Туристские маршруты и их типы
Наряду с пространственными существуют и линейные формы организации туризма. К ним относятся туристские маршруты. В любом случае путешествия (пребывания, поездки, туры) проводят по заранее выбранным маршрутам, и они имеют определенную продолжительность и цель. По мнению М.Б. Биржакова,«туристский маршрут есть географически определенная, привязанная к данной местности и особенным объектам и описанная с различной степенью детальности трасса похода, путешествия».
Часто туристский маршрут определяют как заранее спланированную трассу передвижения туристов в течение определенного периода времени с целью получения предусмотренных программой обслуживания и дополнительных туристско-экскурсионных услуг. Туристские маршруты ― один из основных видов обслуживания, предоставляемых туристам. Туристско-экскурсионные организации заранее разрабатывают маршруты, включая в них определенный комплекс услуг (питание, проживание, экскурсии, спортивные и досуговые мероприятия и т.д.).
Маршрут есть путь следования туриста, обозначенный перечнем всех географических пунктов и мест, последовательно посещаемых им во время путешествия, с указанием видов транспорта, используемых туристом для передвижения между пунктами остановок (пребываний) на маршруте. Исходной и конечной точками маршрута служат пункты начала и окончания путешествия. Начало маршрута ― место оказания туристу первой туристской услуги, оговоренной в договоре, а конец маршрута ― место оказания последней туристской услуги.
В зависимости от перемещения по пути следования на маршруте различаются линейные, кольцевые, радиальные и комбинированные типы маршрутов (рис. 3.3.).
Рис. 3.3. Типы туристских маршрутов
(А–линейный тип маршрута; Б – кольцевой тип маршрута;В – радиальный тип маршрута;Г – комбинированный тип маршрута; Н – начальная точка маршрута;К – конечная точка маршрута;ПП 1–4 – промежуточные точки маршрута)
Линейный маршрут― путь следования, начало и окончание которого происходят в разных географических пунктах пребывания. Вместе с тем, это наиболее распространенная разновидность туристского маршрута. Турист пребывает в дестинации в течение 7―10 дней и более, совершая однодневные экскурсии из места своего пребывания. После отдыха турист возвращается в место постоянного проживания.
Возможен также и вариант радиальных перемещений. Радиальный маршрут ―путь следования, начало и окончание которого происходят в одном географическом пункте пребывания, располагаясь в нем турист совершает путешествия в другие пункты пребывания, возвращаясь при этом в пункт начала путешествия. К примеру, туристы из Саратова приехали в Москву и после двухдневного пребывания в столице России, оставив за собой места в гостинице, совершили двухдневные выезды в Смоленск, Ростов-Великий и Владимир.
Кольцевой маршрут― путь следования, началои окончание которого происходят в одном географическом пункте пребывания, например тур «Америка» (Нью-Йорк ― Вашингтон ― Атлантик-Сити ― Филадельфия ― Нью-Йорк) или тур «Золотое кольцо России» (Москва ― Сергиев Посад ― Ростов-Великий ― Ярославль ― Кострома ― Иваново ― Суздаль ― Владимир ― Москва).
При этом место прибытия в страну или местность может быть:
§ неизменным, когда туристы, прибывая в страну, проходят только через 1―2 транзитных пункта ― города (для России такими «шлюзами» считаются Москва и Санкт-Петербург, для США ― Лос-Анджелес и Нью-Йорк);
§ отличным от места прибытия, когда туристы прибывают в один город, а вылетают домой из другого города (например, турист начинает тур по США из аэропорта Нью-Йорка на востоке страны, а заканчивает его, улетая домой из Лос-Анджелеса, находящегося на западе страны).
То есть в первом варианте путешествие по стране неизменно начинается и заканчивается в одном и том же пункте, а во втором ― турист прибывает в один туристский центр, а уезжает домой из другого (так называемые кроссинг-туры).
Комбинированный маршрут―путь следования, который содержит все элементы линейного, кольцевого и радиального маршрутов в той или иной комбинации. К примеру, можно совершить тур «Золотое кольцо России» в комбинации с посещением не входящих в туристский маршрут старинных городов России ― Смоленска, Твери, Нижнего Новгорода и других.
По сезонности действиятуристские маршруты подразделяются на: круглогодичные, к которым относятся все виды маршрутов путешествий при круглогодичном графике их действия, и сезонные, функционирующие в течение какого-либо сезона или сезонов. По продолжительности путешествия маршруты подразделяются на многодневные (отпускные) и маршруты выходного дня.
Классификация туристских маршрутов по принадлежности транспорта: туры на собственном транспорте, принадлежащем транспортным хозяйствам турфирм; туры на арендованном специализированном транспорте, принадлежащем транспортным организациям, который турфирмы используют на правах аренды на определенный срок; туры на транспорте общего пользования ― на графиковом пассажирском транспорте, где туристов перевозят на правах пассажиров; специальные туры на личном транспорте туристов ― для владельцев личных автомашин, с предоставлением всех видов услуг по маршруту, кроме проезда.
По видам используемого транспорта туристские маршруты подразделяются на теплоходные, авиационные, автобусные, железнодорожные и комбинированные:
§ теплоходные маршруты ― на теплоходах речных и морских пароходств; морские: круизные ― более суток, экскурсионно-прогулочные ― не более суток; речные: туристско-экскурсионные рейсы ― более суток; экскурсионно-прогулочные ― не более суток;
§ авиационные туры: групповые ― с использованием части мест в самолетах пассажирских авиалиний; спецавиарейсы ― полная аренда самолета для специальных туристских перевозок;
§ автобусные рейсы: туристско-экскурсионные ― с предоставлением проживания и питания, различного обслуживания, прогулочные ― без обслуживания, может использоваться городской транспорт;
§ железнодорожные туры: групповые путешествия с использованием части мест в графиковых поездах; специальные ― арендованные составы с использованием мест в вагонах, как базы размещения на данном маршруте;
§ комбинированные туры ― путешествия с использованием двух и более видов транспорта.
3.3. Туристские центры и дестинации[24]
Знание туристских центров и туристских территорий ― одно из главных требований, предъявляемых к менеджеру туристского бизнеса. Есть специальная учебная дисциплина «география туризма», задача которой ― дать объективные и необходимые менеджерам туризма знания о размещении туристско-рекреационных ресурсов, типологии (классификации), группировке туристских районов и центров, для того чтобы в дальнейшем этот потенциал был востребован.
Подходы к проблеме изучения туристских центров могут быть разными. Наиболее распространенный и традиционный предполагает объективную заданность рекреационного потенциала,то есть наличие определенного ресурса, либо наследия, присущего данной местности, благодаря которым к ней и возникает интерес, вызывающий, в свою очередь, туристские потоки из других мест.
Другой подход, напротив, основан на том, что туристские потоки вызваныне наличием рекреационного ресурса, а информированностью о нем. Для того чтобы понять, что это действительно так, достаточно посмотреть туристские каталоги ведущих туроператоров мира. Например, каталоги немецкой фирмы «TUI» содержат 21 страницу информации по Лихтенштейну и всего 11 страниц ― по России. Таким образом, истинное значение туристского центра может быть выявлено, если оценить уровень информированности людей о значимых объектах природы, культуры, истории, индустрии туризма этого центра.
Для точности дефиниций, характеризующих эти два подхода к проблеме изучения туристских центров, целесообразно ввести и два понятия: «центр туризма» и «туристский центр», которые отличаются друг от друга как объективное от субъективного. Если понятие «центр туризма» раскрывает ресурсную сторону местности, то понятие «туристский центр» наряду с теми же условиями показывает уровень информированности о нем туристов. Центр туризма ― город, местность или объект, где на базе туристско-рекреационных ресурсов создан комплекс туристско-экскурсионного обслуживания. Туристский центр ― местность, привлекающая туристов наличием туристско-рекреационных ресурсов, удобств транспортно-географического положения и доступной для туриста информации о нем.
В специальной литературе предлагается развернутая типология туристских центров в зависимости от того, какой цикл рекреационной деятельности может быть в них реализован: паломнический, культурно-исторический, курортный, приморский, альпийский, альпинистский, активно-оздоровительный, коммерческо-деловой, экологический, водный, фестивально-конгрессный, спортивный, охотничье-рыболовный, приключенческий, экзотический, этнографический, развлекательный. Исходя из этой типологии видно, что циклы рекреационной деятельности также могут быть комбинированными.
Типология туристских центров, с одной стороны, отражает большое разнообразие рекреационной деятельности туристов, за которой, в свою очередь, стоят различные потребности людей. С другой стороны, онасвязана с наличием культурного и природного наследия,рекреационных ресурсов в том или ином месте, без которых рекреационная деятельность не может быть реализована. Таким образом, и типология туристских центров соотносит объективную и субъективную стороны туризма, то есть наличие рекреационных ресурсов и рекреационную мотивацию населения. Этот диалектический феномен позволил И.В. Зорину выделить три группы факторов формирования туристских центров: генерирующие (связанные с потребностью), реализующие (связанные с ресурсами) и локализующие (связанные с информированностью населения).
Как показывает практика, именно локализующие информационные факторы в последние десятилетия оказывают максимальное воздействие на формирование географии туристских центров. Иначе чем объяснить столь быструю динамику развития мирового туризма, возникновение новых мировых туристских центров на периферии туристского пространства (Юго-Восточная Азия, Мексика, Океания, Турция). Поэтому информационно-локализующий аспект должен быть выбран как ведущий при характеристике и оценке туристских центров России.
В зарубежной и отечественной градостроительной литературе понятие «туристский центр» обычно связывают с системой расселения (городами, поселками либо специальными поселениями ― центрами обслуживания туристов). Более целесообразно связывать это понятие с любой географической местностью, представляющей известный интерес для путешествующих людей. Туристскими центрами могут быть: город, поселок, сельский населенный пункт, специальный центр обслуживания туристов, река, озеро, море (океан), горный массив, уникальные и типичные ландшафты, национальные парки, заповедники, заказники и т.д. Следовательно, туристскими центрами выступают как объекты, так и ландшафты разных уровней, что вызывает необходимость разработки соответствующей таксономии.
А.И. Зорин, оценивая потенциал туристских центров России, предлагает следующую шкалу оценки рекреационного потенциала территории (табл. 3.1.).
Источник
Туристский маршрут
Большая советская энциклопедия. — М.: Советская энциклопедия . 1969—1978 .
Смотреть что такое «Туристский маршрут» в других словарях:
Туристский маршрут — путь перемещения туристов, определяющий последовательное посещение исторических и природных памятников, а также других мест, например, мест остановок на привал. Маршрут может разрабатываться туристической компанией или самостоятельно туристами. В … Википедия
Туристский маршрут — 3.9 Туристский маршрут предварительно намеченный путь туристского похода (экскурсии, путешествия), характеризующийся определенным порядком перемещения туристов по географическим точкам. Источник: ГОСТ Р 50681 94: Туристско экскурсионное… … Словарь-справочник терминов нормативно-технической документации
туристский маршрут (трасса туристского похода) — 3.12 туристский маршрут (трасса туристского похода): маршрут следования туристов (экскурсантов), разработанный в соответствии с требованиями безопасности и включающий посещение различных исторических мест, культурных объектов, природных… … Словарь-справочник терминов нормативно-технической документации
Всесоюзный туристский маршрут № 30 — туристский маршрут Через горы к морю Характер путешествия поход Базовый лагерь Турбаза «Горная» Способ передвижения … Википедия
Всесоюзный туристский маршрут № 77 — туристский маршрут Горно Алтайский … Википедия
маршрут — 3.2 маршрут (route): Упорядоченные точки измерения вибрации машины. Источник … Словарь-справочник терминов нормативно-технической документации
Маршрут — У этого термина существуют и другие значения, см. Маршрут (значения). Маршрут (нем. Marschroute, от франц. marche ход, движение вперёд и route дорога, путь) направление движения объекта, относительно определённых географических ориентиров и… … Википедия
маршрут повышенной опасности — 3.28 маршрут повышенной опасности: Туристский маршрут по горной или труднопроходимой местности, спелеологическим, водным и другим объектам, связанным с повышенным риском причинения вреда жизни и здоровью туристов/экскурсантов и их имуществу.… … Словарь-справочник терминов нормативно-технической документации
туристский и туристический — Вопрос Скажите, пожалуйста, как различать значения паронимов «туристский» и «туристический»? «Туристическая» или «туристская» база, ботинки, палатка, маршрут. Прилагательное туристский образовано непосредственно от слова турист и имеет… … Словарь трудностей русского языка
Трек вокруг Аннапурны — туристский маршрут Трек вокруг Аннапурны … Википедия
Источник
Виды туристских маршрутов и их классификация
Формирование маршрутов, туров, экскурсионных программ, предоставление основных, дополнительных и сопутствующих услуг составляют технологию туристского обслуживания, т.е. это формирование конкретного туристского продукта для удовлетворения потребности в туристской услуге.
Туристский маршрут – географически определенная, привязанная к данной местности и особенным объектам и описанная с различной степенью детальности, трасса похода, путешествия, передвижения.
Краткое описание туристского маршрута или путешествия – кроки (иллюстрации, карты, схемы, текстовые описания объектов). Путевые заметки суть деятельности путешественника – краткие описания туристского маршрута или путешествия, составленные при совершении путешествий (или позднее) для собственного пользования на память или как руководство к действию при повторении данного маршрута, или для других туристов и путешественников, которые будут следовать этим же маршрутом или посещать данные объекты.
Туристские маршруты классифицируются по различным признакам.
По типам маршруты бывают:
• тематические – с преобладаем экскурсионного обслуживания и познавательной направленности;
• походные – маршруты с активными способами передвижения;
• физкультурно-оздоровительные – с преобладанием в программе спортивных и физкультурно-оздоровительных мероприятий;
• комбинированные – маршруты, сочетающие элементы всех перечисленных маршрутов.
По сезонности действия маршруты подразделяются на:
• круглогодичные (внесезонные);
• сезонные – функционирующие в определенный сезон (лыжные, водные, горные и т.д.)
По строению трассы маршруты в отношении географической привязки тура к местности подразделяются на:
• линейные – с посещением одного или нескольких пунктов (кроме начального), находящихся на трассе.
Туристский маршрут может быть линейным от места отправления до места назначения (пребывания в туристском центре), чаще всего турист по прибытию проживает в одном отеле, совершает экскурсионные и иные поездки в пределах данной местности. Такой маршрут удобен для туристов, которые не любят каждый день собирать и раскладывать свои чемоданы и рюкзаки, часто перемещаясь из одного отеля в другой;
• радиальные – (стационарные) с посещением одного пункта на маршруте. Возможен вариант радиальных перемещений из выбранного туристского центра или места размещения с экскурсионными целями, предусматривающими ночевки в посещаемых населенных пунктах и объектах с возвращением обратно. При этом на период поездок или экскурсий места в первоначальном туристском центре остаются за туристами;
• кольцевые (кроссинг-туры) – с совпадением точек начала и конца маршрута и посещением нескольких пунктов на маршруте. Другим вариантом может быть кольцевой маршрут по посещаемой местности или стране, причем место прибытия в страну или местность (условно аэропорт, станция железной дороги) может быть (а) неизменным, т.е. путешествие по стране началось и завершилось в одном и том же пункте, и (б) отличным от места прибытия в местность или страну. Последний вариант характерен для туров через страну, так называемых кроссинг-туров.
Могут быть и другие варианты организации туров. Все в целом определяет порядок бронирования перевозки туристов по маршруту тура.
По продолжительности маршруты бывают:
• многодневными (14-30 дней);
• несколько дней (1-3 дня) – маршруты выходного дня;
• несколько часов (экскурсии).
По виду транспорта на маршруте:
• собственный транспорт туристской фирмы;
• арендованный (зафрахтованный) транспорт у других организаций;
• личный транспорт туристов.
В зависимости от видов передвижения выделяются:
• пешеходные туристские маршруты или прогулки. Обычно протяженность маршрута составляет от 2 – 6 или даже до 20-50км;
• маршруты с передвижением на животных (лошадях, собаках, оленях). Весьма популярен конный туристский маршрут. Участники могут посетить труднодоступные для технических средств передвижения природные достопримечательности;
• железнодорожные туристские маршруты, в которых туристы знакомятся с различными местностями и районами в процессе поездки, при этом они проживают в купе комфортабельных вагонов, питаются в передвижных ресторанах. Основные этапы передвижения предусмотрены по ночам, а днем туристы посещают в туристских центрах местные достопримечательности, объекты, предусмотренные программой. Туры достигают продолжительности 14 дней и долее.
• Водные туристские маршруты. Самый распространенный – на лодках любых видов, яхтах или иных маломерных водных судах и плавсредствах по системе озер или рек. Это могут быть гребные или моторные лодки, плоты, а маршрут проходить через совершенно безлюдные районы и даже быть категорийным. Часть туристов предпочитает речное или морское путешествие на комфортабельном лайнере – речные и морские круизы.
• Воздушные перевозки. Наибольшую долю занимают воздушные перевозки на большие расстояния, в том числе и межконтинентальные через океаны. Именно с созданием крупных высокоскоростных и безопасных воздушных лайнеров для пассажирских перевозок резко интенсифицировались туристские потоки между континентами. Для туристских перевозок используются как рейсовые маршруты так и чартерные линии. Высока роль и местной авиации, многие маршруты в пределах стран с большой протяженностью территорий предусматривают перемещение именно на самолетах.
Малая авиация также участвует в туристских перевозках, особенно при доставке туристов на природные и иные труднодоступные для других средств перевозки объекты. Распространены услуги малой авиации для экскурсионных полетов над местностью туристского центра.
• Комбинированные перевозки. Многие туристские поездки предусматривают использование в туре нескольких различных видов транспорта. Основная перевозка на дальнее расстояние, если только таковая не является особым туром, чаще всего осуществляется воздушным транспортом. Туристы стремятся минимизировать время переезда на далекое расстояние к месту отдыха, и самолет является наиболее оперативным средством передвижения. Этап перевозки является вспомогательным элементом тура.
По содержанию маршрута:
• отдых на природе;
• отдых в горах;
• охота и рыбная ловля и др.
Естественно, возможны любые комбинации из различных вариантов туристских маршрутов.
Источник