Культурные особенности страны являются элементом

КУЛЬТУРНЫЕ ЭЛЕМЕНТЫ И КОМПЛЕКСЫ

Было бы большим упрощением рассматривать культуру только как совокупность обычаев и нравственных норм. Она может предстать перед нами также в виде организованной системы поведения. Рассмотрим некоторые элементы этой системы.

Культурные элементы и комплексы. Изучение структуры культуры началось с 1949 г., когда американский исследователь Э. Хобелъ предложил выделить для изучения самую малую единицу культуры, которая получила название культурного элемента. По определению Хобеля, культурным элементом называется «считающаяся более неделимой единица поведенческого образца или материального продукта» [167, с. 499]. Элементами материальной культуры могут быть такие предметы, как, например, гвоздь, карандаш, отвертка или носовой платок. Элементом нематериальной культуры может явиться пожатие руки или приподнятие шляпы при встрече, езда по правой стороне дороги, поцелуй как форма приветствия и др. Очевидно, что каждая культура включает в себя тысячи культурных элементов, сливающихся в некое единое целое. Причем некоторые из этих элементов одновременно являются частью многих культур, т.е. культур разных обществ и разных времен.

Может ли танец быть культурным элементом? Очевидно, нет, так как это совокупность элементов, включающая танцевальные шаги, музыкальный и ритмический аккомпанемент и др. Но важнее то, что танец несет и смысловую нагрузку, отражает определенные обычаи и нормы — это и религиозный церемониал, и ухаживание или просто праздничное настроение. Здесь культурные элементы комбинируются культурный комплекс, элементы которого взаимосвязаны. Например, знание индивида относительно какого-либо культурного комплекса состоит из отдельных культурных информативных элементов, каждый и которых несет определенную смысловую нагрузку. Культурные комплексы распознаются на основе отдельных элементов: по одному элементу индивид может представить себе весь культурный комплекс.

Комплекс является промежуточным звеном между культурным элементом и культурой института, или институциональной культуре Культуру института можно представить как серию культурных комплексов, определяющих наиболее важные виды человеческой активности. Например, институт семьи включает в себя культурный комплекс выбора партнера, свадебный культурный комплекс, медовый месяц, культурный комплекс заботы о детях и т.д. Но не все комплекс являются принадлежностью социальных институтов. Существуют системы комплексов, группирующихся вокруг менее важных видов деятельности — таких, например, как коллекционирование марок. Это относительно независимый культурный комплекс. Таким образом, каждый вид человеческой деятельности содержит специфические культурные комплексы, которые путем анализа можно разложить на ряды отдельных культурных элементов.

Читайте также:  Чувство родной страны сочинение

Субкультуры и контр культуры. Культура современного общества включает в себя множество культурных комплексов, которые могут быть взаимосвязаны (например, культурные комплексы деятельности по управлению людьми и культурные комплексы деятельности по созданию материальных благ) или достаточно изолированы (например, выращивание цветов или коллекционирование каких-либо предметов).

Каждое общество имеет некоторую совокупность культурных образцов, которые принимаются и разделяются всеми членами общества. Эту совокупность принято называть доминирующей культурой, или всеобщей культурой. В то же время общество включает некоторые группы людей, которые развивают определенные культурные комплексы, не разделяемые всеми людьми данного общества. Иммигрантские группы, например, развивают смешанную культуру, состоящую из культурных комплексов страны, где они живут в настоящее время, и культурных комплексов, принятых на их прежнем месте жительства.

Каждая из групп людей, стоящих на разных экономических ступенях в процессе распределения общественного продукта, обычно развивает способы поведения, отличающие данную группу от всего остального общества, а также свою культуру. Юношество имеет свой специфический стиль поведения, выражающийся в одежде, определенном языке общения, который взрослые не всегда могут понять, — таким образом создается молодежная культура. Каждый социальный институт стремится создать и внедрить поведенческие образцы, которые отличаются от подобных образцов других институтов. Это выражается в существовании таких систем комплексов, как «культура предприятия», «культура школы», «культура управления». Каждый из них имеет свою специфику и относится соответственно к институту производства, институту образования, институту управления. Такие термины, как «армейская жизнь», «богема», «жизнь в коммуналке», отражают картину культурных особенностей, разных типов социальных взаимодействий. Подобного рода культурные образцы, тесно связанные с общей, доминирующей культурой и в то же время отличающиеся от нее, называются субкультурами. Субкультурные различия в современном обществе определяются национальностью, родом занятий, регионом, полом, возрастом, социально-классовыми и многими другими различиями между людьми. В литературе, в художественных произведениях можно найти множество примеров описания взаимодействия и столкновения субкультур, но серьезных исследователей по этому вопросу крайне мало.

Между тем изучение субкультур весьма важно, поскольку каждое общество имеет не просто общий вид культуры, но достаточно пеструю мозаику из по-разному взаимодействующих субкультур. Жизнь индивида протекает главным образом в рамках определенной субкультуры. Иммигрант может жить в основном внутри иммигрантской субкультуры, а жена военного — в военной зоне. Она может иметь мало контактов с гражданскими людьми или их ценностями. Дети проходят через несколько возрастных культур, часто огорчая мать, которая оперирует ценностями другой возрастной субкультуры.

В силу ряда социальных, политических или экономических обстоятельств субкультура может культивировать образцы поведения, противоположные доминирующей культуре. Социологи полагают, что термин «контркультура» приложим к субкультуре тех групп, которая не только отличается от доминирующих образцов, но и бросает им вызов. Шайка бандитов, например, не лишена стандартов поведения и нравственных норм; напротив, она имеет ярко выраженные стандарты и нормы, но совершенно противоположные всеобщим, общепринятым нормам данного общества. Субкультура бандитской шайки вступает в конфликт с культурой общества. Группа бандитов обучает молодежь такой культуре, которая находится в оппозиции к доминирующей; отсюда возникает возможность дальнейшего распространения контркультуры. Особенно показательным было противопоставление культурным ценностям общества субкультуры в движении хиппи, популярном в 60-70-х годах на Западе. Хиппи проповедовали культуру, в которой труд представляется нежелательным, а воздержанность — ненужной и ограничивающей свободу праведностью, патриотизм — ненормальностью, стремление к приобретению материальных благ — недостойностью. Таким образом, существовали образцы поведения, полностью противоположные основным нравственным нормам, принятым в западных странах. Следовательно, если с помощью субкультур индивид может разными путями воспринять и реализовать базисные ценности общества, то контркультура означает индивидуальный отказ от основных образцов культуры общества. Чаще всего контркультура возникает в результате неудачного следования доминирующим культурным образцам.

Источник

Основные элементы культуры

В социологическом понимании культура выступает прежде всего как ценностно-нормативная система социальной регуляции. Эта сложноорганизованная система состо­ит из взаимосвязанных элементов, каждый из которых вы­полняет определенную функцию. От развития структурных •цементов культуры во многом зависит ее способность эф­фективно выполнять свою роль в обществе. В качестве основных, наиболее устойчивых элементов культуры вы­деляют язык, социальные ценности, социальные нормы и обычаи, традиции и обряды.

1. Языксистема знаков и символов, наделенных опре­деленным значением. Будучи исходным условием образова­ния любых сообществ, предпосылкой любого социального взаимодействия, язык выполняет разнообразные функции, главная из которых — создание, хранение и передача информации.

Выступая средством человеческого общения (коммуни­кативная функция), язык обеспечивает социальное поведе­ние человека. Язык также выполняет роль ретранслятора культуры, т.е. ее распространения. Наконец, в языке содер­жатся понятия, с помощью которых люди осмысливают ок­ружающий мир, делают его понятным для восприятия.

2. Социальные ценностиэто социально одобряемые
и принятые убеждения относительно того, к чему чело­
век должен стремиться.

В социологии ценности рассматриваются как важней­ший элемент социальной регуляции. Они определяют об­щую направленность этого процесса, задают нравственную систему координат, в которых существует и на которые ориентируется человек. На основе общности социальных ценностей достигается согласие (консенсус) как в малых группах, так и в обществе в целом.

Социальные ценности являются продуктом взаимодействия людей, в ходе которого формируются их представления о справедливости, добре и зле, смысле жизни и т.д. Каждая социальная группа выдвигает, утверждает и защищает свои ценности. В то же время могут быть и общечеловеческие ценности, к числу которых в демократическом обществе относят мир, свободу, равенство, честь и достоинство лич­ности, солидарность, гражданский долг, духовное богат­ство, материальное благополучие и др.

Выделяют также индивидуальные ценности, для харак­теристики которых социологи используют понятие цен­ностные ориентации. Это понятие отражает ориентацию индивида на определенные ценности (здоровье, карьеру, богатство, честность, порядочность и т.д.). Ценностные ориентации формируются при усвоении социального опыта и проявляются в целях, идеалах, убеждениях, интересах и других аспектах сознания личности.

На основе социальных ценностей возникает другой важ­ный элемент системы регуляции жизнедеятельности лю­дей — социальные нормы, которые определяют границы допустимого поведения в обществе.

3. Социальные нормы — это правила, образцы и стандар­ты поведения, регулирующие взаимодействия людей в соот­ветствии с ценностями определенной культуры.

Социальные нормы обеспечивают повторяемость, устой­чивость и регулярность взаимодействий людей в обществе. Благодаря этому поведение индивидов становится прогно­зируемым, а развитие социальных отношений и связей при­обретает предсказуемый характер, что способствует стабильности общества в целом.

Социальные нормы классифицируются по различным основаниям. Особенно важно в отношении ценностно-нор­мативной регуляции социальной жизни их разграничение на правовые и моральные. Первые проявляются в форме законов и содержат четкие установки, определяющие усло­вия применения той или иной нормы. Соблюдение вторых обеспечивается силой общественного мнения, нравствен­ного долга личности.

Социальные нормы также могут опираться на обычаи, традиции и обряды, совокупность которых образует еще один важный компонент культуры.

4. Обычаи, традиции и обряды — это воспринятые
из прошлого формы социальной регуляции поведения лю­дей.

Обычаи означают исторически сложившиеся массовые образцы действий, которые рекомендуется выполнять. Это с моего рода неписаные правила поведения. К их нарушителям применяются неформальные санкции — замечания, неодобрение, порицания и т.д. Обычаи, имеющие мораль­ное значение, образуют нравы.

Традиции — это элементы социального и культурного на­следия, которые передаются из поколения в поколение и со­храняются в течение длительного времени. Традиции явля­ются объединяющим началом, способствуют консолидации социальной группы или общества в целом. В то же время слепое следование традициям порождает консерватизм и за­стой в общественной жизни.

Обряд — это совокупность символических коллективных действий, обусловленных обычаями и традициями и вопло­щающих в себе определенные нормы и ценности. Обряды сопровождают наиболее важные моменты человеческой жизни: крещение, помолвку, свадьбу, погребение, отпева­ние и т.д. Сила обрядов заключается в их эмоционально-психологическом воздействии на поведение людей.

С обрядами тесно связаны церемонии и ритуалы. Под церемонией понимается определенная последовательность символических действий, по поводу какого-либо торже­ственного события (коронации, награждения, посвящения и студенты и т.д.). В свою очередь ритуалы связаны с сим­волическими действиями по отношению к священному или сверхъестественному. Это, как правило, стилизованный на­бор слов и жестов, цель которых — вызвать определенные коллективные эмоции и чувства.

Отмеченные выше элементы (в первую очередь язык, ценности, нормы) образуют ядро социальной культуры как ценностно-нормативной системы регуляции поведения лю­дей. Существуют и другие элементы культуры, выполняю­щие определенные функции в обществе. К ним относятся привычки (стереотипы поведения в тех или иных ситуаци­ях), манеры (внешние формы поведения, подлежащие оцен­ке окружающих), этикет (особые правила поведения, принятые в определенных социальных кругах), мода (как про­явление индивидуальности и как стремление поддерживать свой социальный престиж) и др.

Таким образом, культура, представляя собой сложную сис­тему функционально взаимосвязанных элементов, выступает как важный механизм человеческого взаимодействия, оп­ределяющий социальное пространство деятельности лю­дей, их образ жизни и главные ориентиры духовного раз­вития.

Источник

Оцените статью