- Металлургия в Европе. Черная и цветная металлургии. Тенденции развития
- Содержание:
- Черная металлургия и её особенности в Европе.
- Цветная металлургия в Европе и тенденции ее развития.
- Черная металлургия в Европе
- Содержание:
- Современные реалии Европейской металлургии.
- Цены на продукцию черной металлургии в Европе и импорт.
- Решение проблем черной металлургии Европы.
- Районы и центры черной металлургии в зарубежной Европе
Металлургия в Европе. Черная и цветная металлургии. Тенденции развития
Содержание:
Несмотря на то, что ежедневно изобретают новые материалы, которые продвигают прогресс далеко вперед, человечество еще не может отказаться от использования металла и этому есть ряд причин. Среди них относительная доступность металла, а также дешевизна его производства по отношению к другим материалам. И себестоимость продукции остаётся довольно низкой, что способствует её реализации. В этой статье рассмотрим, что представляет собой черная и цветная металлургия в Европе, а также перспективы её развития. Но для начала несколько слов о черной металлургии на европейском пространстве.
Черная металлургия и её особенности в Европе.
В течение многих лет металлургическая отрасль Западной Европы переживала смутные времена адаптации и перестройки структуры управления под сдвиги в экономике. Причем большие изменения затронули как раз европейскую черную металлургию, так как в последние несколько лет стала заметна тенденция к экономии металла во всех областях хозяйства. И вследствие этого снизилась доля потребления стального товара на единицу ВВП.
В связи с реструктуризацией экономики многие хозяйства в европейских государствах снизили темпы потребления и производства стали. Кроме того, как раз в наше время в Европе происходит укрупнение производства и его концентрация по крупным центрам, благодаря этому появляются металлопроизводственные объединения. К примеру, в 2001 году на 1 место по производству металла вышла группа компаний, которая на данный момент контролируется капиталовкладчиками из Франции и Люксембурга. В силу особенностей современного рынка сталеплавильные магнаты проводят полную рационализацию всех производственных мощностей.
Перемены на сегодняшний день заметны и в международной торговле металлической продукцией. Не трудно заметить, что в последнее время нарастают конкурентные настроения между традиционными производителями металлических изделий – США и Евросоюзом.
Изменилось также и то, что объём производства стали, который ранее измерялся на душу населения, и служил одним из главных показателей благосостояния экономики страны и степени её развития, в последнее время утратил свое значение. Но, несмотря на эту особенность, сталь продолжает быть одним из важнейших материалов в жизни социума. Тенденции к снижению касаются лишь производства металла, но вот качество продукции стало расти. Этому способствуют новые стандарты качества выпускаемой продукции. Кроме того, Западная Европа постепенно переходит на использование пластических масс, и с каждым годом в странах этого региона снижается доля потребления стали в связи с новыми материалами.
Не стоит забывать и о конкуренции с другими странами, производящими изделия из стали. И речь идет не столь о США, как о государствах Азии и Латинской Америки. К примеру, за короткий период Республика Корея постепенно догнала Германию по производству металла, а Бразильское государство вовсе обогнало классических металлических магнатов – Великобританию и Францию.
Не так давно прошел кризис в мире, который отразился на разных сферах рынка, и черная металлургия не исключение. В результате этого были закрыты шахты во многих районах Западной Европы – юг Бельгии, немецкие Рур и Саар, север Франции, Мидленд и Уэльс в Британии – и в основном, это регионы, которые уже не одно столетие являются главными точками выработки угля и железной руды. В результате этого увеличилась безработица, существенно снизилось производство чугуна, проката и стали. Вырос уровень социальной напряженности. Логично было то, что такие металлургические концерны, как «Krupp» и «Thyssen», сменили ориентиры, объединились в общий концерн и прежде всего в машиностроительный.
Цветная металлургия в Европе и тенденции ее развития.
В отличие от черной металлургии, которая подвергалась существенным изменениям в последнее время, цветная металлургия в европейских державах оказалась намного стабильней, так как ей было проще адаптироваться к новым условиям рынка. К примеру, за последнее тридцатилетие и в наше время потребления основных цветметаллов возросло с 26 до 37 миллионов тонн в год. Хотя не так уж и давно в производстве цветметаллов ощущался ряд проблем, которые были вызваны низкими темпами развития экономики в некоторых европейских государствах. Этому способствовал и обвал цен на цветные металлы, которые были зафиксированы в конце прошлого века на Лондонской бирже. Несмотря на все эти трудности, цветная металлургия в современное время наращивает свои объемы и стремительно развивается. На рисунке указаны основные центры производства цветной металлургии в наше время.
На сегодняшний день в мире производится около 70 видов продуктов цветной металлургии. Но главные позиции занимают алюминий, цинк, медь, никель, олово, свинец, кобальт, вольфрам, хром и молибден.
И напоследок стоит сказать, что в ближайшие десятилетия произойдет очередная переориентация хозяйства, в результате которой не исключен возможный отказ от потребления металлов в силу развития новых материалов и металлургия в Европе окончательно утратит свою важность. Но это лишь догадки.
Источник
Черная металлургия в Европе
Содержание:
Сегодня пятнадцать процентов мирового рынка металлургической продукции принадлежит европейским компаниям. При этом черная металлургия в Европе переживает трудные времена. Крупные корпорации закрывают свои предприятия, разгораются все новые и новые конфликты между Европой и Китаем. На данном этапе Европейский союз старается разработать план, который позволит улучшить состояние металлургической промышленности.
В каком сегодня положении находится черная металлургия в Европе и каковы ее перспективы, об этом далее.
Современные реалии Европейской металлургии.
Сегодня в черной металлургии Европы наблюдается существенный спад, обусловленный несколькими факторами:
- энергоемкое производство;
- избыток устаревших мощностей;
- острый финансовый кризис.
- экологические проблемы.
Подливают масла в огонь и тенденции на мировом рынке. Как и весь мир, Европа терпит проблемы и из-за перепроизводства в Китае (крупнейшего металлопроизводителя в мире) и слабого роста ВВП этой страны.
Для примера посмотрим на состояние дел Германии – лидера по производству стали в Европе. В мае этого года тут сократилось производство углеродистой стали: так показатели, по сравнению с прошлым годом, упали на полтора процента. Хотя, в сравнении с апрелем этого года объемы выплавки стали увеличились на два с половиной процента. Тем не менее, эксперты отмечают, что тенденция снижения объемов производства, начавшаяся в феврале, неуклонно сохраняется. Отметим, что до февраля 2013 года на протяжении 4 месяцев немецким производителям удавалось наращивать производство стали.
Стоит заметить, что в прошлом году эксперты ожидали увеличения объемов производства в черной металлургии Европы. Так, в Германии ожидался рост на 1%, суммарный объем выплавки стали за год должен был составить 43 миллиона тонн.
На сегодняшний день остро встал вопрос с закрытием металлургических предприятий в некоторых странах ЕС. Так, крупнейшая металлургическая компания мира Arcelor Mittal сообщила о намерении в этом году закрыть заводы во Франции и Бельгии. При этом, стоит заметить, что в начале этого года мировой гигант перезапустил несколько своих доменных печей в Европе, которые были остановлены еще в прошлом году. Кстати, примеру этой компании последовало и несколько других крупных корпораций.
Европейская ассоциация производителей стали Eurofer отмечает, что спрос на сталь будет падать на рынке Европы сильнее, чем ранее ожидалось. Связывают такие прогнозы с ослаблением двух производственных секторов – автомобильного и строительного. Также отмечается, что ожидать возвращения роста спроса можно не раньше четвертого квартала, но все равно общее падение за год составит порядка 2 процентов. Стоит отметить, что в прошлом году потребление стали сократилось на девять процентов.
Цены на продукцию черной металлургии в Европе и импорт.
Проблемы в производстве сказались естественно и на стоимости стали. MEPS сообщает, что в странах Европейского союза индекс цен на сталь снизился на 2,2 процента в мае этого года. Так, сохраняется слабый спрос на плоский прокат в странах Западной Европы. Это, в свою очередь, исключает вероятность восстановления цен на рынке.
На ценах сказывается и перенасыщение, которое возникло из-за перезагрузок доменных печей некоторых компаний в начале года.
В прошлом году был значительно сокращен импорт стали, в этом году показатели выросли – в первом квартале импорт увеличился на 21 процент. В большей степени это коснулось поставок плоского проката. Поставки осуществлялись из России, Украины и Китая.
Ожидается, что годовой импорт возрастет в общем на 19 процентов, а вот уже к 2014-му показатели сократятся.
Решение проблем черной металлургии Европы.
Ассоциация Eurofer высказала мнение, что европейские производители должны сократить свои производственные мощности. Сегодня Европа производит порядка 200 миллионов тонн стали, тогда как ее потребности в ней ниже и составляют всего 150 миллионов тонн.
По мнению ассоциации, перепроизводство грозит серьезными проблемами для всей индустрии. Эксперты отмечают, выручка компаний стремительно падает, при этом затраты компаний возрастают.
С тем, что необходимо сокращать производственные мощности, согласно и руководство Европейского союза. Отмечается, что именно такое решение поможет отрасли выйти из депрессии. С другой стороны такие методы приведу к обострению социальной ситуации в ЕС.
Сегодня уже отмечается, что крупные компании региона приостанавливают свои инвестиционные проекты, целью которых было расширение мощностей. Сейчас производители работают над повышением качества продукции и самообеспеченности сырьем, развитием логистической инфраструктуры и пр. Это позволит в будущем повысить конкурентоспособность европейских производителей на мировом рынке.
Источник
Районы и центры черной металлургии в зарубежной Европе
Зарубежная Европа – регион, где в эпоху промышленных переворотов зародилась черная металлургия как одна из важнейших базовых отраслей промышленности. Пример зарубежной Европы наглядно показывает весь противоречивый путь ее развития, в том числе замедление темпов роста в последние три десятилетия, сопровождающееся перестройкой ее отраслевой и территориальной структуры. В середине 1980-х гг. зарубежная Азия оттеснила этот регион на второе место по общим размерам выплавки черных металлов. Тем не менее они остаются еще весьма значительными (215 млн т стали в 2005 г.). И главное, на примере зарубежной Европы хорошо прослеживается такой сугубо географический аспект характеристики, как формирование и размещение металлургических районов и центров.
Металлургические районы – одна из разновидностей отраслевых промышленных районов– по времени образования относятся к наиболее старым. Их районообразующее значение обычно очень велико. В большинстве экономически развитых стран – США, Японии, России, государствах зарубежной Европы – именно металлургические районы определяют основные черты географии черной металлургии. Но наряду с этим свое значение сохраняют и даже усиливают отдельные центры черной металлургии, размеры которых, как и размеры районов, могут быть весьма различными.
Рассмотрим сначала районы и центры Западной Европы.Всего в пределах этого субрегиона специалисты выделяют около 20 металлургических районов (главные из них показаны на рис. 27) и примерно такое же количество отдельных центров. По характеру ориентации они подразделяются на районы, тяготеющие к угольным бассейнам, железорудным бассейнам, грузопотокам коксующегося каменного угля и железной руды, к источникам дешевой электроэнергии.
На базе угольных бассейнов в Западной Европе возникли 12 металлургических районов, которые производят примерно половину всех черных металлов. Самый крупный из них– Рурский (или Рейнско-Вестфальский) в ФРГ, где среди отдельных центров этой отрасли выделяется Дуйсбург, расположенный в месте впадения Рура в Рейн. Такую же ориентацию имеют металлургические районы Великобритании – Мидленд, Южный Уэльс, Северо-Восточный; Франции – Северо-Французский; Бельгии – Льеж – Шарлеруа, некоторые другие. Как правило, для них характерны металлургические комбинаты полного цикла. Другая характерная черта таких районов – постепенное формирование на основе угольной и металлургической промышленности территориально-промышленных комплексов с развитыми электроэнергетикой, тяжелым машиностроением, химической промышленностью и другими отраслями, относящимися к «верхним этажам» индустрии.
Рис. 27. Районы и центры черной металлургии в зарубежной Европе (в середине 1990-х гг.)
Металлургических районов и центров, сформировавшихся на базе железорудных бассейнов, в Западной Европе значительно меньше. Главный из них – Лотарингия во Франции, которая еще в 60-х гг. XX в. давала более 2 /3 всей выплавки чугуна и стали страны; однако затем многие заводы здесь были закрыты, и доля района резко уменьшилась. К этому типу относится также металлургический район в Верхней Австрии с центром в Линце и металлургический центр в Бильбао (Страна Басков в Испании).
Ориентация на грузопотоки угля и руды проявилась в Западной Европе еще до Второй мировой войны, но тогда она ограничивалась в основном внутриевропейскими перевозками.
Так, каменный уголь экспортировался из Рурского бассейна, из бассейнов Великобритании. Уже тогда крупнейшим поставщиком железной руды стал район Северной Швеции со скоплениями железной руды в недрах гор Кирунаваре и Елливаре. У подножия горы Кирунаваре возник горняцкий город Кируна (где зимой в условиях полярной ночи приходится работать при электрическом освещении), а вывоз руды на заводы Германии, Великобритании, Бельгии стал осуществляться через незамерзающий норвежский порт Нарвик. Руда, добываемая в Елливаре, экспортировалась через шведский порт Лулео по Балтийскому морю. К настоящему времени экспорт угля из названных выше стран потерял, а экспорт шведской руды полностью сохранил свое значение. И тем не менее уже не он является определяющим.
В 50—60-х гг. XX в. была осуществлена переориентация значительной части западноевропейской черной металлургии на более дешевую и высококачественную руду, поступающую из Австралии, Канады и развивающихся стран. В связи с этим произошел ощутимый сдвиг производства черных металлов в морские порты. Новые крупные и очень крупные металлургические комбинаты были построены в Таранто, Неаполе, Генуе (Италия), в Фос-сюр-Мер (район Марселя) и в Дюнкерке (Франция), в Эймейдене (Нидерланды), в Бремене (Германия), в некоторых других портовых центрах. Одновременно стала происходить переориентация на заморскую железную руду и тех металлургических районов, которые возникли вдали от моря. Так, в Великобритании основные производственные мощности переместились в прибрежные районы, тогда как из районов и центров, расположенных в центре страны, свое значение сохранил, пожалуй, лишь Шеффилд; добыча отечественной низкосортной руды была прекращена. Заморская железная руда стала поступать в Рурский, Северо-Французский, Северо-Итальянский и другие районы. Ныне приморские районы и центры если и уступают по размерам общей выплавки «горно-металлургическим» районам, то не так уж сильно.
К источникам дешевой электроэнергии в Западной Европе тяготеют сравнительно немногочисленные центры электрометаллургии, расположенные в приальпийских районах Франции, в Норвегии и Швеции. В последнее время, как уже отмечалось, усилилась ориентация на потребителя, что связано в первую очередь со строительством мини-заводов и «подтягиванием» черной металлургии к основным машиностроительным базам. В ближайшем будущем трудно ожидать появления в Западной Европе новых районов черной металлургии, хотя пространственные сдвиги в пределах существующих районов, по-видимому, будут происходить.
В Центрально-Восточной Европеразвитие черной металлургии в течение последних десятилетий происходило более устойчивыми темпами, и снижение производства наступило только в конце 1980-х гг. Тем не менее выплавка стали здесь в 1990-егг. снизилась с 40 до 30 млн т. Для этого субрегиона характерны, в общем, те же типы ориентации в размещении черной металлургии, хотя и в несколько ином сочетании.
Крупнейшие районы черной металлургии в Центрально-Восточной Европе также возникли с ориентацией на каменноугольные бассейны. это Верхнесилезский район Польши и Остравский район Чехословакии (рис. 27). В 50– 70-х гг. XX в. наряду с реконструкцией старых здесь были сооружены новые металлургические комбинаты. В связи с этим пришлось резко увеличить импорт железной руды из СССР; для снабжения комбината «Катовице» в Верхней Силезии железной рудой из бассейна КМА была построена от советско-польской границы специальная рудовозная железная дорога широкой колеи длиной 400 км.
С ориентацией на железную руду еще в довоенное время возникли заводы и комбинаты черной металлургии в Прикарпатском районе Венгрии (Мишкольц и Озд), в Западном районе Румынии (Решица и Хунедоара), в Боснийском районе Югославии (Зеница). Уже после войны к ним добавились крупные металлургические комбинаты в Польше (Ченстохова) и в Болгарии (Кремиковцы). Однако по мере роста производства местные железорудные ресурсы стали все меньше удовлетворять потребности этих предприятий, и они вынуждены были все больше и больше переходить на импортную (прежде всего из СССР) железную руду. После того как в последние годы добыча железной руды в Польше и Венгрии вообще была прекращена как экономически неэффективная, ориентация предприятий на импортную руду еще больше возросла.
Но большинство наиболее крупных комбинатов в Центрально-Восточной Европе было сооружено в 50—70-х гг. XX в. с ориентацией на грузопотоки и каменного угля, и железной руды. Именно этим объясняется выбор места для их строительства. либо на магистральных железных дорогах из Донбасса, Кривого Рога и КМА (Краков в Польше, Кошице в Чехословакии, Галац в Румынии), либо на Дунайском водном пути (Галац и Кэлэраши в Румынии, Смедерево в СФРЮ, Дунауйварош в Венгрии).
Новая политическая обстановка, сложившаяся в Центрально-Восточной Европе в конце 1980-х – начале 1990-х гг., экономический кризис, обострение экологических проблем, равно как и новые условия внешней торговли со странами СНГ, естественно, сказываются на такой капиталоемкой отрасли, как черная металлургия. В связи с этим вряд ли можно ожидать возникновения здесь новых центров и тем более районов данной отрасли. Скорее всего будет происходить модернизация уже существующих предприятий, уменьшение мощностей некоторых крупнейших комбинатов (этот процесс уже начался), постепенная переориентация их на железорудное сырье из заморских стран, сооружение мини-заводов с новейшей технологией.
В целом не будет ошибкой утверждение о том, что черная металлургия в зарубежной Европе как одна из наиболее типичных старых отраслей давно уже находится в состоянии застоя, даже кризиса. В большинстве своем ее заводы и комбинаты работают не на полную мощность. Тем не менее районообразующее значение этой отрасли по-прежнему остается еще довольно большим.
Источник