- «И.Г. ПОТЕХИНА ИСТОРИЯ ЛИТЕРАТУРЫ СТРАН И3УЧАЕМОГО ЯЗЫКА УЧЕБНОЕ ПОСОБИЕ И3ДАТЕЛЬСТВО САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО УНИВЕРСИТЕТА ЭКОНОМИКИ И ФИНАНСОВ 2009 4 ББК 84(0)5 П 64 Потехина . »
- ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРА3ОВАНИЮ
- ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРА3ОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
- ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРА3ОВАНИЯ
- «САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ
- ЭКОНОМИКИ И ФИНАНСОВ»
- ИСТОРИЯ
- ЛИТЕРАТУРЫ СТРАН
- УЧЕБНОЕ ПОСОБИЕ
- И3ДАТЕЛЬСТВО
- САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО УНИВЕРСИТЕТА
- ЭКОНОМИКИ И ФИНАНСОВ
- СОДЕРЖАНИЕ
- ПРЕДИСЛОВИЕ
- СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ
«И.Г. ПОТЕХИНА ИСТОРИЯ ЛИТЕРАТУРЫ СТРАН И3УЧАЕМОГО ЯЗЫКА УЧЕБНОЕ ПОСОБИЕ И3ДАТЕЛЬСТВО САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО УНИВЕРСИТЕТА ЭКОНОМИКИ И ФИНАНСОВ 2009 4 ББК 84(0)5 П 64 Потехина . »
ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРА3ОВАНИЮ
ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРА3ОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРА3ОВАНИЯ
«САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ
ЭКОНОМИКИ И ФИНАНСОВ»
ИСТОРИЯ
ЛИТЕРАТУРЫ СТРАН
УЧЕБНОЕ ПОСОБИЕ
И3ДАТЕЛЬСТВО
САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО УНИВЕРСИТЕТА
ЭКОНОМИКИ И ФИНАНСОВ
ББК 84(0) П Потехина И.Г.
История литературы стран изучаемого языка: Учебное пособие.– СПб.:
Изд-во СПбГУЭФ, 2009.– 112 с.
Настоящее учебное пособие, посвященное изучению истории западноевропейской и американской литературы, составлено в соответствии с учебным планом специальности «Перевод и переводоведение» и предназначено для студентов II-III курсов гуманитарного факультета СПбГУЭФ, а также для студентов других специальностей филологического цикла.
Рецензенты: канд. филол. наук, доцент кафедры истории зарубежной литературы филологического факультета СПбГУ, президент Российского общества германистов А.В. Белобратов д-р филол. наук, зав. кафедрой романских языков и перевода факультета лингвистики СПбГУФ С.Л. Фокин © Издательство СПбГУЭФ,
СОДЕРЖАНИЕ
История литературы стран изучаемого языка Средних веков и Возрождения
История литературы стран изучаемого языка XVII-XVIII веков. История литературы стран изучаемого языка XIX века
История литературы стран изучаемого языка XX века
Темы и планы семинарских занятий
История литературы стран изучаемого языка XIX века
История литературы стран изучаемого языка XX века
Требования к оформлению рефератов
Список вопросов к экзамену
ПРЕДИСЛОВИЕ
Учебное пособие «История литературы стран изучаемого языка»
предназначено для студентов гуманитарных факультетов университетов и педагогических институтов. Книга представляет собой дополнение к основному списку учебной литературы и призвана упростить подготовку студента как в процессе обучения по данной дисциплине, так и во время сдачи итогового экзамена.
Задача одного из интереснейших и важнейших курсов «История литературы стран изучаемого языка» – раскрытие наиболее важных общих закономерностей развития западноевропейской и американской литературы, выявление национальной специфики культуры различных стран, выделение индивидуальных особенностей творчества отдельных писателей, начиная с эпохи Средневековья и заканчивая современностью конца ХХ века.
Эта дисциплина должна во многом способствовать формированию мировоззрения студента, художественного вкуса и умения ориентироваться в истории мировой литературы и культуры. Вся работа делится на три формы: наиболее принципиальные и сложные вопросы будут изложены в лекциях, часть материала будет вынесена на семинарские занятия, а весьма значительная часть – на самостоятельную проработку. Таким образом, дисциплина потребует от студента значительных затрат времени и энергии для ее освоения.
Поставленные задачи определяют структуру учебного пособия, в котором сначала дается общая характеристика содержания дисциплины, а затем приводится весь необходимый для организации учебного процесса материал (планы семинарских занятий, списки художественной и учебной литературы, вопросы к экзамену).
Для того чтобы учащиеся имели возможность расширить свои представления о литературном процессе за рубежом, в конце учебника публикуется список основных терминов, связанный с общими вопросами культуры и литературы и с отдельными его представителями.
СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ
История литературы стран изучаемого языка Литература Средних веков. Характеристика основных черт средневековой культуры. Источники средневековой литературы. Христианское миросозерцание, средневековое двоемирие и символико-аллегорические основы средневековых литератур. Вопрос об античном наследии. Роль народного творчества в происхождении и развитии средневековой литературы. Соотношение фольклора и литературы на разных этапах их развития, диалектика сосуществования латинской письменности и словесного творчества народа. Периодизация средневековой литературы.
Героический народный эпос «высокого» Средневековья. Проблема генезиса героического эпоса. А.Н. Веселовский об обязательных условиях его существования. Формы бытования и передачи; жонглеры, хуглары, шпильманы. Французский героический эпос: «Песнь о Роланде» и поэмы каролингского цикла. Любовь к «милой Франции» как важнейшая историческая новация в сознании. Характер отражения действительности в произведениях героического эпоса. Испанский героический эпос и особенности исторической обстановки в Испании (Реконкиста). Своеобразное выражение героизма в «Песни о моем Сиде». Героический эпос, его отражение в древненемецкой и англосаксонской литературе: «Песнь о Хильдебранте», «Поэма о Беовульфе». Черты героического эпоса и куртуазной литературы в немецкой «Песни о Нибелунгах» и ее сюжетные корни.
Куртуазная (рыцарская) литература «высокого» Средневековья. Становление рыцарского сословия и его специфической культуры. Куртуазная идеология как одно из первых проявлений индивидуализма. Определение «куртуазии». Интерес к интимным, чувственным вопросам личности, к проблеме чувства. Культ «Прекрасной Дамы». Светский характер рыцарской культуры при сохранении строго христианского характера мировоззрения. Жанровое многообразие рыцарской лирики, языковое и территориальное распространение рыцарской литературы: поэзия провансальских трубадуров (Бернарт де Вентадорн, Бертран де Борн), северофранцузский рыцарский роман и поэзия труверов, немецкий миннезанг (Вальтер фон дер Фогельвейде).
Северофранцузский рыцарский роман. Генезис и формы. Стиль и тематика, яркая демонстрация куртуазной идеологии. Смысл служения (Богу, сеньору, Даме), зачатки психологического анализа. Античная и византийская тематика: переделки «Энеиды», сказаний о Троянской войне, «Флуар и Бланшефлер» и др. Романы бретонского кельтского цикла (цикл короля Артура и рыцарей Круглого стола). Творчество Кретьена де Труа, Готфрида Страсбургского. «Роман о Тристане и Изольде», его своеобразие.
Цикл о Граале и мистические мотивы в нем. Влияние на немецкий рыцарский роман («Парсифаль» Вольфрама фон Эшенбаха). Городская и народная литература эпохи развитого феодализма: жанр фаблио («Крестьянинлекарь», «Кречет»), жанр романа («Роман о Лисе», «Роман о Розе»). Поэтическое творчество Франсуа Вийона как отражение кризиса средневекового миросозерцания. Идейное и жанровое своеобразие его поэзии.
Литература эпохи Возрождения. Возрождение как новая эпоха в историческом развитии Западной Европы. Преодоление феодальной раздробленности, создание национальных монархий, рождение абсолютизма.
Начало опытного изучения природы и окружающего мира («открытие мира и человека»). Великие географические открытия и их значение. Распространение стихийно-материалистических воззрений на мир. Более глубокое усвоение античной философии, ее взаимодействие с традициями средневековой философской мысли. Новая роль неоплатонизма. Ренессансная эстетика, принцип подражания природе. Ориентация на природу и разум. Пробуждение чувства личности, ее освобождение от церковных авторитетов. Создание новой системы этических представлений. Идеал гармонически развитой человеческой личности в противоположность аскетической морали Средневековья. Внесословное понимание личности, идеал «универсального человека». Формирование светской культуры. Понятие «гуманизм», особенности ренессансного гуманизма, критицизм. Ренессансный индивидуализм и титанизм. Опора на народное творчество в создании светской культуры Возрождения.
Итальянская литература эпохи Возрождения. Италия как родина европейского Возрождения. Периодизация итальянской литературы эпохи Возрождения. Неравномерное развитие итальянской культуры в XIII–XIV вв.
Флоренция – крупнейший центр экономической, политической и культурной жизни. Пути объединения Италии: борьба гвельфов и гиббелинов.
Значение античной и христианской культур в становлении итальянской литературы.
Данте Алигьери – великий поэт Италии. Жизнь Данте, изучение средневековой и античной философии. Раннее поэтическое творчество.
«Новая жизнь» – первая в европейской литературе автобиографическая повесть: понимание любви у Данте, символика книги. Политическая деятельность Данте. Трактаты Данте и их значение в развитии художественной и политической мысли. «Пир» – средневековые и гуманистические идеи книги. «О народном языке» – первое исследование по романскому языкознанию. Идея общенационального итальянского языка. Трактат «О монархии» – изложение политического учения Данте. «Божественная комедия» – синтез философских, эстетических, научных и политических учений средних веков и воплощение новых гуманистических идей. Название поэмы, ее источники, композиция. Аллегорическое, нравственное и политическое содержание поэмы. Образ Беатриче и его философский смысл. Символика цвета и числа, роль пейзажа, художественное своеобразие поэмы. Значение поэзии Данте в становлении итальянского языка.
Франческо Петрарка – первый итальянский гуманист, ученый, филолог. Его место в общественно-политической жизни своего времени.
Морально-философский трактат «Моя тайна, или О презрении к миру»;
противоречивость мироощущения Петрарки. Гуманистическая направленность трактата. Познание античности как необходимый путь в отстаивании гуманистических идеалов. Сборник «Канцоньере», новое понимание любви у Петрарки. Жанровое и художественное своеобразие «Канцоньере». Многогранность образа Лауры, трактовка времени, темы любви и славы в поэтическом сборнике. Поэма «Триумфы» и традиции поэзии Данте. Значение Петрарки в развитии итальянской лирики. «Петраркизм» в итальянской поэзии и его значение в развитии европейской любовной лирики.
Джованни Боккаччо, его деятельность ученого и гуманиста. Ранние романы и поэмы Боккаччо, опора на рыцарские романы и произведения античных авторов. Внимание к внутреннему миру человеческих отношений. «Фьяметта» как первая в европейской литературе психологическая повесть о несчастной любви. Автобиографизм повести. «Декамерон» – самое значительное произведение Боккаччо. Жанр новеллы, его связь со средневековым рассказом. Источники «Декамерона». Обрамление книги, ее название. Общество «Декамерона». Циклы новелл в сборнике, их идейная направленность. Борьба Боккаччо со средневековой аскетической моралью, критика религиозных предрассудков, разоблачение пороков духовенства, прославление радостей жизни, высоких душевных качеств человека, изображение любви как естественного чувства. «Героика» и бытописание. Художественное своеобразие книги. Значение «Декамерона» в развитии итальянской прозы Возрождения.
Особенности развития гуманизма в Италии в XV в., более глубокое постижение античной культуры, переход на латинский язык (произведения Леонардо Бруни, Лоренцо Валла). Изучение греческого языка, философии и литературы. Критицизм в вопросах веры. Изменение политической обстановки, смена республики принципатом. Своеобразие гуманизма XV в., его ученый характер и ориентация на придворные круги. Латинизация итальянской культуры. «Высокое» Возрождение в Италии во второй половине XV в. Флоренция времен правления семьи Медичи. Творчество Лоренцо Медичи и попытка соединить ученую и народную традиции. Любовная лирика Лоренцо и поэмы на бытовые темы. Кружок Лоренцо Медичи: Анджело Полициано и его гуманистическая драма «Сказание об Орфее»; Луиджи Пульчи и его комическая рыцарская поэма «Морганте».
Ренессансно-религиозная поэма в творчестве М. Боярдо («Влюбленный Роланд») и Л. Ариосто («Неистовый Роланд»).
Новые политические идеи XVI в. Никколо Макиавелли, его книга «Государь», новый взгляд на природу политической власти. «Макиавеллизм». Творчество Торквато Тассо и закат итальянского Возрождения.
Поэтическое творчество Тассо. Пастораль «Аминта» как вершина жанра.
Эпическое творчество Тассо и его отношение к истории прошлого. Поэма «Освобожденный Иерусалим» и ее героико-христианская проблематика.
Роль чудесного в поэме. Ее построение и форма октавы. Маньеризм.
Литература Германии и Нидерландов эпохи Возрождения. Немецкий гуманизм и бюргерская литература. Особенности экономического, социального и политического развития Германии XVI в. Связи с Италией, развитие университетов. Немецкие гуманисты: Ульрих фон Гуттен и «Письма темных людей»; Иоганн Рейхлин и его роль в богословских спорах века. Новолатинская ренессансная литература (Конрад Цельтис и др.).
Крестьянская война в Германии. Причины и смысл религиозной Реформации, ее начало на немецкой почве и общий для всей Западной Европы характер (Лютер, Мюнцер, Кальвин). Перевод Библии Лютером и его роль в создании литературного немецкого языка. Бюргерская литература.
Сатира Себастьяна Бранта «Корабль дураков». Ганс Сакс, средневековонародный характер его шванков, фастнахтшпилей, мейстерзингерских песен. «Народные книги» XVI в.: «Эйленшпигель», «Шильдбюргеры», «Доктор Фауст».
Гуманизм в Нидерландах. Своеобразие положения Нидерландов, экономический подъем страны. Быстрая урбанизация и развитие крупной морской торговли. Протестантское «новое благочестие» как идейная база борьбы за независимость от испанской короны. Первая буржуазная революция и ее значение. Религиозное своеобразие нидерландского гуманизма.
Эразм Дезидерий (Роттердамский) как фигура общеевропейского масштаба в богословии («новой философии Христа»), этике, ранней филологии (переводы и комментирование Библии в Оксфордском кружке). Участие в полемике о свободе воли и создание «христианского гуманизма» как новой концепции христианского человека. Эразм как новолатинский писатель.
«Домашние беседы», «Адагии» и их воспитательное значение. Выдающееся значение трактата «Оружие христианского воина» для духовности Нового времени. Философская сатира «Похвала глупости» как шедевр ренессансной мысли. Связь ее основных идей с наиболее глубокими интеллектуальными слоями литературы позднего Ренессанса.
Французская литература эпохи Возрождения. Своеобразие экономического, политического и культурного положения Франции в XVI в.
Экономический подъем страны, развитие мануфактурного производства и торговли. Замедленное буржуазное развитие по сравнению с Италией.
Утверждение абсолютной монархии, ее опора на дворянство и верхушку буржуазии. Развитие гуманизма, усвоение опыта итальянской ренессансной культуры. Своеобразие французского гуманизма, ориентация многих гуманистов на придворные круги (Франциск I, Маргарита Наваррская).
Два этапа в развитии французского гуманизма. Лефевр д’Этапль и его толкование «Священного писания». Учение Жана Кальвина, его влияние на духовную жизнь Франции. Маргарита Наваррская, сборник ее новелл «Гептамерон» и усвоение итальянской новеллистической традиции. Кружок Маргариты Наваррской: поэт Клеман Маро и прозаик Жан Бонавентура Деперье.
Франсуа Рабле – крупнейший представитель французского гуманизма. Обучение в монастыре, критическое усвоение «Священного писания», изучение древних языков и античных авторов. Принятие духовного сана.
Изучение медицины и работа в качестве врача. Поездки в Италию, знакомство с римскими древностями и изучение естественных наук. Роман «Гаргантюа и Пантагрюэль», его источники, история создания. Система персонажей, структура произведения, основная тематика и проблематика текста.
Критика богословия и утверждение идеи «естественной нравственности».
Критическое изображение всех сторон средневековой жизни: судопроизводства, управления государством, феодальных войн. Осуждение религиозной нетерпимости и религиозных распрей. Критика схоластики и средневековой системы воспитания. Гуманистический идеал воспитания гармонически развитой личности. Телемское аббатство – прообраз идеального общественного устройства. Просвещенные монархи у Рабле (Грангузье, Гаргантюа, Пантагрюэль). Образы брата Жана и Панурга, их идейное значение в романе. Мотив вина и его смысловое истолкование. Философия пантагрюэлизма и ее жизнеутверждающий пафос. Жанровое и художественное своеобразие романа. Роль Рабле в формировании французского национального языка.
Скептицизм Мишеля Монтеня как выражение драматических коллизий французской действительности XVI в. «Опыты», их философский смысл. Суть скептицизма Монтеня, его взгляд на природу и разум, идеал простой естественной жизни. Композиция книги, ее своеобразие.
Испанская литература эпохи Возрождения. Экономический кризис XVI в. в странах Иберийского полуострова, связанный с последствиями Реконкисты для социально-демографических структур, а также с открытием Американского континента и последующей колониальной экспансией испанского и португальского государств. Деятельность инквизиции. Значение абсолютизма. Распространение и значение в Испании эразмизма.
Своеобразие национального мироощущения ренессансной эпохи. Периодизация испанской литературы эпохи Возрождения Поэзия раннеренессансного периода (первая половина XVI в.). «Старокастильская» и «итальянская» школы. Сонеты и эклоги Гарсиласо де ла Веги. Пастораль, связь ее первых испанских текстов («Диана» Монтемайора) с итальянскими образцами. Испанский петраркизм. Утопизм и аристократизм пасторалей, утонченность литературной самокритики, сложность поэтики. Роль пасторального романа в развитии испанской литературы, в том числе прозы. Лирическая поэзия севильской и саламанкской школ.
Фернандо де Эррера, параллельное существование позднего народного творчества (романсеро).
Плутовской роман XVI в. («пикареска»). Новизна поэтики (роль героя – отстраненного наблюдателя и участника действия) и точность отражения нравственно-религиозных исканий кризисной эпохи. Классические образцы: «Ласарильо с Тормеса», «Гусман де Альфараче» Матео Алемана, барочная пикареска Кеведо «История пройдохи по имени Дон Паблос».
Общеевропейское многовековое влияние пикарески на литературу. Прозаический рыцарский роман в Испании XVI в. «Амадис Гальский» де Монтальва. Его роль в развитии испанской повествовательной прозы.
Мигель де Сервантес Сааведра – величайший писатель европейского Ренессанса. Его жизнь и творческий путь. Мировоззрение Сервантеса – христианский гуманизм, трагическое и мужественное видение жизни, народно-смеховое начало, игровая свобода. «Дон Кихот» как высший синтез ренессансной эпохи, абсолютная новация в истории литературных жанров и яркое нравственно-философское явление Нового времени. «Дон Кихот»
как роман философский и социальный. Лирическое и эпическое в нем. Социальный и философский смысл «донкихотской ситуации». Двойной герой (Дон Кихот и Санчо) воплощение ученого и народного начала, духа и жизни. Эволюция героя, «кихотизация» остальных персонажей. Многообразие и широта отражения Испании в романе. История толкования «Дон Кихота». Связи «Дон Кихота» со всем остальным творчеством Сервантеса. Новелла и драматургия в генезисе «Дон Кихота». Новеллистика («Назидательные новеллы») и драматургия («Восемь комедий и восемь интермедий») в зрелом творчестве Сервантеса.
Развитие национальной испанской драмы. Лопе де Вега, его противостояние классицистической неоаристотелевской драме. Многообразие его творчества, народность и ренессансный характер. Жанровые разновидности драматургии: пьесы «героические», комедии «плаща и шпаги», пьесы «народны» («Фуэнте Овехуна», «Звезда Севильи»). Влияние Лопе как создателя комедии интриги на французскую драматургию (Мольер).
Английская литература эпохи Ренессанса. Особенности социально-экономического развития Англии. Особенности развития английского общества. Война Алой и Белой Розы и ее значение в историческом развитии Англии. Формирование английского абсолютизма. Исторически прогрессивная роль английского абсолютизма в XVI в. Процесс формирования национального литературного языка и его этапы. Основные этапы в развитии английского гуманизма и национальной литературы Возрождения.
Творчество Джеффри Чосера. Чосер и традиции средневековой литературы. Жанр видения в творчестве Чосера («Книга герцогини», «Дом славы», «Птичий совет»). Чосер и античное наследие («Легенда о славных женщинах»). Влияние итальянской ренессансной литературы на творчество Чосера («Троил и Кризеида», «Кентерберийские рассказы»). «Кентерберийские рассказы» как первый английский сборник стихотворных новелл.
Жанровое своеобразие. Композиция сборника. Связь новелл с обрамляющим повествованием. Образ автора в «Кентерберийских рассказах». Вклад Чосера в развитие английского языка и литературы.
Проза английского Возрождения. Томас Mop как крупнейший представитель раннего английского гуманизма. Критика современной действительности и картина идеального общественного устройства в «Утопии». Художественное своеобразие «Утопии». Расцвет гуманизма в период зрелого Возрождения. Образ Англии. Влияние «Утопии» на мировую литературу.
Кристофер Марло – создатель английской трагедии. Образ титанического героя в трагедиях Марло. Своеобразие трактовки легенды о Фаусте в «Трагической истории доктора Фауста». Скептицизм Марло по отношению к религии. Марло и макьявеллизм («Мальтийский еврей», «Эдуард II»). Трактовка проблемы государственной власти в исторической драме «Эдуард II». Сюжет о Фаусте в творчестве Марло («Трагическая история жизни и смерти доктора Фауста»). Особенности драматургической манеры Марло. Марло – непосредственный предшественник Шекспира.
Сцена и театр Англии времен Шекспира.
Вильям Шекспир – величайший художник эпохи Возрождения.
«Шекспировский вопрос». Сонеты Шекспира как философское осмысление действительности. Их тематическая связь с драматургией Шекспира. Периодизация творчества. Национальная история в исторических драмах Шекспира. Проблема историзма. Противопоставление идеям феодальной анархии идеи гармонии общества, государственности, внутреннего объединения под эгидой централизованной власти. Личность и государство в исторических драмах. Осуждение тирании в «Ричарде III». Проблема закона и насилия («Ричард II»), правителя и «государственной необходимости» («Генрих IV» и «Генрих V»). Вопрос об отношениях монарха с народом. Фальстаф и «фальстафовский фон». Связь исторических драм с комедиями и трагедиями.
Комедии Шекспира. Источники его комедий. Утверждение гуманистических идеалов нравственности и человеческой личности в комедиях.
Образы «шутов» и их значение. Оптимистическое мироощущение комедий («Сон в летнюю ночь», «Виндзорские насмешницы» и др.).
Трагедии Шекспира. Характер конфликта в трагедиях. Трагический герой. Проблема соотношения характеров и обстоятельств в трагедиях.
Острота восприятия жизни у трагических героев. «Ромео и Джульетта».
Трагический лиризм пьесы. Символический характер трагедии любви.
Связь «Ромео и Джульетты» с комедиями Шекспира.
Углубление трагического мировосприятия Шекспира в трагедиях второго периода творчества. «Гамлет» как философско-психологическая «трагедия знания жизни». Героическая личность Гамлета. Разлад героя с миром. Гуманистический нравственный идеал Гамлета и его воплощение в трагедии. Общефилософский смысл трагедии. Проблема морального выбора. Роль трагических случайностей в развитии сюжета. Значение линии Фортинбраса в трагедии.
«Отелло». Образ Отелло как воплощение ренессансного идеала человека. Образ Яго. «Макьявеллизм» Яго. Трагический конфликт благородства с человеческой низостью, общественный смысл трагедии. Героическое начало в образе Отелло.
«Король Лир» как социально-философская трагедия. Эволюция образа Лира. Значение линии Глостера в трагедии. Образ Шута. Развитие и углубление философской, политической и этической проблематики в «Макбете». Проблема трагического положения государства и личности в условиях тирании. Честолюбие Макбета и его опасные последствия.
Поиски положительного решения трагических проблем современности в трагикомедиях Шекспира третьего периода творчества («Цимбелин», «Зимняя сказка», «Буря»). Утопизм трагикомедий. Основные принципы драматургии Шекспира. Изображение явлений действительности в их движении и взаимной обусловленности. Средства типизации в эстетике Шекспира. Способы обрисовки характеров. Диалектика и внутреннее развитие образов шекспировских пьес. Судьба шекспировского наследия.
История литературы стран изучаемого языка Литература XVII века. Общая характеристика. Внутренняя сложность и противоречивость социальных процессов в странах Западной Европы этой эпохи. Усиление кризиса феодальной системы: возникновение и развитие буржуазных отношений, и одновременно усиление сопротивления новым силам со стороны феодальной реакции. Своеобразие и крайняя неравномерность социально-исторических процессов в отдельных странах Европы. Английская буржуазная революция XVII в. и ее значение. Появление всеобъемлющих философских систем Декарта, Гассенди, Гоббса, Спинозы, Лейбница. Сложное сочетание материалистических и идеалистических тенденций в этих философских системах.
Прямое воздействие рационалистической и материалистической философии на эстетические воззрения и художественную практику деятелей культуры XVII в.
Формирование основных принципов классицизма в ренессансной эстетике. Классицизм как художественная система в ее взаимоотношениях с ренессансной культурой. Объективность и нормативность эстетики классицизма, их соотношение с художественными потенциями классицистского метода. Общественная и воспитательная роль искусства. Принцип «облагороженного подражания» природе; подражание древним как высшему воплощению эстетического идеала. Рационалистический характер поэтики классицизма.
Барокко, его социальная природа и соотношение с Ренессансом.
Общие черты мировосприятия и эстетики барокко. Реалистические тенденции в литературе XVII в.; их своеобразие по сравнению с ренессансным реализмом. Национальное своеобразие и развитие барокко и классицизма в разных странах Европы.
Испанская литература. Экономический и политический упадок Испании в XVII в. Политическая и религиозная реакции, политика контрреформации и рефеодализации. Кризис идей Возрождения и гуманистического идеала человека в первой трети XVII в. Барокко – господствующая художественная система в испанской литературе XVII в. Роль философии неостоицизма в творчестве писателей испанского барокко. Усиление религиозной проблематики, связь религиозных позиций писателей барокко с «христианским гуманизмом» Возрождения.
Луис де Гонгора и поэзия испанского барокко. «Ясный» и «темный»
стиль в его поэзии. «Сказание о Полифеме и Галатее» и «Одиночества». Полемика вокруг поэзии Гонгоры и его последователей, критика их ренессансными поэтами (Лопе де Вега и др.) Франсиско де Кеведо и проза XVII в. Ранние сатиры Кеведо, их связь с «Похвальным словом глупости» Эразма Роттердамского. Синтез бытовой конкретности и широкого социального обобщения в плутовском романе Кеведо «История жизни пройдохи по имени дон Паблос». Сатирические памфлеты из цикла «Сновидения», осуждение в них пороков господствующих классов. Критическая оценка современного социально-политического устройства Испании в сборнике новелл «Час воздаяния». Сатирический гротеск, фантастика, гипербола – характерные приемы сатиры Кеведо; своеобразие языка его сатирической публицистики.
Развитие жанра плутовского романа. Роман Луиса Белеса де Гевары «Хромой бес» – один из самых ярких образцов позднего плутовского романа в Испании XVII в.; обработка романа Лесажем. Влияние испанского плутовского романа на развитие европейского романа.
Творчество Педро Кальдерона. Своеобразие его комедий. «Трагедии чести», концепция чести и благородства как внеличной силы («Врач своей чести» и др.); христианско-демократическая трактовка идеи чести в «Саламейском алькальде». Морально-философская драма «Жизнь есть сон». Славянская тема в пьесе. Религиозно-философские драмы Кальдерона.
Немецкая литература. Особенности исторического положения Германии в XVII в.: феодальная раздробленность, экономическая отсталость, отсутствие единого политического и культурного центра. Тридцатилетняя война и ее последствия для социального и культурного развития Германии. Вестфальский мир (1648) как рубеж в историко-культурном и литературном развитии Германии. Контакты немецкой литературы с другими европейскими литературами (Франция, Италия, Англия, Нидерланды, Испания).
Андреас Грифиус – центральная фигура немецкой поэзии XVII в.
Трагедия войны как основная тема его лирики. Идеи нестоической философии: тема смерти и разрушения, ее поэтическое отражение в творчестве Грифиуса. Поэтическая форма сонетов Грифиуса. Политические трагедии «Лев Армянин», «Карл Стюарт»; их идейно-тематическая связь с современностью. Этическая проблематика трагедий; их структура. Трагикомедия «Карденио и Целинда», ее религиозно-философская проблематика.
Отражение в этой пьесе характерных идейных и художественных черт барокко. Комедии Грифиуса. Значение творчества Грифиуса для последующего развития немецкой литературы.
Французская литература. Особенности социально-исторического развития Франции в XVII в. Регламентация абсолютизмом всех сторон духовной жизни общества, в том числе литературы (Французская академия). Появление рационализма (Декарт) и материалистически окрашенного сенсуализма (Гассенди) в философии. Основные направления: классицизма, барокко (прециозная литература).
Творчество Сирано де Бержерака. Его социально-утопический роман «Иной свет, или Государства Луны». Бытоописательный роман, его пародийная полемическая направленность. Эстетика бытоописательного романа, узкий эмпиризм, ограниченность показа действительности.
Формирование классицизма, основного направления французской литературы XVII в. Вневременной идеал прекрасного как отражение вечных и неизменных законов разума. Классицизм и античность. Рационалистический характер поэтики классицизма. Проблема правды и правдоподобия в искусстве, ее отражение в теории и практике классицизма.
Обобщение и абстрагирование от частных явлений, типизация характеров и страстей. Аналитический метод построения характера, углубление психологического анализа. Композиционные принципы: понятие меры, пропорции, гармонической завершенности. Классицистская теория жанров, иерархический принцип деления на «высокие» и «низкие» жанры, их замкнутость и стилевая регламентированность. Правило трех единств, его обоснование.
Никола Буало – поэт, критик и теоретик французского классицизма.
Сатиры Буало, их основная проблематика. Трактат «Поэтическое искусство» – наиболее полное изложение основных положений эстетики классицизма. Проблема правды и правдоподобия в эстетике Буало. Проблема общественной и нравственной ответственности художника.
Творческий путь Корнеля. Ранние пьесы Корнеля. Трагикомедия «Сид» – первый шедевр классицистской трагедии. Основной конфликт трагедии: конфликт между чувством и долгом. Патриотическая тема служения Родине как высшего долга человека. Спор о «Сиде». Суждения Французской академии о пьесе. Трагедия «Гораций»; государство и личность в трагедии. Политическая и этическая проблематика трагедии «Цинна». Проблема свободы воли как отражение идей неостоицизма в классических трагедиях Корнеля. Эволюция творчества Корнеля в годы Фронды. Трактовка художественного времени в трагедиях Корнеля. Поздние произведения.
Творчество Расина. Влияние янсенизма на формирование мировоззрения и творчество Расина. Расин и Паскаль. Периодизация творческого пути Расина. Ранние трагедии. «Андромаха» – новый этап развития классицистской трагедии. Проблема воли и страсти в структуре драматического характера у Расина. Сила и бессилие разума. Психологический метод Расина. «Британик» как политическая трагедия нового типа. Моральный аспект политической проблематики. «Береника», тема закона и нравственного долга монарха. Восточные трагедии Расина. Нравственная проблематика «Ифигении». «Федра» – вершина психологической трагедии классицизма. Трактовка античного источника, ее мировоззренческие и эстетические предпосылки. Библейские трагедии Расина, их политическая актуальность. Тираноборческая проблематика «Гофолии», ее значение для просветительской трагедии. Драматургическое своеобразие «Гофолии». Художественная система Расина – наиболее полное воплощение принципов классицизма. Правдоподобие, лаконизм и гармоничность композиции. Правило трех единств и трактовка времени и пространства в поэтике Расина.
Жизненный и творческий путь Мольера. «Блистательный театр» и первые попытки создать театр в Париже. Театральная деятельность Мольера в провинции, ее роль в становлении Мольера как драматурга. «Смешные жеманницы» – сатира на прециозность и первая комедия нравов. Семейная и нравственная проблематика в комедиях «Урок музыки» и «Урок женам». Декларация творческих принципов Мольера в комедиях «Критика на «Урок женам»» и «Версальский экспромт». Творческая история «Тартюфа», антиклерикальная направленность комедии, ее связь с конкретными явлениями современности. Разоблачение ханжества и лицемерия. «Дон Жуан», социальное и философское переосмысление традиционного образа, его связь с аристократическим вольнодумством. Сложность драматического характера и композиции комедии. Отход от принципов классицистической поэтики. Критика аристократического общества в «Мизантропе». Сатирическое изображение современных нравов и социальных отношений в комедиях «Скупой», «Мещанин во дворянстве».
Жанровое многообразие комедий Мольера и его стилистическое воплощение. Традиции народного фарса («Лекарь поневоле», «Плутни Скапена»). Своеобразие мольеровского классицизма.
Жан Лафонтен. Эволюция его творчества. Стихотворные «Сказки»
Лафонтена и традиции Ренессанса. Басни, использование в них античных и средневековых образцов. Философская концепция Лафонтена. Сатирическая картина высшего придворного и аристократического общества в баснях. Образы людей из народа в баснях. Художественное мастерство Лафонтена-баснописца.
Французские прозаики XVII в. Роман госпожи де Лафайет «Принцесса Клевская», нравственная проблематика и художественная структура романа. Воплощение принципов классицистской поэтики в «неканоническом» жанре романа. Место «Принцессы Клевской» в типологии французского романа.
Переоценка приоритета античной литературы. «Спор «древних» и «новых»», его философские основы. Идея прогресса. Отождествление позитивных научных знаний с эстетическими достижениями в современной литературе. Роль Шарля Перро в этом споре. Его поэма «Век Людовика XIV»
и «Параллели между древними и новыми авторами». Сказки Перро и проблема народного творчества. Продолжение спора о «древних» и «новых»
авторах в начале XVIII в.
Английская литература. Англия в начале XVII в. Кризис английского абсолютизма в 1620-1630-х годах. Борьба парламента с королевской властью. Обострение противоречий между буржуазией и аристократией.
Религиозная борьба как форма социально-политической борьбы буржуазии против феодальной идеологии. Буржуазная сущность пуританизма, его этические и религиозные идеалы. Полемика пуритан со сторонниками монархии и англиканской церкви. Английская буржуазная революция 1642-1649 гг. Ее общественно-историческое значение. Расстановка сил в революции.
Джон Мильтон – крупнейший поэт и публицист английской революции. Сочетание пуританских идеалов с традициями литературы Возрождения в его творчестве. Изображение природы и психологии человека (поэмы «Веселый», «Задумчивый», «Лисидас»). Поэма «Потерянный рай» – важнейшее эпическое произведение английской поэзии XVII в.
Религиозный замысел поэмы, библейская основа сюжета. Причины обращения Мильтона к библейскому мифу. Политическое содержание поэмы, его связь с революционными идеями и событиями эпохи. Отражение героических перипетий гражданской войны в поэме. Воплощение пуританских этических идеалов Мильтона в описании Адама и Евы. Непоследовательность поэта в трактовке их грехопадения. Особенность мильтоновского стиха, влияние античной поэзии. Поэма «Возвращенный рай». Религиозная полемика в поэме, ее абстрактность, рационализм и близость к христианской теологии. Трагедия «Самсон-борец» – дальнейшее развитие героической темы «Потерянного рая». Автобиографические элементы в этой трагедии, ее тираноборческий пафос. Влияние античной трагедии. Стремление к строгости и простоте стиля. Место Мильтона в литературе его времени.
Литература XVIII века. Общая характеристика. Просвещение как передовое общеевропейское идеологическое, философское и культурное движение, как идейная подготовка буржуазной революции 1789 г. Просветительский культ разума. Социальный оптимизм просветителей, их представление о «естественном человеке» и «человеке-гражданине». Внутренняя противоречивость этих представлений. Просветительский материализм XVIII в. Его значение в истории европейской мысли, его механицизм и метафизичность. Учение Локка о познании. Его влияние на философию Просветительства. Связь литературной деятельности просветителей с их политической и философской борьбой. Публицистический и энциклопедический характер просветительской культуры. Расширение географических и исторических рамок в тематике литературных произведений. Эстетические теории просветителей. Эстетические учения, созданные просветителями. Общественное назначение искусства в понимании деятелей Просвещения. Разнообразие литературных направлений в эпоху Просвещения.
Просветительский классицизм, реализм, сентиментализм. Периодизация европейского Просвещения. Национальное своеобразие просветительской литературы в Англии, Франции, Германии.
Английская литература. Своеобразие английского Просвещения, обусловленность его особенностями развития Англии на рубеже XVIIXVIII вв. Три периода в истории английского Просвещения. Основные линии его развития. Оптимистическая философия Шефтсбери. Его учение о мировой гармонии, о единстве истины, добра, красоты. Мандевиль в полемике с Шефтсбери.
Даниэль Дефо. Публицистика Дефо: памфлет «Истинный англичанин», его антиаристократическая направленность. Памфлет «Кратчайший способ расправы с диссидентами». Журналистская деятельность. «Трактат о проектах» как выражение просветительских взглядов Дефо. «Робинзон Крузо» – реалистический роман. Литературное новаторство Дефо. Жанровые особенности «Робинзона Крузо»: сочетание морского приключенческого романа с мнимой документальностью.
Двойственность романа. Буржуазные черты героя. Апология материального прогресса и накопления. Робинзон как «естественный» человек в «естественных» условиях. Прославление созидательного труда. Воспитательное значение романа. Дефо и традиция испанского плутовского романа. Реалистическая картина быта и нравов буржуазной Англии в романе «Молль Флендерс». Просветительские и демократические тенденции романа. Элементы психологического анализа. Художественные особенности романа.
Джонатан Свифт, его место в просветительской литературе. Близость Свифта философии Мандевиля. Классицизм раннего творчества Свифта («Битва книг»). Развитие Свифта от классицизма к реализму. Антицерковная сатира «Сказка о бочке». «Путешествия Гулливера» – центральное произведение Свифта. Политическая актуальность «Путешествий». Сатира на двор, монархию, на борьбу партий, религиозные распри, захватнические войны. Образ просвещенного монарха в «Путешествиях». Сатирический контраст между лилипутами и великанами, его художественное и идейное значение. Осмеяние оторванной от жизни науки. Образы иеху и гуингмов. Преувеличение, карикатура, фантастика, гротеск, иносказание. Прием отстранения действительности как характерная черта просветительской сатиры. Пародийные элементы в построении романа. Образ героя-рассказчика, его соотнесенность с автором в разных частях романа.
Генри Филдинг. Отражение специфических особенностей английского Просвещения в творчестве Филдинга. Вера в добрую природу человека. Его журнально-публицистическая деятельность. «История Джонатана Уайльда» как политическая сатира. Актуальность этой сатиры.
Пародия на борьбу партий в английском парламенте. Трактовка времени и пространства в романах Филдинга. Роман «Приключения Джозефа Эндруса». Пародия на морализм Ричардсона. Защита «естественной»
нравственности в романе. Новые принципы изображения положительного героя. Традиции Сервантеса и испанского плутовского романа.
«История Тома Джонса, найденыша» как выражение философских и нравственных убеждений Филдинга. Просветительская проблематика романа. Полнокровность созданных Филдингом характеров (Том Джонс, София). Раскрытие мотивов, лежащих в основе поступков человека. Отступление от последовательного рационализма: противопоставление благоразумного расчета «доброму сердцу». Комические персонажи. Широта охвата действительности. Общественная сатира в «Томе Джонсе». «Том Джонс» как «роман воспитания». Место авторских отступлений в романе. Юмор Филдинга. Роман «Амелия» – переход от «комического эпоса» к семейному роману. Общественная критика в «Амелии». Значение творчества Филдинга для развития английского реалистического романа.
Позднее Просвещение. Обострение противоречий капитализма в Англии второй половины XVIII в. Начало промышленного переворота.
Падение жизненного уровня тружеников. Сентиментализм как форма критики буржуазного прогресса и рационалистического оптимизма Просвещения. Критика ограниченности разума, превознесение чувства и веры над разумом; культ природы и «естественного» состояния. Противопоставление природы и цивилизации. Общеевропейский характер сентиментализма. Своеобразие английского сентиментализма, его идейнофилософские предпосылки.
Лоренс Стерн. Стерн и английский сентиментализм. Утверждение превосходства чувства над разумом в его произведениях. Влияние агностицизма и релятивизма Юма на романы Стерна. Роман «Жизнь и мнения Тристрама Шенди» – пародия на рационалистический просветительский роман. Особенности композиции романа. Значение лирических и философских отступлений. Образы главных героев. Сентименталистское противопоставление доброго сердца практицизму и здравому смыслу. Юмор как средство индивидуализации характеров. Соотношение «чувствительности» и юмора. Роман «Сентиментальное путешествие». Углубление психологического анализа, раскрытие внутренней противоречивости человеческих переживаний. Отказ от рационалистической мотивировки поступков героев. Язык и стиль романа, особенности его композиции. Влияние Стерна на европейскую литературу. Кризис просветительского рационализма в романах Стерна.
Роберт Бернс. Бернс и просветительское движение. Творчество Бернса как вершина английской поэзии XVIII в. Народность поэзии Бернса; ее близость шотландским народным песням и балладам. Противопоставление «честной бедности» крестьянина-труженика паразитизму господствующих классов. Поэма «Веселые нищие». Ее идейные и художественные особенности. Простота и музыкальность его поэзии, использование шотландского диалекта. Бернс и английские романтики.
Французская литература. Особенности исторического развития Франции в XVIII в. Кризис французского абсолютизма. Просвещение – идеологическая подготовка Французской революции. Развитие политической, философской и социальной проблематики французского Просвещения на разных этапах. Французский материализм XVIII в., его роль в борьбе с церковью и религией. Механистический и метафизический характер материализма. Просветительский культ разума. Рационалистическое и идеалистическое истолкование общественных явлений – государства, права, истории. Рационализм и сенсуализм как основы эстетических теорий французских просветителей. Просветительский классицизм, его отличие от классицизма XVII в. Стиль рококо в поэзии, драматургии и повествовательных жанрах. Просветительский реализм. Сентиментализм. Трансформация старых жанров в условиях Просвещения.
Творчество Лесажа и развитие реалистических тенденций в романе и драме XVIII в. Традиции Мольера в комедиях Лесажа. Сатира на откупщиков в комедии «Тюркаре». Романы Лесажа – сатирическая картина нравов современной Франции. «Хромой бес» как роман нравов; его актуальное общественно-политическое содержание. Жанровые особенности романов Лесажа, их связь с испанскими источниками.
Творчество Аббата Прево. «Манон Леско» как этап в развитии французского романа. Глубина психологического анализа в романе. Повествовательное искусство Прево.
Творчество Мариво, его место в литературной жизни Франции. Мариво – создатель психологической комедии. «Жизнь Марианны» и «Удачливый крестьянин» как реально-психологические романы.
Творчество Монтескье. «Персидские письма» как новый жанр «философского романа». Вопросы политического устройства, религии, права в романе. Принцип относительности государственных и общественных институтов, моральных установлении и религиозных верований – философская основа критики современного общества. Сатира на государственный строй и нравы Франции. Проблемы войны и мира и международного права в романе. Восточная тема, ее самостоятельное значение как проявление интереса к иной цивилизации. «Рассуждение о причинах величия и падения римлян», его злободневная направленность. «Дух законов» – основное теоретическое произведение Монтескье. Понятие свободы, типы государственного устройства (деспотия, монархия, республика) и их принципы (страх, честь, добродетель). Проблема географической среды («климата») и народонаселения в трактовке Монтескье.
Вольтер. Основные этапы жизненного и творческого пути Вольтера.
Философские воззрения Вольтера, их компромиссный характер. Критика церкви и официальной религии. Философский деизм Вольтера и его эволюция на разных этапах творчества. Политические взгляды Вольтера.
Идея просвещенного абсолютизма, ее отражение в произведениях Вольтера и попытки претворить ее на практике. Художественное творчество Вольтера. Вольнодумная поэзия.
Философские поэмы «За и против», «Поэма о гибели Лиссабона» – новый жанр, характерный для литературы Просвещения. Эпическая поэма «Генриада» – пропаганда идей религиозной терпимости и просвещенного абсолютизма. Поэма «Орлеанская девственница», ее антиклерикальная и антифеодальная направленность. Трагедии Вольтера как образец просветительского классицизма. Политическая и философская актуальность в сочетании с традиционной формой.
Расширение исторических и географических рамок в отборе сюжетов и героев. Обращение к средневековой тематике. Отход от традиционных сюжетов в пользу вымышленных. Антиклерикальная и антирелигиозная проблематика трагедий «Эдип», «Заира», «Магомет». Республиканские трагедии «Брут» и «Смерть Цезаря». Театральные нововведения Вольтера. Усиление зрелищной стороны, сценические эффекты, динамизация действия как следствие сенсуалистических принципов просветительской эстетики.
Публицистика Вольтера. «Философские письма» – освещение английских нравов, государственного устройства, науки и искусства как способ критики Франции. «Философский словарь» и «Объясненная Библия»;
антирелигиозная направленность этих произведений. «История России в эпоху Петра». Образ Петра I как идеального просвещенного монарха.
«Опыт о нравах и духе народов» – попытка философского осмысления всемирной истории. Философские повести Вольтера – новый жанр просветительской литературы.
Идейно-художественное своеобразие философских повестей Вольтера. Оптимистический деизм Поупа и Лейбница в интерпретации Вольтера (повести «Кандид», «Простак»). Сатирическая направленность философских повестей. Гротескное изображение действительности. Восточная декорация, притча, анекдот, гиперболизация и фантастика («Микромегас»). Влияние Свифта. Образ «естественного человека» и его художественная функция в «Простаке».
Зрелое Просвещение. Социально-политический кризис во Франции 1740-1750-х годов. Активизация деятельности просветителей. Новый этап Просвещения, непосредственно подготовивший революцию 1789 г. Усиление противоречий между просветителями. Общественно-политическое значение «Энциклопедии». Мировоззрение энциклопедистов (Д’Аламбер, Гельвеций, Гольбах и др.). Дидро как создатель «Энциклопедии».
Дени Дидро. Периодизация его творческой деятельности. Философские взгляды Дидро. Формулирование требований просветительского реализма в эстетической концепции Дидро («Рассуждение о драматической поэзии»). Драматургическая теория Дидро, ее историческое значение. Семейная тематика в драмах Дидро, их социальный характер.
«Побочный сын» и «Отец семейства». Достоинства и недостатки мещанских драм Дидро. Тема природы человека и антицерковная сатира в повести «Монахиня». Жанровое своеобразие романа «Жак-Фаталист». «Жакфаталист» как философский роман. Художественные достоинства диалога в романе. «Племянник Рамо» как философское и сатирическое произведение; «разорванность сознания». Критическое отношение Дидро к дворянскому обществу и новому буржуазному строю.
Жан-Жак Руссо. Основные этапы творчества. Социально-политические и исторические взгляды Руссо. Идейное содержание его «Рассуждений». Оценка общественно-моральной роли наук и искусств в «Рассуждении об искусствах и науках». «Рассуждение о происхождении неравенства»; «естественный человек» и «естественное состояние» в понимании Руссо: причины возникновения неравенства и основания гражданского общества, эгалитарный социализм Руссо. «Общественный договор» как трактат по истории и теории государственного права, социально-политические воззрения Руссо. Художественные произведения.
Педагогический роман-трактат «Эмиль», условия формирования идеального человека согласно Руссо. «Новая Элоиза» как философский роман. Понимание природы человека и добродетели в романе. Тема природы в «Новой Элоизе». «Новая Элоиза» как произведение, наиболее полно выражающее сентиментализм Руссо. Значение «Новой Элоизы»
для дальнейшего развития жанра романа. «Исповедь», демократические тенденции в характеристике действительности в книге. Образ повествователя. Обострение индивидуалистических черт в мировоззрении писателя. Отражение мировоззрения Руссо и его метода в «Исповеди».
Влияние «Исповеди» на дальнейшее развитие жанра романа-автобиографии. Особенности творческого метода Руссо-сентименталиста.
Руссоизм, его разные направления.
Творческий путь Бомарше. Эстетические воззрения Бомарше; этапы развития его творчества. Предисловие к пьесе «Евгения». Трилогия о Фигаро: «Севильский цирюльник», «Женитьба Фигаро» и «Преступная мать». Политическое и художественное значение «Женитьбы Фигаро».
Социальный конфликт комедии. Политическое звучание образа Фигаро.
Литература периода Французской революции конца XVIII в. Антифеодальный характер литературы Французской революции, ее патриотический пафос. Отражение в ней социальных и идеологических противоречий внутри третьего сословия. Историческое значение французской литературы XVIII в., ее влияние на дальнейшее развитие историколитературного процесса во Франции и в европейских литературах.
Немецкая литература. Особенности исторического развития Германии в XVIII в. Развитие немецкой классической философии. Рационализм Лейбница как теоретическая основа раннего немецкого Просвещения. Тема национального объединения и формирования национальной культуры на разных этапах немецкого Просвещения.
Творчество Лессинга. Мещанская драма «Мисс Сара Сампсон», ее связь с английскими образцами. Литературно-критическая деятельность Лессинга. «17-е литературное письмо» – первый манифест новой эстетики. Трактат «Лаокоон», его эстетическое и литературнокритическое значение. Борьба против созерцательной описательной поэзии, идея активной действенной литературы. Сочетание сенсуалистских и рационалистических элементов в эстетической теории Лессинга. «Гамбургская драматургия» и борьба за создание национального театра. Современная социальная тема в комедии «Минна фон Барнхельм». Антифеодальная «бюргерская трагедия» «Эмилия Галотти», ее морально-политическая проблематика, героизация бюргерской добродетели. Классицистические и реалистические элементы художественной структуры трагедии.
1770-е годы – эпоха движения «бури и натиска». Наивысший подъем национального третьесословного сознания немецкой бюргерской интеллигенции. Усиление демократических тенденций в литературе и публицистике. Влияние идей Руссо и особенности их восприятия на немецкой почве.
Творчество Шиллера. Ранняя лирика. Демократическая героика ранних драм, их связь с идеями и художественными принципами «бури и натиска». «Разбойники» – бунтарский пафос и гиперболизация характеров.
Антифеодальная тема драмы, особенности драматической композиции и языка. «Заговор Фиеско в Генуе» – современная проблематика в исторической рамке. «Коварство и любовь» – тема социального неравенства, сословное право и право человека. Реалистические элементы в трагедии.
Статьи Шиллера о театре. Борьба за моральное и политическое воздействие театра. «Дон Карлос»: драма переходного периода. Протест против абсолютистского строя и гнета церкви. Новый подход к исторической драме как форме художественного обобщения. Идеализация характеров.
Переход к стихотворной форме. Лирика 1780-х годов: «Ода к радости» – выражение просветительского оптимизма. «Боги Греции» – противопоставление чувственной красоты и жизнерадостности античного мира христианскому аскетизму.
Веймарский классицизм – заключительный этап немецкого Просвещения. Содружество Гёте и Шиллера. Отказ от индивидуалистического бунтарства, подчинение объективному закону. Обращение к античности как источнику гуманизма. Влияние теории Винкельмана и исторической концепции Гердера. Творчество Шиллера веймарского периода. Исторические сочинения Шиллера: «История отпадения Нидерландов», «История Тридцатилетней войны»; концепция истории как борьбы идей, воплощенных в героических личностях. Влияние Канта.
«Письма об эстетическом воспитании». Принцип незаинтересованного искусства и утверждение воспитательной роли искусства: преодоление царства принуждения царством разума. Классические трагедии Шиллера – сочетание отвлеченно-эстетического конфликта с социальноисторическим. Трилогия «Валленштейн». Изображение героя и толпы.
Политическая проблематика, этический конфликт. «Мария Стюарт» – нравственная и политическая проблематика трагедии. Народная драма «Вильгельм Телль», ее источник. Тема борьбы за национальное освобождение и объединение. Демократический пафос пьесы. Характерные особенности драматургии Шиллера.
Творчество Гёте. Переход на позиции новой эстетики в годы учения в Страсбурге. Влияние трудов Гердера и трактата Юнга «Об оригинальном творчестве». Статья «О немецком зодчестве», теория «характерного»
и самобытного искусства. Любовная лирика Гёте, новизна ее поэтической формы. Влияние народной поэзии. Философские оды, их пантеистическое содержание, новаторство в области языка и метрики. Тема титанического мятежника в драматических фрагментах и одах «Магомет» и «Прометей». Драма «Гец фон Берлихинген», ее историко-политическая и нравственная проблематика. Эпистолярный роман «Страдания юного Вертера», его биографическая основа. Влияние Руссо на идейнохудожественную структуру романа. Конфликт личности и общества и его разрешение в романе. Влияние «Вертера» на европейскую литературу эпохи романтизма. Первая редакция «Фауста» («Прафауст») как воплощение идейных исканий «бури и натиска».
Произведения Гёте после переезда в Веймар. Эволюция его философских, общественных и эстетических воззрений. Изменение художественных принципов: стремление к объективному отображению действительности. Воплощение этого принципа в лирике. Драмы веймарского периода. «Эгмонт» и традиции шекспировской драмы на новом этапе творчества Гёте. Тема народа и революции. «Ифигения в Тавриде»:
подчинение личного начала объективному закону. Особенности художественной формы – отвлеченно-возвышенная стилизация. «Торквато Тассо». Конфликт художника с обществом. Автобиографические элементы в драме. «Римские элегии», «Коринфская невеста» – защита языческого жизнеутверждающего начала. Воспитательный роман «Годы учения Вильгельма Мейстера», изменение первоначального замысла.
Обращение героя от театральной деятельности. Семейно-психологический роман «Родственные души». «Западно-восточный диван» – идейно-художественные особенности позднего поэтического сборника Гёте. «Поэзия и правда» – автобиография Гёте как обобщение и оценка эпохи. «Фауст». Ключевые сцены окончательной редакции: пролог на небесах и сцена договора. Проблема смысла человеческой жизни. Диалектика в раскрытии главных образов – Фауста и Мефистофеля. Вторая часть «Фауста», ее символический характер. Пафос созидания и борьбы.
Значение творчества Гёте.
История литературы стран изучаемого языка XIX века XIX век как культурная эпоха. Многоаспектность этого понятия.
Особенности литературного процесса в его связях с общественными проблемами и социально-политическими событиями эпохи. Характер осмысления революционных событий конца XVIII в. во Франции и революций 1830 и 1848-1849 гг. в странах Европы. Роль этих событий в духовной жизни европейских стран и в литературной эволюции. Успехи научной мысли и влияние естественных наук на литературное творчество. Значение религиозных и философско-этических учений для литературного движения века. Литературные направления, определяющие основное содержание литературного процесса XIX в.: романтизм, реализм, натурализм, символизм, эстетизм. Преемственные связи, взаимодействие и характер борьбы между ними. Многообразие литературных группировок, течений, школ. Своеобразие национальных вариантов каждого из литературных направлений.
Периодизация литературного процесса с учетом сосуществования в одни и те же годы нескольких литературных направлений, длительности процесса смены одного направления другим, а также отсутствия полной синхронности в этапах развития разных национальных литератур. Понятие «конец века» в его литературно-эстетическом и историкохронологическом смысле.
Романтизм в западноевропейской литературе XIX века: общая характеристика. Романтизм как эпоха духовной жизни общества, его многообразные проявления не только в сфере художественного творчества, но и в философии, эстетике, историографии, социологии, нравах. Система мировоззренческих и эстетических принципов романтизма: концепция человека, его взаимоотношения с обществом, романтическая историография, представления романтиков о роли отдельной личности («героя») и безвестном человеке (человеке «толпы») в историческом процессе; идея национального своеобразия и понятие «местный колорит»; романтическая натурфилософия; острый скептицизм в отношении прогресса, понимаемого только как рост материальных благ; достижения наук и технические усовершенствования; утверждение идеи нравственного, духовного прогресса, а также необходимости совершенствования общественного уклада;
утопические представления романтиков о будущем. Преемственные связи романтизма, особенно с традициями искусства средних веков, Возрождения и XVIII в.; представления романтиков о смысле и целях литературного творчества; концепция творческой личности; роль немецкой классической философии в формировании общей картины мира романтиков и их литературно-эстетических идей.
Концепция воображения как высшей творческой способности. Отношение эстетики романтизма к аристотелевскому принципу подражания.
Сфера духовного как главный предмет романтического искусства. Романтический психологизм. Вариации типов романтического героя. Важнейшие категории романтической эстетики: идеал, бесконечность, двоемирие, конфликт личности и общества. Система литературных жанров романтизма, принципиальная значимость в ней исторического романа и исторической драмы, в том числе философской лирики.
Специфика вариаций романтизма в разных странах, определяемая неповторимостью исторического пути и национальных традиций каждой из них. Общая хронология романтизма и ее вариации в литературах конкретных стран: Германия, Англия, Франция. Длительность и устойчивость романтических традиций на протяжении XIX в., взаимодействие романтизма с другими литературными направлениями. Значимость романтизма для искусства последующих эпох, в том числе и для XX в.
Немецкая литература. Специфика исторического развития Германии на рубеже XVIII и XIX вв. Восприятие Французской буржуазной революции. Немецкие романтики как зачинатели европейского романтического движения. Этапы развития немецкого романтизма.
Йенские романтики (Ф. Шлегель, А. Шлегель, Л. Тик, Новалис).
Связь с идеалистической философией Фихте и Шеллинга. Формирование эстетики немецкого романтизма. Вакенродер: «Сердечные излияния монаха, любителя прекрасного» и «Фантазии об искусстве для друзей искусства» (Вакенродер и Тик). Концепция музыки как подлинно романтического искусства. Сказки Тика и их антирационалистическая направленность. Комедия Тика «Кот в сапогах» – воплощение романтической иронии. «Генрих фон Офтердинген» Новалиса – романтический вариант воспитательного романа.
Гейдельбергские романтики (А. фон Арним, К. Брентано, братья В. и Я. Гримм). Усиление социальных и идейных противоречий в обществе в период наполеоновских войн. Рост национального самосознания. Проблема народности: идеалистическое и внеисторическое понятие «духа народа». Сборник народных песен Арнима и Брентано «Волшебный рог мальчика»; его влияние на дальнейшее развитие немецкой лирики. Лирика Брентано. Сборник «Детские и семейные сказки» братьев Гримм. Братья Гримм – основоположники научной фольклористики.
Берлинский романтизм. Творчество Клейста: соединение изначального романтического мироощущения с его глубинным переживанием в новых исторических обстоятельствах, с учетом нового эстетического материала. Трагизм бытия клейстовских героев («Михаэль Кальхаас», «Маркиза д’О»). «Семейство Шроффенштейн» как «трагедия рока». Мольеровская традиция комедий «Амфитрион» и «Разбитый кувшин». Интерпретация античного мифа в «Пентесилее».
Творчество Гофмана: двоемирие – основная черта мировоззрения и творчества Гофмана. Утверждение превосходства искусства (музыки) над жизнью. Крейслериана. Проблема судьбы художника в феодальнобюргерском обществе. Разные типы фантастики у Гофмана. Традиция готического романа в «Эликсирах сатаны»: тема-мотив двойника. Сказочно-фольклорная тема («Щелкунчик», «Принцесса Брамбилла»). Гротескно-сатирическое изображение обыденной реальности. Сказка «Золотой горшок». «Крошка Цахес»: проблема ценности человека в феодально-бюргерском обществе, вопрос о сущности и видимости. Роман «Житейские воззрения Кота Мурра». Ирония Гофмана. Сатира на немецкое общество.
Г. Гейне. Творческий путь Гейне. «Книга песен». Традиции народной песни. Сочетание в стихах эмоции и иронии. Ранняя проза: «Путевые картины». Своеобразие жанра. «Путешествие по Гарцу»: пролог и две сюжетные линии. «Книга Легран»: темы Французской революции и Наполеона. «Английские фрагменты» как показатель трансформации политических взглядов Гейне. Гейне и Июльская революция 1830 г. Эмиграция во Францию. Проблема отношения Гейне к романтизму на разных этапах его идейно-творческого развития. Цикл «Современные стихи». Поэма «Германия. Зимняя сказка» – сатира на германскую действительность.
Идейный кризис Гейне после поражения революции 1848 г. Сборник «Романцеро», его тематика, структура, характер иронии. Историческое значение творчества Гейне.
Английская литература. Социальные и литературно-эстетические предпосылки романтизма в Англии. Этапы развития английского романтизма. Образование «Озерной школы» (У. Вордсворт, С.Т. Кольридж, Р. Саути). Политическая и эстетическая эволюция поэтов «Озерной школы».
Творческий путь Вордсворта. Восприятие французской революции в ранних произведениях («Вина и скорбь»). Обращение к проблемам этики и эстетики. Поэтизация природы и патриархальной сельской жизни. «Лирические баллады». Предисловие к «Лирическим балладам» – эстетический манифест английских романтиков старшего поколения.
Творческий путь Кольриджа. Увлечение идеями французской революции и последующий отказ от политической борьбы. Кольридж и немецкая идеалистическая философия. Иррациональное начало в поэмах Кольриджа («Старый моряк», «Кристабель»). «Лекции о Шекспире». Значение Вордсворта и Кольриджа для истории английской поэзии.
Творчество Дж. Г. Байрона. Основные вехи творческой биографии.
Влияние идей французской революции на мировоззрение и творчество.
Художественное и политическое значение поэмы «Паломничество Чайльд Гарольда». Политическая лирика 1812-1816 гг. Конфликт Байрона с правящими кругами Англии. «Восточные поэмы» 1813-1816 гг. Контраст между созерцательностью Чайльд-Гарольда и героем-мстителем и мятежником «Восточных поэм». Философская монодрама «Манфред».
Прославление борьбы за свободу мысли в поэме «Шильонский узник».
Итальянский период творчества Байрона. Участие поэта в движении карбонариев. Особенности позднего творчества. Эволюция эстетических взглядов. Идейно-политическое и художественное значение мистерии «Каин». Образ Каина-бунтаря. Роман в стихах «Дон Жуан» – итог творческого пути Байрона. История создания «Дон Жуана». Жанровое своеобразие поэмы, методы типизации, особенности композиции и стиха.
Русская тема в творчестве Байрона. Последние годы жизни.
Творчество В. Скотта. Место баллад и поэм Скотта в развитии английской романтической поэзии. Эстетические принципы Скоттароманиста. Скотт – создатель жанра исторического романа. «Шотландские» романы Скотта («Уэверли», «Эдинбургская темница», «Роб Рой»).
Проблема взаимоотношений Шотландии и Англии. Местный колорит и его значение в романах Скотта. Исторический прогресс в понимании Скотта. Романы об эпохе средневековья («Айвенго», «Кенильворт», «Квентин Дорвард»). Трактовка любовной интриги в романах Скотта.
Французская литература. Становление французского романтизма в условиях исторических перемен в духовной жизни общества на рубеже XVIII-ХIX вв. Устойчивость традиций классицизма во французской литературе. Объективность историко-литературных предпосылок для возникновения романтизма. Преемственные связи романтизма и литературы XVIII в. Периодизация французского романтизма.
Ранний французский романтизм. Просветительские традиции и мировоззрение мадам де Сталь. Де Сталь – теоретик романтического искусства. Трактаты «О литературе», «О Германии». Роль немецкой романтической эстетики в развитии художественных взглядов де Сталь.
Проблема исторического своеобразия национальных культур. Защита общественной и личной свободы в романах «Дельфина» и «Коринна, или Италия». Значение деятельности де Сталь для развития романтической литературы.
Французский романтизм в период Реставрации. Журнал «Французская муза». Салон «Арсенала» Ш. Нодье. Роман Нодье «Жан Сбогар». Усиление политической и идеологической борьбы к середине 1820-х гг. Развитие либеральных тенденций в романтизме. Либеральная историография 20-х годов, ее роль в политической борьбе эпохи и в развитии художественной литературы романтизма. Журнал «Глоб». Значение творческого освоения иностранных литератур (Шекспир, Шиллер, Скотт, Байрон) в становлении французского романтизма. Исторический роман – ведущий жанр романтической литературы 20-х годов; его эстетика. Июльская революция 1830 г. как рубеж в развитии французского романтизма.
А. де Виньи. Исторический роман «Сен-Мар». Проблема исторической роли дворянства и монархии. Философско-моральная проблематика романа. Утверждение принципа нравственного долга. Борьба Виньи за утверждение романтического театра. Переводы драм Шекспира.
Виньи в годы Июльской буржуазной монархии. Сборник «Неволя и величие солдата». Тема трагической судьбы поэта в романе «Стелло» и драме «Чаттертон». Стихотворения на античные и современные сюжеты. Сборник философских поэм «Судьбы», его проблематика; «религия чести» Виньи. Поэма «Ванда» – отклик на восстание декабристов.
Творчество В. Гюго. Его роль в утверждении романтизма во французской литературе. Идейно-творческий путь. Обращение Гюго к жанру баллады («Оды и баллады»). «Ориенталии» и проблема «изобразительной» поэзии. «Символический стиль» Гюго. Мотивы национальноосвободительной борьбы. Предисловие к драме «Кромвель» – манифест французской романтической школы. Концепция жизни как борьбы противодействующих сил и теория контрастов. Проблема «местного колорита».
Реформа литературного языка. Драма «Эрнани» и борьба вокруг ее постановки. Проблема монархической власти в драме.
Гюго и Июльская революция 1830 г. Воссоздание эпохи позднего средневековья в романе «Собор Парижской богоматери», его антифеодальная и антиклерикальная направленность. Демократические тенденции в романе. Символический смысл образа Собора. Понятие «рока».
Исторический оптимизм Гюго. Соотношение вымысла и исторического факта. Повесть на современную тему «Клод Ге». Критика аристократии и монархии в драмах «Король забавляется», «Мария Тюдор», «Рюи Блаз».
Гюго и революция 1848 г. Годы изгнания. Памфлеты «История одного преступления» и «Наполеон малый». Социальные романы 60-х годов.
Роман «Отверженные»: проблема преступления и наказания. Роль идей утопического социализма в мировоззрении Гюго. Изображение революционных боев 1832 г. Идея социального и нравственного прогресса. Проповедь милосердия и морального совершенствования. Роман «Труженики моря». Разоблачение английской феодальной аристократии в романе «Человек, который смеется». Утверждение нравственной красоты обездоленного народа. Роман «Девяносто третий год»: проблема революционного насилия и милосердия.
А. де Мюссе. Его творчество как отражение проблемы «поколения 1830 г.» и судьбы французского романтизма после Июльской революции. «Испанские и итальянские повести». Мотивы религиозного вольнодумства. Ирония Мюссе. Проблема «болезни века» в произведениях Мюссе 30-х годов. Роман «Исповедь сына века»: тема утраты идеалов и опустошенности молодого поколения; особенности психологического анализа. Драматургия Мюссе. Историческая драма «Лорензаччо», связь ее общей концепции с восприятием Июльской революции. Лирический цикл «Ночи».
Жорж Санд. Этапы творческого развития. Романы 30-х годов («Индиана», «Валентина»). Защита личной и общественной свободы.
Руссоистские мотивы в произведениях Ж. Санд. Идеи утопического социализма в ее творчестве. Социальные романы 40-х годов. Критика буржуазной действительности, образы народных героев. «Странствующий подмастерье»: идея классового объединения ремесленников; утопическая программа общественного переустройства. Разоблачение буржуазного индивидуализма в романе «Орас». Проблема искусства и его общественной роли в романе «Консуэло». Идея всеобщего братства.
Публицистика Ж. Санд 40-х годов. Сельские повести «Чертова лужа», «Маленькая Фадетта». Тема моральной чистоты человека из народа.
Ж. Санд и революция 1848 г. Позднее творчество.
Реализм в западноевропейской литературе XIX века: общая характеристика. Реализм как литературное направление, его хронологические рамки. Становление реализма в его преемственных связях с романтизмом и другими литературными направлениями прошлых веков. Мировоззренческие истоки реализма в разных философских и социологических доктринах. Картина мира в эстетической концепции реализма: конкретноисторические представления о человеке и обществе; первостепенное внимание к текущей современной жизни; значимость социального аспекта в эстетике реализма; особенности бытописания, нравоописания и психологического анализа в произведениях реализма. Принцип типизации, диалектика общего и частного в реализме; роль, отводимая воображению.
Роман и повесть о современной жизни как ведущие жанры реализма в литературе. Проблема «человек и общество», характерные типы героя в реалистической прозе.
Французская литература. Особенности реализма во французской литературе: тесная связь с романтизмом, более выраженная, чем в других странах. Значение теоретических статей Бальзака, а также сборника статей Шанфлери и журнала Дюранти «Реализм». Роль идей «позитивной философии» О. Конта в окончательном оформлении реализма как литературного направления. Этапы эволюции реализма, особенности развития реализма после Бальзака.
Стендаль. Формирование его философских взглядов и общественной позиции в годы Империи. Просветительские тенденции в эстетике писателя. Стендаль в Италии (1814-1821). «История живописи в Италии», трактат «О любви» и специфика психологического анализа в творчестве Стендаля. Участие в борьбе за утверждение романтизма во Франции периода Реставрации. «Расин и Шекспир». Роман «Арманс»: критика великосветских нравов, тема «болезни века», русская тема в романе. «Красное и черное»: критическое изображение Франции последних лет Реставрации; трагическая судьба талантливого простолюдина; проблема честолюбия;
политическая актуальность романа; смысл его названия. Неприятие Стендалем Июльской монархии; отъезд в Италию. Автобиографические произведения «Жизнь Анри Брюлара» и «Воспоминания эготиста». Неоконченный роман об Июльской монархии «Люсьен Левен». Итальянская тема в творчестве Стендаля. Проблема итальянского характера. Повесть «Ванина Ванини». Отношение к движению карбонариев. Итальянские хроники. «Пармский монастырь»: новаторство Стендаля в изображении войны.
Анализ романа в статье Бальзака «Этюд о Бейле».
О. Бальзак – «историк современности». Значение просветительских идей, роль естественных наук в формировании мировоззрения и творческих принципов Бальзака. Творчество до «Человеческой комедии». Исторический роман «Шуаны». Переход к монархическим взглядам после Июльской революции; своеобразие его монархизма. Обращение к современной теме: нравоописательные очерки («физиологии»); сборник «Сцены частной жизни». Замысел и композиция «Человеческой комедии».
«Человеческая комедия» как вершина классического реализма. Роман «Шагреневая кожа». Место «философских этюдов» в системе «Человеческой комедии». Проблема индивидуализма и эгоизма. «Евгения Гранде».
Повесть «Гобсек»; символический смысл образа Гобсека. Принцип типизации у Бальзака. «Отец Горио» – ключевой роман «Человеческой комедии». Эволюция Бальзака от нравоописания к поискам «причин и следствий» современной общественной жизни. Тема нравственного развращения молодого человека. Проблема преступности в современном обществе.
Многоплановая композиция романа. Прием «возвращения» персонажей.
Роман «Утраченные иллюзии». Проблема поэта в современной жизни.
Критическое изображение мира журналистики. Представления Бальзака о людях будущего (Мишель Кретьен, Даниэль д’ Артез). Поиски положительного начала в жизни общества: «Сельский врач», «Деревенский священник» и др. Особенности политических идеалов Бальзака и их отражение в творчестве писателя.
Между романтизмом и реализмом – творчество П. Мериме как явление переходного качества. Формирование взглядов Мериме в период Реставрации. Роль Мериме в утверждении романтизма во Франции. «Театр Клары Гасуль»: актуальность проблематики, новаторство в области формы, проблема национального колорита. Историческая тема в творчестве Мериме. Драма «Жакерия». Принцип исторической закономерности в объяснении событий прошлого. «Хроника времен Карла IX». Интерпретация событий Варфоломеевской ночи. Проблемы гражданской войны, религиозной и политической терпимости, их актуальность для эпохи Реставрации. Представление Мериме о роли отдельного человека в исторических событиях. Особенности сюжета и композиции «Хроники». Новеллы Мериме. Развитие принципа «местного колорита» в «экзотических новеллах». Концепция корсиканского характера в «Матео Фальконе». Проблема свободы в «Таманго». Исследование современных французских нравов в жанре психологической великосветской новеллы («Партия в триктрак», «Этрусская ваза», «Двойная ошибка»). Трактовка проблемы «человек и общество». Творчество Мериме в 1830-е гг. Особенности трактовки образа Дон Жуана в новелле «Души чистилища». Смысл фантастики в новелле «Венера Ильская». Развитие тематики ранних новелл в «экзотических» новеллах 40-х годов («Коломба», «Кармен»).
Английская литература. Бурное капиталистическое развитие Англии в 1830 – 1840-е годы. Обострение социальных противоречий. Избирательная реформа 1832 г. и ее политические последствия. Идеологические течения в литературе. Пути развития английского реализма.
Чартистская литература. Массовая чартистская поэзия, ее связь с фольклорными традициями и традициями английской поэзии конца XVIII – начала XIX в. Значение творчества Э. Джонса – выдающегося чартистского деятеля, поэта и романиста. Творчество Дж. Масси. Кризис литературы чартизма, вызванный спадом чартистского движения.
Значение чартизма и его воздействие на дальнейшее развитие английской литературы.
Ч. Диккенс – крупнейший представитель английского реализма XIX в.
Периодизация творчества. Ранние произведения («Очерки Боза», «Посмертные записки Пиквикского клуба»). Диккенс-юморист. Углубление социальной проблематики в романах «Приключения Оливера Твиста» и «Николас Никльби». Поездка в США. Американская тема в творчестве Диккенса («Американские заметки», «Мартин Чезлвит»). Противоречивое отношение Диккенса к чартизму. Рождественские повести. Роман «Домби и сын», его значение в творческом развитии Диккенса-сатирика. Проблема положительного героя в творчестве Диккенса. Эволюция мировоззрения писателя после 1848 г. Социальные романы начала 1850-х годов («Холодный дом», «Тяжелые времена», «Крошка Доррит»). Место романа «Тяжелые времена» в творческой эволюции Диккенса. «Повесть о двух городах». Характер реализма в поздних романах. Гуманизм Диккенса. Соотношение сатиры и юмора в его произведениях. Роль реалистической детали. Художественный гротеск. Лиризм и патетика.
У.М. Теккерей. Периодизация творчества. Социально-критическая направленность его произведений. Полемика с Диккенсом. Проблематика раннего творчества, его полемический и пародийный характер. Формирование реализма в ранних произведениях Теккерея. Ранние сатирические повести («Записки Желтоплюша»). Литературно-критические статьи. Ранний исторический роман «Карьера Барри Линдона». Цикл пародий «Романы прославленных авторов» и пародийная повесть «Ребекка и Ровена».
«Книга снобов» – сатира на английское общество. Обличение британского шовинизма. Роман «Ярмарка тщеславия». Особенности типизации в романе, мастерство реалистической сатиры. «Большие романы» Теккерея как цикл. Роман «История Пенденниса» как «роман воспитания». «Ньюкомы» как семейная хроника. Исторические романы («История Генри Эсмонда», «Виргинцы»). Концепция героя и героического в творчестве Теккерея. Совершенствование приемов психологического анализа в романах Теккерея.
Источник