Культурные связи россии со странами западной европы

Какое отношение Россия имеет к Европе? Есть ли между ними культурная связь?

Разумеется, имеет, причём самое непосредственное. Для начала, немалая её часть находится в Европе. И живёт в европейской части страны 75-80% населения страны, т.е., абсолютное большинство. Русский этнос сформировался именно там.

Древние восточные славяне уже в самом начале своей истории попали под управление скандинавской династии, и в дальнейшем активно сотрудничали с этим регионом. Дальше Киевская Русь попала в религиозно-культурную орбиту Византийской Империи, но и это не отнимает европейскость. Потому что сама Европа сильно различается, в зависимости от того, Западная, Восточная, Южная и т.д. Под тем же влиянием были и сербы с болгарами, например, и валахо-молдаване. При этом Древняя Русь активно вела торговлю, и имела дипломатические отношения со многими европейскими странами.

Далее монголо-татарское нашествие на время разделило восточнославянские народы, и их дальнейшую судьбу. Нельзя, однако, утверждать, что северо-восточные княжества, будучи вассалами Улуса Джучи aka Золотой Орды, полностью переняли азиатскую культуру. Да, многое было позаимствовано, но не основной пласт. Владимирская Русь в принципе была крайней периферией, и при этом ещё до вторжения имела традиции сильной княжеской власти. Татарское влияние лишь усилило эту тенденцию. А Великий Новгород, заметим, и вовсе не прерывал торговых связей с Западом, он активно вёл дела с Ганзейским союзом. Псковские и смоленские земли тесно контактировали с Великим княжеством Литовским. Да что там — какое-то время граница с ВКЛ проходила в таком месте, куда сейчас из Москвы можно добраться за несколько часов на электричке.

Читайте также:  Пользователи смартфонов по странам

Конечно, Московское царство, родившееся в условиях бесконечных войн и постоянной опасности, было довольно изолированном полутеократическим государством; этакий сплав законсервированных владимиро-суздальских традиций и Византии + некоторые восточные темы; так что современный житель Западной Европы скорее склонен был бы признать её азиатской страной. Но, заметим, и Речь Посполита визуально резко отличалась от, скажем, Швеции; в XVII веках там была распространена скорее турецкая мода.

Не будем забывать Петра I, который взял, да и прорубил «окно в Европу». С этого времени правящий класс и дворяне усвоили европейские культурные обычаи. Правда, это им не мешало творить по-настоящему восточный произвол, но это уже, как говорится, другая история. А вот крестьянство и купечество он, увы, оставил где-то в XVII веке. (Это потом очень аукнулось в веке XX-ом). Тем не менее, официальная культура, идущая сверху, была вполне европейской по своему направлению; её усваивали представители нижних классов, сумевшие пробиться наверх.

Октябрьский переворот много что похоронил и разрушил. Опять родилось закрытое, обороняющееся от всех остальных стран государство, предпочитающее, чтобы граждане варились в этом закрытом, очень идеологизированном мирке, считающимся самым лучшим и совершенным. В этом плане простой народ, остававшийся ментально, как уже было сказано, где-то в XVII-ом веке, оказалось достаточно легко приспособить к такой реальности. А дворяне и буржуазия исчезли. Но каких-то азиатских заимствований не было. В школах преподавалась литература, написанная в XIX веке писателями-дворянами (а зачит, никакого Востока), а в качестве иностранной — европейская и американская. Не китайская, прошу заметить, и не японская. И такого отрыва от остального мира, как потом в маоистском Китае, или в Северной Корее не было. Например, даже при всей популярности военного стиля и псевдонародной одежды, они не смогли вытеснить костюмы западного типа.

Читайте также:  Какую страну освободили советские войска после взятия берлина

А стоило идеологическому прессу и «Железному занавесу» чуть ослабнуть, и народ тут же потянулся к Западу. И именно тот образ жизни, что на Западе, для тех, кто разверился во святой коммунизм, был привлекателен.

Что имеем сейчас? Мы одеваемся по-европейски; учим в школах английский; смотрим американские и европейские фильмы. Можно брать примеры из разных сфер. Притом, и то население, что за Уралом, в культурно-бытовом плане не слишком отличимо от того, что в европейской части. Русские — народ с очень монолитной (не в последнюю очередь, благодаря опыту жизни в тоталитарной стране, где старались всё уравнять и подстричь на один манер) культурой и обычаями; не будем забывать что это — 80% населения. Только несколько национальных республик Северного Кавказа, пожалуй, превратились в самые настоящие азиатские государства, с жизнью, отличающейся от остальной страны, но они общую картину не меняют. Да, с демократией пока не айс, и мы откатываемся в совок. Но это, надеюсь, не надолго. Молодое поколение гораздо больше вестернизированно, и когда-нибудь должно занять ключевые посты.

Наконец, всем, кто считает себя какими-то там особыми «евразийцами». Неебольшой тест. Он для людей, имеющих элементарное историческое и литературное образование, но не специалистов в узкопрофильной востоковедческой сфере.

1) Назовите сходу, не подглядывая, 5 европейских королей, и 5 азиатских (например, китайских императоров) правителей. Постарайтесь сформулировать, в каком веке они жили, что делали, как выглядели. Как связаны с Россией? Что проще оказалось: вспомнить европейцев, или азиатов?

2) Постарайтесь вспомнить литературные произведения 5 западных писателей, и 5 восточных. Что вышло быстрее?

3) Назовите 4 стиля в западной архитектуре, и столько же — в восточной.

Источник

Постановление Правительства РФ от 12 января 1995 г. N 22 «Об основных направлениях культурного сотрудничества Российской Федерации с зарубежными странами»

В целях сохранения и развития российского культурного присутствия на международной арене, оказания содействия в области культуры и образования соотечественникам, проживающим за рубежом, Правительство Российской Федерации постановляет:

1. Утвердить прилагаемые основные направления культурного сотрудничества Российской Федерации с зарубежными странами.

Заинтересованным министерствам и ведомствам Российской Федерации руководствоваться в своей зарубежной деятельности указанным документом и разрабатывать на его основе свои программы и планы международного сотрудничества.

2. Министерству иностранных дел Российской Федерации в соответствии с распоряжением Президента Российской Федерации от 8 ноября 1992 г. 663-рп «Об обеспечении единой политической линии Российской Федерации в международных сношениях» (Собрание актов Президента и Правительства Российской Федерации, 1992, N 20, ст.1663) осуществлять координацию деятельности министерств и ведомств в области внешних культурных связей.

Председатель Правительства
Российской Федерации

от 12 января 1995 г. N 22

Основные направления культурного сотрудничества Российской Федерации с зарубежными странами

1. Культурное сотрудничество Российской Федерации с зарубежными странами является неотъемлемой частью государственной политики России на международной арене. Оно призвано способствовать созданию благоприятного климата для успешного осуществления Российской Федерацией внешнеполитических акций как в многостороннем, так и в двустороннем плане, росту взаимопонимания и укреплению доверия между народами.

Основные задачи указанного сотрудничества, как и культурной политики в целом, — всемерно содействовать продвижению за рубеж культурных и духовных ценностей России, развивать богатые традиции российской многонациональной культуры, демонстрировать ее самобытный характер, знакомить население России с лучшими произведениями культуры и искусства зарубежных стран.

Выполнение этих задач требует настойчивых усилий по сохранению за Россией достойного места в системе международных культурных связей, по укреплению российского культурного присутствия в мире, формированию благоприятных условий для распространения за рубежом российской культуры.

2. В целях предотвращения дальнейшего сокращения обменов по государственной линии, противодействия снижению их качественного уровня, сохранения интеллектуального и духовного потенциала России необходимо выработать государственную культурную политику, включая осуществление культурных связей с зарубежными странами. Главным условием этого является государственная финансовая поддержка культуры, в том числе культурных связей Российской Федерации с зарубежными странами. Одновременно целесообразно осуществлять более активную государственную поддержку деятельности общественных организаций по развитию контактов в области культуры с иностранными партнерами.

Важно повысить роль Министерства иностранных дел Российской Федерации в работе по анализу тенденций международного культурного сотрудничества, разработке предложений концептуального характера, а также усилить координационные функции Министерства в этой области.

3. Приоритетом внешних культурных связей Российской Федерации являются отношения с государствами — участниками СНГ и странами Балтии, сохранение единого культурного пространства на основе исторически сложившихся связей, поддержка в культурном и образовательном плане соотечественников за рубежом, включая сохранение их культурной самобытности и языка, а также развитие контактов с местной интеллигенцией.

ГАРАНТ:

О поддержке соотечественников за рубежом в области культуры, языка и образования см. Федеральный закон от 24 мая 1999 г. N 99-ФЗ

Параллельно с развитием многостороннего культурного сотрудничества в рамках Содружества Независимых Государств на основе подписанных и разрабатываемых в настоящее время документов будут углубляться связи между государствами — участниками СНГ на базе двусторонних соглашений.

Российская Сторона на переговорах с государствами — участниками СНГ и странами Балтии будет содействовать скорейшему открытию в этих странах российских центров науки и культуры, одной из важнейших задач которых станет поддержание культурных и гуманитарных связей с соотечественниками, открытию при данных центрах русских школ, клубов, библиотек, кино- и видеозалов. Через центры можно будет наладить работу по приему молодых соотечественников, проживающих за рубежом, в вузы России. При этом условия их обучения должны быть по возможности аналогичны условиям обучения граждан России.

Для улучшения координации расширяющихся связей между государствами-участниками СНГ в сфере культуры Российская Сторона выступает за создание Совета по культурному сотрудничеству СНГ, который способствовал бы реализации как многосторонних, так и двусторонних соглашений между этими государствами.

4. Особая роль в духовной и культурной жизни государств — участников СНГ принадлежит русскому языку как средству межнационального общения. В России следует разработать государственную программу поддержки русского языка за рубежом, стимулирования связей в этой области, в том числе с использованием возможностей Международной ассоциации преподавателей русского языка и литературы, рассмотреть вопрос о создании в ряде государств — участников СНГ и стран Балтии российско-национальных (славянских) университетов.

В целях популяризации русского языка за рубежом будет предусмотрено направление преподавателей вузов и средних школ, открытие курсов при российских центрах науки и культуры за рубежом, распространение литературы (включая периодику), соответствующих теле- и радиопередач.

5. Приоритеты внешней культурной политики России должны учитывать исторически сложившиеся связи с государствами Восточной и Западной Европы, Северной Америки, Азиатско-Тихоокеанского региона. Традиции культурных обменов должны быть отражены в обновляемых соглашениях с этими странами, в том числе разрабатываемых с рядом из них в рамках постоянных смешанных комиссий.

В обменах со странами Ближнего Востока, Африки, Латинской Америки в ближайшие годы особое внимание будет уделяться сотрудничеству в области образования.

6. Россия будет продолжать активно участвовать в механизмах многосторонних культурных обменов, реализации конкретных проектов по линии ЮНЕСКО, Совета Европы, других международных организаций, подключаться к интеграционным процессам в области культуры в контексте развития партнерства с Европейским союзом.

Наряду с общеевропейскими проектами будут разрабатываться и субрегиональные планы культурного сотрудничества в Балтийском, Черноморском, Баренцевом и других регионах. Россия будет также поддерживать культурные связи по линии породненных городов и приграничных обменов.

Одновременно будут поощряться прямые связи между учреждениями и организациями культуры, творческими союзами, ассоциациями и отдельными деятелями культуры, науки и образования. Таким контактам необходимы помощь и поддержка министерств и ведомств.

Субъекты Российской Федерации активно участвуют в осуществлении внешней культурной политики России, а также самостоятельно проводят мероприятия в области культурного сотрудничества с зарубежными странами.

7. Будет оказываться государственная поддержка российским центрам науки и культуры за рубежом как важным инструментам реализации внешней культурной политики в целях развития многонациональной российской культуры, укрепления культурных связей с соотечественниками, распространения русского языка, поддержания контактов с местными специалистами выпускниками российских учебных заведений, контактов между молодежью.

8. Проблемы культурных ценностей, перемещенных в период второй мировой войны и в результате ее последствий с территории одних стран на территорию других, должны решаться путем переговоров поэтапно на основе взаимности в соответствии с нормами международного права, международно-правовой практикой и российским законодательством. Российской Стороне необходимо активизировать усилия по выявлению за рубежом своих культурных ценностей, перемещенных в период второй мировой войны и в результате ее последствий.

ГАРАНТ:

См. Федеральный закон от 15 апреля 1998 г. N 64-ФЗ «О культурных ценностях, перемещенных в Союз ССР в результате Второй мировой войны и находящихся на территории Российской Федерации»

В целях сохранения за РФ достойного места в системе международных культурных связей и оказания содействия в области культуры и образования гражданам РФ, проживающим за рубежом, утверждены Основные направления культурного сотрудничества РФ с зарубежными странами.

Определены основные задачи культурного сотрудничества РФ с зарубежными странами, являющегося неотъемлемой частью российской международной политики.

Одним из главных условий реализации государственной политики РФ в области культуры является осуществление государственной финансовой поддержки.

В рамках культурного сотрудничества РФ с зарубежными странами планируется: углубление внешних культурных связей с государствами — участниками СНГ и странами Балтии на базе дву- и многосторонних соглашений; разработка государственной программы поддержки русского языка за рубежом и создание в ряде стран российско-национальных (славянских) университетов; обновление международных соглашений с государствами Восточной и Западной Европы, Северной Америки, Азиатско-Тихоокеанского региона; участие в проектах ЮНЕСКО, Совета Европы, других международных организаций; оказание государственной поддержки российским центрам науки и культуры за рубежом; проведение переговоров по вопросам культурных ценностей, перемещенных в период второй мировой войны и в результате ее последствий.

Постановление Правительства РФ от 12 января 1995 г. N 22 «Об основных направлениях культурного сотрудничества Российской Федерации с зарубежными странами»

Текст постановления опубликован в Собрании законодательства Российской Федерации от 27 января 1995 г. N 4 ст. 293

Источник

Оцените статью