Либерализация внешней торговли развивающихся стран

Либерализация внешней торговли: плюсы и минусы

Либерализация внешней торговли – это снятие ограничений на импорт и экспорт товаров и услуг между странами. Противоположностью такой свободной торговли является протекционизм — жесткая торговая политика, направленная на устранение конкуренции со стороны других стран.

Сегодня большинство промышленно развитых стран принимают участие в комплексных соглашениях о свободной торговле, заключают международные пакты, которые допускают, но регулируют тарифы, квоты и другие торговые ограничения.

Общая информация

Свободной называется такая торговля, которая, в сущности, предоставлена государством самой себе (лишь с некоторыми ограничениями). Это означает, что при заключении финансовых договоров нет никаких квот, тарифов и правительством не учиняются лишние препятствия. Торговля основывается только на рыночных силах и закономерностях, а не поощряется за счет субсидий и не ограничивается налогообложением. Никакой дискриминации предпринимателей не происходит.

Хотя абсолютно свободная торговля часто обсуждается в политических беседах, в современном мире она редко практикуется. Будет ли переход к системе, которая поощряет свободную торговлю вместо нынешней системы, выгоден странам мира? Или это принесет больше вреда, чем пользы?

Вот некоторые ключевые моменты, касающиеся плюсов и минусов либерализации торговли.

Каковы плюсы либерализации внешней торговли?

  • Экономический рост всегда приветствуется странами. Даже когда налоги, тарифы и другие ограничения на торговлю строго регулируются, а не полностью устраняются, все участвующие стороны получают экономическую выгоду. Из-за НАФТА (Североамериканское соглашение о свободной торговле), Торговое представительство США оценивает, что экономический рост был на 0,5% выше, чем в том случае, если бы соглашение о свободной торговле не было активным.
  • Снижение налогов и барьеров для входа увеличивает возможности для бизнеса. Средства ограничения заключены в торговых соглашениях в законах по защите местного бизнеса. Когда эти защиты снимаются, результат имеет тенденцию благоприятствовать потребителю, поскольку на местном уровне может возникнуть большая конкуренция со стороны глобальных организаций. Это уменьшает стагнацию на рынках, хотя и рискует исключить малые предприятия из деятельности. Более низкие налоги и меньше барьеров для входа также могут снизить цены для клиентов.
  • Это создает возможности для прямых иностранных инвестиций. Когда существует меньше барьеров для торговых соглашений, иностранные компании создают партнерства, инвестируют и даже напрямую выходят на новые рынки, потому что есть шанс на более высокую прибыль. Это помогает изолированным странам развивать свою экономическую инфраструктуру. Такие страны, как США и Канада, используют соглашения для сохранения экономических выгод, способствуя повышению уровня жизни каждого.
  • Больше опыта вносится в процесс. Глобальные компании, как правило, имеют больший опыт в своей области, чем местные компании, работающие на региональном уровне внутри страны. Это означает, что специальные работы могут выполняться с меньшими затратами, может быть повышена эффективность в операционных системах и потребуется меньше ресурсов для производства товаров или услуг. Местные компании могут даже учиться у глобальных компаний и перенимать их наиболее успешные практики путем прямого наблюдения.
  • Это снижает государственные расходы. Местные отраслевые сегменты, такие как сельское хозяйство, часто субсидируются местными органами власти. Внедряя новые практики и повышая эффективность в системах распределения, правительство должно предоставлять меньше денег, чтобы цены были доступными на местном уровне. Это означает, что налоговые поступления могут быть направлены на инфраструктуру, социальные программы, оборону или другие нужды общества.
  • Передача ресурсов наиболее продуктивным людям и организациям. Люди, которые являются лучшими в своем деле, будут иметь больше возможностей добиться успеха в условиях свободной торговли. Это означает, что любой из них сможет осуществить свои мечты из-за желания организаций работать с лучшими. Компании следуют этому принципу, имея возможность разрабатывать или получать доступ к новым технологиям или передовым методам, помогающим местной экономике развиваться. Когда происходит такой рост, возникает больше возможностей для трудоустройства.
Читайте также:  Методы анализа экономики страны

А каковы недостатки такой либерализации?

  • Это приводит к возможности трудоустройства на внешний подряд. Глобальные компании могут привнести больше опыта и лучшие практики в местную экономику, но кто получает рабочие места в них? Свободная торговля приводит к тому, что рабочие места передаются на аутсорсинг, потому что международные работники либо более опытны, либо их дешевле нанимать, либо они готовы работать на условиях меньшей защищённости. Тарифы и налоговая политика помогают сократить аутсорсинг рабочей силы.
  • Есть сниженная защита умственной собственности. Права на интеллектуальную собственность не могут восприниматься иностранными правительствами или конкурентами так же серьезно, как внутри страны. Изобретения и патенты могут копироваться в условиях свободной торговли, что снижает потенциал компании в плане создания хороших рабочих мест при справедливой заработной плате. Даже когда меры защиты в этой сфере действуют, нет никаких гарантий, что иностранное правительство будет применять законы с той же строгостью, что и местное национальное правительство.
  • Это поощряет урбанизацию. Есть две фермы. Один из них — это небольшой семейный бизнес, а другая – крупная иностранная предпринимательская ферма. Вторая ферма получает те же субсидии, что и семейное предприятие, но поскольку она производит гораздо больше продукции, получает, соответственно, больше помощи от правительства. Это позволяет ей продавать товары по более низким ценам, которые нравятся магазинам, потому что обеспечивают им больше продаж. В конце концов, семейная ферма должна либо найти свою новую отдельную нишу, чтобы конкурировать, либо её рабочие должны искать работу в другом месте. Так либерализация внешней торговли часто поощряет урбанизацию.
  • Часто бывают неподобающие условия труда. Развивающиеся рынки и развивающиеся страны обычно не имеют таких законов, которые охраняют заработную плату работников и условия труда. На некоторых рынках даже разрешается нанимать детей на тяжелые рабочие и заводские должности, которые в лучшем случае не соответствуют стандартам. Поскольку свободная торговля подчеркивает отсутствие ограничений, она может способствовать плохим условиям труда, которые люди вынуждены терпеть, если хотят зарабатывать на жизнь для своей семьи.
  • Вред окружающей среде. Многие возможности свободной торговли основаны на наличии природных ресурсов. Это приводит к тому, что используются самые быстрые методы их изъятия, такие как сплошная рубка леса или сверхэксплуатация скважин, что может нанести долговременный ущерб местной среде. Это также означает, что природные ресурсы быстро истощаются для местного населения. Экономика, которая построена на этом процессе, часто терпит крах, потому что, как только ресурсы исчезают, торговать становится уже нечем.
  • Либерализация внешней торговли снижает доходы. Когда принципы свободного глобального рынка действуют без ограничений, доходы менее развитых стран и предприятий обычно уменьшаются из-за высокого уровня конкуренции. Это помогает крупным странам, организациям и объединениям. Небольшие страны, компании и организации оказываются вынуждены выискивать способы восполнить потерянные доходы, и это далеко не всегда оказывается возможно для них.
Читайте также:  Павла волю страны мира

Плюсы и минусы свободы внешней торговли показывают, что она может быть весьма выгодной, но к ней следует подходить, рассматривая долгосрочные последствия. Цель любой компании — повысить прибыль. Цель любого правительства — обеспечить наилучшую защиту своих граждан. Полный протекционизм в торговле не удовлетворит данному стремлению, но и полная свобода для иностранных товаров скажется на местном населении не лучшим образом. Наилучшие решения, как правило, представляют собой золотую середину. И к внешней торговле это относится более, чем к чему-либо ещё.

Источник

Либерализация внешней торговли развивающихся стран

Развитие международных кооперации и специализации является основой роста международной торговли. Процесс международного разделения труда значительно ускоряется благодаря стремительному развитию научно-технического прогресса. Эти объективные процессы значительно меняют структуры мировой экономики и геополитическую карту мира в целом. Постепенно в процесс экономической глобализации все больше вовлекаются даже самые отсталые страны, в структуре экспорта которых часто преобладают сырьевые товары.

Либерализация внешней торговли представляет собой устранение протекционистских барьеров для обмена экономическими благами между странами. Речь идет о снижении или отмене некоторых тарифных и нетарифных внешнеторговых барьеров. Таким образом, чем меньше преград внешней торговле в виде пошлин, квот, лицензий и т. д., тем более открыта экономическая система.

Готовые работы на аналогичную тему

Степень вовлеченности национальной экономики в мировой рынок можно выяснить при помощи такого показателя, как экспортная квота (иногда его называют «коэффициентом открытости»). Он представляет собой отношение объема экспорта страны к ее ВВП.

Цели либерализации

Внешнеторговая либерализация играет важную роль, особенно для переходной (транзитивной) экономики. Развитие рыночной экономики невозможно без либерализации внешней торговли. Любая развитая страна мира должна быть вовлечена в мировой рынок, поскольку от этого во многом зависят:

  • платежный баланс страны,
  • приток необходимых экономике потребительских и инвестиционных товаров,
  • курс национальной валюты,
  • инвестиционный климат,
  • уровень инфляции и покупательная способность населения,
  • развитие конкуренции,
  • импорт новых технологий,
  • и многие другие важные аспекты.

Основные цели либерализации внешней торговли:

  • выход национальных производителей на внешние рынки
  • ужесточение конкуренции между национальными производителями и иностранными, которое побуждает отечественные предприятия снижать издержки, инвестировать в расширенное воспроизводство, повышать качество товаров и услуг, а также расширять их ассортимент (это в итоге приводит к росту экономики на макроуровне)
  • повышение конкурентоспособности национального производства, приведение его качества к мировым стандартам
  • развитие предпринимательства
  • импорт структуры мировых цен, ведущее к более рациональному ценообразованию на национальном рынке
  • открытие для национальных производителей новых рынков сбыта (маркетинг)
  • заимствование навыков эффективного менеджмента и т. д.

На ранней стадии экономических преобразований либерализация внешней торговли – вынужденная и необходимая мера для долгосрочного достижения макроэкономической стабильности и начала структурных реформ. Когда экономика страны становится более открытой, она теснее интегрируется в мировой рынок. Для этого правительство и законодатели увязывают внешнеторговый режим страны мировыми стандартами (в том числе с нормами Всемирной торговой организации, ВТО). С другой стороны, правительствам развивающихся стран следует понимать, что либерализация не должна быть самоцелью, а, скорее, средством достижения стратегических целей устойчивого экономического роста и развития.

По мере развития рыночной экономики, стоящие перед государством задачи в сфере внешнеторговой политики, могут значительно меняться (как в сторону большего протекционизма или же фритредерства). В идеале, краткосрочные проблемы, связанные с макроэкономической стабилизацией, улучшением платежного баланса, пополнением госбюджета, устранением дефицита на товарном рынке и т. д. постепенно уступают место долгосрочным целям, связанным с качественными изменениями структуры экономики, инвестиционной привлекательностью и увеличением роли наукоемких производств в ВВП.

Источник

Протекционизм и либерализация внешней торговли в России и ведущих странах мира

Последнее десятилетие характеризуется повышением неопределенности в мировой экономике. В международной торговле это приводит к тому, что продолжающаяся либерализация, основанная на снижении ставок тарифов и увеличении числа преференциальных торговых соглашений, особенно в периоды кризисов, сопровождается всплесками протекционизма.

Договоренности последнего успешного Уругвайского раунда многосторонних переговоров привели к учреждению Всемирной торговой организации (ВТО), снижению тарифов развитых стран на 40% на промышленные товары (с 6,3% до 3,8%). Объем торговли промышленным товарами, на которые развитые страны применяют нулевые ставки ввозных таможенных пошлин, увеличился с 22 до 44%. Количество ставок, превышающих 15%, снизилось в развитых странах с 7 до 5%, в развивающихся — с 9 до 5%. Развитые страны повысили количество «связанных» тарифных линий с 78 до 99%, развивающиеся — с 21 до 73%. Импортные ограничения и квоты на более чем 30% торговли сельскохозяйственной продукцией были заменены на эквивалентные тарифные ограничения 1 . В целом именно по итогам Уругвайского раунда была сформирована современная многосторонняя торговая система.

Состав членства ВТО после Уругвайского раунда продолжил расширяться — в 1995 г. насчитывалось 112 членов, к 2014 г. их число возросло до 160 2 . Однако по мере укрепления роли в мире развивающихся стран и роста противоречий между ними и развитыми странами, Доха раунд до настоящего времени является неудачным, особенно на фоне масштаба достигнутых договоренностей Уругвайского раунда. Даже после одобрения отдельных элементов, вошедших в «Балийский пакет» в 2013 г., путь к завершению Доха раунда все еще не определен 3 . Основными движущими процессами либерализации торговли в этих условиях стали одностороннее снижение тарифов и преференциальные торговые соглашения.

Многосторонняя либерализация торговли прослеживается вместе с движением уровня тарифов: постепенное снижение с резкими разнонаправленными изменениями в период мирового кризиса 1997-1998 гг. и повышением в кризис 2008 года (см. среднеарифметические значения РНБ тарифов по регионам мира на рисунке 1). Наибольшие колебания тарифов наблюдаются в странах Южной Азии, где они сглаживаются лишь со второй половины 2000-х гг.


Относительно низкие тарифы США и ЕС постепенно снижались. В частности, заметно снижение уровня РНБ тарифов с 1997 г., после подписания Соглашения по информационным технологиям. Китай осуществлял последовательное снижение тарифов с начала 1990-х гг. (с уровня более 30%) и продолжил снижение после своего вступления в ВТО в 2001 г. Россия, наряду с Индией и Бразилией, характеризуется достаточно динамичными всплесками уровня тарифной защиты, особенно в качестве реакции на кризисы 1998 и 2008 гг. 4

В развивающихся странах уровень тарифной защиты значительно выше по сравнению с развитыми странами, при этом за последние десятилетия их доля в мировом импорте существенно выросла: с 27% в 1999 г. до более 40% в 2013 г., в мировом экспорте — с менее чем 30% сразу после окончания Уругвайского раунда до 45% в 2013 г. 5

Сравнение фактических тарифов с уровнем связывания (обязательствами при присоединении к ВТО) показывает, что развивающиеся страны, как правило, имеют средние ставки тарифов на сельскохозяйственные и промышленные товары ниже уровня связывания (см. таблицу 1). У некоторых стран разрыв между связанным и применяемым значением тарифов на сельскохозяйственные товары составляет более 30 п.п. (Египет, Индия, Индонезия, Малайзия и Южная Африка; еще одна группа стран (Аргентина, Бразилия, Мексика, Турция, Филиппины и Чили) применяют тарифы на 20 п.п. ниже, чем уровень связывания.

Связанный и действующий РНБ тарифы на сельскохозяйственные и промышленные товары в развивающихся странах-членах ВТО и России

Присоединение к ВТО

Действующий РНБ (2013)

Действующий РНБ (2013)

11 декабря 2001

22 августа 2012

11 декабря 2005

Источник : составлено автором по данным WTO Tariff Profiles (2013). URL: http://stat. wto.org/TariffProfile/WSDBTariffPFHome.aspx?Language=E

У стран, которые присоединились к ВТО относительно недавно (Вьетнам, Китайский Тайбэй, Китай и Украина), связывающие уровни тарифов ниже, чем у остальных стран, и действующий тариф лишь немного ниже связанного. Аналогичная ситуация наблюдается и в уровнях тарифной защиты для промышленных товаров. В соответствии с официальными данным ВТО 6 Россия является исключением из этого правила, — действующий тариф на обе категории товаров превышает средние значения связанных тарифов.

В целом за последнее десятилетие сокращение среднего уровня тарифов в мире произошло, в первую очередь, благодаря снижению уровня РНБ тарифов. Преференциальная либерализация также внесла определенный вклад, однако он невелик, и, по оценкам 7 , в отличие от снижения РНБ-тарифов, характерного для развитых стран с высоким уровнем ВВП на душу, преференциальная либерализация более характерна для стран со средним уровнем доходов.

По состоянию на 8 января 2015 г. в ВТО было нотифицировано 604 соглашения (покрывающих товары, услуги и присоединения), в том числе 398 действующих. С учетом двойной нотификации (по методологии ВТО) преференциальных торговых соглашений, покрывающих товары и услуги, это означает наличие примерно 450 (250 действующих) физических соглашений. Это количество вырастет в ближайшие годы, так как целый ряд соглашений находится на этапе переговоров и планируется к подписанию в ближайшие 5 лет.

Важно отметить, что, несмотря на стремительный рост числа преференциальных соглашений, доля торговли, охваченная данными соглашениями в период с 2003 по 2013 гг., выросла незначительно — с 40 до 47% 8 . Основная причина заключается в том, что большинство соглашений было подписано второстепенными игроками в мировой торговле. Страны, взаимная торговля которых составляет значительную часть мировой торговли, только рассматривают возможность начала переговоров (ЕС-Китай), либо находятся в стадии переговоров (США-ЕС в рамках Трансатлантического партнерства, США-Япония и другие страны АТР в рамках Транстихоокеанского партнерства, АСЕАН+6 в рамках Всеобъемлющего регионального экономического партнерства).

При продолжающемся снижении тарифов в регулировании международной торговли повышается роль нетарифных мер. Индекс ограничений доступа на рынки 9 показывает, что нетарифные меры ограничивают доступ гораздо больше, чем тарифы. Так, к примеру, тарифные ограничения, с которыми сталкивается экспорт сельскохозяйственных товаров из стран с низким уровнем дохода, составляют около 5% (с учетом всех схем преференций, применяющихся в развитых странах). Для сельскохозяйственной продукции с учетом нетарифных ограничений тарифные эквиваленты ограничений доходят до 27% 10 .

С 2008 года целый ряд международных организаций проводит мониторинг протекционистских мер 11 . Согласно GTA, за период с ноября 2008 г. в мире было введено 5784 меры, из которых 436 мер однозначно ограничивали торговлю и еще 3390, вероятнее всего, ухудшали условия ведения бизнеса для иностранных агентов 12 . Количество мер, способствующих либерализации и увеличению прозрачности, за тот же период составило 1308 мер 13 .

В целом в мире можно наблюдать колебания в уровне протекционизма, — относительное ослабление в 2010-2012 гг. по сравнению с 2009 г. на фоне позитивных ожиданий относительно продолжающегося восстановления мировой экономики, и резкий рост в 2013 г. (количество новых введенных мер превысило аналогичный показатель для 2009 г.).

Страны Группы-20 ответственны за наибольшее количество (68%) введенных с 2008 года в мире мер. С 2013 г., когда страны Группы-20 на саммите в Санкт-Петербурге в очередной раз подтвердили свою приверженность к воздержанию от введения протекционистских мер (standstill commitment) и устранению уже введенных мер (rollback), ими было введено 76% от всех новых мер.

По сравнению с базой данных ВТО (с учетом основных различий в методологии), в GTA зарегистрировано на 44% больше мер. Согласно ВТО, страны Группы-20 ввели 1244 меры с 2008 г., из которых 282 были устранены. В ВТО также отмечается рост протекционизма в 2013 г. по сравнению с предыдущими периодами. Всего за период с октября 2008 г. доля мирового импорта, покрываемого протекционистскими мерами, составляет около 4,1%, а доля импорта стран Группы-20 — около 5,3% (757 млрд долл. США) 14 .

Среди наиболее распространенных инструментов как в докладах GTA, так и докладах ВТО выделяются меры защиты рынка (антидемпинговые, компенсационные и специальные защитные). Согласно ВТО, они составляют около 50% всех введенных Группой-20 мер и покрывают около 0,8% стоимости импорта Груп-пы-20 и около 0,6% мирового импорта (около 118 млрд долл. США).

GTA, учитывающее больший круг мер, идентифицирует использование защитных мер лишь в 27% случаев; еще 12% составляют тарифные меры. По данным GTA прочие меры, такие как требования местного компонента, антикризисные меры поддержки, экспортные и инвестиционные меры, ограничения государственных закупок и др., составляют большинство ограничительных мер, используемых в мире с 2008 г. (см. рисунок 2).

По цели применения мер наиболее часто протекционистские меры применяются против Китая. Согласно GTA, против Китая было направлено 1595 однозначно дискриминационных мер и еще 210 мер, которые вероятнее всего ущемляют его коммерческие интересы (47% всех введенных в мире мер). За Китаем следуют Европейский союз и США, далее идут индивидуальные страны ЕС — Германия, Франция, Италия и Великобритания, затем — Республика Корея и Япония. Сам Китай также выделяется достаточно высоким уровнем протекционизма.

По стране введения мер наибольшее количество мер с октября 2008 г. было введено ЕС. Далее за ЕС следуют Индия, Россия, Аргентина и США. По количеству тарифных линий, покрываемых протекционистскими мерами, лидирует Вьетнам (см. таблицу 2).

Страны и группировки, лидирующие по различным показателям протекционизма в мире (на ноябрь 2014 г.)

По количеству введенных мер

По количеству тарифных линий

По количеству секторов

По количеству затронутых партнеров

Источник : Evenett S.J. The Global Trade Disorder. The 16th GTA Report. CEPR. 2014. P. 66. URL: http://www.globaltradealert.org/16th_GTA_report

Политика России в отношении либерализации внешней торговли и применения протекционистских мер в целом отражает основные элементы сложившейся общемировой практики: постепенная либерализация торговли (присоединение к ВТО и развитие системы преференциальных соглашений) с всплесками протекционизма, особенно в периоды экономических кризисов.

Для России характерны отличия, указывающие на отставание в формировании и применении механизмов регулирования внешней торговли, использовании выгод от либерализации. Эти отличия во многом основаны на структуре российской экономики и внешней торговли, но они имеют, в том числе, и исторические причины. В начале 1990-х гг., когда стороны ГАТТ договаривались о введении общих принципов регулирования в различных областях торговли, которые впоследствии легли в основу формирования ВТО, в России использование механизмов импортного регулирования находилось под воздействием актуальных задач экономической политики. Структура импорта объяснялась главным образом необходимостью преодоления дефицита, сложная экономическая ситуация вынуждала уделять внимание проведению внутренних реформ.

Следствием целого ряда обстоятельств стало и позднее присоединение к ВТО, и принятые при этом обязательства. Наложение кризисных ситуаций и поиск приоритетов национальной отраслевой политики приводили к значительным колебаниям в уровне тарифной защиты (мясная и лесная отрасли, автомобильное производство), влияли на результаты и темп переговоров. Собственно переговоры по тарифам проходили до того, как стали очевидны проблемы в рамках Доха раунда, а значит, в их результатах заложена ожидавшаяся тогда будущая либерализация доступа на рынки других стран в результате завершения раунда.

К моменту присоединения России к ВТО, страны-члены успели значительно снизить собственные уровни тарифной защиты по сравнению с уровнями связывания, что ужесточило требования к российским обязательствам. Кроме того, Россия вела переговоры как развитая, а не развивающаяся страна, что также требовало определенного уровня соответствия принимаемых обязательств. В итоге либерализация российской внешней торговли отстает от стран-партнеров, но жестко регламентирована в обязательствах по присоединению к ВТО. Соблюдение этих обязательств будет сопровождаться реализацией выгод от либерализации для потребителей (повышение благосостояния) и производителей (рост конкурентоспособности и расширение экспорта).

В части введения протекционистских мер по данным GTA, Россия является одним из лидеров (3-е место) по введению мер, ограничивающих торговлю. При этом количество тарифных линий и торговых партнёров, затронутых мерами, невелико в сравнении с другими странами, может говорить об узкоцелевой направленности таких мер. Наиболее часто применяющимися инструментами (с октября 2008 г.) являются меры государственной поддержки и экстренного финансирования (157), тарифные меры (57) и экспортные ограничения (21). С начала 2010-х происходила передача компетенций в сфере торговой политики на уровень Евразийской экономической комиссии, что ограничило гибкость применения инструментов в рассматриваемый период. Россия предпочитает защиту отдельных секторов закрытию рынка, что также указывает на приверженность открытости экономики, но неготовность к этому всех производств.

В 2014 г. часть политических противоречий России и западных стран была перенесена в плоскость торгово-экономических отношений, что резко ухудшило показатели протекционистского профиля России. В качестве «ответных мер» на санкции со стороны западных стран Россия применяет запреты на импорт, в частности, ограничение импорта продовольственных товаров из ряда стран. Санкции имеют политическое происхождение, при этом, несмотря на нежелание ВТО рассматривать подобные прецеденты при наличии отсылки к исключениям по соображениям безопасности 15 , санкции (и с одной, и с другой стороны) очевидным образом отталкивают Россию от общепринятых правил международной торговли, легитимизируют нарушения этих правил, сдерживают экономическое развитие партнеров.

В мире растет число преференциальных соглашений, включая кросс-региональные ПТС, формируется обширная повестка соглашений, включающая вопросы формата ВТО+ и ВТО-Х. Активно продвигается интеграционная повестка Европейского союза 16 ; с начала 2000-х гг. активизировался процесс заключения РТС с участием США 17 ; Китай выстраивает последовательную интеграционную стратегию в азиатском регионе и за его пределами 18 . Развивающиеся страны также активно заключают ПТС с развитыми странами и между собой (в частности, лидерами по количеству соглашений являются Чили, Перу, Турция, страны АСЕАН). Во главе с ведущими экономиками мира — США, ЕС и Китаем — происходит формирование так называемых мега-блоков (Транстихоокеанского и Трансатлантического партнерства, Всеобъемлющего регионального экономического партнерства), способных привести к формированию новых правил глобального регулирования мировой торговли и инвестиций, дающих преимущества для национальных компаний.

Активное участие России в этих процессах означает не только укрепление (расширение состава и дальнейшее снятие барьеров) собственного интеграционного ядра на базе Евразийского экономического союза. Продвижение российских компаний на международные рынки (помимо выделения собственно интересов) требует сокращения дистанции с ведущими экономиками мира по получению и использованию преференций в торговле с партнерами, активизации переговоров по ЗСТ. Противоречия в отношениях с развитыми партнерами подталкивают Россию к более активному взаимодействию с развивающимися странами, в первую очередь, Китаем и Индией, а также странами АТР. В этом одно из немногочисленных преимуществ санкций, им предстоит воспользоваться для активизации торговли с перспективными партнерами.

1 Tariffs: more bindings and closer to zero. URL: https://www.wto.org/ english/thewto_e/whatis_e/tif_e/agrm2_e.htm

2 WTO Members and Observers. URL: https://www.wto.org/english/ thewto_e/whatis_e/tif_e/org6_e.htm

3 Differences remain on deadlines and forums for post-Bali work on agriculture. URL: https:// www.wto.org/english/news_e/news14_e/agcom_16sep14_e.htm

4 База данных Всемирного Банка, World Development Indicators — Tariff Rate, Most Favored Nation, Simple Mean, All Products (%). URL: http://data.worldbank.org/indicator/ TM.TAX.MRCH.SM.FN.ZS

5 Рассчитано на основе данных Конференции ООН по торговле и развитию (ЮНКТАД). URL: http://unctadstat.unctad.org/wds/ReportFolders/reportFolders.aspx?sCS_ChosenLang=en

6 WTO Tariff Profiles Database. URL: http://stat.wto.org/TariffProfile/WSDBTariffPFView. aspx?Language=E&Country=RU

7 Key Statistics and Trends in Trade Policy 2014. UNCTAD. P. 2. URL: http://unctad.org/en/ PublicationsLibrary/ditctab2014d3_en.pdf

8 Key Statistics and Trends in Trade Policy 2014. UNCTAD. P. 11. URL: http://unctad.org/en/ PublicationsLibrary/ditctab2014d3_en.pdf

9 Общий индекс ограничений доступа на рынки (Market Access Overall Trade Restrictive-ness Index — MA-OTRI) показывает общий уровень ограничений, с которыми сталкиваются страны-экспортеры, включая тарифные и нетарифные ограничения. Последние рассчитываются на основе тарифных эквивалентов нетарифных мер. Основной недостаток индекса состоит в том, что данные по нетарифным мерам (и их эквивалентам) ограничены, — последние комплексные расчеты произведены на данных, собранных более 10 лет назад, и включают меры по контролю за ценами, количественные ограничения, меры, ограничивающие конкуренцию, санитарные и фитосанитарные меры и технические барьеры в торговле (не включаются меры по ограничению экспорта и правила происхождения товаров).

10 Non-Tariff Measures to Trade: Economic and Policy Issues for Developing Countries. UNCTAD. P. 14. URL: http://unctad.org/en/PublicationsLibrary/ditctab20121_en.pdf

11 Основными источниками данных по протекционизму являются базы данных ВТО, ОЭСР и агентства Global Trade Alert (GTA), каждая из которых основана на различных методологиях сбора и анализа данных.

12 Для более подробного описания методологии GTA, см. http://www.globaltradealert.org/

13 Evenett S.J. The Global Trade Disorder. The 16 th GTA Report. CEPR. 2014. P. 63. URL: http://www.globaltradealert.org/16th_GTA_report

14 WTO Report on G-20 Trade Measures (mid-May 2014 to mid-October 2014). P. 4. URL: http://www.wto.org/english/news_e/news14_e/g20_wto_report_oct14_e.pdf

15 Были предприняты попытки применения положений статьи XXI ГАТТ в следующих кейсах: акт Хелмса-Бёртона (DS38); меры в сфере государственных закупок в отношении Мьянмы в штате Массачусетс (DS88/95); Фолклендский кризис; Меры США против Никарагуа (L/6053). Уникальность спора Никарагуа против США заключается в том, что он был единственным в истории механизма по разрешению споров, в докладе которого содержится интерпретация исключений по соображениям безопасности. Однако, доклад третейской группы никогда не был одобрен, и дальнейшая работа по спору продолжалась в рамках мандата, который запрещал третейской группе рассматривать вопросы, касающиеся обоснованности или мотивации использования исключений по соображениям безопасности.

16 ЕС (28 стран) заключил соглашения о ЗСТ (ЗСТ+) почти с 50 странами.

17 До начала 21 века США имели всего 2 РТС — с Израилем (вступило в силу в 1985 г., затем продлевалось), Канадой и Мексикой — НАФТА (Североатлантическая ассоциация свободной торговли, 1994 г.) С 2000-х гг. США подписали соглашения о ЗСТ+ с Иорданией (2000 г.), Чили (2004), Сингапуром (2004), Марокко (2004 г.) За последние 10 лет США подписали РТС еще с 12 странами.

18 На сегодняшний день Китаем подписаны и вступили в силу 11 соглашений о ЗСТ, 6 находятся на стадии переговоров, 1 на стадии рассмотрения. Китай также ведет переговоры с ЕС о соглашении в области инвестиций.

Источник

Оцените статью