- Пять самых важных гимнов в истории России
- История российского гимна: от самого первого до современного
- А кто об этом помнит?!
- Не всё подражать!
- Чтоб ты жил в эпоху перемен!
- Всерьез и надолго
- Целое десятилетие – без гимна
- Закон есть закон!
- Гимны России
- Гром Победы, раздавайся…
- Боже, царя храни!
- Отречёмся от старого мира…
- Вставай, проклятьем заклеймённый.
- Союз нерушимый
- Патриотическая песня
- Новый старый гимн
Пять самых важных гимнов в истории России
За свою многовековую историю Россия успела обзавестись семью официальными гимнами, каждый из которых в разное время служил визитной карточкой для нашей страны. О самых важных из них рассказывает своим читателям «ПолитРоссия».
Боже, Царя храни!
Ровно 186 лет назад, 18 декабря 1833 года, в Российской империи был впервые исполнен гимн «Боже, Царя храни!», который вплоть до 1917 года стал визитной карточкой нашей страны. Как гласит история, перед этим Николай I совершил визит в Австрию и Пруссию, где был вынужден выступать под звуки английского марша. И по возвращении в Петербург император поручил придворному композитору Алексею Львову сочинить новый гимн. Слова к нему написал основоположник русского романтизма Василий Жуковский, и 31 декабря 1833 года гимн был объявлен государственным и оставался единственным официальным гимном до прихода к власти большевиков.
В советской России этот гимн впервые прозвучал лишь 5 октября 1926 года в рамках постановки «Дни Турбиных» на сцене МХАТа. Затем в 1956 году его использовал режиссер Ефим Дзиган в своем фильме «Пролог». Также исполнение «Боже, царя храни!» можно услышать в кинокартине «Тихий дон», снятой режиссером Сергеем Герасимовым в 1958 году.
Первый официальный гимн в российской истории
Первым же официально принятым гимном в нашей стране стал гимн Великобритании «God Save the King», текст которого был переведен все тем же Василием Жуковским и дополнен несколькими строфами Александра Сергеевича Пушкина. В качестве государственного гимна под названием «Молитва русских» он был утвержден Александром I в конце 1816 года.
Император также установил порядок исполнения гимна. Его музыкой стал напев британской мелодии, сочиненной композитором Генри Кэри. Произведение исполнялось на всех встречах императора и просуществовало в своем статусе до 1833 года.
Интернационал
После февральской революции 1917 года «Боже, Царя храни!» по понятным причинам потерял статус национального гимна. На какое-то время эту нишу заняла «Марсельеза» – члены Временного правительства считали себя наследниками Великой французской революции и таким образом пытались подчеркнуть свой статус. Однако уже в октябре к власти в стране пришли большевики, сделавшие официальным гимном нового советского государства «Интернационал» – официально он был утвержден 10 января 1918 года.
Текст «Интернационала» был написан французским поэтом Эженом Потье в 1871 году в дни разгрома Парижской коммуны. Изначально он исполнялся на мотив все той же «Марсельезы», пока в 1887 году композитор Пьер Дегейтер не сочинил для него оригинальную музыку. После этого «Интернационал» быстро разлетелся по всему миру и был переведен на множество языков. Автором русскоязычного перевода стал поэт Аркадий Коц, представивший в 1902 году свою версию первой, второй и шестой строф текста Потье.
Примечательно, что в тексте «Интернационала» нет ни единой привязки к конкретной стране – это делает его уникальным среди всех национальных гимнов. На сегодняшний день он тоже используется, но лишь локальными организациями. В частности, он является официальным гимном КПРФ.
Гимн СССР
Текст, написанный Сергеем Михалковым и Эль-Регистаном, положенный на музыку Александра Александрова — по сей день знают наизусть множество граждан нашей страны. На смену «Интернационалу» новый гимн пришел в ночь с 31 декабря 1943 года на 1 января 1944 года, когда в самый разгар Великой Отечественной войны партийное руководство решило сменить курс от интернационализма к патриотизму.
Примечательно, что произведение вошло в историю как «гимн СССР», не получив официального названия. С 23 ноября 1990 года он стал исключительно союзным, а последнее официальное исполнение произошло 25 декабря 1991 года – в последний день существования СССР. С сожалением стоит констатировать, что сейчас в таких странах, как Украина, Грузия, Литва или Латвия публичное исполнение гимна СССР запрещено законом.
Современный гимн
В ноябре 1990 года постановлением Верховного совета РСФСР гимном Российской Федерации была утверждена «Патриотическая песня» Михаила Глинки, которую композитор сочинил еще в 1833 году. Однако общепризнанного текста эта мелодия так и не получила. Впоследствии был объявлен конкурс на создание текста, в котором стихи принимались от всех граждан России. Лучшим признали текст Виктора Радугина «Славься, Россия!», однако и он не был принят официально.
Наконец в 2000 году Федеральным конституционным законом от 25 декабря «О Государственном гимне Российской Федерации» была утверждена музыкальная редакция гимна на знакомую всем музыка Александрова. А уже 30 декабря был утвержден и текст нового гимна – его автором вновь стал Сергей Михалков. Впервые же прозвучал новый гимн в ночь на 1 января 2001 года. Сейчас без гимна Российской Федерации не обходится ни одно официальное мероприятие в нашей страны.
Источник
История российского гимна: от самого первого до современного
Под гимном понимается торжественное произведение, песнь, в которой восхваляется и прославляется кто-либо или что-либо. В Древней Греции с гимнами соседствовали панегирики и дифирамбы.
Из трех компонентов политической символики (флаг, герб, гимн) именно гимн не имеет многовековой истории, поскольку менялся чаще. Итак, какие гимны были в России?
А кто об этом помнит?!
В истории России конца XVIII века произошло событие, которое вызвало небывалый дотоле подъем патриотических чувств. В 1791 году русские войска под руководством уже прославленного А.В.Суворова взяли считавшуюся до того времени неприступной османскую крепость Измаил. Ликовали все – от императрицы Екатерины II до простого солдата.
Неофициальный гимн Российской Империи времён Екатерины II
Воспоминания о тяжелейшем штурме, о мужестве воинов и таланте полководца должны были остаться в памяти народной. Вот по этому поводу и родился первый русский неофициальный национальный гимн на слова Г.Державина с музыкой О.Козловского – «Гром победы, раздавайся!» Случилось это в 1791 году. Так начиналась история российского гимна.
Не всё подражать!
Император Александр I в 1815 году издал указ об исполнении стихов В.А.Жуковского на музыку британского гимна. Это произведение звучало при встречах императора и вошло в историю как первый официальный государственный гимн России под названием «Молитва русских».
Гимн Российской Империи “Боже, Царя храни…”
В 1833 году наследовавший Александру император Николай I находился в зарубежной поездке. Его сопровождал князь Львов. Везде русский император слышал только звуки британского гимна. Это раздражало. По возвращении Николай Павлович поручил Львову написать новую музыку к гимну на текст Жуковского при участии А.С.Пушкина. Современники пишут, что новый гимн исполнили три раза подряд. По лицу далеко не сентиментального императора текли слезы счастья и гордости за Отечество.
Чтоб ты жил в эпоху перемен!
В 1917 году, в первые месяцы Февральской революции в качестве гимна использовалась так называемая «Рабочая Марсельеза» с музыкой Руже де Лиля и оригинальным текстом Петра Лаврова. «Отречемся от старого мира!» – такой строчкой начинается этот текст, восходящий еще к временам Великой Французской буржуазной революции.
Как международный пролетарский гимн с 1910 года исполнялся «Интернационал». Автор музыки – Пьер Дегейтер, слова – Эжена Потье. С 1918 года «Интернационал» стал гимном победившей в России пролетарской революции, гимном молодого Советского государства, а позднее – и СССР. С 1944 года и до настоящего времени «Интернационал» остается гимном Коммунистической партии. Вот какие гимны были в России периода революционных потрясений.
Всерьез и надолго
В 1944 году, после рассмотрения многочисленных вариантов музыки и текста, был принят Гимн Советского Союза. Под его звуки уходили в бой воины Великой Отечественной войны и возвращались домой с победой. Музыку гимна написал А.В.Александров. Слова – Сергея Михалкова и Г.Эль-Регистана. Однако мало кто сейчас знает, что прообразом этого гимна стал «Гимн партии большевиков» – на ту же мелодию, но со словами поэта В.И.Лебедева-Кумача. Сталин в нем восхваляется просто до небес. Кстати, уже в эпоху «застоя», при Л.И.Брежневе, текст гимна был слегка подретуширован – именно ради изъятия оттуда имени Сталина. Вместо слов о Сталине получилось продолжение о Ленине с добавлением последнего, нового куплета.
Целое десятилетие – без гимна
После политических перемен, наступивших в 1991 году, с развалом СССР, казалось, наступает новая страница в истории под названием «гимны России». Упоминание в гимне о Ленине и коммунизме и даже сама музыка стали раздражать определенные слои российского общества, в том числе, саму политическую верхушку. Вот почему в течение целого десятилетия правления президента Бориса Ельцина гимном стала «Патриотическая песня» композитора М.И.Глинки, написанная в 1833 году. Исполнялась она без слов, т.к. текст согласовать не удавалось.
Закон есть закон!
Подходил к концу ХХ век. Оставались в прошлом гимны России прежнего формата. Стране негоже было вступать в третье тысячелетие без официальных символов государства, в частности, без нового гимна. После общественных опросов вернулись к музыке Александра Александрова с новыми словами Сергея Михалкова.
Государственный гимн Российской Федерации
В настоящее время, согласно Закону о гимне, он обязан транслироваться дважды – в начале и в конце вещания, а при круглосуточной сетке – в 6 часов и в 24 часа. Согласно установившейся традиции, встреча Нового года также проходит по традиционному сценарию: обращение главы государства, затем бой часов на Спасской башне Московского кремля, и, наконец, исполнение гимна. Кроме того, гимн играется и на параде 9 мая, сразу после выступления главы государства. Такова, в самых общих чертах, краткая история российского гимна.
Источник
Гимны России
Пожалуй, это самый непопулярный «красный день календаря». История показала, что повод не слишком весомый, не ключевой в контексте истории последнего тридцатилетия – принятие декларации о суверенитете РСФСР. Уже нет ни РСФСР, ни СССР, в составе которого предполагали развиваться сторонники провозглашенного суверенитета. Время показало, что это была мелочная и во многом провокационная политическая борьба.
Если уж увековечивать рубежи нашей новейшей истории – логичнее было бы обратиться к августу 1991-го. Эти дни действительно запомнились многим: 19-е – 21-е. В них воплотилась энергия перемен, воля свободолюбивых граждан.
К этому порыву, конечно, можно по-разному относиться. Я, например, не в восторге от тогдашнего духа, как и от результатов демократизации и распада Союза. Но мнение одного человека – почти ничто. Несомненно, что ветер истории тогда ощущался. В августе 91-го, а не в июне 90-го. Но власти почему-то зацепились за невнятное принятие суверенитета…
Какое-то время праздник называли на американский манер – Днём независимости. Хотя такого официального названия никогда не было. Как не было и повода к нему: Россия никогда не была зависимой… Официально праздник с 1992 года назывался «Днём принятия Декларации о государственном суверенитете Российской Федерации». Декларацию приняли 12 июня 1990-го, через год в этот же день на первых в истории России всенародных выборах был избран президент РСФСР.
В 2002-м праздник получил новое название и расширительный смысл: День России. А, значит, в этот день имеет смысл вспомнить о государственной символике разных веков. О тех явлениях, которые символизировали Россию. Я бы хотел вспомнить гимны нашей страны – от и до.
Гром Победы, раздавайся…
Эта песнь Осипа Козловского на стихи Гаврилы Державина впервые прозвучала на потемкинском празднике, когда екатерининская Россия отмечала взятие Измаила и убедительные победы над османами…
В простых стихах замечательного гимна Державин красочно выразил официальную правду «золотого века», психологическую подоплеку деятельности великих творцов того времени, среди которых особенное место немеркнущего в веках гения занимает А.В. Суворов – главный герой Измаильского штурма, который, однако, отсутствовал на празднике:
Мы ликуем славы звуки,
Чтоб враги могли узреть,
Что свои готовы руки
В край вселенной мы простреть.
Зри, премудрая царица!
Зри, великая жена!
Что Твой взгляд, Твоя десница −
Наш закон, душа одна.
Песня врезалась в сердца. Текст многократно переделывали, добавляя сюжеты о новых победах, о новых битвах. Главное – о противостоянии с Наполеоном. «Гром Победы» не считался официальным гимном. Не всегда эта песнь звучала при появлении монарха. И все-таки нередко исполнялась во время церемоний.
Боже, царя храни!
В 1814-м году, во времена правления царя Александра Павловича, поэт Василий Жуковский, с высочайшего одобрения, написал русский текст на мотив английского гимна «God save the king». Получилось весьма основательно:
Боже, Царя храни!
Славному долги дни
Дай на земли!
Гордых смирителю,
Слабых хранителю,
Всех утешителю —
Всё ниспошли!
Перводержавную
Русь православную
Боже, храни!
Царство ей стройное,
В силе спокойное!
Всё ж недостойное
Прочь отжени!
В те дни смирять гордых царю приходилось в прямом смысле – силой оружия. Этот гимн появился, когда продолжалась война, хотя победа России и ее союзников уже была предрешена. Он мог бы прозвучать в Лондоне, Париже и Вене, там, где появлялся русский император. Но Александр медлил с официальным решением – и только в конце 1816-го утвердил церемониал. Эту дату можно считать отправной точкой истории первого официального гимна Российской империи.
Семнадцатилетний поэт Александр Пушкин, по предложению директора Царскосельского лицея, дополнит стихотворение Жуковского двумя строфами. Василию Андреевичу понравятся стихи молодого поэта – и их две «молитвы русских» издадут под одной обложкой. Пушкин и впрямь ничуть не уступал старшему собрату:
Брани в ужасный час
Мощно хранила нас
Верная длань.
Глас умиления,
Благодарения,
Сердца стремления —
Вот наша дань.
Нового императора этот гимн не устраивал… Как известно, Николай I не любил подчиняться иностранцам… Ему хотелось, чтобы гимн России не был связан с британской музыкой. И начался негласный конкурс, в котором принял участие и великий Михаил Глинка… Но царь предпочел близкого ко двору талантливого музыканта Алексея Федоровича Львова.
Львов вполне осознавал глубокий смысл задачи: «Я чувствовал надобность создать гимн величественный, сильный, чувствительный, для всякого понятный, имеющий отпечаток национальности, годный для церкви, годный для войск, годный для народа − от ученого до невежды». Новый гимн, утвержденный государем, был представлен широкой публике в московском Большом театре 11 декабря 1833 года. Новая «русская народная песня» (так называли гимн в первых изданиях) вызвала прилив патриотических чувств.
Жуковский переработал текст, сделал его лаконичнее и символичнее:
Боже, Царя храни!
Сильный, державный,
Царствуй на славу, на славу нам!
Царствуй на страх врагам,
Царь православный!
Боже, Царя, Царя храни!
Шесть строк на одном дыхании. Миллионы людей помнили этот гимн наизусть. Отменили царский гимн сразу после Февральской революции.
Отречёмся от старого мира…
И гимном республики стала «Рабочая Марсельеза» на стихи Петра Лаврова. Музыку Руже де Лилля переработал для гимна выдающийся русский композитор Александр Глазунов. Текст звучал, пожалуй, слишком революционно для буржуазной России:
Отречёмся от старого мира,
Отряхнём его прах с наших ног!
Нам враждебны златые кумиры,
Ненавистен нам царский чертог.
Мы пойдём к нашим страждущим братьям,
Мы к голодному люду пойдём,
С ним пошлём мы злодеям проклятья —
На борьбу мы его поведём.
Вставай, поднимайся, рабочий народ!
Вставай на врага, люд голодный!
Раздайся, клич мести народной!
Вперёд, вперёд, вперёд, вперёд, вперёд!
Богачи-кулаки жадной сворой
Расхищают тяжёлый твой труд.
Твоим потом жиреют обжоры,
Твой последний кусок они рвут.
Голодай, чтоб они пировали,
Голодай, чтоб в игре биржевой
Они совесть и честь продавали,
Чтоб глумились они над тобой.
Впрочем, тогда всё было временным – и правительство, и гимн. Правые мечтали о более нейтральном гимне – скажем, о переработанной песне «Эй, ухнем!». Большевики настаивали на «Интернационале». Предполагалось, что все вопросы разрешит Учредительное собрание.
Вставай, проклятьем заклеймённый.
Но после Октября споры прекратились: партийный гимн большевиков стал государственным гимном. Музыка Пьера Дегейтера, стихи Эжена Потье. Русский перевод Аркадия Коца. В качестве официального гимна утвердили три куплета и припев. Эти слова в СССР знал едва ли не каждый:
Вставай, проклятьем заклеймённый,
Весь мир голодных и рабов!
Кипит наш разум возмущённый
И в смертный бой вести готов.
Весь мир насилья мы разрушим
До основанья, а затем
Мы наш, мы новый мир построим,
Кто был никем — тот станет всем!
Музыка эффектная, запоминающаяся. Она говорила о мировом значении русской революции, о единстве с «пролетариями всех стран».
Союз нерушимый
Но в годы войны потребовался гимн более почвенный, связанный с героической историей России. Конкурс начался сразу после Великого перелома в войне, в 1943-м. В нём приняли участие десятки композиторов и поэтов, в том числе – такие величины, как Дмитрий Шостакович, Александр Твардовский, Арам Хачатурян, Константин Симонов, Сергей Прокофьев, Михаил Исаковский…
Было написано немало новой торжественной музыки, а победила уже существовавшая мелодия Александра Александрова. Это – «Гимн партии большевиков». Правда, Александров немного изменил его темп, а стихи, вместо Лебедева-Кумача, написали Сергей Михалков и Габриэль Эль-Регистан.
Александров представил на суд и новую гимническую мелодию. Принял участие в конкурсе и неутомимый Лебедев-Кумач. Но руководству понравился сплав Александрова, Михалкова и Эль-Регистана. Правда, Сталин, вспомнив о юношеском увлечении стихами, сильно подкорректировал текст. Фактически именно он является автором первой строки – «Союз нерушимый республик свободных…». Новый гимн впервые прозвучал 1 января 1944 года. Начиналось освобождение нашей страны от гитлеровцев…
После XXII съезда гимн, в котором прославляется Сталин, потерял актуальность: культ личности осудили. Торжественную мелодию исполняли без слов вплоть до 1977-го. Тогда приняли и новую конституцию, и новый текст гимна. Без Сталина, без куплета «Мы армию нашу растили в сраженьях…». Этот вариант просуществовал до распада СССР, до декабря 1991-го…
Патриотическая песня
Эту мелодию в СССР знали многие… И в качестве гимна Москвы («Здравствуй, славная столица. »), и в качестве одной из заставок информационной телепрограммы «Время». Эту торжественную мелодию Михаил Иванович Глинка сочинил в 1833 году. В ноябре 1990-го депутаты утвердили эту песню без слов как гимн РСФСР – тогда еще в составе СССР.
После распада Союза не раз предпринимались попытки утвердить и текст гимна. Известные поэты предлагали свежие варианты, но… не складывалось. Гимн звучал без слов. Не удалось сделать эту мелодию истинным государственным символом: многие даже путали её с другим знаменитым произведением Глинки – хором «Славься. ». Великий композитор не виноват: сплоховала система пропаганды. Да и Госдума не утвердила гимн…
Новый старый гимн
В 2000 году было решено вернуться к мелодии Александрова. Сыграла роль и ностальгия по СССР, особенно обострившаяся после кризиса 1998-го, после разгула терроризма на Кавказе и по всей стране…
Но в новых словах Михалкова никакой советской идеологии не было. Да-да, Сергей Владимирович снова оказался нашим главным гимнописцем, наследником Жуковского. У Михалкова и в 2000-м было несколько вариантов, в одном из них отчётливее звучал православный мотив:
Славься, Отечество наше свободное,
Братских народов союз вековой!
Предками данная мудрость народная!
Родина, славься! Господь над тобой!
В конце концов, Господа в гимне решили не поминать.
Гимн Александрова и Михалкова одобрили и депутаты, и президент. Думаю, эта мелодия надолго останется нашей гражданской молитвой. Александрову удалось включить музыкальный «подъемный кран»: слушаешь – и хочется встать. Хотя бы приподняться.
Источник