Лучшие физико математические вузы страны

Содержание
  1. Лучшие технические вузы России
  2. Рейтинг ТОП-10 лучших технических вузов России
  3. Московский государственный университет имени М.В. Ломоносова
  4. Санкт-Петербургский государственный университет
  5. Московский физико-технический институт (Государственный университет)
  6. Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики»
  7. МГТУ имени Н.Э. Баумана – Московский государственный технический университет имени Н.Э. Баумана
  8. Национальный исследовательский ядерный университет «МИФИ»
  9. Национальный исследовательский Томский политехнический университет
  10. Новосибирский национальный исследовательский государственный университет
  11. Национальный исследовательский Томский государственный университет
  12. Казанский (Приволжский) федеральный университет
  13. Лучшие физико математические вузы страны
  14. Рейтинги вузов по естественно-математическому и инженерно-техническому направлениям
  15. Методология составления рейтингов лучших вузов России в естественно-математической и инженерно-технической сферах
  16. Используемые источники информации

Лучшие технические вузы России

Техническое образование стало наиболее популярным, благодаря глобализации экономики и резкому скачку в развитии робототехники, аэрокосмической инженерии и широкой автоматизации процессов. Спектр технических специализаций крайне разнообразен, а количество вузов в одной только России насчитывает более двухсот пятидесяти. И для определения лучшего вуза из всех доступных применяются данные об учебных заведениях, такие как эффективность образовательной программы, квалификация преподавателей, количество научных грантов и прочее. Так формируется список лучших российских технических институтов, академий, университетов.

На рейтинг также влияет количество абитуриентов на место. Вузы очень внимательно относятся к отбору студентов и принимают только самых талантливых. Будущие технари должны иметь высокий балл по физике, математике, химии.

При выборе учебного заведения стоит узнать, является ли оно приоритетным у работодателей и сколько процентов выпускников смогли устроиться на высокооплачиваемые должности. Ниже представлены ТОП-10 учебных заведений 2020 года, в которых можно получить первоклассное техническое образование и стать востребованным специалистом на рынке труда.

Рейтинг ТОП-10 лучших технических вузов России

Московский государственный университет имени М.В. Ломоносова

МГУ проводит обучение по физико-математическим специальностям. В рамках подготовки студенты изучают дисциплины инженерного и инновационного блока, а также учатся совмещать знания из технических и естественных наук (физика, математика и химия) и использовать эти знания для решения задач. Вуз внедряет современные технологии обучения, позволяющие превращать студентов из обычных слушателей в участников научной деятельности.

Читайте также:  Источники права стран древнего востока закона хаммурапи

Есть бюджетные и платные места.
Стоимость от 435 970 рублей.
Вступительные испытания: 335 баллов.
ЕГЭ (средний): 85 баллов.

Адрес: 119991, ГСП-1, Москва, Ленинские горы, МГУ, Главное здание, сектор А.
Телефон: +7 (495) 939-37-39
Сайт: https://www.msu.ru/

Санкт-Петербургский государственный университет

Математико-механический факультет – это один из самых сильных центров страны. Его студенты получают фундаментальное математическое, инженерное, астрономическое образование. На базе факультета основано Математическое Санкт-Петербургское сообщество, членами которого являются выдающиеся математики России и других стран. Также действует юношеская математическая школа, которая занимается просвещением учеников, проводя кружки, семинары и олимпиады.

Бюджетные и платные места.
Стоимость от 267 400 рублей.
Вступительные испытания: 288 баллов.
ЕГЭ(средний): 75,00 баллов.

Адрес: 198504, Санкт-Петербург, Старый Петергоф, Университетский пр., дом 28.
Телефон: (812) 428-42-10
Сайт: https://spbu.ru/

Московский физико-технический институт (Государственный университет)

Это ведущий технический вуз России. Студенты изучают прикладную математику, информатику, физику, химию и другие точные и естественные науки. Здесь работают ученые с мировой известностью, которые занимаются нанооптикой, фотоникой и квантовыми вычислениями. Основатели вуза – нобелевские лауреаты Капица, Семенов и Ландау. Они заложили уникальную систему образования – отбирать самых талантливых учеников и вовлекать их в научно-исследовательскую деятельность.

Есть бюджетные и платные места
Стоимость от 270 000 рублей.
Вступительное испытание: 392 балла.
ЕГЭ (средний): 95 баллов.

Адрес 141701, Московская обл., г. Долгопрудный, Институтский пер., д. 9
Телефон: (495) 408-45-54
Сайт: https://mipt.ru/

Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики»

Основа деятельности вуза – эмпирические исследования и распространение научных знаний. Преподаватели, ученые и студенты поддерживают высокие академические результаты деятельности, и вносят огромный вклад в формирование научного российского общества. Преподавательский состав создает благоприятные условия для развития каждого студента. В этом вузе изучают прикладную механику, математику, информатику и физику.

Бюджетные и платные места.
Стоимость от 350 000 рублей.
Вступительное испытание: 275 баллов.
ЕГЭ (средний): 94 балла.

Адрес: 101000, г. Москва, Мясницкая ул., 20
Телефон: 8 (495) 771-32-32
Сайт: https://www.hse.ru/

МГТУ имени Н.Э. Баумана – Московский государственный технический университет имени Н.Э. Баумана

Это один из ведущих технических вузов страны. В нем подготавливают инженеров для предприятий ракетостроения и машиностроения. На данный момент ведется подготовка по множеству направлений, совмещая теоретические и практические знания. Выпускники становятся востребованными специалистами на рынке труда. Помимо образовательной программы, ведется и научно-исследовательская деятельность.

Бюджетные и платные места.
Стоимость от 270 119 рублей.
Вступительные испытания: 270 баллов.
ЕГЭ (среднее): 46,3 баллов.

Адрес: 105005, г. Москва, 2-я Бауманская ул., д.5, стр.1,
Телефон: +7(499)263-6391
Сайт: https://bmstu.ru/

Национальный исследовательский ядерный университет «МИФИ»

НИЯУ МИФИ — не только основной вуз атомной промышленности, но и альма-матер многих физиков-ядерщиков. Университет владеет высокотехнологичными установками, а также ядерным реактором. МИФИ находится на лидирующей позиции по обучению специалистов национальной безопасности. Для реализации учебной программы университет владеет электронными учебниками, лабораториями, тренажерами. Многие выпускники проходили стажировки в лучших ядерных центрах мира.

Бюджетные и платные места.
Стоимость от 258 000 рублей.
Вступительный испытание: 269 баллов.
ЕГЭ (средний): 85,3 балла.

Адрес: 115409, Москва, Каширское ш., 31
Телефон: +7 495 788 5699
Сайт: https://mephi.ru/

Национальный исследовательский Томский политехнический университет

ТПУ внедряет современные технологии образования, у него собственный образовательный стандарт. Выпуски этого вуза – высококвалифицированные инженеры. Качество обучения студентов обеспечивается уникальной учебной и материальной базой. ТПУ владеет действующим ядерным реактором, а также современным Научным парком. Ученые вуза создали первый космический спутник на 3D-принтере и первый 3D-принтер для работы в невесомости.

Бюджетные и платные места.
Стоимость от 51 080 рублей.
Вступительные испытания: 212 баллов.
ЕГЭ (средний): 75 баллов.

Адрес: 634050, г. Томск, пр. Ленина, 30
Телефон: +7 (3822) 60-63-33
Сайт: https://tpu.ru/

Новосибирский национальный исследовательский государственный университет

Институт готовит научную и производственную элиту. Фундаментальное техническое образование позволяет выпускникам легко адаптироваться к потребностям рынка труда. ННИГУ включает в себя физико-математическую школу, колледж информатики, а также научные центры. В преподавательский состав входят кандидаты и доктора наук – члены РАН.

Бюджетные и платные места.
Стоимость от 160 000 рублей.
Вступительные испытания: 270 баллов.
ЕГЭ (средний): 77,0 баллов.

Адрес: 630090, Новосибирск, ул. Пирогова, 1
Телефон: +7 (383) 363-40-37
Сайт: https://www.nsu.ru/

Национальный исследовательский Томский государственный университет

ТГУ – это классический исследовательский вуз, центр науки и инноваций. Подготавливает специалистов и магистров в области физики, радиофизики и химии. Здесь учатся более 15 тысяч студентов и работают 4 тысячи преподавателей. При университете функционирует военный центр, в котором готовят офицеров запаса.

Бюджетные и платные места.
Стоимость от 142 800 рублей.
Вступительные испытания: 216 б.
ЕГЭ (средний): 52 б.

Адрес: Российская Федерация, 634050, г. Томск, пр. Ленина, 36.
Телефон: (3822) 529-772
Сайт: http://www.tsu.ru/

Казанский (Приволжский) федеральный университет

КФУ готовит специалистов, как для Приволжского региона, так и для иностранных государств. Развитая международная программа позволяет студентам проходить языковые стажировки. Обучение проводится по физическим, химическим, компьютерным и инженерным направлениям. Также КФУ оснащает научные лаборатории оборудованием, соответствующим мировым стандартам качества.

Бюджетные и платные места.
Стоимость от 114 970 рублей.
Вступительные испытания: 234 балла.
ЕГЭ (средний): 56,0 баллов.

Источник

Лучшие физико математические вузы страны

RAEX (Эксперт РА) – крупнейшее в России рейтинговое агентство c 20-летней историей. RAEX (Эксперт РА) является лидером в области рейтингования, а также исследовательско-коммуникационной деятельности.

RAEX (Эксперт РА) включено в реестр кредитных рейтинговых агентств Банка России.

На сегодняшний день агентством присвоено более 700 индивидуальных рейтингов. Это 1-е место и около 42% от общего числа присвоенных рейтингов в России, 1-е место по числу рейтингов банков, страховых и лизинговых компаний, НПФ, микрофинансовых организаций, гарантийных фондов и компаний нефинансового сектора.

Рейтинги RAEX (Эксперт РА) входят в список официальных требований к банкам, страховщикам, пенсионным фондам, эмитентам. Рейтинги агентства используются Центральным банком России, Внешэкономбанком России, Московской биржей, Агентством по ипотечному жилищному кредитованию, Агентством по страхованию вкладов, профессиональными ассоциациями и саморегулируемыми организациями (ВСС, ассоциацией «Россия», Агентством стратегических инициатив, РСА, НАПФ, НЛУ, НСГ, НФА), а также сотнями компаний и органов власти при проведении конкурсов и тендеров.»

Рейтинги вузов по естественно-математическому и инженерно-техническому направлениям

Рейтинговое агентство RAEX при поддержке Фонда Андрея Мельниченко составило списки лучших вузов России в естественно-научной и инженерной сферах. Проект поддержан Российским союзом ректоров. На положение вузов в рейтингах влияли три фактора — востребованность выпускников на рынке труда, качество образования и научные результаты.

«В новые рейтинги включены российские вузы, которые лучше всего готовят “технарей”, — комментирует Дмитрий Гришанков, генеральный директор рейтингового агентства RAEX (РАЭКС-Аналитика). — Публикуемые списки, несомненно, заинтересуют работодателей, испытывающих потребность в обновлении кадрового состава. Кроме того, рейтинги должны стать важным подспорьем для абитуриентов с развитыми математи­ческими способностями и инженерными задатками».

Лучшими вузами России в естественно-математической сфере (математика, физика, химия, биология, фундаментальные науки о Земле и др.) признаны Московский государственный университет имени М. В. Ломоносова, Московский физико-технический институт и Санкт-Петербургский государственный университет. В МГУ, согласно рейтингу RAEX, созданы наилучшие условия для получения качественного образования в области естественных наук, а кроме того, победитель рейтинга заметно превосходит все универ­ситеты России по публикациям научных работ и их цитированию (второе место в субрей­тинге, оценивающем научную деятельность, занял СПбГУ). Высокий результат Физтеха во многом объясняется результатами выступления его студентов на международных олим­пиа­дах — в естественно-научной сфере МФТИ является лидером среди российских вузов.

Рейтинг лучших вузов в инженерно-технической сфере (энергетика, строительство, авиастроение, робототехника, лёгкая промышленность и др.) возглавил Московский государственный технический университет имени Н.Э. Баумана — вуз, который готовит наибольшее количество будущих инженеров. Рейтинг RAEX зафиксировал высокую востребованность выпускников Бауманки на рынке труда — доказательством этому служат не только статистические показатели, но и безоговорочное лидерство МГТУ им. Баумана в репутационных опросах среди респондентов, оценивающих инженерно-техническую сферу. Помимо Бауманки, на пьедестале рейтинга оказались Московский физико-техничес­кий институт и Национальный исследовательский ядерный университет «МИФИ» — вузы, куда предпочитают поступать будущие инженеры с наиболее высоким баллом ЕГЭ.

В рейтингах наблюдается достаточно широкое географическое разнообразие: в число лучших вошли представители 32 регионов России. Наиболее часто встречаются московские вузы — в рейтинге по естественно-математическому направлению их около трети (30%), в рейтинге по инженерно-техническому направлению – свыше четверти (26%). Второе место по доле участников у Санкт-Петербурга — 12% и 11% соответственно. Региональные вузы более широко представлены в инженерно-техническом рейтинге, чем в естественно-математическом (63% против 58% соответственно). Среди регионов наиболее сильны пози­ции Татарстана (представлен в рейтингах четырьмя участниками), Ростовской и Томской областей (в рейтинги вошли по три вуза).

«Дефицит качественных кадров инженерно-технического профиля — давняя проблема развития реального сектора российской экономики, — говорит Александр Черед­ник, исполнительный директор Фонда Андрея Мельниченко. — В этой связи работодатели заинтересованы в появлении авторитетных рейтингов, позволяющих выявить лучшие практики подготовки «технарей». Отрадно, что в публикуемые рейтинги вошли университеты из всех федеральных округов страны, и это важно с точки зрения развития человеческого капитала в регионах России».

Методология составления рейтингов лучших вузов России в естественно-математической и инженерно-технической сферах

Разработка методологии рейтингов производилась с учетом экспертных мнений представителей академического и научного сообщества. По итогам проведенных консультаций с представителями Экспертного совета рейтингов RAEX сформированы методологические подходы к составлению рейтингов и определены коды укрупненных групп направлений подготовки высшего образования, по которым надлежит производить оценку университетов.

При оценке контингента студентов решено рассматривать учащихся по следующим укрупненным направлениям:

Для рейтинга вузов в естественно-математической сфере:

01 – Математика и механика;

02 – Компьютерные и информационные науки;

03 – Физика и астрономия;

05 – Науки о Земле;

06 – Биологические науки.

Для рейтинга вузов в инженерно-технической сфере:

08 – Техника и технологии строительства;

09 – Информатика и вычислительная техника;

10 – Информационная безопасность;

11 – Электроника, радиотехника и системы связи;

12 – Фотоника, приборостроение, оптические и биотехнические системы и технологии;

13 – Электро- и теплоэнергетика;

14 – Ядерная энергетика и технологии;

16 – Физико-технические науки и технологии;

17 – Оружие и система вооружения;

18 – Химические технологии;

19 – Промышленная экология и биотехнологии;

20 – Техносферная безопасность и природообустройство;

21 – Прикладная геология, горное дело, нефтегазовое дело и геодезия;

22 – Технология материалов;

23 – Техника и технологии наземного транспорта;

24 – Авиационная и ракетно-космическая техника;

25 – Аэронавигация и эксплуатация авиационной и ракетно-космической техники;

26 – Техника и технологии кораблестроения и водного транспорта;

27 – Управление в технических системах;

28 – Нанотехнологии и наноматериалы;

29 – Технологии легкой промышленности.

При этом ряд показателей рейтинга характеризуют общий уровень научно-исследовательской и образовательной деятельности вуза в оцениваемой рейтингом области (естественно-математические науки или инженерно-техническая сфера) и не ограничиваются напрямую связанными с этими областями подразделениями, а применимы ко всему вузу в целом. Это, в частности, относится к научным публикациям (не имеет значения, в каком подразделении вуза работает автор публикации), к количеству патентов в этой сфере (не имеет значения, какое подразделение занималось разработкой изобретения, полезной модели, промышленного образца и т.д.), к количеству побед в международных студенческих олимпиадах, количеству открытых онлайн-курсов соответствующей тематики на общедоступных платформах.

Формирование шорт-листа участников

В шорт-лист рейтингов было включено 209 вузов России, соответствующих хотя бы одному из следующих критериев отбора:

  • суммарный набор на бюджет на естественно-математические направления составляет не менее 50 чел. при среднем балле ЕГЭ зачисленных на бюджет на естественно-математические направления не ниже 55;
  • суммарный набор на бюджет на естественно-математические направления составляет не менее 20 чел. при среднем балле ЕГЭ зачисленных на бюджет на естественно-математические направления не ниже 73.
  • суммарный набор на бюджет на инженерно-технические направления составляет не менее 250 чел. при среднем балле ЕГЭ зачисленных на бюджет на инженерно-технические направления не ниже 55;
  • суммарный набор на бюджет на инженерно-технические направления составляет не менее 50 чел. при среднем балле ЕГЭ зачисленных на бюджет на инженерно-технические направления не ниже 73.

После завершения анкетирования вузов, проходившего с 14 января по 19 февраля 2021 года, шорт-лист был скорректирован, а именно: были исключены вузы, масштабы подготовки в которых по рассматриваемым направлениям признаны несущественными (менее 100 обучающихся очной формы на всех курсах бакалавриата и специалитета).

Используемые источники информации

Рейтинг опирается на следующие источники информации:

  • Данные анкетирования вузов;
  • Данные опросов представителей академического и научного сообществ, проведенных RAEX на портале www.raex-rr.com;
  • Данные опроса работодателей, а также опроса студентов и выпускников вузов, проведенных RAEX на портале www.raex-rr.com;
  • Данные открытых источников:

— Мониторинг эффективности деятельности образовательных организаций высшего образования Минобрнауки РФ: indicators.miccedu.ru;

— Мониторинг трудоустройства выпускников Минобрнауки РФ: vo.graduate.edu.ru;

— платформы массовых открытых онлайн-курсов (Coursera, EdX, Национальная платформа «Открытое образование»);

— сайты международных студенческих олимпиад;

  • Библиометрическая база данных Web Of Science.

Критерии рейтинга вузов в естественно-математической сфере

Наименование

Вес

Условия для получения качественного образования (вес 50%)

Средневзвешенный конкурсный балл абитуриентов, зачисленных по конкурсу на очную форму обучения в вуз на оцениваемые рейтингом направления (на бюджетной основе, в рамках целевого приема и с оплатой стоимости затрат на обучение физическими и юридическими лицами)

Доля студентов, принятых на основании участия/победы в олимпиаде, без других вступительных испытаний (на оцениваемые рейтингом направления)

Соотношение численности аспирантов к численности обучающихся по программам специалитета, бакалавриата и магистратуры (по оцениваемым направлениям)

Количество побед в крупных международных студенческих олимпиадах в оцениваемой рейтингом сфере

Количество массовых открытых онлайн-курсов по естественнонаучным и инженерным направлениям, доступных внешней по отношению к вузу аудитории

Количество образовательных программ в оцениваемых областях, прошедших профессионально-общественную аккредитацию в России и за рубежом

Доля студентов, обучающихся в вузе по оцениваемым рейтингом направлениям, от общего количества студентов в регионе, обучающихся по данным направлениям

Оценка представителями академических кругов уровня преподавания в рассматриваемой сфере

Уровень научно-исследовательской деятельности (вес 25%)

Объем бюджета, привлеченного на НИОКР в оцениваемых рейтингом областях в 2020 году, тыс. руб.

Количество научных публикаций в оцениваемой рейтингом области в 2016-2020 гг.

Научная продуктивность в оцениваемой рейтингом области: среднее количество публикаций с поправкой на масштаб

Средний уровень цитируемости публикаций 2016-2020 гг. в оцениваемой рейтингом области

Количество действительных российских патентов в естественно-математической и инженерно-технической областях на 2020 год

Количество действительных международных патентов в естественно-математической и инженерно-технической областях на 2020 год

Количество полученных в 2020 году российских свидетельств на программы ЭВМ

Оценка академическим научным сообществом уровня научно- исследовательской деятельности в рассматриваемой сфере

Уровень востребованности выпускников работодателями (вес 25%)

Доля студентов, зачисленных по результатам целевого приема на первый курс на очную форму обучения по программам подготовки бакалавров и специалистов, % (по оцениваемым рейтингом направлениям)

Доля студентов, обучающихся по оцениваемым рейтингом направлениям и проходивших в 2019/2020 учебном году подготовку на базовых кафедрах или по программам корпоративной магистратуры, организованным совместно с компаниями-работодателями

Средний доход выпускников оцениваемых рейтингом направлений

Оценка студентами и выпускниками качества прикладных знаний и навыков выпускников

Оценка студентами и выпускниками уровня преференций выпускников университета на рынке труда

Критерии рейтинга вузов в инженерно-технической сфере

Наименование

Вес

Условия для получения качественного образования (вес 40%)

Средневзвешенный конкурсный балл абитуриентов, зачисленных по конкурсу на очную форму обучения в вуз на оцениваемые направления (на бюджетной основе, в рамках целевого приема и с оплатой стоимости затрат на обучение физическими и юридическими лицами)

Доля студентов, принятых на основании участия/победы в олимпиаде, без других вступительных испытаний (на оцениваемые рейтингом направления)

Соотношение численности аспирантов к численности обучающихся по программам специалитета, бакалавриата и магистратуры (по оцениваемым направлениям)

Количество побед в крупных международных студенческих олимпиадах в оцениваемой рейтингом сфере

Количество массовых открытых онлайн-курсов по естественнонаучным и инженерным направлениям, доступных внешней по отношению к вузу аудитории

Количество образовательных программ в оцениваемых областях, прошедших профессионально-общественную аккредитацию в России и за рубежом

Доля студентов, обучающихся в вузе по оцениваемым рейтингом направлениям, от общего количества студентов в регионе, обучающихся по данным направлениям

Оценка представителями академических кругов уровня преподавания в рассматриваемой сфере

Уровень научно-исследовательской деятельности (вес 20%)

Объем бюджета, привлеченного на НИОКР в оцениваемых рейтингом областях в 2020 году, тыс. руб.

Количество научных публикаций в оцениваемой рейтингом области в 2016-2020 гг.

Научная продуктивность в оцениваемой рейтингом области: среднее количество публикаций с поправкой на масштаб

Средний уровень цитируемости публикаций 2016-2020 гг. в оцениваемой рейтингом области

Количество действительных российских патентов в естественно-математической и инженерно-технической областях на 2020 год

Количество действительных международных патентов в естественно-математической и инженерно-технической областях на 2020 год

Количество полученных в 2020 году российских свидетельств на программы ЭВМ

Оценка академическим научным сообществом уровня научно- исследовательской деятельности в рассматриваемой сфере

Уровень востребованности выпускников работодателями (вес 40%)

Доля студентов, зачисленных по результатам целевого приема на первый курс на очную форму обучения по программам подготовки бакалавров и специалистов, % (по оцениваемым рейтингом направлениям)

Доля студентов, обучающихся по оцениваемым специальностям и проходивших в 2019/2020 учебном году подготовку на базовых кафедрах или по программам корпоративной магистратуры, организованным совместно с компаниями-работодателями

Средний доход выпускников оцениваемых рейтингом направлений

Оценка студентами и выпускниками качества прикладных знаний и навыков выпускников

Оценка студентами и выпускниками уровня преференций выпускников университета на рынке труда

Оценка работодателями интенсивности сотрудничества вуза с работодателями

Источник

Оцените статью