Азиатские культуры — это совокупность традиционных культурных общностей стран и коренных народов в географическом пространстве Восточной, Юго-Восточной и Южной Азии, каждая из которых трактуется как относительно самодостаточная, но связанная с другими единой культурной историей и традициями большой культуры.
Азиатские культуры — это собирательное название традиционных культурных общностей стран и коренных народов в географическом пространстве Восточной, Юго-Восточной и Южной Азии, каждая из которых трактуется как относительно самодостаточная, но связанная с другими единой культурной историей и традициями большой культуры.
Признание азиатских культур как комбинации нескольких крупных культурных общностей подразумевает, что традиционные культуры стран и народов, входящих в указанные культурные общности, обладают общими для них системами мировоззрения, ценностей, представлений и стереотипов поведения. Рамки этих общностей очерчиваются или весьма широко — включённостью в культурно-исторические сферы великих азиатских цивилизаций — арабо-персидской (исламской), индийской (индуистско-буддийской) и китайской (конфуцианской), что фактически приводит к полному тождеству понятия азиатских культур с понятием «восточные культуры», или же локально ограничиваются районами Восточной, Юго-Восточной и Южной Азии, что позволяет более точно и чётко определить специфику азиатских культур в их общности и особости. Немецкий востоковед О. Веггель (Институт культурных исследований, Гамбург) признает принятые при таком подходе географические и культурные границы наиболее точно соответствующими понятию азиатских культур. Хотя «Азия» (в работе немецкого исследователя — это районы Восточной, Юго-Восточной и Южной Азии; районы же Ближнего и Среднего Востока, Средней, Центральной и Северной Азии не включаются в это понятие, как и культуры народов этих регионов в понятие азиатских культур) — таким образом, это, скорее, географическое, чем культурологическое понятие. В употреблении термина «азиатские культуры» есть определённый смысл, поскольку в него включаются общие характерные для разных стран, народов и культур указанного ареала Азии черты, позволяющие говорить об их культурной идентичности: имеющая исторически более глубокие корни и территориально более обширная, чем в других частях света, государственность; преобладание исторически более древних, чем в других культурах, автохтонных (по преимуществу) религий. По мнению Веггеля, в системах ценностей азиатских культур и в образе мышления азиатских народов присутствуют общие для них ориентации на целостное восприятие мира и его явлений, резко отличающееся от евро-американского стремления к дифференциации и размежеванию.
За многие годы сравнительного изучения западной и азиатской культур в науке сложились стереотипы, в которых динамизму первых противостоит статичность вторых, «молодости» первых — «старость» вторых, ориентации на свободу — ориентация на деспотизм, понятийной культуре — эмоциональная, историческим и посюсторонним доминантам мышления — неисторические и потусторонние, материалистичности — духовность. Эти оппозиции столь же спорны, сколь и недостоверны, поскольку многое из приписываемого западной культуре в не меньшей мере характерно (или, по крайней мере, было характерно) для азиатских. Основное же различие состоит в том, что азиатские культуры стремятся к целостному, недифференцированному восприятию мира, к гармонии, а западные придерживаются противоположных ориентаций. По мнению многих исследователей, истоки этой черты азиатских культур — в их аграрной природе. Аграрная доминанта сохраняет в них свою силу и по сей день. Её суть определяется признанием гармонии трёх начал — Неба, Земли и Человека. Любая фальшивая нота в этой гармонии рождает дисгармонию, что само по себе очень опасно, так как в созданной на этой основе картине мира нет места случайному, ничто не может возникнуть из ничего или исчезнуть бесследно (показательно в этом отношении индуистско-буддистское учение о карме). Всё, что происходит в одной из трёх сфер, имеет свои параллели или аналогии в других (так, например, и сегодня в азиатских странах нередко считают, что природным катастрофам сопутствуют политические беспорядки). Параллелизм трёх сфер — небесной, земной и человеческой — существовал в прошлом и продолжает существовать и сегодня во всех азиатских культурах. В конфуцианстве, индуизме и даосизме мысль об аналогиях трёх сфер прослеживается наиболее отчётливо. В мире, построенном на принципах аналогий, признается господство общих и одинаковых для этих сфер законов и порядков. Целостное мировосприятие и порождённое им стремление к гармонии определили и характер отношения азиатских народов к природе, экономической деятельности и властным структурам. Вместо типичного для западного человека стремления господствовать над природой, преобразовывать и эксплуатировать её, для мировосприятия и поведения азиатских народов характерно стремление к жизни в гармонии с естественным миром, с природой, к созданию единства между человеком и средой его обитания, к целостности микро- и макрокосма. Религиозное сознание азиатских народов гораздо менее дифференцировано, чем европейских (так, для китайца или японца, например, так же сложно ответить на вопрос, какую религию исповедует он — буддизм, синтоизм или даосизм, как европейцу ответить на вопрос, какая у него группа крови). Для азиатского населения в целом (за исключением мусульманского) характерна веротерпимость: восточная религиозная мысль никогда не становилась источником для появления новых, отличных от религиозных, областей знания и нетеологических концепций, как это имело место в западном христианстве. Более того, азиатские религиозные системы никогда не подвергались искусу рационализма.
В общей картине азиатских культур выделяются пять основных субкультур:
Первый тип — метаконфуцианский, включающий культуры Китая, Японии, Кореи, Вьетнама и стран Восточной и Юго-Восточной Азии с преобладающим в них китайским населением (прежде всего, Гонконг и Сингапур). Для стран с метаконфуцианской культурой типичны крепкие «ячеечные» группообразования, идеология государственного централизма, ориентированные на экономические достижения системы ценностей.
Второй тип — культуры народов, исповедующих теравада-буддизм — тайская, лаосская, бирманская, кхмерская, сингальская. В них образ жизни и поведение человека формировались под влиянием доминирующих в этих районах производственных социальных структур, характеризуемых в специализированной литературе обыкновенно как «рыхлые». Эти структуры определяли достаточно индивидуализированное поведение личности и требовали наличия сильной государственной власти.
Третий тип — индуистский, включающий различные, но в то же время связанные в единое целое локальные культуры Индостана. Его характеризует организация повседневной жизни на основе тонкой системы и правил кастовых отношений, проникших глубоко и в религиозное сознание. Индуистская субкультура делает упор на групповые социокультурные ориентации, реализуемые в семейных или внутрикастовых структурах.
Четвёртый тип — исламский, в котором сильно влияние местных доисламских традиций. В этом типе выделяются две подгруппы культур:
малайско-исламскую — Бруней, Индонезия, Малайзия, Южные Филиппины, частично Сингапур;
индо-исламскую — Бангладеш, Пакистан, Мальдивы.
Пятый тип — католический, включающий большинство населения Филиппин. Филиппинский католицизм испытал на себе сильное влияние дохристианских местных традиций. Психология большой семьи — одна из наиболее важных характерных черт этого типа субкультуры.
Источник
Страны и народы Азии — обычаи и культура
Разнообразие обществ, религий и этнических групп формируют культуру Азии. Азиатская культура представляет собой совокупность разнообразных обычаев, традиций и социальных ценностей, которые составляют ядро общества в Азиатских странах. Континент Азии включает географические и культурные субрегионы центральной, южной, западной и восточной Азии. Азиатский континент может похвастаться богатым культурным наследием, которое дало региону свою индивидуальность.
Различные формы азиатского искусства и литературы широко популярны во всем мире, и стоит упомянуть о широко распространенном влиянии азиатской философии и религии, особенно Восточной Азии. Культуры азиатского континента являются самыми разнообразными культурами мира. Давайте посмотрим на них.
Культура стран в Центральной Азии
Центральная Азия включает пять бывших Советских Социалистических Республик, а именно Казахстан, Кыргызстан, Туркменистан, Узбекистан и Таджикистан. Самой выдающейся религией в Центральной Азии является ислам. Яркая природа культуры Центральной Азии является результатом влияния монголов, персов и русских, которые завоевали их землю. Это также показывает основные влияния индийской, китайской и арабской культур.
Центрально-азиатская кухня ценится во всем мире. Их музыка довольно популярна в разных странах; в то время как их литература содержит коллекцию литературных произведений персов, индийцев, арабов и китайцев.
Культуры в Восточной Азии
Китай, Япония и Корея — некоторые страны Восточной Азии. Хотя в разных регионах Восточной Азии существуют различные культурные традиции, влияние Китая на восточноазиатскую культуру нельзя игнорировать. Китайская культура является одной из древнейших в мире. Китайские обычаи и традиции различаются в разных регионах страны.
Нет необходимости подробно останавливаться на популярности китайской кухни. Китайская архитектура и, что более важно, фен-шуй, китайская эстетическая система, которая является одним из важнейших компонентов их архитектуры; являются одними из самых важных элементов китайской культуры.
Японская культура — еще одна древняя культура Восточной Азии. Он развивался в течение тысячелетий, начиная с доисторических культур джомон и яёи и заканчивая современной культурой, на которую влияют европейские и североамериканские влияния.
Японские боевые искусства и борьба сумо, изобразительное искусство, такое как рисованная каллиграфия, их стили скульптуры, и Икебана, японское искусство аранжировки цветов, известны во всем мире.
Другой отличительной чертой этого региона является не менее древняя культура Кореи. Корейская цивилизация возникла около 5000 лет назад.
Семейный институт имеет первостепенное значение в корейской культуре. Большинство корейских семей ведут подробные записи об их генеалогическом происхождении. Корейцы отмечают дни рождения, свадьбы и особые события, такие как первое полнолуние, приход весны и Новый год.
Большинство традиционных фестивалей Кореи основаны на лунном календаре. Корейский чай и традиционные корейские продукты, такие как кимчи (ферментированные овощи), являются одними из важных составляющих корейской кухни. Корейские картины (с использованием натурализма), изысканно красивые изделия ручной работы и керамика являются одними из других важных элементов корейской культуры.
Культура стран в Западной Азии
Западная Азия сформирована присутствием арабской, турецкой и персидской культур. Интересно, что Ирак — это одна нация, которая является домом для персидской и арабской культур. Арабские культурные традиции тесно связаны с исламом. Большинство арабов являются мусульманами. Однако в странах Персидского залива немало евреев и христиан.
Арабский — один из очень древних литературных языков, который, как полагают, возник в 6 веке. Интересно, что многие английские слова являются производными арабских слов. Арабская музыка, характеризующаяся уникальной системой тонов, небольшими, но хорошо продуманными музыкальными инструментами и преобладанием вокала, образует важную составляющую арабской культуры.
Описание арабской культуры было бы неполным без упоминания арабской литературы, которая представляет собой собрание известных литературных произведений, таких как «Арабские ночи».
Культура Турции представляет собой сочетание элементов османской, европейской и ближневосточной традиций. Классический и народный жанры турецкой музыки составляют богатое музыкальное наследие страны. Медные и ударные инструменты играют жизненно важную роль в турецкой музыке.
Турецкая поп-музыка и рок, тем не менее, популярны. Турецкая кухня представляет собой смесь тюркской, арабской, персидской и американской кухни. Помимо арабской и турецкой культур, Западная Азия также является родиной персидской культуры. Музыка, важный элемент их культуры, является коренной для Ирана и всех стран, говорящих на персидском языке. Классическая персидская музыка фокусируется на вокальном пении и функционирует как духовный инструмент.
Персидские танцы подчеркивают движения верхней части тела и мимику. Помимо Нового года, персы празднуют водные и пожарные праздники и дорожат наступлением зимы и осени. Персидский сад, задуманный как представление о рае на земле, является отличным примером искусства и архитектуры персов. Таким образом, западноазиатская культура — прекрасное сочетание обычаев и традиций арабов, персов и турок.
Культуры в Южной Азии
В штатах на севере Индии и в таких странах, как Пакистан и Афганистан, существует культура, на которую влияют цивилизация долины Инда и империи Маурья, Гупта и Могал. Шри-Ланка разделяет дравидийскую культуру с некоторыми штатами Южной Индии; в то время как культура Западной Бенгалии и Бангладеш представляет собой смесь дравидийской и арийской культур.
Существует поразительное сходство между культурами Непала, Бутана, Тибета и индийских штатов, таких как Сикким и Ладакх. Сходства наблюдаются в культурах восточных штатов Индии и Юго-Восточной Азии. Буддизм, джайнизм, сикхизм и индуизм преобладают в Южной Азии. Влияние индийских, китайских, христианских и исламских традиций сформировало культуру Юго-Восточной Азии.
Строительство домов на сваях, рисовое земледелие, танцы, подчеркивающие движения рук, а также искусство и литература, на которые повлияли индийские, китайские и буддийские влияния, — вот некоторые из отличительных особенностей культуры Юго-Восточной Азии.
Это был проблеск богатого и разнообразного культурного наследия Азии. Я уверен, что это подтолкнуло вас к изучению еще не открытых граней азиатской культуры. Только тур на азиатский континент может дать вам настоящий вкус азиатского богатства.