Личные местоимения урок путешествие

Конспект урока по русскому языку «Путешествие в город местоимений»
план-конспект занятия по русскому языку (6 класс)

конспект урока по теме: Местоимение

Скачать:

Вложение Размер
konspekt_uroka_po_rus.yaz_._6_kl._puteshestvie_po_gorodu_mestoimeniya.docx 21.35 КБ

Предварительный просмотр:

Урок русского языка «Путешествие по городу Местоимение». 6-й класс

…Местоимения выделяются в особый класс слов – заменителей,
которые, как «запасные игроки» на футбольном поле
или «дублёры» в театре, выходят на поле,
когда вынужденно «освобождают игру» знаменательные слова.

  • обобщить и систематизировать знания детей о части речи – местоимении;
  • совершенствовать умения отличать местоимения разных разрядов и правильно писать их;
  • развивать творческие способности учащихся, орфографическую зоркость;
  • развивать умение самостоятельно находить материал, делать выводы, обобщать изученный материал, оценивать результаты выполненных действий
  • воспитывать интерес и бережное отношение к русскому языку;
  • воспитывать грамотного пешехода
  • Оборудование к уроку: мультимедийный проектор, презентация урока.

Тип урока: урок-путешествие.

Методы: словесный, иллюстративный, практический, частично-поисковый.

Формы работы: коллективная, парная, индивидуальная.

Подготовка к уроку

  • 1 ученица: Проект «Тест по теме «Местоимение»
  • 2 ученица: Проект «Викторина по теме «Местоимение»
  • 3 ученица: Подбор словосочетаний для буквенного диктанта, оформление слайдов
  • 4 ученица: Проект: «Местоимения в разных стилях речи»
  • Творческое задание всем: «Лингвистическая сказка»

I. Организационный момент. Цели урока.

Добрый день, ребята! Мы изучили такую часть речи, как местоимение, поэтому сегодня на уроке мы отправимся с вами в путешествие по необычному городу Местоимение

Запись числа, темы урока. Напомнить учащимся об осанке, почерке.

Но гулять по этому городу совсем не хочется бесцельно, давайте с вами определим, чему мы хотим научиться на этом уроке.

На маршруте нас будут встречать эксперты, которые будут помогать проверять ваши знания.

Эпиграфом к уроку возьмём слова учёного — лингвиста Реформатского.

II. Путешествие – повторение

Кластер. Разряды прилагательных ( на доске .Дети называют разряды, учитель -вешает лепестки к цветку разрядов местоимений)

Начинаем наше путешествие. Первая наша остановка — «Аллея теоретиков».

2.Нас встречает первый эксперт.

Ученица задаёт 10 вопросов по теории. Приложение 1

3. Следующая наша остановка — мост Эрудитов . Здесь я проверю, как вы знаете разряды местоимений.

1) в тетрадь записать названия всех разрядов.За правильный ответ – 1б),ответы на слайде)

Тот, этот, те, столько

Наш, ваш, мой, твой

Весь, всякий, иной

4. Мы продолжаем путешествие, и наш автобус останавливается у водопада Орфографический .

Проверим, как вы усвоили правописание неопределённых и отрицательных местоимений. Буквенный диктант проводит второй эксперт.

  1. Ничего не слышать
  2. каких-нибудь претензий
  3. ни с чьей стороны
  4. не с чем сравнивать
  5. чей-то голос
  6. в некоторых делах
  7. несколько лет
  8. кое-кто призадумался
  9. ни за что на свете
  10. никто не позаботился

Ответы на слайдах. За каждый корректный ответ один балл.

Самопроверка. Итоги. Выставление баллов.

5. Мы заблудились и попали в Лабиринт Ошибкино .

(Проводит учитель.) Найдите и исправьте ошибки. Пока не исправим, не сможем выбраться. Предложения спишите в тетрадь. Задание на слайде и на жёлтой карточке. Приложение 2 (Обратите внимание ответы даны на слайде, за каждое правильное задание – 1б)

  1. На ихних огородах много травы наросло.
  2. Он хвастун: всё время хвалит самого его.
  3. Мы с ими давно дружим.
  4. Я иду в гости к ему.
  5. Мы играем евоными игрушками.

Мы, друзья, не знаем скуки,
Дружно вверх поднимем руки.
Вниз опустим, а затем
Вдох глубокий сделать всем.
А теперь и ты, и я
Приседайте – ка, друзья.
Руки за спину – она
Распрямиться вмиг должна.
Дружно в сторону наклон,
Сбросить лень поможет он.
Вправо, влево наклонитесь.
И, конечно, не ленитесь.
Что же в классе есть оно?
Посмотрите на окно.
Смотрим прямо. А теперь
Посмотрите все на дверь.
Вы похлопайте тихонько
И попрыгайте легонько.
Глубоко сейчас вдохнуть,
Выдох без сомнения.
Помогли нам отдохнуть
Все местоимения.

6. Мы с вами подъезжаем к Дворцу Юных исследователей .

Нас встречает третий эксперт. Вашему вниманию представлен проект «Местоимения в разных стилях речи».

Послушайте внимательно и ответьте на мои вопросы.

Выступление ученицы . (3 вопроса, за каждый правильный ответ – 1б)

7. Следующую остановку мы делаем в Парке Соображалка . Я приготовила для вас несеолько каверзных вопросов, если вы справитесь со всеми из них, то сможете заработать 11 баллов. Но это ещё не всё. На выполнение я вам даю всего 2 минуты. Вы можете работать сообща, либо разделить вопросы между собой, количество баллов будет выставлено всем членам группы одинаковое. (раздает листочки с заданиями) Итак, готовы? Начали!

1). Какие два местоимения мешают транспорту? (Я, МЫ)

2). Какие местоимения самые чистые? (ВЫ, МЫ, ТЫ)

3). Первый слог звук, который издаёт лягушка, второй местоимение.

А вместе они — овощ. (ТЫ, КВА)

4). Четвёртое лишнее

  1. он, она, оно, я (мест 1 л, ост. – 3л)
  2. я, ты, они , он (все –ед.ч., мн.ч.)
  3. мы, он, но , вы (союз, ост.-мест)
  4. ты , к, от, за, (мест, ост- предлоги)
  5. мне , мну, мни, мнём (мест, ост – глаголы)

5) Какое местоимение превратится в союз, если его прочитать наоборот? ( личное он)

6) Прибавьте к указательному местоимению личное, чтобы получить то, что предлагает учитель, когда ученики пишут сочинения? (те-мы)

7). Из какого указательного местоимения, если прибавите к нему сотню, можно испечь пирог или хлеб? (те-сто)

Проверить ответы мне поможет Ольга Александровна.

8. Следующая наша остановка Ручей Тестовый .

Тот через него переберётся, кто ни разу не ошибётся. Здесь нас встречает эксперт четвёртый.

Ученица проводит тестирование. Тест на слайде, на листах тесты, кому не видно с экрана Приложение 4

  1. Укажите строчку, в которой записаны только личные местоимения.
    а) у них, обо мне, я, тебя
    б) за ними, мой, себя, тот
    в) вам, твой, вас, когда
    г) к нам, нами, этот, никто
  2. Какую часть речи не может заменить местоимение в тексте?
    а) имя существительное
    б) имя прилагательное
    в) глагол
    г) имя числительное
  3. Какую особенность имеет склонение местоимений 3-го лица?
    а) местоимения 3-го лица не имеют формы именительного падежа
    б) в косвенных падежах к местоимению 3 лица после предлога добавляется согласный Н
    в) местоимения 3 лица не имеют формы множественного числа
    г) местоимения 3 лица не склоняются
  4. Укажите неверное утверждение.
    а) возвратное местоимение СЕБЯ принадлежит к группе местоимений-существительных
    б) возвратное местоимение СЕБЯ не имеет именительного падежа
    в) возвратное местоимение СЕБЯ указывает, что совершаемое действие направлено на само действующее лицо
    г) возвратное местоимение СЕБЯ изменяется по родам
  5. Продолжите фразу.
    Притяжательные местоимения в предложении обычно бывают…
    а) определением
    б) дополнением
    в) обстоятельством
    г) сказуемым

Проверка теста — ответы на слайде. Результаты работы. Взаимопроверка. Обменялись листочками по кругу.

8. Работа в группах. Шарады.

Каждая группа получает задание на карточке: разгадать шараду.

  1. Первый слог – личное местоимение. Второй слог вы найдете в словах: сварщик, пильщик. Целое – вместилище для чего-нибудь (ящик).
  2. Первый слог – личное местоимение, второй – то же, что несчастье. Вместе обозначают – клеветник, жалобщик (ябеда).

ТРАФ: ( тема, роль, аудитория, форма) –критическое мышление

Выберите по одному волонтеру (добровольцу) от группы, который пересаживается с ручкой и сюда. Каждая группа получает по одной шараде на решение которой я даю минуту, а волонтеры готовят ТРАФ. Это задание для вас не ново, поэту затруднений не должно вызвать.

III. Итог урока. Мы закончили наше путешествие и уже можем посчитать количество баллов заработанных в нем. На доске вы видите критерии конвертирования балов в оценки.

Итак, ребята, я думаю, что сегодняшний наш с вами урок не прошел для вас даром. Вы смогли самостоятельно и объективно оценить себя. И вы еще раз убедились, что местоимение играет тоже очень важную роль в языке. А главное, я надеюсь, вы не забудете наше путешествие и не станете нарушать правила правописания местоимений, будете правильно употреблять местоимения в своей речи. Ведь благодаря местоимениям наша речь становится более выразительной, яркой и точной.

В начале урока мы поставили перед собой определённые цели. Удалось ли нам их выполнить?

– Пожалуйста, выразите свое отношение к уроку, употребив личное местоимение.

— Я думаю что, то чему я научилась сегодня на уроке, обязательно пригодится в повседневной жизни

— А я сегодня впервые был экспертом целого задания, и мне это очень понравилось, я думаю, что на следующий урок я порошу разрешения приготовить опережающее задание.

— Мне очень понравилось путешествие, особенно то, что я заработал много баллов и получил честную оценку.

(Возможные варианты: Мне понравился урок. Мы хорошо работали на уроке. Нам удалось выполнить все задания и т. п.).

Источник

Урок- игра «Путешествие в страну Местоимений»
методическая разработка по русскому языку (6 класс) по теме

Обобщение и систематизация знаний по теме «Местоимение как часть речи». Урок подготовлен для учащихся 6 класса, может использоваться для обобщения и систематизации знаний по теме «Местоимение как часть речи».

Скачать:

Вложение Размер
Обобщение и систематизация знаний по теме «Местоимение» 27.92 КБ

Предварительный просмотр:

Путешествие в страну Местоимений

(обобщение и систематизация знаний по теме «Местоимение как часть речи»)

Цели урока: повторить и обобщить материал по теме «Местоимение»

•обобщение и систематизирование знаний по теме: «Местоимение»

•контроль и оценка ЗУН по теме: «Местоимение как часть речи»

•расширение кругозора учащихся при выполнении заданий

•активизация самостоятельной деятельности

•развитие познавательной активности

•привитие культуры общения

•воспитание интереса к предмету

Форма проведения урока: урок-игра.

Учащимся заранее даётся задание: разделиться на две команды, выбрать капитана команды и консультанта.

Подготовка к уроку. Слово учителя.

Дорогие ребята, тема нашего урока — «Обобщение по теме «Местоимение как часть речи». Сегодня вы должны будете показать знания, умения и навыки, которые приобрели на предыдущих уроках: умение находить местоимения в тексте, отличать от других частей речи, определять разряд, указывать морфологические признаки, а также правильно употреблять местоимения в речи.

Итак, отправляемся в удивительное путешествие в страну Местоимений. Сегодня вы ещё раз убедитесь, как удивительно интересен русский язык.

Повторение и обобщение. Выполнение заданий.

(При выполнении заданий конкурса используется компьютерная презентация, в которой даются и задания, и ответы к ним).

Учитель включает презентацию, на 1 слайде появляется следующая запись:

Я о себе такого мнения:

Огромна роль местоимения!

Я делу отдаюсь сполна,

Я заменяю имена.

(Как только ученики прочитывают запись, на презентации на записи появляются стражники и закрывают вход в страну Местоимению, открыть ворота и пройти через стражу можно только правильно ответив на вопросы. После того как учащиеся одной из команд дают правильный ответ, стража уходит, ворота в страну открыты.)

–Почему местоимение имеет такое название?

(Местоимение так называется, потому что употребляется вместо имени существительного, имени прилагательного и имени числительного.)

–Чем отличается местоимение от этих частей речи?

(Местоимение указывает на предмет, признак, количество, но не называет их.)

Задание: За минуту записать все разряды местоимений.

(какая команда быстрее справится, та и получает жетон, жетоны так же выдаются за правильные ответы на вопросы, побеждает та команда, которая наберёт больше жетонов)

–С каким первым разрядом мы с вами познакомились?

Расскажите, что обозначает личное местоимение, приведите примеры.

(Первый разряд – личные местоимения. Личное местоимение указывает на лицо:

–Как изменяются личные местоимения, какими членами предложения они являются? Ответ подтвердить примерами.

(Личные местоимения изменяются по числам и падежам, в 3 лице местоимение он изменяется и по родам. В предложении они являются дополнением и подлежащим).

«Встреча с Вини-Пухом»

На днях, не знаю сам зачем,

Зашел я в незнакомый дом,

Мне захотелось кое с кем

Потолковать о том, о сем.

Я рассказал им, кто, когда,

И почему, и отчего,

Сказал откуда и когда,

И как, и где, и для чего,

Что было раньше, что потом,

И кто кого, и что к чему,

И что подумали о том,

И если нет, то почему?

Когда мне не хватало слов,

Я добавлял то “Ах”, то “Эх”

И “так сказать”, и “будь здоров”,

И “ну и ну”, и просто смех!

Когда ж закончил я рассказ,

То кое-кто спросил: “И все?”

Ты говорил тут целый час,

А рассказал ни то, ни сё!

(Слайд 4 . Личные местоимения)

Прочитайте выразительно стихотворение.

Найдите личные местоимения, укажите их падеж.

Все было решено:

У школьников собрание,

Потом у них кино.

Мой старший брат,

Он мне расскажет

Он объяснит мне ,

А он как даст ему

Ух, сильное кино!

Нет, видно, я еще мала:

Я ничего не поняла.

Агния Барто. Сильное кино

Какими членами предложения они являются?

Задание 5 «Отгадай загадки». (Слайд 5)

2.Какие 3 личных местоимения, если их соединить, кричат, что они чистые?

1.Какие 2 личных местоимения мешают движению по дорогам? (Я-мы)

3Какое местоимение составлено из двух предлогов? (О-на)

3.В каком местоимении 2 звука, одна буква? (Я)

Возвратное местоимение (Слайд 6)

–Какой разряд имеет всего лишь одно местоимение?

(Возвратное местоимение себя)

–Что вы знаете об этом местоимении?

(Себя указывает на того, о ком говорят. Изменяется по падежам, но не имеет И.п.)

Поставьте возвратное местоимение СЕБЯ в нужном падеже.

1.Сегодня Гарри целый день просидел у (…) в чулане под лестницей..

2. Видно было, что тетя Петунья много лет держала в (…) то, что

теперь рвалось наружу.

3. Полная женщина вышла из двери под вывеской «Аптека», повторяя (…) под нос:

— Печень дракона по семнадцати сиклей за унцию, совсем обалдели.

4. Да, да, это все очень печально, но держи себя в руках, Хагрид, или нас всех обнаружат, — зашептала профессор МакГонагалл и потянула Хагрида за (…) .

Уберите 4 лишнее

Вызывается к доске представитель от каждой команды (назначают этого человека капитаны команд), получает конверт с заданием убрать лишнее, кто быстрее справится- тот приносит команде жетон)

–Что вы знаете о притяжательных местоимениях?

(Притяжательные местоимения указывают на принадлежность, отвечают на вопросы: чей? чья? чьё? чьи?)

– Перечислите притяжательные местоимения.

(Мой, твой, наш, ваш, её, его, их) (слайд 5)

Задание: Прочитайте стихотворение, найдите ошибки, замените неправильные формы притяжательных местоимений правильными.

Как-то раз во дворе из собачьей миски

Пять чумазых поросят кушали сосиски.

Папа к ним подошёл, крикнул возмущённо:

«Так съедите вы у пса весь обед евонный!»

Закричала хрюшка-мать: «Отойди от будки:

Детям надо наполнять ихние желудки».

Папа грустно пробурчал в пятачок широкий:

«Слушать я уже устал ейные упрёки.

Детям всё прощают тут, дети хрюшками растут,

И такая дребедень происходит каждый день».

(евонный – его, ихние – их, ейные – её)

–Перечислите все определительные местоимения.

(Сам, самый, весь, всякий, любой, иной, другой, каждый)

На слайде появляются фразеологизмы, представители команд по очереди объясняют смысл фразеологизмов, называют использованные в фразеологизме местоимения.

–Почему вопросительные местоимения так называются? Какие вопросительные местоимения вы ещё знаете?

(Вопросительные местоимения – это вопросы существительного, прилагательного и числительного, употребляются только в вопросительных предложениях.)

–С каким разрядом можно перепутать вопросительные местоимения?

(Вопросительные местоимения можно перепутать с относительными.)

–Чем отличаются относительные местоимения от вопросительных?

(Относительные местоимения служат для связи простых предложений в составе сложных. Вопросительные местоимения указывают на вопрос, употребляются только в вопросительных предложениях.)

Команды должны придумать по 2 предложения с вопросительными местоимениями, а команда соперников перестроить предложения так, чтобы вопросительное местоимение стало относительным.

(Читают по очереди, начинают с предложения с вопросительным местоимением.)

Кто едет на велосипеде? (Кто – вопросительное местоимение.)

Я знаю, кто едет на велосипеде. (Кто – относительное местоимение.)

–Какие разряды местоимений образованы от вопросительных?

(Неопределённые и отрицательные)

–Приведите примеры неопределённых местоимений. С помощью чего они образуются?

(Неопределённые местоимения образуются при помощи приставки не -, суффиксов –то, -либо, -нибудь и приставки кое-)

–Приведите примеры отрицательных местоимений. С помощью чего они образуются?

(Отрицательные местоимения образуются при помощи приставок не- и ни-)

Прочитайте текст. Найдите отрицательные и неопределённые местоимения.

Собрались как-то трое друзей и стали спорить, кто лучше сказку расскажет. Первый начал:

— В некотором царстве, в некотором государстве жил Некто. Пошёл он однажды по некоей дороге, нашёл нечто, встретил некоего человека, дал ему некоторую часть от найденного. Что у него осталось?

А второй и говорит:

— Ну что за сказка? Вот я расскажу, так расскажу. В каком-то царстве, в каком-то государстве жил Кто-то. Пошёл он по какой-то дороге, нашёл что-то. Встретил кого-то и отдал часть. А у него что осталось?

Третий посмеялся и сказал:

— Ни в каком царстве, ни в каком государстве Никто не жил. Никто не шёл, никого не встретил, никому ничего не отдавал. Нечего и спрашивать, сколько у него осталось.

(Некотором, некто, некоей, нечто, некоего, некоторую, каком-то, кто-то, что-то, какой-то, кого-то, ни в каком, никто, никого, никому, ничего, нечего)

Первый слог – это местоименье.

Слог второй – лягушиное пенье.

Ну а слово само – на природе,

Во саду ли растёт, в огороде

Мой первый слог найдёшь тогда,

Когда в котле кипит вода.

Местоименье – слог второй.

А в целом – столик школьный твой

Цифровой диктант- код

Чтобы покинуть страну местоимению, необходимо вписать в таблицу зашифрованный код, как только код будет назван верно, игра заканчивается.)

Учитель: Итак, последнее задание — Цифровой диктант!

1. А дома отец с матерью встречного и поперечного о детях спрашивали; никто ничего не знает.3

2. Опять на то же место вышла.1

3. Если б знала да ведала – сколько душ погубил невиновных.2

4. В такую ночь невозможно уснуть. 1

5. Ну да нечего делать, прошлого не воротишь.-3

6. Вдруг что-то шлепнуло посреди тихой заводи.-4

7. Худого человека ничем не уважишь.-3

Код: 3, 1, 2, 1, 3, 4, 3

– Игра окончена. Подсчитайте, пожалуйста, свои жетоны. Мы от всей души поздравляем команду победителей, настоящих ценителей и знатоков русского языка. А теперь давайте подведём итог нашего урока. (подведение итогов)

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Цели:- обобщить и закрепить изученный материал по теме «Местоимение как часть речи»,- работать над грамотностью письма,- обогащать словарный запас учащихся,- коррекция и развитие творческих спос.

Методические разработки заданий к книге Л.Керолла «Alice in wonderland» включают упражнения по главам. Разработка итогового урока- путешествия. Цель урока- обобщение умений и навыков в игровой форме- .

Анатация к урокуУрок составлен для учащихся 6 класса, которые только начинают изучать тему «Вопросительные местоимения». Поэтому урок составлен таким образом, чтобы поддерживать интерес к изучению тем.

Обобщающий урок проводится в форме путешествия по стране Местоимений на волшебном автобусе. Обучающиеся расшифровывают карту и, следуя указанному маршруту, попадают в различные пункты (город Личных ме.

Открытый урок в 6 классе «Путешествие в страну Местоимению» (Обобщение изученного по теме местоимение).

Урок повторения, обобщения и закрепления знаний, умений и навыков.

Источник

Читайте также:  Кого называют восьмым чудом света
Оцените статью