- Конспект урока по русскому языку «Путешествие в город местоимений» план-конспект занятия по русскому языку (6 класс)
- Скачать:
- Предварительный просмотр:
- Урок- игра «Путешествие в страну Местоимений» методическая разработка по русскому языку (6 класс) по теме
- Скачать:
- Предварительный просмотр:
- По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока по русскому языку «Путешествие в город местоимений»
план-конспект занятия по русскому языку (6 класс)
конспект урока по теме: Местоимение
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_uroka_po_rus.yaz_._6_kl._puteshestvie_po_gorodu_mestoimeniya.docx | 21.35 КБ |
Предварительный просмотр:
Урок русского языка «Путешествие по городу Местоимение». 6-й класс
…Местоимения выделяются в особый класс слов – заменителей,
которые, как «запасные игроки» на футбольном поле
или «дублёры» в театре, выходят на поле,
когда вынужденно «освобождают игру» знаменательные слова.
- обобщить и систематизировать знания детей о части речи – местоимении;
- совершенствовать умения отличать местоимения разных разрядов и правильно писать их;
- развивать творческие способности учащихся, орфографическую зоркость;
- развивать умение самостоятельно находить материал, делать выводы, обобщать изученный материал, оценивать результаты выполненных действий
- воспитывать интерес и бережное отношение к русскому языку;
- воспитывать грамотного пешехода
- Оборудование к уроку: мультимедийный проектор, презентация урока.
Тип урока: урок-путешествие.
Методы: словесный, иллюстративный, практический, частично-поисковый.
Формы работы: коллективная, парная, индивидуальная.
Подготовка к уроку
- 1 ученица: Проект «Тест по теме «Местоимение»
- 2 ученица: Проект «Викторина по теме «Местоимение»
- 3 ученица: Подбор словосочетаний для буквенного диктанта, оформление слайдов
- 4 ученица: Проект: «Местоимения в разных стилях речи»
- Творческое задание всем: «Лингвистическая сказка»
I. Организационный момент. Цели урока.
Добрый день, ребята! Мы изучили такую часть речи, как местоимение, поэтому сегодня на уроке мы отправимся с вами в путешествие по необычному городу Местоимение
Запись числа, темы урока. Напомнить учащимся об осанке, почерке.
Но гулять по этому городу совсем не хочется бесцельно, давайте с вами определим, чему мы хотим научиться на этом уроке.
На маршруте нас будут встречать эксперты, которые будут помогать проверять ваши знания.
Эпиграфом к уроку возьмём слова учёного — лингвиста Реформатского.
II. Путешествие – повторение
Кластер. Разряды прилагательных ( на доске .Дети называют разряды, учитель -вешает лепестки к цветку разрядов местоимений)
Начинаем наше путешествие. Первая наша остановка — «Аллея теоретиков».
2.Нас встречает первый эксперт.
Ученица задаёт 10 вопросов по теории. Приложение 1
3. Следующая наша остановка — мост Эрудитов . Здесь я проверю, как вы знаете разряды местоимений.
1) в тетрадь записать названия всех разрядов.За правильный ответ – 1б),ответы на слайде)
Тот, этот, те, столько
Наш, ваш, мой, твой
Весь, всякий, иной
4. Мы продолжаем путешествие, и наш автобус останавливается у водопада Орфографический .
Проверим, как вы усвоили правописание неопределённых и отрицательных местоимений. Буквенный диктант проводит второй эксперт.
- Ничего не слышать
- каких-нибудь претензий
- ни с чьей стороны
- не с чем сравнивать
- чей-то голос
- в некоторых делах
- несколько лет
- кое-кто призадумался
- ни за что на свете
- никто не позаботился
Ответы на слайдах. За каждый корректный ответ один балл.
Самопроверка. Итоги. Выставление баллов.
5. Мы заблудились и попали в Лабиринт Ошибкино .
(Проводит учитель.) Найдите и исправьте ошибки. Пока не исправим, не сможем выбраться. Предложения спишите в тетрадь. Задание на слайде и на жёлтой карточке. Приложение 2 (Обратите внимание ответы даны на слайде, за каждое правильное задание – 1б)
- На ихних огородах много травы наросло.
- Он хвастун: всё время хвалит самого его.
- Мы с ими давно дружим.
- Я иду в гости к ему.
- Мы играем евоными игрушками.
Мы, друзья, не знаем скуки,
Дружно вверх поднимем руки.
Вниз опустим, а затем
Вдох глубокий сделать всем.
А теперь и ты, и я
Приседайте – ка, друзья.
Руки за спину – она
Распрямиться вмиг должна.
Дружно в сторону наклон,
Сбросить лень поможет он.
Вправо, влево наклонитесь.
И, конечно, не ленитесь.
Что же в классе есть оно?
Посмотрите на окно.
Смотрим прямо. А теперь
Посмотрите все на дверь.
Вы похлопайте тихонько
И попрыгайте легонько.
Глубоко сейчас вдохнуть,
Выдох без сомнения.
Помогли нам отдохнуть
Все местоимения.
6. Мы с вами подъезжаем к Дворцу Юных исследователей .
Нас встречает третий эксперт. Вашему вниманию представлен проект «Местоимения в разных стилях речи».
Послушайте внимательно и ответьте на мои вопросы.
Выступление ученицы . (3 вопроса, за каждый правильный ответ – 1б)
7. Следующую остановку мы делаем в Парке Соображалка . Я приготовила для вас несеолько каверзных вопросов, если вы справитесь со всеми из них, то сможете заработать 11 баллов. Но это ещё не всё. На выполнение я вам даю всего 2 минуты. Вы можете работать сообща, либо разделить вопросы между собой, количество баллов будет выставлено всем членам группы одинаковое. (раздает листочки с заданиями) Итак, готовы? Начали!
1). Какие два местоимения мешают транспорту? (Я, МЫ)
2). Какие местоимения самые чистые? (ВЫ, МЫ, ТЫ)
3). Первый слог звук, который издаёт лягушка, второй местоимение.
А вместе они — овощ. (ТЫ, КВА)
4). Четвёртое лишнее
- он, она, оно, я (мест 1 л, ост. – 3л)
- я, ты, они , он (все –ед.ч., мн.ч.)
- мы, он, но , вы (союз, ост.-мест)
- ты , к, от, за, (мест, ост- предлоги)
- мне , мну, мни, мнём (мест, ост – глаголы)
5) Какое местоимение превратится в союз, если его прочитать наоборот? ( личное он)
6) Прибавьте к указательному местоимению личное, чтобы получить то, что предлагает учитель, когда ученики пишут сочинения? (те-мы)
7). Из какого указательного местоимения, если прибавите к нему сотню, можно испечь пирог или хлеб? (те-сто)
Проверить ответы мне поможет Ольга Александровна.
8. Следующая наша остановка Ручей Тестовый .
Тот через него переберётся, кто ни разу не ошибётся. Здесь нас встречает эксперт четвёртый.
Ученица проводит тестирование. Тест на слайде, на листах тесты, кому не видно с экрана Приложение 4
- Укажите строчку, в которой записаны только личные местоимения.
а) у них, обо мне, я, тебя
б) за ними, мой, себя, тот
в) вам, твой, вас, когда
г) к нам, нами, этот, никто - Какую часть речи не может заменить местоимение в тексте?
а) имя существительное
б) имя прилагательное
в) глагол
г) имя числительное - Какую особенность имеет склонение местоимений 3-го лица?
а) местоимения 3-го лица не имеют формы именительного падежа
б) в косвенных падежах к местоимению 3 лица после предлога добавляется согласный Н
в) местоимения 3 лица не имеют формы множественного числа
г) местоимения 3 лица не склоняются - Укажите неверное утверждение.
а) возвратное местоимение СЕБЯ принадлежит к группе местоимений-существительных
б) возвратное местоимение СЕБЯ не имеет именительного падежа
в) возвратное местоимение СЕБЯ указывает, что совершаемое действие направлено на само действующее лицо
г) возвратное местоимение СЕБЯ изменяется по родам - Продолжите фразу.
Притяжательные местоимения в предложении обычно бывают…
а) определением
б) дополнением
в) обстоятельством
г) сказуемым
Проверка теста — ответы на слайде. Результаты работы. Взаимопроверка. Обменялись листочками по кругу.
8. Работа в группах. Шарады.
Каждая группа получает задание на карточке: разгадать шараду.
- Первый слог – личное местоимение. Второй слог вы найдете в словах: сварщик, пильщик. Целое – вместилище для чего-нибудь (ящик).
- Первый слог – личное местоимение, второй – то же, что несчастье. Вместе обозначают – клеветник, жалобщик (ябеда).
ТРАФ: ( тема, роль, аудитория, форма) –критическое мышление
Выберите по одному волонтеру (добровольцу) от группы, который пересаживается с ручкой и сюда. Каждая группа получает по одной шараде на решение которой я даю минуту, а волонтеры готовят ТРАФ. Это задание для вас не ново, поэту затруднений не должно вызвать.
III. Итог урока. Мы закончили наше путешествие и уже можем посчитать количество баллов заработанных в нем. На доске вы видите критерии конвертирования балов в оценки.
Итак, ребята, я думаю, что сегодняшний наш с вами урок не прошел для вас даром. Вы смогли самостоятельно и объективно оценить себя. И вы еще раз убедились, что местоимение играет тоже очень важную роль в языке. А главное, я надеюсь, вы не забудете наше путешествие и не станете нарушать правила правописания местоимений, будете правильно употреблять местоимения в своей речи. Ведь благодаря местоимениям наша речь становится более выразительной, яркой и точной.
В начале урока мы поставили перед собой определённые цели. Удалось ли нам их выполнить?
– Пожалуйста, выразите свое отношение к уроку, употребив личное местоимение.
— Я думаю что, то чему я научилась сегодня на уроке, обязательно пригодится в повседневной жизни
— А я сегодня впервые был экспертом целого задания, и мне это очень понравилось, я думаю, что на следующий урок я порошу разрешения приготовить опережающее задание.
— Мне очень понравилось путешествие, особенно то, что я заработал много баллов и получил честную оценку.
(Возможные варианты: Мне понравился урок. Мы хорошо работали на уроке. Нам удалось выполнить все задания и т. п.).
Источник
Урок- игра «Путешествие в страну Местоимений»
методическая разработка по русскому языку (6 класс) по теме
Обобщение и систематизация знаний по теме «Местоимение как часть речи». Урок подготовлен для учащихся 6 класса, может использоваться для обобщения и систематизации знаний по теме «Местоимение как часть речи».
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Обобщение и систематизация знаний по теме «Местоимение» | 27.92 КБ |
Предварительный просмотр:
Путешествие в страну Местоимений
(обобщение и систематизация знаний по теме «Местоимение как часть речи»)
Цели урока: повторить и обобщить материал по теме «Местоимение»
•обобщение и систематизирование знаний по теме: «Местоимение»
•контроль и оценка ЗУН по теме: «Местоимение как часть речи»
•расширение кругозора учащихся при выполнении заданий
•активизация самостоятельной деятельности
•развитие познавательной активности
•привитие культуры общения
•воспитание интереса к предмету
Форма проведения урока: урок-игра.
Учащимся заранее даётся задание: разделиться на две команды, выбрать капитана команды и консультанта.
Подготовка к уроку. Слово учителя.
Дорогие ребята, тема нашего урока — «Обобщение по теме «Местоимение как часть речи». Сегодня вы должны будете показать знания, умения и навыки, которые приобрели на предыдущих уроках: умение находить местоимения в тексте, отличать от других частей речи, определять разряд, указывать морфологические признаки, а также правильно употреблять местоимения в речи.
Итак, отправляемся в удивительное путешествие в страну Местоимений. Сегодня вы ещё раз убедитесь, как удивительно интересен русский язык.
Повторение и обобщение. Выполнение заданий.
(При выполнении заданий конкурса используется компьютерная презентация, в которой даются и задания, и ответы к ним).
Учитель включает презентацию, на 1 слайде появляется следующая запись:
Я о себе такого мнения:
Огромна роль местоимения!
Я делу отдаюсь сполна,
Я заменяю имена.
(Как только ученики прочитывают запись, на презентации на записи появляются стражники и закрывают вход в страну Местоимению, открыть ворота и пройти через стражу можно только правильно ответив на вопросы. После того как учащиеся одной из команд дают правильный ответ, стража уходит, ворота в страну открыты.)
–Почему местоимение имеет такое название?
(Местоимение так называется, потому что употребляется вместо имени существительного, имени прилагательного и имени числительного.)
–Чем отличается местоимение от этих частей речи?
(Местоимение указывает на предмет, признак, количество, но не называет их.)
Задание: За минуту записать все разряды местоимений.
(какая команда быстрее справится, та и получает жетон, жетоны так же выдаются за правильные ответы на вопросы, побеждает та команда, которая наберёт больше жетонов)
–С каким первым разрядом мы с вами познакомились?
Расскажите, что обозначает личное местоимение, приведите примеры.
(Первый разряд – личные местоимения. Личное местоимение указывает на лицо:
–Как изменяются личные местоимения, какими членами предложения они являются? Ответ подтвердить примерами.
(Личные местоимения изменяются по числам и падежам, в 3 лице местоимение он изменяется и по родам. В предложении они являются дополнением и подлежащим).
«Встреча с Вини-Пухом»
На днях, не знаю сам зачем,
Зашел я в незнакомый дом,
Мне захотелось кое с кем
Потолковать о том, о сем.
Я рассказал им, кто, когда,
И почему, и отчего,
Сказал откуда и когда,
И как, и где, и для чего,
Что было раньше, что потом,
И кто кого, и что к чему,
И что подумали о том,
И если нет, то почему?
Когда мне не хватало слов,
Я добавлял то “Ах”, то “Эх”
И “так сказать”, и “будь здоров”,
И “ну и ну”, и просто смех!
Когда ж закончил я рассказ,
То кое-кто спросил: “И все?”
Ты говорил тут целый час,
А рассказал ни то, ни сё!
(Слайд 4 . Личные местоимения)
Прочитайте выразительно стихотворение.
Найдите личные местоимения, укажите их падеж.
Все было решено:
У школьников собрание,
Потом у них кино.
Мой старший брат,
Он мне расскажет
Он объяснит мне ,
А он как даст ему
Ух, сильное кино!
Нет, видно, я еще мала:
Я ничего не поняла.
Агния Барто. Сильное кино
Какими членами предложения они являются?
Задание 5 «Отгадай загадки». (Слайд 5)
2.Какие 3 личных местоимения, если их соединить, кричат, что они чистые?
1.Какие 2 личных местоимения мешают движению по дорогам? (Я-мы)
3Какое местоимение составлено из двух предлогов? (О-на)
3.В каком местоимении 2 звука, одна буква? (Я)
Возвратное местоимение (Слайд 6)
–Какой разряд имеет всего лишь одно местоимение?
(Возвратное местоимение себя)
–Что вы знаете об этом местоимении?
(Себя указывает на того, о ком говорят. Изменяется по падежам, но не имеет И.п.)
Поставьте возвратное местоимение СЕБЯ в нужном падеже.
1.Сегодня Гарри целый день просидел у (…) в чулане под лестницей..
2. Видно было, что тетя Петунья много лет держала в (…) то, что
теперь рвалось наружу.
3. Полная женщина вышла из двери под вывеской «Аптека», повторяя (…) под нос:
— Печень дракона по семнадцати сиклей за унцию, совсем обалдели.
4. Да, да, это все очень печально, но держи себя в руках, Хагрид, или нас всех обнаружат, — зашептала профессор МакГонагалл и потянула Хагрида за (…) .
Уберите 4 лишнее
Вызывается к доске представитель от каждой команды (назначают этого человека капитаны команд), получает конверт с заданием убрать лишнее, кто быстрее справится- тот приносит команде жетон)
–Что вы знаете о притяжательных местоимениях?
(Притяжательные местоимения указывают на принадлежность, отвечают на вопросы: чей? чья? чьё? чьи?)
– Перечислите притяжательные местоимения.
(Мой, твой, наш, ваш, её, его, их) (слайд 5)
Задание: Прочитайте стихотворение, найдите ошибки, замените неправильные формы притяжательных местоимений правильными.
Как-то раз во дворе из собачьей миски
Пять чумазых поросят кушали сосиски.
Папа к ним подошёл, крикнул возмущённо:
«Так съедите вы у пса весь обед евонный!»
Закричала хрюшка-мать: «Отойди от будки:
Детям надо наполнять ихние желудки».
Папа грустно пробурчал в пятачок широкий:
«Слушать я уже устал ейные упрёки.
Детям всё прощают тут, дети хрюшками растут,
И такая дребедень происходит каждый день».
(евонный – его, ихние – их, ейные – её)
–Перечислите все определительные местоимения.
(Сам, самый, весь, всякий, любой, иной, другой, каждый)
На слайде появляются фразеологизмы, представители команд по очереди объясняют смысл фразеологизмов, называют использованные в фразеологизме местоимения.
–Почему вопросительные местоимения так называются? Какие вопросительные местоимения вы ещё знаете?
(Вопросительные местоимения – это вопросы существительного, прилагательного и числительного, употребляются только в вопросительных предложениях.)
–С каким разрядом можно перепутать вопросительные местоимения?
(Вопросительные местоимения можно перепутать с относительными.)
–Чем отличаются относительные местоимения от вопросительных?
(Относительные местоимения служат для связи простых предложений в составе сложных. Вопросительные местоимения указывают на вопрос, употребляются только в вопросительных предложениях.)
Команды должны придумать по 2 предложения с вопросительными местоимениями, а команда соперников перестроить предложения так, чтобы вопросительное местоимение стало относительным.
(Читают по очереди, начинают с предложения с вопросительным местоимением.)
Кто едет на велосипеде? (Кто – вопросительное местоимение.)
Я знаю, кто едет на велосипеде. (Кто – относительное местоимение.)
–Какие разряды местоимений образованы от вопросительных?
(Неопределённые и отрицательные)
–Приведите примеры неопределённых местоимений. С помощью чего они образуются?
(Неопределённые местоимения образуются при помощи приставки не -, суффиксов –то, -либо, -нибудь и приставки кое-)
–Приведите примеры отрицательных местоимений. С помощью чего они образуются?
(Отрицательные местоимения образуются при помощи приставок не- и ни-)
Прочитайте текст. Найдите отрицательные и неопределённые местоимения.
Собрались как-то трое друзей и стали спорить, кто лучше сказку расскажет. Первый начал:
— В некотором царстве, в некотором государстве жил Некто. Пошёл он однажды по некоей дороге, нашёл нечто, встретил некоего человека, дал ему некоторую часть от найденного. Что у него осталось?
А второй и говорит:
— Ну что за сказка? Вот я расскажу, так расскажу. В каком-то царстве, в каком-то государстве жил Кто-то. Пошёл он по какой-то дороге, нашёл что-то. Встретил кого-то и отдал часть. А у него что осталось?
Третий посмеялся и сказал:
— Ни в каком царстве, ни в каком государстве Никто не жил. Никто не шёл, никого не встретил, никому ничего не отдавал. Нечего и спрашивать, сколько у него осталось.
(Некотором, некто, некоей, нечто, некоего, некоторую, каком-то, кто-то, что-то, какой-то, кого-то, ни в каком, никто, никого, никому, ничего, нечего)
Первый слог – это местоименье.
Слог второй – лягушиное пенье.
Ну а слово само – на природе,
Во саду ли растёт, в огороде
Мой первый слог найдёшь тогда,
Когда в котле кипит вода.
Местоименье – слог второй.
А в целом – столик школьный твой
Цифровой диктант- код
Чтобы покинуть страну местоимению, необходимо вписать в таблицу зашифрованный код, как только код будет назван верно, игра заканчивается.)
Учитель: Итак, последнее задание — Цифровой диктант!
1. А дома отец с матерью встречного и поперечного о детях спрашивали; никто ничего не знает.3
2. Опять на то же место вышла.1
3. Если б знала да ведала – сколько душ погубил невиновных.2
4. В такую ночь невозможно уснуть. 1
5. Ну да нечего делать, прошлого не воротишь.-3
6. Вдруг что-то шлепнуло посреди тихой заводи.-4
7. Худого человека ничем не уважишь.-3
Код: 3, 1, 2, 1, 3, 4, 3
– Игра окончена. Подсчитайте, пожалуйста, свои жетоны. Мы от всей души поздравляем команду победителей, настоящих ценителей и знатоков русского языка. А теперь давайте подведём итог нашего урока. (подведение итогов)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Цели:- обобщить и закрепить изученный материал по теме «Местоимение как часть речи»,- работать над грамотностью письма,- обогащать словарный запас учащихся,- коррекция и развитие творческих спос.
Методические разработки заданий к книге Л.Керолла «Alice in wonderland» включают упражнения по главам. Разработка итогового урока- путешествия. Цель урока- обобщение умений и навыков в игровой форме- .
Анатация к урокуУрок составлен для учащихся 6 класса, которые только начинают изучать тему «Вопросительные местоимения». Поэтому урок составлен таким образом, чтобы поддерживать интерес к изучению тем.
Обобщающий урок проводится в форме путешествия по стране Местоимений на волшебном автобусе. Обучающиеся расшифровывают карту и, следуя указанному маршруту, попадают в различные пункты (город Личных ме.
Открытый урок в 6 классе «Путешествие в страну Местоимению» (Обобщение изученного по теме местоимение).
Урок повторения, обобщения и закрепления знаний, умений и навыков.
Источник