Урок географии 10 класс Мировое хозяйство
10 класс. Урок 18. Мировое хозяйство. МГРТ.
Цели: сформировать понятия «мировое хозяйство», «международное географическое разделение труда», «международная экономическая интеграция», ТНК; ознакомить с причинами специализации стран мира, с ролью ТНК в экономике разных стран; дать представление о роли международного географического разделения труда в формировании мирового хозяйства; развить умение составлять конспект урока, составлять ЛОC (логические опорные схемы), работать в группе.
Задачи : Образовательная : 1. Через организацию дифференцированной самостоятельной работы сформулировать основные понятия темы: «мировое хозяйство», «отрасль международной специализации», «глобализация хозяйственной жизни», «международное географическое разделение труда», его значение и особенности. 2.Рассмотреть влияние международного географического разделении труда на мировое хозяйство, международные экономические интеграции -региональные и отраслевые группировки; Развивающая : способствовать развитию аналитических умений (анализ, синтез, обобщение ,вывод) Воспитательная : воспитание толерантной личности, способной к интеграции.
Тип урока: изучение нового материала.
Оборудование: учебник 10-11 кл В.П.Максаковский, атлас, политическая карта мира, карта «международные организации мира», сообщения уч-ся, презентация, раздаточный материал.
Орг момент-1 мин.
На прошлом уроке мы приступили к изучению темы «НТР и мировое хозяйство» и охарактеризовали НТР, ее черты и составные части. Давайте проведем тестирование по пройденному материалу. 10 вопросов. За каждый правильный ответ- 0,5 б.
1.Опрос Д/З- тестирование .( слайд №1-№ 3)-10 мин.
1. Научно-техническая революция – это..
А) коренной переворот в производстве, основанный на применении совершенно новых технологий;
Б) коренной переворот в производительных силах человечества, основанный на превращении техники в главную вспомогательную силу общества;
В) коренной качественный переворот в производительных силах человечества, основанный на превращении науки в непосредственную производительную силу общества.
2. Промышленный переворот в 18-19 веках представлял собой переход:…
А) от ремесла к мануфактуре
Б) от ручного труда к крупному машинному производству
В) от ручного труда к водяному колесу.
Г) от водяного колеса к электрическому двигателю.
3. Научно-техническая революция началась в..
А) в середине 18 века
Б) в конце 19 века
В) в середине 20 века
Г) в начале 20 столетия
4. Что не является характерной чертой НТР?
А) использование угля и нефти в качестве главных источников энергии
Б) универсальность, всеохватность;
В) чрезвычайное ускорение преобразований
Г) изменение роли человека в производстве
Д) использование её достижений в военных целях.
5. Что не является составной частью НТР?
В) техника и технология
6. Уровень (доля) затрат на научные исследования и разработки в общих затратах на производство продукции называется.
А) научным прогрессом
Б) научным результатом
Г) научным процессом
7. Что не является путем развития техники и технологии?
А) эволюционный путь
Б) революционный путь
В) эвакуационный путь
8. Что не является главным направлением развития производства?
Б) комплексная автоматизация
Г) перестройка энергетического хозяйства
Д) производство новых материалов
Е) ускоренное развитие биотехнологий
9. Кибернетика – это наука о…
А) строительстве роботов, киберов
Б) управлении и информации
В) информации и телевидении
Г) научных разработках и управлении
10.Составные части НТР.
1-В 2-Б 3-В 4-А 5-Б 6-В 7-В 8-В 9-Б 10. Наука, техника и технология, производство, управление.
Взаимопроверка (слайд 4)
2. Изучение нового материала.-30 мин.
Учитель . Мировое хозяйство и НТР изучаются многими общественными, естественными и точными науками. Но присущие им географические аспекты являются предметом рассмотрения географии мирового хозяйства как одной из ветвей экономической и социальной географии. Формирование мирового хозяйства фактически охватывает всю историю человечества.
Тема нашего урока : «Мировое хозяйство и МГРТ».
Обратите внимание на доску. Вы видите план изучения новой темы.
Подробный план изучения новой темы на доске. Записываем тему и план урока в тетрадь.
1. Мировое хозяйство.
3. Международная специализация.
4.Международная экономическая интеграция.
Учитель . Какие цели стоят перед нами на уроке? ( Учащиеся формулируют цели урока). (слайд 5)
С какими понятиями вы уже сталкивались на уроках географии?
Для изучения новой темы мы создадим творческие группы.
4 группы. Каждая группа получит задание и в течение 5-7 минут составить ответ в виде краткого конспекта- опорной схемы. Используя текст учебника и раздаточный материал. Затем представитель от каждой группы отчитается о проделанной работе перед всем классом. Будьте внимательны. Не забывайте делать записи в тетрадь. В конце урока я проверю результативность вашей работы в виде письменного диктанта.
Задание для 1-ой группы.
Проанализируйте текст учебника ( стр 106-107) «Понятие о мировом хозяйстве» и ответьте на вопросы:
1.Вопрос. Каковы факторы повлияли на формирования мирового хозяйства? Какой из них самый главный?
Главным условием его формирования является появление машинной индустрии. Замена ручного кустарного производства товаров машинным позволила странам резко увеличить производительность труда и иметь излишки более дешевой продукции. Продукцию необходимо было продавать в другие страны, то есть искать рынки сбыта.
Второе условие — образование мирового рынка.
Для доставки продукции из стран Европы в США, в страны Азии, Латинской Америки необходим транспорт. Это третье условие формирования мирового хозяйства.
2 . Вопрос. Какой транспорт, по вашему мнению, играет в международной торговле главную роль до сих пор? ( Морской транспорт.)
Учитель. Верно. Но развитие получил и железнодорожный транспорт, который развивался особенно быстрыми темпами.
3.Какой вид транспорта в настоящее время играет важную роль в международных перевозках, особенно в Зарубежной Европе? (Автомобильный.)
4.Вопрос. В каком веке сформировалось мировое хозяйство? (В конце XIX — начале XX в.)
5. Какие части включает география мирового хозяйства?»
2)отраслевую географию мирового хозяйства;
3)региональную географию мирового хозяйства.
Задание для 2-й группы.
Проанализируйте текст учебника ( стр107-109)-«Международное географическое разделение труда» и «Отрасль международной специализации» и ответьте на вопросы:
1.Кто ввел понятие «географическое разделение труда»?
3.Что такое «отрасль международной специализации»?
4.Почему страны имеют различную специализацию?
5.Приведите примеры отраслей международной специализации России и стран мира.
Русский ученый Н. Н. Баранский основным понятием экономической географии назвал географическое разделение труда. Это понятие нам знакомо из курса географии 9 класса.
Мы знаем, что между регионами России существует географическое разделение труда, которое выражается в специализации экономических районов, субъектов РФ на производстве отдельных видов продукции и дальнейшем обмене продукцией.
Приведите примеры специализации территорий России. (Урал специализируется на производстве металла, Западная Сибирь поставляет газ и нефть, Северный Кавказ — продукцию сельского хозяйства ,Крым- рекреационное хозяйство).
Географическое разделение труда существует и между странами, его называют международное географическое разделение труда. Международное географическое разделение труда выражается в специализации отдельных стран на производстве определенных видов продукции и услуг и в последующем обмене ими.
Вопрос. Почему страны имеют различную специализацию?
а) страны имеют различное географическое положение (сухопутное, приморское, соседское и т. д.);
б) различные природные условия (рельеф, климат, почвы, природные зоны);
в) разный уровень социально-экономического развития и, следовательно, разную структуру хозяйства, качество трудовых ресурсов, исторические традиции и др.
Традиционно в странах Юго-Западной Азии (Иран, Ирак) ткали ковры. США специализируются на производстве продукции точного и наукоемкого машиностроения, так как эта страна является развитым, постиндустриальным государством. Сенегал специализируется на продаже арахиса, а не автомобилей и компьютеров, так как имеет низкий уровень экономического развития.
Итак, отраслью специализации является такая отрасль хозяйства, которая ориентирована на экспорт продукции. Именно отрасль специализации определяет «лицо» страны в международном географическом разделении труда. Например: Россия экспортирует на мировой рынок газ, нефть, древесину, Канада — полезные ископаемые, зерно, Япония — автомобили, суда, телевизоры, компьютеры, Индия — чай, ткани, Франция — парфюмерию, одежду, обувь, вина.
США – мировые финансы, глобальная банковская сфера, инновации.
Швейцария – хранение денег, изготовление сыра, шоколада и дорогих часов.
Германия – горная и химическая промышленность, земледелие, машиностроение.
Португалия, Турция, Египет и островные княжества – Туризм.
Япония – машиностроение, энергетика, рыболовство.
Швеция – нефть, автомобили, гидроэнергетика, лес.
Франция – авто, космос, атомная энергия, с/х, лов рыбы, услуги.
Англия – выработка угля и химикатов, авто, большой транзитный аэропорт.
Восточная Европа: с/х, промышленность, энергетика, строительные услуги.
Китай — производства от европейских филиалов (электроника, авто, судостроение) + фарфор и с/х.
Россия — ТЭК, металлургия, ВПК.
Международная специализация делает необходимым международный обмен товарами и услугами. Этот обмен выражается в развитии международных экономических связей.
Задание для 3-ей группы.
Проанализируйте текст учебника (стр 109-110. П 4.) и ответьте на вопросы:
Что такое международная экономическая интеграция?
Назовите крупнейшие региональные группировки стран мира. (приложение-схема на партах)
Назовите важнейшую отраслевую экономическую группировку.
Послушаем сообщения уч-ся об основных региональных группировках стран.
Так возникла высшая ступень МГРТ — международная экономическая интеграция, то есть процесс развития глубоких и прочных взаимосвязей групп стран, основанный на проведении ими согласованной межгосударственной политики.
Наиболее важными группировками стран являются:
1. Европейский Союз или ЕС. ЕС образовался в 1957 году под названием «Общий рынок». В него вошли ФРГ, Франция, Италия, Нидерланды, Бельгия и Люксембург. Позднее членами ЕС стали: Великобритания, Дания, Ирландия, Греция, Испания, Португалия, Австрия, Швеция, Финляндия, Польша, Чехия, Венгрия, Словения, Кипр. Огромное желание стать членами ЕС имеют другие страны Восточной Европы.
В Европе сформировано единое экономическое пространство со свободным перемещением товаров, капиталов, услуг, рабочей силы. По Шенгенской визе можно свободно без виз переезжать из Франции в Англию, из ФРГ и Бельгии в Италию и др. С января 1999 г. введена единая валюта — евро. ЕС имеет свой флаг, герб, гимн, единый паспорт.
2. АСЕАН — Ассоциация стран Юго-Восточной Азии. Членами ее являются: Индонезия, Малайзия, Сингапур, Таиланд, Филиппины, Бруней, Вьетнам, Лаос, Мьянма, Камбоджа.
3. НАФТА — Североамериканская ассоциация свободной торговли (США, Канада, Мексика).
4. ЛАИ — Латиноамериканская ассоциация интеграции. Членами ее являются: Аргентина, Боливия, Чили, Перу, Бразилия, Венесуэла, Колумбия, Мексика, Парагвай, Уругвай, Эквадор.
5. АТЭС — Организация Азиатско-Тихоокеанского экономического сотрудничества (21 страна, в том числе Россия).
Несколько интеграционных группировок расположено и в СНГ. Одна из них – Таможенный союз – форма торгово-экономической интеграции России, Беларуси, Казахстана, Армении и Киргизии. Ее основная цель – создание единой таможенной территории, в пределах которой не применяются пошлины и действуют единые таможенные тарифы при торговле стран-участниц с другими странами мира.
С 1 января 2015 года в связи с упразднением Евразийского экономического сообщества был создан Евразийский экономический союз (ЕАЭС) – международная организация региональной экономической интеграции. Ее членами являются Россия, Беларусь, Казахстан и Армения, а экономическими и политическими центрами – Москва, Минск, Астана, Алма-Ата, Ереван. Главная цель группировки – всесторонняя модернизация, кооперация и повышение конкурентоспособности национальных экономик стран-участниц.
6. Отраслевой группировкой является ОПЕК — организация стран— экспортеров нефти. В ОПЕК входят Саудовская Аравия, Ирак, Иран, Катар, Кувейт, ОАЭ, Индонезия, Алжир, Ливия, Нигерия, Венесуэла.
Задание для 4-й группы.
Проанализируйте текст учебника (стр 110-111. П 5.) и ответьте на вопросы:
Что такое «глобализация»?
ТНК? Где их больше всего? Приведите примеры крупнейших ТНК. (приложение на партах).
Назовите глобальные города- штаб-квартиры ТНК.
Глобализация- это процесс формирования и последующего развития общемирового финансово-экономического, социального , культурного, информационно- коммуникационного пространства, превращения всего мирового сообщества в единый общественный организм.
Процесс развития мирового хозяйства и углубления МГРТ влечет за собой все большую интернационализацию хозяйственной жизни. Решающую роль в этом процессе играют ТНК.
ТНК — транснациональные корпорации, в рамках которых объединяются многочисленные предприятия одной или нескольких отраслей мирового хозяйства, расположенных в разных странах. В мире их насчитывается боде 100 тысяч. ТНК имеют филиалы (более 250 тыс.) в разных странах и оказывают огромное влияние на экономическую жизнь стран, а в последнее время их влияние глобально.
Вопрос. Вспомните крупнейшие ТНК мира и их продукцию?
«Самсунг» — Южная Корея (телевизоры, магнитофоны и др.).
«Мицубиси», «Тойота» — Япония (автомобили).
«Дженерал моторс» «Форд моторе» — США ( автомобили).
«Филипс» — Нидерланды (электроника, электротехника).
Штаб квартиры ТНК- Токио. Нью-Йорк, Лондон, Париж.
3. Закрепление знаний
письменный диктант. (слайд )
1. Исторически сложившаяся совокупность национальных хозяйств стран мира, связанных между собой всемирными экономическими отношениями называется. (мировое хозяйство).
2. Главным условием формирования мирового хозяйства является:
а) мировой рынок; б) мировой транспорт; в) машинная индустрия.
3. Н. Н. Баранский ввел термин . (МГРТ).
4. МГРТ выражается в специализации стран на производстве определенных видов товаров и услуг и последующем . (обмене ими).
5. «Лицо» страны определяют . (отрасли специализации).
6. Объединение стран называют. (интеграцией стран).
7. Страны Зарубежной Европы входят с экономическую группировку. (ЕС).
8. Организация стран экспортеров нефти называется . (ОПЕК).
9. Североамериканская ассоциация свободной торговли называется. (НАФТА).
10. Россия является членом группировки . (АТЭС , ЕАЭС).
4. Домашнее задание ( слайд).
1. изучить текст на с. 106-111
2. в тетрадях выписать и выучить группировки стран.
3.Составить кроссворд по теме «Мировое хозяйство. МГРТ».
Источник