Лекции по истории стран изучаемых языков

Лекции по истории стран изучаемых языков

Электронный университет — Moodle

На сайте используется два типа cookies:

Основным является сессионный cookie, обычно называемый MoodleSession. Вы должны разрешить использование этого файла cookie в своем браузере, чтобы обеспечить непрерывность и оставаться в системе при просмотре сайта. Когда вы выходите из системы или закрываете браузер, этот файл cookie уничтожается (в вашем браузере и на сервере).

Другой файл cookie предназначен исключительно для удобства, его обычно называют MOODLEID или аналогичным. Он просто запоминает ваше имя пользователя в браузере. Это означает, что когда вы возвращаетесь на этот сайт, поле имени пользователя на странице входа в систему уже заполнено для вас. Отказ от этого файла cookie безопасен — вам нужно будет просто вводить свое имя пользователя при каждом входе в систему.

Некоторые курсы, возможно, открыты для гостей

Войти с использованием учетной записи:

Вход через ТГУ.Аккаунт

Для входа в moodle через ТГУ.Аккаунт (accounts.tsu.ru) нажмите кнопку ниже.

Если у вас возникли сложности, воспользуйтесь сервисом «Задать вопрос»

Наш адрес: 634050, Томск,
пр. Ленина, 36.

Для студентов:
+7-952-892-8488
Для преподавателей:
+7-952-892-5906
+7 (3822) 529-494

Источник

Базовый курс лекций по истории литературы стран изучаемого языка

БАЗОВЫЙ КУРС ЛЕКЦИЙ

по истории литературы стран изучаемого языка

(английская и американская лимтература 19- 20 веков

2, 3 курс ТИМПИЯК, фая

1.Общая характеристика английского и американского романтизма. Социально-исторические и философские предпосылки, эстетическая программа. Особенности английского романтизма. Литературные школы. Творчество лейкистов. Революционные романтики Байрон и Шелли. Лондонские романтики. Особенности американского романтизма. Периодизация. Система жанров.

2.Общая характеристика классического реализма в Англии. Социально-исторические и философские предпосылки. Эстетическая программа. Система жанров. Периодизация. Представители реалистического направления в литературе Англии.

Лекции – 4 ч. – 3 курс

1. Общая характеристика английской и американской литературы модернизма. Социально-исторические и философские предпосылки. Эстетическая программа. Периодизация. Ведущие представители. Система жанров. Стилевые особенности. Традиции и новаторство.

2. 2. Общая характеристика английского и американского постмодернизма. Социально-исторические и философские предпосылки. Эстетическая программа. Периодизация. Ведущие представители. Система жанров. Стилевые особенности. Роман-эксперимент.

Темы для самостояльной подготовки

Раздел 1: Литература начала века ( до Первой мировой войны)

Развитие повествовательных традиций Т. Гарди и Дж. Мередита в творчестве , А. Беннета и Дж. Голсуорси.

Трансформация романа Дж. Джойсом, В. Вульф. Модернизм. Появление жанра романа-потока.

. Протест против антигуманности «механической цивилизации». Введение «запретных тем».

Социальная фантастика Г. Уэллса. Соотношение различных жанровых форм в творчестве Г. Уэллса ( «Дверь в стене», «Кипис»).

Поиски нравственно-этнического идеала в романах Дж. Конрада («Ностромо»). Героика «литературы действия» Р. Киплинга («Время белых»).

Новаторство поэзии . Ориентация на свободную форму, новые рифмы и ритмы («Бесплодная земля»). Неверие Элиота в общественный прогресс и нравственные силы человека («Полые люди»).

Восприятие традиций Ибсена в драматургии Б. Шоу.

Раздел II. Литература военных и первых послевоенных лет

Документальные жанры. Дневниковые записи. Антивоенная тема в творчестве Шоу («Дом, где разбиваются сердца»), Уэллса, в стихах «окопных поэтов» — Уилфреда, Оуэна, Зигфрида Сассуна, поэзии Р. Олдингтона. Гротеск, эксцентрика, фарс как реакция на абсурдность войны. Черты натурализма. Солдатский спенг.

Тема «потерянного поколения» в творчестве Р. Олдингтона («Смерть героя»). Связь романа с произведениями американских (Э. Хемингуэй), немецких ( ) и французских писателей (С.-Г. Колетт). Фрейдистские мотивы в романе.

Дж. Джойс. Роман «Улисс». Проблема мифотворчества в искусстве модернизма. Своеобразие структуры романа. Многозначность мифа в романе. Поиски новой художественной формы («Поминки по Финнегану»).

Дж. Голсуорси. Перерастание семейной эпопеи в социальную. Поиски решения проблем современного общества с консервативных позиций.

Попытки осмысления писателями изменений в современном художественном творчестве и его состоянии. В. Вульф, , .

Продолжение экспериментов с формой романа в творчестве В. Вульф («Миссис Деллоуэй»). Импрессионизм прозы Вульф. («К маяку»).

Творчество Лоуренса 20-х годов. Связь с традицией Дж. Элиот и Т. Гарди. Физиология как основа трактовки характер в романах Лоуренса («Любовник леди Чаттерлей»).

1926 — всеобщая забастовка, экономический кризис, приход к власти лейбористского правительства и надежды на реформирование общества. Усиление интереса к политике. Романы-предупреждения О. Хаксли («О, дивный новый мир»), Уэллса («Необходимая осторожность»), ранние романы Оруэлла («Глоток воздуха», «Дорога к причалу Уиган») — внедрение политического журнализма в прозу.

Литература военных лет. Усиление радикальных настроений среди писателей. . Публицистика и работа на «Би-Би-Си», романы военного времени. Драматизм и острота конфликтов в произведениях 40-х г. г. Г. Грига. Полемика с модернизмом в творчестве . Цикл романов «Чужие и братья».

Политические романы Оруэлла («1984»), Сноу («Коридоры власти»), антивоенный роман Дж. Олдриджа «Дело чести», «Морской орел».

Раздел 6: 50-е — 60-е годы

Сложность политической и социальной обстановки. Техническая революция и появление общества «потребления».

Экзистенциализм, неоплатонизм в философском романе А. Мердок («Под сетью»). Проблема нравственного идеала и ее решение в духе неоплатонизма («Сон Бруно»), интерпретация исторической темы («Алое и зеленое»).

Сочетание модернистских тенденций с реалистическими принципами в творчестве У. Голдинга. Влияние экзистенциализма на Голдинга. Аллегории в философском романе «Повелитель мух». Обращение к нравственным проблемам современности в романах «Шпиль», «Свободное падение».

«Сердитые молодые люди» — К. Эмис, Д. Уэйн, Д. Осборн, Д. Брейн. Индивидуалистический характер бунта «сердитых». Осборна («Оглянись во гневе»). Элиса и Д. Брейна. Поиски социального компромисса.

Проблема «рабочего романа». Силлитоу («Ключ к двери»). Романы Сида Чаплина «День Сардины». Рабочая тема в творчестве М. Брэна («За городской стеной») и Д. Стори («Сэвилл»).

Грина в 60-е годы. Сочетание трагического и сатирического начал в изображении действительности. «Трагический фарс» («Комедианты», «Наш человек в Гаване»).

Раздел YII. Литература последних десятилетий

Мозаичность картины литературной жизни, сочетание реализма и постмодернизма, массовая и элитарная культура. Рост значения аудио-визуальной техники, средств массовой информации.

Эволюция философского романа А. Мердок. Роман («Море, море. «)

как философско-психологическое размышление о жизни современного человека.

Дж. Фаулз («Женщина французского лейтенанта»). Связь с традицией Диккенса и Гарди, влияние образности массовой культуры на изобразительные средства в романе («Даниэль Мартин»).

Сатирические произведения М. Спарк, психологизм прозы С. Хилл, . Развитие традиций научной фантастики А. Кларком.

Шеффера, П. Пинтера.

ЛИТЕРАТУРА США ХХ ВЕКА

1. Литература начала века ( до Первой мировой войны).

Распространение влияния европейской философской мысли конца XIX столетия ( Ф. Ницше, Г. Спенсер и др.) Обострение индивидуализма. неоромантические тенденции в литературе. Творчество Дж. Лондона. Характер романтики в произведениях северного цикла. Роман «Мартин Иден» и проблема художника.

Реализм в литературе США ХХ в. Т. Драйзер. Роман «Сестра Керри» как образец «романа карьеры». Тема успеха в ранних романах Драйзера. («Трилогия Желания»). Творческий метод писателя: реализм и натурализм. Образ Каупервуда и проблема героя у Драйзера.

II. Литература 1915-1920 г. г.

Разочарование в социальной системе, породившей войну, как господствующее мироощущение. Интерес к социалистическим идеям. Публицистичность и фактография как ведущие принципы поэтики. Книга Дж. Рида «Десять дней, которые потрясли мир» и литература социалистической ориентации. Социологический роман Э. Синклера. традиции «маккрейнерства» в его поэтике.

III. Литература 20-х годов.

«Золотой век» американской литературы и расцвет реалистического романа. Сатирический роман С. Льюиса ( «Главная улица», «Бэббит»). Ирония, шарж, карикатура как средства сатирического изображения «средней» Америки. Образ маленького человека в прозе 20х г. г. Андерсона «Уайнсбург, Огайо».

«Век джаза» и творчество . Лирико-романтический роман в творчестве писателя. Тема «американской мечты» и своеобразие ее воплощения в романе «Великий Гэтсби».

Драйзера «Американская трагедия» как обобщение духовно-нравственного опыта американской цивилизации.

Литература «Потерянного поколения». Хемингуэя 20-х годов. («В наше время», «Фиеста», «Прощай, оружие!»; поэтика подтекста, лирический герой и его эволюция.

«Южный Ренессанс» и У. Фолкнер. Тема моральной и физической деградации Юга в романах 20-30-х годов. Особенности отражения действительности в них. Роман «Шум и ярость» и принцип «потока сознания». Исторические судьбы Юга в романе «Аввессалом, Аввессалом!» Эволюция творческого метода У. Фолкнера. Трилогия о Сноупсах.

Становление американской драмы. О’Нила. Экспрессионизм и символизм — основные стилевые компоненты его драм. «Комчатая обезьяна» и «Любовь под вязами» как социально-философские драмы.

IV. Литература 30-х годов.

Экономический кризис 1929 г., радикализация общественной жизни. Идейно-художественные сдвиги в реализме США 30-х годов.

Пересмотр принципов американского индивидуализма, усиление эпического начала в повествовании. Роман-поток Т. Вулфа. Экспериментальный роман Дж. Дос Пассоса («Трилогия США»). «Гроздья гнева» Дж. Стейнбека как вершина социального реалистического романа 30-х годов. Публицистичность и репортажность в его поэтике, Испанская тема в американской литературе. Социально-философский роман Э. Хемингуэя «По ком звонит колокол»; сочетание лирического и эпического начал в нем.

V. Литература 40-х — 50-х годов

Антифашистская литература 40-х годов. Драйзера, Э. Колдуэлла, Дж. Стейнбека. Хеллман.

Наступление реакции в послевоенные годы и начало «холодной войны». Формирование так называемого «молчаливого поколения. Военный роман (Н. Мейлер, Дж. Джонс, И. Шоу). Роман «Вся королевская власть» как отражение фашизации американского общества

Складывание «массового общества» и расцвет «массовой беллетристики». Проблема нонконформизма. Битники: поэзия и проза. Роман Дж. Сэлинджера «Над пропастью во ржи» как отражение конформистской эпохи и начала молодежного движения.

Отражение духовного кризиса личности в американской драме 50-х годов.(А. Миллера и Т. Уильямса).

VI. Литература 60-х начала 70-х годов.

«Критическое» десятилетие Америки. Тема 2потребительской цивилизации в литературе 60-х годов. Роман Дж. Стейнбека «Зима тревоги нашей». Образ среднего американца в романах Дж. Чивера, Дж. Апдайка. Дж. Хеллера.

Философия экзистенциализма и философско-нравственный роман С. Беллоу и У. Стайрона.

Проблемы негритянской литературы и творчество Дж. Болдуина. Нравственно-психологический аспект изображения судьбы чернокожего в Америке.

Движение молодежного протеста и «контркультура». «Черные юмористы» (Кен Кизи).

Жанр антиутопии в американской литературе (Р. Брэдбери и К. Воннегут).

VII. Литература последних десятилетий.

Наступление аудио-визуальной эпохи в культуре. Массовая и элитарная литература. Идеология «неоконсерватизма» как доминирующий фактор американского общественного сознания 70-80-х годов. Тема «корней» в американской прозе. История и современность в романе 70-х годов (Г. Видал, У. Доктороу). Поиск устойчивых нравственных ценностей (Т. Моррисон, Дж. Гарднер).

Постмодернистские тенденции в литературе 80-х годов. Элементы барокко, «готики» в романах Дж. К.Оутс, Дж. Гарднера, Дж. Апдайка и др.

Экспериментальный роман литературы постмодернизма на рубеже 20-21 веков.

Дополнительные темы для самостоятельной работы.

1. Шоу и драматургия ХХ века. Понятие «интеллектуальная драма». Работа «Квинтэссенция ибсенизма». Суть новаторства Шоу. Периодизация творческого пути. Циклы пьес. «Неприятные пьесы». Жанровое своеобразие пьес для чтения. «Профессия миссис Уоррен» как интеллектуальная драма. Образная система и особенности конфликта.

2. «Потерянное поколение» в европейской и американской литературе. Эрнест Хемингуэй как представитель «потерянного поколения». Периодизация творчества. Анализ романа «Прощай, оружие». Экзистенциальные проблемы в романе. Смысл названия и основные темы. Лейтмотивные образы, диалог, подтекст. Образы главных героев. Значение трагического финала. Биографический элемент в романе.

3.»Век джаза» и Америка после первой мировой войны. Френсис Скотт Фицджеральд. Жизнь и творчество. История создания романа «Великий Гэтсби». Смысл названия и его рабочие варианты. Прием двойного видения. Символы в романе. Долина шлака, глаза доктора Экклберга, Восток-Запад и т. п. Образ главного героя. Образ повествователя. Биографический элемент в романе. Своеобразие женских образов Фицджеральда. Образ Дэзи.

4. Джером Сэлинджер и его повесть «Над пропастью во ржи». «Центростремительное повествование. Образ главного героя. Тема бунта против всех проявлений американского образа жизни. Мир взрослых и мир детей. Своеобразие синтаксиса.

5. Америка в 50-е годы ХХ века. Рост благоденствия и потребления. Изображение жизни среднего класса в романах Джона Апдайка. «Кролик, беги» как часть трилогии. Смысл заглавия и образ главного героя. Мотив бегства. Тема выбора. Образы Дженни и Рут.

6. Англия в 50-е годы ХХ века. Философские произведения Уильяма Голдинга. Жанровое своеобразие повести «Повелитель мух». Элементы притчи, антиутопии, предупреждения, робинзонады, пародии. Смысл названия. Образы главных героев. Влияние французского экзистенциализма.

7. Постмодернизм в мировой литературе. Джон Фаулз как представитель постмодернизма в Англии. Творческий путь Фаулза. Роман «Подруга французского лейтенанта». Аллюзии и цитаты. Эпиграфы. Игра с читателем. Три финала, своеобразие образа автора. Образы Чарльза, Сары и Эрнестины. Мотив выбора между подлинным и неподлинным существованием.

8. Англо-американский постколониальный роман новейшего времени. Социально-исторические предпосылки. Эстетическая программа. Жанровые разновидности. Стилевые эксперименты.

Источник

Читайте также:  Мелодрамы для всей страны
Оцените статью