Летчик нашей страны россии

5 легендарных русских пилотов

История летного ремесла в нашей стране имеет богатую историю. Первые международные полеты стали совершаться в 1922 году после гражданской войны по маршруту «Москва – Кенигсберг – Берлин». А спустя всего год появилось Российское общество добровольного воздушного флота под названием «Добролет». Кстати, из него впоследствии «выросла» крупнейшая авиакомпания России – «Аэрофлот». А советских летчиков Чкалова, Байдукова и Белякова лично принимал президент США Рузвельт. Пилот же Сутягин сбил более двух десятков американских самолетов во время конфликта в Северной Корее. Хотя официально СССР в той войне и не участвовал.

Материал подготовлен совместно с компанией «Аэрофлот».

Иван Никитович за время участия во Второй мировой войне совершил 330 боевых вылетов и провел 120 воздушных боев. И ни разу противнику не удавалось его сбить. Кожедуб всегда сажал свой самолет, несмотря на многочисленные повреждения.

В его богатой на воздушные баталии жизни нашлось место и победе над немецким реактивным истребителем Ме-262. А еще он подбил пару американских боевых машин, которые его атаковали, ошибочно приняв за противника. Всего же на счету пилота 64 сбитых вражеских самолета.

Сослуживцы отмечали, что Иван Никитович очень любил свои самолеты и считал их живыми. Поэтому за время войны он так ни разу и не бросил своих крылатых друзей.

Иван Никитович был трижды удостоен звания Героя Советского Союза, дважды получал орден Ленина и семь раз становился кавалером ордена Красного Знамени.

Читайте также:  Продажи айфонов по странам мира

В начале прошлого столетия профессия летчика являлась очень опасной. Фактически, пилоты крылатых машин, отправляясь в полет, балансировали между жизнью и смертью. Одним из таких воздушных «канатоходцев» был Петр Нестеров.

В 1910 году он, являясь офицером артиллерии, познакомился с крылатым «зверем» и решил, что обязательно сумеет его «приручить». Но свою «дрессировку» Петр Николаевич начал с планера, который сам и построил. И позже, когда он стал опытным летчиком, бывший артиллерист занимался усовершенствованием крылатой техники.

Нестеров открыл эпоху высшего пилотажа

Была у него и опасная задумка – «мертвая петля». К опасному трюку Петр Николаевич подошел максимально серьезно. И сначала в теории доказал, что идея имеет право на жизнь. Нестеров писал: «Воздух есть среда вполне однородная во всех направлениях. Он будет удерживать в любом положении самолет при правильном управлении им». И 27 августа 1913 года летчик сумел сделать «мертвую петлю». Собственно, это событие и считается началом эпохи высшего пилотажа.

В 1914 году началась Первая Мировая война. Петр Николаевич за короткий промежуток времени успел совершить 28 вылетов. Но уже 8 сентября он погиб. Нестеров стал первым в истории пилотом, который совершил воздушный таран.

За плечами Николая Васильевича находился громадный опыт. Он прошел Вторую мировую и советско-японскую войны. Относился к пилотам, которые могли выполнить задание любой сложности. Поэтому в 1951 году его направили в Северную Корею, где разгорелся вооруженный конфликт.

Официально СССР в войне на полуострове не участвовал. Поэтому пилоты направлялись туда в качестве инструкторов. Но на самом деле все было несколько иначе. Столкновение с американцами не заставило себя долго ждать. 14 июня Сутягин совершил свой первый боевой вылет. А через пять дней сумел «взять» новейший американский истребитель F-86 «Сейбр», который считался самым «продвинутым» на то время. Но именно Николай Васильевич доказал всем, что этот самолет можно уничтожить.

За лето Сутягин сумел сбить 6 американских самолетов. За осень еще 8 штук. Декабрь оказался самым результативным – 5 поверженных противников. Всего же за время участия в военном конфликте Сутягин совершил 149 вылетов, провел 66 воздушных боев и уничтожил 21 американский самолет. Такими достижениями не мог похвастать ни один летчик того конфликта. Вот так СССР «не участвовал» в войне в Северной Корее.

Именно Александр Иванович является первым пилотом, который трижды становился Героем Советского Союза. Причем третью награду он получил в августе 1944 года. Маршал Жуков, к слову, удостоился такой же по счету награды лишь 1 июня 1945 года. За время войны Покрышкин лично уничтожил 59 самолетов противника. А еще 6 были уничтожены им в группе с другими летчиками.

А начался его блестящий путь военного пилота с ошибки. В первый день войны Покрышкин подбил свой же бомбардировщик Су-2. Дело в том, что эти самолеты появились перед началом войны, поэтому Александр Иванович его не опознал в небе.

Но на следующий день Покрышкин исправился – сбил Мессершмитт Bf.109. Оказавшись в госпитале, он начал работу над «тактикой истребителей в бою». Причем записи Александр Иванович делал в обычной тетради.

За войну Покрышкин совершил более 650 боевых вылетов и поучаствовал более чем в 150 воздушных боях.

Чкалову было 15 лет, когда он впервые в своей жизни увидел самолет. Машина произвела на него неизгладимое впечатление. Валерий Павлович, что называется, заболел авиацией. Полеты стали его главной мечтой.

Он приложил немало усилий, чтобы мечта стала реальностью. И сумел достичь поставленной цели. В 1924 году Чкалов оказался в Ленинградской краснознаменной истребительной авиаэскадрилье имени Нестерова. Но с военным ремеслом у него не сложилось. Дело в том, что Чкалов частенько грешил выполнением сложных и опасных для жизни трюков. Руководству это, конечно, не нравилось. Но отстранения от полетов и выговоры не помогали. Чкалов себе не изменял. К тому же, он часто дебоширил. Поэтому его направили в запас.

Но в 1933 году Валерий Павлович стал летчиком-испытателем Московского авиационного завода. Тут он сумел раскрыть свой потенциал по максимуму. Именно Чкалов является автором таких фигур высшего пилотажа как: замедленная бочка и восходящий штопор. В то же время у него появилась смелая идея – осуществить перелет из Советского Союза в США через северный полюс. Друзья Беляков и Байдуков его поддержали. Замысел понравился самому Сталину, только он его скорректировал по своему предпочтению. Он предложил летчикам, в качестве тренировки «мотнуться» по маршруту Москва – Петропавловск-Камчатский. Пожелание вождя пилоты выполнили в 1936 году. За это они были удостоены звания Героев Советского Союза.

А спустя всего лишь год они осуществили и свою мечту – приземлились на звездно-полосатом береге. Рузвельт лично принял советских пилотов.

А 15 декабря 1938 года Чкалов погиб, испытывая совершенно «сырой» истребитель И-180.

Источник

⚡️Гордость российской авиации: 7 первых авиаторов

Необходимое уточнение перед рассказом о первых русских авиаторах:

Формально первым авиатором с русским подданством был Шарль де Ламбер , получивший диплом пилота-авиатора №8 от 23.09.1909 во Франции. Родился он на Мадейре и в России никогда не бывал.

Знаменит был тем, что первым в Европе выучился летать на «Райте» и облетел на нём вокруг Эйфелевой башни. Этот самолёт потом был подарен Всероссийскому аэроклубу — в качестве исторического экспоната для Международной воздухоплавательной выставки в Петербурге.

Впрочем, наши соотечественники отнеслись к подарку без должного внимания, и полусобранный изломанный аэроплан представлял собой на выставке весьма жалкое зрелище.

Первым русским авиатором, выполнившим полёт в России некоторые исследователи считают Алексея Ван-дер-Шкруфа . Первый его удачный полёт 12 июля 1909 года был тренировочным, и случился без свидетелей. А при попытке сделать показательный — самолёт был разбит.

Известно, что в 1909 году А.А. Ван-дер-Шкруф был командирован во Францию от Одесского аэроклуба — для обучения на аэроплане «Вуазен». Выполнил несколько самостоятельных полётов, но экзамен не сдавал и диплом не получил. А неудачные полёты в России и разбитый аэроплан послужили поводом к изгнанию из аэроклуба.

А теперь самое интересное — 7 первых частных (не военных) дипломированных пилотов-авиаторов России.

Первых не по времени получения диплома, но по другим критериям. Каким именно? Читайте и запоминайте:

1. Михаил Ефимов

  • первый дипломированный русский пилот-авиатор.

Получил диплом №31 от 2.04.1910 г. во Франции в школе Фармана.

После тренировочного полёта в Одессе 7 марта 1910 года и пяти показательных на следующий день, в том числе с пассажирами, Михаил Ефимов по праву считается первым лётчиком России .

Он побеждал в крупнейших зарубежных авиационных соревнованиях и российских авианеделях. Работая инструктором в Севастопольской офицерской школе авиации (на Каче и в Гатчине) до Первой мировой войны подготовил сотни военных лётчиков , и это, пожалуй, главная его заслуга. В годы войны заслужил полный георгиевский бант — 4 георгиевских креста и получил за боевые заслуги чин прапорщика.

По России с показательными полётами практически не ездил, ограничившись Москвой и Петербургом, в отличие от.

2. Сергей Уточкин

  • первый русский авиагастролёр, пилот-самоучка .

Заявку на диплом №5 Всероссийского аэроклуба оформил только к 10 октября 1910 года, хотя к тому времени выполнил более 140 показательных полётов в разных городах , а экзамены сдал ещё в апреле.

Знаменитым Сергей Уточкин стал задолго до своего увлечения воздухоплаванием и авиацией, но подробнее об этом удивительном человеке мы обязательно расскажем в других статьях.

Его несомненная заслуга — более 300 показательных полётов на «Фармане» и «Блерио» в разных городах Российской империи.

Список городов, в которых он в 1910-1912 годах летал первым , впечатляет: Киев, Москва, Харьков, Варшава, Лодзь, Нижний Новгород, Екатеринослав, Тифлис, Баку, Батуми, Симферополь, Ростов, Псков, Винница, Минск, Двинск, Юрьев, Житомир, Керчь, Ковно, Орёл и т.д. Удачно летал в Египте и Греции.

Уточкин стал первым русским авиатором-спортсменом, который попытался 13 мая 1912 года летать на гидросамолёте в Петербурге, установив свой старенький «Фарман» на поплавки.

3. Генрих Сегно

  • первый российский пилот-авиатор, получивший диплом в российской авиашколе .

Получил диплом №1 от 31.07.1910 г. Императорского Всероссийского аэроклуба (ИВАК).

Выступал с показательными полётами в Польше, работал шеф-пилотом школы авиации «Авиата» в Варшаве.

Принимал участие во Всероссийском празднике воздухоплавания (1910 г.) и Второй С-Петербургской авианеделе (май 1911 г.). После тяжёлой аварии в 1912 году был вынужден завершить лётную деятельность.

4. Лидия Зверева

  • первая русская женщина-авиатор , диплом №31 от 10.08.1911 г.

Обучалась и сдала экзамены в авиашколе Первого Российского товарищества воздухоплавания «Гамаюн» в Гатчине.

Выступала с показательными полётами в Баку и Риге, где вместе с мужем — авиатором Владимиром Слюсаренко — организовала аэропланную мастерскую и школу авиации. Они стали первой семейной парой дипломированных авиаторов в России.

Подробнее о судьбе первой русской женщины-лётчицы можно прочитать в этой статье .

5. Михаил Григорашвили

  • первый русский студент , получивший диплом пилота-авиатора.

Диплом аэроклуба Франции №577 получил 9 августа 1911 года, сдав экзамен на экзотическом аэроплане «Пишоф».

Работал лётчиком-инструктором в авиашколе Всероссийского аэроклуба. В 1911-1912 гг. выступал с показательными полётами в Томске, Челябинске, Риге и на юге Украины.

Получив основательную инженерную подготовку, после революции сделал карьеру авиаконструктора в США.

6. Игорь Сикорский

  • первый русский авиатор, сдавший экзамен на самолёте собственной конструкции.

Диплом №64 от 26 августа 1911 года выдан Всероссийским аэроклубом.

18 августа 1911 г. в Киеве Сикорский сдал экзамен на звание пилота-авиатора на аэроплане собственной конструкции «С-5» (мотор Аргус в 50 л.с.), выполнив пять «восьмерок» на высоте более 200 метров в течение 36 минут 38 секунд.

С 1912 по 1918 год жил и работал в С-Петербурге , где и создал свои самые известные самолёты, в том числе многомоторные «Русский витязь» и «Илья Муромец».

Об этом талантливом русском авиаконструкторе мы обязательно расскажем новые любопытные подробности в наших следующих материалах.

7. Николай Рынин

  • первый и единственный русский авиатор , получивший в 1911 году все 3 диплома : пилота-аэронавта, пилота-авиатора и пилота дирижабля.

С показательными полётами Рынин не выступал, принял участие как воздухоплаватель на Всероссийском празднике авиации в 1910 году. Был одним из 45 учредителей Всероссийского аэроклуба.

Преподавал в Институте путей сообщения, где организовал воздухоплавательный кружок, из которого вышли известные впоследствии авиаконструкторы и лётчики.

Стал видным ученым и популяризатором в области воздухоплавания, авиации и космонавтики.

В 1920 году организовал в Петроградском институте путей сообщения факультет воздушных сообщений. В 1928-1932 годах опубликовал первый энциклопедический труд по истории и теории реактивного движения и космонавтике: многотомник «Межпланетные сообщения».

Подробнее об этом выдающемся «летающем профессоре» мы обязательно расскажем в одном из следующих материалов.

Примечание для самых любознательных и дочитавших до конца: все даты приведены по старому (дореволюционному) стилю.

Продолжение цикла «Гордость русской авиации: 7 первых. « смотрите в следующих статьях.

Спасибо за внимание! Ставьте 👍 и подписывайтесь на канал «Крылья Истории» .

Друзья, прошу поддержать мой канал лайком 👍 репостом и подпиской. Это важно. Спасибо! 💥

Источник

Забытые имена и судьбы первых русских авиаторов

24 ноября 1910 года на аэродроме Куликово поле под Севастополем прошла торжественная церемония открытия Севастопольской офицерской школы авиации. Она стала второй после Гатчинской авиационной школой в Российской империи и первой в стране, специализирующейся на подготовке военных летчиков.

Школа была создана по особому распоряжению Николая II (император присутствовал во время торжественного вручения дипломов ее первым выпускникам в октябре 1911 года), а ее покровителем был шеф русской авиации великий князь Александр Михайлович. Свою историю школа продолжила и после революции — правда, сменив название на Качинское военное училище летчиков.

Однако тогда, на заре ее существования, в распоряжении курсантов было только восемь самолетов, скорость самого быстрого из которых едва достигала 70 км/ч. Зато в подготовке первых отечественных авиаторов, которым вскоре предстояло проявить себя на фронтах Первой мировой войны, приняли участие летчики, стоявшие у истоков развития отечественного воздухоплавания.

«Известия» вспомнили имена и судьбы самых известных педагогов и покровителей Севастопольской офицерской школы авиации.

Ефимов: первопроходец русской авиации

Руководить вновь созданной школой предложено было первому русскому авиатору Михаилу Ефимову. Сын слесаря, выпускник Одесского железнодорожного училища, он в 1908 и 1909 годах становился чемпионом России по мотоциклетному спорту. Однако в 1909 году, впервые совершив полет на планере, добился возможности уехать во Францию, чтобы выучиться на пилота. Деньги на учебу ему предоставил барон Иван Ксидиас — позднее Ефимову пришлось их отрабатывать в течение трех лет.

Уже в апреле 1910 года Ефимов выиграл престижные соревнования во французской Ницце, использовав призовые деньги на то, чтобы выплачивать долг и купить собственный самолет. Позднее он также удачно выступал на соревнованиях в Вероне, Руане, Реймсе и Будапеште, а осенью появился на Всероссийском празднике воздухоплавания в Петербурге, где познакомился с родоначальником отечественной авиации Николаем Жуковским. Там же ему предложили возглавить вновь создающуюся летную школу в Севастополе, и Ефимов предложение принял. После начала Первой мировой войны он ушел добровольцем на фронт, где в качестве летчика-охотника выполнял опасные разведывательные рейды в тыл противника.

В 1917 году после Февральской революции первый русский авиатор присоединился к большевикам и вошел в состав комитета гидроавиации в Крыму. В 1919 году, когда на полуострове высадился десант белой армии, 28-летний Михаил Ефимов пытался спастись бегством. При попытке покинуть Крым он был убит.

Арцеулов: первый преднамеренный штопор

Среди первых курсантов и преподавателей школы был и русский летчик Константин Арцеулов. Бывший моряк — Арцеулов окончил Морской корпус в Петербурге, — он получил диплом авиатора в 1911 году и сразу после этого начал работать инструктором в офицерской школе авиации. Тогда ему было 20 лет.

Арцеулов приходился внуком знаменитому маринисту Ивану Айвазовскому. Сам он, помимо военного дела, увлекался живописью и слыл одаренным художником. Однако прославился в первую очередь в авиационной среде.

В 1915 году Арцеулов первым в мире выполнил одну из самых опасных фигур пилотажа — он преднамеренно ввел самолет в штопор, и в наши дни грозящий неопытным летчикам потерей контроля над самолетом и почти неминуемым крушением, после чего самостоятельно вывел машину в горизонтальный полет. Именно после того как Арцеулов доказал, что самолет в штопоре может быть управляем, эта фигура была введена в программу летных школ. Умение выводить машину из неконтролируемого падения впоследствии спасло жизнь не одному поколению курсантов.

Андреади: первые рекорды дальности и продолжительности полета

Инструктор Севастопольской офицерской школы авиации Дмитрий Андреади пришел в авиацию, уже будучи опытным офицером — за свое участие в Русско-японской войне в 1904–1905 годах, в ходе которой он командовал пехотными подразделениями, Андреади был награжден тремя орденами. В июле 1911 года он сдал экзамены на летчика, а уже в августе установил национальный рекорд по длительности полета с пассажиром — 2 часа 35 минут.

Чуть позже, в начале 1912 года, Андреади поставил свой второй рекорд, теперь уже по дальности полета, пролетев по маршруту Севастополь — Санкт-Петербург с промежуточными посадками в Херсоне, Одессе, Кременчуге, Полтаве, Харькове и Москве. В 1914 году Дмитрий Андреади погиб, разбившись во время тренировочного полета. Ему было 36 лет.

Великий князь Александр Михайлович: покровитель русской авиации

Шефом русской авиации и высокопоставленным покровителем Севастопольской офицерской школы авиации стал шурин и близкий друг императора Николая II, великий князь Александр Михайлович.

Профессиональный моряк, окончивший Морское училище, совершивший в 1886 году кругосветное плавание, командовавший в том числе черноморским эскадренным броненосцем «Ростислав», именно он в 1909 году стал инициатором работы над созданием отечественной авиации. Тогда на заседании Императорского общества судоходства, на котором должны были обсуждаться вопросы финансирования восстановления русского флота после войны 1904–1905 годов, он обратился к его участникам с предложением вместо этого использовать средства комитета на создание воздушного флота.

«У нас же в России авиация лишь начинает делать первые шаги. Мы должны торопиться, чтобы не оказаться еще раз уязвленными благодаря неполности нашего вооружения. В будущих войнах не может быть победы без воздушного флота», — отметил великий князь.

Вскоре после этого, в 1910 году, стремительный рывок вперед сделала отечественная спортивная авиация, первая школа летчиков открылась в Гатчине, а вслед за ней начала свою работу офицерская летная школа в Севастополе.

В 1917 году, когда все Романовы были уволены из армии, Александр Михайлович поселился в своем имении в Крыму. Позднее эмигрировал в Париж, где до конца жизни состоял почетным председателем Союза русских военных летчиков и стал автором нескольких книг. Шеф русской авиации скончался во Франции в 1933 году в возрасте 67 лет.

Источник

Оцените статью