Курс лекций»Государственное и муниципальное управление в зарубежных странах»
Тема 1. Предмет, задачи и структура учебной дисциплины
Тема 2. Разделение властей и разделение функций в государственном управлении
Тема 3. Формы правления и государственные режимы
Тема 4. Абсолютная власть
Тема 5. Формы государственного устройства
Тема 6. Местные органы власти в системе публичного управления
Тема 7. Организация правового регулирования местного управления
Тема 8. Административно-территориальное деление и уровни местного управления
Тема 9. Компетенции органов местного управления
Тема 10. Финансы местных органов самоуправления
Тема 11. Виды и структура органов местного управления
Тема 12. Распределение функций между органами управления
Тема 13. Системы местного управления
Тема 14. Британская система местного управления
Тема 15. Американская система
Тема 16. Романская система
Тема 17. Германская система местного управления
Тема 18. Скандинавская система
Тема 19. Западные системы на Востоке: пример Японии
Положения государственного стандарта по специальности 061000 государственное и муниципальное управление
Тестовые задания по ГМУ ЗС
Старцев Ярослав Юрьевич
Кандидат политических наук, доцент кафедры государственно-политического управления.
В 1993 г. закончил Уральский государственный университет по специальности История, с квалификацией Преподаватель истории и социально-политических дисциплин. В 1995 г. закончил, с представлением магистерской диссертации, магистратуру Института Политических Наук при университете Бордо-IV (г. Бордо, Франция) по специальности Местное управление и самоуправление. В 1998 г. защитил кандидатскую диссертацию по специальности Теория и история политической науки.
В УрАГС работает с 1996 г., в настоящее время читает лекционные курсы Политический анализ и Государственное и муниципальное управление в зарубежных странах. Читает спецкурсы: теория игр в политике и управлении; политические режимы; анализ государственной политики. Научные интересы: теория политики и государственного управления, оценка государственных и муниципальных программ, сравнительный анализ политических режимов. Занимается переводом (2 переведенных монографии, интернет-публикации стихотворных переводов) и общественной деятельностью (член ассоциации Франция-Урал и Французского Альянса в Екатеринбурге).
Тема 1. Предмет, задачи и структура учебной дисциплины
Учебная дисциплина Государственное и муниципальное управление в зарубежных странах посвящена сравнительному изучению зарубежных государственных и муниципальных систем. Столь широкий предмет требует уточнений, поскольку и до, и после Козьмы Пруткова многие убеждались в невозможности объять необъятное.
Первое уточнение политико-географического характера. В современном мире почти 200 независимых государств; изучение всех существующих систем управления и невозможно, в рамках одной учебной дисциплины, и бессмысленно. Даже если мы сделаем региональные выборки, последовательно характеризуя Западную и Восточную Европу, Северную и Южную Америку, Северную, Центральную и Южную Африку, Центральную Азию и Дальний Восток, — результатом будет очень поверхностная характеристика существующих форм и методов деятельности государственных и муниципальных органов власти. В рамках предлагаемого курса выбор сделан в пользу другого варианта: более подробное и основательное изучение западных систем управления, т.е. государств Северной Америки и Западной Европы. Основания для такого выбора очевидны: эти страны навязывают всему миру свои правовые и управленческие стандарты; Россия в числе первых заимствует их и пытается использовать. Таким образом, наибольший практический интерес для нас представляют не восточноевропейские страны, где на небольшой территории те же стандарты накладываются на местные традиции, и не индийская или африканская экзотика, а родина тех норм и установлений, которые мы так усердно заимствуем.
Второе уточнение институциональное. Сферы государственного и муниципального управления необъятны: разнообразие предметов ведения, полномочий, форм и способов деятельности требует многотомных энциклопедий только для одного перечисления, даже в масштабах одной страны, — что уж говорить о многих! В рамках данного учебного курса мы рассмотрим лишь основы государственного и муниципального управления, прежде всего основы правовые и институциональные. Кроме того, важную роль будет играть характеристика реформ и новейших тенденций в развитии зарубежных государственных и муниципальных институтов.
Третье уточнение академическое, связанное с реальным условиями изучения курса: наличие литературы, содержание других учебных дисциплин. Значительная часть вопросов, связанных с организацией государственной власти и государственного управления освещалась в рамках других дисциплин: теория государства и права, конституционное право, система государственного управления. В связи с этим в лекционном курсе мы ограничимся припоминанием наиболее важных вопросов и обозначением актуальных тенденций и собственно управленческих проблем, зачастую остающихся в тени при изучении юридических дисциплин. Особенности организации государственного управления в отдельных странах рассматриваются в широко доступной учебной и научной литературе. Эти сюжеты идеально подходят для самостоятельной подготовки, поэтому характеристика отдельных государственных систем будет вынесена на практические занятия. Напротив, характеристика местного управления как в целом, так и применительно к отдельным странам в современной русскоязычной литературе совершенно недостаточна, противоречива и очень часто опирается на устаревшие данные. Основательные и актуальные исследования зачастую недоступны из-за ограниченности тиражей и распространения. Поэтому большую часть вопросов местного управления мы рассмотрим на лекциях. Наконец, мы почти не будем затрагивать специальные вопросы отраслевого управления и государственной службы: зарубежный опыт в этих сферах достаточно подробно рассматривается в рамках соответствующих дисциплин (организация государственной службы, государственное регулирование экономики и т.д.) и в дисциплинах специализации.
Обозначив таким образом предмет, перейдем к задачам курса.
Разумеется, в первую очередь речь идет о сравнении, но это не является самоцелью. Сравнение выполняет две важные функции. Во-первых, только на основе сравнительного материала можно делать какие-то теоретические выводы о природе, функциях и тенденциях развития государственного и муниципального управления. Опыт одной страны по определению ограничен и, взятый изолированно, никакую разумную теорию породить не способен. Во-вторых, часто зарубежный опыт играет роль своего рода зеркала, без которого не увидеть ни собственных ушей, ни того, что у вас вся спина белая пока вам об этом не скажут. Зачастую только сравнив с чем-то другим, мы обнаруживаем, что вещи привычные и естественные уникальны. Наоборот, многое из того, что списывается на российскую специфику, на особый менталитет, ничего специфичного в себе не содержит, являясь либо прямым заимствованием, либо проявлением общей тенденции, характерной и для других стран. Наконец, часто, не обратив внимания на зарубежный опыт, просто не догадываешься о возможности и реализуемости каких- то форм управления, каких-то государственных или муниципальных институтов.
Наряду со сравнением и выполнением связанных с ним задач, курс ориентирован на достижение еще одной принципиально важной цели развитие профессиональной эрудиции. В отличие от эрудиции общей, она является необходимым элементом любого профессионализма, от парикмахера до менеджера.
Кроме того и это третья цель вполне возможно, что изучая данный курс мы сможем увидеть какой-то полезный для России зарубежный опыт, который может быть заимствован. Важнее, однако, разобраться с теми условиями, в которых появилось и существует то, что уже заимствовано, но пока не слишком хорошо приживается.
Структура лекционного курса соответствует упомянутым ранее уточнениям и ограничениям. Первые несколько тем посвящены управленческой и максимально современной трактовке общих тем, связанных с формой государства: разделение властей и формы правления, формы государственного устройства, государственные режимы, централизация и децентрализация. Государственные системы отдельных стран будут рассматриваться на практических занятиях. Затем мы подробнее остановимся на местном управлении общие принципы и тенденции его организации, различные системы местного управления и специфика его функционирования в отдельных западных странах.
Источник
Государственное управление в зарубежных странах
Лекция № _2___ Государственное управление в зарубежных странах.
1. Общая характеристика Правительства: его место и роль при различных формах Правительства.
2. Государственное управление в США.
3. Государственное управление в Италии.
4. Государственное управление во Франции.
5. Государственное управление в Германии.
6. Государственное управление в Великобритании.
1вопрос. Общая характеристика Правительства: его место и роль при различных формах Правительства
Правительство – коллегиальный орган исполнительной власти, в состав которого входят главы министерств и центральных ведомств. Чаще всего Правительство носит название Совета Министров. Кабинет министров образуется при всех формах правления и может иметь статус, как высшего органа исполнительной власти, так и совещательного органа при главе государства. Статус и фактическая роль государства, порядок формирования определяется, прежде всего, формой правления, а также особенностями правового режима и политической практики, которая сложилась в данной стране.
Правительство при Парламентской форме правления.
В Парламентских республиках (Франция, ФРГ, Индия) Правительство формируется Парламентом и несет ответственность перед ним. Право на формирование приобретает та партия или коалиция партий., которая имеет большинство мест в нижней палате Парламента. Порядок формирования Правительства не отличается большим разнообразием. В начале назначается глава Правительства (в Индии председатель Совета Министров, в Австрии и Германии – канцлер), который занимается формированием персонального состава Правительства. В отдельных странах, кандидатуру председателя Правительства предлагает Президент (Италия, ФРГ), но решающее значение это не имеет, так как решающую роль имеет Парламент. Согласно Конституции вся полнота власти принадлежит Парламенту. Правительство должно строго следовать той политике, которую определил Парламент. Однако, доминирующее положение в реализации деятельности Правительства оказывает партийная дисциплина, а не разветвленный аппарат. В последнее время в странах с Парламентской формой правления наметилась тенденция к усилению исполнительной власти. Фактически политическое руководство осуществляется Правительством, если оно формируется коалицией партии, то сильна роль Парламента. Правительство является подотчетным Парламенту.
Правительство при Президентской форме правления.
Президентская форма правления характеризуется соединением функций главы государства и главы Правительства в руках Президента, который избирается непосредственно населением или коллегией выборщиков. Президент сам формирует Правительство, назначает и смещает министров с должности. Правительство как высшего коллегиального органа исполнительной власти в Президентских республиках не соответствует, так как вся полнота власти принадлежит Президенту. Он согласно Конституции исполняет её единолично, определяя не только основные направления политического курса, но и делегируя министрам те или иные полномочия, которые традиционно входят в круг их полномочий. Фактически Правительство выполняет роль совещательного органа при Президенте и не имеет конституционного статуса. В Президентских республиках взаимоотношения между Президентом и Парламентом строятся на основе доктрины разделения властей, который отрицает или ограничивает влияние законодательной власти на исполнительную, ограничивает участие в деятельности исполнительной власти. Отвергает институт ответственности Правительства перед Парламентом. Не признаёт за президентом право роспуска законодательного органа, устанавливает требования несовместимости мандатов.
Однозначно определить роль Правительства в Президентских республиках очень сложно. В условиях демократического режима Парламент сохраняет достаточный вес и влияние, имеет возможность оказывать воздействие на политический курс, проводимый исполнительной властью. А в государстве, где устойчива социально-экономическая обстановка или огромное влияние церкви, армии на политическую жизнь роль Правительства возрастает, а Парламент как бы остается в тени.
Смешанная или Президентсо-Парламентская форма правления.
Смешанная форма правления включает в себя элементы как Президентской, так и Парламентской республик.
Правительство при Конституционной монархии.
Место и роль Правительства при конституционной монархии во многом соответствует той модели, которая функционирует в государственном механизме Парламентской республики. В таких государствах, как Великобритания, Бельгия, Дания, Испания, Нидерланды, Швеция, Япония глава государства практически отстранен от участия в осуществлении государственной политики. Формально он сохраняет право назначать главу министров, однако, занять эти должности могут лишь те лица, которые образуют соответствующий поддержкой парламента. Все акты главы государства должны быть заверены главой Правительства и соответствующим Министром.
Глава Правительства и компетенция Правительства.
Глава правительства практически при всех формах правления сосредотачивает власть в своих руках по управлению государством. Он становится полноправным руководителем государства и многие полномочия осуществляет единолично.
Компетенция: формирование государственного аппарата и руководства, или исполнения законов; составление и исполнение бюджета; осуществление внешней и внутренней политики; принятие нормативных актов, конкретизирующих, а нередко и замещающих законодательные акты.
2 вопрос. Государственное управление в США.
США является Президентской республикой, в которых взаимоотношения между Президентом и Парламентом строятся на принципе разделения власти. В соответствии с Конституцией США в руках Президента сосредотачиваются полномочия главы государства и главы исполнительной власти. Ограничено участие Комитета в формировании Правительства. Также отвергается ответственность Правительства перед Конгрессом. За Президентом не признается право роспуска Конгресса. Не допускается совмещение должностей в различных ветвях власти.
Законодательная власть – Конгресс США.
Конгресс США состоит из двух палат: палата представителей и сенаторов. Палата представителей является органом общенациональных представителей. В состав Палат представителей входят 435 депутатов, которые избираются сроком на 2 года. Помимо полноправных членов Правительства, избирается по одному депутату от федерального округа Колумбия и4 острова не имеют права голоса. Верхняя палата – сенат, является органом Правительства штатов. В состав Сената от каждого штата избираются по 2 депутата. Сенаторы избираются сроком на 6 лет, но каждые 2 года обновляется 1/3 состава, что придаёт особый статус постоянно действующего органа.
Заседание палат проводится открыто, но допускается проведение закрытых заседаний. Руководство Палаты представителей возглавляет спикер. Он избирается от партии большинства в начале I-ой сессии нового созыва. Спикер считается 3-им человеком в государстве после Президента и Председателя верховного суда США. Во главе Сената по Конституции стоит Вице-президент. Он может вести заседание палаты, однако, лишен права голоса. Но это не значит, что он его вообще не имеет. Его голос имеет решающую роль в том случае, когда голоса сенаторов делятся поровну. Фактически полномочия Палаты осуществляет временный председатель, который избирается Сенатом для ведения дел Палаты в отсутствии Вице-президента.
Конгресс имеет разветвленную систему комитетов, которая включает:
¨ постоянные Комитеты Палат;
Палата представителей имеет 22 Комитета, а Сенат -16 постоянных Комитетов. В Конгрессе существует разветвленная система вспомогательных органов:
¨ генеральное отчетное управление;
¨ управление технологических оценок;
¨ бюджетное управление Конгрессом;
¨ исследовательская служба Конгресса;
¨ законодательный совет и совет по законодательному пересмотру.
Компетенция Конгресса США.
Конгресс имеет право:
1. Вводить и взимать пошлины, налоги, сборы и акцизы для того, чтобы выплачивать долги, обеспечивать совместную оборону и общее благоденствие.
1. Занимать деньги под гарантию.
2. Регулировать торговлю с иностранными государствами.
3. Чеканить монету и регулировать её ценность.
4. Предусматривать ответственность за подделку ценных бумаг и находящихся в обращении монет США.
5. Упреждать почтовые службы и почтовые дороги ( контролировать).
6. Содействовать развитию науки.
7. Упреждать суды нижестоящие по отношению к Верховному суду США.
8. Объявлять войну.
9. Формировать и содержать армию, создавать и обеспечивать флот.
10. Осуществлять исключительную законодательную власть по всем вопросам в отношении того округа, который в следствии уступки отдельным штатам и её принятия Конгрессом станет местом пребывания Правительства США.
Исполнительная власть в США.
Правительство кабинетов и Совета министров в том значении, которое оно имеют для большей части государств, в США не существует.
В США исполнительную власть в целом осуществляет Президент. Согласно Конституции США, Президентом может быть избран любой гражданин США, старше 35 лет и проживающем на территории США не менее 14 лет.
Согласно с Президентом избирается Вице-президент, они принадлежат к единой и той же партии, но не могут быть жителями одного штата. Президент избирается на 4 года и в не более чем на два срока. В случаях преждевременной смерти или отставки прежнего Президента, президентский пост занимает вице-президент. Общий срок его полномочий должен быть не более 10 лет. Президент выбирается коллегией выборщиков ( 538 человек). Для избрания Президента и Вице-президента необходимо большинство голосов выборщиков. Если ни один из трёх претендентов не набирает большинства голосов, то Президент избирается палатой представителей.
В Палате представителей голосование проводится по штатам, причем в независимости от численности депутатов, каждый штат имеет 1 голос. Побеждает тот, который набирает большинство голосов штатов.
Компетенция Президента США.
Она весьма обширна. В неё входит следующий круг полномочий:
1.Президент принимает самое непосредственное участие в законодательных процессах, все принятые Конгрессом Билли, направляются на утверждение Президенту. В случае не подтверждения Билля, он идет на доработку в Конгресс.
Большинство под законных актов Президент издает самостоятельно, причем часть из них, по своему значению приравнивается законом созданных конгрессом. Президент имеет право издавать служебные виды актов:
1. Исполнительные приказы.
2. Правила и положения.
4. Планы реорганизации.
Помимо нормотворческой деятельности Президент обладает правом назначения на высшие государственные должности. Это происходит по совету и согласию Сената.
Так же Президент обладает широкими полномочиями в области политики:
1. освобождает и назначает послов;
2. освобождает и назначает иных полномочных представителей консулов
3. Имеет право заключать международные договора, которые должны быть одобрены Сенатом;
4. Имеет право заключать исполнительные соглашения.
Президент стоит во главе огромного внешнеполитического аппарата – Государственного Департамента. Это дает ему самостоятельность в решении многих вопросов без согласия Сената.
Исполнительные органы власти.
В настоящее время система органов исполнительной власти включает такие звенья, как:
¨ исполнительное управление Президента
Исполнительное управление Президента было образованно в 1939 году. Основными его функциями были: консультирование Президента, разработка общего политического курса и координация деятельности различных звеньев.
В состав исполнительного управления входят:
1. Служба Белого дома;
2. Служба вице-президента;
3. Административно-бюджетное управление;
4. Совет экономических консультантов;
5. Совет национальной безопасности;
6. Управление специалистов на торговых переговорах;
7. Управление по вопросам политического развития;
8. Управление по качеству окружающей среды;
9. Управление по науке и технологии;
10. Административная служба.
Особое место в структуре органов исполнительной власти занимают независимые агентства и независимые корпорации. К их числу относятся: ФБР, ЦРУ, комиссия по гражданским правам, федеральная комиссия по выборам, комиссия международной торговли.
Судебная власть в США.
Конституция США закрепляет только статус Верховного суда, а компетенция нижестоящих судов определяется текущим законодательством. В настоящее время федеральная судебная система имеет трёх звеньевую структуру:
3. Верховный суд.
В состав Верховного суда входят 9 судей, назначаемых Президентом, с согласия Сената, пожизненно. Верховный суд работает по сессии. Руководит работой Верховного суда Председатель. Особую роль в суде занимает Генеральный Солистр, который назначается председателем по совету и согласию Сената, для представления в федеральных судах интересов США. Верховный суд ежегодно рассматривает около 1000 дел.
Юрисдикция Верховного суда подразделяется на первичную и апелляционную.
В настоящее время в США их 13. Все они, кроме одного, построены по территориальному принципу и охватывают от 1 до 10 штатов и территорий, а 13-ый федеральный апелляционный суд имеет общую юрисдикцию. Их председатель назначается Президентом пожизненно. Количество судей от 4 до 23. Территориальные апелляционные суды рассматривают апелляции на решения окружных судов за исключением тех дел, которые подведомственны Верховному суду США.
Это нижняя ступень федеральной судебной системы. На территории США действует 89 окружных судов. Кроме того на других территориях подведомственных США созданы ещё 5 окружных судов. Судья назначается Президентом, по совету и согласию Сената, пожизненно. Судьи окружных судов подведомственных территорий назначаются на 10 лет. В состав федеральных окружных судов входят от 1 до 27 судей в зависимости от числа судебных дел. Руководит деятельностью окружных судов Председатель, избираемый из судейского корпуса данного окружного суда. Окружные суды рассматривают дела первой инстанции.
Принцип разделения властей в системе государственного управления в США.
Этот принцип является основой организации и взаимодействия центральных органов власти. Этот принцип был выдвинут прогрессивными юристами 17 – 18 вв. для предупреждения опасной концентрации законодательной, исполнительной и судебной властей в одних руках.
Законы в праве издавать только Конгресс, а исполнительная власть (Президент) и судебная власть должны их исполнять и применять. Президент может наложить вето, для преодоления которого требуется повторное принятие не принятого закона 2/3 голосов обеими палатами Конгресса, а Верховный суд США может объявить любой закон неконституционным. Таким образом, ограничивается, сдерживается деятельность Конгресса. Полномочия же Президента ограничены, сдержаны в процедуре назначения министров, судей, так как это происходит по совету и одобрению Сената. Президента могут отрешить от должности с помощью процедуры импичмента. В результате каждый орган препятствует превышению власти другого.
Избирательная система в США.
Согласно Конституции избирательная система (Президента и Конгресса) устанавливается законодательным органом самого штата. Отсюда и разнообразие избирательных систем в США. Чтобы ввести единообразные нормы для всей страны необходимо каждый раз вносить в Конституцию соответствующие поправки (касаются главным образом пассивного избирательного права).
Системы выдвижения кандидатов:
1. Петиционная – наиболее простая, требует, чтобы под документом (петицией) о выдвижении кандидата было собрано установленное законом определенное число подписей избирателей. Эффективно для органов МСУ.
2. Архаичная – на партийных собраниях и съездах (конвентах) различных уровней выделяются кандидаты. Эта система долго доминировала, но вызывала критику в следствии неограниченного засилья партийных боссов, полного отстранения рядовых членов партии, поэтому на выборах Президента и губернатора штата она была заменена на сложную систему.
3. Система первичных выборов ( праймериз) – существует в большинстве штатов. Избиратели штата утверждают партийного кандидата на пост Президента, которого данная партийная организация обязана представить национальному съезду партий. Этот съезд и отбирает одного кандидата для участия во «вторичных», то есть непосредственно в выборах Президента. Первичные выборы длятся с февраля по июнь каждого выборного года.
Результаты почти всех выборов определяются по мажоритарной системе относительно большинства, то есть побеждает тот кандидат, который получил хотя бы на один голос больше другого кандидата. В США не установлено процентное число избирателей, при неявке которых выборы признаются несостоявшимися.
Президент избирается косвенным путем так как избиратели голосуют за коллегию выборщиков, которые за тем избирают Президента. В каждом штате избирается столько выборщиков, сколько от него избранно сенаторов и членов палаты представителей. В дополнение к этому от столицы выбирается три выборщика. Все выборщики от штата принадлежат (представляют) одной партии, так как каждая политическая партия выдвигает полный список кандидатов и избиратели голосуют не за отдельную личность, а за список. Для победы списка достаточно относительного большинства голосов избирателей. Коллегия никогда не собирается в полном составе так как выборщики голосуют за конкретного кандидата, оставаясь в столицах своих штатов. Это происходит в первый понедельник после второй среды декабря. Результаты голосования подписываются в штате и отправляются в сенат, где третьего января объявляют президента. Выборщики обязаны голосовать только за кандидата той партии, по списку которой они были избраны. Когда группа выборщиков (между тремя или более кандидатами) не обладает большинством голосов, то согласно 12 поправке, Президент избирается палатой представителей, а Вице-президент – Сенатом.
3 вопрос. Государственное управление в Италии
Италия является парламентской республикой. Её устройство регламентирует Конституция Италии, принятая в 1947 году.
Парламент Италии является двухпалатным и состоит из Сената Республики и палаты депутатов. В соответствии с Конституцией не проводится четкого разграничения их компетенции, внутреннего устройства и процедуры. Верхняя палата – Сенат считается более сильной. Это не смотря на то что Сенат численно вдвое меньше, чем палата депутатов. Голосование проводится по партийной принадлежности. Палата депутатов насчитывает 630 человек, которые избираются всеобщим равным прямым свободным и тайным голосованием в 1 тур. Сенат включает 315 выборных сенаторов, которые избираются на ¾ по мажоритарной системе относительного большинства по одномандатным округам и на ¼ по пропорциональной системе. Помимо этого в состав Сената входит бывший президент республики (является пожизненным сенатором), а так же 5 сенаторов, назначенных «по праву». Срок полномочий палат – 5 лет. Каждая палата избирает из своих членов Председателя, четырех его замов, трех квестеров и трех секретарей. Все они образуют Бюро палаты, к компетенции которой относятся следующие действия:
— готовят проект бюджета парламента
— формируют парламентские группы и комиссии
— определяют правила внутренних распорядков
— отвечают за функционирование различных служб.
Парламентская группа формируется:
— не менее 20 членов палаты депутатов
— 10 членов Сената
— остальные, не вошедшие ни в одну из групп, образуют единую смешанную группу.
В каждой палате образуются постоянные комиссии.
Компетенция Парламента в Конституции Италии не нашла широкого отражения. Основные направления деятельности парламента базируются на неограниченном характере в сфере общегосударственного ведения. Парламент принимает законы в данной сфере государственного бюджета, и контролирует его исполнение; осуществляет политический контроль за деятельностью Правительства; участвует в формировании некоторых государственных органов и выполняет другие функции.
В законодательной сфере Парламент преобладает над Правительством. Парламент принимает разрешение о ратификации международных договоров, которые имеют политическое значение. Парламент ежегодно утверждает предоставленный Правительством бюджет. Парламент обладает правом контроля Правительства.
Президент Италии назначается Парламентом на 7 лет. Полномочия Президента Италии являются классическими для главы государства Парламентской республики. Президент избирается не общенародным голосованием, а Парламентом на совместном заседании его членов. Кроме парламентариев в выборах участвуют по 3 делегата от каждой области (кроме 1 области). Выборы тайные и для избрания Президента необходимо получить 2/3 голосов, однако после 3-го тура достаточно абсолютного большинства. Должность Президента несовместима с другими должностями. У Президента республики в распространении находится рабочий аппарат – президентская администрация, которая подразделяется на гражданскую и военную часть. Основные полномочия Президента отражены в Конституции. Среди них можно выделить:
— является главой государства и олицетворяет национальное единство
— может посылать палатам послания для повторного обсуждения законов
— назначает выборы новых палат и определяет срок первого заседания.
— перерабатывает законы, издает декреты, имеющие силу закона
— обладает правом роспуска обеих палат
— назначает общенародный референдум
— назначает государственных должностных лиц
— аккредитирует дипломатов и представителей
— имеет право подписывать международные договора
— является главнокомандующим вооруженных сил и председательствует в верховном совете обороны
— по согласию с палатами имеет право объявить войну
— председательствует в высшем совете магистратуры
— обладает правом помилования и смягчения наказания и т. д.
Статус Правительства (Совета министров) определен конституционно. Полномочия Правительства четко не выделены Конституцией. Деятельность Правительства связана с реализацией исполнительных решений, которые не отнесены к компетенции других органов управления. Правительству может быть делегировано право законодательной инициативы. У Правительства не существует механизма воздействия на Парламент кроме партийной дисциплины, однако, Правительство может оказать влияние на Парламент через проект доверия. Основные полномочия Правительства:
— определяют общие направления политики государства и основные направления административной деятельности.
— Принимает решения по всем вопросам политического характера, которые касаются их взаимоотношений с палатами Парламента
— Представляет законопроекты по собственной инициативе в Парламенте, а также отзывает ранее предложенные законопроекты, разрешает конфликты между министрами касающиеся их компетенции
— Выражает согласие на инициативу Председателя Правительства о постановке вопроса доверия палатам Парламента.
Председатель Правительства руководит общей политикой руководства министрами, координируя их деятельность. Среди основных полномочий председателя Правительства можно отметить следующие:
1) оказание содействие министрам в осуществлении общей программы Правительства
2) утверждает директивы деятельности Правительству
3) подписывает решения Правительства, имеющие силу закона и т. д.
Выделено около 20 министров.
Национальный совет экономики и труда.
Образовался в 1986 году, конституционный орган, в который входят независимые эксперты и представители различных категорий производителей. Совет обладает правом законодательной инициативы и может участвовать в подготовке экономического и социального законодательства. Он состоит из 12 экспертов, 8 из них назначаются Президентом, 4 – председателем Правительства. Другие члены Совета (99 человек) представляют промышленность, торговлю, сельское хозяйство, туризм, банковское дело и т. д. Члены Совета назначаются на 5 лет.
Выполняет консультационные функции в области административного права. Совет дает заключение о законопроектах, направленных Правительством осуществляет юрисдикцию по охране законных интересов. В Совет входит 74 государственных советника, назначенных дикретом Президента.
Обеспечивает предварительный контроль законности актов Правительства, контролирует исполнение государственного бюджета, осуществляет контроль за финансовой деятельностью организаций, финансирующих государством. Рассматривает вопросы государственной отчетности и целесообразности расходования государственных средств. Структура счетной палаты расчитана на выполнение как конкретных, так и судебных функций. Состоит из 20 местных отделений и 31 контрольного бюро. В ее состав входят около 450 магистратов, представляющих судейский и прокурорский корпуса и около 3400 административных работников.
Высший совет магистратуры.
Это уникальный орган Итальянской судебной системы. Его главной конституционной задачей является обеспечение автономии и независимости магистратуры как отдельной и самостоятельной гильдии магистратов. Совет осуществляет:
— прием новых магистратов
— назначает на судебные должности
— осуществляет должностные переводы и повышения
— осуществляет другие меры, связанные со статусом магистрата.
Председателем высшего совета магистратуры является Президент республики. В состав Совета входят высшие должностные лица судебной системы: первый председатель и генеральный прокурор Кассационного суда; 30 избираемых членов (2/3 избирается магистратами, 1/3 Парламентом). Выборные члены совета остаются в должности 4 года и не могут занимать должность 2 срока подряд.
Данный орган не считается частью судебной системы. Он занимается рассмотрением:
— споров о конституционности законов и актов, имеющих силу на территории республики и областей
— разбирательство конфликтов и споров, касающихся компетенции между органами республики и областей и между самими областями
— рассматривает обвинение против Президента республики и отдельных министров
— вопросы проведения референдумов по отмене законов.
В состав Конституционного суда входят 15 судей (из состава высшей магистратуры) и по 5 человек от Президента, от Парламента, государственного совета и счетной палаты. Полномочия судей длятся 9 лет и не подлежат возобновлению.
Конституционный суд, государственный совет, счетная палата и высший совет магистратуры представляют собой отдельную ветвь власти.
Судебная система Италии.
Магистраты – это судьи и прокуроры.
Мировой суд – это низшее звено судебной системы, создается в каждой Коммуне, рассматривает гражданские дела.
Третейский суд – образуется в административном центре каждого из преторских округов. Претор выполняет функции судьи по гражданским делам, трудовым спорам, уголовным делам и вопросам опеки.
Трибунал – основа итальянской судебной системы. Он создается в административных центрах судебных округов.
Трибунал по делам несовершеннолетних – создается при каждом апелляционном суде или его местном отделении.
Апелляционный суд – создается в специальных апелляционных округах. Он выполняет еще и следственные функции.
Суд присяжных – учреждается (один или несколько) в каждом апелляционном округе. Рассматривает уголовные дела, отнесенные к их компетенции. Состоит их апелляционного магистрата (глава суда), магистрата трибунала и 6 народных судей.
Областной трибунал по делам публичного водопользования – создается при апелляционных судах в качестве отделения. На ряду с магистратами в него входят 3 специалиста гражданской инженерной службы.
Верховный кассационный суд – верховный орган правосудия, обеспечивает точное применение и единообразное толкование законов, соблюдение сфер компетенции судов различной юрисдикции.
Прокуратура – осуществляет надзор за соблюдением законов. Функции прокурора при верховном кассационном суде и при апелляционных судах выполняются генеральными прокурорами республики, а при трибуналах прокурорами республики.
В общую судебную систему Италии входят наряду с судами общей юрисдикции – административная и военная юстиция. Административная юстиция осуществляется государственным советом (охрана законных интересов граждан). Юрисдикция военных трибуналов распространяется только на поиски преступления, совершенные лицами входящими в состав вооруженных сил. В военное время их юрисдикция устанавливается особым законодательством.
4 вопрос. Государственное управление Франции.
Современная Франция принадлежит к числу республик со смешанными формами правления. Для Франции характерно усиление роли исполнительной власти и ослабление роли Парламента. Государственные институты Франции функционируют но основе разделения законодательной, исполнительной и судебной властей. Одна из существенных особенностей государственного механизма Пятой Республики состоит в том, что его практическое функционирование напрямую зависит от того, совпадают ли президентское и парламентское большинство(политические силы, поддерживающие Президента, одновременно контролируют Национальное Собрание и роль Президента заметно возрастает в этой ситуации), он фактически формирует Правительство из своих единомышленников и руководит его деятельностью.
3 основные ветви власти во Франции представлены главой государства, Правительством, Парламентом и судами, которые возглавляются Кассационным судом – высшим судебным органом общей юрисдикции и Государственным советом, высшим органом административной юстиции.
Парламент – это высшее представительное учреждение Французской республики. Парламент состоит из 2 палат: палаты Сената – верхняя палата и нижняя палата – Национального собрания. В Национальное собрание входят 557 департаментов и депутатов от метрополии, и 22 от других территорий. Депутаты избираются сроком на 5 лет всеобщим, прямым голосованием в 2 тура по смешанной мажоритарной системе. В состав Сената входит 321 депутат. Формируется путем 3-х степенных выборов, то есть депутаты Сената избираются на 9 лет в коллегиях и в каждом из департаментов, палата обновляется на 1/3 состава каждые 3 года. Парламент собирается на сессию 1 раз в год. В каждой из палат Парламента создается Бюро, в которое входят председатели, вице-председатели, секретари и квесторы. Председатель Сената в случае вакантности поста Президента временно исполняет его обязанности. Каждый из председателей палат назначает по 3 члена в конституционный совет. Председатель Сената также обладает правом председательствовать в Конгрессе.
Парламент Франции характеризуется традиционной организацией деятельности депутатов, то есть они входят в коллегиальные группы. В составе Парламента действуют постоянные комиссии, при каждой палате 6 постоянных комиссий, также действуют и временные специализированные комиссии и создаются комиссии по расследованию и контролю. Заседание проводится раздельно.
Функции парламента по форме мало чем отличаются от функций центральных органов власти зарубежных стран. Они делятся на законодательные, экономические, контрольные, судебные и внешнеполитические. Политическая ответственность Парламента заключается в выражении недоверия Правительству, через принятие резолюции порицания либо в отказном порядке.
Государственным механизме Парламент уступает исполнительной власти, тем не менее ни одно сколько ни будь важное политическое решение требующего законодательного оформления не может быть принято без участия и вопреки воле Парламента. Это предопределяет его место и роль в системе высших государственных органов Франции.
Президенту Республики принадлежит центральное место в системе государственных органов.
Президент Франции – высшее должностное лицо государства, верховный представитель во всех актах внутриполитической и международной жизни. Избирается путем всеобщего равного тайного и прямого голосования сроком на 7 лет. Ограничений для переизбрания не установлено. Согласно Конституции он следит за соблюдением Конституции; обеспечивает нормальное функционирование государственных институтов; принимает меры по обеспечению независимости и территориальной целостности; обеспечивает соблюдение международных договоров. Президент – верховный главнокомандующий вооруженными силами страны. Он проводит назначения на высшие военные и гражданские должности.
В Число собственных полномочий Президента относится: — назначение премьер министра; — решение о досрочном роспуске Национального собрания; — использование чрезвычайных полномочий.
Президент обладает исключительно или редкими полномочиями в сфере руководства и управления государственными делами. Он председательствует в Совете министров, ни одно заседание которого невозможно при отсутствии главы государства. Президент республики обладает определенными полномочиями и в судейской сфере. Он председательствует в высшем Совете магистратуры; его актами производится назначение судей; обладает правом помилования. При главе государства функционирует специализированный аппарат помощников и советников, которые образуют его личный комитет и генеральный секретариат.
Правительство Франции – коллегиальный орган, осуществляющий на ряду или совместно с Президентом исполнительную власть. Правительство обладает своеобразной структурой, так как оно может выступать в форме совета министров (объединяет всех членов под председательством Президента) и кабинета министров ( совокупность членов правительства под руководством премьер-министра).
В соответствии с Конституцией Франции судебная система многоступенчата и её можно разделить на 2 ветви: собственную судебную систему и систему административных судов.
Возглавляет систему административных судов высший Совет магистратуры. Его роль – обеспечение независимости судебной власти. Состоит из 2 палат: одна компетентна в отношении судей, а другая в отношении прокурора. В состав магистратуры входит председатель, премьер-министр юстиции. Высшая палата Совета магистратуры вносит предложение о назначении судей кассационного суда, первых председателей апелляционных судов, и назначает председателей судов общей юрисдикции.
Низшую ступень судов общей юрисдикции трибуналы малой инстанции. В данный суд входит несколько магистратов, которые являются судьями большого трибунала, командируемые сроком на 3 года. В самих трибуналах дела рассматриваются единолично судьей. Малый трибунал рассматривает дела, сумма иска которых не превышает 20 тысяч франков. Также рассматривает и другие дела. Может выполнять ряд нотариальных действий (опечатывать имущество).
Трибунал большой юстиции находится в каждом департаменте, но в больших — существуют несколько. Всего их 181. Они подразделяются на палаты по гражданским делам и исправительный суд. При трибуналах действуют следственные судьи, которые назначаются сроком на 3 года. Незначительные дела в этих трибуналах не рассматриваются, а передаются камуне.
На территории Франции насчитывается 34 апелляционных суда – это суды общей юрисдикции. К их юрисдикции относятся от 2 до 4 департаментов. Состав апелляционных судов различен. При апелляционных судах действует суд присяжных, состоящий из 3 человек, возглавляемый членом апелляционного суда (иногда может быть 5 человек). Среди судебных органов специального назначения разделяют торговые суды. Всего их 2. Каждый из этих советов включает дела торговой сфере, в промышленности, сельском хозяйстве и сфере обслуживания. К судам специального назначения относятся военные суды, которые состоят из исправительных трибуналов и судов присяжных. Вершиной иерархии судебной системы является кассационный суд, в состав которого входит 5 палат по гражданским и 1 по уголовным.
5 вопрос. Государственное управление в Германии.
Германия сегодня – это конститутивная федерация, то есть федерация основанная на конституции, а не на союзном или федеративном договоре между субъектами. Германская Федерация построена по территориальному принципу.
Бундестаг – это законодательный орган федерации. Одни ученые считают его одной из палат германского Парламента, другой является Бундесрат. Многие юристы не разделяют этого мнения, так как только он определяет и представляет немецкий народ как единое целое.
Бундестаг состоит из депутатов избранных на основе всеобщих, равных прямых свободных выборах при тайном голосовании сроком на 4 года. Состоит из 656 депутатов (на практике их всегда больше в силу особенностей германской избирательной системы).
Действует смешанная система выборов: половина депутатов избирается в избирательных округах (1 депутат от 1 округа). Другая половина избирается по земельным спискам партии.
Непосредственное руководство деятельностью Бундестага осуществляет его Председатель (официально именуемый Президентом). По традиции Председатель является представителем крупнейшей фракции. Одновременно с ним избираются заместители равные числу фракций и несколько секретарей. Вместе они образуют Президиум палаты, который как коллегиальный орган никаких функций не осуществляет.
Совет старейшин – является важным органом бундестага, он состоит из:
— 24 члена, назначаемых фракциями пропорционально их численности.
К задачам Совета относятся:
¨ Согласование между фракциями численности комитетов бундестага;
¨ Распределение мест в комитетах;
¨ Назначение представителей комитетов и их заместителей;
¨ Согласование повестки дня ближайших заседаний бундестага и план его заседаний на более длительный срок;
¨ Принятие проекта бюджета бундестага;
¨ Вынос решений по внутренним делам.
Депутаты, являющиеся членами одной и той же партии, образуют партийную фракцию Бундестага.
Существенную роль в работе бундестага играют его комитеты, которые делятся на:
— отраслевые: обязательные (комитет по делам Европейского союза, иностранными делами и обороны); факультативные ( их число и профиль деятельности меняется). В настоящее время их 23.
В компетенцию Бундестага входит:
— утверждение фед. бюджета;
— избрание фед. Канцлера;
— парламентский контроль за деятельностью фед. правительства;
— ратификация международных договоров;
Бундесрат – это фед. орган, посредством которого земли участвуют в осуществлении законодательной и исполнительной власти Федерации, а также в делах Европейского союза.
Бундесрат – верхняя палата Парламента. Он является выборным органом, состоит из членов Правительств земель ( каждая Земля располагает не менее 3 голосами; Земли с населением свыше 2 млн. имеют 4 голоса; свыше 6 млн. – 5 голосов; свыше 7 млн. – 6 голосов). Всего в Бундесрате – 69 мест. Член Бундесрата не может быть членом Бундестага.
Бундесрат не имеет определенного срока полномочий, и не может быть распущен ни каким другим органом.
Бундесрат избирает своего Председателя сроком на 1 год, который созывает заседания, определяет повестку дня, руководит дебатами, решает вопрос о проведении голосования. Председатель обладает административной властью в здании Бундесрата. Он может замещать фед. Президента. В Бундесрате создаются постоянные комитеты.
В компетенцию Бундесрата входит:
— принятие участия в законодательной деятельности;
— обладает правом законодательной инициативы;
— участие в осуществлении исполнительной власти в Федерации;
— Фед. надзор за Землями и др.
Согласно поправке к Основному закону, предусмотрена возможность создания нового органа, который может замещать Парламент – совместный комитет, создаваемый на случай чрезвычайного положения. Он состоит из 48 членов: 2/3 депутатов Бундестага, 1/3 членов Бундесрата.
Фед. Правительство осуществляет исполнительную власть в ФРГ. Бундестаг по предложению фед. Президента избирает фед. Канцлера – главу Правительства. Остальные члены Правительства назначаются и увольняются фед. Президентом по предложению Канцлера без всякого участия Бундестага. В Правительство входят фед. министры, которые возглавляют обычно фед. министерства. Но бывают министры без портфеля (по особым поручениям). Канцлер одного из министров назначает своим заместителем ( вице — канцлером).
Руководящее положение в Правительстве занимает канцлер, власть которого усилена за счет полномочий Президента, Парламента и министров. В результате, канцлер – становится как бы политическим центром всей конституционной системы ФРГ. Следовательно, основным принципом этой системы признается канцлерский принцип и широко используется понятие канцлерской демократии.
Именно Канцлер, а не Парламент и не Правительство осуществляет основной курс, общую политическую линию фед. правительства.
При осуществлении своих полномочий канцлер опирается на вспомогательный аппарат, который подчиняется ему непосредственно. Он состоит из 3 ведомств:
— служба фед. канцлера;
— служба прессы и информации фед. правительства;
— фед. разведывательная служба.
В компетенцию Правительства входит:
— вопросы внутренней и внешней политики;
— вопросы экономического, социального и финансового характера;
— обладает правом законодательной инициативы;
— контроль за исполнением законов Землями;
— с согласия Бундестага издавать постановления, административные предписания, имеющие силу закона.
Согласно Основному закону главой ФРГ является федеральный Президент. В ФРГ он занимает более сильное место в государственном механизме, так как часть полномочий перешла к федеральному Канцлеру. Президент ФРГ избирается специальным органом, который называется федеральное собрание. Он создается только для выборов Президента.
Состоит из членов Бундестага и такого же числа членов, избираемых ландтагами германских земель (выборные законодательные органы земель). Руководит собранием Председатель Бундестага. На пост Президента ФРГ может быть избран гражданин ФРГ, обладающий правом избрания в Бундестаг и достигший 40 лет. Выдвинуть кандидатуру может каждый член федерального собрания. Для избрания необходимо абсолютное большинство голосов членов собрания. Срок полномочий – 5 лет, с правом повторного переизбрания.
Президент наделен полномочиями в области внутренней политики:
— может опротестовать принятый Парламентом закон перед федеральным конституционным судом;
— выдвигает кандидатуру на пост Канцлера;
— назначает и увольняет федеральных чиновников,
— офицеров (эти полномочия могут быть переданы федеральным министром);
— осуществляет право помилования;
— награждает орденами и медалями и др.
В области внешней политики:
1. представительство федерации в международных отношениях;
2. назначение и отзыв послов;
3. заключать договор с иностранными государствами (обычно нуждается в ратификации Парламента).
«Резервные» полномочия Президента:
— требовать созыва Бундестага;
— он может распустить Бундестаг (например, если Бундестаг не избрал Канцлера большинством голосов);
— может объявить состояние законодательной необходимости;
— объявить с согласия Канцлера «состояние обороны».
Федеральный Президент не имеет политической ответственности перед представительными органами ФРГ. Он не отчитывается о своей деятельности ни перед Бундестагом, ни перед федеральным собранием.
Систему федеральных судов возглавляет федеральный конституционный суд, который состоит из двух палат – Сенатов (8 судей). В состав конституционного суда половина судей избирается Бундестагом, а другая Бундесратом. Выборы проводятся прямым путем большинством голосов. Трое судей в каждом из Сенатов избираются из членов пяти высших судов страны:
— Федеральных судебных палат;
— Федерального административного суда;
— Федерального финансового суда;
— Федерального суда по трудовым делам;
— Федерального суда по общественным вопросам.
Срок полномочий этих судей не менее 3 лет. Остальные 5 мест каждой из палат должны занимать лица, имеющие юридическое образование. Судьи не могут входить ни в Бундестаг, ни в Бундесрат. Их срок полномочий 12 лет.
Кроме федерального конституционного суда в Германии различают еще 5 верховных судов; каждый из которых в отличии от федерального конституционного суда возглавляет систему соответствующих судов. На федеральном уровне для обеспечения федерального правосудия в отношении всех федеральных судов образуется Сенат.
Федеральная счетная палата – высшее федеральное ведомство, подчиненное федеральному законодательству; возглавляет Президент.
4. Государственное управление в Великобритании.
По форме правления Великобритания представляет собой парламентскую монархию, а государственный режим – систему кабинетов или минестереализм.
В Великобританской конституции, как единого акта, регулирующего общественное и государственное устройство, не существует. Поэтому формирование государственного устройства и основных институтов власти строится на основе писанного и неписанного права. Монарх является главой государства и формально источником суверенной власти.
В Великобритании не действует в классическом виде принцип разделения властей. Монарх всегда был и остается частью каждой из ветвей власти. Особенности принципа проявляются не только в положении монарха в системе государственных органов, но и в том, что:
— Члены Правительства являются членами законодательных органов власти;
— Палата лордов является не только второй палатой Парламента, но и внешней судебной апелляционной инстанцией Великобритании;
— Тайный Совет – совещательный, исполнительный орган при монархе – .
Британский Парламент состоит из двух палат: палаты общин и палаты лордов. Палата общин избирается на 5 лет путем всеобщих равных выборов при тайном голосовании на основе мажоритарной системы относительного большинства. Число избираемых депутатов полоты общин соответствует количеству избирательных округов ( в 1997 – 659).
Из числа ее членов избирается Спикер палаты общин, который обладает большим авторитетом и обеспечивает связь между общинами монархом и перед остальными институтами власти.
Спикер по истечению срока его полномочий получает титул барона, становясь членом Палаты лордов пожизненно. Правом голоса не обладает. В работе Спикеру помогают 3 его заместителя и клерк – должностное лицо, одновременно выполняющие функции секретаря Палаты и советника Спикера по вопросам процедуры и парламентских привилегий. Вопросы поддержания порядка и обеспечения безопасности возложены на пристава.
В составе данной Палаты функционируют следующие комитеты:
1. комитеты всей Палаты (это форма работы используется для принятия решений конституционного значения);
2. постоянные комитеты (для рассмотрения конкретных законопроектов), эти комитеты не специализированны;
3. отобранные комитеты (осуществляют функции делегированные им Палатой общин):
— комитеты, рассматривающие частные законопроекты
— комитеты, рассматривающие публичные законопроекты или осуществляющие экспертизу по вопросам будущих законопроектов
— сессионные комитеты, создаваемые в начале каждой сессии Палаты для рассмотрения определенных вопросов
— комитеты по контролю за деятельностью министерств, эти комитеты специализированны
4. совместные комитеты обеих Палат Парламента ( для рассмотрения неполитических вопросов и законопроектов некоторых видов).
Палата лордов – вторая палата Парламента, в настоящее время имеет 4 вида членства:
1. духовные лорды, не являются пэрами – 28
2. лорды–юристы – 12, не являются пэрами
3. наследственные пэры (более 60% Палаты)
4. пожизненные пэры (около 30 % палаты) – даруется монархом по рекомендации Премьер-министра и не передается по наследству.
Активное участие в работе принимает меньшая часть палаты, в основном это пожизненные пэры и лорды-юристы.
Во главе Палаты лордов стоит Лорд-Канцлер, который имеет двух заместителей, назначается монархом с согласия Премьер-министра, сроком на 5 лет. Он не обладает аналогичными полномочиями, как Спикер Палаты общин. Лорд-Канцлер не является номинальной фигурой, а наоборот, он осуществляет важнейшие функции в различных областях государственной жизни.
— имеет право участвовать в дебатах и выступать от имени Правительства
— Палата лордов заседает как комитет всей Палаты
— Оценивает запросы (обращения) пэров, направляемые в Комитет по привилегиям
— Является главным советником правительства по вопросам правосудия и применения Конституции
— возглавляет судебную власть, когда Палата лордов заседает в качестве высшей апелляционной инстанции в судебном Комитете Тайного совета при монархе
— является Председателем апелляционного суда и Председателем Канцлерского отделения Высокого суда
— играет определяющую роль в назначении судей
— издает приказы о созыве на сессию Палаты лордов и о проведении парламентских выборов.
Палата лордов создает комитеты, рассматривающие различные вопросы её компетенции. Наиболее важными являются : Комитет по науке и технологиям; Комитет по вопросам ЕС.
Функции Палаты лордов можно представить в виде 3 основных групп:
2. Контрольные (создание Комитетов и контроль за деятельностью министров Правительства)
Монарх – это глава государства, источник суверенной власти и символ единства нации. Монарх в Великобритании олицетворяет собой стабильность государственных институтов власти. Его положение в системе власти определяется формулой «царствует, но не правит». При этом, формально монарх обладает значительными полномочиями и еще большим влиянием на функционирование институтов власти. Большинство полномочий монарха определяется понятием «королевская прерогатива». Другие полномочия закрепляются законом.
Королевская прерогатива – это совокупность полномочий монарха по общему праву. Сегодня любое из полномочий монарха, входящие в королевскую прерогативу, может при необходимости стать предметом законотворчества Палат.
Различаю 2 основных вида прерогативных полномочий монарха: личная; политическая (полномочия в области внутренней и внешней).
В области внутренней политики королевскую прерогативу можно представить следующим образом:
1. прерогатива в области управления:
— право монарха назначать и увольнять министров
— руководство вооруженными силами
— управлять собственностью короны
— жалование почетных званий
— чрезвычайные полномочия и полномочия в области обороны
2. прерогатива в судебной области:
— монарх – источник справедливости
— право помилования при активном участии министра внутренних дел
3. законодательная прерогатива:
— право монарха созывать и распускать Парламент
— право подписи законопроектов принимаемых Палатами Парламента.
В области внешней политики королевские прерогативы состоят в следующем:
1. право объявления и заключения мира
2. право заключения международных договоров
3. право решений по аннексии и уступки территории (насильственное присоединение земель другого государства)
4. право направления и аккредитации дипломатических представителей
5. право на признание зарубежных государств и Правительств.
Тайный совет – представляет собой совещательный орган при монархе. В состав Тайного совета входят министры Кабинета, судьи апелляционного суда, архиепископ английской церкви, Спикер, Палата общин, Британские послы в зарубежных странах и другие лица, занимающие или занимавшие высшие должности на государственной службе (всего около 300 человек). В полном составе Тайный совет собирается по особенным случаям. Но обычно, в заседании принимает участие лишь несколько членов Совета – Кворум – три человека. Тайный совет принимает решение от имени монарха, либо в форме прокламаций, либо в форме приказов.
Тайный совет может создавать различные комитеты. Важнейшими из которых является Судебный Комитет. В состав комитета входят: Лорд Председатель Совета; Лорд-Канцлер; бывшие лорд-председатели; «ординарные лорды по апелляции» (профессиональные судьи и ряд других лиц, занимающих или занимавших высшие судебные должности.
Судебный Комитет Тайного Совета является апелляционной инстанцией на решения церковных судов и на решения трибуналов различных проф. организаций.
Судебный Комитет обладает и специальной компетенцией, которая заключается в том, что монарх может затребовать его мнение по какому либо вопросу права.
В Великобритании существует кабинетная система управления. Кабинет представляет собой группу министров, принимаемых Премьер-министром для обсуждения и принятия решений по наиболее важным вопросам внутренней и внешней политики страны. Вопрос о численном составе Кабинета, Премьер-министр решает самостоятельно. Обычно это около 20 человек. При формировании Кабинета должно соблюдаться единственное условие: его члены обязаны заседать в одной из Палат Парламента. Для того, чтобы их деятельность находилась под постоянным парламентским контролем. В последние годы политической жизни Великобритании устойчивым стало понятие «Внутренний Кабинет». Оно охватывает группу ближайших советников и друзей Премьер-министра, которые являются членами кабинета.
Внутренний Кабинет – неформальное объединение министров, не имеющие правового статуса или структурной организации в рамках кабинета министров.
В рамках кабинета министров по традиции создаются комитеты для рассмотрения различных вопросов внутренней и внешней политики.
Обычно создаются Комитеты по следующим направлениям работы Правительства;
1. Обороны и внешней политики.
3. Внутренней безопасности и социальных вопросов.
4. Экономической политики и планирования.
Функции Кабинета министров:
1. Окончательное определение политического курса государства, выносимого на обсуждение и утверждение Парламента.
2. Осуществляет контроль за тем, чтобы аппарат исполнительной власти действовал в соответствии с политической линией, определенной Парламентом.
3. Постоянная координация и разграничение сфер деятельности министерств и ведомств.
Премьер-министром назначается лидер партии, победившей на выборах в палату общин. Он осуществляет общее руководство Кабинетом министров и официально занимает должность Первого лорда Казначейства.
1. Сформировать Правительство и руководить его деятельностью.
2. Поддерживать постоянные отношения между Кабинетом и Монархом, и давать советы монарху по вопросам политики.
3. Представлять Правительство в парламентских дебатах.
4. Информировать лидера оппозиции Правительства её Величества по наиболее важным конфиденциальным вопросам обороны и безопасности.
5. Осуществлять контроль за исполнением решений Правительства, министерствами и ведомствами.
6. Участвовать в принятии решений о назначениях на высшие государственные должности.
Функции и полномочия Премьер-министра не определяются законом. Они вытекают из политических традиций и конституционных соглашений.
«Теневой» Кабинет министров формируется из числа сторонников оппозиции, аналогичный правящему. «Теневой» Премьер-министр официально именуется Лидером оппозиции Правительства её Величества. Задачей «теневого» Кабинета является обеспечение беспрерывного, эффективного политического управления страной в сочетании с постоянным контролем оппозиции за деятельностью Правительства у власти.
Судебная система Великобритании представляет собой иерархию судебных органов, юрисдикция которых распространяется на всю территорию Соединенного Королевства и Высших судов действующих лишь на территории Англии и Уэльса, Шотландии, Северной Ирландии.
Высшими судебными органами, юрисдикция которых распространяется на территорию всего государства является:
v Палата лордов
v Судебный Комитет Тайного совета при Монархе.
Палата лордов – апелляционная инстанция по гражданским и уголовным делам. Судебный Комитет Тайного совета при монархе сохраняет свое значение как апелляционная инстанция на решение церковных судов и мед. Трибуналов.
Судебная система Англии и Уэльса.
v Апелляционный суд
v Высокий суд : канцлерское отделение, отделение королевской семьи, семейный.
Источник