- Международный культурный обмен — описание, особенности и принципы
- Особенности интернационального общества
- Культурный обмен: благо или вред?
- Диалог культур в первобытном обществе
- Первые империи
- Связи между странами в Новое и Новейшее время
- Диалог культур в XXI веке
- Диалог культур и Болонская система
- Преемственность поколений
- Культурные взаимоотношения между странами
Международный культурный обмен — описание, особенности и принципы
Современный мир не зря называют интернациональным. В конце XIX века начался процесс, впоследствии названный глобализацией и идущий со все ускоряющимися темпами до наших дней. Он представлен множеством разнообразных явлений, главное из которых можно назвать «диалогом культур», а если проще – культурным обменом. И действительно, СМИ, более совершенный (по сравнению с XIX и более ранними веками) транспорт, устойчивые связи между нациями – все это делает неизбежным и необходимым постоянное сотрудничество во всех сферах жизни общества.
Особенности интернационального общества
С развитием телевидения и интернета все, что происходит в одном государстве, почти мгновенно становится известно всему миру. Именно это и стало основной причиной глобализации. Так называют процесс объединения всех стран мира в единое, общечеловеческое, сообщество. И в первую очередь это выражается в культурном обмене. Речь идет, разумеется, не только о появлении «интернациональных» языков и международных проектов, связанных с искусством (таких, например, как «Евровидение»). Слово «культура» здесь нужно понимать в более широком смысле: как все виды и результаты преобразовательной деятельности человека. Проще говоря, так можно назвать все то, что было создано людьми:
- предметы материального мира, от скульптур и храмов до компьютеров и мебели;
- все идеи и теории, сформированные человеческим разумом;
- экономические системы, финансовые институты и способы коммерческой деятельности;
- языки мира, как наиболее явное проявление «души» каждого конкретного народа;
- научные концепции;
- религии мира, также претерпевшие серьезное изменение в век глобализации;
- и конечно, все то, что напрямую относится к искусству: живопись, литературу, музыку.
Если посмотреть на проявления культуры современного мира, можно увидеть, что почти любое из них имеет некие «интернациональные» черты. Это может быть жанр, популярный во всех странах (например, авангардизм или стрит-арт), использование всемирно известных символов и архетипов и т. д. Исключение составляют разве что произведения народной культуры. Однако так было не всегда.
Культурный обмен: благо или вред?
Давно известно, что народы, выбравшие политику самоизоляции, развиваются гораздо медленнее, чем страны, поддерживающие тесные контакты с соседями. Это хорошо заметно на примерах средневекового Китая или Японии вплоть до конца XIX века. С одной стороны, эти страны имеют богатую собственную культуру, успешно сохраняют свои древние обычаи. С другой — многие историки отмечают, что такие государства неизбежно «закостеневают», а приверженность традициями постепенно сменяется застоем. Получается, что обмен культурными ценностями является основной развития любой цивилизации? Современные исследователи уверены, что это действительно так и есть. И примеров этому в истории мира существует немало.
Диалог культур в первобытном обществе
В глубокой древности каждое племя жило обособленной группой и контакты с «чужими» носили случайный (и, как правило, крайне агрессивный) характер. Столкновение с чужой культурой чаще всего происходило во время военных набегов. Любой пришелец априори считался врагом, и судьба его была печальна.
Ситуация начала меняться, когда от собирательства и охоты племена начали переходить сперва к кочевому скотоводству, а после – к земледелию. Появляющиеся излишки продуктов стали причиной зарождения торговли, а значит, и устойчивых связей между соседями. В последующие столетия именно купцы стали не только поставщиками необходимых продуктов, но и основными источниками информации о том, что происходит в иных землях.
Первые империи
Однако по-настоящему большое значение культурный обмен приобрел с появлением рабовладельческих цивилизаций. Древний Египет, Шумер, Китай, Греция – ни одно из этих государств невозможно представить без постоянных завоевательных походов. Вместе с рабами и боевыми трофеями захватчики привозили домой и осколки чужой культуры: материальные ценности, произведения искусства, обычаи и верования. В свою очередь, на завоеванных территориях нередко насаждалась чужая религия, появлялись новые традиции, нередко происходили изменения и в языках покоренных народов.
Связи между странами в Новое и Новейшее время
Развитие торговли и впоследствии великие географические открытия сделали обмен культурным опытом необходимостью и важным условием процветания народов. С Востока в Европу везли шелка, пряности, дорогое оружие. Из Америки – табак, кукурузу, картофель. А вместе с ними – новую моду, привычки, особенности повседневного быта.
На английских, голландских, французских картинах Нового Времени нередко можно увидеть представителей благородного сословия за курением трубки или кальяна, играющим в пришедшие из Персии шахматы или возлежащими в халате на турецкой оттоманке. Колонии (а значит, и постоянный вывоз из завоеванных стран материальных ценностей) стали залогом величия крупнейших империй второго тысячелетия. Похожая ситуация наблюдалась и в нашей стране: русские дворяне носили немецкое платье, разговаривали на французском языке и читали Байрона в оригинале. Умение обсудить последние веяния парижской моды или события на Лондонской бирже считалось важным признаком хорошего воспитания.
XX и XXI век резко изменили ситуацию. Ведь уже в конце XIX века появился телеграф, потом – телефон и радио. Времена, когда новости из Франции или Италии приходили в Россию с двух-трехнедельным опозданием, закончились. Теперь международный культурный обмен означал не просто заимствование отдельных привычек, слов или способов производства, но практически слияние всех развитых стран в пестрое, однако имеющее некие общие черты общемировое сообщество.
Диалог культур в XXI веке
Археологам будущего, которые будут вести раскопки современных мегаполисов, непросто будет понять, какому народу принадлежал тот или иной город. Автомобили из Японии и Германии, обувь из Китая, часы из Швейцарии… Продолжать этот список можно до бесконечности. В любой образованной семье на книжной полке шедевры русской классики стоят бок-о-бок с Диккенсом, Коэльо и Мураками, разносторонние знания служат показателем успешности и интеллигентности человека.
Важность и необходимость обмена культурным опытом между странами доказана давно и безоговорочно. По сути, такой «диалог» является залогом нормального существования и постоянного развития любого современного государства. Проявление его можно увидеть во всех сферах. Наиболее ярким примером культурного обмена служат:
- кинофестивали (например, Каннский, Берлинский), на которых представлены фильмы самых разных стран;
- различные международные премии (например, Нобелевская, Ласкеровская за достижения в медицине, азиатская премия Шао и т. д.).
- церемонии награждения в области кинематографа («Оскар», «Тэффи» и т. д.).
- международные спортивные мероприятия, на которые съезжаются болельщики со всего мира.
- знаменитые фестивали, такие, как Октоберфест, индийский праздник красок Холи, знаменитые бразильский карнавалы, мексиканский День мертвых и тому подобное.
И, конечно, нельзя забывать о том, что сюжеты мировой поп-культуры в наши дни, как правило, интернациональны. Даже экранизация классики или произведение по мифологическому сюжету нередко имеет элементы иных культур. Яркий пример – межавторский цикл «свободных продолжений» романов о Шерлоке Холмсе или фильмы кинокомпании «Марвел», в которых тесно перемешана американская культура, заимствования из скандинавского эпоса, отголоски восточных эзотерических практик и многое другое.
Диалог культур и Болонская система
Все острее встает вопрос интернационализации образования. В наши дни существует множество университетов, диплом которых дает человеку возможность быть принятым на работу не только в родной стране, но и за рубежом. Однако подобным высоким авторитетом обладают далеко не все учебные заведения. В России в наши дни похвастаться международным признанием могут лишь несколько вузов:
- Томский университет;
- СпбГУ;
- Технический университет имени Баумана;
- Томский политех;
- Новосибирский государственный университет;
- и, конечно, МГУ, знаменитая «Ломоносовка».
Лишь они дают по-настоящему качественное, отвечающее всем мировым стандартам образование. В этой сфере необходимость обмена культурным опытом составляет основу экономического сотрудничества между государствами. Кстати, именно в целях интернационализации образования Россия перешла на Болонскую двухуровневую систему.
Преемственность поколений
Когда говорят о культурном обмене, чаще всего вспоминают о международных мероприятиях, всемирно известных фестивалях или выставках художников. Большинство опрошенных легко назовут десяток-другой заграничных блокбастеров или романов иностранных авторов. И лишь единицы вспомнят о том, что составляет основу нашей собственной, порой почти забытой, культуры. Речь идет сейчас не только о былинах и народных сказках (по счастью, они сейчас достаточно известны благодаря мультфильмам о богатырях). Духовная культура – это еще и:
- язык – устойчивые выражения, диалектные слова, афоризмы;
- народные промыслы и ремесла (например, городецкая роспись, вологодское кружево, тканые пояса ручной работы, до сих плетущиеся в некоторых деревнях);
- загадки и пословицы;
- национальные танцы и песни;
- игры (лапту и салочки наверняка помнят почти все, а вот о правилах таких детских развлечений, как «чиж», «свайка», «горелки», «царь горы» и другие, осведомлены очень немногие).
Социологические опросы показывают, что молодежь нашей страны гораздо лучше знает сложносочиненные термины, пришедшие к нам с Запада, чем устаревшие русские слова. В чем-то, возможно, это и правильно – идти в ногу со временем всегда важно. Но тогда встает другой вопрос: не происходит ли постепенное замещение нашего языка чужим, если уже сейчас человеку проще сказать «мониторить» вместо «отслеживать», «уик-энд» вместо «выходной» и «пати» вместо «вечеринка»?
А ведь необходимость обмена культурным опытом между поколениями составляет основу развития любого народа. Общество, охотно перенимающее чужие традиции и ценности и забывшее свои — обречено на исчезновение. Не в физическом плане, разумеется, а в культурном. В социологии этот процесс называется «ассимиляцией» — поглощением одного народа другим. Стоит задуматься, не грозит ли нашей стране подобная судьба?
Источник
Культурные взаимоотношения между странами
С. В. Аскерова Докторант,
Азербайджанский государственный университет
культуры и искусства, г. Баку, Азербайджан
За всю историю, на протяжении веков, народы, страны мира всегда старались установит связи, сосуществовать в условиях двухсторонних отношений. А это стало возможным в первую очередь из за различия экономических ресурсов отдельных стран, другими словами, появились из за экономических потребностей людей. Анализ исторических источников показывает что, первыми вестниками из страны в страну, из народа в народ, были торговцы, за ними начали свои поездки послы, дипломаты, странники, наконец, в этом направлении сработали постоянные связи.
Истории образования народов мира, будучи разнообразным, прошли своеобразный путь. Каждый народ рождается, формируется, развивается, наращивает свою силу. То что, народы дошли до современного уровня развития, по видимому, стала возможным в результате успешной сдаче ими тяжелых исторических экзаменов. Но неоспоримым фактом является, то что, еще с первобытных времен все люди нуждались в контакте, старались установит связи с другими народами. Позже, этот процесс контакта видоизменился, приобретя более сложную форму. Такие продолжительные процессы стали возможны с одной стороны на почве конфликтов, с другой стороны путем торгового обмена [1].
По проишествию веков торговые отношения развивались и переобразовывались в политически-экономические, дипломатические и наконец, культурные связи. Даже Чехия и Азербайджан – такие далекие друг от друга географически и генетически народы, на почве таких культурных связей смогли на примере средних веков, сблизится или воссоединится.
В истоиическом развитии каждого народа важную роль играет расширение его культурных связей с другими народами. Именно благодаря культуре стираются границы, удовлетворяются вкусы людей. Изучая культуру другого народа, человек становится другим, меняется, развивается его мировоззрение. Ведь не случайно же совокупность материальных и духовных достижений, полученных на пути исторического развития человечества, и означает понятие культура. Прогресс культуры происходит на почве взаимного использования народов и развития исторического наследия.
Культурные связи, берущие свое начало еще с древних торговых связей, до сегодняшнего дня прошли огромный исторический путь. История, несмотря на то что, была свидетелем бесконечных войн, звон мечей, звуков пушек и ружей, всегда глушили лирическая музыка, изумительные танцы, величественные театральные сцены и другие творческие композиции. Культурные связи, охватывая широкую совокупность, включают в себя такие важные сферы как наука, культура, музыка, театр, литература, туризм [2].
В современной мире, взаимное влияние различных культур рождает феномен мультикультурализма. Именно в результате такого взаимного влияния, обогащаясь, развиваются связи между культурами. Именно по этой причине, с начала XXI века в международной политике растет внимание к гуманитарному фактору. Естественно, культура в качестве силы, более цивильное и гуманитарное понятие, чем военная и экономическая сила. Геополитика цивилизации, выражающая переход с экономического фактора на культурный, имеет различительные стороны. Но, в геополитике также важно в каких целях используется культура. К сожалению, термин геополитика цивилизации, пока все еще остается, как слово.
Президент Азербайджанской Республики, господин Ильхам Алиев, выступая на открытии третьего Бакинского Международного Гуманитарного форума, сказал: «В XXI веке алтернативы мультикультурализму, нет. Конечно же, мы не можем оставаться равнодушными таким неприятным явлениям как дискриминация, ксенофобия, исламофобия. Поэтому, для формирования обществ мультикультурализма, каждый из нас долже внести свою лепту в пропаганду этих идей» [3].
Мир, расположенный между двумя реками, первичная родина, древний колыбель культуры и литературы, сегодня, как будто забыл свое прошлое, не знает каким будет его будущее и таким образом, на глобальном уровне формируется ситуация хаоса. Локальные войны, происходящие за последние годы, показывают что, сильные мира сего, используют культуру, чтобы держать других под своим влиянием, осуществляют вмешательство и контроль над его культурным пространством, для достижения своих политических, военных и геополитических целей. Если в прошлые времена, страны мира оккупировались за счет военной или экономической мощи, то сегодня в процессе завоевания развитыми странами, в качестве культуры, технологий, искусства и идеологии, на передний план выходят эти вопросы. Этноконфессиональное сближение между различными странами региона и сближение культур, свидетельствуют что, период противостояния Запада Востоку, давно остался в истории.
В общем, если обратит внимание, то можем увидет что, культурные связи требуют постоянной взаимной доброжелательности народами и демонстрации совместных усилий, для еще большего проникновения друг к другу, потому что, в корне культуры, подразумевающей такие сферы как наука, искусства, музыка, театр, литература, туризм, стоит гуманизм, человеколюбие и взаимная общение [4].
Культурные связи, начиная с древних торговых связей, соединяющих народы и до современных культурных связей, охватывают очень большой спектр. Культура носит по форме национальный, по сути интернациональный, общечеловеческий характер. То есть, каждая национальная культура, своими достижениями, в то же время обогащает и мировую культуру. Уже культуры в мире очень близко контактирую между собой обогатились, еще больше интегрировались друг к другу.
В условиях современной глобализации, в культурных связах, одним из важных условий считается, пропаганда прогрессивных произведений и расширение их демонстрации, увеличение взаимного обмена опытом, упрочение связей с организациями по обмену. Именно культурные связи создаю благодатную почву для появления и рождения бессмертных литературных произведений народов мира.
Культура, в живую и досконально отражающая свое национальное начало, историческую почву, без сомнения, обогатит жизнь, духовный мир других народов своим новым художественным содержанием и правдой.
Во всем мире разноцветность культур, своеобразие и наличие широкой палитры, образует проблему сравнения культур. А это в свою очередь, делает необходимым изучение сравнительного культуроведения. Например, академик Иса Габибейли, говоря о культуре, отмечал что: «Сравнительное культуроведение, так же как сравнительная литература, является наукой, рожденной XXI веком».
В нашем еще более глобализирующемся мире, изучение связей между культурами, приобретает важную актуальность. Культурные связи, прежде всего, являются одним из важных сфер, поддерживающих духовные ценности народов, развитие взаимных связей [5].
В условиях современной экномики, самую сложную и качественно новую ступень процесса культурных связей, играющих роль как бы неразрушимого моста между народами, составляет современный этап истории. При современной истории, культурные связи и синтез культур, реализуется в противоречивый с социальной точки зрения период, когда формируется сознательное отношение человечества к национальным ценностям.
Начиная с конца XX века, культура играет как разделяющую, так и соединяющую роль. Люди могут разнятся идеологически, но их соединяет общая единая культура. За последние годы, страны, имеющие культурное родство, еще более тесно сотрудничают экономически и политически. Международные организации, созданные государствами, имеющими общую культуру (напр. Совет Европы), на пути своего развития, добились более успешных результатов.
Культура не оставалась как созидательная форма, но и распространялась на международные связи, дипломатическую сферу. Так, культура, превратившись уже важное составляющее международных отношений, широко используется в сфере пропаганды.
В двадцатом веке, использование культурныз связей, в основном в целях пропаганды, не было новым делом. Накануе I Мировой войны, несмотря на то что, Великобритания, Франция, Германия проводили свою политику единолично, США старались распространит свое политическое влияние на другие страны, посредством предусмотренных им культурных мероприятий. С прошлых лет по сей день, среди основных целей всех государств занимает свое место, быть влиятельным и заработать международный вес над другими странами посредством культурных связей, мероприятий искусства и науки [5].
Например, правительства СССР и Китая, в рамках применяемых ими программ культурного обмена, старались распространит свое влияние более дешевыми, но легкими методами. Потому что, никто не мог пока додуматься до того что, мероприятия искусства и культуры могут нести пропагандистскую цель, социалистические страны нашли вот такой легкий выход ответит на очень многие обвинения.
В конце можно прийти к такому выводу что, в процессе культурных связей национальная и интернациональная диалектика обусловлена необходимостью и объективностью. Эта диалектика находит свое отражение во всех сферах культурных связей. Диалектика национальных и интернациональных сторон, является одной из основных факторов, подталкивающих формирование планетарной культуры и процесса глобализации мира.
Библиографический список
- Бабаоглы Г. Политика мира и международные отношения. – Баку : Наука, 2010. – 235 с.
- Бандарев А. Р. Полицентризм-диалогичская форма поликултурности. – Москва : Наука, 2011. – 158 с.
- Материалы Бакинского Международного Гуманитарного Форума. – Баку : «Восток-Запад», в 2 томах, 2001. – 56 с.
- Манафова М., Эфендиева Н. Международные культурные связи. – Баку : Сабах, 2009. – 252 с.
- Мамедов Н. Международная политика – Реалии и взгляд на будущее. – Баку : Наука, 2013. – 245 с.
Источник