Западноевропейская культура XIX века
Культуру XIX века принято считать культурой буржуазной. Развитие капитализма сопровождалось формированием мощного рабочего движения, возникновением первой в мире рабочей партии (Англия). Идеологией рабочего движения стал марксизм, который оказал огромное влияние на специально-политическую жизнь Европы и всего мира. В 1871 году рабочие Парижа на несколько месяцев установили свою власть — Парижскую Коммуну. Под руководством К.Маркса и Ф.Энгельса создается 1-й Интернационал — Международное товарищество рабочих. После его роспуска в европейских странах стали возникать социально-демократические партии, которые руководствовались идеями марксизма. Марксизм занимает ведущее место в общественном сознании XX века.
В XIX веке возникает новая концепция развития культуры — «Элитарная концепция», согласно которой производителем и потребителем культуры является привилегированный класс общества — элита. Концепцию элитарной культуры обосновали Шопенгауэр и Ницше. Элита — это лучшее, отборное, избранное: что есть в каждом общественном классе, социальной группе. Элита представляет собой наиболее способную к духовной деятельности часть общества, одаренную высокими творческими задатками. Именно элита, по мнению этих философов, обеспечивает общественный прогресс. Следовательно, и культура должна быть ориентирована не на запросы «массы», «толпы», а на удовлетворение запросов и потребностей этого слоя общества — людей, способных к эстетическому созерцанию и художественно-творческой деятельности. (Работа Шопенгауэра «мир как воля и представление» и Ф.Ницше «Человеческое, слишком человеческое» и «Так говорил Заратустра»).
XIX век — век окончательного утверждения капиталистической формы хозяйствования, век интенсивного развития промышленного производства, таких его отраслей, как металлургия, машиностроение, энергетика и др. Это и век полного востребования науки, которая поднимается на небывалую раннее высоту. Потребности промышленности диктуют формирование в Европе системы школьного и профессионального образования. Растет число студентов в университетах. Англия становится страной всеобщей грамотности. Вот лишь некоторые из научных достижений этого времени:
• обоснование Чарльзом Дарвином основных факторов процесса эволюции органического мира от обезьяны к человеку;
• создание физиком Майклом Фарадеем учения об электрическом поле;
• разработка микробиологом Луи Пастером метода профилактики против сибирской язвы;
• описание ботаником Робертом Броуном ядра растительной клетки и открытие беспорядочного движения мельчайших частиц (броуновское движение).
В практику культурной жизни XIX века входит проведение научных конференций, симпозиумов, всемирных выставок и т.п. Расширяется техническое оснащение художественной культуры; в конце XIX века появляется киноисскуство, возникает дизайн (художественное конструирование), как следствие бурного развития техники, массовизации производства и расширения границ эстетической деятельности. Проводятся эксперименты по соединению музыки и цвета. (А.Скрябин, М.Чюрленис).
В художественной культуре XIX века нет единой доминанты. Формируются и функционируют различные общеевропейские стили и направления.
Романтизм (первая треть XIX века) представляет собой широкое идейное и художественное движение в духовной жизни европейского и американского общества. Зародившись в Германии (Шиллер, Гете, братья Шлегель) романтизм расширился по всему миру:
• в поэзии его представителями были Д.Байрон, В.Гюго, В.Жуковский;
• в романтической философии и эстетике — Ф.Шеллинг, С.Кьеркегор;
• в музыке — Ф.Шопен, Г.Берлиоз, Ф.Шуберт;
• в живописи — Э.Делакруа, Т.Жерико, Д.Констебл, О.Кипренский;
• в художественной литературе — В.Скотт, А.Дюма, Э.Гофман, Ф.Купер.
В основе романтизма лежал творческий метод, провозглашавший своим главным принципом абсолютную и безграничную свободу личности. Художники, приверженные к этому направлению, изображали драматически неразрешимые противоречия между низменной действительностью и высоким идеалом. Отсюда уход романтического в мир иллюзий, в фантастические страны и т.п. В романтизме главное — не показ индивидуализма, а героико-патетическое прославление одиночества.
Произведения художников (роман) наполнены чувствами восторга и отчаяния, ощущением вечной загадки мира, непостижимости его полного познания. Как правило, художник создает в произведении искусства свой мир, более прекрасный, чем реальная жизнь. Романтизм был реакцией передовых людей Европы на крушение идеалов Великой Французской революции. С наибольшей силой романтизм проявился в художественной поэзии Германии, Франции, Англии.
Он нашел отражение и в музыке. Это музыкальное творчество Шопена, Берлиоза, Шуберта, Листа.
Реализм XIX века — это творческий процесс и метод, свойственный художественной культуре европейских стран, согласно которому задача искусства — правдивое изображение жизни. В трудах Лессинга и Дидро еще в XVIII веке была развита идея реалистического «свободного подражания» природе. Реализм XIX века получил название критического реализма. Ему присущи следующие черты:
• глубинное постижение жизни;
• широкий охват действительности;
• художественное осмысление противоречий жизни.
Характер человека трактуется в реалистических произведениях как противоречивое и развивающееся единство. Он может меняться в зависимости от обстоятельств жизни. Для писателей-реалистов (Н.Гоголь, Ф.Стендаль, О.Бальзак, А.Пушкин, Ф.Достоевский, А.Чехов, Л.Толстой и др.) характерен обостренный интерес к социальному началу действительности.
В последней трети XIX века в западноевропейской и американской культуре сложился натурализм — художественный метод, согласно которому природа искусства объяснялась посредством представлений, заимствованных у естествознания. Художник-натуралист стремится к внешнему правдоподобию деталей, изображению единичных явлений, вследствие чего явно преуменьшается влияние социального фактора. Художник дает «Куски жизни», считая такое подробное описание условием правдивости в искусстве. (Э.Золя, Г. де Мопассан, Г.Гауптман, Д.Мамин-Сибиряк).
В 60-70-е годы XIX века во Франции возникло художественное направление, получившее название импрессионизм. Импрессионизм наиболее ярко воплотился в изобразительном искусстве. Стилистическими признаками импрессионизма являются:
• отказ от замкнутости и стабильности изображения объектов;
• фиксация мгновенных, как бы случайных ситуаций, фрагментарность;
• неожиданные ракурсы фигур и предметов.
В живописи наиболее ярко импрессионизм проявился в тиорчестве О.Ренуара, Э.Дега, Э.Мане, К.Моне, К.Писсаро. Эти художники стремились передать красоту мимолетных состояний природы, подвижность и изменчивость человеческой жизни. Пейзажные работы они писали на открытом воздухе (на пленэре), чтобы передать ощущение сверкающего солнечного света. Это породило новую живописную технику, которая особенно проявилась в цветовом решении полотен: локальный цвет, тончайшее ощущение цветовой гаммы, ее зависимости от освещения и состояния воздушной среды.
Природа понималась импрессионистами, как объективная действительность, которой можно доверять. Художник в их понимании — посредник между людьми и природой, призванный раскрыть людям красоту этого мира, свое впечатление от него.
На рубеже XIX—XX вв. импрессионизм проник в другие виды искусства. Этот стиль использовали скульпторы О.Роден и П.Трубецкой, писатели М.Пруст, К.Гамсун и А.Анненский, а также П.Верлен, русские художники К.Коровин и И.Грабарь.
Литература:
Афонин В.А., Афонин Ю.В. Теория и история культуры. Учебное пособие для самостоятельной работы студентов. — Луганск: Элтон-2, 2008. — 296 с.
Источник
Западноевропейская культура XIX века
Век девятнадцатый, железный,
Воистину жестокий век!
Культура XIX в. является культурой сложившихся буржуазных отношений. Капитализм как система полностью сформировался. Он охватил все отрасли материального производства, что повлекло соответствующие преобразования в непроизводственной сфере (политике, науке, философии, искусстве, образовании, быту, общественном сознании). Для культуры этого периода характерно отражение внутренних противоречий буржуазного общества. Столкновение противоположных тенденций, борьба основных классов – буржуазии и пролетариата, поляризация общества, стремительный взлет материальной культуры и начавшееся отчуждение личности определили характер духовной культуры того времени. Европейская культура XIX в. является отражением тех противоречивых начал, которые являет собой развитое буржуазное общество, но, тем не менее, она не имеет себе равных по глубине проникновения в бытие и духовный мир человека по творческому напряжению в науке, литературе, философии и искусстве
В числе социально-экономических и политическихфакторов определяющее значение имели социальные революции и революционное движение. В XIX в. буржуазные революции охватили многие страны Европы и представляли собой один из важнейших этапов классовой борьбы. Они способствовали утверждению и развитию капитализма, решению назревших исторических задач, в частности, объединению Италии и Германии, пробудили в прогрессивном человечестве стремление к свободе от социального гнета и несправедливости.
Огромное влияние на развитие западноевропейского мира оказала промышленная революция, которая завершилась именно в XIX в., которая привела к существенной перестройке труда и предметного мира. Ее непосредственный результат – беспрецедентный рост производительности общественного труда. Практические потребности стимулировали быстрое развитие науки. XIX в. – это расцвет классического естествознания, создания единой системы наук. В это время связь науки с производством становится теснее. Появляются первые научно-исследовательские лаборатории, работающие на промышленность. Открытия в различных областях естествознания все больше воздействуют на развитие ведущих отраслей индустрии: металлургии, энергетики, машиностроения, приборостроения, транспорта, химической промышленности.
К наиболее ярким достижениям промышленной революции XIX в. относится применение электричества в промышленности, новых средствах связи (телеграф, телефон), приводных устройствах рабочих машин, во многих технологических процессах различных производств, в создании ламп накаливания для освещения помещений и улиц. Создание паровоза, двигателя внутреннего сгорания, телефона, радио, кино и многое другое составило переворот в науке и технике.
Началось формирование индустриального общества, коренным образом отличающегося от предшествующего ему доиндустриального. Промышленное производство, связанное с постоянно развивающейся техникой, с выпуском новых товаров и созданием сферы услуг, как подчеркивал еще К. Маркс, сыграло великую цивилизирующую роль. Вырывая огромные массы людей из прежних социальных структур, подрывая сами эти структуры, индустриализация становится той движущей силой, которая вводит массы в новые отношения и приучает их к новому образу жизни, ритму труда, дисциплине, расширяет грамотность и горизонты бытия.
Бурные политические и социальные процессы предопределили во многих странах изменение форм государственного устройства. Особенно значительные пертурбации претерпела Франция, где в течение столетия устанавливались Директория, Консульство, дважды Империя, реставрировалась династия Бурбонов, дважды провозглашалась Республика и произошла даже Парижская Коммуна, когда на короткое время власть взял рабочий класс.
Духовная культура XIX в. развивалась и функционировала под влиянием двух важнейших факторов: успехов в области философии и естествознания. Ведущей доминантой культуры XIX в. была наука.
Непрерывные революционные перевороты происходили в XIX в. в науке. В этот исторический период науку прославили Р. Майер, Дж. Джоуль, Г. Гельмгольц,открывшие законы сохранения и превращения энергии, что обеспечило единую основу для всех разделов физики и химии. Огромное значение в познании мира имело создание Т. Шванном и М. Шлейденом клеточной теории, показавшей единообразную структуру всех живых организмов. Ч. Дарвин, создавший эволюционное учение в биологии, внедрил идею развития в естествознании. Благодаря периодической системе элементов, открытой гениальным русским ученым Д. И. Менделеевым, была доказана внутренняя связь между всеми известными видами вещества. Открытие электрона, радия, превращения химических элементов, создание А. Эйнштейном теории относительности и квантовой теории М. Планкам ознаменовали прорыв в область микромира и больших скоростей.
В XIX в. достигнуто значительное развитие философской мысли. Оно было подготовлено учениями И.Канта и И.Фихте. Исходя из их положений была создана романтическая теория, заложены основы объективно-идеалистической философии, оформленной в стройное учение Ф. Д. Шеллингом (1775-1854). Шеллинг видел в искусстве ту сферу, где преодолеваются противоположности теоретического и нравственно-практического; эстетическое начало предстает как «равновесие», полная гармония сознательной и бессознательной деятельности, совпадение природы и свободы, торжество чувств и нравственных начал.
Объективно-идеалистическая концепция получила дальнейшее развитие в трудах крупнейшего немецкого философа Г.Гегеля, придавшего ей завершенность в форме основных законов диалектики.
XIX в. дал миру К. Маркса и Ф. Энгельса, создавших в середине столетия материалистическое учение. К. Маркс и Ф. Энгельс утверждали первичность материи и, используя гегелевскую диалектику, разработали концепцию исторического материализма, согласно Которой история человечества предстает как смена формаций (способов производства) и борьба классов. Их учение, получившее дальнейшее развитие, вошло в историю под названием марксизм.
Под влиянием атеистических тенденций в обществе серьезный кризис переживает церковь. В Европу проникают новые религии, рождаются концепции отделения церкви от государства, свободы совести, вероисповедания, секуляризации образования и др. Процессы секуляризации подрывают влияние религии как интегрирующего начала. Ослабевают религиозные конфликты, но вместе с тем подрывается и ощущение единства верующих. Эти процессы не означают разрыва общественных связей, но они во многом меняют характер этих связей. Единство общества во многом складывается как национальное единство.
Развитие производства означало введение все более сложных технологий, что было невозможно без определенного минимума народного образования. Просвещение способствовало упразднению многих средневековых пережитков в сфере права, судопроизводства, искусства, морали, политической культуры. Оно привело к постепенной демократизации общества, так как все более широкие слои населения стали пользоваться правовой защитой, приобретали возможность участия в гражданской жизни, могли приобщаться к достижениям культуры.
Художественная культура XIX в. Основными художественными направлениями в развитии европейской культуры XIX в. были классицизм (который отживал свой век) романтизм, реализм.
Романтизм– (франц. romantisme; от ср.-век, roman – роман). выразил разочарование в идеях Великой Французской революции. Романтическому искусству свойственны отвращение к буржуазной действительности, решительный отказ от рационалистических принципов Просвещения и классицизма, недоверие к культу разума. Романтики утверждали достоинство человеческой личности, самоценность ее внутреннего мира и духовно-творческой жизни. Это воплотилось в изображении незаурядных характеров и сильных страстей, устремленности к безграничной свободе. Революция провозгласила свободу личности, но та же революция породила дух стяжательства и эгоизма. Эти две стороны личности (пафос свободы и индивидуализм) весьма сложно проявились в романтической концепции мира и человека.
Романтики отрицали необходимость и возможность объективного отражения действительности, они провозгласили основой искусства субъективный произвол творческого воображения. Сюжетами для романтических произведений избирались исключительные события и необычайная обстановка, в которой действовали герои.
Зародившись в Германии, где были заложены основы романтического мировоззрения и романтической эстетики, романтизм стремительно распространяется по всей Европе. Он охватил все сферы духовной культуры: литературу, музыку, театр, гуманитарные науки, пластические искусства. Представители романтизма – Байрон, Гейне, Гофман (в литературе), Шуман, Вагнер, Шопен – в музыке, Делакруа, Жерико – в живописи и др.
Реализм. В реалистическом освещении явления действительности предстают во всей их сложности, многогранности и богатстве эстетических свойств. Принципом обобщения становится типизация. Правдивость деталей и показ типических характеров, действующих в типических обстоятельствах, – главный принцип реализма. Реализм не противостоял романтизму, он был его союзником в борьбе против идеализации буржуазных общественных отношений, за национальное и историческое своеобразие произведений искусства (колорит места и времени).
К середине столетия реализм становится господствующим направлением в европейской культуре.
Реализм возник во Франции и Англии в условиях утвердившихся капиталистических отношений. Социальные противоречия и недостатки капиталистического строя определили резко критическое отношение к нему писателей-реалистов. Они обличали стяжательство, вопиющее неравенство, эгоизм, лицемерие. По своей идейной целенаправленности он становится критическим реализмом. Вместе с тем творчество великих писателей-реалистов пронизано идеями гуманизма и социальной справедливости. Представители реализма: О. Бальзак, В. Гюго, Г. Флобер, Б. Шоу Г. Ибсен и др.
Во второй половине XIX века возникают новые художественно-эстетические теории.
Символизм. Символисты, сосредоточив свое внимание на художественном выражении посредством идей, находящихся за пределами чувственного восприятия человека, стремились прорваться сквозь видимую реальность к «скрытым реальностям», сверхвременной идеальной сущности мира. Здесь уже проявились ведущие тенденции современного искусства – тоска по духовной свободе, трагическое предчувствие социальных катастроф, недоверие к вековым культурным и духовным ценностям, мистицизм.
Болезненный упадок цивилизации – очевидность, бесспорная для выдающегося французского поэта Шарля Бодлера. Он предвестник французского символизма. Его главная книга получила название «Цветы зла». Это ненависть к буржуазному миру, анархическое бунтарство, тоска по гармонии. Поэт сочетает эти чувства с признанием непреодолимости зла: «Настоящие путники те, кто пускается в путь, оставляя прошлое»
Натурализм. Трансформация, специфическая для конца XIX в., происходит с реалистической традицией – перерождение реализма в натурализм. Сторонники этого направления исходили из представления о полной предопределенности судьбы, воли, духовного мира человека социальной средой, бытом, наследственностью, физиологией. Наиболее крупный представитель и теоретик этого течения – Эмиль Золя. Золя нарисовал широкую панораму Французского общества, охватив в ней жизнь всех слоев населения страны. В своих лучших романах «Чрево Парижа», «Западня», «Жерминаль», «Деньги», «Разгром» писатель с большой реалистической силой изобразил социальные противоречия. Однако представление о законах общества как биологических законах ограничивало его реализм.
Импрессионизм. Под влиянием представителей живописи критического реализма (Курбе, Домье) появилось новое направление в искусстве – импрессионизм (от Франц. Impression – впечатление). Эстетические установки этого направления характеризовало желание соединить познавательные задачи с поиском новых форм выражения неповторимого субъективного мира художника, передать свои мимолетные восприятия, запечатлеть реальный мир во всей его изменчивости и подвижности. Его история сравнительно кратковременна – всего 12 лет. Представители – Клод Мане, Камиль Писсарро, Эдгар Дега, Пьер Огюст Ренуар, Альфред Сислеей. Современником и соратником импрессионистов был великий французский скульптор Огюст Роден
Основные черты импрессионизма получили свое развитие в постимпрессионизме. Яркими представителями этого направления были художники П.Сезанн, В. Ван Гог, П. Гоген. Они начали работать одновременно с импрессионистами и испытали в своем творчестве их влияние. Каждый из них, однако, представлял собой яркую индивидуальность и оставил глубокий след в искусстве.
Таким образом, индустриальное устройство общества означало глубокую качественную трансформацию не только характера производства, но и преобладающих социальных структур и культуры общества. Великие сдвиги, происшедшие в XIX в. развитии философии, науке и технике, оказали огромное влияние и на развитие литературы и искусства Западной Европы.
Значение культуры Нового времени для развития мировой культуры видится в следующем:
· становление буржуазного общества и индустриального типа цивилизации. Это эпоха буржуазных революций обнаружила трагизм и бесчеловечность насильственных перемен в обществе;
· формирование и укрепление рационалистического подхода к действительности, что выразилось в становлении новой науки, как экспериментальной, так и теоретической. Научные достижения XVII века создали предпосылки для дальнейшего развития фундаментальных наук. Главным направлением развития философской мысли становится теория познания;
· Просвещение разбудило в Европе социальную мысль и социальное чувство;
· великие социальные потрясения. Французская революция, начавшаяся как торжество Разума и не затронувшая многосторонний внутренний мир человека, закончилась трагически;
· формирование классической философии (конец ХVIII- начало ХIХ века) в Германии; возникновение марксизма;
· XIX век стал веком контрастов: расцвет духовной культуры и духовное обнищание общества отмечены не только философией, но и искусством, а также науками о человеке, возникающими в этот период;
· в искусстве Нового времени формируются новые стили и направления, стремящиеся воплотить в своих образах человека как существо глубоко и сильно чувствующее, как существо свободолюбивое и гордое;
· художественное освоение мира в XIX веке создало тип романтического и реалистического героя. Искусство углубляется в понимание основ мира, совершая при этом движение от «исключительного» к «обычному», в глубину субъективного мировосприятия.
Источник