Кыргызстан долг этой страны

Госдолг Кыргызстана. Как власти довели страну до банкротства

Пандемия коронавируса обнажила все болевые точки экономики Кыргызстана и окончательно доказала, что государство живет не по средствам и постоянно берет в долг. Оно само не в состоянии обеспечить своих граждан даже элементарным.

Платить по счетам нам тоже становится все сложнее.

Но кредиторы не спешат войти в положение и простить долги. Уже год страна ведет переговоры и ищет механизмы для уменьшения госдолга. Особых успехов достичь пока не удалось.

Займы только растут

В кризисной ситуации мы стали еще чаще обращаться к партнерам по развитию за финансовой помощью. Все было настолько плохо, что властям нечем было платить зарплаты и пенсии. Да, денег нам дали, все социальные обязательства выполнили. Но очередным увеличением долгового бремени. В итоге оно оказалось выше, чем представляли экономисты.

По итогам 2020 года государственный долг Кыргызстана достиг 68,08 процента ВВП.

По данным Министерства финансов, на 31 декабря 2020 года государственный долг (внешний + внутренний) составил $4 миллиарда 928,67 миллиона (407 миллиардов 353,36 миллиона сомов). В том числе $4 миллиарда 220,31 миллиона (348 миллиардов 807,69 миллиона сомов) — внешний, $708,36 миллиона (58 миллиардов 545,66 миллиона сомов) — внутренний.

Весь прошлый год республика просила денег на борьбу с коронавирусом и преодоление последствий пандемии COVID-19. Это привело к тому, что основная часть внешнего долга — 45,4 процента — приходится на многосторонние льготные кредиты различных институтов развития.

Читайте также:  Минимального размера оплаты труда по странам мира

Скинуться всем народом

По итогам декабря на каждого кыргызстанца приходится по $746,8 государственного долга. За год бремя выросло на $41,1. Власти не нашли ничего лучше, чем предложить гражданам скинуться на погашение задолженности. Логика проста — в бюджете дыра, хватает только на необходимое.

Власти вдруг решили, что в трудную минуту люди должны помочь стране выжить.

Парламентарий Айнуру Алтыбаева организовала специальную кампанию под названием «За будущее», планирует открыть счет в банке, где будут аккумулироваться собранные средства. Айнуру Алтыбаева подчеркнула, что инициатива принадлежит ей. Для контроля поступивших денежных средств создадут группу наблюдателей «Элдик Кенеш». Сама депутат готова перечислить месячную зарплату — 25 тысяч 500 сомов.

Правда, граждане от инициативы остались, мягко говоря, не в восторге. Вместо этого они предложили проверить законность активов чиновников и их родственников. Но власти страны остановились на идее депутата. В итоге в Кыргызстане официально создали депозитный счет для погашения госдолга. Правда, средств на нем совсем немного.

На 1 января 2021 года на счет для погашения внешнего долга поступил 1 миллион 49,1 тысячи сомов.

Обязательства по обслуживанию государственного долга Кыргызстан выполнил, не дожидаясь итогов переговоров с кредиторами. В прошлом году из республиканского бюджета на это потратили 30 миллиардов 688,8 миллиона сомов. В этом году потребуется уже 35 миллиардов 349,9 миллиона сомов.

Поменять госдолг на экологию

Практически сразу после объявления о карантине власти заговорили о реструктуризации госдолга. Идею озвучил теперь уже экс-президент Сооронбай Жээнбеков.

«Необходимо провести глубокую реструктуризацию внешнего долга, в том числе и перед многосторонними кредиторами», — заявил в мае 2020 года тогда еще глава государства.

Один из вариантов решения проблемы — обменять госдолг на программы по климату и экологии.

После смены власти от идеи не отказались. Еще бы, перед Садыром Жапаровым стоит задача не довести страну до дефолта и выполнять взятые Кыргызстаном обязательства. Встречи и регулярные переговоры для обмена продолжились. Применение механизма даже включили в программу работы нового кабинета министров Улукбека Марипова.

Правда, о реальных договоренностях данных нет. Идея, к слову, не новая и не такая абсурдная. Данный механизм работает в рамках Парижского клуба кредиторов.

Суть обмена в том, что страна в нацвалюте финансирует мероприятия по охране природы, а кредитор за это списывает ей часть валютного долга.

Но не факт, что Кыргызстану удастся этим воспользоваться. Главная причина в том, что число стран, которые готовы пойти на подобный обмен с Кыргызстаном, крайне мало. Схема касается только Парижского клуба, который и так уже отсрочил выплаты. Да и должны мы больше всего Китаю, который в подобных программах не участвует.

К тому же схема не означает простого списания. Если у нас нет средств на погашение долгов, откуда они возьмутся на дорогостоящие экологические мероприятия? Да и проблема смога в Бишкеке, которую власти не могут решить много лет, говорит о том, что самостоятельно никакие экологические программы мы реализовать не сможем.

Отсрочка мнимая и реальная

Небольшие послабления Кыргызстане все-таки получил. По условиям Парижского клуба, одобренным странами Большой двадцатки (G20), достигнута договоренность о временном приостановлении (до конца 2020 года) обслуживания внешнего долга перед основными странами-кредиторами.

С пятью кредиторами (Абу-Даби, Саудовская Аравия, Германия (KfW, Euler Hermes) и Турция) достигнуты соглашения по отсрочке платежей с нулевой процентной ставкой. Еще с пятью кредиторами, в том числе и с членами Парижского клуба (Франция, Дания, Корея, Япония), ведутся переговоры по условиям в части неприменения процентной ставки на сумму отсрочки.

«КНР так же, основываясь на инициативе Парижского клуба, согласилась временно приостановить получение от Кыргызстана платежей в счет обслуживания долга с применением процентной ставки на сумму отсрочки в 2 процента. Эта отсрочка по приостановленным платежам до конца года составляет около $35 миллионов (2,8 миллиарда сомов)», — рассказали в Минфине.

«Переговоры с Китаем продолжаются, окончательное решение не принято. По предварительным данным, в случае подписания соглашения сумма отсрочки будет погашаться равными долями в течение трех лет — с 2022 по 2024 год. При этом 2021-й будет льготным. Отсрочку будем платить два раза в год. По итогам сумма возврата с учетом процентов составит $36,7 миллиона (2,9 миллиарда сомов), то есть переплата составит около $1,7 миллиона», — заключили в ведомстве.

Но пока эти соглашения на стадии переговоров, поэтому Кыргызстан по-прежнему балансирует на грани дефолта.

Источник

Госдолг Кыргызстана. Как власти довели страну до банкротства

Пандемия коронавируса обнажила все болевые точки экономики Кыргызстана и окончательно доказала, что государство живет не по средствам и постоянно берет в долг. Оно само не в состоянии обеспечить своих граждан даже элементарным.

Платить по счетам нам тоже становится все сложнее.

Но кредиторы не спешат войти в положение и простить долги. Уже год страна ведет переговоры и ищет механизмы для уменьшения госдолга. Особых успехов достичь пока не удалось.

Займы только растут

В кризисной ситуации мы стали еще чаще обращаться к партнерам по развитию за финансовой помощью. Все было настолько плохо, что властям нечем было платить зарплаты и пенсии. Да, денег нам дали, все социальные обязательства выполнили. Но очередным увеличением долгового бремени. В итоге оно оказалось выше, чем представляли экономисты.

По итогам 2020 года государственный долг Кыргызстана достиг 68,08 процента ВВП.

По данным Министерства финансов, на 31 декабря 2020 года государственный долг (внешний + внутренний) составил $4 миллиарда 928,67 миллиона (407 миллиардов 353,36 миллиона сомов). В том числе $4 миллиарда 220,31 миллиона (348 миллиардов 807,69 миллиона сомов) — внешний, $708,36 миллиона (58 миллиардов 545,66 миллиона сомов) — внутренний.

Весь прошлый год республика просила денег на борьбу с коронавирусом и преодоление последствий пандемии COVID-19. Это привело к тому, что основная часть внешнего долга — 45,4 процента — приходится на многосторонние льготные кредиты различных институтов развития.

Скинуться всем народом

По итогам декабря на каждого кыргызстанца приходится по $746,8 государственного долга. За год бремя выросло на $41,1. Власти не нашли ничего лучше, чем предложить гражданам скинуться на погашение задолженности. Логика проста — в бюджете дыра, хватает только на необходимое.

Власти вдруг решили, что в трудную минуту люди должны помочь стране выжить.

Парламентарий Айнуру Алтыбаева организовала специальную кампанию под названием «За будущее», планирует открыть счет в банке, где будут аккумулироваться собранные средства. Айнуру Алтыбаева подчеркнула, что инициатива принадлежит ей. Для контроля поступивших денежных средств создадут группу наблюдателей «Элдик Кенеш». Сама депутат готова перечислить месячную зарплату — 25 тысяч 500 сомов.

Правда, граждане от инициативы остались, мягко говоря, не в восторге. Вместо этого они предложили проверить законность активов чиновников и их родственников. Но власти страны остановились на идее депутата. В итоге в Кыргызстане официально создали депозитный счет для погашения госдолга. Правда, средств на нем совсем немного.

На 1 января 2021 года на счет для погашения внешнего долга поступил 1 миллион 49,1 тысячи сомов.

Обязательства по обслуживанию государственного долга Кыргызстан выполнил, не дожидаясь итогов переговоров с кредиторами. В прошлом году из республиканского бюджета на это потратили 30 миллиардов 688,8 миллиона сомов. В этом году потребуется уже 35 миллиардов 349,9 миллиона сомов.

Поменять госдолг на экологию

Практически сразу после объявления о карантине власти заговорили о реструктуризации госдолга. Идею озвучил теперь уже экс-президент Сооронбай Жээнбеков.

«Необходимо провести глубокую реструктуризацию внешнего долга, в том числе и перед многосторонними кредиторами», — заявил в мае 2020 года тогда еще глава государства.

Один из вариантов решения проблемы — обменять госдолг на программы по климату и экологии.

После смены власти от идеи не отказались. Еще бы, перед Садыром Жапаровым стоит задача не довести страну до дефолта и выполнять взятые Кыргызстаном обязательства. Встречи и регулярные переговоры для обмена продолжились. Применение механизма даже включили в программу работы нового кабинета министров Улукбека Марипова.

Правда, о реальных договоренностях данных нет. Идея, к слову, не новая и не такая абсурдная. Данный механизм работает в рамках Парижского клуба кредиторов.

Суть обмена в том, что страна в нацвалюте финансирует мероприятия по охране природы, а кредитор за это списывает ей часть валютного долга.

Но не факт, что Кыргызстану удастся этим воспользоваться. Главная причина в том, что число стран, которые готовы пойти на подобный обмен с Кыргызстаном, крайне мало. Схема касается только Парижского клуба, который и так уже отсрочил выплаты. Да и должны мы больше всего Китаю, который в подобных программах не участвует.

К тому же схема не означает простого списания. Если у нас нет средств на погашение долгов, откуда они возьмутся на дорогостоящие экологические мероприятия? Да и проблема смога в Бишкеке, которую власти не могут решить много лет, говорит о том, что самостоятельно никакие экологические программы мы реализовать не сможем.

Отсрочка мнимая и реальная

Небольшие послабления Кыргызстане все-таки получил. По условиям Парижского клуба, одобренным странами Большой двадцатки (G20), достигнута договоренность о временном приостановлении (до конца 2020 года) обслуживания внешнего долга перед основными странами-кредиторами.

С пятью кредиторами (Абу-Даби, Саудовская Аравия, Германия (KfW, Euler Hermes) и Турция) достигнуты соглашения по отсрочке платежей с нулевой процентной ставкой. Еще с пятью кредиторами, в том числе и с членами Парижского клуба (Франция, Дания, Корея, Япония), ведутся переговоры по условиям в части неприменения процентной ставки на сумму отсрочки.

«КНР так же, основываясь на инициативе Парижского клуба, согласилась временно приостановить получение от Кыргызстана платежей в счет обслуживания долга с применением процентной ставки на сумму отсрочки в 2 процента. Эта отсрочка по приостановленным платежам до конца года составляет около $35 миллионов (2,8 миллиарда сомов)», — рассказали в Минфине.

«Переговоры с Китаем продолжаются, окончательное решение не принято. По предварительным данным, в случае подписания соглашения сумма отсрочки будет погашаться равными долями в течение трех лет — с 2022 по 2024 год. При этом 2021-й будет льготным. Отсрочку будем платить два раза в год. По итогам сумма возврата с учетом процентов составит $36,7 миллиона (2,9 миллиарда сомов), то есть переплата составит около $1,7 миллиона», — заключили в ведомстве.

Но пока эти соглашения на стадии переговоров, поэтому Кыргызстан по-прежнему балансирует на грани дефолта.

Источник

Кыргызстан может выплатить госдолг за 10 лет. Как? ОБЗОР

Госдолг Кыргызстана к концу ноября 2020 года составил $4 млрд 887 млн. Правительство даже открыло депозитный счет для сбора пожертвований на погашение долга. Однако, по словам некоторых экспертов, размер госдолга не так страшен и мы можем в короткие сроки его погасить.

Economist.kg решил разобраться, почему госдолг считается небольшим, но выплатить его мы никак не можем.

Так ли страшен размер госдолга?

Экономический эксперт Умбриэль Темиралиев отмечает, что при прежних президентах страна набрала много долгов и большую их часть потратила неэффективно. Но при этом, по его мнению, все не так страшно как кажется на первый взгляд.

«В 2021 году Кыргызстан должен выплатить более 32 млрд сомов на погашение внешних обязательств из общего ожидаемого бюджета в 135-150 млрд сомов», — отмечает он.

По словам эксперта, Кыргызстан может позволить себе долг, который вернет за 10-20 лет, если снизит объем обслуживания долга до 15-20%.

«Можно привести в пример любую семью, которая взяла кредит и зарабатывает 50 тысяч сомов на двоих — 10 тысяч сомов на погашение кредита, 40 тысяч на бытовые нужды», — отмечает Темиралиев.

Также он отмечает, что доходной части бюджета хватает для того, чтобы покрывать социальные расходы. Все дело в обслуживании внешнего долга. Для того, чтобы легче было обслуживать долг нужно повысить доходную часть бюджета.

«Самый очевидный для этого путь — это увеличение ВВП и, соответственно, роста поступлений в бюджет. Благодаря низкой базе и при мало-мальски эффективном управлении, а главное — с минимальным воровством, мы можем расти как минимум по 7% в год. Сравните сами: 7% от $7.5 млрд — это $500 млн. Для соседнего Казахстана — это капля в море, потому что их ВВП больше $180 млрд», — говорит эксперт.

Эксперт Азамат Акенеев также поддерживает мысль о том, что при эффективном менеджменте, для Кыргызстана не составит труда выплатить госдолг.

«Я считаю, что госдолг у нас небольшой — меньше $5 млрд на целую страну с населением в 7 млн человек. Можно считать, что у нас нет долга. А главное, он очень льготный. Проблема не в госдолге, а в коррупции», — считает Акенеев.

Эксперт проводит аналогию госдолга страны с кредитом одного человека.

«Это равнозначно тому, что неработающий человек не может выплатить долг в тысячу долларов, который ему дали на 40 лет и без процентов. Для него это, на самом деле, непосильная сумма. Но в реальности, начни работать и поймешь, что должен ерунду», — считает он.

Эксперт отмечает, что с нынешним уровнем коррупции, долг действительно неподъемный для страны, но если навести порядок хотя бы на таможне, долг можно выплатить в течение нескольких лет.

Госдолг составил 71% ВВП. По итогам октября на каждого кыргызстанца приходится по $740.5 государственного долга.

Госдолг других стран

Согласно недавней оценке американского Института международных финансов, по итогам 2020 года совокупная задолженность всех стран мира может достигнуть рекордных 277 трлн долларов, или 365% мирового ВВП. В течение года из-за коронавируса этот показатель увеличился на 15 трлн долларов.

На размер госдолга влияют многие факторы, такие как население страны, размер экономики и другие.

Казахстан

По данным Минфина Казахстана, на 1 октября 2020 года госдолг республики составлял 19.6 трлн тенге ($45.8 млрд) — 80% этой суммы приходится на долг правительства. Государственный внешний долг составил $12.3 млрд.

Грузия

По данным грузинских СМИ, госдолг Грузии на 1 октября достиг $8.9 млрд, что составляет 54.6% от ВВП. Общий внешний долг Грузии к началу четвертого квартала 2020 года составил $19.7 млрд, но только $8,3 млрд приходится на частный сектор.

Украина

Совокупный госдолг в 2020 году составил $90.3 млрд. Внешним кредиторам страна должна около $53.7 млрд, что равняется 59.5% от общей суммы долга. Внутренний долг составил $36.5 млрд.

Таджикистан

Государственный долг Таджикистана за 2020 год достиг почти 40% ВВП, в октябре 2020 года внешний долг превысил $3.1 млрд.

Узбекистан

Государственный долг Узбекистана, привлеченный под государственное поручительство на внешних и внутренних рынках, по состоянию на 1 октября 2020 года составил $20.8 млрд или 36.8% от ВВП. Внешний госдолг составляет $18.5 млрд.

Россия

Внешний долг России по состоянию на 1 октября 2020 года составил $461.2 млрд, из этого $59.5 млрд приходится на органы госуправления.

Источник

Оцените статью