- GECONT.RU
- география, экономика, достопримечательности
- Все статьи: Статьи по экономике:
- Экономика Ливии. Проблемы и перспективы развития экономики Ливии
- Статистические показатели Ливии (по состоянию на 2012 год)
- История экономики Ливии
- Промышленность Ливии
- Сельское хозяйство Ливии
- Транспорт Ливии
- Валюта и банковская система Ливии
- Экономика Ливии
- Содержание
- Валюта
- Общая характеристика экономики
- Нефтедобыча
- Добыча газа
- Сельское хозяйство в Ливии
- Добыча пресной воды
- Примечания
- Литература
- Ссылки
GECONT.RU
география, экономика, достопримечательности
Все статьи: Статьи по экономике:
Экономика Ливии. Проблемы и перспективы развития экономики Ливии
Ливия — индустриальная страна с плановой экономикой. Экономика Ливии во многом зависит от добычи нефти, которая обеспечивает около половины ВВП. С 2000 по 2010 год экономика росла устойчивыми темпами.
Основные отрасли промышленности: нефтедобывающая и нефтеперерабатывающая, пищевая, текстильная, цементная, металлургическая. Наибольшую долю валовой промышленной продукции даёт нефтедобывающая и нефтеперерабатывающая промышленность. Транспорт — автомобильный, морской, трубопроводный.
По данным Мирового банка (World Bank), экономика Ливии по объёму ВВП — $62,36 млрд (2009) занимает 63 место в мире, в тоже время, по объёму ВВП на душу населения Ливия входит в первые 50 стран мира — $ 9714 (2009), 49 место в мире. Импорт — продукты питания, машины, текстиль, транспортное оборудование (Италия — 22,3%; Германия — 12,0%; Великобритания — 8,9%; Франция — 6,8%; Тунис — 5%). Экспорт — нефть и нефтепродукты (Италия — 41,3%; Германия — 16,6%, Испания — 10%; Турция — 6%; Франция — 3,6%). Внешний долг Ливии на 31 декабря 2009 года составлял $6,491 млрд, на душу населения $1025 или 11 % ВВП.
В конце ХХ в. государственные предприятия производили около 90% всей промышленной продукции. Доля промышленности в ВВП — около 60 %; В конце 1970-х годов были значительно расширены порты Триполи и Бенгази. После проведённой в середине 1990-х годов модернизации значительно расширились возможности портов Мисурата, Расами-эль-Ануф, Эс-Сидер и Эз-Зувайтина. Ливия располагает собственным грузовом флотом (включая танкеры) общим тоннажем свыше 70 тыс. т. До 1993 было проложено 1800 километров трубопроводов и каналов, построены дороги и водохранилища. В Киренаике на плато Барк-эль-Байда возделывают зерновые культуры, маслины и плодовые деревья. В районе плато Эль-Ахдар в Киренаике живут кочевники-скотоводы.
В конце 1990-х годов Ливия перешла к проведению экономической и финансовой реформ, которые предусматривали: частичную либерализацию экономики, преобразование ряда государственных предприятий в государственные акционерные компании, введение плавающего курса ливийского динара и пр. Предусматривалась отмена государственного контроля почти во всех отраслях экономики.
Средний национальный доход на душу населения Ливии выше, чем в любой иной африканской стране. Это позволяет государству финансировать бесплатное здравоохранение, образование, значительную часть жилого фонда и другие социальные услуги на относительно высоком уровне и поддерживать континентальное первенство по большинству компонентов качества жизни. Правда, на многочисленных иностранных работников распространяется лишь малая доля этих благ.
Статистические показатели Ливии
(по состоянию на 2012 год)
Показатель | Значение |
Территория, тыс. кв. км | 1760.0 |
Население, млн. человек | 5.6 |
Размер номинального ВВП, млрд. долларов США | 85.1 |
Инфляция, % | 3.6 |
Уровень безработицы, % | 0.0 |
Конфликт в Ливии, начавшийся в марте 2011 года, имел множество негативных экономических последствий, основными из которых стали резкое сокращение добычи нефти, разрушение инфраструктуры в результате бомбардировок НАТО, а также отток иностранных рабочих.
История экономики Ливии
До начала разработки месторождений нефти Ливия была одной из беднейших стран Африки и не имела особых перспектив экономического развития. Бoльшая часть ливийцев была занята в сельском хозяйстве, весьма малопродуктивном из-за дефицита осадков и нехватки пригодных для обработки земель. Но уже к середине 1960-х годов благодаря разработке месторождений нефти Ливия встала в один ряд с такими странами, как Венесуэла, Кувейт и Саудовская Аравия. В 1983 доход на душу населения возрос до 8480 долл. Бурное развитие нефтедобывающей промышленности оставило далеко позади все остальные отрасли хозяйства. Национальная промышленность Ливии только начинает формироваться, и до сих пор приходится импортировать продовольствие для удовлетворения потребностей растущего населения. Другая проблема – нехватка квалифицированных кадров. В конце 1980-х годов в Ливии работали более 500 тыс. иностранцев.
Еще в 1955 году, предвидя возможность обнаружения нефти, правительство Ливии приняло закон о нефтяных концессиях. Прибыль должна была делиться поровну между нефтяными компаниями и правительством Ливии, а по истечении определенного установленного срока часть концессии должна была переходить в собственность государства. В 1958 были разведаны первые значительные нефтяные месторождения, а в 1961 началась их эксплуатация. В районе богатых нефтяных месторождений к югу от залива Сидра на основе концессий действуют более 30 нефтяных компаний.
В 1970 году ежегодный объем добычи нефти превышал 160 млн. т, но с середины 1970 годов, после введения правительственных ограничений, он стал сокращаться. Частично ограничения были введены для того, чтобы заставить нефтяные компании принять требования правительства, частично – чтобы не допустить истощения нефтяных ресурсов страны, пока ее экономика не достигла желаемого уровня развития. Среди стран-экспортеров нефти Ливия наиболее последовательно проводила курс на усиление контроля государства над нефтяной промышленностью. В результате соглашений с одними нефтяными компаниями и национализации других правительство Ливии установило контроль над шестью нефтяными компаниями, действующими в стране. В сентябре 1973 под контролем государства оказались и все остальные компании, связанные с добычей и переработкой нефти. В 1973–1974 Ливия наряду с другими членами ОПЕК в четыре раза повысила продажную стоимость нефти. В 1972–1978 ежегодный объем производства нефти достигал 96 млн. т. Однако вслед за двукратным повышением цен на нефть в 1979 в начале 1980-х годов последовало перенасыщение мирового нефтяного рынка. Стремясь удержать цены на прежнем уровне, правительство Ливии было вынуждено пойти на ограничение объемов добычи. К 1985 году уровень добычи нефти упал до 51 млн. т в год, но в последующие 10 лет ее производство вновь выросло. Хотя на 1994–1995 квота, установленная ОПЕК для Ливии, составляла 69 млн. т в год, фактический объем добычи достигал 75 млн. т.
В 1988 году, когда были обнаружены последние значительные месторождения нефти на территории страны, объем запасов нефти оценивался в 3 млрд. т (первое место в мире). Крупнейшие месторождения нефти – Серир, Бахи, Нафура, Рагуба, Интисар, Насер, Ваха, Самах – находятся к югу от залива Сидра и соединены нефтепроводами с побережьем. Отгрузка нефти на экспорт осуществляется через пять терминалов для нефтеналивных танкеров, расположенных в средиземноморских портах Эс-Сидер, Рас-эль-Ануф, Марса-эль-Бурейка, Марса-эль-Харига и Эз-Зувайтина. По запасам природного газа (657 млрд. куб. м) Ливия занимает третье место в Африке. Крупнейшее месторождение Хатейба (339 млрд. куб. м). В 1970 в Марса-эль-Бурейка вошла в строй установка по сжижению природного газа, и с 1971 впервые началась экспортная продажа сжиженного газа. В начале 1990-х годов в нефтегазоносном бассейне Сурт (Сирт) были обнаружены новые запасы природного газа.
Промышленность Ливии
Доминирующую роль в ливийской промышленности прочно удерживает нефтегазовая промышленность. Именно благодаря скачкообразному росту этих доходов ливийское государство в 1970-80-х гг. щедро финансировало обширные планы развития. Главные их успехи свелись к расширению и модернизации экономической и социальной инфраструктуры, комплексов переработки нефти (годовые мощности установок для её прямой перегонки составляют до 17,4 млн т) и газа, преимущественно экспортной ориентации, созданию центров производства базовой, крупнотоннажной продукции органической химии (полиэтилена, поливинилхлорида, карбамида и др.). Прочие индустриальные отрасли (выпуск потребительских товаров для внутреннего рынка, сборка сельскохозяйственной, строительной, автомобильной техники) зависят от ввоза иностранного оборудования, сырья, комплектующих и зачастую — от зарубежной рабочей силы.
Несмотря на резкие перепады поступлений от нефти и газа во 2-й пол. 1980-х и в 1990-е гг., они оставались базой экономики и общества, обеспечивая ливийскому населению первенство по средним доходам на африканском континенте, а государству — монопольному владельцу недр — ключевую роль в реализации подавляющего большинства проектов. Началом нефтедобычи считается 1970 год, когда была создана Национальная нефтяная корпорация (National Oil Corporation), однако геолого-разведочные работы начались ещё в 1955 году. Экспорт нефти начался в 1961 году. Из-за обвинений ливийского руководства в поддержке международного терроризма в 1986 году американские нефтяные компании покинули Ливию.
В экспортных доходах нефтяная составляющая достигает 95%. Нефтедобыча дает до 40% ВВП. Доказанные запасы нефти — 29,5 млрд. баррелей (5,1 миллиарда тонн), что обеспечивает Ливии 1-е место в Африке и 5-е среди членов ОПЕК. Добыча нефти — 1,4 млн. баррелей в сутки, что составляет 2% мирового производства нефти. Из этого объёма экспортируется около 1,26 млн. баррелей в сутки, половина которых идет в Италию. Мощности нефтепереработки — 348 тыс. баррелей в сутки.
Правительство Ливии прилагало усилия к расширению и диверсификации отраслевой структуры промышленности. В начале 1970-х годов появились новые отрасли промышленности, включая производство цемента и металлоизделий. В последующие годы был заключен ряд контрактов с западноевропейскими, югославскими и японскими фирмами на строительство нескольких атомных и тепловых электростанций, а также предприятий тяжелой индустрии. При этом предусматривалось, что часть этих предприятий будет использовать в качестве сырья сырую нефть. Среди крупнейших предприятий обрабатывающей промышленности выделяются металлургический комбинат в Мисурате, выпускавший до 1,5 млн. т стали и проката в 1996 году, заводы по производству труб и электрокабелей; налажена сборка автомобилей и тракторов. Легкая и пищевая промышленность развиты слабо. Традиционные отрасли производства включают добычу морских губок, выпаривание соли в прибрежной зоне и различные ремесленные производства: изготовление изделий из кожи, меди, олова, керамики и ковроткачество. Имеются также небольшие предприятия по обработке сельскохозяйственной продукции, древесины, производству бумаги, табачных изделий, тканей и мыла.
Сельское хозяйство Ливии
Помимо добычи нефти, важной составляющей экономики является сельское хозяйство. Сельское население возделывает землю в узкой прибрежной полосе Триполитании, используя зимой атмосферные осадки, а летом – орошение из колодцев. Вокруг Триполи, в районе распространения товарного садоводства, выращивают цитрусовые, финики, оливки и миндаль. В южных оазисах для орошения полей используются воды подземных источников. При наличии достаточного количества осадков на периферии возвышенностей возделывают ячмень. Пахотные земли составляют лишь 1% площади страны, и только 1% из них входит в зону искусственного орошения. С 1979 ведутся работы по сооружению «великой искусственной реки» – водовода, рассчитанного на переброску вод 250 подземных скважин из оазисов Тазербо и Сарир в пустыне Сахара к побережью страны. К 1993 были проложены 1800 км трубопроводов и каналов, построены дороги и водохранилища. В Киренаике на плато Барка-эль-Байда возделывают зерновые культуры, маслины и плодовые деревья. Ливия располагает 8 млн. га пастбищных земель в Триполитании и 4 млн. га – в Киренаике. В районе плато Эль-Ахдар в Киренаике живут кочевники-скотоводы.
Транспорт Ливии
Действующие железные дороги отсутствуют с 1965 года. Общая протяженность автомобильных дорог с твердым покрытием – более 28 тыс. км. Главная автомагистраль страны проходит вдоль средиземноморского побережья от Туниса до Египта. Важную роль играет также шоссе, связывающее побережье с Феццаном. Внутренние транспортные связи ограничиваются дорогами, не имеющими твердого покрытия, и авиасообщением. Несколько международных авиалиний обеспечивают сообщение Триполи и Бенгази со странами Европы и США. В 1965 году в Ливии была создана собственная государственная авиакомпания, которая выполняет все внутренние и частично международные авиаперевозки. В 2001 году насчитывалось 136 аэропортов, в т.ч. 58 — с твёрдым покрытием взлётно-посадочных полос.
Морской транспорт обеспечивает экспорт нефти и почти все внешнеторговые перевозки. Крупнейшие нефтяные месторождения: Серир, Ваха и Зельтен. Порты общего назначения: Триполи, Бенгази, нефтяные — (Марса-эль-Брега), Рас-эль-Ануф, Эс-Сидер, Марса-эль-Харига, Эз-Зувайтина. Транспортировка нефти и газа по территории Ливии осуществляется разветвлённой системой трубопроводов, общая протяженность которых более 5 тыс. км, пропускная способность — более 180 млн т. в год.
Крупнейший и самый дорогостоящий ливийский транспортный проект 20-21 вв.: «Великая рукотворная река» — система водоводов с уникальными техническими решениями (из пяти запланированных действуют две её очереди с трубами диаметром до 4 м, общей протяжённостью ок. 2510 км и пропускной способностью до 4,5 млн м3 воды в день) от естественных подземных резервуаров пресной воды во внутренних районах Сахары до городов, аграрных областей на побережье и оазисов.
Валюта и банковская система Ливии
Созданный в 1955 году Центральный банк Ливии обладает исключительным правом денежной эмиссии и контроля за иностранной валютой. В 1972 году был основан Центральный арабский иностранный банк, являющийся зарубежным филиалом Центрального банка. Ливийская арабская иностранная инвестиционная компания отвечает за размещение государственных денежных фондов страны в более чем 45 странах. В 1970 году указом правительства все банки в Ливии были национализированы.
Государственная денежная единица – ливийский динар, состоящий из 1000 дирхамов. Существуют монеты и банкноты разных достоинств, выпуск которых осуществляется Центробанком Ливии. Валюта Ливии полностью привязана к мировым ценам на нефть, поскольку экспорт нефти является основной доходной статьей бюджета страны.
Источник
Экономика Ливии
Экономика Ливии Экономические показатели | |
---|---|
Валюта | Ливийский динар (LD) |
Международные организации | ОПЕК, COMESA |
Статистика | |
ВВП (номинальный) | ▲ 38,8 млрд (2005) |
ВВП по ППС | ▲ 67 млрд |
Рост ВВП | 0,5 % |
ВВП на душу населения по ППС | 10 335 |
ВВП по секторам | сельское хозяйство: 7,6 % промышленность: 49,9 % сфера услуг: 42,5 % |
Инфляция (ИПЦ) | менее 1 % (2005) |
Индекс развития человеческого потенциала (ИРЧП) | 0,760 (2011) |
Экономически активное население | 1,64 млн (2005) |
Занятое население по секторам | сельское хозяйство: 17 % промышленность: 23 % сфера услуг: 59 % |
Уровень безработицы | 30 % (2004) |
Основные отрасли | нефтеперерабатывающая, пищевая, текстильная промышленность |
Внешняя торговля | |
Экспорт | 30,79 млрд (2005) |
Статьи экспорта | нефтепродукты, природный газ |
Партнёры по экспорту | Италия (37,2 %), Германия (16,6 %), Испания (11,8 %), Турция (7,1 %), Франция (6,2 %) (2004) |
Импорт | 10,82 млрд (2005) |
Статьи импорта | машины и оборудование, потребительские товары |
Партнёры по импорту | Италия (25,2 %), Германия (11 %), Южная Корея (6 %), Великобритания (5,4 %), Тунис (4,7 %), Турция (4,6 %) (2004) |
Государственные финансы | |
Государственный долг | 4,267 млрд (2005) |
Государственные доходы | 25,34 млрд |
Государственные расходы | 15,47 млрд |
Экономическая помощь | 4,4 млн (2002) |
Если не оговорено иное, все цифры даны в долларах США |
Ли́вия — индустриальная страна с плановой экономикой. Экономика Ливии во многом зависит от добычи нефти, которая обеспечивает около половины ВВП. С 2000 до 2011 года экономика росла устойчивыми темпами, но в связи с войной она пострадала, разрушена инфраструктура. По заявлению ПНС, экономика Ливии предположительно будет восстанавливаться 10 лет.
Содержание
Валюта
Банкнота 5 динар.
Банкнота 0.25 динара.
Общая характеристика экономики
Основные отрасли промышленности: нефтедобывающая промышленность и нефтеперерабатывающая, добыча подземной пресной воды, пищевая, текстильная, цементная, металлургическая. Наибольшую долю валовой промышленной продукции даёт нефтедобывающая и нефтеперерабатывающая промышленность. Транспорт — автомобильный, морской, трубопроводный.
По данным Мирового банка (World Bank), экономика Ливии по объёму ВВП — $ 62,36 млрд (2009) занимает 63 место в мире, в то же время, по объёму ВВП на душу населения Ливия входит в первые 50 стран мира — $ 9714 (2009), 49 место в мире. Импорт — продукты питания, машины, текстиль, транспортное оборудование (Италия — 22,3 %; Германия — 12,0 %; Великобритания — 8,9 %; Франция — 6,8 %; Тунис — 5 %). Экспорт — нефть и нефтепродукты (Италия — 41,3 %; Германия — 16,6 %, Испания — 10 %; Турция — 6 %; Франция — 3,6 %). [1]
В конце ХХ в. государственные предприятия производили около 90 % всей промышленной продукции. Доля промышленности в ВВП — около 60 %; В конце 1970-х годов были значительно расширены порты Триполи и Бенгази. После проведённой в середине 1990-х годов модернизации значительно расширились возможности портов Мисурата, Расами-эль-Ануф, Эс-Сидер и Эз-Зувайтина. Ливия располагает собственным грузовым флотом (включая танкеры) общим тоннажем свыше 70 тыс. т.
До 1993 было проложено 1800 километров трубопроводов и каналов, построены дороги и водохранилища.
Доминирующую роль в ливийской промышленности прочно удерживает нефтегазовая промышленность. Именно благодаря скачкообразному росту этих доходов ливийское государство в 1970-80-х гг. щедро финансировало обширные планы развития. Главные их успехи свелись к расширению и модернизации экономической и социальной инфраструктуры, комплексов переработки нефти (годовые мощности установок для её прямой перегонки составляют до 17,4 млн т) и газа, преимущественно экспортной ориентации, созданию центров производства базовой, крупнотоннажной продукции органической химии (полиэтилена, поливинилхлорида, карбамида и др.). Прочие индустриальные отрасли (выпуск потребительских товаров для внутреннего рынка, сборка сельскохозяйственной, строительной, автомобильной техники) зависят от ввоза иностранного оборудования, сырья, комплектующих и зачастую — от зарубежной рабочей силы. Несмотря на резкие перепады поступлений от нефти и газа во 2-й пол. 1980-х и в 1990-е гг., они оставались базой экономики и общества, обеспечивая ливийскому населению первенство по средним доходам на африканском континенте, а государству — монопольному владельцу недр — ключевую роль в реализации подавляющего большинства проектов. Началом нефтедобычи считается 1970 год, когда была создана Национальная нефтяная корпорация (National Oil Corporation), однако геолого-разведочные работы начались ещё в 1955 году. Экспорт нефти начался в 1961 году. Из-за обвинений ливийского руководства в поддержке международного терроризма в 1986 году американские нефтяные компании покинули Ливию. В экспортных доходах нефтяная составляющая достигает 95%. Нефтедобыча дает до 40% ВВП. Доказанные запасы нефти — 29,5 млрд. баррелей (5,1 миллиарда тонн), что обеспечивает Ливии 1-е место в Африке и 5-е среди членов ОПЕК. Добыча нефти — 1,4 млн. баррелей в сутки, что составляет 2% мирового производства нефти. Из этого объёма экспортируется около 1,26 млн. баррелей в сутки, половина которых идет в Италию. Мощности нефтепереработки — 348 тыс. баррелей в сутки. Правительство Ливии прилагало усилия к расширению и диверсификации отраслевой структуры промышленности. В начале 1970-х годов появились новые отрасли промышленности, включая производство цемента и металлоизделий. В последующие годы был заключен ряд контрактов с западноевропейскими, югославскими и японскими фирмами на строительство нескольких атомных и тепловых электростанций, а также предприятий тяжелой индустрии. При этом предусматривалось, что часть этих предприятий будет использовать в качестве сырья сырую нефть. Среди крупнейших предприятий обрабатывающей промышленности выделяются металлургический комбинат в Мисурате, выпускавший до 1,5 млн. т стали и проката в 1996 году, заводы по производству труб и электрокабелей; налажена сборка автомобилей и тракторов. Легкая и пищевая промышленность развиты слабо. Традиционные отрасли производства включают добычу морских губок, выпаривание соли в прибрежной зоне и различные ремесленные производства: изготовление изделий из кожи, меди, олова, керамики и ковроткачество. Имеются также небольшие предприятия по обработке сельскохозяйственной продукции, древесины, производству бумаги, табачных изделий, тканей и мыла.
Внешний долг Ливии на 31 декабря 2009 составляет $6,491 млрд, на душу населения $1025 или 11 % ВВП.
Нефтедобыча
В экспортных доходах нефтяная составляющая достигает 95%. Нефтедобыча дает до 40% ВВП. Доказанные запасы нефти — 29,5 млрд. баррелей (5,1 миллиарда тонн), что обеспечивает Ливии 1-е место в Африке и 5-е среди членов ОПЕК [2] . Добыча нефти — 1,4 млн баррелей в сутки, что составляет 2% мирового производства нефти [3] . Из этого объёма экспортируется около 1,26 млн баррелей в сутки, половина которых идет в Италию. Мощности нефтепереработки — 348 тыс. баррелей в сутки [4] .
Началом нефтедобычи считается 1970 год, когда была создана Национальная нефтяная корпорация (National Oil Corporation), однако геолого-разведочные работы начались ещё в 1955 году. Экспорт нефти начался в 1961 году. Из-за обвинений ливийского руководства в поддержке международного терроризма в 1986 году американские нефтяные компании покинули Ливию.
Морской транспорт обеспечивает экспорт нефти и почти все внешнеторговые перевозки. Крупнейшие нефтяные месторождения: Серир, Ваха и Зельтен. Порты общего назначения: Триполи, Бенгази, нефтяные — (Марса-эль-Брега), Рас-эль-Ануф, Эс-Сидер, Марса-эль-Харига, Эз-Зувайтина. Транспортировка нефти и газа по территории Ливии осуществляется разветвлённой системой трубопроводов, общая протяженность которых более 5 тыс. км, пропускная способность — более 180 млн т. в год.
Добыча газа
Сельское хозяйство в Ливии
Помимо добычи нефти, важной составляющей экономики является сельское хозяйство. Сельское население возделывает землю в узкой прибрежной полосе Триполитании, используя зимой атмосферные осадки, а летом – орошение из колодцев. Вокруг Триполи, в районе распространения товарного садоводства, выращивают цитрусовые, финики, оливки и миндаль. В южных оазисах для орошения полей используются воды подземных источников. При наличии достаточного количества осадков на периферии возвышенностей возделывают ячмень. Пахотные земли составляют лишь 1% площади страны, и только 1% из них входит в зону искусственного орошения. С 1979 ведутся работы по сооружению «великой искусственной реки» – водовода, рассчитанного на переброску вод 250 подземных скважин из оазисов Тазербо и Сарир в пустыне Сахара к побережью страны. В Киренаике на плато Барка-эль-Байда возделывают зерновые культуры, маслины и плодовые деревья. Ливия располагает 8 млн. га пастбищных земель в Триполитании и 4 млн. га – в Киренаике. В районе плато Эль-Ахдар в Киренаике живут кочевники-скотоводы.
Добыча пресной воды
В 1950-х годах во время проведения нефтеразведок в южной части Ливии под песками пустыни Сахары были обнаружены запасы пресной воды в водоносных горизонтах, некоторым из которых 75000 лет. Более чем 95 % Ливии — пустыня, и новые источники воды могут обеспечить орошением тысячи гектаров сельхозугодий. Для освоения этих месторождений и перекачки этой воды из-под пустыни Сахары на юге Ливии в северную часть Ливии в область Бенгази на Средиземноморском побережье, ливийский президент Муаммар Каддафи в 1980-х создал Великий речной проект, предусматривающий строительство системы труб, колодцев и технической инфраструктуры, которые будут в состоянии обеспечить 6,5 млн куб.м. пресной воды в день. Первая фаза проекта началась в 1984, и стоила приблизительно $5 миллиардов. Реализовывалась она южнокорейскими специалистами по современным технологиям. В результате была построена искусственная река, собирающая подземную воду от 270 колодцев в восточной центральной Ливии, и транспортировавшей 2 миллиона куб. м. воды в день через 2 тыс.км. трубопровода в города Бенгази и Сирт. На праздничном открытии проекта принимали участие десятки арабских и африканских глав государств и сотни других иностранных дипломатов и делегаций. Среди них был египетский президент Хосни Мубарак; король Марокко Хассан; глава Судана генерал Омар Хасан Ахмед аль-Башир и президент Джибути Хассан Джулид. Муаммар Каддафи представил этот проект как подарок третьему миру и сказал празднующим: «После этого достижения удвоятся угрозы США против Ливии. Соединенные Штаты сделают все под другим претекстом, но настоящей причиной будет остановить это достижение, чтобы оставить народ Ливии угнетенным». Мубарак в своей речи на церемонии подчеркнул региональную важность проекта. Каддафи также обратился к египетским крестьянам с просьбой приезжать работать в Ливии, население которой всего 4 миллиона жителей. Население Египта же 55 миллионов человек, которое переполнено на узких участках вдоль реки Нила и региона дельты. [5] [6]
Примечания
- ↑ Index of Economic Freedom, The Heritage Foundation, USA 2001
- ↑В Ливии прекращена добыча нефти на одном из крупнейших месторождений
- ↑Ливия: нефть и кризис
- ↑Ливия
- ↑Underground «Fossil Water» Running Out Brian Handwerk, National Geographic, May 6, 2010
- ↑Libya turns on the Great Man-Made River Marcia Merry, Printed in the Executive Intelligence Review, September 1991
Литература
- Доклад о развитии человека 2007/2008. Борьба с изменениями климата: человеческая солидарность в разделённом мире / Пер. с англ. = Human Development Report 2007/2008. Fighting climate change: Human solidarity in a divided world. — М .: Весь Мир, 2007. — 400 с. — ISBN 978-5-7777-390-3
- Ливия. Онлайн энциклопедия «Кругосвет». Архивировано из первоисточника 22 марта 2012.Проверено 10 октября 2009.
Ссылки
- Европейские компании надеются на крупные сделки в Ливии
Государственная символика | Герб • Гимн • Флаг | |
---|---|---|
География | Административное деление • Города • Столица • Национальные парки | |
Политика | Председатель ВНК • Премьер-министр ВНК • Конституция • Парламент • Внешняя политика • Внутренняя политика | |
Население | Этнические меньшинства • Языки | |
Религия | Ислам • Христианство • Иудаизм | |
История | Итальянская Ливия • Королевство Ливия • Ливийская Арабская Республика • Великая Социалистическая Народная Ливийская Арабская Джамахирия | |
Экономика | Валюта Ливии • Транспорт • Туризм • Связь • Интернет • Почта (История почты и почтовых марок Ливии) • Радиостанции | |
Культура | Архитектура • Литература • Музыка • Праздники • Наука • Образование • Спорт | |
Портал «Ливия» |
Азорские острова • Британская территория в Индийском океане • о. Вознесения • Канарские о-ва • Мадейра • Майотта • Мелилья • Реюньон • о. Святой Елены • Сеута • о-ва Тристан-да-Кунья • Французские Южные и Антарктические территории Сахарская Арабская Демократическая Республика • Сомалиленд
Источник |
---|