- Тема 6. Материальная культура стран Западной Европы Нового времени.
- Материальная культура и ее развитие в Западной Европе
- Культура Средневековой Европы — основные достижения, особенности и итоги развития
- Основные черты
- Образование и литература
- Архитектурные памятники
- Изобразительное искусство
- Музыка и театр
- Романский стиль
- Готическая культура
Тема 6. Материальная культура стран Западной Европы Нового времени.
Содержание ДИСЦИПЛИНЫ
Тема 1. Введение в историю материальной культуры.
Понятие «культура», его многогранность.
Функции культуры. Материальная культура в структуре культуры.
Общие понятия и теоретические основы истории материальной культуры. Круг объектов, изучаемых в рамках дисциплины: орудия труда, предметы быта, оружие, одежда, строительная техника и архитектура и т. д.
Специфика памятников материальной культуры: соединение в них прикладной функции и духовного начала.
Тема 2. Материальная культура первобытного общества.
Периодизация. Становление человека как физического существа и первые формы организации человеческого общества.
Возникновение первых орудий труда, их развитие и совершенствование.
Появление форм производящего хозяйства: скотоводства и земледелия. Влияние различных типов хозяйственной деятельности на характер культуры в целом и на развитие материальной культуры в частности.
Первичные религиозные верования (тотемизм, анимизм, фетишизм, магия), и возникновение памятников, связанных с культом. Зарождение строительной деятельности.
Тема 3. Материальная культура древних цивилизаций.
Понятие «цивилизация». Хронология.
Древний Восток как колыбель человеческой цивилизации.
Роль природно – географического фактора в развитии древневосточных цивилизаций (Древний Египет, Месопотамия, Ассирия, Вавилон, Древний Китай, Древняя Индия и т. д.).
Хозяйственная деятельность и формирование орудий труда определенного типа.
Социальная дифференциация общества и формирование различных типов костюма. Развитие домашней утвари.
Оружие и военная техника. Строительное дело и архитектура. Возникновение и развитие письменности.
Тема 4. Материальная культура Античности.
Понятие «античный мир». Периодизация.
Формы хозяйственной деятельности и формирование орудий труда.
Развитие ремесла и торговли. Интенсификация торговых и культурных контактов с другими государствами и возникновение в связи с этим судоходства и судостроения.
Разнообразие предметов быта. Развитие костюма.
Строительное дело и архитектура в Древней Греции и вДревнем Риме.
Развитие оружия и военной техники.
Тема 5. Материальная культура стран Западной Европы в эпоху Средневековья и Возрождения.
Периодизация. Мировоззренческие установки эпохи Средневековья. Роль христианской церкви в духовной жизни общества. Формирование комплекса памятников материальной культуры, связанных с религиозным культом.
Монастыри как крупнейшие центры создания памятников материальной культуры, связанных с культом и как центры развития письменности.
Средневековый замок. Средневековый город. Интенсивное развитие ремесла. Быт. Костюм представителей различных сословий. Оружие.
Мировоззренческие установки эпохи Возрождения. Секуляризация культуры и влияние этого процесса на характер памятников материальной культуры.
Новации в костюме. Утверждение гражданской архитектуры.
Тема 6. Материальная культура стран Западной Европы Нового времени.
Просвещение, его роль в развитии европейской культуры Нового времени и влияние на сферу материального производства.
Переход к светскому мировоззрению. Утверждение научного познания и развитие комплекса памятников материальной культуры, связанных с образованием и научной деятельностью.
Европейский костюм периода Нового времени.
Новации в строительной технике и в архитектуре. Развитие оружия и военной техники.
Тема 7. Материальная культура Древней Руси.
Периодизация. География расселения древних славян и роль природно – географического фактора в утверждении системы хозяйствования.
Формирование орудий труда и домашней утвари древних славян.
Особенности создания одежды и украшений древних славян.
Тема 8. Материальная культура русского Средневековья.
Принятие христианства как государственной религии и влияние византийских традиций на уклад жизни и быт.
Заимствование византийского костюма в одежде русской аристократии. Появление азбуки и развитие письменности.
Предметная среда русского Средневековья.
Тема 9. Отечественная материальная культура Нового времени.
Ориентация на западноевропейский культурный опыт в сфере материального производства.
Коренное изменение уклада жизни по европейскому образцу в придворно–аристократической среде.
Введение европейского костюма. Предметная среда.
Развитие научного познания и появление комплекса памятников материальной культуры, связанных с образовательной и научной деятельностью.
Совершенствование оружия и военной техники. Интенсификация контактов с другими странами и развитие торгового и военного флота.
Источник
Материальная культура и ее развитие в Западной Европе
Развитие тех или иных регионов в Средние века отличалось неодинаковыми темпами и разной степенью приобщения к тем или иным видам деятельности. Скажем, народы кочевые, осевшие на ранее освоенных другими народами землях, впервые приобщались к земледелию. Качество их труда и результаты деятельности были намного ниже тех, которые были у коренных жителей. Процесс дезурбанизации (переселения народов из разрушенных городов в сельские местности) в период раннего Средневековья также означал для городских жителей переход к новым видам труда. Средневековье жило за счет натуральной формы хозяйствования — все необходимое производилось самими крестьянами, за исключением, пожалуй, изделий из железа. Практически повсеместно пахали либо впрягаясь в плуг, либо впрягая быков или даже коров, закрепляя лямки от плуга на рогах животных. С IX-X вв. впервые стали применять хомут, благодаря чему возможно стало запрягать лошадь. Но лошадей в крестьянских хозяйствах было ничтожно мало. Деревянная лопата, соха и другой инструмент сопровождают крестьян некоторых земель вплоть до XVIII в. Водяные мельницы были редкостью. Ветряные же появились лишь в XII в. Голод — постоянный спутник этого периода. Освоение бобовых культур означало появление белковой пищи для множества бедных крестьян. Каменное строительство. Средневековье характеризовалось развертыванием каменного строительства в период X-XII вв. и появлением первых артелей или цехов свободных каменщиков. Каменное строительство было следствием снижения волн переселений и возможностью стабильной жизни. Начался интенсивный рост городов. Города, заселяемые ремесленниками и торговцами, а также другим свободным людом, выкупают свои земли у феодалов. На их территориях начинают строить храмы, часовни, цеховые дома, дома для городских жителей. Строительство характеризовалось использованием новых технологий, когда камень стали резать, широко использовать приемы арочных перекрытий, витражей, украшения зданий и усовершенствования их конструкций (консолей, растяжек и др.). Поскольку земли было мало, городская застройка средневекового города отличалась большой плотностью, улицы были узкими. Дома росли вверх. Средневековый город был грязным — нечистоты зачастую выливали прямо на улицу. По этой причине постоянными спутниками жизни городов были эпидемии, уносившие жизни множества жителей. В эти века соборы и дворцы возводились несколькими поколениями строителей (соборы в Париже, Шартре, Амьене и др.).
Технический прогресс. Технический прогресс в Средние века имел, напримерв Европе, исключительно количественный характер (это касается и Китая, который, безусловно, в отношении изобретений стоял далеко впереди Европы). На пути любого усовершенствования стояли два официальных препятствия: церковь и цеховой устав. Первая запрещала новшества по идеологическим соображениям, вторые — по соображениям боязни конкуренции. Ремесленники в городах были распределены по цехам. Внецеховая организация до определенного срока была практически невозможна, т.к. цехи распределяли количество производимой продукции, материал, места для сбыта; определяли время продаж и количество товара для продажи; следили за качеством товара и за станками, на которых производилась продукция. Цеховой устав регламентировал как труд, так и свободное время, одежду, праздники и даже практику хорового пения в цеховом доме во время праздников. В среде ремесленников существовало поверье, согласно которому нельзя было расставаться с известными секретами мастерства и передавать их другим. Поэтому технологии, если и записывались, то шифрами, секреты ремесла передавались по наследству только близким, а иногда оставались загадкой для последующих поколений. Таков трактат Теофила Пресвитера, ювелира и металловеда, «О различных искусствах» (XI — начало XII вв.). Подмастерья и ученики должны были проводить в странствиях по несколько лет, чтобы собрать по крупицам профессиональные знания.
Торговля. Осуществлялась либо на обмен, либо на деньги. Деньги имели право чеканить крупные феодалы, лица, бравшие патент на чеканку. Монеты разных городов или местностей имели разный вес серебра, имели разную покупательную способность.
Отсутствие систематической торговли вызвало к жизни проведение ярмарок, которые приурочивались к религиозным праздникам. Местные рынки образовывались под стенами княжеского замка, крупные ярмарки — в городах, специализировавшихся на производстве той или иной продукции. Купцы, организованные в цехи, вели внутреннюю и внешнюю торговлю. Крупнейшей организацией, объединявшей купцов нескольких европейских государств, был Ганзейский союз. Время его зарождения не известно, но в 1300 г. в его состав входило 70 и более городов между Ливонией и Голландией. Они делились на четыре участка, во главе каждого участка стоял крупный город, имевший связи с более мелкими. Их число колебалось от 8 до 29. Так, Кельн имел связи с 29 городами, Брунсвик — с 14 и т.д. В городах имелись складские помещения, агенты, гостиницы, в которых могли останавливаться купцы. В Любеке хранился архив, собирались конгрессы каждые три года, на них принимались постановления, обязательные для всех членов Ганзейского союза. Восточные купцы создавали свои корпорации, которые открывали консульства на побережье Средиземного моря. Они ведали складами, фрахтованием судов, поиском товаров и т.п. Материально-культурному развитию в некоторой степени содействовали крестовые походы, в результате которых в Европу были завезены многие сорта растений, были заимствованы технические идеи.
Источник
Культура Средневековой Европы — основные достижения, особенности и итоги развития
Основные черты
В Средние века изменилось мировоззрение человека. На него повлияли христианские догмы, а также работы античных мастеров. Основные особенности средневековой культуры:
- символизм;
- обращенность к Богу;
- умозрительность;
- образ страдающего человека.
Религия занимала большое место в художественной культуре европейского Средневековья. Мастера считали, что искусство должно приближать человека к Богу. Архитектура, картины, скульптура считались знаковыми, они отражали сверхъестественные, демонические и духовные образы.
Все произведения искусства в Средневековье создавались таким образом, чтобы нести поучительный смысл. Они содержали мораль, отвлекали людей от повседневности. При этом был распространен образ скорбящего человека. Религиозные мастера часто изображали сюжеты мученичества. Это было присуще литературе, музыкальным произведениям, театральным спектаклям, живописи.
Образование и литература
В Западной Европе с XII века началось развитие художественной литературы. Произведения писали на латинском и национальных языках. Стали популярными несколько жанров:
- рыцарские романы и поэзия;
- героический эпос;
- басни;
- стихотворения трубадуров;
- поэзия вагантов.
Важной частью был героический эпос, который делился на исторический и фантастический. Первый основывался на реальных событиях, второй — на сказках и фольклоре. Рыцарская литература была представлена в романах и поэзии. На самом деле оба вида — это стихотворные произведения, написанные в романском стиле.
При дворах богатых феодалов часто выступали трубадуры с любовной лирикой. Во Франции прославились труверы, а в Германии миннезингеры. Городская литература была антирелигиозной и антифеодальной. Это басни, сатиры, грубоватые шутки.
Самые известные произведения Средневекового периода:
- «Песнь о Роланде»;
- «Повесть о Тристане и Изольде»;
- «Эрек и Энеида»;
- «Ланселот, или Рыцарь Телеги»;
- «Роман о Розе».
Старые монастырские школы в городах постепенно заменялись кафедральными заведениями. В них могли обучаться будущие священники и кадры светской администрации. Постепенно у школ появилось направление. В городах открывали музыкальные, математические, медицинские учреждения. А также внимание учителя уделяли таким наукам, как схоластика и теология.
На западе Европы открылись университеты, что привело к дальнейшему развитию образовательной системы. Первый появился в итальянском городе Болонье, а следующие в Англии, Франции, Испании. Каждый университет имел единые факультеты и академический язык — латинский. На младшем курсе изучали семь свободных искусств:
- грамматика;
- риторика;
- арифметика;
- диалектика;
- геометрия;
- астрономия;
- музыка.
Бакалавры знали правила сложения и вычитания, таблицу умножения, умели читать и писать, красиво говорить, распознавать созвездия и играть на нескольких музыкальных инструментах. Затем они могли искать работу или продолжить научную деятельность — поступить на старший факультет, где изучали юриспруденцию, медицину или богословие. Иногда студенты переходили из одного университета в другой, если им нужно было поменять место жительства.
Архитектурные памятники
Архитектурными центрами были итальянские города. Мастера, проживавшие в них, продолжали следовать античным традициям. Наиболее застроенным оказался город Равенна. Здесь во времена Средневековья возвели дворцы и соборы, гробницы и амфитеатры. Все сооружения украшали мозаикой.
Среди практичных построек известны мосты, акведуки, храмы и баптистерии. Самые известные памятники архитектуры:
- мавзолей Теодориха;
- церковь мученика Виталия;
- базилика Святого Петра;
- мавзолей галлы Плацидии;
- церковь Сан-Лоренцо Маджоне.
На западе Европы было гораздо больше храмов и соборов, чем на востоке. Практически все они возведены в античном стиле. Одно из основных внутренних украшений — мозаика. Но греки украшали ею полы храмов, а итальянцы, затем и другие мастера, простенки и апсид. Изготавливали ее не из цветных камней, а непрозрачного стекла — смальты.
Рим был в эпоху Средневековья религиозным центром. Здесь находилась резиденция Святого Папы, церкви общин, базилики и храмы. Впервые в средневековой истории построили крипту с обходом вокруг надгробия. Позже она стала неотъемлемым атрибутом христианских храмов.
Изобразительное искусство
Еще одно искусство, расцвет которого пришелся на Средние века, — изобразительное. В этот период развились книжная миниатюра, живопись, скульптура. Хотя книги стали уже не предметом роскоши, а средством для получения знаний, их продолжали украшать, повышая стоимость. Миниатюры можно было встретить на страницах Евангелия и Псалтыря.
Сначала художникам трудно было как-то разбавить поэтические аллегории и символы рисунками. Но позже они сумели объединить характерные черты византийцев и варваров. Известные примеры мастеров:
- «Аахенское Евангелие»;
- «Утрехтская псалтырь»;
- «Евангелие Эбо».
Венец художественной культуры Средних веков — монументальная живопись. Фресками и мозаиками были покрыты стены и потолки практически всех храмов, базиликов и соборов. А также ими украшали дворцы императорских семей. Чаще всего изображали римских полководцев и властителей, сюжеты из Библии, лики святых. Не было художников, которые выкладывали пейзажи или натюрморты. Мастера больше внимания уделяли изображению противостояния добра и зла.
Рисовали также и портреты на полотнах. Смешение стилей характерно для средневековой культуры Западной Европы в начале Ренессанса. Постепенно художники отходили от классических канонов романской живописи к изображениям реалистичного мира. Доминировали христианские сюжеты.
Картины еще не были трехмерными, мастера пока не научились делать неплоские изображения. Но на полотнах уже тщательно прорисовывали детали, что делало композиции завершенными. Позже итальянские мастера смягчили линии тела и лица при написании портретов. Их работы больше напоминали живых людей, чем кукол, как это было на раннем этапе развития средневековой живописи.
Появлялись новые скульптурные композиции. Они украшали храмы и дворцы императоров. В эту эпоху статуи стали более реалистичными благодаря тому, что мастера научились создавать сложную драпировку. Позы человеческих фигур стали более естественными, а сами они больше не напоминали кукол.
Музыка и театр
Музыка Средневековья носила преимущественно религиозный характер. Но вскоре стали появляться музыканты, которые выступали в частных домах и на светских мероприятиях. Сначала выступали только трубадуры, которые распространились по Европе с северных провинций Франции.
Знаменитые деятели этой сферы:
- Бернанд де Вентадорн;
- Фольке де Марсель;
- Жеро де Борнель.
Они пели о неразделенной любви, рыцарских подвигах, прекрасных дамах, простых пастушках. Некоторые песни были похожи на баллады, которые появились только в XIV веке. Трубадуры исполняли и танцевальную музыку — вирелай и рондо. Играли они только на духовых или струнных инструментах.
Театр до начала Средневековья пришел в упадок. Вдохнуть в него жизнь смогла католическая церковь. Духовенство пыталось расширить свое влияние. Для этого оно приспосабливало к христианству общекультурные языческие праздники, крестьянские торжества. А отмечали их не только танцами и гуляньями, но и театральными действиями.
В подобные представления превратились и некоторые церковные мероприятия. Во время воскресного шествия на службу пели канонические хоралы и вопросно-ответные композиции. Месса включала и антифонные перезвоны.
А истоком литургической драмы считаются трехголосые тропы. Диалог между ангелами и тремя Мариями у могилы Христа написал неизвестный автор в 925 году. А в 970 обнаружили записанную инструкцию к ним. Она включала описание жестов и костюмов.
Обычно театральные постановки связывали с празднованием дня Тела Христова. Спектакль растягивался на 1−2 дня, так как пытались проиграть подряд 40 пьес. Финансированием занимались торговые гильдии и цехи. Актерами были любители, образованных театралов сложно найти. Из-за этого все диалоги писались простыми стихотворениями, часто пренебрегали реальными историческими данными и причинно-следственными связями.
Романский стиль
С десятого по двенадцатый век в Западной Европе господствовал романский стиль, который преобладал в архитектуре, живописи, скульптуре, литературе. На самом деле стиль образовался благодаря смешению римской и варварской культуре.
В это время строились религиозные здания. Они были простыми, так как совмещали сразу несколько функций — жилища для монахов, библиотеки, мастерские и помещения для проведения службы. Архитекторы разработали арочные конструкции, которые заменили прежние деревянные сооружения. Каменные здания стали более безопасными.
Важным этапом развития культуры стала скульптура. Она имела декоративный и практический характер. Идеалом для мастеров были работы византийских скульпторов. Статуи не были высокими, их изготавливали из золота, бронзы или слоновой кости. А детали позаимствовали у Ближнего Востока: скульптуры украшали тканями, драгоценными украшениями, геометрическими узорами.
Живопись использовалась для росписи стен и колонн храмов. Но она была еще настолько примитивной, что изображения рассматривались как символы. Соборы украшали мозаиками и фресками, популярными были библейские мотивы.
Ремесленники занимались художественной обработкой металлов. Чаще всего изготавливали утварь для проведения церковных мероприятий — чаши, подсвечники, блюда. Позже появились искусные ювелиры, работающие с золотом и серебром. Активно развивалась текстильная промышленность. Кроме производства одежды и обуви, были популярными настенные гобелены, панно, ковры, шторы, вышивки.
Готическая культура
На смену романскому стилю пришел готический. Если говорить кратко, то он принес множество изменений в архитектуру и живопись. Появилась готика во Франции и почти весь XV век господствовала в Европе. Сначала подобное название использовали в пренебрежительном смысле для архитектуры варваров — готов. Но в итоге готика стала характерной для периодизации высокого или классического Средневековья.
В таком стиле стали строить церковные здания. У них были каменные своды, но тонкие и легкие конструкции, а купола устремлялись вверх. Сооружения подобного типа имели арочные окна, благодаря чему внутри помещений было очень светло. Это привело к настоящей революции в строительстве.
Готическая скульптура была монументальной. Крупные статуи ставили на входах в церкви, их прикрепляли к колоннам. Тогда это было значительное достижение, не виданное до того в Западной Европе.
Скульптуры отличались натурализмом — мастера детально прорабатывали локоны, глаза и губы, складки тела и одежды.
В Средневековье человек стал на новую ступень развития. Одно из главных достижений эпохи — изменения в образовании, появление новых стилей в искусстве. Без появления подобной культуры не смогла бы дальше развиваться Западная Европа. Из-за этого историки называют Средние века строительными лесами, с помощью которых основались современные традиции.
Источник