- 5 лучших маршрутов для кругосветных путешествий на яхте
- Основные критерии при выборе маршрута
- Маршрут №1. На запад через Панамский канал
- Карта маршрута
- Маршрут №2. На запад через мыс Горн
- Карта маршрута
- Маршрут №3. На восток через Суэцкий канал
- Карта маршрута
- Маршрут №4. На восток по внутренним водным путям
- Карта маршрута
- Маршрут №5. На восток вдоль Африки через мыс Горн
- Карта маршрута
- Васко да Гама: человек, который открыл морской путь в Индию
- Эпоха Великих географических открытий
- Первое плавание в Индию
- Отплытие из Лиссабона
- Индия
- Второе плавание в Индию
- Третье плавание
5 лучших маршрутов для кругосветных путешествий на яхте
С каждым годом появляется все больше желающих не только увидеть далекие экзотические страны, но и сделать это необычным способом. Например, обойти вокруг света на яхте!
Еще несколько десятилетий назад отправиться в подобное плавание могли разве что опытные морские волки или большие смельчаки. Сейчас же к кругосветному путешествию на яхте может присоединиться любой желающий. Всему необходимому обучат на месте, так что специальной морской и физической подготовки не требуется. Главное в этом путешествии — ваше желание и грамотно подобранный маршрут!
Основные критерии при выборе маршрута
При подготовке кругосветного плавания перед яхтсменами всегда встает вопрос: «Куда плыть?» По большому счету все морские пути делятся на 2 категории – идущие на запад или ведущие на восток. Считается, что на запад плыть легче и безопаснее — все благодаря постоянно дующим попутным океанским ветрам (пассатам и муссонам).
Второй вопрос, который неизменно возникает при планировании кругосветного путешествия, – какой переход между океанами выбрать? Основные пути из Атлантики в Тихий океан – Панамский канал, мыс Горн и Магелланов пролив на юге Аргентины. Из Атлантического в Индийский океан можно попасть через Суэцкий канал, либо обогнуть Африку и пройти вдоль побережья ЮАР. Об особенностях прохождения каждого из этих переходов расскажем ниже.
Также отметим, что места стоянок яхт в рамках маршрутов указаны ориентировочно. Окончательный выбор за портом остается за капитаном и зависит не только от погодных условий, но и от стоимости стоянки и обслуживания судна, правовых и визовых вопросов и многих других нюансов.
Маршрут №1. На запад через Панамский канал
Начнем с самого легкого яхтенного маршрута в нашем ТОП‑5. Плыть в рамках него нужно на запад, а как мы уже знаем, это существенно облегчает задачу. Кроме того, здесь выбран самый безопасный переход из Атлантики в Тихий океан – Панамский канал.
В феврале в Тихом океане устанавливается «спокойное окно» и дуют попутные ветра на всем пути от Америки до Австралии. Ну а погода на Атлантике благоволит яхтсменам с декабря по май. Поэтому плавание по маршруту обещает быть приятным и безопасным. Кроме того, путешественники смогут насладиться теплой и мягкой погодой тропиков и посетить далекие и жаркие Гондурас, Полинезию, Индонезию и Индию.
Однако, любителям суровой нордической природы тоже есть, чем порадовать себя в плавании! Ведь первая часть маршрута пролегает через северные страны. Среди которых и знакомые всем Финляндия и Швеция, и экзотические Исландия и Гренландия, и далекая Канада. Поэтому маршрут просто идеален для желающих объединить в поездке самые интересные страны двух полушарий!
Карта маршрута
Выборг (Россия) – Хельсинки (Финляндия) – Стокгольм (Швеция) – Исландия – Гренландия – Канада – США – Гавана (Куба) – Гондурас – Панама – Полинезия – Индонезия – Индия – Турция – Выборг (Россия)
Маршрут №2. На запад через мыс Горн
Еще один маршрут на запад может ошибочно показаться легким. На самом деле, это один из самых сложных маршрутов нашего ТОП‑5. Все потому, что переходить из Атлантики в Тихий океан придется, огибая мыс Горн – самую южную точку Америки. У профессиональных яхтсменов удачное прохождение мыса Горн приравнивается к подъему на Эверест!
Единственное время, когда такую авантюру можно благополучно провернуть, – январь. В остальные месяцы все время дуют сильнейшие встречные ветра. Но даже в январе отважившихся на такой маршрут ждет много приключений. Начнутся они сразу у берегов Бразилии. Во-первых, в любое время года вдоль восточного побережья Южной Америки нередки шторма. Во-вторых, зазевавшиеся яхтсмены рискуют задержаться на юге материка на целый год, оставаясь на замерзшей во льдах яхте! И в качестве вишенки на приключенческом торте — вдоль побережья Аргентины встречается крайне мало морских портов. Не удивляйтесь, если до следующего места стоянки придется плыть 400 миль (около 650 км). Поэтому мореплаватели вынуждены проходить этот отрезок пути с максимальным запасом топлива и провианта.
Но тех, кто решился на это путешествие, природа Южной Америки вознаградит в полной мере! Вас ждут чудесные пейзажи Огненной земли, огромные белоснежные айсберги, дрейфующие в бесконечных океанских просторах, а также стаи китов, сопровождающие яхту в пути.
Карта маршрута
Выборг (Россия) – Франция – Канарские о‑ва (Испания) – о‑ва Зеленого Мыса (Кабо-Верде) – Рио-де-Жанейро (Бразилия) – Буэнос-Айрес (Аргентина) – мыс Горн – Австралия – Таиланд – Индия – Египет – Выборг (Россия)
Маршрут №3. На восток через Суэцкий канал
Перейдем к маршрутам, идущим в противоположную сторону, – на восток. Основная сложность таких плаваний – встречные ветра в экваториальных широтах, которые дуют во всех океанах месяцы напролет. В остальном маршрут остается достаточно простым, приятным и безопасным.
Большая часть пути проходит по главным курортным странам мира. Только представьте – Канары, Тунис, Египет, Таиланд и Полинезия! Какая еще туристическая программа сможет объединить в себя такое количество лучших курортов мира? К тому же в пути удастся пройти сразу два знаменитых судоходных канала – Панамский и Суэцкий. Переходы по ним настолько просты, а окружающий пейзаж так живописен, что эту часть плавания можно смело отнести к экскурсионной программе.
Карта маршрута
Выборг (Россия) – Франция – Канарские о‑ва (Испания) – Тунис – Египет – Индия – Таиланд – Австралия – Новая Зеландия – Полинезия – Панама – Дания – Выборг (Россия)
Маршрут №4. На восток по внутренним водным путям
Представьте себе, что из Балтики можно пройти до самого Средиземного моря, при этом ни разу не выходя в Атлантический океан! Такое путешествие достаточно просто организовать, пользуясь внутренними водными путями России. Конечно, доступен маршрут только для яхт, круизное судно здесь просто не пройдет! Кроме того, плавание идеально подойдет яхтсменам без многократного Шенгена в паспорте. Хотя на обратном пути все-таки придется зайти в Европу.
Итак, отправляясь в кругосветное путешествие по маршруту №4 вы не только пройдете крупнейшие российские озера – Онежское и Ладожское, но и увидите всю европейскую часть страны – почти от самого севера и до самого юга. Ну, а после прохождения легендарного Суэцкого канала начнется настоящая тропическая сказка – Индия, Таиланд, Новая Зеландия и Полинезия. В завершении пути вас ждет еще один знаменитый судоходный канал – Панамский! Ну и по дороге в родную Балтику, по плану пополнить запасы в портах северной Европы.
Карта маршрута
Выборг (Россия) – Ладожское озеро – Онежское озеро – Чёрное море – Черногория – Турция – Индия – Таиланд – Австралия – Новая Зеландия – Полинезия – Панама – Дания – Выборг (Россия)
Маршрут №5. На восток вдоль Африки через мыс Горн
Напоследок самый сложный маршрут в нашем ТОП‑5. С одной стороны, в него собраны тяжелейшие морские переходы, с другой — список стран, которые удастся посетить во время плавания, завораживает! Канары и Сейшелы, Южная Африка и Мадагаскар, Аргентина и Новая Зеландия – на их фоне даже любимые тысячами путешественников Индия, Таиланд и Франция кажутся лишь заурядными остановками в пути.
Однако, чтобы увидеть всю эту красоту, придется изрядно потрудится! Ведь плыть, согласно маршруту, нужно на восток. Да еще и переход из Тихого океана в Атлантический проходит вокруг мыса Горн. Но если шторма, сильные встречные ветры и тяжелые погодные условия вам не страшны, кругосветное путешествие по такому маршруту вознаградит впечатлениями на всю оставшуюся жизнь! В пути вы встретите огромные айсберги, стаи китов и колонии пингвинов, увидите экзотические и еще не исхоженные туристами места и, конечно, посетите известнейшие порты мира.
Карта маршрута
Выборг (Россия) – Франция – Канарские о‑ва (Испания) – ЮАР – Мадагаскар – Сейшельские о‑ва – Индия – Таиланд – Австралия – Новая Зеландия – мыс Горн – Аргентина – Канарские острова – Франция – Выборг (Россия)
Источник
Васко да Гама: человек, который открыл морской путь в Индию
Открытие морского пути в Индию Васко да Гамой пришлось на эпоху Великих географических открытий 15-17 веков.
Эпоха Великих географических открытий
В 15−17 века Европа постепенно узнавала о Новом свете благодаря плаваниям Христофора Колумба и Фернана Магеллана. Оба стремились в Индию, богатую драгоценными камнями, пряностями и золотом. Путь по суше был долг и тяжел, поэтому такие страны, как Испания и Португалия, имевшие выгодное географическое положение, пытались найти морскую дорогу.
Первое плавание в Индию
Португалия был в то время в стороне от главных торговых маршрутов. Экспорт был невелик, а ценные товары Востока приходилось покупать по очень высоким ценам.
В 1488 году Бартоломеу Диаш открыл мыс Доброй Надежды, обогнул Африку и вышел в Индийский океан. После этого ему пришлось повернуть обратно, так как матросы требовали возвращения в Португалию из-за нехватки продовольствия. Основываясь на открытиях Диаша, король Жуан II задумал новую экспедицию. Однако подготовка к ней затянулась до 1495 года.
Начальником новой экспедиции стал Васко да Гама, которому на тот момент было 28 лет. Он родился в приморском португальском городке Синиш и принадлежал к старинному аристократическому роду. Его отец Эштеван был известным путешественником.
В распоряжении да Гамы были тяжелые корабли «Сан-Габриэл» и «Сан-Рафаэл», легкое быстроходное судно «Берриу», а также транспортное судно с припасами. Экипаж всех судов достигал 140−170 человек. 8 июля 1497 года флотилия вышла из Лиссабона.
Отплытие из Лиссабона
Суда прошли мимо Канарских островов, разделились из-за тумана, но собрались, условившись ранее, у островов Зеленого Мыса. Дальнейший путь затруднили встречные ветры.
В начале ноября они встали у острова Святой Елены, чтобы починить корабли. Португальцы вступили в конфликт с местным населением, который вылился в вооруженное столкновение. И хотя обошлось без больших потерь, Васко да Гама был ранен стрелой в ногу.
Далее путешественников ожидал многодневный шторм, из-за которого флотилия не могла добраться до мыса Доброй Надежды, но Васко да Гама повернул к юго-западу и, немного не дойдя до Бразилии, благодаря попутному ветру сумел наиболее удобным путем дойти до мыса. В конце ноября флотилия обогнула мыс и вышла в незнакомые воды.
На Рождество корабли вошли в бухту, которую назвали Гаванью Рождества (порт Наталь). В конце января 1498 года экспедиция достигла устья реки Замбези, где пробыла около месяца, ремонтируя корабли.
Двинувшись дальше вдоль восточного побережья Африки, в начале марта португальцы достигли Мозамбика. Здесь начинались территории, которые контролировали арабы. Переводчиков у Васко да Гама хватало, так что дальнейшее плавание проходило уже по вполне понятному для португальцев маршруту: им были известны расстояния, основные порты, в которых надо было остановиться. Хронисты отмечают, что у португальцев было много конфликтов. Причина этому — религия и бесцеремонное поведение Васко да Гамы.
Индия
В богатом сомалийском городе Мелинда да Гама сумел договориться с шейхом, и тот предоставил ему лоцмана. С его помощью экспедиция в мае 1498 года добралась до Индии. Корабли остановились у города Каликут (Кожикоде), где была достаточно благоприятная обстановка для торговцев из различных стран: здесь сложилось общество людей с разными этническими признаками и религиями. Местный правитель радушно принял посла португальского капитана. Однако да Гама отослал правителю подарки, которые не имели никакой ценности, что, безусловно, сыграло против экспедиции.
Прибытие португальцев в Каликут. Источник: wikipedia.org
Тем временем мусульманские купцы настраивали горожан против португальцев. Правитель не дал Васко да Гама разрешения на основание фактории. Тем не менее португальцы простояли в Каликуте около трех месяцев. Васко да Гама понимал, что Каликут — самая большая торговая точка, и они не найдут товаров дешевле в других портах.
В середине августа, перед отъездом, да Гама потребовал возвращения товаров, которые португальцы не сумели продать. Также он попросил отправить португальскому королю встречные дары — четыре центнера гвоздики и корицы. В ответ правитель Каликута арестовал товары до момента выплаты таможенных пошлин. Сами португальцы тоже считались задержанными. В свою очередь, Васко да Гама взял в заложники нескольких знатных каликутцев. Когда португальцы и часть товаров были возвращены, да Гама отправил на берег половину заложников, а остальных взял с собой. 30 августа эскадра отправилась в обратный путь.
Дорога была не из легких. На корабли Васко да Гамы нападали пираты, их преследовала эскадра из Каликута: португальцам приходилось сражаться. Моряки болели цингой.
2 января 1499 года матросы да Гамы увидели сомалийский порт Могадишо. Корабли вынуждены были остановиться, так как болеющие матросы нуждались в свежих продуктах. В сентябре 1499 года Васко да Гама вернулся на родину героем, хоть и потерял два корабля и две трети экипажа, включая любимого брата Паулу. В качестве вознаграждения Васко да Гама получил титул дона и денежное вознаграждение.
Второе плавание в Индию
После открытия морского пути в Индию португальское королевство стало организовывать туда ежегодные экспедиции. В 1500 году ее возглавил Педру Алвариш Кабрал. Ему удалось заключить торговый договор с Каликутом и основать там торговую факторию. Но из-за конфликта с арабскими купцами Кабрал был вынужден покинуть город.
Начальником следующей большой экспедиции был назначен Васко да Гама. Он должен был устранить арабов с рынка и занять лидирующие позиции любыми способами, даже если это повлечет за собой вооруженные столкновения. Часть флотилии оставила Португалию в феврале 1502 года. За экватором да Гама, вероятно, с целью разведки пошел, не удаляясь далеко от суши, вдоль берегов Аравии и Северо-Западной Индии до Камбейского залива, а оттуда повернул на юг.
У Каннанура корабли Гамы напали на арабское судно, идущее из Джидды (гавань Мекки) в Каликут с ценным грузом и 400 пассажирами, главным образом паломниками. Разграбив судно, да Гама приказал матросам запереть в трюме команду и пассажиров, среди которых было много стариков, женщин и детей, а бомбардирам — поджечь судно.
Заключив союз с правителем Каннанура, да Гама в конце октября двинул флотилию против Каликута. Начал он с того, что повесил на реях 38 рыбаков, предлагавших португальцам рыбу, и бомбардировал город. Ночью он приказал сложить тела в лодку. Судно с письмом, в котором говорилось, что такова будет судьба всех граждан, если они будут сопротивляться, была отправлена в город. На следующий день да Гама опять бомбардировал город, разграбил и сжег подходившее к нему грузовое судно. Оставив семь кораблей для блокады Каликута, он отослал в Каннанур за пряностями два других судна, а с остальными пошел за тем же грузом в Кочин. Было принято решение оставить все артиллерийские орудия в Каннануре, благодаря чему освободилось место для дополнительных партий пряностей. В Кочине была основана еще одна фактория, что было большим успехом для португальцев.
После двух «победоносных» стычек у Каликута с арабскими судами Васко да Гама в феврале 1503 года повел корабли обратно в Португалию, куда и прибыл в октябре с грузом пряностей огромной ценности. После этого успеха пенсия и другие доходы да Гамы были значительно увеличены, позднее он получил графский титул.
Третье плавание
В 1505 году король Мануэл I, по совету Васко да Гамы, учредил должность вице-короля Индии. Сменявшие друг друга Франсишку ди Алмейда и Аффонсу ди Албукерки жестокими мерами укрепляли власть Португалии на индийской земле. Однако после смерти ди Албукерки в 1515 году его преемники стали намного хуже справляться со своими задачами.
Король Португалии Жуан III решил назначить вторым вице-королем 54-летнего Васко да Гаму. В апреле 1524 года адмирал отплыл из Португалии. Его сопровождали двое сыновей — Эштеван и Паулу.
В Индии да Гама принял меры против злоупотреблений колониальной администрации. Его целью было уничтожение нелегальной торговли и прекращение кровавых распрей между португальскими дворянами. Васко да Гама был целеустремленным, неутомим и строгим, но возраст давал о себе знать: он сильно болел, и ему не помогали никакие лекарства. 24 декабря 1524 года Васко да Гама умер от малярии в Кочине.
Источник