Ландшафт лицо страны лицо общества
(1)Как художник создаёт пейзажную картину, так и целый народ постепенно, невольно даже, быть может, штрих за штрихом на протяжении столетий создаёт ландшафт и пейзаж своей страны. (2)Лицо старой, дореволюционной России определялось, например, в большой степени теми сотнями тысяч церквей и колоколен, которые были расставлены по всем её просторам. (3)Немалую долю в ландшафт и пейзаж страны привносили и десятки тысяч помещичьих усадеб с парками, системами прудов. (4)Но в первую очередь — небольшие деревеньки и сёла с их вётлами, колодцами, сараями, баньками, тропинками, садами, огородами, лошадками на пахоте. (5)Радикально
изменилось лицо страны, когда все эти факторы, определяющие пейзаж, исчезли с лица Земли или изменили свой вид.
Укажите варианты ответов, в которых дано верное утверждение. Запишите номера ответов.
1) Предложение 1 содержит сравнительный оборот.
2) Первая часть предложения 2 осложнена обособленным определением.
3) Предложение 3 осложнено однородными членами.
4) Предложение 4 содержит 1 (одну) грамматическую основу.
5) Предложение 5 сложноподчинённое с придаточным времени.
(1)(Как художник создаёт пейзажную картину), [так и целый народ постепенно, невольно даже, быть может, штрих за штрихом на протяжении столетий создаёт ландшафт и пейзаж своей страны]. — В предложении нет сравнительного оборота, за который можно принять придаточное предложение сравнения, поэтому характеристика «1) Предложение 1 содержит сравнительный оборот» не является верной.
(2)Лицо старой, дореволюционной России определялось, например, в большой степени теми сотнями тысяч церквей и колоколен, которые были расставлены по всем её просторам. — В предложении нет обособленного определения ни в одной из частей, поэтому утверждение «2) Первая часть предложения 2 осложнена обособленным определением» неверно.
(3)Немалую долю в ландшафт и пейзаж страны привносили и десятки тысяч помещичьих усадеб с парками , системами прудов. — Верно утверждение «3) Предложение 3 осложнено однородными членами».
(4)Но в первую очередь — небольшие деревеньки и сёла с их вётлами, колодцами, сараями, баньками, тропинками, садами, огородами, лошадками на пахоте. − Верно утверждение «4) Предложение 4 содержит 1 (одну) грамматическую основу»
(5)[Радикально изменилось лицо страны], (когда все эти факторы, определяющие пейзаж, исчезли с лица Земли или изменили свой вид). — Изменилось (когда?) когда факторы изменили вид, следовательно, верно утверждение «5) Предложение 5 сложноподчинённое с придаточным времени»
Источник
Что говорит ландшавт и пейзаж страны о народе, проживающего на этой территории? (ЕГЭ по русскому)
В предложенном для анализа тексте, Владимир Сергеевич Солоухин — поэт, прозаик, поднимает проблему отношения людей к природе. Что говорит ландшафт и пейзаж страны о народе, проживающего на этой территории? Именно этот вопрос находится в центре внимания автора.
Проблема, поставленная прозаиком затрагивает многих.
Писатель подчеркивает, что «Как художник создаёт пейзажную картину, так и целый народ. создаёт ландшафт и пейзаж своей страны». Владимир Солоухин дополняет, что мы должны вкладывать всю душу в ландшафт и пейзаж так же, как художник вкладывает в творение всего себя. Ведь если наша душа спит, то «одухотворенность. уходит из пейзажа», «ландшафт. пустеет». Оба этих взаимодополняющих примера показывают нам, что люди должны заботиться о своем родном крае.
Позиция автора заключается в том, что ландшафт и пейзаж страны говорит многое о народе, проживающего на этой территории.
Наши эксперты могут проверить Ваше сочинение по критериям ЕГЭ
ОТПРАВИТЬ НА ПРОВЕРКУ
Эксперты сайта Критика24.ру
Учителя ведущих школ и действующие эксперты Министерства просвещения Российской Федерации.
Поэтому людям не должно быть безразлично как выглядит лицо страны.
Я полностью согласна с позицией автора. Действительно, нельзя равнодушно относиться к ландшафту и пейзажу своей страны. Приведу пример из жизни. Каждый год, весной, я с одноклассниками и учителями, сажаю саженцы деревьев, цветы и так далее. Так мы украшаем свой город. Никому из нас не безразличен пейзаж и ландшафт родного края. именно поэтому мы весной все вместе идем делать благородное дело.
Прочитав приведенный текст, понимаешь, что нужно задуматься о нашем отношении к стране. Ведь состояние пейзажа и ландшафта показывает нравы народа, проживающего на этой территории.
Посмотреть все сочинения без рекламы можно в нашем
Чтобы вывести это сочинение введите команду /id86067
Источник
Сжатое изложение «Как художник создает пейзажную картину…»
Задание:
Прослушайте текст и напишите сжатое изложение.
Учтите, что Вы должны передать главное содержание как каждой микротемы, так и всего текста в целом.
Объём изложения — не менее 70 слов.
Пишите изложение аккуратно, разборчивым почерком.
Текст для изложения:
Как художник создаёт пейзажную картину, так и целый народ постепенно, невольно даже, быть может, штрих за штрихом на протяжении столетий создаёт ландшафт и пейзаж своей страны.
Лицо старой, дореволюционной России определялось, например, в большей степени теми сотнями тысяч церквей и колоколен, которые были расставлены по всем её просторам преимущественно на возвышенных местах. Украшали ландшафт и пейзаж страны десятки тысяч помещичьих усадеб с парками, системами прудов. Но, конечно, в первую очередь и небольшие деревеньки и сёла с их вётлами, колодцами, сараями, баньками, тропинками, садами, огородами, резными наличниками, коньками, крылечками, ярмарками, сарафанами, хороводами, покосами, пастушьими рожками, серпами, соломенными крышами, маленькими полями, лошадками на пахоте… Радикально изменился облик страны, когда все эти реалии, определяющие пейзаж, исчезли или изменили свой вид.
Ландшафт во всей его сложности и совокупности — это не просто лицо земли, лицо страны, но и лицо данного общества. Замусоренный лес, разъезженные дороги с увязнувшими машинами, обмелевшие реки, исполосованные гусеницами тракторов зеленые луговины, полузаброшенные деревни, сельскохозяйственные машины, ржавеющие под открытым небом, стандартные дома, поля, заражённые сорняками, говорят о жителях той или иной деревни, того или иного района ничуть не меньше, чем неприглядная и запущенная квартира о её жильцах.
(По В. А. Солоухину) 185 слов
Микротемы:
1. Подобно художнику, народ создаёт ландшафт и пейзаж своей страны.
2. Лицо дореволюционной России определялось церквями и колокольнями, помещичьими усадьбами и небольшими деревнями. Радикально изменилось лицо страны, когда эти реалии исчезли или изменили свой вид.
3. Ландшафт — это не просто лицо земли, это лицо общества. Замусоренный лес, обмелевшие реки, заброшенные деревни и поля говорят о жителях не меньше, чем запущенная квартира — о хозяевах.
Сжатое изложение:
Как художник создаёт пейзажную картину, так и народ на протяжении столетий создаёт ландшафт и пейзаж своей страны.
Лицо дореволюционной России определялось церквями и колокольнями. Украшали ландшафт и пейзаж страны помещичьи усадьбы, небольшие деревеньки и сёла. Радикально изменился облик страны, когда все эти реалии исчезли или изменили свой вид.
Ландшафт — это не просто лицо земли, это лицо общества. Замусоренный лес, разъезженные дороги, обмелевшие реки, полузаброшенные деревни, поля, заражённые сорняками, говорят о жителях не меньше, чем запущенная квартира о её жильцах. (79 слов)
Источник
Подготовка к написанию части С (ЕГЭ по русскому языку) по тексту В. Солоухина
учитель МОУ СОШ № 14
Подготовка к написанию части С (ЕГЭ по русскому языку) по тексту В. Солоухина
1.Обучение умению анализировать художественный текст:
-определять проблематику текста;
— определять позицию автора по проблематике текста (аргументы);
— определять основную мысль текста.
2.Обучение умению выражать собственное мнение по проблематике текста и аргументированно доказывать его.
3.Развитие навыка излагать свои мысли последовательно, точно, используя разнообразные грамматические формы.
4.Воспитание любви к малой родине, ответственного и бережного отношения к родным местам.
Оборудование к уроку.
Текст Владимира Солоухина (на парте у каждого ученика): Выделители текста.
3. Памятка « Опорные слова и выражения для задания С»
Как художник создаёт пейзажную картину, так и целый народ постепенно, невольно даже, может быть, штрих за штрихом на протяжении столетий создает ландшафт и пейзаж своей страны…
Лицо старой, дореволюционной России определялось, например, в большой степени теми сотнями тысяч церквей и колоколен, которые были расставлены по всем её просторам на возвышенных преимущественно местах и которые определяли силуэт каждого города – от самого большого до самого маленького, а также сотнями монастырей, бесчисленным количеством ветряных и водяных мельниц. Немалую долю в ландшафт и пейзаж страны привносили и десятки тысяч помещичьих усадеб с их парками, системами прудов. Но, конечно, в первую очередь, и небольшие деревеньки и сёла с вётлами, колодцами, сараями, баньками, тропинками, садами, огородами, залогами, пряслами, резными наличниками, коньками, крылечками, ярмарками, сарафанами, хороводами, покосами, пастушьими рожками, серпами, цепами, соломенными крышами, маленькими единоличными полями, лошадками на пахоте… Изменилось лицо страны, когда все эти факторы, определяющие пейзаж, исчезли.
Точно так же, как художник – пейзажист вкладывает в своё творение частицу души и творит пейзаж, в сущности говоря, по своему образу и подобию, так и в ландшафт любой страны оказывается вложенной душа народа и то представление о красоте, которое в душе того или иного народа живёт.
Это плохо, если душа спит, если она отвлечена, заглушена побочными обстоятельствами, интересами, шумами, корыстью или иными соображениями, если она мертва или, скажем точнее, находится в летаргии. Тогда одухотворённость уходит и из пейзажа. Ландшафт остаётся ландшафтом, но он как бы пустеет, остаётся форма при отсутствии содержания, веет холодом, отчуждённостью, равнодушием и вот именно пустотой. Становится безразличным для отдельного человека и целого народа: а как это будет выглядеть? Как будет выглядеть дои, деревня, река, долина, холмы, страна в целом? Каково будет лицо страны? Есть ведомства по разработке и добыче полезных ископаемых, по строительству дорог, по земледелию, по электрификации, по лёгкой, тяжёлой и автомобильной промышленности, но нет ведомства по внешнему виду страны (земли), по её опрятности, прибранности, одухотворённости…Думаем о прочности сооружений, о характере и объёме земляных работ, о количестве древесины, о центнерах и тоннах, о кубометрах и квадратных метрах, но не думаем о том, а как это будет выглядеть? Как это будет выглядеть не только само по себе, но в сочетании с окружающим, с местностью, в согласовании с традициями и с проекцией в будущее. Ландшафт во всей его сложности и совокупности – это не просто лицо страны, но и лицо данного общества. Замусоренный лес, разъезженные дороги с увязнувшими машинами, обмелевшие реки, исполосованные гусеницами тракторов зелёные луговины, полузаброшенные деревни, сельскохозяйственные машины, ржавеющие под открытым небом, стандартные дома, поля, заражённые сорняками, говорят о жителях той или иной деревни ничуть не меньше, чем неприглядная и запущенная квартира о её жильцах.
Опорные слова и выражения для задания С
Автор данного текста размышляет о.
…Именно об этом размышляет замечательный русский писатель.
Текст известного русского писателя…посвящён…
Этот текст – размышления не только о…, но и серьёзные раздумья о…
Писатель рассказывает о…
…Об этом на примере…размышляет…
В своём рассуждении автор справедливо утверждает, что…
Для писателя важно, что…
Он призывает нас к…
Автор подробно и аргументировано рассказывает о том, как…
Нельзя не согласиться с автором в том, что…
Особенно значимо то, что…
Справедливость позиции…не вызывает сомнений.
Мне кажется, особенно значимым для понимания авторского замысла является…
Нельзя не почувствовать и не принять…
Автор наводит читателя на размышления о том, что…
Задумывались ли вы…
Обращали ли вы внимание на…
Автор заставляет задуматься о…
Автор предостерегает от ошибок…
Наверное, автор хотел этим сказать…
Вероятно, автор имел в виду…
Автор взывает к нашему милосердию, состраданию.
Сочувствуя героям, мы задумываемся…
Кто знает, может и прав автор, считавший, что…
Сегодня мы анализируем текст Владимира Солоухина. Что вы знаете об этом авторе? (Устные ответы учеников).
Прочитайте текст, определите проблему, позицию автора по этой проблеме и подчеркните главное для её понимания. (Ученики читают текст и маркерами выделяют главное)
Как художник создаёт пейзажную картину, так и целый народ постепенно, невольно даже, может быть, штрих за штрихом на протяжении столетий создает ландшафт и пейзаж своей страны…
Лицо старой, дореволюционной России определялось, например, в большой степени теми сотнями тысяч церквей и колоколен, которые были расставлены по всем её просторам на возвышенных преимущественно местах и которые определяли силуэт каждого города – от самого большого до самого маленького, а также сотнями монастырей, бесчисленным количеством ветряных и водяных мельниц. Немалую долю в ландшафт и пейзаж страны привносили и десятки тысяч помещичьих усадеб с их парками, системами прудов. Но, конечно, в первую очередь, и небольшие деревеньки и сёла с вётлами, колодцами, сараями, баньками, тропинками, садами, огородами, залогами, пряслами, резными наличниками, коньками, крылечками, ярмарками, сарафанами, хороводами, покосами, пастушьими рожками, серпами, цепами, соломенными крышами, маленькими единоличными полями, лошадками на пахоте…Изменилось лицо страны, когда все эти факторы, определяющие пейзаж, исчезли.
Точно так же, как художник – пейзажист вкладывает в своё творение частицу души и творит пейзаж, в сущности говоря, по своему образу и подобию, так и в ландшафт любой страны оказывается вложенной душа народа и то представление о красоте, которое в душе того или иного народа живёт.
Это плохо, если душа спит, если она отвлечена, заглушена побочными обстоятельствами, интересами, шумами, корыстью или иными соображениями, если она мертва или, скажем точнее, находится в летаргии. Тогда одухотворённость уходит и из пейзажа. Ландшафт остаётся ландшафтом, но он как бы пустеет, остаётся форма при отсутствии содержания, веет холодом, отчуждённостью, равнодушием и вот именно пустотой. Становится безразличным для отдельного человека и целого народа: а как это будет выглядеть? Как будет выглядеть дои, деревня, река, долина, холмы, страна в целом? Каково будет лицо страны? Есть ведомства по разработке и добыче полезных ископаемых, по строительству дорог, по земледелию, по электрификации, по лёгкой, тяжёлой и автомобильной промышленности, но нет ведомства по внешнему виду страны (земли), по её опрятности, прибранности, одухотворённости…Думаем о прочности сооружений, о характере и объёме земляных работ, о количестве древесины, о центнерах и тоннах, о кубометрах и квадратных метрах, но не думаем о том, а как это будет выглядеть? Как это будет выглядеть не только само по себе, но в сочетании с окружающим, с местностью, в согласовании с традициями и с проекцией в будущее. Ландшафт во всей его сложности и совокупности – это не просто лицо страны, но и лицо данного общества. Замусоренный лес, разъезженные дороги с увязнувшими машинами, обмелевшие реки, исполосованные гусеницами тракторов зелёные луговины, полузаброшенные деревни, сельскохозяйственные машины, ржавеющие под открытым небом, стандартные дома, поля, заражённые сорняками, говорят о жителях той или иной деревни, того или иного района ничуть не меньше, чем неприглядная и запущенная квартира о её жильцах.
3.О какой проблеме говорит автор в тексте? ( Проблема связи ландшафта и пейзажа страны с духовностью народа.)
4. Что, по мнению Солоухина, определяло ландшафт дореволюционной России?
( Лицо дореволюционной России определялось сотнями тысяч церквей и колоколен, сотнями монастырей, бесчисленным количеством ветряных и водяных мельниц. И в первую очередь небольшие деревеньки и сёла.)
5. Почему, по словам Солоухина, изменилось лицо страны? ( Изменилось лицо страны, когда все эти факторы, определяющие пейзаж, исчезли.)
6. Что говорит автор о связи души человека с ландшафтом страны? ( В ландшафт любой страны оказывается вложенной душа народа и то представление о красоте, которое в душе того или иного народа живёт.)
7. На что сетует автор текста? (Плохо, если душа спит, если она отвлечена, заглушена корыстью, если она мертва. Тогда одухотворённость уходит и из пейзажа. Ландшафт как бы пустеет, остаётся форма при отсутствии содержания, веет равнодушием и пустотой. Становится безразличным для отдельного человека и целого народа: а как это будет выглядеть? Каково будет лицо страны? Нет ведомства по внешнему виду страны ( земли ), по её опрятности, прибранности, одухотворённости.)
8. Используя опорные слова из 2 части нашей памятки, раскройте позицию автора.
( В своём рассуждении Солоухин справедливо утверждает, что в ландшафт любой страны оказывается вложенной душа народа. Писатель подчёркивает, что не все изменения положительно влияют на внешний вид страны..)
9. Итак, к какому выводу приводит нас Солоухин? Используя слова из 3 и 4 частей памятки, ответьте не этот вопрос.
( Справедливость позиции автора не вызывает сомнений: ландшафт — это лицо страны, лицо данного общества. Особенно значимо то, что замусоренный лес, обмелевшие реки, полузаброшенные деревни говорят о жителях нашей страны ничуть не меньше, чем запущенная квартира о её жильцах. Обращали ли вы внимание, что есть разные ведомства по разработке и добыче полезных ископаемых, по строительству дорог, по земледелию, а ведомства по внешнему виду страны, по её опрятности, прибранности, одухотворённости нет. Автор заставляет задуматься и о нашем отношении к родному городу.)
10 Согласны ли вы с мнением автор?
( Конечно, мы согласны с мнением Владимира Солоухина в том, что сам человек влияет на ландшафт и пейзаж страны.)
11. Какие аргументы можете привести вы?
( Хотя я не согласен с тем, что после революции из пейзажа России исчезла душа. Она осталась, но стала другой: более быстрой, сложной, промышленной, оцифрованной. Ландшафт и народ остались связаны, но вот связь народа и традиций стала ослабевать, если не исчезла совсем. Это как живопись. Одно дело рисовать по холсту кисточкой, и совсем другое – по цифровому планшету стилусом. Как говорил Солоухин, остаётся форма при отсутствии содержания. Но всё же сельский или городской пейзаж начинают возвращать себе своё дореволюционное лицо. Облагораживаются парки, отстраиваются церкви, ремонтируются дороги. И это многое говорит о жителях страны.) ( Текст Солоухина предостерегает нас от ошибок по отношению к общему дому. К счастью, владимирцы стараются не быть безразличными к ландшафту и пейзажу своей малой родины.)
12. Таким образом, сегодня на уроке мы проанализировали текст известного владимирского писателя В. Солоухина, определив его проблему и позицию автора по этой проблеме. Вы смогли в своих ответах аргументировано доказать актуальность темы, о которой рассуждает автор. Практически устно мы проговорили то сочинение, которое вам предстоит написать. Скажите, помогла ли вам работа, которую мы проделали в течение урока в подготовке к сочинению?
(Да, нам стал более понятен алгоритм работы над текстом, опорные слова позволяют связанно построить свой ответ, логически выдержанно соединить одну часть с другой).
13. Мы поработали над отдельными частями нашего сочинения, а теперь вам предстоит написать работу в целом.
Образцы сочинений учащихся.
Текст известного русского писателя Владимира Солоухина посвящён связи пейзажа и ландшафта страны с духовностью народа.
Писатель рассказывает о том, что целый народ штрих за штрихом на протяжении столетий создаёт ландшафт и пейзаж своей страны. Солоухин подчёркивает, что лицо дореволюционной России определялось сотнями тысяч церквей и колоколен, монастырей, бесчисленным количеством ветряных и водяных мельниц, десятками тысяч помещичьих усадеб с их парками и прудами. Автор сетует, что лицо страны изменилось, когда все эти факторы, определяющие пейзаж, исчезли. В своём рассуждении Солоухин справедливо утверждает, что в ландшафт любой страны оказывается вложена душа народа. И плохо, если душа спит, если она отвлечена корыстью, если она мертва. Тогда одухотворённость уходит и из пейзажа, ландшафт как бы пустеет, от него веет равнодушием.
Справедливость позиции автора не вызывает сомнений: ландшафт – это лицо страны, лицо данного общества. Замусоренный лес, обмелевшие реки, полузаброшенные деревни говорят о жителях страны ничуть не меньше, чем запущенная квартира о её жильцах.
Мы живём в городе с многовековой культурой. Здесь огромное количество соборов и церквей, а это, как известно,- душа народа. Во Владимире заботятся о внешнем облике города: восстанавливаются храмы и монастыри, где в советское время были склады и музеи. Троицкую церковь, которая стоит у Золотых ворот и где сейчас расположен музей хрусталя, собирались сносить при строительстве драмтеатра, и лишь после вмешательства известных людей, в том числе и Солоухина, оставили на месте. Помещичьи усадьбы Воронцовых и Всеволожских близ Владимира восстановлены, в них располагаются санатории, и отдыхающие имеют возможность любоваться красотой старинных парков.
Текст Солоухина предостерегает нас от ошибок по отношению к общему дому. К счастью, владимирцы стараются не быть безразличными к ландшафту и пейзажу своей малой родины.
Текст известного русского писателя Владимира Солоухина посвящён проблеме взаимосвязи ландшафта и пейзажа страны с духовностью народа.
« Ландшафт во всей его сложности и совокупности – это не просто лицо земли, лицо страны, но и лицо данного общества», — справедливо утверждает автор. А общество, как известно, динамическая система. Так что, невольно изменяясь, общество преображает пейзаж своей страны. Вот и в России, несмотря на кажущееся постоянство, пейзаж изменяется. Под воздействием времени, из-за влияния исторических деятелей или в огне войн и природных катастроф.
Автор подчёркивает, что, к сожалению, не все изменения положительно влияют на внешний вид страны. Некоторые разрушают его, и это плохой знак. Ведь природа и душа народа связаны. И если душа впадает в летаргический сон, то и ландшафт разрушается, и природа гибнет. «Тогда одухотворённость уходит » из пейзажа страны. А что же остаётся?
Хотя я не согласен с тем, что после революции из пейзажа России исчезла душа. Она осталась, но стала другой: более быстрой, сложной, промышленной, можно сказать, оцифрованной. Ландшафт и народ остались связаны, но вот связь народа и традиций стала ослабевать, если не исчезла совсем. Это как живопись. Одно дело рисовать по холсту кисточкой, и совсем другое – по цифровому планшету стилусом. Как говорил Солоухин, остаётся форма при отсутствии содержания. Но всё же современный городской и сельский пейзаж начинает возвращать себе своё дореволюционное лицо. Облагораживаются парки, отстраиваются церкви, ремонтируются дороги. И это многое говорит о жителях нашей страны.
Таким образом, Солоухин справедливо утверждает, что ландшафт страны – это отражение духовности народа.
Источник