Культура всех средневековых стран востока

Культура средневекового востока — кратко

Жизненный уровень населения средневекового востока считался выше, чем на западе. Крупные европейские города XIII века (Венеция, Париж, Лондон) уступали по численности китайским и арабским городам XI века. В торговых отношениях Европы и Востока последний выступал в роли экспортера, продавая пряности, фарфор, шелк, оружие. Зарождение феодализма в Индии, Китае, Иране, Византии началось раньше, чем у европейских народов.

Связь Востока и Запада не всегда проходила в мирном русле. Крестовые походы, организованные католической церковью, под эгидой освобождения христиан и Иерусалима от бесчинства турок-сельджуков, заканчивались завоеванием земель и образованием новых государств. В этих землях культура католиков переплеталась с местной.

Общей чертой становления обществ можно считать развитие аграрной сферы: увеличение объемов возделываемых земель, совершенствование сельскохозяйственной техники и инвентаря, освоение орошения площадей искусственным методом, разнообразие ассортимента выращиваемых культур, появление аграрных поселений. Благоприятные природные условия азиатских земель способствовали развитию скотоводства, торговли, аграрной экономики в целом на Востоке.

Крепко утвердившиеся, общинные традиции задерживали развитие феодализма в стране. Важным фактором, влиявшим на социальную жизнь людей, являлась религия. Буддизм, возникший до н. э., призывал человека внутренне трудиться над собой, чтобы достичь просветления. Смерть считалась переходом в высшее состояние.

С I по III век индийское государство представляло собой сильную державу. Затем последовала эпоха упадка, мелкие княжества враждовали между собой. В крупных государствах руководили губернаторы, в княжествах – раджи. Политическая структура была очень слабой, так как существовал легкий переход от княжества в государство и обратно.

Община, состоявшая из разных слоев населения и представляющая социально-экономическое целое, являлась главной силой страны. Общиной руководил совет. Религия учила людей спокойно относиться к неравенству высших и низших каст. Кроме уплаты налога ни военные, ни политические действия государства общину не интересовали.

Читайте также:  Страны куда можно выехать сейчас

На смену эпохи Гуптов в VII в. пришел раджпутский период. Математики открыли понятия бесконечность и ноль, извлекли кубический и квадратный корни. Декан, Бенгалия, Северная Индия становятся политическими центрами. Географическое расположение страны способствует развитию морской торговли.

Философия трансформируется в отдельную сферу знаний. Медицина, астрономия развиваются ввиду тщательного изучения. Басни, притчи, рассказы пишутся на местных языках (маратхский, бенгальский. ). Поэзия издается в основном на санскритском языке.

Красочность индийской культуре придают ее праздники, отмечавшиеся по лунному календарю. Прославляются богини, священные деревья, змеи, орудия труда и т.д. Раз в 12 лет, в новолуние, происходит священное омовение у рек Ямуны и Ганги. К основным праздникам относятся: Шиваратри (в честь бога Шивы), Холи, Ганеши. Четырехрукий слоноголовый Ганеши популяризовался как бог образованности и мудрости. Холи-праздник расцветающей природы весной, посвященный Кришне.

До IX века в строительстве храмовых комплексов преобладали пещерное зодчество и скальные храмы, насыщенные скульптурными украшениями. Позже, при постройке храмов стали использовать тесаные камни. Шедеврами архитектуры является известный Тадж-Махал и 13 ярусный «Большой храм» высотой 63 м.

Насильственное насаждение ислама началось в XIII в. после утверждения Делийского султаната. В результате взаимодействия индуизма и ислама стали образовываться новые формы национальной религии. Литературные произведения начали писаться на новых языках фарси и урду. Влияние ислама коснулось и архитектурного искусства. Скульптурный декор уступил место плоскому орнаменту мечетей. Тем не менее при постройках мусульманских мечетей применялись индийские элементы зодчества.

Религиозные распри разрастаются в могольский период. Государственная власть усиливается, феодальные отношения развиваются, крестьяне облагаются постоянно повышающимися денежными налогами. Производство табака, селитры и тканей увеличиваются в объемах. С расцветом судостроения развиваются торговые отношения с иностранцами.

Основой сильного государства было конфуцианство. В нравственном учении Конфуция излагались правила семейного поведения, принципы отношений в социальном обществе, а также методы управления при создании идеального государства. Рациональное конфуцианство, хоть и было создано до нашей эры, впоследствии стало государственной религией на 2 тыс. лет.

Почитание старших младшими, покорное и преданное общество, ответственность государства перед народом- на этих принципах по мнению Конфуция строится сильная страна. В специальных школах будущим представителям власти прививались высокие духовно-нравственные идеалы, которыми должен обладать справедливый чиновник при управлении государством.

Распавшийся на 3 государства в III веке Китай, был подвергнут нападению кочевников в IV в. Лишь в 589г. удалось объединить юг и север. Следующие семь веков при династиях Тан и Сун считаются хорошими для страны, потому что возводятся новые города, процветает торговля и различные ремесла, строятся дороги.

В Х III в. монголы захватили империю, а большинство населения поработили. Произведена перепись населения, пересмотрена налоговая система и введены новые налоги. Экономика страны пришла в упадок. Но уже в 1368г. недовольный народ свергнул монголов. Экономику восстановили, рабство отменили, налоги снизили. В Х VII в. Китай снова пал пред иноземцами. Маньчжурская династия, гармонично вписавшаяся в китайскую культуру, просуществовала до ХХ в.

Основными приоритетами сильного государства считались управление экономикой, контроль торговли и земледелие. Общество, хоть и подвергалось жесткому контролю, чувствовало заботу и внимание со стороны централизованной власти. Крупные землевладения, принадлежавшие частным лицам, были не выгодны государству, поскольку подрывали его авторитет. Поэтому власти старались тщательно контролировать право собственности, а крупных частников облагали большим налогом и даже конфисковывали земли. Государственная монополия распространялась на сферы производства железа, меди, фарфора, чая, соли. В системе землепользования налог составлял 20% урожая, плюс дополнительные отработки. В ремесле процветали деревообработка, шелкоткачество, выделка бумаги.

Культура средневекового Китая, оказавшая большое влияние на культуру Кореи, Японии и центральной Азии, знаменательна открытием пороха, фарфора, компаса и успехами в области медицины, астрономии. В поэзии VII — IX века актуальны темы гражданских мотивов, мира природы и исторических романов. Культовыми сооружениями были пагоды- высокие многоэтажные буддийские храмы. В живописи преобладали картины на бумажных и шелковых свитках, нарисованные тушью или красками.

Государственность в этой молодой цивилизации начала зарождаться в IV — VI вв. высокими темпами. Принц страны приглашал из Кореи и Китая ученых и ремесленников, а туда отправлял учиться японскую молодежь. С VII в., используя китайский опыт, начали происходить активные перемены в административном аппарате, сфере налогообложения, распределения земли. Раз в 6 лет происходит передел земель и перепись населения. Официальное письмо было на китайском языке.

Государственный аппарат не был таким крепким как в Китае. Власть находилась в руках бюрократической знати, находившимися радом с малолетними императорами. Чиновники освобождали свои феодальные поместья от налогов. Феодалы создавали дружины из самураев для охраны правопорядка. Возле таких поместий и возле монастырей начали возникать города.

С приходом к власти в 1192 г. аристократа Минамото начинает расцветать торговля и ремесленное дело. Торговали японцы оружием, драгоценными металлами.

Художники IX — XII веков рисовали иллюстрации для книг, пейзажи. В это же время появляются архитектурные шедевры, скульптуры. Особое внимание уделялось в создании гармоничного интерьера садов. В строительство замковой архитектуры, актуального в то время, внесли свой вклад европейцы. Развитие пейзажной графики, передающей многообразие природы, приходится на XV век.

К Х VI в. войны кланов привели к нестабильности и кризису в стране. С приходом военачальника Токугавы в начале Х VII в. удалось укрепить власть и объединить страну. Реформы были направлены на ослабление могущества феодалов, а в городах для управления были назначены чиновники сёгуна.

С Х VI в. страна была искусственно изолирована от внешнего мира, исключение составляла лишь ограниченная торговля с китайцами и голландцами. Сохраняя свои культурные традиции, японцы перенимали опыт других цивилизаций.

На территории Аравии, где располагались торговые города, где население занималось разведением верблюдов и овец, выращиванием фиников, винограда и зерновых культур, где бедуины сопровождали караваны, в VII в. начала зарождаться молодая цивилизация.

Арабы были язычниками на момент появления ислама, идея которого заключалось в единобожии. Аллах спасет верующих, доверившихся ему полностью. Для спасения требуется поститься, молится, подавать милостыню, совершить паломничество в Мекку, а также привлекать к исламу с помощью оружия. Мусульмане, погибшие в войне с неверными, якобы попадут в рай.

После смерти пророка, под предводительством меняющихся халифов – религиозных вождей ислама, арабские племена силой оружия удалось объединить. В VII — VIII вв. арабы завоевали Иран, Палестину, Сирию, Испанию и северную часть Африки. На завоеванных землях халифы предлагали ощутимое снижение налога взамен на принятие ислама. Последними завоеваниями были о. Крит, Сардиния, Сицилия в IX в.

Начиная с династии Омеядов, научные работы, деловые документы и художественные произведения в пределах халифата составлялись на государственном арабском языке. Центральная власть обладала верховным правом собственности государственных земель. Частная собственность ограничивалась. За пользование земельными наделами в казну платился налог.

Значительный культурный рост произошел в Х-Х I вв., когда создавались исторические, философские произведения, работы в области медицины, науки, формировалось право. Такой расцвет произошел благодаря уважительному отношению к традициям иудеев и христиан, таким образом для арабов открылась греческая культура. Сталкиваясь с другими культурами, исламская цивилизация исследовала их и впоследствии сама уже оказывала культурное влияние на страны Запада и Востока.

Культура халифата развивалась на фундаменте индийского, иранского и греко-римского наследия. Арабы уделяли много внимания изучению точных наук, таким как: география, астрономия, математика. Общение между Европой и Азией способствовало культурному и экономическому росту.

История арабского халифата закончилась в 1492г. с падением Гранадского эмирата.

Источник

Реферат: Культура средневекового Арабского Востока

1. Средневековый Арабский Восток……………..……………………….4

2. Точные и естественные науки……………………………………….…6

4. Архитектура, изобразительное и декоративно-прикладное искусство………………………………………………………………. 9

Народам Арабского Востока принадлежит важное место в истории культуры человечества. Не случайно средневековые географы называли Арабский Восток грудью мира: здесь в течение многих столетий билось сердце мировой цивилизации. Под средневековой арабской культурой подразумевают культуру племен, населявших Аравийский полуостров, а также тех стран, которые в результате войн подверглись арабизации и восприняли ислам. Арабская средневековая культура развивалась в Аравии, Ираке, Сирии, Палестине, Египте и Северной Африке, а также на территории Южной Испании, Закавказья в период существования там Кордовского халифата и арабских княжеств.

Средневековая арабская культура в свое время была крупным шагом вперед в прогрессивном развитии человечества. Большая заслуга народов Арабского Востока заключалась и в том, что они сохранили (особенно в области науки) и передали последующим поколениям многие ценные достижения античности. Однако, впитав в себя культуру персов, сирийцев, иудеев, и других народов, населявших завоеванные земли, арабо-мусульманская культура осталась единой. Ведущим связующим звеном являлся ислам.

Средневековый Арабский Восток.

Формирование собственно арабской культуры относится к периоду возникновения ислама (7 в.) и создания Халифата, который в результате арабских завоеваний превратился в огромное государство. Значительный вклад в арабскую культуру внесли народы, которые, приняв ислам, сохранили национальную, а затем возродили и государственную самостоятельность (народы Средней Азии, Ирана, Закавказья). Важную роль сыграла также часть населения Халифата, не принявшая ислам (сирийцы-христиане, иудеи, персы-зороастрийцы, представители гностических сект Передней Азии); с их деятельностью (особенно сирийцев-несториан и сабиев г. Харрана) связано, в частности, распространение философско-этических идей и научного наследия античности и эллинизма. В 8—9 вв. на арабский язык были переведены многие научные и литературные памятники древности, в том числе греческие, сирийские, среднеперсидские и индийские. В переводах и обработках они вошли в состав арабской письменности и способствовали установлению преемственной связи с культурой эллинистического мира, а через неё — с античной и древневосточной цивилизацией.

9—10 вв. арабская культура достигла наивысшего расцвета. Её достижения обогатили культуру многих народов, в частности народов средневековой Европы, и составили выдающийся вклад в мировую культуру. Это относится прежде всего к развитию философии, медицины, математики, астрономии, географических знаний, филологических и исторических дисциплин, химии, минералогии. Замечательными памятниками отмечено развитие материальной культуры и искусства (архитектура, художественной ремесло). Разделение отраслей знания в арабской культуры условно, т.к. для неё, как и для других культур средневековья, типичны отсутствие чёткой дифференциации наук и энциклопедический характер образованности большинства деятелей арабской культуры Философ и математик часто был и крупным историком, медиком, географом, поэтом и филологом. Важным фактором расцвета арабской культуры было то, что развитие науки и литературы составляло достояние всех народов Халифата (как арабов, так и неарабов).

Распад Аббасидского халифата (середина 10 в.) в связи с образованием на его территории самостоятельных государств привёл к сужению сферы распространения арабской культуры и постепенному уменьшению её роли в общем развитии мировой культуры. В мусульманской Испании, отделившейся от халифата Аббасидов ещё в 8 в., начала самостоятельное развитие так называемого арабо-испанская культура. В восточных провинциях Халифата в конце 9 в. формируются очаги Иранского культурного и национального возрождения. Персидский язык вытесняет арабский язык сначала из литературы и поэзии, а затем и из некоторых гуманитарных наук (история, география и др.). Арабский язык сохранял здесь значение как язык Корана, религиозно-канонических (право, теология) и ряда естественнонаучных дисциплин (медицина, математика, астрономия, химия), а также философии. Центры А. к. перемещаются в Сирию, Египет, Испанию.

Значение арабской культуры 8—10 вв. в истории мировой культуры определялось открытием её создателями новых средств научного, религиозно-философского и художественного познания мира и человека. Крупным достижением арабской культуры позднего средневековья явилось создание историком и социологом Ибн Хальдуном (1332—1406) историко-философской теории общественного развития.

В 16 в. арабские страны превратились в провинции Османской империи. А. к. пришла в упадок, хотя и в этот период старые культурные центры Сирии, Ирака и Египта по традиции сохраняли притягательную силу для мусульманских учёных.

Точные и естественные науки.

Центром развития естественных наук в Халифате первоначально была территория Сирии и частично Юго-Западного Ирана. Здесь было положено начало переводам на арабский язык и комментированию сочинений античных авторов. Переводы с греческого и сирийского, ознакомившие учёных стран ислама со значительной частью античной научной литературы, во многих случаях были единственными источниками, по которым Зап. Европа могла познакомиться с античной наукой. Например, только в арабском переводе дошли до нас «Механика» Герона и многие трактаты Архимеда. Через носителей А. к. в европейский обиход вошли многие технические новшества (компас, косой парус и др.), часть из них была воспринята из Китая и Индии.

9—11 вв. — период бурного развития науки в Халифате. Багдад превращается в крупный научный центр со школами и библиотеками. Наряду с созданием огромной переводной литературы и комментариев к ней здесь уже начинает складываться научное направление, тесно связанное с решением прикладных проблем и практических задач строительства, землемерия, торговли. Интенсивно развиваются астрономия и математика, минералогия, описательная география. На формирование математики в странах ислама, помимо греческого наследия, большое влияние оказала и индийская научная традиция. Получила распространение десятичная позиционная система счисления с применением нуля, ведущая своё происхождение от индийской математики. Чрезвычайно велика роль Хорезми и Омара Хайяма в создании алгебры как самостоятельной математической дисциплины. Алгебраический трактат Хорезми содержит классификацию квадратных уравнений и приёмы их решений; трактат Омара Хайяма — теорию и классификацию кубических уравнений. Существенно усовершенствовали вычислительные приёмы Вируни, Каши и др.

Значительных успехов достигла астрономия. Вначале были выполнены перевод и комментирование трудов Птолемея и индийский астрономических сочинений — сиддхант. При халифе Мамуне (9 в.) было проведено измерение градуса меридиана для определения размеров земного шара. Многие учёные работали в области минералогии. Сведения по физике, в частности физике атмосферы и геофизике, содержатся в «Каноне Масуда», «Минералогии» Бируни, в «Книге знания» Ибн Сины. «Оптика» Ибн аль-Хайсама была широко известна в Западной Европе.

Большие успехи были достигнуты в медицине. «Канон врачебной науки» Ибн Сины долго был основным руководством в медицинской практике как на средневековом Востоке, так и в Зап. Европе. Среди сочинений Бируни имеется трактат по фармакологии. Известен свод медицинских знаний ар-Рази (864—925). Разрабатывались вопросы хирургии, офтальмологии, терапии, психиатрии. Некоторое развитие получили химия (см. Алхимия) и ботаника.

Арабская литература уходит своими корнями в устную словесность родоплеменного общества на территории Аравийского полуострова. Древняя арабская словесность самобытна, чужеземные влияния в ней ничтожны. Более всего она культивировалась среди кочевников-скотоводов (бедуинов), но получила распространение и среди полукочевого и оседлого населения земледельческих оазисов и городов. К глубокой древности восходят зачатки художественной прозы: ораторская речь, рассказы о битвах племён (айям аль-араб) и других памятных событиях.

Поэзия 5—7 вв., когда она переживала расцвет, стала в арабской литературе своеобразным эталоном поэтического языка, метрики и эстетических идеалов, надолго определив тематику и художественные приёмы.

Первым памятником арабской письменности был Коран, в котором собраны религиозные проповеди Мухаммеда, рассказы на библейские сюжеты, назидательные речи и законоположения исламской общины и государства. Основные положения ислама изложены в главной священной книге мусульман — Коране (от араб, куран — чтение).

Основу его составляют заповеди, проповеди, обрядовые и юридические установления, молитвы, назидательные рассказы и притчи Мухаммеда, произнесенные им в Медине и Мекке, записанные его помощниками (известно, что пророк не умел ни читать, ни писать, и его речи-откровения первоначально записывались его сподвижниками даже на пальмовых листьях и камнях). Ученики Мухаммеда также выучивали их наизусть и декламировали наподобие старинной арабской поэзии. Коран написан рифмованной прозой и ритмическими предложениями; арабисты считают рифму изысканной, а ритм — четким.

Влияние Корана ощущается во всей последующей арабской литературе. Мухаммед и его последователи на первых порах выступали против поэзии, как привычной формы выражения языческой идеологии. Ненадолго развитие поэзии было ослаблено, лишь её традиционные, художественные условности сохранились, а идейное содержание претерпело небольшие изменения под влиянием новой веры — ислама. Центром поэзии стали Сирия и Ирак.

С середины 8 в. всё большее участие в создании арабской литературы наряду с арабами принимают представители завоёванных народов. В Халифате усилился интерес к изучению арабской старины, разрабатывались теории языка, стиля и метрики, осуществлялись переводы важнейших сочинений древности на арабском языке. Больших успехов в 8—9 вв. достигла арабская проза, почву для которой подготовили записи фольклора, изучение Корана, переводы научно-художественной литературы с сирийского, среднеперсидского и греческих языков. Зарождавшаяся в то время историческая литература включала предания, легенды и описания отдельных событий, а географические произведения содержали рассказы купцов и путешественников о далёких странах, который в «Источниках известий» (10 книг) систематизировал большой литературный материал по тематическому принципу: о власти, о войне, о дружбе и т.п. Это сочинение стало предметом подражаний. В 9 в. появился арабский перевод персидского сборника «Тысяча сказок» («Хезар афсане») — прототипа сборника «Тысяча и одна ночь».

Архитектура, изобразительное и декоративно-прикладное искусство.

Искусство арабских стран сложно по своим истокам. На Южной Аравии они восходят к культурам Сабейского, Минейского и Химьяритского государств (1-е тыс. до н. э. — 6 в. н. э.), связанным со Средиземноморьем и Вост. Африкой. Древние традиции прослеживаются в архитектуре башнеобразных домов Хадрамаута и многоэтажных постройках Йемена, фасады которых украшены цветным рельефным узором. В Сирии, Месопотамии, Египте и Магрибе стили средневекового арабского искусства формировались также на местной основе, испытывая некоторое воздействие иранской, византийской и других культур.

Архитектура . Основным культовым зданием ислама стала мечеть, где собирались для молитвы последователи пророка. Мечети, состоящие из огороженного двора и колоннады (положившие начало «дворовому», или «колонному», типу мечети), в 1-й половины 7 в. были созданы в Басре (635), Куфе (638) и Фустате (40-е гг. 7 в.). Колонный тип надолго остался основным в монументальной культовой архитектуре арабских стран (мечети: Ибн Тулуна в Каире, 9 в.; Мутаваккиля в Самарре, 9 в.; Хасана в Рабате и Кутубия в Марракеше, обе 12 в.; Большая мечеть в Алжире, 11 в., и др.) и оказал воздействие на мусульманское зодчество Ирана, Кавказа, Ср. Азии, Индии. В архитектуре получили развитие также купольные постройки, ранний образец которых представляет восьмигранная мечеть Куббат Ас-Сахра в Иерусалиме (687—691). В дальнейшем куполами завершают различные культовые и мемориальные здания, чаще всего увенчивая ими мавзолеи над могилами известных лиц.

С 13 в. до начало 16 в. зодчество Египта и Сирии было тесно взаимосвязано. Велось большое крепостное строительство: цитадели в Каире, Халебе (Алеппо) и др. В монументальной архитектуре этого времени пространственное начало, доминировавшее на предшествующем этапе (дворовая мечеть), уступило место грандиозным архитектурным объёмам: над гладью мощных стен и большими порталами с глубокими нишами вздымаются высокие барабаны, несущие купола. Строятся величественные здания четырёхайванного (см. Айван) типа (известного до этого в Иране): маристан (госпиталь) Калауна (13 в.) и мечеть Хасана (14 в.) в Каире, мечети и медресе (духовные школы) в Дамаске и других городах Сирии. Сооружаются многочисленные купольные мавзолеи, подчас образующие живописный ансамбль (Кладбище мамлюков в Каире, 15—16 вв.). Для украшения стен снаружи и в интерьере наряду с резьбой широко применяется инкрустация разноцветным камнем. В Ираке в 15—16 вв. в декоре используются цветная глазурь и позолота (мечети: Мусы аль-Кадима в Багдаде, Хусейна в Кербеле, имама Али в Неджефе).

Декоративно-прикладное и изобразительное искусство. В арабском искусстве получил яркое воплощение свойственный художественному мышлению средневековья принцип декоративности, породивший богатейший орнамент, особый в каждой из областей арабского мира, но связанный общими закономерностями развития. Арабеска, восходящая к античным мотивам, — это созданный арабами новый тип узора, в котором математическая строгость построения сочетается со свободной художественной фантазией. Получил развитие также эпиграфический орнамент — каллиграфически исполненные надписи, включенные в декоративный узор.

Орнамент и каллиграфия, широко применявшиеся в архитектурном декоре (резьба по камню, дереву, стуку), характерны и для прикладного искусства, достигшего высокого расцвета и особенно полно выразившего декоративную специфику арабского художественного творчества. Красочным узором украшалась керамика: поливная бытовая посуда в Месопотамии (центры — Ракка, Самарра); расписанные золотистым, разных оттенков люстром сосуды, изготовленные в фатимидском Египте; испано-мавританская люстровая керамика 14—15 вв., оказавшая большое влияние на европейское прикладное искусство. Мировой известностью пользовались также арабские узорные шёлковые ткани — сирийские, египетские, мавританские; изготовлялись арабами и ворсовые ковры. Тончайшими чеканкой, гравировкой и инкрустацией из серебра и золота украшены художественные изделия из бронзы (чаши, кувшины, курильницы и другие предметы утвари); особенным мастерством отличаются изделия 12—14 вв. г. Мосула в Ираке и некоторых ремесленных центров Сирии. Славились сирийское покрытое тончайшей эмалевой росписью стекло и украшенные изысканным резным узором египетские изделия из горного хрусталя, слоновой кости, дорогих пород дерева.

Искусство в странах ислама развивалось, сложно взаимодействуя с религией. Мечети, а также священная книга Коран украшались геометрическим, растительным и эпиграфическим узором. Однако ислам, в отличие от христианства и буддизма, отказался широко использовать изобразительное искусство в целях пропаганды религиозных идей. Более того, в т. н. достоверных хадисах, узаконенных в 9 в., содержится запрещение изображать живые существа и особенно человека. Богословы 11—13 вв. (Газали и др.) эти изображения объявили тягчайшим грехом. Тем не менее, художники на протяжении всего средневековья изображали людей и животных, реальные и мифологические сцены. В первые века ислама, пока богословие ещё не выработало свои эстетические каноны, обилие реалистических по трактовке живописных и скульптурных изображений во дворцах Омейядов свидетельствовало о силе домусульманских художественных традиций. В дальнейшем изобразительность в арабском искусстве объясняется наличием антиклерикальных по своему существу эстетических воззрений. Например, в «Посланиях братьев чистоты» (10 в.) искусство художников определено «как подражание образам существующих предметов, как искусственных, так и естественных, как людей, так и животных».

Живопись. Высокий расцвет пережило изобразительное искусство в Египте 10—12 вв.: изображения людей и жанровые сцены украшали стены зданий г. Фустата, керамические блюда и вазы (мастер Саад и др.), вплетались в узор резьбы по кости и дереву (панно 11 в. из дворца Фатимидов в Каире и др.), а также льняных и шёлковых тканей; изготовлялись бронзовые сосуды в виде фигур животных и птиц. Аналогичные явления имели место в искусстве Сирии и Месопотамии 10—14 вв.: придворные и другие сцены включены в изысканный чеканный с инкрустацией орнамент изделий из бронзы, в узор росписей по стеклу и керамике.

Изобразительное начало было менее развито в искусстве стран арабского Запада. Однако и здесь создавались декоративная скульптура в виде животных, узоры с мотивами живых существ, а также миниатюра (рукопись «История Байяд и Рийяд», 13 в., Ватиканская библиотека). Арабское искусство в целом было ярким, самобытным явлением в истории мировой художественной культуры эпохи средневековья. Его влияние распространялось на весь мусульманский мир и выходило далеко за его пределы.

Вклад арабских народов в историю мирового искусства и архитектуры трудно переоценить. Они внесли большой вклад в сокровищницу мировой художественной культуры, создали произведения искусства, одухотворенные своеобразным и тонким пониманием прекрасного. Однако при наличии общих черт искусство каждой области арабского мира крепко связано с местными художественными традициями, прошло свой путь развития, обладает ярко выраженными особенностями. Черты неповторимого своеобразия отличают памятники средневекового искусства Сирии от памятников Ирака, Египта, Северной Африки и мавританской Испании.

Творчество средневековых арабских художников оказало плодотворнее воздействие на искусство многих стран, в том числе и на искусство Европы. Арабское или, как его чаще называли в Европе, «мавританское» художественное влияние прослеживается, особенно в тканях, керамике, украшении оружия и других отраслях прикладного искусства, не только в пору расцвета средневековых арабских государств, но и много столетий спустя после их падения.

1. Р.Г. Апресян, Б.А. Ботвинник и др.. Культурология: учебник для вузов; под ред. Б.А. Эренгросс. — М.: Издательство Оникс, 2007.

2. Г.В. Гриненко. Хрестоматия по истории мировой культуры. М.: — Питер, 2004.

3. А. Н. Марковой. Культурология. История мировой культуры: Учебник для вузов / под ред. Проф. А. Н. Марковой. — 2-е изд., стереотип. — М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2008.

Источник

Оцените статью
Название: Культура средневекового Арабского Востока
Раздел: Рефераты по культуре и искусству
Тип: реферат Добавлен 13:03:08 19 июля 2011 Похожие работы
Просмотров: 988 Комментариев: 14 Оценило: 1 человек Средний балл: 5 Оценка: неизвестно Скачать