитки прошлого, хотя еще в середине прошлого века некоторые этнографы отмечали, что для отца уход из родного дома сына и обустройство им собственного угла считались серьезным оскорблением.
Кочевым народам региона также известно о понятии большой семьи, правда, здесь ее члены могли проживать в разных юртах, но лишь одна «отцовская» юрта возвышалась на фоне остальных.
В конце XX века среднеазиатская семья претерпела некоторые изменения. Здесь старшие сыновья, женившись, уже могли, что называется, отправиться на вольные хлеба, создать свой отдельный очаг. Лишь младший сын, наследовавший все состояние родителей, должен был остаться, чтобы ухаживать за ними в старости. Такой принцип, кстати, является основополагающим для большого числа народов, включая народы Кавказа.
Брак в Средней Азии
В среднеазиатских семьях имеются два типа заключения браков. Согласно первому типу (экзогамному), молодому человеку или девушке запрещено вступать в брак с родственниками по отцовской линии до 7-го колена. Такая модель построения браков свойственна каракалпакам, казахам и части киргизов. Другой тип построения браков (эндогамный), когда женятся дети ближних и относительно дальних родственников, относится к туркменам, таджикам и узбекам. Хотя стоит отметить, что традиционные внутриродовые отношения претерпели некоторые изменения вследствие постоянных войн, переделов территории и переселений. Особенно это касается туркменского народа, где могут встречаться как экзогамные, так и эндогамные семьи.
Невзирая на различие принципов заключения браков, один фактор является основополагающим: жених должен выплатить калым семье невесты. Сегодня он, как правило, представляет собой определенную денежную сумму, но в селениях еще сохранилась традиция передачи какого-то количества скота в качестве калыма. Сторона невесты, в свою очередь, по традиции должна приготовить приданое, состоящее обычно из одежды и бытовых предметов, а у кочевников раньше в приданое обязательно входила еще и юрта.
У кочующих народов также существовал обычай леввирата, заключающийся в том, что вдова обязана была вступить в брак с братом умершего супруга. Делалось это из экономических соображений – все имущество почившего человека, унаследованное супругой, должно было остаться в его роду. Для женщины такая форма брака порой была подобна трагедии.
Наверняка, вы также слышали о таких архаичных обычаях, как «брак в колыбели», когда родители заключали договор о женитьбе своих детей, когда те еще были в младенческом возрасте, и брак с похищением.
Праздники
Праздники народов Средней Азии включали в себя не только основные ритуальные обряды, но также различные игры, развлекательные состязания (в которых, кстати, проявлялось и межродовое соперничество), выступления актеров, поэтов и музыкантов. Самыми почитаемыми и древними праздниками у народов Средней Азии являются Курбан-байрам, Ураза-байрам, Новруз.
Восточное гостеприимство в среднеазиатских странах
Даже люди, никогда не бывавшие в странах Средней Азии, наверняка имеют представление о восточном гостеприимстве. Хозяин дома никогда не оставит голодным своего гостя, даже если тот зайдет всего на пять минут. Стол обязательно будет уставлен различными яствами, сладостями, подадут душистый чай.
Некоторые историки утверждают, что традиции гостеприимства в Средней Азии ввел не кто иной, как Чингисхан, под правлением которого находилась почти вся зарубежная Азия. Его приказ гласил, что в каждом доме гостя, ищущего кров, следует принимать с особым почтением, дружелюбием и уважением, даже если гость этот – совершенно незнакомый человек. В случае же нарушения данного указания негостеприимного хозяина ожидала страшная участь: его крепко привязывали к двум разгоряченным лошадям, которых пускали в разные стороны.
Возможно, именно по этой причине гостеприимство, ставшее вскоре не государственным, а нравственным законом, в Средней Азии является неотъемлемым элементом культуры. Отказать в крове хозяева могли лишь в случае, если гость вел себя грубо.
Стоит отметить, что сегодня подобные традиции несколько поблекли, но все же сохранились.
Родственные отношения
Родственные отношения у народов Средней Азии всегда имели важнейшее значение. Из-за принадлежности к определенной фамилии человек обязан помогать «своим», даже если родственник в чем-то не прав. Обычным является здесь то, что человек, занявший высокую должность, окружает себя членами своего рода.
Родоплеменные связи играют большую роль в жизни каждого жителя Средней Азии. Существует обычай, который для многих европейцев может показаться довольно странным и обременительным: по возвращении из дальней поездки человек должен привезти подарки всем своим родственникам, которых некоторые фамилии насчитывают больше сотни. Вообще, следует понимать, что в Средней Азии в гости с пустыми руками не ходят.
Уважение к старшим
Данный обычай, как одна из обязанностей каждого жителя среднеазиатского региона, известен издревле. Уважение к старшим необходимо проявлять, даже если различие в возрасте составляет лишь несколько лет. Младший должен выполнить желание старшего, если последний просит его куда-либо пойти, что-либо принести или совершить какое-нибудь действие вместо него. Отказывать неприлично. В присутствии старших людей остальным следует разговаривать сдержанно. Таким образом, постороннему человеку легко определить самого старшего в группе людей. Благодаря такой возрастной иерархии поддерживается строгая дисциплина и во время многолюдных собраний: старших слушают, не перебивая, им достаются самые лучшие места.
Многодетность
Многодетность также является характерной чертой среднеазиатского общества. В семье может быть 5-7 и больше детей. Нередкими являются случаи, когда одна семья воспитывает более 10 отпрысков. Желание иметь много детей – древнейший постулат в Средней Азии. Отношения между детьми, как правило, очень теплые, старшие всегда готовы прийти на помощь младшим. Обычным является и то, что дети очень рано привлекаются к труду.
Женщины Востока
Женщинам в Средней Азии всегда отводилось второстепенное значение. Во многом это произошло благодаря появлению здесь новой религии. Ислам предписывал женщинам занимать лишь подчиненную роль. На всех собраниях, будь то праздники или поминки, женщины традиционно уединялись в своем кругу. Опять-таки, согласно религиозным предписаниям, мужчине запрещено выполнять женскую работу (а таковой, как известно, является практически вся работа по дому). Поэтому женщины Востока работали всегда очень много.
Сегодня положение женщин и мужчин в обществе, особенно в городах, практически уравнялось. Хотя в большинстве современных семей явно прослеживается главенствующая роль мужчин.
Регионы Средней Азии
Территория Средней Азии объединяет несколько стран. Среди них: Республика Казахстан, Республика Туркмения, Республика Узбекистан, Республика Киргизия и Республика Таджикистан. Население Средней Азии составляет около 70 млн человек. Их традиции и обычаи во многом одинаковы, но имеется и немало отличий.
Так, Таджикистан, обычаи которого сами по себе довольно интересны, известен удивительными свадебными церемониями. Таджикская свадьба продолжается целых 7 дней. В первый из них жених и невеста объявляют всем о решении пожениться. Обе семьи по очереди устраивают торжественные церемонии, продолжающиеся по три дня.
А в Узбекистане (особенно в селениях) по сей день некоторые дома имеют обычай, по которому женщинам и мужчинам предписано сидеть за разными столами. Также по прибытии в дом гостей хозяин усаживает их сам, наиболее уважаемые гости получают места, расположенные подальше от входа.
Туркмения – самое закрытое государство из всех среднеазиатских. Туда довольно сложно попасть, лишь недавно в этой стране появился свободный доступ в интернет, но тем не менее многие известные ресурсы (такие как Facebook и Twitter) все еще закрыты. Сложно сказать, как живут в Туркмении. Многие заядлые туристы сравнивают эту страну с Северной Кореей. Стоит отметить, что исламские принципы здесь, как, впрочем, и в других странах Средней Азии, не так сильны. К примеру, замужние женщины могут не закрывать лицо платком, если к этому нормально относится ее семья.
Культура Средней Азии чрезвычайно богата. Издревле здесь жили и работали известные поэты, писатели, публицисты и музыканты. Особенно ярко выделяется культура Казахстана. Не многие знают, что первый казахский кинофильм «Амангельды» был снят в далеком 1939 году. Современный кинематограф страны подарил нам такие известные и признанные ленты, как «Кочевник» и «Монгол». Культура Казахстана действительно богата и включает в себя множество театральных постановок, песен, литературных произведений, которые любят и ценят на всем постсоветском пространстве и за его пределами.
Республика Киргизия издревле известна ковроделием. Ковер здесь – фактически основной элемент интерьера и свидетельство древней истории страны. Поскольку ковры киргизы изготавливают из овечьей шерсти, то их, скорее, валяют, а не ткут.
Национальная одежда киргизов практически не претерпела изменений за 700 лет, особенно это заметно в сельской местности. Интересен тот факт, что одежды незамужних девушек, как правило, украшены более причудливо, нежели у замужних. Разумеется, в городах редко на ком можно увидеть традиционный наряд, его место занял стандартный европейский костюм.
Сохранение традиций
Традиционные культуры народов Средней Азии владеют большим количеством оформившихся школ ремесленнического и исполнительного мастерства, передающихся уже много лет из поколения в поколение. Существует сложившийся педагогический процесс, именуемый «устоз-шогирд», что в переводе означает «мастер-ученик». Известно, что молодой человек должен провести с учителем достаточное количество времени, которое может составлять многие годы, чтобы получить благословение на свою творческую деятельность. Благодаря таким устоявшимся правилам передачи навыков от учителей к ученикам, богатые и удивительные традиции и обычаи Средней Азии в большинстве своем сохранились и до наших дней, а это, как известно, гарант процветания и сохранения идентичности любого народа и любой страны.
Источник