Курсовая работа по теме особенности организации экскурсии

Особенности организации экскурсии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Февраля 2013 в 22:37, курсовая работа

Краткое описание

Цель данной курсовой работы – определить сущность основных этапов разработки экскурсионной программы.
Задачи:
Изучить понятие и сущность экскурсии;
Разработать технологию подготовки экскурсии;
Исследовать методику и технику проведения экскурсии;
Разработать экскурсионный продукт.

Содержание

Введение……………………………………………………………………………3
Теоретические основы процесса проведения экскурсий……………. 5
Сущность и понятие экскурсии как вида деятельности………..……..5
Методика разработки маршрута экскурсии……………………..……..8
Разработка экскурсионного продукта………………………………….10
Особенности подготовки экскурсионного продукта
геолого-минералогической направленности………………….………10
Разработка экскурсионного продукта
«Огонь человеческого сердца»…………………………………………21
Рекомендации по проведению экскурсии
геолого-минералогической направленности………………………. 24
Заключение……………………………………………………………………. …..28
Список использованных источников……………………………………………. 31

Прикрепленные файлы: 1 файл

КП Экскурсии.docx

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОГО ТРАНСПОРТА

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования

«Уральский государственный университет путей сообщения»

Факультет экономики и управления

Кафедра «Управление в социальных и экономических системах»

по «Экскурсионно – выставочной работе»

на тему: «Особенности организации экскурсии»

Научный руководитель: Студент:

доцент, к.п.н гр. Мт-528

Скоробогатова Л. Г. Смирнов А.С.

    1. Теоретические основы процесса проведения экскурсий……………. 5
    1. Сущность и понятие экскурсии как вида деятельности………..……..5
    1. Методика разработки маршрута экскурсии……………………..……..8
    1. Разработка экскурсионного продукта………………………………….10
    1. Особенности подготовки экскурсионного продукта

«Огонь человеческого сердца»…………………………………………21

    1. Рекомендации по проведению экскурсии

геолого-минералогической направленности………………………. 24

Список использованных источников……………………………………………. 31

Актуальность. Со словом экскурсия у каждого из нас связаны разные воспоминания о туристских поездках, новых местах, эмоциональных переживаний. Трудно представить себе человека, который за свою жизнь ни разу не участвовал в экскурсиях. Например, в детском саду малышей водят на экскурсии в зоопарк для знакомства с диковинными зверями, в ближайшую рощицу, чтобы осенью полюбоваться золотом увядающей природы и собрать опавшие листья для гербария. В школе ученики посещают музеи, предприятия, участвуют в экскурсиях по городу. Став взрослым, мы сами выбираем интересующие нас экскурсии, на которых можно повстречаться с чем-то малознакомым, но крайне любопытным или еще раз увидеть, уже известное, чтобы открыть в нем что-то новое для себя, без чего жизнь просто-напросто скучна, неинтересна. Экскурсия сопровождает нас всю жизнь. Она прекрасный учитель, соблюдающий незыблемое познавательное правило: лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать.

Экскурсия для участников − это интеллектуальное удовольствие, а для экскурсоводов – это сложный творческий процесс, успех которого зависит от глубины краеведческих знаний экскурсовода и от того, владеет ли он отточенной информацией ведения экскурсий, обладает ли талантом педагога и актера.

Экскурсия – сердцевина туризма. Лишь сложные спортивные походы да немногочисленные специализированные туры, такие как охотничий и рыболовный, могут обходиться без нее. При организации же остальных видов туризма – культурного, археологического, ботанического, научного, экологического, созерцательного, религиозного, образовательного, учебного – экскурсии обязательно включаются в программы поездок.

Цель данной курсовой работы – определить сущность основных этапов разработки экскурсионной программы.

    • Изучить понятие и сущность экскурсии;
    • Разработать технологию подготовки экскурсии;
    • Исследовать методику и технику проведения экскурсии;
    • Разработать экскурсионный продукт.

Для решения поставленных задач была проанализирована научная литература классиков российского экскурсоведения Кулаева К. В., Емельянова Б. В., Долженко Г. П. и др. Необходимо констатировать тот факт, что одной из важных составляющих «туристского продукта» является экскурсионная программа. От того, насколько грамотно она составлена и на каком уровне проводятся экскурсии, зависит впечатление от страны, в которую мы приезжаем.

Предметом изучения в курсовой работе выступает особенности организации экскурсионного продукта.

Объект исследования – разработка экскурсионного продукта «Огонь человеческого сердца».

В настоящее время, основная масса туристов пользуется групповыми экскурсиями. К экскурсиям предъявляются определенные требования. Главное требование к любой экскурсии – ее должен проводить высококвалифицированный гид, имеющий лицензию, выданную туристическими властями страны. В последнее время становится все более популярным индивидуальный туризм. Туристы могут заказать индивидуальные экскурсии. Программа для таких экскурсий составляется «под заказ клиента», предполагается предоставление машины представительского класса с водителем и сопровождение русскоговорящего гида.

  1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРОЦЕССА ПРОВЕДЕНИЯ
    1. Сущность и понятие экскурсии к ак вида деятельности

Туризм как вид социально- экономической деятельности объединяет в себе интегрированные знания о закономерностях наиболее ценимых социальных результатов (оздоровление, повышение физического и духовного потенциала человека, общения с природой, умение, уровень знаний). Именно экскурсионное обслуживание позволяет донести до потребителя туристской услуги целый комплекс знаний ряда отраслей науки: экономики, истории, географии, этнографии, экологии и прочее.

Деятельность человека в свободное время требует определенных материальных затрат как членов общества, так и общества в целом. Современные масштабы туризма выдвигают на новый план проблемы рациональной организации экскурсионного обслуживания. Рост объема свободного времени еще не означает рационального его потребления. Общество должно уметь отдыхать и в этом ему помощник – туризм. Именно данная отрасль социальной инфраструктуры позволяет удовлетворить потребность человека в приобщении к духовным и нравственным ценностям, накоплении и углублении знаний, в том числе и профессиональных, в режиме свободного выбора объекта, методов и средств познания. Как раз такие познания достигаются при участи в экскурсионно-туристских мероприятиях: Осмотре музейных и выставочных экспозиций, исторических, культурных инженерных, этнографических и природных достопримечательностей; занятие видами туризма (водным, велосипедным, пешеходным) и пр.

При получении туристских и экскурсионных услуг происходит удовлетворение потребностей человека в физической, психической, материальной и духовной связи с другими людьми [4].

Общаясь на экскурсиях походах, на других рекреационных мероприятиях, люди контактируют друг с другом, что нарушает монотонность и однотипность общения в сфере производства.

Удовлетворение потребностей человека находиться в прямой зависимости от количественного и качественного совмещение форм и видов экскурсионного обслуживания.

Экскурсионное обслуживание является частью комплексной туристской услуги, которую следует рассматривать как результат деятельности туристских учреждений или предприятий по удовлетворению запросов и потребностей экскурсантов. Спрос на экскурсионное обслуживание непосредственно связан с категорией потребительского спроса.

К проведению экскурсии допускается экскурсовод (гид) прошедший специальную подготовку или переподготовку, сдавший каждую тему проводимой экскурсии. Руководством для экскурсовода (гида) является методическая разработка. Методическая разработка экскурсии – обязательный документ, который при наличии текста экскурсии дает право на проведение ее по данной теме и оплату.

Экскурсия – коллективное посещение под руководством экскурсовода достопримечательных мест, музеев и пр. с учебными или культурно-просветительными целями.

Экскурсант – временный посетитель, прибывающий в той или иной стране (местности), с целью посещения достопримечательных мест, музеев с учебными или культурно-просветительскими целями. Условно можно выделить три основные категории экскурсантов, которые: хотят все знать – им интересно все новое в экономики, науки, техники, искусстве, архитектуре и т.д. Для них почти каждая экскурсия открытие; уточняет свою точку зрения, как правило, они посещают экскурсию по конкретной теме; используют экскурсию как досуг [12].

По своему существу экскурсионная деятельность рассчитываться на группу участников.

Экскурсионная группа – совокупность людей, сформированная

Любая экскурсия представляет собой взаимодействие трех компонентов – экскурсовода, объектов и экскурсантов. Основное в этом взаимодействии – максимальная активность этих компонентов. Важнейшей задачей экскурсионной методики является активизация экскурсовода, объектов и экскурсантов.

Достижение этой цели будет способствовать деление экскурсантов по следующим признакам:

    • создание экскурсионных групп с учетов возраста;
  • формирование групп экскурсантов с учетом рода их занятий, различных профессий;
  • создание групп в зависимости от проведения культурного досуга участников экскурсии;
    • формирование групп с учетом формы обучения.

Организация проведения экскурсии с учетом указанных признаков требует особой подготовки и специализации экскурсоводов. Поэтому экскурсовод должен ясно представлять, что хочет увидеть и узнать экскурсант, какое впечатление на него окажет увиденное и услышанное. В этом и состоит мастерство экскурсовода и в конечном итоге качество оказываемых услуг – проведение экскурсии.

Основой деятельности экскурсовода всегда была и остается хорошо организованная методическая работа по подготовке экскурсии, контрольный текст и разработка этого мероприятия.

Таким образом, исходя из проанализированного нами материала, можно сделать вывод, что экскурсия – это коллективный труд многих людей, ее высокое качество – результат ряда служб, в том числе туристских фирм, рекламной компании, автопредприятия, и т.д. В экскурсионной деятельности обязательно участвуют руководитель-экскурсовод, экскурсант или экскурсионная группа.

    1. Методика разработки маршрута экскурсии

Маршрут экскурсии представляет собой наиболее удобный путь следования экскурсионной группы, способствующий раскрытию темы. Он строится в зависимости от наиболее правильной для данной экскурсии последовательности осмотра объектов, наличия площадок для расположения группы, необходимости обеспечения безопасности экскурсантов. Одна из задач маршрута — способствовать наиболее полному раскрытию темы.

Основные требования, которые должны быть учтены составителями маршрута, — организация показа объектов в логической последовательности и обеспечение зрительной основы для раскрытия темы.

В практике экскурсионных учреждений существуют три варианта построения маршрутов: хронологический, тематический и тематико-хронологический.

Примером хронологического построения маршрута могут служить экскурсии, посвященные жизни и деятельности выдающихся людей.

По тематическому принципу построены экскурсии, связанные с раскрытием определенной темы в жизни города (например, «Литературное Подмосковье»).

Все обзорные городские экскурсии построены по тематико-хронологическому принципу. Последовательность изложения материала по хронологии в таких экскурсиях соблюдается, как правило, только при раскрытии каждой подтемы.

Разработка маршрута — сложная многоступенчатая процедура, требующая достаточно высокой квалификации и являющаяся одним из основных элементов технологии создания новой экскурсии. Объекты, в зависимости от своей роли в экскурсии, могут быть использованы как основные и дополнительные [3].

Основные объекты подвергаются более глубокому анализу, на них раскрываются подтемы экскурсии.

Показ дополнительных объектов, как правило, осуществляется при переездах (переходах) экскурсионной группы и не занимает главенствующего положения.

Рекомендуется к моменту проведения экскурсии иметь несколько вариантов движения группы. Необходимость изменения маршрута в ряде случаев вызывается транспортными «пробками», ремонтными работами на городских магистралях. Все это должно быть учтено при создании различных вариантов маршрута.

Объезд (обход) маршрута

Объезд (обход) маршрута является одним из важных этапов разработки новой экскурсионной темы.

При организации объезда (обхода) маршрута перед членами творческой группы стоят следующие задачи: ознакомиться с улицами, площадями, по которым проложен маршрут; уточнить место, где расположен объект, а также место остановки автобуса или группы; освоить подъезд на автобусе к объектам и местам стоянок; провести хронометраж времени, которое отводится для показа каждого объекта, его словесной, характеристики и передвижения автобуса (группы) между объектами; проверить целесообразность использования отобранных методических приемов показа; выбрать лучшие точки для расположения экскурсионной группы и показа объектов.

Источник

Особенности создания экскурсий для школьников и молодежи

Экскурсия как педагогический процесс. Особенности проведения экскурсий для младшего школьного возраста и молодежи. Культурно-просветительная работа экскурсий. Организация педагогического экскурсионного процесса. Отличия урочных и факультативных экскурсий.

Рубрика Педагогика
Вид реферат
Язык русский
Дата добавления 01.02.2016
Размер файла 29,3 K

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

Государственное учреждение образования

«Институт непрерывного образования»

Белорусского государственного университета

Кафедра менеджмента туризма и гостеприимства

по дисциплине «Экскурсоведение»

«Особенности создания экскурсий для школьников и молодежи»

Исполнитель: Козлова К.И.,

Руководитель: Масташова М.В.

Экскурсия как педагогический процесс

Особенности проведения экскурсий для школьников

Особенности проведения экскурсий для младшего школьного возраста

Особенности проведения экскурсий для молодежи

Список использованных источников

В настоящее время экскурсии приобретают все большую популярность. Однако остается открытой проблема эффективности данного мероприятия. Несомненно, экскурсии являются одним из самых информативных способов проведения досуга ребенка или подростка. Но такая форма деятельности не всегда приносит удовольствие от проведенного времени. Многие родители и их дети жалуются, что, к сожалению, им не всегда интересно слушать монотонный рассказ экскурсовода.

Правильно организованное общение экскурсовода и экскурсантов является основой такого педагогического процесса, как экскурсия. Коммуникативный компонент — важная часть профессионального мастерства экскурсовода. Эффективность экскурсии определяется не только обширными знаниями экскурсовода по теме, умением использовать методику преподнесения этих знаний аудитории, но и способностями в общении с экскурсантами.

Экскурсия как педагогический процесс

Экскурсия сочетает в себе все три вида деятельности: это и игра, и учение, и труд. Данная форма деятельности в детском и подростковом коллективе носит педагогический характер. Важное место в деятельности экскурсовода занимает педагогика — наука о закономерностях воспитания, образования и обучения подрастающего поколения и взрослых. Любая экскурсия дает человеку новые знания о природе, обществе, исторических событиях, природных явлениях, т. е. она является частью процесса образования. Общение с экскурсоводом, его рекомендации, замечания оказывают также воспитательное воздействие на экскурсантов Воспитывает сам изучаемый материал, нравственно и эстетически влияя на их сознание. Таким образом, экскурсия становится частью педагогического процесса, принимая на себя функции образования и воспитания человека.

Педагогический экскурсионный процесс основан на дидактических принципах, которые определяют содержание, организацию и методику обучения экскурсантов. К числу этих принципов относят: научность, идейность, связь с жизнью, доступность, системность, доходчивость и убедительность.

Экскурсия как форма культурно-просветительной работы играет самостоятельную роль. Что же касается общеобразовательной школы, здесь она подчинена другим видам общеобразовательной деятельности — уроку и лекции. В учебном процессе экскурсия, являясь формой обучения, по своему значению не отличается от других форм этого процесса.

Однако не только учебные, но и другие экскурсии по своим задачам и воздействию на участников представляют собой педагогический процесс. Как и во всяком педагогическом процессе, в экскурсии участвуют две стороны: обучающий экскурсовод и обучаемые экскурсанты. Экскурсовод сообщает знания по определенной теме, экскурсанты эти знания воспринимают.

Составной частью профессионального мастерства экскурсовода является педагогическое мастерство, искусство педагога. Понятие «педагогическое мастерство экскурсовода» включает в себя: знания по специальности; способности к анализу, образному мышлению; понимание психологии экскурсанта; умение управлять группой; знания и умения в области педагогической техники; интуицию; уважение личности экскурсанта, а также искусное использование педагогических средств в целях воспитания. Педагогика отводит важное место требовательности воспитателя, которая стимулирует, а в нужных случаях затормаживает деятельность экскурсантов, обеспечивает необходимую активность в проявлении их качеств.

К экскурсоводу в полной мере может быть отнесена задача создать атмосферу общего переживания, единомыслия (в экскурсионной группе), а это значит создать из группы людей коллектив.

Экскурсоводам следует больше внимания уделять воспитательному аспекту экскурсии, сочетая его с образовательным аспектом. Экскурсионный материал должен быть подобран и использован таким образом, чтобы он развивал познавательные способности участников экскурсии, воспитывал у них высокие моральные качества.

Каждая из групп тематических экскурсий имеет свои задачи. Природоведческие экскурсии воспитывают бережное отношение к природе, животному и растительному миру. Производственные экскурсии формируют любовь и уважение к труду. Многие экскурсии воспитывают уважение к обычаям и традициям белорусского народа. Строя педагогический процесс, экскурсовод в своем рассказе использует педагогические методы сообщения знаний. Они подразделяются на индуктивные и дедуктивные. Применяя индуктивный метод сообщения знаний, экскурсовод обобщает факты и делает выводы на основе изложенного материала.

Используя дедуктивный метод, он идет от общего к частному и только после этого при помощи аргументов доказывает тезис, выдвинутый вначале. Обычно в качестве такого тезиса выступает формулировка подтемы.

Логическая схема при пятом уровне объяснения представляет собой следующее: вначале формулируется гипотеза, затем она в процессе приложения к новым фактам, их объясняя, превращается в доказательное понятие.

Как и на первом уровне, в свете общего положения рассматриваются частные, отдельные факты и явления. В конце объяснения экскурсовод, возвращаясь к исходной точке, делает вывод.

Важной частью педагогического процесса, который протекает в ходе экскурсии, является осмысление экскурсионной информации. В ходе такого осмысления в сознании экскурсантов происходят различные мыслительные операции — сравнение с ранее увиденным и услышанным, сопоставление данного объекта с другим, выделение главного и второстепенного, обобщение.

Другая задача экскурсии как педагогического процесса — вооружить экскурсантов практическими навыками для самостоятельного наблюдения объектов. Экскурсия своей наглядностью, методическими приемами показа, формами рассказа способствует активизации экскурсантов. Для решения этой задачи экскурсовод стремится привить группе определенную «экскурсионную грамотность», прежде всего умение видеть объект.

Важное место в экскурсионном процессе занимает организаторская работа экскурсовода, проводимая на протяжении всего маршрута с момента посадки группы в экскурсионный автобус, с первых шагов в пешеходной экскурсии. Организуя экскурсантов, экскурсовод выполняет обязанности педагога. Важной частью экскурсии как педагогического процесса является послеэкскурсионная работа экскурсовода. Перед экскурсоводом ставится задача — превратить окончание экскурсии в начало самостоятельной домашней работы ее участников по закреплению и углублению полученных знаний. Экскурсанты получают рекомендации, как продолжить самообразование; им сообщаются список литературы для чтения, перечень кинофильмов для просмотра, названия экскурсий, которые необходимо посетить [5].

Особенности проведения экскурсий для школьников

экскурсия педагогический молодежь школьный

Школьные экскурсии имеют два вида:

— урочные — проводимые в учебное время. Урочные экскурсии входят в систему уроков по темам учебных предметов, поэтому учитель заранее планирует проведение экскурсии в своем плане. В связи с этим, педагог может самостоятельно создавать специальные условия, для решения которых необходима экскурсия в школьной музей или за его пределы. Так же экскурсию можно включить и в последующие уроки, соблюдая тематическую линию.

Тематикой урочных экскурсий могут быть: патриотическое воспитание обучающихся, знакомство с культурой и природой родного края, литературное и историческое прошлое населенного пункта, знаменитые земляки, географические и биологические особенности местности, производство и т.д.

— внеурочные — факультативные — проводимые до или после занятий в классе. Материал, рассматриваемый на внеурочных экскурсиях, может выступать дополнением к школьному курсу, а может и нести в себе отвлеченную, развивающую информацию.

Внеурочные экскурсии могут быть организованы по темам краеведческого поиска, изучения быта, особенностям праздничных приготовлений, обрядов и т.д.

Внешкольные экскурсии направлены на расширение культурного кругозора детей, воспитание их в духе патриотизма, любви и уважению к труду, дают всестороннее гармоничное воспитание.

Объектами внешкольных экскурсий чаще всего становятся производственные и промышленные предприятия, что профессионально ориентирует обучающихся; выходы на открытую местность для знакомства с природой к реке, водоканалу, роще; посещение исторических мест, архитектурных ансамблей; исторически знаменитых зданий и т.д.

Особенностью внешкольной экскурсии можно считать то, что для детей предусматриваются выходы для наблюдения каждого из объектов, рассказ в таких экскурсиях более краток.

Не нужно забывать, что все экскурсии проводимые для обучающихся должны содержать в себе элемент разрядки — игры, вопрос — ответ и т.д.

Отличительной особенностью экскурсии для детей в сравнении с экскурсией для взрослых является то, что в них значительное место занимают общеобразовательные элементы, а для экскурсий организованных для детей больше должно быть познавательных и воспитательных моментов.

Экскурсовод должен дать обзорную информацию, использовать при этом выдержки из произведений художественной литературы, сравнений, стихов, интересных фактов.

Показ в экскурсии должен преобладать над рассказом. Таким образом, показ экскурсионных объектов не является простой демонстрацией, это максимально наглядный анализ зрительной информации, получаемый экскурсантами. Особенностью показа является возможность обнаружить те качества объекта, которые незаметны при первом взгляде на предмет. Желательно начинать описание объекта с внешних особенностей, а затем постепенно переходить к анализу его внутреннего содержания [4].

Особенности проведения экскурсий для младшего школьного возраста

Младший школьный возраст является сензитивным периодом для приобщения детей к миру музеев. На первый взгляд может показаться, что провести экскурсию с данной возрастной группой просто. На самом деле при работе с учащимися начальной школы важно помнить о специфических возрастных особенностях.

Мир эмоций превалирует, поэтому не стоит давать им конкретные даты, лучше формировать чувство истории, делая акцент на эмоциональные переживания и чувства. По ходу экскурсии желательно создавать ситуации, способствующие личностным переживаниям. Большими возможностями в этом плане обладают художественные музеи. В частности, экспозиции, где представлены изделия декоративно-прикладного искусства.

Одной из возрастных особенностей дети 6-7 лет является то, что им присуща слабость произвольного внимания, его сравнительно небольшая устойчивость. Поэтому при разработке экскурсии зрительный ряд желательно максимально разнообразить. Выбор экспонатов по принципу контраста позволит поддерживать эмоциональную реакцию, будет способствовать пробуждению неожиданных ассоциаций. Контраст может быть выражен через размеры экспонатов.

Особенностью зрительного ряда в экскурсии для младших школьников даже построенного на основе чередования разнообразного, контрастного материала является наличие не более 6-7 произведений. После того как экспонаты для экскурсии подобраны, разрабатывая текст важно помнить, что младшие школьники эффективно усваивают информацию в первые 15-25 минут. Поэтому если ученикам предлагается новый сложный материал его желательно излагать в самом начале, тогда как вторая часть экскурсии может быть более облегченной и ориентирована на закрепление пройденного. Так как в экскурсии ведущим является принцип наглядности, то каждое новое понятие, положение необходимо подтверждать зрительно на конкретных примерах.

Работая над составлением текста экскурсии для младших школьников можно воспользоваться разнообразными приемами показа и рассказа, что сделает экскурсию интересной и запоминающейся.

Еще одним приемом, который можно включать в экскурсию является прием зрительного сравнения. В основе приема сопоставление различных предметов или частей одного объекта с другим, находящимся перед глазами экскурсантов. Б.Е. Емельянов отмечает: «Можно сравнивать как схожие, так и различные по своему облику экспонаты. Одна из задач данного приема — выявить характерные черты, особенности объекта, показать его оригинальность, неповторимость. После чего можно назвать сходные элементы двух экспонатов или их отличия друг от друга» [1, с.3]. Этот прием особенно уместно использовать в работе с детьми, так как он развивает память, внимание.

Одним из интересных приемов, направленных на активизацию внимания является прием вопросов-ответов. Данный прием позволяет активизировать зрительное внимание учеников, воспитывает способность к самостоятельной оценке увиденного, стимулирует совершенствование навыка самостоятельного знакомства с объектом без помощи учителя, экскурсовода. При использовании вопросо-ответного приема желательно ставить четкие, понятные детям вопросы.

В палитре методических приемов рассказа важное место занимает прием заданий, которые могут выдаваться на разных этапах проведения экскурсии: в начале, середине, конце. Задача приема — заинтересовать экскурсантов, активизировать их мыслительную деятельность, память, восприятие, воображение. Таким образом, учет специфических особенностей организации и проведения экскурсий с младшими школьниками позволит сделать данную работу интересной и продуктивной как для экскурсантов, так и для экскурсоводов [3].

Особенности проведения экскурсий для молодежи

Для того, чтобы работа с молодежью была более продуктивной, важно учитывать возрастные особенности данной группы, поскольку поведение людей во многом зависит от жизненного и социального опыта, развития психики, самореализации в обществе. Так, для молодежной аудитории характерны следующие психологические особенности: повышенное стремление к самоутверждению, проявлению своей индивидуальности; желание активно познавать окружающий мир, развивать свои способности; быстрый рост самосознания, переоценка своих возможностей и способностей; стремление быть в коллективе, ориентация на собирательный образ идеального героя; критическое отношение к наставлениям и нравоучениям, повышенная требовательность к наставникам в отношении единства слова и дела; стремление к доверительным, искренним, эмоционально теплым отношениям, потребность в людях, с которыми можно поделиться эмоциями; повышенная эмоциональность, максимализм в оценках; склонность к сильным внутренним переживаниям, сомнениям, раздумьям; противоречивость внутренних начал, чувств, поступков.

Экскурсии для каждой конкретной возрастной группы проводятся с учетом её специфики. Для молодёжи характерна высокая туристическая активность в силу стремления молодых людей к общению, познанию и в силу наличия свободного времени, например, каникулы. Экскурсии для молодежи организуются не только с учетом психологических возрастных особенностей, но и с учетом социального положения молодых людей -горожане, селяне, рабочие, студенты. Студенты — особая социальная группа, наиболее близкая к интеллигенции. Это молодежь с развитым логическим мышлением, хотя и с недостаточным жизненным опытом, но критически осмысливающая действительность. Стремление к самостоятельности вызывает у них потребность к самовыражению, собственному мнению по большинству проблем. Вместе с тем, они подвержены групповому настроению. Для студенческой группы в маршрут экскурсии можно включить осмотр популярного в городе памятника влюбленным, что поможет создать оптимистическое настроение. Студенты вузов обычно предъявляют повышенные требования к качеству экскурсии, высоко ценят образованность и эрудицию экскурсовода, замечают любые ошибки и неточности. Большую роль в успешном проведении экскурсии играет экскурсовод, который проводит экскурсию с показом объектов и сопровождает показ необходимыми пояснениями.

Экскурсовод должен знать требования методики проведения экскурсии. Процесс восприятия объектов экскурсантами подчинен задаче раскрытия определенной темы. Экскурсовод передает аудитории видение объекта, оценку памятного места, понимание исторического события, связанного с этим объектом. Ему небезразлично, что увидит экскурсант, как он поймет и воспримет увиденное и услышанное. На экскурсовода ложится задача преподнести материал экскурсии так, чтобы учесть интересы каждого слушателя, при этом сохранить смысловую нагрузку, заложенную в тему экскурсии.

Эффективность любой экскурсии определяется не только выбором объектов показа, разработкой маршрута, используемыми методическими приёмами показа и рассказа, знаниями экскурсовода, но и профессиональным владением им техникой ведения экскурсии. Она предполагает знакомство экскурсовода с группой, передвижение экскурсантов к объектам и расстановку группы объектов, соблюдение требований технологической карты экскурсии, ответы на вопросы экскурсантов.

При работе с молодежью недопустимо высокомерие, менторский тон. Молодому экскурсоводу значительно легче установить контакт со сверстниками. Успех экскурсии во многом зависит от его личных качеств и кругозора, владения материалом и методикой, учета психологии слушателей. При подготовке экскурсии для молодежной аудитории нужно учитывать, что студенты наиболее активны, поэтому экскурсию можно провести на роликовых коньках или велосипедах. Небольшая численность группы на таких экскурсиях (10-15 человек) диктуется техникой безопасности. При разработке экскурсий принимаются во внимание и сезонные особенности. К студенческой группе необходимо найти особый подход, а в экскурсию целесообразно включить несколько дополнительных методических приемов по активизации внимания. Например, сообщение о необычном объекте: самое высокое, самое большое, самое старое, самое забавное здание или скульптура — приём «самый-самый». Экскурсоводы могут использовать авторский приём «находка» для привлечения особого внимания экскурсантов. Например, в рассказ о Вечном огне добавить необычные моменты, связанные с историей. Или можно создать некую тайну, чтобы заинтриговать участников экскурсии. Например, объявить слушателям, что в конце экскурсии раскроется тайна, которую до сих пор хранят стены старинного монастыря.

Одним из способов активизации внимания является вовлечение экскурсантов в несложную дискуссию. Например, по вопросам авторства художественных произведений или определения архитектурного стиля здания. Можно предложить экскурсантам «проблемную ситуацию». Например, обсудить историческую или экологическую проблему, но она должна быть понятна всем экскурсантам. Дополнением к основному показу и рассказу может быть «лирическое отступление»: яркий факт из жизни известного человека, исторический анекдот, красивая цитата.

Для активизации внимания в ходе рассказа экскурсовод может использовать один из эффективных способов — прием «вопросов-ответов». Это специальный ораторский прием привлечения внимания аудитории. Разновидность — риторические вопросы, представляющие утверждения в форме вопросов. Они оживляют речь и заостряют внимание на какой-либо мысли экскурсовода. Более глубокому восприятию содержания экскурсии способствует приём задания, что способствует вовлечению экскурсантов в творческий экскурсионный процесс и активизирует их внимание.

Также для привлечения внимания аудитории можно использовать различные элементы анимации, театрализации, элементы интерактивной игры (загадки, игры, викторины). Рабочая и сельская молодёжь, как правило, воспринимает рассказ экскурсовода более эмоционально, чем студенты, она менее требовательна к форме рассказа, своё мнение не скрывает и высказывает его откровенно. Экскурсии для молодёжи проводятся по любой тематике, а также в зависимости от желания группы.

Экскурсии являются важной формой гуманистического, патриотического, интернационального воспитания, расширения знаний, оздоровления молодежи. Они должны проходить организованно в соответствии с правилами техники безопасности, чтобы избежать негативных явлений. На экскурсиях молодёжь, с одной стороны, получает определённый объём знаний, а с другой — имеет возможность отдохнуть.

Итак, при проведении экскурсий для молодежной аудитории важно учитывать психологические возрастные особенности, социальное положение молодых людей, требования экскурсантов к качеству проведения экскурсии [2].

Проанализировав особенности формирования экскурсий для школьников и молодежи мы видим, что в экскурсиях для детей большое внимание должно уделяться воспитательным моментам, рассказ экскурсовода должен носить обзорный характер, содержать много выдержек из произведений художественной литературы, сравнений, стихов. Особое внимание обращается на логические переходы. Больше требований предъявляется к наглядным пособиям из «портфеля экскурсовода», к их внешнему виду и содержанию. Экскурсовод пытается заинтересовать детей, активизировать их мыслительную деятельность, память, восприятие, воображение.

При проведении экскурсий для молодежи необходимо учитывать психологические возрастные особенности, социальное положение молодых людей, требования экскурсантов к качеству проведения экскурсии.

Список использованных источников

1. Емельянов Б.Е. Экскурсоведение. М.: Советский спорт, 2000.

2. Особенности организации экскурсий для молодежи — [Электронный ресурс] — Режим доступа: http://de.slideshare.net/sergeykamenskiy16/ss-17464478. Дата доступа: 17.03.2104.

3. Психолого-педагогические особенности проведения экскурсии для младших школьников — [Электронный ресурс] — Режим доступа: http://www.uraledu.ru/node/9790. Дата доступа: 17.03.2104.

4. Ризенько И.В. Методика организации экскурсии для школьников — [Электронный ресурс] — Режим доступа: http://nsportal.ru/shkola/materialy-metodicheskikhobedinenii/library/metodika-organizatsii-ekskursii-dlya-shkolnikov-v. Дата доступа: 17.03.2104.

5. Экскурсия как форма деятельности детей и подростков. — [Электронный ресурс] — Режим доступа: http://www.webkursovik.ru/kartgotrab.asp?id=-140834. Дата доступа: 17.03.2104.

Размещено на Allbest.ru

Подобные документы

Психолого-педагогическое обоснование роли экскурсий в процессе формирования наблюдательности у школьников. Наблюдательность как одна из психологических особенностей младшего школьного возраста. Методика подготовки и проведения экскурсий по естествознанию.

курсовая работа [126,4 K], добавлен 25.07.2010

Значение экскурсий в школьном биологическом образовании. Особенности организации зоологических экскурсий в мир природы. Разработка экологической тропы на территории государственного ландшафтного заказника «Мозырские овраги» для учащихся 11 класса.

дипломная работа [5,9 M], добавлен 03.08.2016

Предмет и основные задачи биологии в общеобразовательном обучении. Организация уроков биологии с использованием экскурсий. Содержание и методы подготовки экскурсий по ботанике в среднеобразовательной школе. Значение экскурсий в преподавании биологии.

курсовая работа [39,5 K], добавлен 16.02.2013

Учебно-воспитательное значение экскурсий. Методика учебных экскурсий по экологии. Выбор объекта, организационные вопросы подготовки. Комплексные экскурсии и их проведение. Экскурсия на водоочистную станцию, в пожарное депо и отопительную котельную.

дипломная работа [1,4 M], добавлен 06.10.2009

Воспитательно-образовательное значение экскурсий в природу в дошкольном воспитании. Вклад педагогов в теорию и методику ознакомления дошкольников с природой. Значение экскурсий. Виды, содержание экскурсий в природу, их структура, методики провеления.

курсовая работа [33,5 K], добавлен 16.12.2007

Источник

Читайте также:  Кто фотографирует достопримечательности города
Оцените статью