Как отличить винительный падеж от родительного одушевленных имен существительных.
Винительный падеж обозначает, что предмет подвергается действию целиком,
что действие «переходит» на него или что он возникает либо уничтожается
в результате этого действия: рублю дерево, строю дом, встречаю брата и сестру,
пью чай, стираю бельё, видела героя, летчиков, космонавтов, копаю картофель.
Родительный падеж (в отличие от винительного) показывает, что действие
переходит не на весь предмет, а на его часть: выпил воды, взял сахару, купил
хлеба (т. е. не всю воду, не весь сахар, не весь хлеб) .
Этим же падежом обозначается предмет, от которого удаляются, которого лишаются (избежал опасности, удара, лишился руки) , или же предмет, наличие которого отрицается: не взял ружья, хлеба, нет книги, тетради.
При именах существительных широко распространен род. падеж.
Им может обозначаться целое, из которого берется часть (стакан воды, кусок пирога) ,
принадлежность предмета (платок сестры) , объект действия (пишу письмо) , признаки
предмета (человек слова, дела, день расставания) .
Винительный падеж при именах
существительных заменяется родительным падежом: ищу книгу — поиски книги, жду
брата — ожидание брата, копаю картофель — копка картофеля.
Отвечают на разные вопросы и имеют рaзные вспомогательные слова.
Родительный — нет кого? чего? — стола, мамы, земли, мыши.
Винительный — вижу кого? что? — стол, маму, землю, мышь. Кoгда определяете падеж существительного в тексте, задавайте обязательно оба вопроса (к одушевлённому и к неодушевлённому) .
Родительный совпадает в одушевлённом вопросе с винительным,
а винительный в неодушевлённом вопросе совпадает с именительным.
Увидеть (кого? что? ) медведя, — вин.
берлога (кого? чего? чья? ) медведя,
пение соловья ,(кого? чего? чьё? ) — род.
слушать соловья, (кого? что? ) — вин.
друга брата (кого? чего? ) — род
сфотографировать (кого? что? ) брата (вин. ) друга (кого? чего? ) — род. ,
положить (кого? что? ) тетрадь (вин. ) на (на кого? на что? ) стол, -вин.
поймать зайца (кого? что?) — вин. ,
испугать зайца, (кого? что? ) вин.
погладить бельё, ( кого? что?) — вин.
помыть пол. (кого? что?) — вин.
Вопрос, насколько я понимаю, состоит в том, как отличить родительный падеж от винительного когда слово в обоих падежах одинаково пишется и отвечает на один и тот же вопрос.
Я не люблю (кого? ) кошек.
В нашем доме нет (кого? ) кошек.
Попробуйте заменить слово «кошек» каким-нибудь другим, неодушевлённым. Тогда они будут отвечать на разные вопросы:
Я не люблю (что? ) манную кашу.
В нашем доме нет (чего? ) манной каши.
Становится очевидным, что в первом предложении падеж винительный, во втором — родительный. Соответственно, и слово «кошек» стоит в тех же предложениях в тех же падежах, поскольку от замены существительного грамматическая структура предложения не изменится.
Вот, например, как эта методика действует в вашем примере
Увидеть манную кашу (B)
берлога манной каши (Р)
пение манной каши (Р)
слушать манную кашу (B)
сфотографировать манную кашу (B) манной каши (Р)
положить манную кашу (B) на манную кашу (B)
поймать манную кашу (B)
испугать манную кашу (B)
погладить манную кашу (B)
помыть манную кашу (B)
Источник
Урок по теме «Именительный и винительный падежи имен существительных»
Задачи урока:
- познакомить учеников с особенностями существительных в именительном и винительном падежах;
- формировать умение различать именительный и винительный падежи у существительных;
- развивать умение сравнивать, анализировать, обобщать, делать выводы;
- развивать познавательную активность, повышать степень самостоятельности и инициативности учащихся;
- воспитывать чувство взаимопомощи.
Оборудование: компьютер, тесты, карточки.
1. Орг. момент, создание эмоционального настроя.
Мы сегодня снова будем наблюдать,
Выводы делать и рассуждать.
А чтобы урок пошел каждому впрок,
Активно в работу включайся, дружок!
2. Постановка учебной задачи.
— Вчера в автобусе я слышала разговор двух мальчиков. Они возвращались из школы и обсуждали домашнее задание. Спор вызвала загадка, в которой надо было определить падеж имен существительных. А загадка такая: “В золотой клубочек спрятался дубочек”. Один из мальчиков рассуждал так: “Клубочек – кто? что? Именительный падеж”. А другой мальчик говорил: “кого? что? Это винительный падеж” Интересно, кто же из них прав? Это нам и предстоит выяснить сегодня на уроке.
— Тема нашего урока: “Именительный и винительный падежи имен существительных”.
3. Решение учебной задачи.
Но, чтобы нам это сделать, нам надо вспомнить некоторые правила.
- Что такое склонение?
- Сколько падежей в русском языке?
- Перечислите их вместе с вопросами.
- Что надо сделать, чтобы определить падеж существительных.
- Есть ли среди вопросов падежей такие, которые повторяются? Назовите их.
- Дети, давайте вспомним загадку, которая вызвала спор мальчиков.
— Прежде чем записать нашу загадку в тетрадях, назовем орфограммы, которые встретились в ней. Вспомним правила. (Правописание предлогов, безударных гласных в корне слов, правописание суффиксов -ек, -ик)
Письмо с комментированием
— Что мы знаем об именительном падеже?
— Можем ли мы определить падеж только по вопросу? (Нет, они похожи)
— Есть ли в этом предложении предлоги?
— К какому слову они относятся?
— Давайте найдем и подчеркнем основу предложения.
— В каком падеже стоит существительное:
- дубочек? (в именительном падеже);
- в клубочек? (в винительном падеже).
— Что помогло нам определить падеж (синтаксическая роль слов, вопросы, предлоги).
— Какой вывод можно сделать?
— А какая же отгадка у этой загадки? (Жёлудь)
4. Первичное усвоение знаний.
— Перед вами предложение: “Зима принесла стужу и мороз”. Запишите его. Выделите грамматическую основу предложения.
— На каком месте стоит имя существительное, употреблённое в именительном падеже? Каким членом предложения оно является?
— Докажите, почему вы так считаете.
— Есть ли в этом предложении ещё имена существительные?
— В каком падеже они стоят?
— Могут ли оба существительных стоять в одном и том же падеже?
— Как называется это явление? Докажите.
5. Закрепление полученных знаний.
А) Упражнение № 1 (устно) (задание на карточках и дублируется на презентации).
Задание выполняется по вариантам:
1 вариант — Найдите и укажите номера тех предложений, в которых сначала стоят имена существительные, находящиеся в винительном падеже.
2 вариант — Найдите и укажите номера тех предложений, в которых сначала стоят имена существительные, находящиеся в именительном падеже.
Проверка проводится с помощью компьютера.
2. На опушку выбежал олень.
3. Птицы вьют гнёзда.
4. На юг улетают перелётные птицы.
5. На дерево вспорхнула птица.
6. Гроза освежила воздух.
7. Листья пожирают гусеницы.
8. Плющ обвивает беседку.
Б) Упражнение № 2 (письменно, задание на карточках и дублируется на презентации).
Друг написал письмо. Свеча освещала комнату. Туча закрыла всё небо. Ветеринар лечил кошку. Прямо на судно шёл смерч.
После взаимопроверки дети сравнивают ответы с ответами на презентации.
— А сейчас, ребята, мы с вами немного поиграем. Давайте выйдем из-за парт и выполним физические упражнения. Если услышите имя существительное, стоящее в именительном падеже, вам надо присесть, если же имя существительное будет стоять в винительном падеже, то вам необходимо встать на носки и потянуться. Итак, приступаем: на поляну, мяч, в омут, солнце, на дачу, задача, красота, впереди, на краю, библиотека, интересно.
— Все ли слова мы использовали для выполнения упражнений? Почему? Ответ обоснуйте.
— Какими правилами вы пользовались при определении падежей?
7. Работа с учебником (с.154 упр.82).
8. Домашнее задание (учитель объясняет выполнение).
9. Контроль знаний (выполнение теста на компьютере индивидуально каждым учащимся и проверка).
Задание: определи падеж выделенных имён существительных.
1 вариант
- Мы чтим память о тех, кто погиб в боях за Родину.
- В сердцах людей живёт память о погибших за Родину.
- Ребята играли в мяч.
- В нашей стране ценится любой труд.
- Люди нашей страны уважают труд.
- Мой дедушка получил медаль.
- Эта медаль бережно хранится в нашей семье.
- Серебряные паутинки щекочут лицо.
- Нежно ластится к ногам опавший лист.
2 вариант
- Лагерь находится на берегу озера.
- Вскоре мы увидели наш лагерь.
- В лагерь ведёт узкая тропинка.
- Труд украшает человека.
- Ветер погнал мяч по дорожке.
- Мяч летал высоко и удивительно легко прыгал.
- Осенний лес нагоняет лёгкую грусть.
- Меня манит в даль желтеющего леса.
- Ветер гонит опавшие листья по аллеям парка.
10. Рефлексия. Подведение итогов урока.
— Для чего мы проводили тест?
— Были ошибки при определении падежей?
— Что нам помогает при определении именительного и винительного падежей имен существительных?
— Какую задачу нужно поставить на следующий урок?
Источник
Русский язык. 3 класс
Конспект урока
Русский язык. 3 класс
Раздел. Имя существительное.
Тема. Винительный падеж.
Перечень вопросов, рассматриваемых в теме
Знать, что такое склонение имён существительных, определять падеж имени существительного, отличать винительный падеж имён существительных от именительного и родительного падежей, составлять предложение с именем существительным в винительном падеже.
Глоссарий по теме (перечень терминов и понятий, введенных на данном уроке)
Имена существительное в винительном падеже отвечает на вопросы кого? что?
Вместе с именем существительным в винительном падеже часто употребляются предлоги: через, про, на, за, под, о, во, в.
- В.П. Канакина, В.Г. Горецкий. Русский язык. 3 класс Учебник для общеобразовательных организаций. М.: Просвещение, 2017, с. 48 — 52.
- В.П. Канакина, Русский язык. 3 класс Рабочая тетрадь. Пособие для общеобразовательных организаций. М.: Просвещение, 2017.
- В.П. Канакина, Русский язык. 3 класс. Проверочные работы. М.: Просвещение, 2017.
- В.П. Канакина, Русский язык. 3 класс. Тетрадь учебных достижений. М.: Просвещение, 2017.
- в чём особенность винительного падежа имени существительного;
- отличать винительный падеж имени существительного от родительного и именительного падежей;
- приводить примеры существительных в винительном падеже.
Открытые электронные ресурсы по теме урока (при наличии)
Винительный падеж так назван потому, что объект действия, обозначенный существительным, является причиной, вызывающей само действие (читать книгу, шить платье, делать зарядку). Название падежу дано от слова «вина». Значение слов «причина» и «вина» в древнерусском и старославянских языках совпадали.
Существительные в винительном падеже отвечают на вопросы кого? что? и употребляются с предлогами через, про, на, за, под, о, во, в.
Добрый пёс на ветер не лает. Не лает (на что?) на ветер (В.п.).
Вопросы существительных в винительном падеже совпадают с вопросами существительных в именительном и родительном падеже.
Важно помнить, что имя существительное, которое отвечает на вопрос что?, является в предложении подлежащим, стоит в Именительном падеже.
Имя существительное, которое отвечает на вопрос что?, является второстепенным членом предложения, стоит в Винительном падеже.
(Что?) Равнину (В.п.) освещает (что?) солнце (И.п.).
Чтобы распознать родительный и винительный падеж одушевлённых имён существительных мужского рода, можно использовать приёмы замены этих существительных одушевлёнными существительными женского рода или неодушевлёнными именами существительными в тех же падежах.
Р.п. (нет) кого? малыша (девочки, лисы).
В.п. (вижу) кого? малыша (лису, стол).
В этих падежах у данных имён существительных окончания различаются.
Прочитайте слова. Напишите слова в винительном падеже.
Источник
Домашнее задание на тему Винительный падеж (4 Класс)
Уважаемые ученики и родители предлагаю по теме нашего занятия: «Формирование словоизменения существительных. Управление. Винительный падеж» вот такие шпаргалки:
В.п. (вижу) кого? малыша (лису, стол).
1. Прочитайте слова. Напишите слова в винительном падеже.
2. Выделите цветом имена существительные в винительном падеже.
Терпение и труд всё перетрут.
Люди нашей страны уважают труд.
Мой дедушка получил медаль.
Эта медаль бережно хранится в нашей семье.
Лагерь находится на берегу озера.
Вскоре мы увидели наш лагерь .
Ветер погнал мяч по дорожке.
Мяч летал высоко и удивительно легко прыгал.
Правильный вариант/варианты (или правильные комбинации вариантов):
Терпение и труд всё перетрут.
Люди нашей страны уважают труд.
Мой дедушка получил медаль.
Эта медаль бережно хранится в нашей семье.
Лагерь находится на берегу озера.
Вскоре мы увидели наш лагерь .
Ветер погнал мяч по дорожке.
Мяч летал высоко и удивительно легко прыгал.
Имя существительное, которое отвечает на вопрос что? и является в предложении подлежащим, стоит в именительном падеже.
Имя существительное, которое отвечает на вопрос что? и является в предложении второстепенным членом, стоит в винительном падеже.
Номер материала: ДБ-1117668
- Свидетельство каждому участнику
- Скидка на курсы для всех участников
Не нашли то что искали?
Вам будут интересны эти курсы:
Оставьте свой комментарий
Подарочные сертификаты
Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.
Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.
Источник