- 17.3 Задачи и направления переходной экономики. Либерализация. Цели и направления государственного регулирования в переходной экономике.
- Классификация стран с переходной экономикой
- Что такое переходная экономика — основные черты
- Особенности функционирования переходной экономики
- Типы переходной экономики, чем отличаются по характеру процессов и масштабам
- Страны с переходным типом экономики
- Отличия переходной экономики России от других стран
17.3 Задачи и направления переходной экономики. Либерализация. Цели и направления государственного регулирования в переходной экономике.
Выделяют следующие главные задачи переходной экономики:
1) преодоление кризисных явлений, усугубившихся после вступления общества в переходную экономику;
2) формирование рыночных отношений и рыночной инфраструктуры;
3) реформирование отношений собственности как основы экономической системы;
4) создание условий экономической свободы для всех субъектов хозяйствования;
5) формирование развитой системы социальной защиты и социальных гарантий, ограждающих население от тяжелых последствий реформирования экономики.
Как показывает практика, в каждой постсоциалистической стране, ставшей на путь перехода к рыночной экономике, существуют свои концепции и программы решения главных задач переходной экономики, формирования рыночных отношений. Вместе с тем в них можно выделить несколько общих, «обязательных» направлений:
* либерализацию экономики, связанную, в первую очередь, с отпуском цен. Это первоочередной шаг реформирования экономики. Он позволяет выявить реальное соотношение спроса и предложения, определить нерентабельные виды производства и тем самым наметить первоочередные направления структурной перестройки народного хозяйства. Последующие (а зачастую и одновременные) шаги — освобождение от государственного диктата финансовых отношений, а также внутренней и внешней торговли;
* реформирование отношений собственности путем разгосударствления и приватизации государственной собственности. Именно в результате приватизации должно установиться многообразие форм собственности: государственной, коллективной и частной. Оно необходимо для преодоления монополии государства, формирования многоукладной рыночной экономики, сокращения сферы государственной регламентации общественного производства, создания и развития конкурентных рыночных отношений;
* стабилизацию экономики, под которой понимается устранение резких колебаний цен и формирование устойчивых финансовых отношений;
* реструктуризацию (структурную перестройку) экономики и отдельных предприятий, включающую санацию производства, приведение структуры народного хозяйства в соответствие с требованиями современной рыночной экономики и потребностями страны, перестройку технической базы предприятий на основе передовых, высокоэффективных технологий;
* интеграцию национальной экономики в систему мирохозяйственных связей, становление экономики открытого типа. Для этого необходимо либерализовать внешнюю торговлю, обеспечить надежную правовую и экономическую защиту иностранных инвестиций, внешнюю и внутреннюю конвертируемость национальной валюты. Важнейшую роль в переходной экономике играют широкомасштабная либерализация и последовательная стабилизация.
Либерализация предполагает свободное ценообразование и прекращение контроля со стороны государства над торговлей. Значимость либерализации заключается в возможности преодоления двух фундаментальных недостатков централизованной экономики: искаженной системы стимулов и ограниченности информации. Либерализация заставляет предприятия ориентироваться на потребительский спрос и получение прибыли в условиях конкуренции. Она способствует ценообразованию, соответствующему реальному соотношению спроса и предложения, предоставляющему производителю сигнальную информацию о потребности в тех или иных товарах. Либерализация на первом этапе неизбежно ведет к скачку цен, а инфляция мешает нормальному функционированию экономики. Но, несмотря на все издержки, либерализация позволяет разорвать жесткие административные связи между государством и предприятиями, сократить субсидии, создав тем самым условия для стабилизации экономики.
Роль либерализации не ограничивается только «отпуском» цен. В переходной экономике она включает целый комплекс широкомасштабных мероприятий: отмену системы государственных заказов и поставок, ликвидацию государственной производственной и торговой монополии, предоставление экономической свободы предприятиям в выборе ассортимента продукции и поставщиков, отказ от централизованного распределения иностранной валюты.
В постсоциалистических странах либерализация была осуществлена в различные сроки. В Венгрии частичные преобразования начались в 60-е годы, в Китае — в 70-е. В Польше провели «мгновенную» либерализацию, когда в январе 1990 г. отпустили 90 % цен, отменили монополию государства в сфере торговли и обеспечили конвертируемость валюты. Подобная модель быстрой и комплексной либерализации была реализована в Албании, Чехословакии, странах Балтии и Кыргызстане.
В России и некоторых других странах СНГ на первоначальном этапе перехода к рыночной экономике произошла значительная либерализация цен и импортных операций. В то же время более медленными темпами в этих странах освобождаются цены на коммунальные услуги и общественный транспорт, а цены на многие потребительские товары до сих пор находятся под контролем местных властей.
Практически во всех странах с трансформирующейся экономикой после освобождения цен наблюдалась значительная инфляция, спад производства, взаимные неплатежи, усиление социального расслоения населения, снижение его жизненного уровня. Опыт разных стран показывает, что если уровень инфляции превышает порог в 40 % в год, то развитие экономики резко замедляется. Высокая инфляция искажает ценовые стимулы, порождает неопределенность ожиданий, препятствующую накоплению сбережений и инвестирования.
Важнейшей функцией государства является обоснование и выбор целей и ограничений развития, их приоритетов, последовательности и сроков реализации. Совокупность целей образует своеобразную иерархически упорядоченную систему, в которой цели расположены по степени их значимости и срокам достижения.
Так, стратегической целью реформирования экономики Беларуси является повышение благосостояния населения до уровня высокоразвитых европейских государств. Стратегическим же направлением социально-экономического развития является движение к обществу постиндустриального типа для достижения высокого уровня качества жизни населения, улучшения среды обитания на снова формирования нового технологического способа производства и многоукладной рыночной экономики.
Этот стратегический курс является тем стержнем, вокруг которого разворачиваются остальные направления экономической политики и формируются их долгосрочные цели. К ним относятся: стремление к полной занятости населения, обеспечение экономической свободы для субъектов рынка, поддержание равновесия в экономике и стабильности цен, сохранение окружающей среды, достижение устойчивого роста, обеспечение социальных гарантий поддержание внешнеэкономического равновесия, защита от внешней экспансии.
Кроме того, на каждом этапе переходной экономики существуют свои, более локальные цели. Так, цель современного этапа для стран СНГ, в том числе и для Беларуси, является стабилизация социально-экономической ситуации и создание предпосылок для экономического pоста.
Все цели должны быть взаимоувязаны как между собой, так и с ресурсами, необходимыми для их достижения. Вместе с тем сложность и новизна стоящих перед государством задач объективно препятствуют разработке детальной программы долгосрочных рыночных преобразований в экономике.
Источник
Классификация стран с переходной экономикой
Что такое переходная экономика — основные черты
Переходная экономика — экономика, осуществляющая переход из одного состояния в другое, в процессе которого происходит радикальное преобразование всей социально-экономической системы, трансформируются отношения собственности, институты и инструменты управления, цели и средства экономического развития.
Иначе говоря, название «переходная экономика» означает промежуточное состояние в результате социально-экономических преобразований. Применительно к России соответствует переходу от административно-командной советской к системе рыночной.
Закономерности подобного промежуточного состояния:
- инертное состояние воспроизводственного процесса;
- интенсивное развитие новых форм, отношений, институтов;
- особенная роль субъективного фактора.
Описание пяти основных черт переходной экономики:
- Нестабильность. В процессе функционирования любой системы происходят изменения, выступающие средствами приведения в равновесное состояние и реализации свойственной ей цели. Происходящие в переломную эпоху изменения усиливают неустойчивость системы для того, чтобы она уступила место другой.
- Смешанность старого и нового. В этот период появляются и начинают работать особые переходные экономические формы, своеобразные сигналы отмирания прежней системы, указатели направленности перехода и признаки необратимости процесса сменяемости;
Форма феодальной денежной ренты не отвечала содержанию феодальных отношений личной зависимости.
Переход от традиционной к индустриальной рыночной экономике два века назад отличается от современных переходных процессов. Различаются исходные состояния, экономический строй, социальные и структурные противоречия.
Особенности функционирования переходной экономики
Специфические особенности функционирования переходной экономики связаны с процессом воспроизводства.
- Инертное состояние воспроизводственного процесса, связанное с его непрерывностью, не позволяющей быстро заменить существующие формы желательными. Она предполагает сохранение на длительный срок старых экономических форм. Проявляется это в сохранении структуры производства, преобразование которой требует большого срока. Инерционность порождает ряд важных для экономической политики следствий:
- глубокая преемственность переходной экономики с исходным состоянием перехода;
- относительно длительный срок перехода;
- сохранение сложившегося общественного менталитета: укоренившихся представлений о нормах жизни, исповедуемых идеалах общественного устройства.
- Интенсивное преимущественное развитие новых форм и отношений. Учет действия этой особенности предполагает и правильное понимание механизма развития новых отношений:
- появляются новые по содержанию формы, не свойственные условиям господствующей системы;
Появление капиталистических предприятий в экономике феодального общества, формирование институтов рыночной экономики в условиях плановой.
Помещичье хозяйство постепенно трансформируется в хозяйство буржуазного типа, мастерская ремесленника — в предприятие с наемным трудом.
Главные задачи переходной экономики заключаются в:
- ее либерализации — переходу к свободному ценообразованию;
- приватизации государственных предприятий;
- осуществлении институциональных преобразований;
- демонополизации и создании конкурентной среды;
- структурных преобразованиях народного хозяйства;
- либерализации внешней торговли — переходу к экономике открытого типа;
- ограничению прямого государственного вмешательства.
Типы переходной экономики, чем отличаются по характеру процессов и масштабам
История знает различные типологии переходной экономики.
По масштабам переходных процессов выделяют два типа:
1. Локальный характеризует переходное состояние в регионе или отдельной стране. В его основе лежит особенность развития каждой экономики под воздействием известных факторов, вытекающая отсюда неравномерность развития различных регионов и стран.
В локальной переходной экономике воплощается единство общего и особенного в переходных процессах.
Переход от отношений личной зависимости к рыночным отношениям в разных странах Западной Европы происходил в разное время и своеобразно, приводя к формированию неодинаковых моделей.
2. Глобальный характеризует единый процесс изменений в масштабах всего мирового хозяйства или в рамках цивилизации. Глобальные переходные процессы характерны для всей истории человечества.
Переход от единой цивилизации к восточной и западной в I тысячелетии до н. э. Такой же характер носит и переход от традиционной к рыночной экономике, а затем к экономике будущего.
По характеру переходных процессов также выделяют два типа:
- Естественно-эволюционный выражает естественный ход исторической эволюции. Характерен для глобальных процессов.
Переходные процессы к моменту французской революции 1789 года.
Строительство социалистического общества и новой экономики в России в 1917 году, программа послевоенной Германии.
Известны случаи переплетения этих двух типов переходной экономики, когда сознательно осуществляемая реформа открывала путь ускорению естественной эволюции.
Российская реформа 1861 года была направлена на ускорение перехода от традиционной экономики к рыночной. Продолжением ее была реформа Петра Столыпина.
Страны с переходным типом экономики
Термин «переходная экономика» в современном мире чаще используют для характеристики преобразований экономики социалистических стран. По этой причине переходной специализацией отличаются 28 постсоциалистических государств Центральной и Восточной Европы и бывшего СССР. Кроме того, по оценке МВФ по некоторым критериям к списку иногда относят часть государств Азии.
В перечне постсоциалистических государств выделяют три группы:
- европейские страны — Албания, Болгария, Венгрия, Польша, Румыния, Словакия, Чехия и преемники Югославии Босния и Герцеговина, Македония, Словения, Хорватия, Сербия, Черногория;
- страны СНГ, бывшие советские республики — Азербайджан, Армения, Белоруссия, Грузия, Казахстан, Киргизия, Молдавия, Россия, Таджикистан, Туркменистан, Узбекистан, Украина;
- бывшие прибалтийские республики — Латвия, Литва, Эстония.
Для стран Центральной и Восточной Европы, стран Балтии и подгруппы Балканских стран характерен изначально более высокий уровень социально-экономического развития, радикальное и успешное проведение реформ в результате «бархатных революций», выраженное стремление войти в состав Евросоюза. Лидерами группы выступают:
Среди аутсайдеров — Албания, Болгария и Румыния.
Отличия переходной экономики России от других стран
Согласно прогнозной классификации МВФ в мировой рейтинг стран в 2020 году по уровню ВВП из государств с переходной экономикой входит только Россия с показателем в 1.46 трлн долларов США, что обеспечивает ей 11-е место. Такая ситуация была не всегда.
Распад в 1991 году Советского Союза, правопреемницей которого стала Российская Федерация, привел к разрыву складывающихся десятилетиями хозяйственных связей между предприятиями бывших республик.
Единовременная отмена государственного ценообразования в условиях всеобщего дефицита товаров и услуг, стихийная приватизация наиболее крупных экспортно-ориентированных государственных предприятий, введение параллельной валюты в виде американского доллара и либерализация внешнеторговой деятельности привели к резкому падению производства.
ВВП в России снизился почти в два раза, гиперинфляция достигала двух тысяч процентов в год. Резко упал курс рубля, возник дефицит государственного бюджета, произошло расслоение населения при абсолютном обнищании основной его массы, сформировался олигархический вариант капитализма без создания среднего класса.
Кредиты МВФ и других зарубежных организаций направлялись на «латание дыр» в государственном бюджете и бесконтрольно разворовывались. Проведение «шоковой терапии» финансовой стабилизации в виде бюджетных ограничений и сжатия денежной массы за счет роста процентных ставок несколько снизили инфляцию, но имели серьезные социальные потери: безработица, рост смертности населения и количества беспризорных детей.
Переход к рынку в России кроме простого введения частной собственности и рыночных отношений требовал проведения существенных преобразований:
- разгосударствление экономики, означающее приватизацию и стимулирование развития негосударственных предприятий;
- развитие негосударственных форм собственности, в том числе частной собственности на средства производства;
- формирование потребительского рынка и насыщение его товарами.
Резюмируя, специфика переходной экономики в России заключается в следующем:
- историческая беспрецедентность перехода;
- крайне высокая степень огосударствления экономики;
- длительное пребывание в условиях административно-командной экономики;
- глубокая структурная деформация экономики;
- низкое качество многих видов отечественной продукции;
- высокая степень монополизации;
- отсутствие рыночных институтов.
Источник