Историко-культурный потенциал и особенности его оценки
Историко-культурный потенциал является основой познавательного туризма. Он представлен различными видами исторических памятников, мемориальных мест, народными промыслами, музеями, то есть сочетаниями объектов материальной и духовной культуры. Каждая эпоха оставляет свой след, который обнаруживается в культурных слоях при археологических раскопках. Практически каждая местность может представлять интерес для познавательного туризма. Но места, где долго жили люди, хранят больше следов материальной культуры. В целом среди памятников культурного наследия можно выделить:
ü памятники археологии;
ü культовую и гражданскую архитектуру;
ü памятники ландшафтной архитектуры;
ü малые и большие исторические города;
ü типичные сельские поселения;
ü музеи, театры, выставочные залы, объекты социокультурной инфраструктуры;
ü этнографические объекты, народные промыслы и ремесла, центры декоративно-прикладного искусства;
ü технические комплексы и сооружения.
В историко-культурный потенциал входит вся социокультурная среда с традициями и обычаями, особенностями бытовой и хозяйственной деятельности. Туристы, посещая ту или иную страну, воспринимают культурные комплексы в целом. В культурные комплексы составной частью входит и природа: в городах это и парки и скверы, зеленые насаждения во дворах и на улицах; в сельской местности – приусадебные участки; в старинных усадьбах и монастырях – ландшафтные рукотворные пейзажные парки и сады. Нарушение исторического ландшафта негативно влияет на аттрактивность культурного объекта.
Существует множество форм включения культурно-исторических ресурсов в систему туристского обслуживания. Наиболее распространенная форма – организация музеев и экскурсионно-исторических маршрутов. Аттрактивность культурных комплексов определяется их художественной и исторической ценностью, модой и доступностью по отношению к местам спроса.
Оценка культурных комплексов для туристских целей производится двумя основными методами:
1) ранжированием культурных комплексов по их месту в мировой и отечественной культуре. Производится экспертным путем: устанавливаются объекты мирового, федерального, регионального и местного значения;
2) необходимым и достаточным временем для осмотра. Метод позволяет сравнивать различные территории по перспективности историко-культурного потенциала для туризма.
Для культурных комплексов, также как и для природных, важными характеристиками являются надежность и емкость. Надежность культурных комплексовобусловливаются двумя факторами: устойчивостью к туристским нагрузкам и стабильностью его соответствия ценностным критериям, сформировавшимся у населения.
Первый фактор определяет, какой поток туристов может выдержать данный культурный комплекс. Это особенно важно для музеев, где необходимо поддерживать определенный температурно-влажностный режим для сохранения экспонатов. Остро стоит вопрос о применении современных технических средств для повышения устойчивости культурных комплексов к туристским нагрузкам и о регулировании потоков экскурсантов. Второй фактор связан с долговременностью интереса туристов к данному культурному объекту. Сохраняется стабильность их интереса к объектам мирового наследия (египетским пирамидам, античной архитектуре Афин, архитектурным и историко-культурным памятникам Парижа, Владимира, Москвы, Санкт-Петербурга и пр.).
Емкость культурного комплексаопределяется продолжительностью периода, в течение которого туристы могут воспринимать содержащуюся в нем информацию, и зависит от двух факторов: аттрактивности объекта осмотра и психофизиологических возможностей человека, которые отличаются значительной индивидуальностью и имеют определенный предел.
Особый интерес для туристов представляют выдающиеся памятники природного и культурного наследия. В число таких памятников попадают объекты, включенные в Список Всемирного наследия ЮНЕСКО (Организация по образованию, науке и культуре при ООН). Число включенных в Список объектов постоянно растет.
Существует система условий и критериев для внесения объектов в названный Список. Эти критерии, как и виды культурных объектов, включены в Конвенцию об охране всемирного культурного и природного наследия (принята в 1972 году, Россия присоединилась к ней в 1988 г.). Рекомендации ЮНЕСКО по вопросам о памятниках культурного и природного наследия дает ИКОМОС (создан в 1965 г.) – Международный совет по вопросам памятников и достопримечательных мест.
Как пишет Т. А. Любимова, «под культурным наследием в Конвенции понимаются три вида объектов: памятники, ансамбли, достопримечательные места».
К памятникам могут быть отнесены произведения архитектуры, монументальной скульптуры и живописи, элементы и структуры археологического характера, надписи, пещерные жилища и группы элементов, которые имеют выдающуюся универсальную ценность с точки зрения истории, науки или искусства.
К ансамблям относятся группы изолированных или объединенных строений архитектуры, единство или связь с пейзажем которых представляет выдающуюся универсальную ценность с точки зрения истории, науки или искусства.
К достопримечательным местам могут быть отнесены объекты, представляющие собой дело рук человеческих или совместного творения природы и человека, а также зоны, включая археологические достопримечательные места, представляющие выдающуюся ценность с точки зрения истории, эстетики, этнологии или антропологии.
Существует система критериев оценки культурного наследия. «Каждый культурный объект, представленный для включения в Список Всемирного наследия, должен:
1. Представлять собой шедевр творческого гения человека; или
2. Показать важность процесса передачи во времени или географическом культурном ареале общечеловеческих ценностей в области культуры, архитектуры, монументального искусства, градостроительства или ландшафтного дизайна; или
3. Являться уникальным или исключительно важным свидетельством существования или исчезновения некоторой цивилизации или культурной традиции; или
4. Представлять собой выдающийся пример архитектурного или ландшафтного ансамбля, знаменующего один из периодов истории развития человечества; или
5. Представлять собой выдающийся пример формирования человеком ландшафта или поселения, характерный для некоторой культуры, в особенности, если эта культура оказалась беззащитной перед лицом необратимых исторических изменений; или
6. Быть непосредственно или косвенно связанным с событиями, традициями, идеями, верованиями или творческими актами выдающегося мирового значения…
Историко-культурное изучение определенных территорий (страна, район, город) включает в себя несколько практически обязательных этапов:
1) изучение гражданской и военной истории объекта, выявление влияния исторического фактора на формирование объекта;
2) изучение историко-архитектурного аспекта развития туристского объекта;
3) выявление основных архитектурных стилей, встречающихся на территории объекта (в связи с историческим прошлым страны, района, города);
4) изучение наиболее важных и интересных для туристов памятников архитектуры;
5) изучение процесса развития духовной культуры (в том числе и в ее взаимовлияниях с иными культурами);
6) характеристика основных этапов развития духовной культуры и важнейших ее памятников (фольклор, литературное и музыкальное наследие, изобразительное искусство всех типов и др.);
7) изучение творчества крупнейших представителей культуры и искусства страны, района, города.
Источник
Культурно-исторический потенциал
Историко-культурный потенциал является основой познавательного туризма. Он представлен различными видами исторических памятников, мемориальных мест, народными промыслами, музеями, то есть сочетаниями объектов материальной и духовной культуры. Культурное наследие — это наследие исторического развития цивилизации, которое накопилось на данной территории. Каждая эпоха оставляет свой след, который обнаруживается в культурных слоях при археологических раскопках. Практически каждая местность может представлять интерес для познавательного туризма. Но места, где долго жили люди, хранят больше следов материальной культуры.
В целом среди памятников культурного наследия можно выделить:
• культовую и гражданскую архитектуру;
• памятники ландшафтной архитектуры;
• малые и большие исторические города, типичные сельские поселения;
• музеи, театры, выставочные залы и другие объекты социокультурной инфраструктуры;
• объекты этнографии, народные промыслы и ремесла, центры декоративно-прикладного искусства;
• технические комплексы и сооружения.
В историко-культурный потенциал входит вся социокультурная среда с традициями и обычаями, особенностями бытовой и хозяйственной деятельности. Туристы, посещая ту или иную страну, воспринимают культурные комплексы в целом.
В культурные комплексы составной частью входит и природа: в городах это парки и скверы, зеленые насаждения во дворах и на улицах; в сельской местности — приусадебные участки; в старинных усадьбах и монастырях — ландшафтные рукотворные пейзажные парки и сады. Нарушение исторического ландшафта негативно влияет на аттрактивность культурного объекта.
Существует множество форм включения культурно-исторических ресурсов в систему рекреационного туристского обслуживания. Наиболее распространенная форма — организация музеев и экскурсионно-туристских маршрутов.
Основные типы и принципы оценки культурных комплексов
Оценка культурных комплексов для рекреационных целей производится двумя основными методами:
• ранжированием культурных комплексов по их месту в мировой и отечественной культуре. Производится экспертным путем: устанавливаются объекты мирового, федерального, областного и местного значения;
• необходимым и достаточным временем для осмотра. Этот метод позволяет сравнивать различные территории по перспективности историко-культурного потенциала для туризма.
Для культурных комплексов, так же как и для природных, важными характеристиками являются надежность и емкость.
Надежность культурных комплексов обусловливается двумя факторами:
• устойчивостью к рекреационным нагрузкам;
• стабильностью его соответствия ценностным критериям, сформировавшимся у населения.
Емкость культурного комплекса определяется продолжительностью периода, в течение которого туристы могут воспринимать содержащуюся в нем информацию, и зависит от следующих факторов:
• аттрактивности объекта осмотра;
• психофизиологических возможностей человека, которые отличаются значительной индивидуальностью и имеют определенный предел.
Основные составляющие культурно-исторического потенциала
В историко-культурный потенциал входит вся социокультурная среда с традициями и обычаями, особенностями бытовой и хозяйственной деятельности. Туристы, посещая ту или иную страну, воспринимают культурные комплексы в целом.
Памятники культовой архитектуры — наиболее древние, которые дошли до нашего времени. Это церкви и монастыри различных конфессий (религий): православные храмы, католические соборы, лютеранские кирхи, еврейские синагоги, буддистские пагоды, мусульманские мечети.
Памятники светской архитектуры включают в себя городскую застройку — гражданскую и промышленную, а также загородные дворцово-парковые ансамбли. Из наиболее древних сооружений до наших дней сохранились кремли и боярские палаты. Городская архитектура обычно представлена дворцовыми сооружениями, зданиями административного назначения (присутственные места, торговые ряды, дворянские и купеческие собрания, дома губернаторов), зданиями театров, библиотек, университетов и больниц, которые зачастую строились на средства меценатов по проектам знаменитых зодчих.
Русская усадьба является феноменом русской культуры.
Сохранившиеся в России архитектурные усадебные ансамбли в основном относятся к XVIII—XIX вв. Более ранние постройки ученые восстанавливают по сохранившимся источникам, описаниям, архитектурным планам, чертежам, на основании которых можно сказать, что русская усадьба начала формироваться на рубеже XVI—XVII вв., когда в обществе происходили значительные социальные и политические изменения.
Этнографическое наследие, вовлекаемое в туристские маршруты, представлено двумя видами. Это либо музейные экспозиции в краеведческих музеях, музеях народного быта и деревянного зодчества, либо существующие поселения, сохранившие особенности традиционных форм хозяйствования, культурной жизни и обрядов, присущих данной местности.
Народные промыслы исторически относятся к древнейшим видам искусства. Их корни лежат в крестьянском быту, народных ремеслах. Некоторые виды художественных промыслов зародились в церковном искусстве и в дворянской помещичьей культуре.
В крестьянском быту берут свое начало ручное узорное вязание, ткачество и вышивка. С деревенскими ремеслами связаны кузнечное дело, плотницкая резьба по дереву, набойка на тканях, многие виды гончарного дела. С течением времени, возникая в отдельных селах, эти ремесла, распространяясь по целым районам, превращались в промыслы (Хохлома, Гжель).
Дата добавления: 2018-06-01 ; просмотров: 907 ; Мы поможем в написании вашей работы!
Источник
Тема 9. КУЛЬТУРНО-ИСТОРИЧЕСКИЙ ПОТЕНЦИАЛ
Культурно-исторический потенциал является основой познавательного туризма. Он представлен различными видами исторических памятников, мемориальных мест, народными промыслами, музеями, то есть сочетаниями объектов материальной и духовной культуры. Культурное наследие — это наследие исторического развития цивилизации, которое накопилось на данной территории. Каждая эпоха откладывает свой след, который обнаруживается в культурных слоях при археологических раскопках. Практически каждая местность может представлять интерес для познавательного туризма. Но места, где дольше жили люди хранят больше следов материальной культуры.
В целом среди памятников культурного наследия можно выделить:
· культовая и гражданская архитектура;
· памятники ландшафтной архитектуры;
· малые и большие исторические города, типичные сельские поселения;
· музеи, театры, выставочные залы и другие объекты социокультурной инфраструктуры;
· объекты этнографии, народные промыслы и ремесла, центры декоративно-прикладного искусства;
· технические комплексы и сооружения.
В историко-культурный потенциал входит вся социокультурная среда с традициями и обычаями, особенностями бытовой и хозяйственной деятельности. Туристы, посещая ту или иную страну, воспринимают культурные комплексы целиком, включая в них архитектурный облик столиц, малых городов и сельской местности сих историей, традициями и современной жизнью.
В культурные комплексы составной частью входит и природа: в городах это парки и скверы, особенности озеленения домов и улиц; в сельской местности оформление приусадебных участков; в старинных усадьбах и монастырях ландшафтные рукотворные пейзажные парки и сады. Нарушение исторического ландшафта существенно нарушает аттрактивность культурного объекта.
Существует множество форм включения культурно-исторических ресурсов в систему рекреационного туристского обслуживания. Наиболее распространенная форма — организация музеев и экскурсионно-туристских маршрутов.
Аттрактивность культурных комплексов определяется их художественной и исторической ценностью, модой и доступностью по отношению к местам спроса.
Оценка культурных комплексов для рекреационных целей производится двумя основными методами:
· ранжирование культурных комплексов по их месту в мировой и отечественной культуре — производится экспертным путем: устанавливаются объекты мирового, федерального, областного и местного значения;
· по необходимому и достаточному времени для осмотра — этот метод позволяет сравнивать различные территории по величине историко-культурного потенциала для туризма.
Следует оговориться, что оба метода во многом субъективны. Не всегда культурные комплексы, высоко оцениваемые специалистами, вызывают адекватную реакцию у туристов. Необходимое и достаточное время для осмотра объекта в известной степени зависит от построения экскурсионных маршрутов и от доступности объекта. Наконец, представление о ценности культурных комплексов зависит от уровня образованности, национальных особенностей экскурсантов, контингент которых в основном ориентируется на яркие экзотические памятники культуры или на широко известные, знакомые им по публикациям в средствах массовой информации и рекламе. Интерес ко многим объектам культуры определяется в большинстве случаев модой.
Для культурных комплексов, так же, как и для природных важными характеристиками являются надежность и емкость.
Надежность культурных комплексов обуславливается двумя факторами:
* устойчивостью к рекреационным нагрузкам;
* устойчивостью его соответствия ценностным критериям, сформировавшимся у населения.
Первый фактор определяет, какой поток туристов может выдержать данный культурный комплекс. Это особенно важно для музеев, где необходимо поддерживать определенный температурно-влажностный режим для сохранения экспонатов.
Остро стоит вопрос о применении современных технических средств по повышению устойчивости культурных комплексов к рекреационным нагрузкам и о регулировании потоков экскурсантов.
Второй фактор связан с долговременностью интереса туристов к данному культурному объекту. Сохраняется стабильность их интереса к объектам мирового наследия (египетским пирамидам, античной архитектуре Афин, Парижу, Санкт-Петербургу и прочим). Вместе с тем целый ряд туристских объектов, наиболее посещаемых в советский период в России, например, многочисленные ленинские места, утратили интерес для туристов с изменением идеологических установок в обществе. Из этого примера следует, что одной из основных задач организаторов туризма является не только выявить тот или иной культурный комплекс для туризма, но и сохранить его на достаточно длительный исторический период.
Емкость культурного комплекса определяется продолжительностью периода, в течение которого туристы могут воспринимать содержащуюся в нем информацию.
Этот фактор зависит от:
* аттрактивности объекта осмотра;
* психофизиологических возможностей человека, которые отличаются значительной индивидуальностью и имеют определенный предел.
На обжитой территории археологических памятников встречается довольно много (например в Московской области их в каждом районе насчитывается до нескольких десятков — курганы, захоронения и др.). Но в целом интерес туристов к ним ограничен. В основном археологические памятники представляют интерес для специалистов. А туристов привлекают наскальные рисунки. Сохранились они в нескольких местах: в Карелии, Закавказье, Средней Азии и на Алтае.
Источник