Маршруты экскурсий как называются

Виды туристских маршрутов и их классификация

Формирование маршрутов, туров, экскурсионных программ, предоставление основных, дополнительных и сопутствующих услуг составляют технологию туристского обслуживания, т.е. это формирование конкретного туристского продукта для удовлетворения потребности в туристской услуге.

Туристский маршрут – географически определенная, привязанная к данной местности и особенным объектам и описанная с различной степенью детальности, трасса похода, путешествия, передвижения.

Краткое описание туристского маршрута или путешествия – кроки (иллюстрации, карты, схемы, текстовые описания объектов). Путевые заметки суть деятельности путешественника – краткие описания туристского маршрута или путешествия, составленные при совершении путешествий (или позднее) для собственного пользования на память или как руководство к действию при повторении данного маршрута, или для других туристов и путешественников, которые будут следовать этим же маршрутом или посещать данные объекты.

Туристские маршруты классифицируются по различным признакам.
По типам маршруты бывают:
• тематические – с преобладаем экскурсионного обслуживания и познавательной направленности;
• походные – маршруты с активными способами передвижения;
• физкультурно-оздоровительные – с преобладанием в программе спортивных и физкультурно-оздоровительных мероприятий;
• комбинированные – маршруты, сочетающие элементы всех перечисленных маршрутов.

По сезонности действия маршруты подразделяются на:
• круглогодичные (внесезонные);
• сезонные – функционирующие в определенный сезон (лыжные, водные, горные и т.д.)

По строению трассы маршруты в отношении географической привязки тура к местности подразделяются на:
• линейные – с посещением одного или нескольких пунктов (кроме начального), находящихся на трассе.

Туристский маршрут может быть линейным от места отправления до места назначения (пребывания в туристском центре), чаще всего турист по прибытию проживает в одном отеле, совершает экскурсионные и иные поездки в пределах данной местности. Такой маршрут удобен для туристов, которые не любят каждый день собирать и раскладывать свои чемоданы и рюкзаки, часто перемещаясь из одного отеля в другой;
• радиальные – (стационарные) с посещением одного пункта на маршруте. Возможен вариант радиальных перемещений из выбранного туристского центра или места размещения с экскурсионными целями, предусматривающими ночевки в посещаемых населенных пунктах и объектах с возвращением обратно. При этом на период поездок или экскурсий места в первоначальном туристском центре остаются за туристами;
• кольцевые (кроссинг-туры) – с совпадением точек начала и конца маршрута и посещением нескольких пунктов на маршруте. Другим вариантом может быть кольцевой маршрут по посещаемой местности или стране, причем место прибытия в страну или местность (условно аэропорт, станция железной дороги) может быть (а) неизменным, т.е. путешествие по стране началось и завершилось в одном и том же пункте, и (б) отличным от места прибытия в местность или страну. Последний вариант характерен для туров через страну, так называемых кроссинг-туров.

Читайте также:  Путешествие по африке рабочая тетрадь

Могут быть и другие варианты организации туров. Все в целом определяет порядок бронирования перевозки туристов по маршруту тура.
По продолжительности маршруты бывают:
• многодневными (14-30 дней);
• несколько дней (1-3 дня) – маршруты выходного дня;
• несколько часов (экскурсии).

По виду транспорта на маршруте:
• собственный транспорт туристской фирмы;
• арендованный (зафрахтованный) транспорт у других организаций;
• личный транспорт туристов.

В зависимости от видов передвижения выделяются:
• пешеходные туристские маршруты или прогулки. Обычно протяженность маршрута составляет от 2 – 6 или даже до 20-50км;
• маршруты с передвижением на животных (лошадях, собаках, оленях). Весьма популярен конный туристский маршрут. Участники могут посетить труднодоступные для технических средств передвижения природные достопримечательности;
• железнодорожные туристские маршруты, в которых туристы знакомятся с различными местностями и районами в процессе поездки, при этом они проживают в купе комфортабельных вагонов, питаются в передвижных ресторанах. Основные этапы передвижения предусмотрены по ночам, а днем туристы посещают в туристских центрах местные достопримечательности, объекты, предусмотренные программой. Туры достигают продолжительности 14 дней и долее.
• Водные туристские маршруты. Самый распространенный – на лодках любых видов, яхтах или иных маломерных водных судах и плавсредствах по системе озер или рек. Это могут быть гребные или моторные лодки, плоты, а маршрут проходить через совершенно безлюдные районы и даже быть категорийным. Часть туристов предпочитает речное или морское путешествие на комфортабельном лайнере – речные и морские круизы.
• Воздушные перевозки. Наибольшую долю занимают воздушные перевозки на большие расстояния, в том числе и межконтинентальные через океаны. Именно с созданием крупных высокоскоростных и безопасных воздушных лайнеров для пассажирских перевозок резко интенсифицировались туристские потоки между континентами. Для туристских перевозок используются как рейсовые маршруты так и чартерные линии. Высока роль и местной авиации, многие маршруты в пределах стран с большой протяженностью территорий предусматривают перемещение именно на самолетах.
Малая авиация также участвует в туристских перевозках, особенно при доставке туристов на природные и иные труднодоступные для других средств перевозки объекты. Распространены услуги малой авиации для экскурсионных полетов над местностью туристского центра.
• Комбинированные перевозки. Многие туристские поездки предусматривают использование в туре нескольких различных видов транспорта. Основная перевозка на дальнее расстояние, если только таковая не является особым туром, чаще всего осуществляется воздушным транспортом. Туристы стремятся минимизировать время переезда на далекое расстояние к месту отдыха, и самолет является наиболее оперативным средством передвижения. Этап перевозки является вспомогательным элементом тура.

По содержанию маршрута:
• отдых на природе;
• отдых в горах;
• охота и рыбная ловля и др.

Естественно, возможны любые комбинации из различных вариантов туристских маршрутов.

Источник

Маршрут экскурсии. Принципры составления маршрута

Маршрут экскурсии – это отлично обмысленный, более удачный путь следования экскурсионной группы, содействующий раскрытию темы.
Составление маршрута как бы обосновано темой экскурсии, местом расположения объектов, наличием путей для подъезда (подхода) и площадок для показа и осмотра объектов. И даже не надо и говорить о том, что экскурсионный, вообщем то, маршрут должен быть построен так, чтоб так сказать обеспечить показ объектов в, как большая часть из нас постоянно говорит, логической последовательности и сделать, как мы привыкли говорить, зрительную базу для раскрытия темы.
Существует несколько, как большая часть из нас постоянно говорит, главных композиционных принципов построения маршрута экскурсии: хронологический, тематический, тематико-хронологический, географический.

Важным этапом разработки экскурсии является составление маршрута. Он завершает работу по выявлению объектов.

Маршрут строится по следующим принципам: хронологический, тематический и комплексный (хронолого-тематический).

Маршрут экскурсии составляется в соответствии с ее общей композицией, которая обеспечивает целостность и логическую последовательность изложения материала. При группировке объектов, связанных с определенными подтемами экскурсии, учитывается также их удаленность, удобство подъезда и т. д.

Экскурсионный маршрут по городу должен быть компактным. При этом максимальный переезд от объекта к объекту по городу обычно не превышает 15-20 минут. При этом желательно чередование длинных и коротких интервалов.

Важным требованием к маршруту экскурсии является отсутствие повторных проездов по одной и той же магистрали или площади. Подобный проезд допускается лишь в виде исключения.

При составлении маршрута учитывается также эстетическая ценность застройки и ландшафта, расположенных по пути движения.

Примером, как мы с вами постоянно говорим, хронологического построения маршрута могут также служить экскурсии, посвященные жизни и деятельности выдающихся личностей, в каких экскурсантов знакомят поначалу с наиболее ранешними фактами биографии человека, а потом, стало быть, подают материал, придерживаясь, как мы привыкли говорить, хронологической канвы.

По, как заведено, тематическому принципу как раз строятся экскурсии, связанные с раскрытием, как все говорят, определенной темы в жизни городка (области), к примеру: «Омск научный», «Омск театральный» и т. п. Было бы плохо, если бы мы не отметили то, что хронологический принцип как бы быть может реализован снутри отдельных подтем экскурсии. Очень хочется подчеркнуть то, что в данном случае мы имеем дело с тематико-хронологическим комидиционным принципом, на базе которого строятся городские обзорные экскурсии.

В конце концов, географический принцип, в конце концов, подразумевает следование любым ориентирам на местности: «Любинский проспект», «Омск с борта теплохода».

Перечисленные композиционные принципы построения, как многие выражаются, экскурсионного маршрута изредка выступают в чистом виде, обычно, они комбинируются, проявляют себя на, как все говорят, различных участках экскурсии.

При разработке пути следования экскурсионной группы к нему предъявляются последующие неотклонимые требования:

1)маршрут должен быть составлен так, чтоб, как мы привыкли говорить, экскурсионные объекты не размещались очень близко друг к другу, не заслоняли один иной, не контрастировали вместе;

2)экскурсионный также маршрут должен быть малогабаритным, переезд либо переход меж объектами не должен, вообщем то, превосходить 10 – 15 минут, чтоб не нарушать непрерывность экскурсионного процесса;

3)на маршруте должны находиться, как заведено, обустроенные остановки, в том числе, как все знают, санитарные, и места парковки транспортных средств;

4)по пути следования экскурсионной группы должны наконец-то отсутствовать повторные проезды либо проходы по, как всем известно, одному и, как многие выражаются, тому же участку маршрута, так именуемые «петли»;

5)при составлении маршрута обязана, вообщем то, учитываться эстетическая ценность стройки и ландшафта, расположенных по пути движения группы.

К моменту проведения экскурсии, вместе с, как большая часть из нас постоянно говорит, главным маршрутам, целенаправлено также иметь несколько, как всем известно, запасных вариантов движения группы на вариант, как большая часть из нас постоянно говорит, вероятных непредвиденных ситуаций на дороге: транспортных «пробок», аварий, ремонтных работ.

При разработке, как люди привыкли выражаться, автобусного маршрута, в конце концов, следует управляться «Правилами дорожного движения», «Уставом авто транспорта», «Правилами перевозки пассажиров» и иными ведомственными нормативами. Необходимо подчеркнуть то, что разработка транспортного маршрута завершается расчетом километража и времени использования транспортного средства.Опосля того как маршрут составлен, проводится его объезд либо обход.

Методика подготовки экскурсии.

Создание новой экскурсии по любой теме — сложный процесс, требующий активного участия целого коллектива работников. Содержание будущей экскурсии, ее познавательная ценность находятся в прямой зависимости от знаний методистов и экскурсоводов, их компетентности, степени практического усвоения ими основ педагогики и психологии, умения выбрать наиболее эффективные способы и приемы влияния на аудиторию.Экскурсия — это результат двух важнейших процессов: ее подготовки и проведения. Они связаны между собой, взаимообусловлены. Невозможно обеспечить высокое качество проведения экскурсии при непродуманной подготовке.В работе по подготовке новой экскурсии можно выделить два основных направления:- разработка новой темы экскурсии (новой вообще или новой только для данного экскурсионного учреждения);- подготовка начинающего или уже работающего экскурсовода к проведению новой для него, но уже ранее разработанной и проводимой в данном учреждении экскурсии.
Первое направление — процесс создания новой для экскурсионного учреждения экскурсии.
Подготовка новой экскурсии поручается творческой группе. В ее состав включается от 3 до 7 человек, а в отдельных случаях и больше, в зависимости от сложности темы. В большинстве своем это работающие в учреждении экскурсоводы. Часто в качестве консультантов приглашаются специалисты различных отраслей — научные работники музеев, преподаватели вузов и средних школ и т. д.
Обычно каждому из участников творческой группы поручается разработка одного из разделов, одной из подтем экскурсии или одного или нескольких вопросов подтемы. В целях контроля за работой выбирается руководитель творческой группы.
Подготовка новой экскурсии проходит три основных ступени:
Предварительная работа — подбор материалов для будущей экскурсии, их изучение. Одновременно с этим происходит отбор объектов, на которых будет построена экскурсия.
Непосредственная разработка самой экскурсии : составление экскурсионного маршрута; обработку фактического материала; работу над содержанием экскурсии, ее основной частью, состоящей из нескольких основных вопросов; написание контрольного текста; работу над методикой проведения экскурсии; выбор наиболее эффективных методических приемов показа и рассказа во время проведения экскурсии; подготовку методической разработки новой экскурсии; написание экскурсоводами индивид текстов.
Закл-я ступень — прием (защита) экскурсии на маршруте. Утверждение новой экскурсии руководителем экскурсионного учр-я, допуск экскурсоводов, защитивших свою тему, до работы на маршруте.
В простейшем виде схема всех экскурсий независимо от темы, вида и формы проведения одинакова: вступление, основная часть, заключение.
Вступление, как правило, состоит из двух частей:

— организационной (знакомство с экскурсионной группой и инструктаж экскурсантов о правилах безопасности в пути и поведения на маршруте);

— информационной (краткое сообщение о теме, протяженности и продолжительности маршрута, времени отправления и прибытия назад, санитарных остановках и месте окончания экскурсии).

Основная часть строится на конкретных экскурсионных объектах, сочетании показа и рассказа. Ее содержание состоит из нескольких подтем, которые должны быть раскрыты на объектах и объединены темой. Кол-во подтем от 5 до 12. важным является подбор объектов раскрытия содержание темы экскурсии, в определенной дозировке по времени и в зависимости от значимости той или иной подтемы.

Заключение, не связано с экскурсионными объектами. Оно должно занимать по времени 5-7 минут и состоять из двух частей. Первая — итог основного содержания экскурсии, вывод по теме, реализующий цель экскурсии. Вторая — информация о других экскурсиях, которые могут расширить и углубить данную тему.

Очень важно, чтобы экскурсия была достаточно интересна, не перегружена ненужной информацией, , наилучше воспринималась любой категорией экскурсантов. тематика должна быть сориентирована на определенную категорию экскурсантов (взрослых или детей, молодежь, городских или сельских жителей, работников гуманитарных профессий, иностранцев и т. д.). Такой учет называется дифференцированным подходом к экскурсионному обслуживанию. Он должен учитывать не только интересы, но и цели потребителей. «этапы подготовки экскурсии«:

1. Определение цели и задач экскурсии.

3. Отбор литературы и составление библиографии.

4. Определение источников экскурсионного материала. Знакомство с экспозициями и фондами музеев по теме.

5. Отбор и изучение экскурсионных объектов.

6. Составление маршрута экскурсии.

7. Объезд или обход маршрута.

8. Подготовка контрольного текста экскурсии.

9. Комплектование «портфеля экскурсовода».

10. Определение методических приемов проведения экскурсии.

Источник

Оцените статью