Культурно просветительская цель экскурсии

ЛЕКЦИЯ № 2. ЭКСКУРСИЯ И ЕЕ СУЩНОСТЬ

2.1. Эволюция определения экскурсии в российском экскурсоведении

В литературе, посвященной организации экскурсионной работы существует несколько определений экскурсии, отражающих эволюцию этого процесса в истории. Первоначально экскурсия рассматривалась как прогулка, с практической целью (исследование природы, истории края). Позднее экскурсия стала частью научного процесса. К экскурсиям стали привлекать школьников, сделав ее частью учебно-воспитательного процесса. В советский период экскурсия становится частью массовой культурно-просветительной работы с населением. В настоящее время экскурсия, обогатившись содержанием, формами, тематикой, методикой проведения является неотъемлемой часть туристической деятельности.

Приведем несколько определений термина «экскурсия»

«Экскурсия, проходка, прогулка, выход на поиск чего, для собирания трав и пр.» — В.И. Даль (1882 г.).

«Экскурсия – поездка с учебной или научной целью» — Настольный энциклопедический словарь (1895 г.).

«Экскурсия – это форма общественно-просветительной работы, при которой группа лиц (экскурсантов) под руководством более сведущего лица (руководителя) изучает. явление в его естественной обстановке» — В. А. Герд (1925).

«Экскурсия – коллективное посещение какой-либо местности, промышленных предприятий, совхозов, музеев и пр., преимущественно с научной или образовательной целью» – Малая советская энциклопедия (1931 г.).

«Экскурсия – один из видов массовой культурно-просветительной, агитационной и учебной работы, имеющей целью расширение и углубление знаний подрастающего поколения, рабочих и колхозных масс путем выхода из обычной обстановки как для непосредственного наблюдения и исследования явлений природы и общественной жизни, естественных производительных сил, фактов культуры и быта и т. п., так и для наглядного ознакомления с определенными объектами (например, музей, выставка) по заранее определенному плану и, как правило, под специальным руководством» — Большая советская энциклопедия (1933 г.).

Читайте также:  Достопримечательности лондона кратко для детей

«Экскурсия – коллективная поездка или прогулка куда-нибудь с научно-образовательной или увеселительной целью» – Д.Н. Ушаков (1940 г.)

«Экскурсия – поездка, прогулка, посещение какого-либо учреждения с образовательной, научной, спортивной или увеселительной целью» – Словарь иностранных слов (1941 г.).

«Экскурсия – коллективная поездка или поход в достопримечательные места с научной, образовательной или культурно-просветительной целью» – Малая советская энциклопедия (1960 г.).

«Экскурсия – посещение достопримечательных чем-либо объектов (памятники культуры, музеи, предприятия, местность и т. д.), форма и метод приобретения знаний. Проводится, как правило, коллективно под руководством специалиста-экскурсовода» – Большая советская энциклопедия (1978 г.).

Суммируя данные определения, акцентируя внимание на современном этапе развития экскурсионного дела можно сформулировать определение и ее характерные признаки.

2.2. Характерные признаки и сущность экскурсии

Экскурсия – целенаправленный наглядный процесс познания окружающей действительности, построенный на заранее подобранных исторических, природных, архитектурных, производственных объектах, показ которых происходит под руководством квалифицированного руководителя (экскурсовода), и подчинен раскрытию определенной темы.

Сущность экскурсии – экскурсия имеет свои особенности (признаки) в организации, методике подготовки и проведения. Выделяют шесть признаков экскурсии:

1) протяженность по времени проведения (от одного академического часа до суток);

2) наличие экскурсионной группы (20-25 чел.);

3) наличие квалифицированного руководителя – специалиста в определенной отрасли знаний (экскурсовод);

4) показ экскурсионных объектов (первичность зрительных впечатлений);

5) передвижение экскурсионной группы по заранее составленному маршруту;

6) целенаправленность показа объектов (наличие определенной темы).

Тематика экскурсий – совокупность, набор, группа тем экскурсионного процесса. Характерным признаком экскурсии является ее построение в соответствии с определенной темой.

Тема экскурсии — предмет показа и рассказа. Формулировка темы представляет собой краткое, концентрированное изложение основного содержания экскурсии. Тема – понятие, относящееся к содержанию чего-либо. Тема связана с такими понятиями, как «цель» и «идея». Тема предусматривает изложение определенного материала посвященного определенному процессу.

Идея экскурсии – ее замысел, главная мысль. Тема и идея составляет идейно-тематическую основу экскурсионной работы. Важнейший показатель адекватности тематики экскурсии – тот интерес, который вызывает тематика у туристов, обеспечение условий для расширения кругозора потребителя. Расширение тематики экскурсий – важная закономерность развития экскурсионного дела. В советское время только экскурсионные учреждения профсоюзов проводили экскурсии более чем на 24 тыс. тем. Необходимо отметить, что ресурсы любого города России позволяют реализовать только в городской черте значительное количество тематических экскурсий. Главные требования к тематике экскурсий – актуальность, разносторонность, соответствие запросам и интересам потребителей.

Подтема экскурсии — сумма нескольких основных вопросов. В каждой из тем экскурсии одновременно освещается и несколько подтем: история города, характеристика промышленности, науки, культуры. Правильно разработанная подтема воспринимается вместе с другими подтемами.

Композиция экскурсии — расположение, последовательность и соотношение подтем, основных вопросов, ее вступления и заключительной части.

Подтемы определяются особенностями исторического развития города, области, края. Одна из подтем становится основой экскурсии, определяясь в качестве ведущей.

Ведущая подтема экскурсии – способствует более глубокому раскрытию ее содержания, делает ее более убедительной и запоминающейся. Каждая подтема обзорной экскурсии может в дальнейшем стать темой для разработки самостоятельной экскурсии, поскольку тематическая экскурсия должна быть посвящена раскрытию какой-либо одной темы. В большинстве случаев эта тема затрагивает отдельный исторический период, какое-то одно значительное событие прошлого или настоящего. Широкое развитие тематики позволяет использовать различные виды группировки тем

Одна из особенностей тематики экскурсионного процесса – тесная связь с объектами и с экскурсионным материалом, который может быть усвоен экскурсантами при показе этих объектов. Экскурсионные объекты одновременно могут демонстрироваться на нескольких экскурсиях: обзорной, военно-исторической, историко-революционной, литературной, архитектурной и других. В экскурсии могут быть задействованы и объекты, расположенные на пути следования группы. Вместе с тем эти объекты не должны становиться основными объектами показа, рассказ о них должен вестись только по просьбе туристов или в качестве дополнительного материала.

Название экскурсии – языковое выражение обозначающее ее содержание. Задача названия – активизировать внимание туристов, заинтересовать их, подготовить аудиторию к предстоящей экскурсии. Название экскурсии должно выражать один смысл, должно быть точным, не допускающим двояких толкований. Название экскурсии бывает простым и сложным. В сложном названии его вторая часть дополняет и поясняет первую. У экскурсии может быть несколько названий в зависимости от состава участников и поставленной задачи.

В ходе подготовки и реализации экскурсии должны быть реализованы определенные экскурсионные принципы (научность, связь с жизнью, объективность, доступность), влияющие на ее эффективность.

Принцип научностиодин из основных в экскурсионном процессе, в соответствии с нимсодержание экскурсии должно излагаться в соответствии с данными той или иной науки. Факты, события, теоретические положения должны даваться в научной трактовке и объективно оцениваться.

Принцип связи теории с жизнью –материал экскурсий должен быть увязан с жизнью, с современным этапом развития страны, города, района.

Принцип объективности – информация, излагаемая экскурсоводом должна соответствовать, действительности, быть свободной от субъективных взглядов тех или иных исследователей на развитие истории и культуры.

Принцип доступности – экскурсионная информация должна быть доступной для восприятия потребителем.

Экскурсионный процесс выполняет ряд функций. Функции экскурсии – те цели и задачи, которые реализуются в ходе экскурсионного процесса.

Функция информации – экскурсия в зависимости от своей темы содержит определенную информацию о развитии общества, архитектуры, той или иной науки. Рассказ экскурсовода представляет собой достаточно полную и тщательно выверенную информацию по теме.

Функция организации отдыха – отдельные виды экскурсии способствуют эмоциональной и физической разгрузке потребителя, кроме того, экскурсия призвана организовывать свободное время экскурсанта, придавая ему осмысленность.

Функция расширения кругозора – одна из функции экскурсий знакомство потребителя с основными особенностями исторического и культурного развития региона, знакомство с памятниками истории и культуры, архитектурными стилями и т.п.

Функция подготовки и переподготовки кадров – ряд специализированных экскурсий способствуют подготовке будущих специалистов-экскурсоводов и организаторов экскурсий.

Контрольные вопросы

1. Охарактеризуйте эволюцию термина «экскурсия» в российском экскурсоведении.

2. Дайте определение экскурсии.

3. Назовите признаки экскурсии и охарактеризуйте ее сущность.

Источник

Культурно-просветительская деятельность музеев: формы осуществления и перспективы

Дата публикации: 17.11.2017 2017-11-17

Статья просмотрена: 7830 раз

Библиографическое описание:

Занина, Е. О. Культурно-просветительская деятельность музеев: формы осуществления и перспективы / Е. О. Занина. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2017. — № 46 (180). — С. 330-333. — URL: https://moluch.ru/archive/180/46488/ (дата обращения: 28.04.2021).

Музеи являются хранилищем памятников материальной, духовной культуры и природных объектов, историко-краеведческих и художественных ценностей, а также научно-исследовательским, научно-просветительским, культурно-образовательным учреждением. Музеи осуществляют не только комплектование, учет, хранение памятников истории и культуры, но и их изучение, популяризацию.

Согласно законодательству Российской Федерации и нормативно-правовым актам, регулирующих работу музеев, одной из целей этих учреждений является осуществление научно-исследовательской, научно-просветительской и культурно-образовательной деятельности.

В области научно-просветительской деятельности современные музеи осуществляют как экскурсионное обслуживание посетителей, так и всевозможные лекции, консультации, занятия, тематические вечера, беседы, концерты, другие массовые культурно-образовательные мероприятия и акции.

В области научно-исследовательской работы музей оформляет научные исследования сотрудников не только в виде экспозиционных планов, монографий, научных описаний коллекций, публикаций, но и в виде научно-методических разработок текстов лекций, интерактивных тематических экскурсий, музейных занятий, праздников и пр.

Понятие «культурно-образовательная деятельность» в российском музееведении получило распространение с начала 1990-х гг. Его появление было связано возникновением новых подходов в работе с аудиторией музеев.

Утраченный в 1930-х гг. статус музеев как научных учреждений, стал возвращаться к ним лишь на рубеже 1950-х — 60-х гг. Эти изменения не могли не отразится в терминологии при обозначении одного из важнейших направлений музейной деятельности: понятие «просветительная работа» заменили термином «научно-просветительная работа». Из этого следовало, что свою образовательно-воспитательную функцию музей осуществляет на базе научных исследований, основополагающим чего является музейный предмет.

Во второй половине 1980-х гг. в связи с событиями, получившими в нашей стране понятие «перестройка», происходила смена идеологических парадигм во всем обществе. Музеи, конечно, не остались в стороне. Музеи рассматриваются уже не как посредник в «эстетической пропаганде», а как организации, развивающие эстетический вкус и творческое воображение. Функция музеев с этого времени — способствовать формированию ценностного отношения к историческому и культурному наследию.

В отечественных музеях укрепилась концепция образовательной деятельности, уже получившая широкое распространение в зарубежных музеях. Её основой являлось представление музеев как коммуникационных систем. Задачи музея от передачи информации о том или ином предмете, явлении или процессе расширялись вплоть до обращения и к внутреннему миру личности, воздействие на его эмоциональную сферу. Менялся характер взаимоотношения между музеем и его аудиторией. Суть музейно-образовательного процесса представлялась теперь иной: посетитель воспринимался уже не как объект воспитательного воздействия, а как равноправный собеседник. Таким образом, общение музея с посетителями приобретало формат диалога.

Таким образом, понятие «культурно-образовательная деятельность» появилось в связи с новой функцией музеев, а значит, пониманием его роли при взаимодействии с аудиторией. Сейчас культурно-образовательная деятельность музеев приобретает большое значение не только для полноценной работы самих музеев, но и для развития общества: культурного и исторического. При ее осуществлении одновременно реализуются как развлекательные, так и образовательные функции музея. Она нацелена на систематическое посещение музеев и рассчитана на разную аудиторию.

В современных условиях культурно — образовательная деятельность направлена на личность потенциального и реального музейного посетителя. В связи с этим можно обозначить её следующие направления: донесение информации, обучение, развитие творческих начал, коммуникацию, отдых. Подобное деление достаточно условно, поскольку сами направления изменчивы, подвижны. Часто они бывают связаны между собой, или пересекаются друг с другом.

Обращаясь к формам культурно-образовательной деятельности музеев, следует отметить их разнообразие. Ещё в конце XIX века сложились такие традиционные формы, как экскурсия и лекция.

Экскурсия — пример одной из традиционных форм, с которой начиналось становление культурно-образовательной деятельности музея. С её помощью осуществляется донесение до аудитории разнообразной музейной информации, предполагающей первичное получение сведений о музее, составе и содержании его коллекций или об отдельных музейных предметах. В большинстве своем экскурсия — это групповая форма, но бывают экскурсии и индивидуальные. Правда, в последние годы в музеях появился новый вариант экскурсионного обслуживания — аудиогид. В этом случае посетитель музея имеет возможность прослушать индивидуальную экскурсию, получив наушники. С середины 1980-х гг. экскурсии становятся не только традиционными обзорными, но и распространяются такие виды экскурсий, как театрализованные, экскурсии-беседы, экскурсии-уроки и др. Подобные виды экскурсий получают широкое распространение во многих российских музеях. И в 1990-х гг. уже не редкостью становятся театрализованные экскурсии. Тогда же появляются и первые циклы театрализованных музейных занятий и праздников.

Вне зависимости от вида этой формы работы, приоритетом в её проведении выступает зрительное восприятие. Особенность такой формы культурно-просветительской работы, как лекция, заключается в том, что здесь на первый план выходит рациональное восприятие. Главное — донести до аудитории теоретический материал в сопровождении материалов музейных коллекций. Зачастую используются не подлинники, а их копии или же фотоснимки. В связи с развитием технических составляющих образовательного и музейного процессов, в последнее время широкое распространение получают мультимедийные лекции с электронной презентацией. Вне зависимости от того, используются ли музейные экспонаты во время лекций или нет, опора на них при проведении музейных лекций является первостепенной.

Как правило, музеи представляют своей аудитории не единичные лекции, а целые циклы лекций, объединенных общей темой. Зачастую для удобства посетителей организуются лекции выходного дня. Для определенных групп музейной аудитории, не имеющих возможности в силу разных обстоятельств посетить лекции в музее, предоставляются выездные лекции.

Среди традиционных форм культурно-образовательной деятельности следует отметить такую, как консультация. Эта форма обычно имеет индивидуальных характер. Консультация проводится сотрудником музея по запросу интересующейся стороны. Чаще — это официальный запрос, но, возможна и консультация индивидуальных посетителей, которые не пользуются услугами экскурсовода. Консультация становится всё более востребованной в современных музеях.

В период становления культурно-образовательной деятельности музеев появилась такая форма её осуществления, как научные чтения или научная конференция. И то и другое является средством реализации научных изысканий сотрудников музеев. Зачастую по итогам научных чтений и конференций выпускаются сборники материалов, которые становятся не только научной общественности, но и обывателям, интересующимся данной темой.

Для обучения в музее осуществляются такие формы культурно-образовательной деятельности, как музейные уроки, занятия, кружки, клубы, студии и пр. В этом случае приобретение умений и навыков происходит в процессе музейной коммуникации. Особенность обучения в музее заключается в неформальности и добровольности процесса обучения, наглядности, базировании его на разнообразии и подлинности музейных предметов.

Такая форма культурно-образовательной деятельности как музейное занятие чаще всего используется в работе музеев с учащимися школ, гимназий, колледжей. В настоящее время эту форму можно назвать самой популярной. Музейное занятие является примером иллюстрации исторических событий. На музейных занятиях участникам не бывает скучно, так как они сами становятся участниками процесса. Музейное занятие нацелено на приобретение участниками знаний по определенной учебной программе или для углубленного знания, полученного на уроках, например, в школе. Непосредственным источником знания в этом процессе выступает музейный предмет. В случаях, когда участники занятий уже имеют знания (например, получены на уроке в школе), музейное занятие становится подкреплением знаний осмотром подлинников, что превращает абстрактное теоретическое знание в реальное. Музейная площадка выступает неординарной средой образовательного процесса, таким образом, стимулирует не только познавательные интересы учащихся, но и способствует их всестороннему развитию.

Клубы (кружки, студии) в музее являются объединением людей по интересам. Их работа направлена на приобретение знаний, умений, связанных с профилем музея. При исторических музеях зачастую появляются подобные организации исторического профиля, в которых его участники изучают исторические события, которым посвящен музей.

К нетрадиционным формам культурно-образовательной деятельности можно отнести различные конкурсы и викторины, организуемые музеями. Создаются они в непосредственной связи с тематикой музея. Их организация осуществляется таким образом, чтобы максимально приблизить участников к музейным предметам.

В музейной практике часто используется такая форма работы, как историческая игра. Её особенность заключается в том, что участники непосредственно соприкасаются с историческими реалиями через ролевое поведение. Данная форма довольно интересна и перспективна. Но в то же время трудна в осуществлении, поскольку требует специальных атрибутов (костюмов, предметов антуража), хорошо подготовленного с актерскими способностями руководителя игры, особенного пространства для проведения.

Музей имеет широкие возможности как для восприятия музейной информации, так и для неформального, дружеского межличностного общения. В связи с этим выделяют такие формы культурно-образовательной работы музеев, как творческие гостиные, встречи с интересными людьми, концерты, музейные праздники, посиделки. Эти формы достаточно условны, так как довольно мобильны и очень часто бывают связаны между собой. Но в большинстве своем они организуются не с целью образования, а ради отдыха и развлечения.

В зависимости от возрастных и психологических особенностей посетителей, мотивации посещения ими музея определяется содержание культурно-образовательной деятельности музея и выбора её формы. В настоящее время культурно-образовательная деятельность — одно из приоритетных направлений музейной работы, прежде всего с детской и подростковой аудиторией. Для того чтобы культурно-образовательная деятельность была эффективной, музеям необходимо учитывать интересы и потребности своих посетителей. Важно предлагать аудитории не разовые посещения музея, а использовать циклы, содержащие несколько форм работы, предназначенных для постоянной аудитории.

  1. Ванслова Е. Г. Музейный всеобуч: научнопрактические рекомендации. — М.: НШТК, 1988. -134 с.
  2. ГнедовскийМ. Б. Музей и образование: Материалы для обсуждения. — М.: Наука, 1990. — 261 с.
  3. Коссова И. М. Культурно-образовательная деятельность музеев. Сборник трудов творческой лаборатории «Музейная педагогика» Кафедры музейного дела. — М., 1997. 119 С.
  4. Левыкин К. Г., В. Хербст. Музееведение. Музеи исторического профиля. — М., 1988. 431 С.
  5. Столяров Б. А. Музейная педагогика. История, теория, практика. — М., 2004. С.211
  6. Юхневич М. Ю. Я поведу тебя в музей: Учебное пособие по музейной педагогике. — М., 2001. 223 С.

Источник

Оцените статью