Культура возрождения стран северной европы

Школьная Энциклопедия

Искать

Северное Возрождение

Подробности Категория: Изобразительное искусство и архитектура эпохи Возрождения (Ренессанс) Опубликовано 20.12.2016 14:19 Просмотров: 6761

Под термином «Северное Возрождение» понимают эпоху Возрождения в Северной Европе или, в более обобщающем значении, – во всей остальной Европе, за исключением Италии и за её пределами.

В каждой стране Возрождение имело определённые специфические черты.

В чём отличие Северного Возрождения от итальянского Возрождения?

Итальянский Ренессанс шёл по пути развития светского гуманистического мировоззрения. Это было связано с тем, что интеллектуальная и культурная жизнь страны базировалась на результатах схоластической науки, нового интереса к античности, проявления самосознания личности. Но итальянский Ренессанс практически не имел влияния на другие страны до 1450 г., и только после 1500 г. этот стиль стал распространяться в Европе.
В Северной Европе в это время ещё процветало искусство зрелой готики, там только начинали развиваться идеи религиозного обновления.
На искусство Северной Европы бо́льшее влияние имело готическое искусство, здесь уделялось ме́ньшее внимание изучению анатомии и античного наследия, художники в основном увлекались натурализмом деталей.
Важной идеологической составляющей явилась Реформация – широкое религиозное и общественно-политическое движение в Западной и Центральной Европе XVI-начала XVII вв., направленное на реформирование католического христианства в соответствии с Библией.

Представители изобразительного искусства и архитектуры Северного Возрождения

Прежде всего это представители Нидерландов и Германии. Фламандо-голландская и немецкая живопись представлены наиболее выдающимися художниками: Ян ван Эйк, Хуберт ван Эйк, Робер Кампен, Гуго ван дер Гус, Рогир ван дер Вейден, Ханс Мемлинг, Гертген тот Синт Янс, Квентин Массейс, Бернар ван Орлей.
Более поздний период Северного Возрождения представляют Босх, Брейгель, Иоахим Патинира, Адриан Изенбранта, Ян Провоста, Ян ван Скорела, Корнелис Энгелбрехтсен, Артген ван Лейден.

Читайте также:  Экономический рост стран еврозоны

Нидерланды

В начале XVI в. в нидерландской живописи отмечается развитие портретной живописи, элементов бытового жанра, пейзажа, натюрморта.

Ян ван Эйк (около 1385/1390-1441) – фламандский живописец раннего Северного Возрождения, мастер портрета, автор более 100 композиций на религиозные сюжеты. Он был младшим братом художника и своего учителя Губерта ван Эйка (1370-1426).
Ян ван Эйк усовершенствовал масляные краски, именно после него масло получило всеобщее признание, а масляная техника живописи стала традиционной для Нидерландов; в XV в. она распространилась в Германии и во Франции, а затем и в Италии.

Хуберт ван Эйк, Ян ван Эйк. Гентский алтарь. 375х520 см. Собор Святого Бавона (Гент)

Самое крупное и знаменитое произведение ван Эйка – Гентский алтарь. Художник работал над ним в 1422-1432 гг. по заказу богатого гентского бюргера Йодока Вейдта для его семейной капеллы. Этот грандиозный многоярусный полиптих (складень) из 24 картин с изображением 258 человеческих фигур находится в Соборе Святого Бавона в Генте. Надпись на алтаре сообщает, что он был начат Хубертом ван Эйком, «величайшим из всех», и закончен его братом Яном, «вторым в искусстве».

Портрет Босха. Карандаш, сангина 41×28 см

Иероним Босх (Еру́н Анто́нисон ван А́кен) (1450-1516) – нидерландский художник, один из крупнейших мастеров позднего Северного Возрождения. Его считают одним из самых загадочных живописцев в истории западного искусства.
Искусство Босха всегда притягивало искусствоведов и зрителей. Смысл его картин пытались разгадать современники, делают это и последующие поколения. Раньше всю «чертовщину» на картинах Босха признавали всего лишь забавой для зрителей, предназначенной для того, чтобы пощекотать нервы. Но современные учёные находят в творчестве Босха глубокий смысл, который до сих пор однозначно не объяснён. Его творчество считают началом сюрреализма, извлекающего свои образы из глубин подсознания. Но не исключают и влияние на его творчество алхимии, астрологии, чёрной магии. Некоторые связывают его творчество с различными религиозными ересями.

Иероним Босх. Фрагмент правой части триптиха «Сад земных наслаждений»

«Кто бы был в состоянии рассказать о всех тех бродивших в голове Иеронима Босха удивительных и странных мыслях, которые он передавал с помощью кисти, и о тех привидениях и адских чудовищах, которые часто более пугали, чем услаждали смотревшего!» (Карел ван Мандер «Жизнь замечательных нидерландских и немецких живописцев»).

Архитектура Нидерландов, как и остальных стран Северного Возрождения, в XV в. хранила традиции готики, но в XVI в. заимствования в Италии ордерных принципов привело к выработке местного стиля, где ордер играл преимущественно декоративную роль (Кристиан Сиксденирс, Корнелис Флорис). В таком духе строились ратуши, помещения цехов и гильдий, городские дома с узкими фасадами и высокими фронтонами.

Утрехтский собор (XIII-XVI вв.) – первый и долгое время единственный кафедральный собор в Нидерландах

Германия

Немецкое Возрождение (конец XV-начало XVI вв.) отличается сложным сплетением старого и нового, национального и итальянского, светского и религиозного, идей Реформации и гуманизма. Универсальность и сложность искусства Альбрехта Дюрера, яркое полыхание красок и избыточность эмоций творчества Матисса Нитхардта, декоративность и фантастика Лукаса Кранаха, гуманистическая ясность и законченность портретов Ганса Гольбейна, острая публицистичность станковой и книжной графики характеризуют немецкое Возрождение.

В Германии наиболее значительными художниками были Альбрехт Дюрер, Маттиас Грюневальд, Лукас Кранах старший, Альбрехт Альтдорфер, Ганс Гольбейн, Ханс Бальдунг, Вольф Губер, Мастер M. S. и др.

Ганс Гольбейн Старший. Автопортрет

Ганс Гольбейн Старший (1465-1524) – немецкий живописец. Старший в известной семье художников, к которой принадлежали его брат Зигмунд и сыновья Амброзиус и Ганс Гольбейн Младший.
Его раннее творчество носит следы влияния фламандской школы, более позднее – итальянского Возрождения.

Ганс Гольбейн Старший «Святой Себастьян»

Возрождение в немецкой скульптуре проявилось в опоре на реалистичные народные черты немецкой готики (Тильман Рименшнейдер, Фейт Штос, Адам Крафт, Петер Фишер).

Надгробный памятник архиепископу Эрнсту Саксонскому работы Петера Фишера Старшего в соборе Магдебурга

Яркие поиски касались и немецкой архитектуры, выражаясь в церковном, общественном, дворцовом строительстве, частных домов и градостроительства. Для каменных, кирпичных, фахверковых зданий были характерны импозантность и богатый декор. Но феодальная реакция оборвала развитие немецкого Возрождения, дав дорогу искусству маньеризма.

Швейцария

Наиболее известные художники: Никлаус Мануэль по прозвищу Дёйч, Ханс Леу младший, Ханс Фриз и Урс Граф.

Никлаус Мануэль по прозвищу Дёйч (предположительно 1484-1530). Автопортрет (около 1530)

Наряду с Гансом Гольбейном (в его Безельский период) Никлаус Мануэль считается самым значимым представителем Ренессанса в Швейцарии. Он создавал эскизы для ювелиров, алтари, портреты и другие полотна. Его насыщенные цветами полотна изображают в основном мифологические и библейские сцены.

Никлаус Мануэль «Святой апостол Лука за изображением Мадонны»

Франция

Самые известные художники французского Возрождения – Жан Фуке, Жан Клуэ, Франсуа Клуэ, Жан Гужон, Марк Дюваль, Франсуа Кенель, представители династии придворных художников Дюмустье: Даниель Дюмустье, Косм Дюмустье, Жоффруа Дюмустье, Этьен Дюмустье. Оригинальным художником, не вписывающимся в традиционные рамки представлений о стилях, был Жан Дюве.

Жан Фуке. Автопортрет (1450). Эмаль, диаметр 6,8 см. Лувр (Париж)

Жан Фуке (около 1420-1481) – французский живописец, портретист и миниатюрист. Учился в Париже, а затем первым из французских художников отправился в Италию и познакомился с искусством итальянского Возрождения.
К значительным произведениям художника относят «Меленский диптих» (около 1451-1456), заказанный Этьеном Шевалье для церкви в его родном городе Мелёне.

Жан Фуке «Этьен Шевалье и святой Стефан» (левая створка диптиха). Холст, масло. 91х81 см. Берлинская картинная галерея

Жан Фуке «Богоматерь с младенцем» (правая створка диптиха). Холст, масло. 91х81 см. Королевский музей изящных искусств (Антверпен)

Картина состоит из двух частей, получила название Мелёнского по городу Мелён.
Урс Граф (1485/1490-1529) – швейцарский художник по стеклу, гравёр, ксилограф и ювелир. Ни один из его витражей не сохранился. Граф обращался к аллегориям, библейским темам и декоративным мотивам. Графику Графа отличают динамичность ведения штриха и ироническая направленность.

Урс Граф «Архангел Михаил, взвешивающий души». Рисунок пером

Развитию искусства Возрождения во Франции способствовали богатые традиции местной готики, знакомство с античной традицией, регулярные связи с Италией и Нидерландами. Изяществом, лиризмом и остротой наблюдения отличаются скульптуры Мишеля Коломба.

Мишель Кломба. Надгробная плита Маргриты де Фой (1502). Собор в Нанте (Франция)

Для французского Возрождения характерно блестящее развитие светской архитектуры: в XV в. формируется тип особняка – «отеля», а в XVI в. начинает развиваться дворцовая архитектура.
Филибер Делорм (около 151/1515-1570) – французский архитектор Возрождения. В его тяжелой архитектуре одновременно сочетаются ордерные и готические элементы. Ввел «французскую колонну» (с декоративными поясами), «арки Делорма» (деревянные фермы для перекрытия больших проемов).

Подавляющее большинство его работ не сохранилось, в том числе и Тюильри – дворец французских королей в центре Парижа, составлявший единый дворцово-парковый комплекс с Лувром. Сожжён в дни Парижской коммуны и после этого не восстанавливался.

Замок Шенонсо (XV в.). Построен по проекту Филибера Делорма

Англия

В Англии наиболее известным художником Возрождения был Исаак Оливер.
Исаак Оливер (Исаак Оливье, 1556/1565-1617) – английский художник-миниатюрист французского происхождения.

Исаак Оливер. Автопортрет (1595)

Сохранились многочисленные работы художника, часть из них находится в Виндзорском замке. Некоторые из его рисунков пером находятся в Британском музее.

Исаак Оливер «Карл I, принц Уэльский» (1615). Миниатюра

Есть у него и работы станковой живописи.

Исаак Оливер «Эдуард Герберт, первый барон Герберт из Чербери»

За́мок Уоллатон-холл – один из ренессансных дворцов, сохранившихся в Англии. Строился под Ноттингемом в 1580-е годы архитектором Робертом Смитсоном (проект Лонглит) для промышленника Фрэнсиса Уиллоби.

Уоллатон в XIX в.

В его архитектуре заметны итальянизмы, указывающие на участие в строительстве зодчих с юга Европы. Первоначальные интерьеры сгорели в конце XVIII в., но сохранился старинный орган XVII в. В 1925 г. барон Уиллоби уступил Уоллатон-холл городским властям Ноттингема. В настоящее время на его территории размещается натуралистический музей, где можно увидеть множество растений, животных, различные породы камней, а в парке, который прилегает к Уоллатон-холлу можно увидеть гуляющих оленей, белок и лебедей.

Источник

Оцените статью